«Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США

«Дикие ласки» (английское Wild Weasels) — это специальные подразделения в составе ВВС США, которые ориентированы на ведение борьбы с ЗРК противника, уничтожением его радаров. Впервые данные подразделения появились во время Вьетнамской войны, в дальнейшем без них не обходилось ни одной крупной боевой операции с участием ВВС США. В этом нет ничего странного, ведь уничтожив или заставив «замолчать» наземные радары противника, можно обеспечить себе господство в воздухе и безопасные полеты.

Именно военный конфликт во Вьетнаме стал первым вооруженным конфликтом, в котором авиации пришлось столкнуться с эшелонированной противовоздушной обороной, построенной на ЗРК. Естественно, наличие у Вьетнама значительного количества зенитно-ракетных комплексов советского производства стало для американцев неприятным сюрпризом и заставило их искать выход из этой ситуации. Среди возможных мер противодействия были переход к полетам на малых и сверхмалых высотах (но на этих высотах очень активно действовала зенитная артиллерия), а также масштабное применение помех. Для постановки помех использовались специальные самолеты, предназначенные для прорыва ПВО противника.

Программа создания самолетов прорыва ПВО получила в США обозначение Wild Weasel — «Дикая ласка». Со временем так же стали называться и сами самолеты, которые были модифицированы в рамках данной программы. На этапе Wild Weasel I, который стартовал уже в 1965 году, американцами применялись созданные на 10 лет раньше истребители F-100 Super Sabre — первые сверхзвуковые самолеты американских ВВС. Двухместная версия истребителя F-100F стала основой для «Дикой ласки». Самолет мог обнаружить РЛС противника при помощи специальных приемников излучения, после чего офицер-оператор указывал летчику направление на цель, затем тот обнаруживал позицию ЗРК уже в визуальном режиме, и атаковал цель. При этом истребитель F-100F обладал недостаточно высокой скоростью полета для того, чтобы сопровождать на задание современные на тот момент самолеты F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief, поэтому на этапе Wild Weasel II использовалась модель, построенная уже на базе истребителя F-105.


«Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США
F-105G

Специальные самолеты EF-105F начали появляться в частях уже в 1966 году, вскоре их сменили более совершенные F-105G. При этом серийный выпуск истребителей F-105 завершился еще раньше, в 1964 году, поэтому количество истребителей, которые можно было модифицировать в «убийц ПВО» противника сокращалось, в том числе и из-за высоких потерь авиации во Вьетнаме. В результате этого 4 и 5 этапы данной программы были реализованы уже на основе истребителя F-4 Phantom II — в версиях EF-4C Wild Weasel IV и F-4G Wild Weasel V.

Во время войны во Вьетнаме подразделения «Диких ласок» действовали 2-мя способами: сопровождали на задание ударные группы американской авиации и занимались «свободной охотой». В случае выполнения задачи сопровождений ударной групп эти самолеты первыми входили в зону вьетнамской ПВО и оставались в ней во время нанесения основного удара, занимаясь подавлением всех выявленных позиций ЗРК противника. Эти самолеты покидали район лишь после выхода из него ударных самолетов. Именно так возник девиз «Диких ласок»: «Первыми прийти, последними уйти» (английское First In, Last Out). Во время «свободной охоты» «дикие ласки» действовали связками «охотник-убийца». Например, на некотором удалении от одиночного самолета F-105F следовала группа из 3-4 самолетов F-105D или F-4. Иногда применялась группа из 2-х «охотников» и 2-х «убийц». Самолет-лидер находил позиции ЗРК и атаковал их, отмечая ее для остальных самолетов, после чего все ударные машины заключали их уничтожение.

С каждым новым поколением «Дикие ласки» оснащались все более совершенным вооружением и оборудованием, включая управляемые ракеты, которые наводятся на излучение РЛС, а также системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). После завершения войны во Вьетнаме «Дикие ласки» несли службу в Западной Европе, а также на Дальнем Востоке — в тех местах, где в случае необходимости, США пришлось бы иметь дело с советской системой ПВО.

F-16CJ

В 1990-х годах были списаны последние «Дикие ласки». В США решили использовать для этих целей модернизированные многоцелевые истребители F-16C. Таким средством подавления ПВО противника стал истребитель F-16CJ Wild Weasel. Самолет является модификацией F-16C Block 50 и носит обозначение Block 50D/52D. Данный истребитель применятся при решении задач по прорыву и подавлению ПВО противника, успешно замещая старые, но надежные машины F-4G Wild Weasel. Истребитель F-16CJ обладает способностью полностью использовать возможности УР AGM-88 HARM, а также системы наведения AN/ASQ-213 HARM (HTS) для уничтожения и подавления системы ПВО противника. Данные самолеты ВВС США использовали для подавления югославской ПВО в 1999 году.

Столкнувшись с такой же проблемой, в ВМС США не стали отказываться от специализированных машин. Для подавления системы ПВО здесь использовались: сначала EF-10D Skyknight, затем EA-6A и EA-6B Prowler. В настоящее время американский флот делает ставку на специализированные самолеты — на смену устаревшим уже EA-6B пришли новые EA-18G Growler, которые были созданы на базе двухместной версии F/A-18F Super Hornet.

Российский путь

Вплоть до 2008 года российские ВВС не сталкивались с противником, который был бы оснащен средствами ПВО более серьезными, чем малокалиберная зенитная артиллерия и ПЗРК. Поэтому пятидневная война с Грузией в августе 2008 года наглядно продемонстрировала слабость российских ВВС, а также показала, что подобные столкновения чреваты для России потерями. В этой связи задача по подавлению ПВО противника сделалась одним из приоритетных проектов.


В настоящее время для решения данной задачи в случае необходимости должны использоваться стандартные ударные самолеты — сегодня это Су-24 и Су-34, которые оснащены противорадиолокационными ракетами. Но возможности этих самолетов, судя по всему, были сочтены недостаточными. Помимо этого, в роли отечественной «Дикой ласки» может применяться сверхзвуковой разведчик-бомбардировщик МиГ-25 РБ. Но эти самолеты обладают уже весьма почтенным возрастом, и в ближайшие 10-15 лет будут полностью списаны из состава ВВС.

В то же время выбор в качестве платформы для российской «Дикой ласки» штурмовика Су-25 вызывает некоторое удивление (должны появиться в составе ВВС уже в 2014 году). В силу своих характеристик и предназначения, данный самолет может сопровождать только группы из таких же штурмовиков. Для того чтобы действовать в боевых порядках многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков, Су-25 не хватает ни дальности, ни скорости полета. Наряду с этим для штурмовиков, которые действуют над полем боя, данная машина может стать серьезным подспорьем. Для решения прочих задач, возможно, стоило бы задуматься над разработкой специального самолета на базе Су-30 или как минимум о разработке такого комплекта оборудования (в контейнерном исполнении), который вместе с необходимым вооружением мог бы превратить в «дикую ласку» любой стандартный истребитель из состава российских ВВС.

Источники информации:
—http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/88116651/106408305
—http://omop.su/article/47/49116.html
—http://www.airwar.ru/enc/fighter/f16cj.html
Автор: Юферев Сергей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также

Комментарии 35

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. 0255 (не должно) 25 октября 2013 09:21
    Сколько всего американцы понапридумывали во Вьетнаме - а всё равно с позором ушли.
    1. Fitter65 (Александр.) 25 октября 2013 14:58
      Они из Вьетнама,а мы отовсюду,и из Вьетнама тоже.
      1. Su-9 26 октября 2013 00:49
        американцы ушли из Вьетнама потому что им там нечего было делать - также как и мы из Афгана (в военном плане ситуацию в Афгане мы контролировали вполне от начала до конца).
        Пережимать не надо ни в какую сторону тут.
        А в статье немного удивил вот этот пассаж: " Вплоть до 2008 года российские ВВС не сталкивались с противником, который был бы оснащен средствами ПВО более серьезными, чем малокалиберная зенитная артиллерия и ПЗРК".
        Если "экстраполировать" опыт ВВС СССР на ВВС России, то очень даже сталкивались - от Египта до Вьетнама. И вооружение было (есть), и средства обнаружения были. Одно изделие Д-7 с Вьюгой чего стоит?
        Конечно Вьюга нужна новая теперь.
        Su-9
  2. Wedmak (Денис) 25 октября 2013 09:23
    По-моему, для нас Су-30 первый кандидат на роль самолета против ПВО.
    1. Geisenberg (Вернер) 25 октября 2013 13:31
      Цитата: Wedmak
      По-моему, для нас Су-30 первый кандидат на роль самолета против ПВО.


      Мораль тут в другом. Наша военная доктрина - оборонная, не подразумевает агрессивных действий, а подавление ПВО это безусловная часть агрессии. Чье ПВО нам надо подавлять ? Ну не грузинское же в само деле ...
      1. Завтрак Туриста (Евгений) 25 октября 2013 13:53
        Мораль тут в другом. Наша военная доктрина - оборонная, не подразумевает агрессивных действий, а подавление ПВО это безусловная часть агрессии. Чье ПВО нам надо подавлять ? Ну не грузинское же в само деле ...


        Это ошибка считать ПВО сугубо оборонительным вооружением. Существует мобильное войсковое ПВО, в задачу которого входит в том числе прикрытие наступающих бронетанковых и механизированных соединений. Готовы ли ВВС РФ к борьбе с войсковым ПВО скажем Китая?
        1. 0255 (не должно) 25 октября 2013 16:31
          Готовы ли ВВС РФ к борьбе с войсковым ПВО скажем Китая?

          а насколько готовы к войне против ВВС РФ китайские копии С-300?
          1. Завтрак Туриста (Евгений) 25 октября 2013 21:25
            а насколько готовы к войне против ВВС РФ китайские копии С-300?

            Полагаю этот противник посерьёзней грузинских "Буков" и "Ос".
            1. cdrt 26 октября 2013 00:58
              Цитата: Завтрак Туриста
              а насколько готовы к войне против ВВС РФ китайские копии С-300?

              Полагаю этот противник посерьёзней грузинских "Буков" и "Ос".


              Ну кстати не факт, что серьезнее Буков, грамотно увязанных с Кольчугой. И то, и то - последняя мода еще времен СССР (китайские копии С-300 того же времени).
      2. cdrt 26 октября 2013 00:55
        Цитата: Geisenberg
        Цитата: Wedmak
        По-моему, для нас Су-30 первый кандидат на роль самолета против ПВО.


        Мораль тут в другом. Наша военная доктрина - оборонная, не подразумевает агрессивных действий, а подавление ПВО это безусловная часть агрессии. Чье ПВО нам надо подавлять ? Ну не грузинское же в само деле ...


        Так ведь пришлось таки подавлять грузинское.
        Ближайшие возможные серьезные войны без ОМП - Украина, Япония...и там, и там ПВО прорывать.
        И собственно о какой оборонительной доктрине шла речь в СССР, с созданием фронтовых ОМГ (почитайте для какого вида действий создавались), с доктриной ярко наступательной.
    2. Nayhas (Евгений) 25 октября 2013 14:12
      Цитата: Wedmak
      По-моему, для нас Су-30 первый кандидат на роль самолета против ПВО.

      так то выбирать не из чего.
      1. cdrt 26 октября 2013 00:59
        Цитата: Nayhas
        Цитата: Wedmak
        По-моему, для нас Су-30 первый кандидат на роль самолета против ПВО.

        так то выбирать не из чего.


        А почему не Миг-29М?
        И легче, и маневреннее?
        Самые опытные в прорыве ПВО американцы пришли в конце концов к легким/средним самолетам, а не тяжелым.
        Да и нравится мне Миг-29 laughing просто
    3. SkyMaXX 26 октября 2013 00:00
      Не плохо для этой цели сгодился бы и Су-34.
    4. андрей юрьевич (андрей юрьевич) 26 октября 2013 03:57
      мне так думается"дроны" должны заниматься подобной работой,вот где нужно упереться.
  3. Rinat 1 (Naiman) 25 октября 2013 10:09
    Су 30 хорошая машина, только бы приняли на вооружение в достаточном количестве, а не поштучно
  4. ДмитрийК (Дмитрий) 25 октября 2013 11:31
    Не совсем согласен. Су-30 в первую очередь маневренный истребитель воздушного боя и использовать его потенциал в качестве платформы-носителя не совсем рационально. Переоборудовать планер МИГ-31.
    1. Nayhas (Евгений) 25 октября 2013 14:14
      Цитата: ДмитрийК
      Су-30 в первую очередь маневренный истребитель воздушного боя и использовать его потенциал в качестве платформы-носителя не совсем рационально. Переоборудовать планер МИГ-31.

      Ну здрасьте... МиГ-31 ТЯЖЁЛЫЙ истребитель, не с каждого аэродрома может взлетать и стоимость его высокая. Су-30 самый подходящий вариант, вот только смогут ли наши вписать оборудование...
    2. cdrt 26 октября 2013 01:01
      Цитата: ДмитрийК
      Не совсем согласен. Су-30 в первую очередь маневренный истребитель воздушного боя и использовать его потенциал в качестве платформы-носителя не совсем рационально. Переоборудовать планер МИГ-31.


      Wild Weasel вроде как действуют на малых высотах.
      А вы хотите пере делать в них высотные сверхзвуковые перехватчики весом в 40т?
      На сон разума похоже...
  5. Хникар 25 октября 2013 12:02
    СУ-34 по моему самый подходящий кандидат в *дикие ласки* по русски
    1. 0255 (не должно) 25 октября 2013 13:55
      Цитата: Хникар
      СУ-34 по моему самый подходящий кандидат в *дикие ласки* по русски

      Су-34, если верить российским новостям, успешно подавлял грузинское ПВО в Осетии в 2008 г.
    2. Nayhas (Евгений) 25 октября 2013 14:15
      Цитата: Хникар
      СУ-34 по моему самый подходящий кандидат в *дикие ласки* по русски

      Он абсолютно не маневренный, очень тяжелый, а по нагрузке не превосходит Су-30
      1. olp (Олег) 25 октября 2013 15:54
        Он абсолютно не маневренный, очень тяжелый, а по нагрузке не превосходит Су-30

        ха. ещё одно ваше авторитетное мнение lol
        вы как обычно жжёте напалмом
        olp
    3. olp (Олег) 25 октября 2013 16:00
      СУ-34 по моему самый подходящий кандидат в *дикие ласки* по русски

      всё же соглашусь что Су-34 не самый лучший кандидат на эту роль.
      Су-30СМ подойдёт лучше чем Су-34(более лёгкий и манёвренный) и лучше чем Су-35С(экипаж 2 человека)

      хотя и была информация про разработку подвесных контейнеров Сыч и Тарантул для Су-34 наверняка они будут универсальными для всех самолётов
      olp
  6. kafa (Андрей) 25 октября 2013 12:43
    сушки тяжелы хотя и дальнобойны а миг уже не существует?!
  7. Nayhas (Евгений) 25 октября 2013 14:16
    Как ни дико звучит, но страна имеющая сильную ПВО не имеет средств для её прорыва...
  8. Axel 25 октября 2013 15:36
    Для вскрытия ПВО нужен самолет на котором установлен комплекс "КОЛЬЧУГА" , а для уничтожения ПВО использовать крылатые ракеты , мы в 21 веке хватит летчиков гробить.
    Axel
  9. olp (Олег) 25 октября 2013 16:02
    по теме что за ересь написал автор в последнем абзаце? какие ещё специализированные Су-25 для вскрытия ПВО? что курил автор?
    olp
    1. Shturmovik (Игорь) 25 октября 2013 21:44
      много вы не знаете))) да на су-25см будут ракеты "воздух-РЛС"
    2. cdrt 26 октября 2013 01:03
      Цитата: olp
      по теме что за ересь написал автор в последнем абзаце? какие ещё специализированные Су-25 для вскрытия ПВО? что курил автор?


      Эту ересь не автор придумал, а или МО РФ, или журналюги об этом писавшие. Недавно новость такая была
      1. olp (Олег) 26 октября 2013 01:10
        Эту ересь не автор придумал, а или МО РФ, или журналюги об этом писавшие. Недавно новость такая была

        а источник случаем не известия? если да то я не удивлюсь negative
        olp
  10. Наемник (Александр) 25 октября 2013 16:53
    последняя мысль весьма дельная. спасибо автору! а то привыкли только хаить а что-то умное предложить конкретное слабо.
  11. иваныч47 (Евгений Иванович) 25 октября 2013 17:31
    Самолет подавления системы ПВО противника должен иметь на борту компактную разведывательную аппаратуру, мощную систему навигации (космические НС, наземные системы дальней навигации, автономные НС). Конечно, тактико-технические характеристики ЛА сопровождения должны быть близки характеристикам ударных самолетов. Опыт американцев нужно изучать, это не помешает.
  12. Urri (Юрий) 25 октября 2013 20:19
    В Грузии в 8.8.8 единственный летабельный на тот момент Су-34 стал самой дикой лаской в мире. Снёс к тунцам все Грузинские РЛС/РПН
    1. ДмитрийК (Дмитрий) 26 октября 2013 09:47
      Откуда такая информация?
  13. Штази 25 октября 2013 21:00
    Во Вьетнаме американцы всячески старались уничтожить нашу ПВО. Использовались все виды помех для подавления работы радаров, а также противорадарные ракеты "Шрайк". Наши зенитчики смогли всему этому противопоставить свои приемы. При использовании помех использовалась аппаратура отстройки от помех и переключения на другую частоту. При угрозе засечения радара применялся способ обнаружения и наведения на цель с помощью оптического визира. Также использовался метод ложного пуска: засекают наши с помощью оптического визира цели, включают радар. Самолеты начинают реагировать. Радар отключается и быстро покидает место дислокации а самолеты бомбили по пустому месту, напарываясь на обратном курсе на залп ракет. Что же касается проблем нашей армии, вскрытых в августовской войне с Грузией, в частности преодоления ПВО, то возникла серьезная необходимость переподготовки и обучения летного состава. В основном нашу авиацию ориентировали на борьбу с воздушным противником и мало уделяли внимание борьбе с зенитными комплексами. Наши зенитчики служившие во Вьетнаме с горечью в своих мемуарах пишут что их уникальный боевой опыт так и не был должным образом оценен и внедрен в боевую учебу войск ПВО и авиации. Опыт прошедшей войны восьмого года показал необходимость создания принципиально нового самолета способного вести радиоэлектронную борьбу с современными зенитными комплексами. Штурмовики напичканные аппаратурой для этой цели не годятся. Было бы интересно узнать, использовались ли для подавления грузинской ПВО наземные комплексы РЭБ имеющиеся в нашей армии и как они себя проявили.
    Штази
  14. ученый 25 октября 2013 23:53
    Главное качество для самолета при прорыве системы ПВО это наличие систем навигации для полета на сверхмалых высотах (ОПМВ). Варианты самораскрытия помехами можно рассматривать только в том случае если генераторы помех будут буксируемые на тросах. Но обычно такой прорыв производиться под прикрытием самолетов разведчиков и постановщиков помех с дальности вне досягаемости средств ПВО, а сама группа прорыва осуществляет полет в режиме радиомолчания.
    В современных условиях можно сделать однозначный вывод, что при наличии у авиации нормальных средств постановки помех ни одна система ПВО не устоит и пары часов. Единственный выход это комбинированная активно пассивная система разведки с централизованным управлением действий мобильных групп ЗРК и РЭБ методом засад. Понятно, что такая тактика существенно снижает гарантии безопасности обороняемых объектов, но пока это единственный вариант хоть как то сохранить системы ПВО в первые часы удара групп типа «дикие ласки» и минимизировать потери
    Ассиметричным ответом могут стать разработки казахстанского ученого в Академии ВКО г.Твери Кобзарева В.А. Способ обнаружения и определения местоположения воздушных объектов. Патент РФ на изобретение № 2240576 зарегистрирован 20.11.04 и российских ученых ОАО «КБ Связь» Пархоменко Н.Г., Онищенко В.С., Шевченко В. Н. Способ пассивного обнаружения воздушных объектов. Патент РФ № 2472176, зарегистрированного в 24.06.2011г.
    Однако пока лидируют в этих исследованиях США фирма «Локхид – Мартин», которая изготовила экспериментальный образец приемной станции для новой системы «Сайлент Сентри» и Франция фирма «Thales RS», которая провела аналогичные работы в рамках программы государственной программы «Дарк» и создала аналогичный пассивный радар «Homeland Alerter 100».
    В отличие от устаревших принципов активной и пассивной локации, данные типы радаров могут в принципе использовать любые источники излучения для обнаружения и точного определения координат воздушных и космических объектов.
    Однако пока исследования в этой области мало интересуют промышленность, так как стоимость классических радаров в несколько раз выше, чем перспективных пассивных корреляционно-базовых РЛС.
    1. cdrt 26 октября 2013 01:07
      Цитата: ученый
      Главное качество для самолета при прорыве системы ПВО это наличие систем навигации для полета на сверхмалых высотах (ОПМВ). Варианты самораскрытия помехами можно рассматривать только в том случае если генераторы помех будут буксируемые на тросах. Но обычно такой прорыв производиться под прикрытием самолетов разведчиков и постановщиков помех с дальности вне досягаемости средств ПВО, а сама группа прорыва осуществляет полет в режиме радиомолчания.
      В современных условиях можно сделать однозначный вывод, что при наличии у авиации нормальных средств постановки помех ни одна система ПВО не устоит и пары часов. Единственный выход это комбинированная активно пассивная система разведки с централизованным управлением действий мобильных групп ЗРК и РЭБ методом засад. Понятно, что такая тактика существенно снижает гарантии безопасности обороняемых объектов, но пока это единственный вариант хоть как то сохранить системы ПВО в первые часы удара групп типа «дикие ласки» и минимизировать потери
      Ассиметричным ответом могут стать разработки казахстанского ученого в Академии ВКО г.Твери Кобзарева В.А. Способ обнаружения и определения местоположения воздушных объектов. Патент РФ на изобретение № 2240576 зарегистрирован 20.11.04 и российских ученых ОАО «КБ Связь» Пархоменко Н.Г., Онищенко В.С., Шевченко В. Н. Способ пассивного обнаружения воздушных объектов. Патент РФ № 2472176, зарегистрированного в 24.06.2011г.
      Однако пока лидируют в этих исследованиях США фирма «Локхид – Мартин», которая изготовила экспериментальный образец приемной станции для новой системы «Сайлент Сентри» и Франция фирма «Thales RS», которая провела аналогичные работы в рамках программы государственной программы «Дарк» и создала аналогичный пассивный радар «Homeland Alerter 100».
      В отличие от устаревших принципов активной и пассивной локации, данные типы радаров могут в принципе использовать любые источники излучения для обнаружения и точного определения координат воздушных и космических объектов.
      Однако пока исследования в этой области мало интересуют промышленность, так как стоимость классических радаров в несколько раз выше, чем перспективных пассивных корреляционно-базовых РЛС.


      Так вроде Кольчуга, наша (название лень искать) аналогичного назначения: радио техническая разведка ЛА, дальность сотни км, точность - достаточная для передачи целей ЗРК. Абсолютно пассивные
  15. ученый 26 октября 2013 01:42
    Цитата: cdrt
    Так вроде Кольчуга, наша (название лень искать) аналогичного назначения: радио техническая разведка ЛА

    Украинская РТС Кольчуга, так же как и чешская Вера, российские Валерия и Орион работают как обычные средства радиотехнической разведки и обнаруживают только источники излучений. Если самолеты или ракеты летят в режиме радиомолчания, то для них они просто невидимы. Поэтому такие РТС используются как вспомогательные средства в системе ПВО.
    Особенность новых разработок, о которых я написал, в том, что они позволяют гарантированно обнаруживать любые цели по переотраженному сигналу, неважно излучаю они или нет. Причем чем больше интенсивность помех, тем лучше они работают.
  16. Vikmay16 (Виктор) 27 октября 2013 01:26
    НАТО против ПВО давно зуб точит! У них тактика такая - бомбить с воздуха или "Томагавками" закидать!Очень они потерь остерегаются! Новая система ПВО требует финансов! Все в деньги упирается!
Картина дня