«Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США

«Дикие ласки» (английское Wild Weasels) — это специальные подразделения в составе ВВС США, которые ориентированы на ведение борьбы с ЗРК противника, уничтожением его радаров. Впервые данные подразделения появились во время Вьетнамской войны, в дальнейшем без них не обходилось ни одной крупной боевой операции с участием ВВС США. В этом нет ничего странного, ведь уничтожив или заставив «замолчать» наземные радары противника, можно обеспечить себе господство в воздухе и безопасные полеты.

Именно военный конфликт во Вьетнаме стал первым вооруженным конфликтом, в котором авиации пришлось столкнуться с эшелонированной противовоздушной обороной, построенной на ЗРК. Естественно, наличие у Вьетнама значительного количества зенитно-ракетных комплексов советского производства стало для американцев неприятным сюрпризом и заставило их искать выход из этой ситуации. Среди возможных мер противодействия были переход к полетам на малых и сверхмалых высотах (но на этих высотах очень активно действовала зенитная артиллерия), а также масштабное применение помех. Для постановки помех использовались специальные самолеты, предназначенные для прорыва ПВО противника.

Программа создания самолетов прорыва ПВО получила в США обозначение Wild Weasel — «Дикая ласка». Со временем так же стали называться и сами самолеты, которые были модифицированы в рамках данной программы. На этапе Wild Weasel I, который стартовал уже в 1965 году, американцами применялись созданные на 10 лет раньше истребители F-100 Super Sabre — первые сверхзвуковые самолеты американских ВВС. Двухместная версия истребителя F-100F стала основой для «Дикой ласки». Самолет мог обнаружить РЛС противника при помощи специальных приемников излучения, после чего офицер-оператор указывал летчику направление на цель, затем тот обнаруживал позицию ЗРК уже в визуальном режиме, и атаковал цель. При этом истребитель F-100F обладал недостаточно высокой скоростью полета для того, чтобы сопровождать на задание современные на тот момент самолеты F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief, поэтому на этапе Wild Weasel II использовалась модель, построенная уже на базе истребителя F-105.


«Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США
F-105G

Специальные самолеты EF-105F начали появляться в частях уже в 1966 году, вскоре их сменили более совершенные F-105G. При этом серийный выпуск истребителей F-105 завершился еще раньше, в 1964 году, поэтому количество истребителей, которые можно было модифицировать в «убийц ПВО» противника сокращалось, в том числе и из-за высоких потерь авиации во Вьетнаме. В результате этого 4 и 5 этапы данной программы были реализованы уже на основе истребителя F-4 Phantom II — в версиях EF-4C Wild Weasel IV и F-4G Wild Weasel V.

Во время войны во Вьетнаме подразделения «Диких ласок» действовали 2-мя способами: сопровождали на задание ударные группы американской авиации и занимались «свободной охотой». В случае выполнения задачи сопровождений ударной групп эти самолеты первыми входили в зону вьетнамской ПВО и оставались в ней во время нанесения основного удара, занимаясь подавлением всех выявленных позиций ЗРК противника. Эти самолеты покидали район лишь после выхода из него ударных самолетов. Именно так возник девиз «Диких ласок»: «Первыми прийти, последними уйти» (английское First In, Last Out). Во время «свободной охоты» «дикие ласки» действовали связками «охотник-убийца». Например, на некотором удалении от одиночного самолета F-105F следовала группа из 3-4 самолетов F-105D или F-4. Иногда применялась группа из 2-х «охотников» и 2-х «убийц». Самолет-лидер находил позиции ЗРК и атаковал их, отмечая ее для остальных самолетов, после чего все ударные машины заключали их уничтожение.

С каждым новым поколением «Дикие ласки» оснащались все более совершенным вооружением и оборудованием, включая управляемые ракеты, которые наводятся на излучение РЛС, а также системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). После завершения войны во Вьетнаме «Дикие ласки» несли службу в Западной Европе, а также на Дальнем Востоке — в тех местах, где в случае необходимости, США пришлось бы иметь дело с советской системой ПВО.

«Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США
F-16CJ

В 1990-х годах были списаны последние «Дикие ласки». В США решили использовать для этих целей модернизированные многоцелевые истребители F-16C. Таким средством подавления ПВО противника стал истребитель F-16CJ Wild Weasel. Самолет является модификацией F-16C Block 50 и носит обозначение Block 50D/52D. Данный истребитель применятся при решении задач по прорыву и подавлению ПВО противника, успешно замещая старые, но надежные машины F-4G Wild Weasel. Истребитель F-16CJ обладает способностью полностью использовать возможности УР AGM-88 HARM, а также системы наведения AN/ASQ-213 HARM (HTS) для уничтожения и подавления системы ПВО противника. Данные самолеты ВВС США использовали для подавления югославской ПВО в 1999 году.

Столкнувшись с такой же проблемой, в ВМС США не стали отказываться от специализированных машин. Для подавления системы ПВО здесь использовались: сначала EF-10D Skyknight, затем EA-6A и EA-6B Prowler. В настоящее время американский флот делает ставку на специализированные самолеты — на смену устаревшим уже EA-6B пришли новые EA-18G Growler, которые были созданы на базе двухместной версии F/A-18F Super Hornet.

Российский путь

Вплоть до 2008 года российские ВВС не сталкивались с противником, который был бы оснащен средствами ПВО более серьезными, чем малокалиберная зенитная артиллерия и ПЗРК. Поэтому пятидневная война с Грузией в августе 2008 года наглядно продемонстрировала слабость российских ВВС, а также показала, что подобные столкновения чреваты для России потерями. В этой связи задача по подавлению ПВО противника сделалась одним из приоритетных проектов.

«Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США

В настоящее время для решения данной задачи в случае необходимости должны использоваться стандартные ударные самолеты — сегодня это Су-24 и Су-34, которые оснащены противорадиолокационными ракетами. Но возможности этих самолетов, судя по всему, были сочтены недостаточными. Помимо этого, в роли отечественной «Дикой ласки» может применяться сверхзвуковой разведчик-бомбардировщик МиГ-25 РБ. Но эти самолеты обладают уже весьма почтенным возрастом, и в ближайшие 10-15 лет будут полностью списаны из состава ВВС.

В то же время выбор в качестве платформы для российской «Дикой ласки» штурмовика Су-25 вызывает некоторое удивление (должны появиться в составе ВВС уже в 2014 году). В силу своих характеристик и предназначения, данный самолет может сопровождать только группы из таких же штурмовиков. Для того чтобы действовать в боевых порядках многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков, Су-25 не хватает ни дальности, ни скорости полета. Наряду с этим для штурмовиков, которые действуют над полем боя, данная машина может стать серьезным подспорьем. Для решения прочих задач, возможно, стоило бы задуматься над разработкой специального самолета на базе Су-30 или как минимум о разработке такого комплекта оборудования (в контейнерном исполнении), который вместе с необходимым вооружением мог бы превратить в «дикую ласку» любой стандартный истребитель из состава российских ВВС.

Источники информации:
—http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/88116651/106408305
—http://omop.su/article/47/49116.html
—http://www.airwar.ru/enc/fighter/f16cj.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 35
  1. 0255 25 октября 2013 09:21
    Сколько всего американцы понапридумывали во Вьетнаме - а всё равно с позором ушли.
    1. Fitter65 25 октября 2013 14:58
      Они из Вьетнама,а мы отовсюду,и из Вьетнама тоже.
      1. Su-9 26 октября 2013 00:49
        американцы ушли из Вьетнама потому что им там нечего было делать - также как и мы из Афгана (в военном плане ситуацию в Афгане мы контролировали вполне от начала до конца).
        Пережимать не надо ни в какую сторону тут.
        А в статье немного удивил вот этот пассаж: " Вплоть до 2008 года российские ВВС не сталкивались с противником, который был бы оснащен средствами ПВО более серьезными, чем малокалиберная зенитная артиллерия и ПЗРК".
        Если "экстраполировать" опыт ВВС СССР на ВВС России, то очень даже сталкивались - от Египта до Вьетнама. И вооружение было (есть), и средства обнаружения были. Одно изделие Д-7 с Вьюгой чего стоит?
        Конечно Вьюга нужна новая теперь.
        Su-9
  2. Wedmak 25 октября 2013 09:23
    По-моему, для нас Су-30 первый кандидат на роль самолета против ПВО.
    1. Geisenberg 25 октября 2013 13:31
      Цитата: Wedmak
      По-моему, для нас Су-30 первый кандидат на роль самолета против ПВО.


      Мораль тут в другом. Наша военная доктрина - оборонная, не подразумевает агрессивных действий, а подавление ПВО это безусловная часть агрессии. Чье ПВО нам надо подавлять ? Ну не грузинское же в само деле ...
      1. Завтрак Туриста 25 октября 2013 13:53
        Мораль тут в другом. Наша военная доктрина - оборонная, не подразумевает агрессивных действий, а подавление ПВО это безусловная часть агрессии. Чье ПВО нам надо подавлять ? Ну не грузинское же в само деле ...


        Это ошибка считать ПВО сугубо оборонительным вооружением. Существует мобильное войсковое ПВО, в задачу которого входит в том числе прикрытие наступающих бронетанковых и механизированных соединений. Готовы ли ВВС РФ к борьбе с войсковым ПВО скажем Китая?
        1. 0255 25 октября 2013 16:31
          Готовы ли ВВС РФ к борьбе с войсковым ПВО скажем Китая?

          а насколько готовы к войне против ВВС РФ китайские копии С-300?
          1. Завтрак Туриста 25 октября 2013 21:25
            а насколько готовы к войне против ВВС РФ китайские копии С-300?

            Полагаю этот противник посерьёзней грузинских "Буков" и "Ос".
            1. cdrt 26 октября 2013 00:58
              Цитата: Завтрак Туриста
              а насколько готовы к войне против ВВС РФ китайские копии С-300?

              Полагаю этот противник посерьёзней грузинских "Буков" и "Ос".


              Ну кстати не факт, что серьезнее Буков, грамотно увязанных с Кольчугой. И то, и то - последняя мода еще времен СССР (китайские копии С-300 того же времени).
      2. cdrt 26 октября 2013 00:55
        Цитата: Geisenberg
        Цитата: Wedmak
        По-моему, для нас Су-30 первый кандидат на роль самолета против ПВО.


        Мораль тут в другом. Наша военная доктрина - оборонная, не подразумевает агрессивных действий, а подавление ПВО это безусловная часть агрессии. Чье ПВО нам надо подавлять ? Ну не грузинское же в само деле ...


        Так ведь пришлось таки подавлять грузинское.
        Ближайшие возможные серьезные войны без ОМП - Украина, Япония...и там, и там ПВО прорывать.
        И собственно о какой оборонительной доктрине шла речь в СССР, с созданием фронтовых ОМГ (почитайте для какого вида действий создавались), с доктриной ярко наступательной.
    2. Nayhas 25 октября 2013 14:12
      Цитата: Wedmak
      По-моему, для нас Су-30 первый кандидат на роль самолета против ПВО.

      так то выбирать не из чего.
      1. cdrt 26 октября 2013 00:59
        Цитата: Nayhas
        Цитата: Wedmak
        По-моему, для нас Су-30 первый кандидат на роль самолета против ПВО.

        так то выбирать не из чего.


        А почему не Миг-29М?
        И легче, и маневреннее?
        Самые опытные в прорыве ПВО американцы пришли в конце концов к легким/средним самолетам, а не тяжелым.
        Да и нравится мне Миг-29 laughing просто
    3. SkyMaXX 26 октября 2013 00:00
      Не плохо для этой цели сгодился бы и Су-34.
    4. андрей юрьевич 26 октября 2013 03:57
      мне так думается"дроны" должны заниматься подобной работой,вот где нужно упереться.
  3. Rinat 1 25 октября 2013 10:09
    Су 30 хорошая машина, только бы приняли на вооружение в достаточном количестве, а не поштучно
  4. ДмитрийК 25 октября 2013 11:31
    Не совсем согласен. Су-30 в первую очередь маневренный истребитель воздушного боя и использовать его потенциал в качестве платформы-носителя не совсем рационально. Переоборудовать планер МИГ-31.
    1. Nayhas 25 октября 2013 14:14
      Цитата: ДмитрийК
      Су-30 в первую очередь маневренный истребитель воздушного боя и использовать его потенциал в качестве платформы-носителя не совсем рационально. Переоборудовать планер МИГ-31.

      Ну здрасьте... МиГ-31 ТЯЖЁЛЫЙ истребитель, не с каждого аэродрома может взлетать и стоимость его высокая. Су-30 самый подходящий вариант, вот только смогут ли наши вписать оборудование...
    2. cdrt 26 октября 2013 01:01
      Цитата: ДмитрийК
      Не совсем согласен. Су-30 в первую очередь маневренный истребитель воздушного боя и использовать его потенциал в качестве платформы-носителя не совсем рационально. Переоборудовать планер МИГ-31.


      Wild Weasel вроде как действуют на малых высотах.
      А вы хотите пере делать в них высотные сверхзвуковые перехватчики весом в 40т?
      На сон разума похоже...
  5. Хникар 25 октября 2013 12:02
    СУ-34 по моему самый подходящий кандидат в *дикие ласки* по русски
    1. 0255 25 октября 2013 13:55
      Цитата: Хникар
      СУ-34 по моему самый подходящий кандидат в *дикие ласки* по русски

      Су-34, если верить российским новостям, успешно подавлял грузинское ПВО в Осетии в 2008 г.
    2. Nayhas 25 октября 2013 14:15
      Цитата: Хникар
      СУ-34 по моему самый подходящий кандидат в *дикие ласки* по русски

      Он абсолютно не маневренный, очень тяжелый, а по нагрузке не превосходит Су-30
      1. olp 25 октября 2013 15:54
        Он абсолютно не маневренный, очень тяжелый, а по нагрузке не превосходит Су-30

        ха. ещё одно ваше авторитетное мнение lol
        вы как обычно жжёте напалмом
        olp
    3. olp 25 октября 2013 16:00
      СУ-34 по моему самый подходящий кандидат в *дикие ласки* по русски

      всё же соглашусь что Су-34 не самый лучший кандидат на эту роль.
      Су-30СМ подойдёт лучше чем Су-34(более лёгкий и манёвренный) и лучше чем Су-35С(экипаж 2 человека)

      хотя и была информация про разработку подвесных контейнеров Сыч и Тарантул для Су-34 наверняка они будут универсальными для всех самолётов
      olp
  6. kafa 25 октября 2013 12:43
    сушки тяжелы хотя и дальнобойны а миг уже не существует?!
  7. Nayhas 25 октября 2013 14:16
    Как ни дико звучит, но страна имеющая сильную ПВО не имеет средств для её прорыва...
  8. Axel 25 октября 2013 15:36
    Для вскрытия ПВО нужен самолет на котором установлен комплекс "КОЛЬЧУГА" , а для уничтожения ПВО использовать крылатые ракеты , мы в 21 веке хватит летчиков гробить.
    Axel
  9. olp 25 октября 2013 16:02
    по теме что за ересь написал автор в последнем абзаце? какие ещё специализированные Су-25 для вскрытия ПВО? что курил автор?
    olp
    1. Shturmovik 25 октября 2013 21:44
      много вы не знаете))) да на су-25см будут ракеты "воздух-РЛС"
    2. cdrt 26 октября 2013 01:03
      Цитата: olp
      по теме что за ересь написал автор в последнем абзаце? какие ещё специализированные Су-25 для вскрытия ПВО? что курил автор?


      Эту ересь не автор придумал, а или МО РФ, или журналюги об этом писавшие. Недавно новость такая была
      1. olp 26 октября 2013 01:10
        Эту ересь не автор придумал, а или МО РФ, или журналюги об этом писавшие. Недавно новость такая была

        а источник случаем не известия? если да то я не удивлюсь negative
        olp
  10. Наемник 25 октября 2013 16:53
    последняя мысль весьма дельная. спасибо автору! а то привыкли только хаить а что-то умное предложить конкретное слабо.
  11. иваныч47 25 октября 2013 17:31
    Самолет подавления системы ПВО противника должен иметь на борту компактную разведывательную аппаратуру, мощную систему навигации (космические НС, наземные системы дальней навигации, автономные НС). Конечно, тактико-технические характеристики ЛА сопровождения должны быть близки характеристикам ударных самолетов. Опыт американцев нужно изучать, это не помешает.
  12. Urri 25 октября 2013 20:19
    В Грузии в 8.8.8 единственный летабельный на тот момент Су-34 стал самой дикой лаской в мире. Снёс к тунцам все Грузинские РЛС/РПН
    1. ДмитрийК 26 октября 2013 09:47
      Откуда такая информация?
  13. Штази 25 октября 2013 21:00
    Во Вьетнаме американцы всячески старались уничтожить нашу ПВО. Использовались все виды помех для подавления работы радаров, а также противорадарные ракеты "Шрайк". Наши зенитчики смогли всему этому противопоставить свои приемы. При использовании помех использовалась аппаратура отстройки от помех и переключения на другую частоту. При угрозе засечения радара применялся способ обнаружения и наведения на цель с помощью оптического визира. Также использовался метод ложного пуска: засекают наши с помощью оптического визира цели, включают радар. Самолеты начинают реагировать. Радар отключается и быстро покидает место дислокации а самолеты бомбили по пустому месту, напарываясь на обратном курсе на залп ракет. Что же касается проблем нашей армии, вскрытых в августовской войне с Грузией, в частности преодоления ПВО, то возникла серьезная необходимость переподготовки и обучения летного состава. В основном нашу авиацию ориентировали на борьбу с воздушным противником и мало уделяли внимание борьбе с зенитными комплексами. Наши зенитчики служившие во Вьетнаме с горечью в своих мемуарах пишут что их уникальный боевой опыт так и не был должным образом оценен и внедрен в боевую учебу войск ПВО и авиации. Опыт прошедшей войны восьмого года показал необходимость создания принципиально нового самолета способного вести радиоэлектронную борьбу с современными зенитными комплексами. Штурмовики напичканные аппаратурой для этой цели не годятся. Было бы интересно узнать, использовались ли для подавления грузинской ПВО наземные комплексы РЭБ имеющиеся в нашей армии и как они себя проявили.
    Штази
  14. ученый 25 октября 2013 23:53
    Главное качество для самолета при прорыве системы ПВО это наличие систем навигации для полета на сверхмалых высотах (ОПМВ). Варианты самораскрытия помехами можно рассматривать только в том случае если генераторы помех будут буксируемые на тросах. Но обычно такой прорыв производиться под прикрытием самолетов разведчиков и постановщиков помех с дальности вне досягаемости средств ПВО, а сама группа прорыва осуществляет полет в режиме радиомолчания.
    В современных условиях можно сделать однозначный вывод, что при наличии у авиации нормальных средств постановки помех ни одна система ПВО не устоит и пары часов. Единственный выход это комбинированная активно пассивная система разведки с централизованным управлением действий мобильных групп ЗРК и РЭБ методом засад. Понятно, что такая тактика существенно снижает гарантии безопасности обороняемых объектов, но пока это единственный вариант хоть как то сохранить системы ПВО в первые часы удара групп типа «дикие ласки» и минимизировать потери
    Ассиметричным ответом могут стать разработки казахстанского ученого в Академии ВКО г.Твери Кобзарева В.А. Способ обнаружения и определения местоположения воздушных объектов. Патент РФ на изобретение № 2240576 зарегистрирован 20.11.04 и российских ученых ОАО «КБ Связь» Пархоменко Н.Г., Онищенко В.С., Шевченко В. Н. Способ пассивного обнаружения воздушных объектов. Патент РФ № 2472176, зарегистрированного в 24.06.2011г.
    Однако пока лидируют в этих исследованиях США фирма «Локхид – Мартин», которая изготовила экспериментальный образец приемной станции для новой системы «Сайлент Сентри» и Франция фирма «Thales RS», которая провела аналогичные работы в рамках программы государственной программы «Дарк» и создала аналогичный пассивный радар «Homeland Alerter 100».
    В отличие от устаревших принципов активной и пассивной локации, данные типы радаров могут в принципе использовать любые источники излучения для обнаружения и точного определения координат воздушных и космических объектов.
    Однако пока исследования в этой области мало интересуют промышленность, так как стоимость классических радаров в несколько раз выше, чем перспективных пассивных корреляционно-базовых РЛС.
    1. cdrt 26 октября 2013 01:07
      Цитата: ученый
      Главное качество для самолета при прорыве системы ПВО это наличие систем навигации для полета на сверхмалых высотах (ОПМВ). Варианты самораскрытия помехами можно рассматривать только в том случае если генераторы помех будут буксируемые на тросах. Но обычно такой прорыв производиться под прикрытием самолетов разведчиков и постановщиков помех с дальности вне досягаемости средств ПВО, а сама группа прорыва осуществляет полет в режиме радиомолчания.
      В современных условиях можно сделать однозначный вывод, что при наличии у авиации нормальных средств постановки помех ни одна система ПВО не устоит и пары часов. Единственный выход это комбинированная активно пассивная система разведки с централизованным управлением действий мобильных групп ЗРК и РЭБ методом засад. Понятно, что такая тактика существенно снижает гарантии безопасности обороняемых объектов, но пока это единственный вариант хоть как то сохранить системы ПВО в первые часы удара групп типа «дикие ласки» и минимизировать потери
      Ассиметричным ответом могут стать разработки казахстанского ученого в Академии ВКО г.Твери Кобзарева В.А. Способ обнаружения и определения местоположения воздушных объектов. Патент РФ на изобретение № 2240576 зарегистрирован 20.11.04 и российских ученых ОАО «КБ Связь» Пархоменко Н.Г., Онищенко В.С., Шевченко В. Н. Способ пассивного обнаружения воздушных объектов. Патент РФ № 2472176, зарегистрированного в 24.06.2011г.
      Однако пока лидируют в этих исследованиях США фирма «Локхид – Мартин», которая изготовила экспериментальный образец приемной станции для новой системы «Сайлент Сентри» и Франция фирма «Thales RS», которая провела аналогичные работы в рамках программы государственной программы «Дарк» и создала аналогичный пассивный радар «Homeland Alerter 100».
      В отличие от устаревших принципов активной и пассивной локации, данные типы радаров могут в принципе использовать любые источники излучения для обнаружения и точного определения координат воздушных и космических объектов.
      Однако пока исследования в этой области мало интересуют промышленность, так как стоимость классических радаров в несколько раз выше, чем перспективных пассивных корреляционно-базовых РЛС.


      Так вроде Кольчуга, наша (название лень искать) аналогичного назначения: радио техническая разведка ЛА, дальность сотни км, точность - достаточная для передачи целей ЗРК. Абсолютно пассивные
  15. ученый 26 октября 2013 01:42
    Цитата: cdrt
    Так вроде Кольчуга, наша (название лень искать) аналогичного назначения: радио техническая разведка ЛА

    Украинская РТС Кольчуга, так же как и чешская Вера, российские Валерия и Орион работают как обычные средства радиотехнической разведки и обнаруживают только источники излучений. Если самолеты или ракеты летят в режиме радиомолчания, то для них они просто невидимы. Поэтому такие РТС используются как вспомогательные средства в системе ПВО.
    Особенность новых разработок, о которых я написал, в том, что они позволяют гарантированно обнаруживать любые цели по переотраженному сигналу, неважно излучаю они или нет. Причем чем больше интенсивность помех, тем лучше они работают.
  16. Vikmay16 27 октября 2013 01:26
    НАТО против ПВО давно зуб точит! У них тактика такая - бомбить с воздуха или "Томагавками" закидать!Очень они потерь остерегаются! Новая система ПВО требует финансов! Все в деньги упирается!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня