Русские красавицы и "Домострой"

Русские красавицы и "Домострой"

В зарубежных исторических трудах сложился устойчивый штамп о жалкой участи женщин в допетровской Руси. Впрочем, над созданием этого штампа немало потрудились и отечественные либеральные авторы. Костомаров сокрушался, что “русская женщина была постоянною невольницею с рождения и до гроба”. Ее держали взаперти, мужья избивали жен плетью, розгами, дубинами. На чем же основываются подобные утверждения? Оказывается, источников не так уж много. Один из них – австрийский дипломат XVI в. Герберштейн. Его миссия в Москву провалилась, и он оставил о нашей стране злые и язвительные воспоминания (даже иезуит Поссевино после посещения России отметил, что Герберштейн многое наврал). Среди прочего негатива он описывал, что русские женщины постоянно сидят под замком, “прядут и сучат нитки”, а больше им ничем заниматься не дозволяют.

Но самым известным документом, на котором строятся доказательства, является «Домострой». Название этой популярной книги XVI века даже стало ругательным, поместилось где-то рядышком с “черносотенством” и “мракобесием”. Хотя в действительности “Домострой” – полная и неплохая энциклопедия хозяйственной жизни. Это было характерно для всей средневековой литературы, книги стоили дорого, и покупатель хотел, чтобы в одной книге было собрано “все” в той или иной области знаний. “Домострой” как раз и представляет собой попытку объединить «все». Как правильно молиться, как содержать дом, как строить отношения между членами семьи, хозяевами и работниками, как принимать гостей, ухаживать за скотом, как заготавливать рыбу, грибы, капусту, как делать квас, мед, пиво, приводятся рецепты сотен блюд. И все это объединяется понятием “дома” как единого организма. Здоровый организм – будет хорошо жить, неладно в доме – дела пойдут наперекосяк.

Но по различным работам – научным, публицистическим, художественным, кочует одна и та же цитата из «Домостроя»: “А увидит муж, что непорядок у жены… и за ослушание… сняв рубашку и плетию вежливенько бити, за руки держа, по вине смотря”. Казалось бы, здесь все ясно! Какое варварство! Жестокость не только допускается, но и предписывается, возводится в обязательную практику! Стоп… Не спешите делать выводы. На самом деле, перед нами один из самых наглых примеров исторической фальсификации. Текст и впрямь выдернут из «Домостроя», но… обратите внимание на многоточия. В них пропущены не отдельные слова. Пропущено несколько абзацев!


Возьмем подлинный текст “Домостроя” и посмотрим, что оборвано первым многоточием: “А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом”. Как вы считаете, в подлиннике и цитате сохранен одинаковый смысл? Или его исковеркали до неузнаваемости? Что касается поучений о порке, то они относятся вообще не к жене: “Но если слову жены или сына или дочери слуга не внемлет, и не делает того, чему муж, отец или мать его учат, то плетью постегать, по вине смотря”. И поясняется, как надо наказывать слуг: “Плетью же наказывая, осторожно бить, и разумно, и больно, и страшно, и здорово, если вина велика. За ослушание же или нерадение, рубашку сняв, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря…”

Я здесь не спорю, правильно это или нет, выпороть слугу, если он, предположим, ворует (может быть, правильнее отправить сразу на виселицу, как делали в Англии?) Хочу лишь отметить, что в отношении жен была внедрена явная подтасовка. Писатели и журналисты, переписывающие друг у друга цитату с многоточиями, могут этого не знать. Но неужели не читали полный текст “Домостроя” историки XIX в. которые и запустили в оборот искалеченную цитату? Не могли не читать. Следовательно, совершили подлог преднамеренно. Кстати, некоторые переводчики допускают еще и дополнительные фальсификации. Например, вместо “снявши рубашку”, как в подлиннике, пишут “задрав рубашку” – чтобы прилепить цитату к женщине, а не мужчине. А читатель не заметит, проглотит! Неужели кто-нибудь станет изучать подлинный текст на церковнославянском языке и сверять с переводом?
Между прочим, истинные отношения между мужьями и женами, или между возлюбленными, принятые на Руси, нетрудно увидеть из других источников. Их сохранилось предостаточно. Послушайте народные песни, почитайте былины. Или «Повесть о св. Петре и Февронии» - она была написана в те же годы, что «Домострой». Где вы там найдете жестокость, грубость, варварство? Конечно, любовь святых покровителей семьи и брака или любовь сказочных, эпических героев, являлась идеалом. Но это был тот самый идеал, к которому стремились и тянулись наши предки.

А русские женщины никогда не были забитыми и робкими. Можно вспомнить хотя бы талантливую правительницу обширного государства св. равноапостольную великую княгиню Ольгу. Можно вспомнить и дочку Ярослава Мудрого Анну, выданную замуж за французского короля Генриха I. Она оказалась во Франции самым образованным человеком, свободно владела несколькими языками. Сохранились документы, где красуется ее аккуратная подпись на латыни, а рядом крест – «подпись» неграмотного мужа. Именно Анна впервые во Франции ввела в обычай светские приемы, начала выезжать с дамами на охоты. До нее француженки просиживали по домам, за пяльцами или пустой болтовней с прислугой.

Русские княжны проявляли себя в роли королев скандинавских стран, Венгрии, Польши. Внучка Владимира Мономаха Добродея-Евпраксия поразила своей ученостью даже Византию – культурнейшую страну той эпохи. Она была великолепным врачом, умела лечить травами, писала медицинские труды. Сохранился ее трактат «Алимма» («Мази»). Для своего времени княжна обладала глубочайшими знаниями. Книга содержит разделы по общей гигиене человека, гигиене брака, беременности, ухода за детьми, по правилам питания, диеты, наружным и внутренним болезням, рекомендации по лечению мазями, приемы массажа. Наверняка Добродея-Евпраксия была не единственной такой специалисткой. На родине у нее имелись наставницы, у наставниц были другие ученицы.

Унижая русских и поливая их клеветой, зарубежные авторы почему-то не обращают внимания на собственное прошлое. Ведь представления о западном галантном отношении к дамам сложились только в XIX в. из художественных романов Дюма, Вальтера Скотта и пр. В реальности «рыцарского» было маловато. Лютер поучал, что “жена обязана неустанно работать на мужа, во всем ему повиноваться”. В популярной книге “О злых женщинах” утверждалось, что “осел, женщина и орех нуждаются в ударах”. Известный германский поэт Реймер фон Цветтен рекомендовал мужчинам “взять дубинку и вытянуть жену по спине, да посильнее, изо всей силы, чтобы она чувствовала своего господина”. А британский писатель Свифт рассуждал, что женский пол – нечто среднее между человеком и обезьяной.

Во Франции, Италии, Германии, даже дворяне откровенно, за деньги, продавали красивых дочерей королям, принцам, аристократам. Подобные сделки считались не позорными, а крайне выгодными. Ведь любовница высокопоставленного лица открывала пути к карьере и обогащению своим родным, ее осыпали подарками. Но могли запросто подарить другому хозяину, перепродать, проиграть в карты, отлупить. Английский король Генрих VIII в приступах плохого настроения так избивал фавориток, что они на несколько недель «выходили из строя». Двоих надоевших жен отправил на плаху. А на простолюдинок нормы галантности вообще не распространялись. С ними обращались, как с предметом для пользования. Кстати, Костомаров, осуждая отечественные обычаи, ссылался на некоего итальянца – который сам забил до смерти русскую женщину, чем и хвастался за границей. Но разве это свидетельство о нравах русских? Скорее, о нравах итальянцев.

На Руси женщина пользовалась гораздо большими свободами, чем принято считать. Закон защищал ее права. Оскорбление женщин наказывалось вдвое большим штрафом, чем оскорбление мужчин. Они полноправно владели движимым и недвижимым имуществом, сами распоряжались собственным приданым. Вдовы управляли хозяйством при несовершеннолетних детях. Если в семье не было сыновей, наследницами выступали дочери. Женщины заключали сделки, судились. Среди них было много грамотных, новгородскими берестяными записками обменивались даже простолюдинки. В Киевской Руси существовали специальные школы для девочек. А в XVII в. небезызвестный протопоп Аввакум гневно обрушивался на некую девку Евдокию, начавшую изучать грамматику и риторику.

Но русские представительницы прекрасного пола умели и владеть оружием. Имеются неоднократные упоминания, как они обороняли стены городов вместе с мужчинами. Участвовали даже в судных поединках. Вообще в таких случаях разрешалось нанимать вместо себя бойца, но Псковская Судная грамота оговаривала: «А жонки с жонкою присужати поле, а наймиту от жонки не быти ни с одну сторону». Если присудили поединок женщине с мужчиной — пожалуйста, выставляй наемника, а если с женщиной — нельзя. Сами облачайтесь в доспехи, выходите конными или пешими, берите мечи, копья, секиры и рубитесь сколько влезет. Очевидно, закон имел и хитрую подоплеку. Повздорят две бабы, заплатят бойцам, и один из них погибнет или покалечится из-за пустяковой ссоры. А сами-то не будут по мелочам рисковать, помирятся.

Ну а теперь давайте попробуем разобраться с «общепризнанными» свидетельствами о домашнем заточении русских женщин. В эпоху Московской Руси 90 % населения составляли крестьяне. Вот и подумайте – могли ли они держать своих жен под замком? А кто будет работать в поле, на огороде, ухаживать за скотиной? С крестьянками данная концепция явно не стыкуется. Может быть, взаперти держали только горожанок? Нет, опять не сходится. Кроме упомянутого Герберштейна воспоминания о нашей стране оставили десятки иностранцев, посещавших ее в разные времена. Они описывают толпы женщин вперемежку с мужчинами на различных праздниках, торжествах, богослужениях. Рассказывают о продавщицах и покупательницах, переполнявших базары. Чех Таннер отмечал: “Любо, в особенности, посмотреть на товары или торговлю стекающихся туда московитянок. Несут ли они полотно, нитки, рубахи или кольца на продажу, столпятся ли там позевать от нечего делать, они поднимают такой крик, что новичок, пожалуй, подумает, не горит ли город”.

Москвички трудились в мастерских, в лавочках, сотни их стирали белье у мостов через Москву-реку. Описывались купания на Водосвятие – множество женщин погружались в проруби вместе с мужчинами, это зрелище всегда привлекало иноземцев. Почти все зарубежные гости, приезжавшие в нашу страну, считали своим долгом описать и русские бани. В Европе их не было, бани считались экзотикой, вот и лезли туда поглазеть на раздетых баб. Взахлеб пересказывали своим читателям, как они, распаренные, выскакивали в снег или в речку. Но… как же быть с затворничеством?

Остается предположить, что в домашнем заточении сидели одни лишь дворянки… Нет. Им просто некогда было прохлаждаться! В те времена дворяне каждый год уезжали на службу. Иногда от весны до поздней осени, иногда отсутствовали несколько лет. А кто же руководил поместьями в их отсутствие? Жены, матери. Подтверждением может послужить, например, “Повесть о Юлиании Осорьиной”, написанная в XVII в. сыном героини. Он рассказывал, как отец служил в Астрахани, а мать вела хозяйство. Придворный врач Коллинз описывал семью стольника Милославского, служившего в Пушкарском приказе. Сообщал, что они жили очень бедно, и дочь Милославского Мария – будущая царица, вынуждена была собирать в лесу грибы и продавала их на базаре.

Что же касается представительниц высшей знати, княгинь и боярынь, они тоже занимались хозяйством своих мужей, вотчинами и промыслами. Не оставались в стороне от политической, духовной жизни. Марфа Борецкая фактически возглавляла правительство Новгорода. Морозова заправляла раскольничьей оппозицией. Но большинство боярынь сами числились на придворной службе. Они заведовали гардеробом царя, занимали важные посты мамок и нянек у государевых детей. А у царицы имелся собственный большой двор. Ей служили боярыни, дворянки, в штате состояли дьяки-делопроизводители, русские и иностранные доктора, учителя детей.

Жены государей ведали дворцовыми селами и волостями, получали доклады управляющих, считали доходы. У них имелись и собственные владения, угодья, промышленные предприятия. Коллинз писал, что при Алексее Михайловиче для его супруги Марии в семи верстах от Москвы были построены мануфактуры по обработки пеньки и льна. Они «находятся в большом порядке, очень обширны и будут доставлять работу всем бедным в государстве». Царицы широко занимались благотворительностью, обладали правом помилования преступников. Нередко они с сами, без мужей, ездили в монастыри и храмы, в паломничества. Их сопровождала свита из 5-6 тыс. знатных дам.

Маржерет и Гюльденстерн отмечали, что при поездке в Троице-Сергиев монастырь за царицей ехало “множество женщин”, и “сидели они на лошадях по-мужски”. О том, что боярыни часто ездили верхом, пишет и Флетчер. Ну-ка попробуйте после комнатного сидячего затворничества прокатиться в седле от Москвы до Сергиева Посада! Что с вами будет? Получается, что знатные дамы где-то тренировались, катались на лошадях. Очевидно, в своих деревнях. А если в период проживания в столице боярские дочери или жены значительную часть времени проводили в собственном дворе, то необходимо учитывать, что представляли собой боярские дворы! Это были целые городки, их население состояло из 3-4 тыс. человек челяди и прислуги. В них раскинулись свои сады, пруды, бани, десятки строений. Согласитесь, времяпровождение в таком дворе отнюдь не равнозначно тоскливому заключению в «тереме».
Однако упоминание Герберштейна, что русские женщины “прядут и сучат нитки”, в какой-то мере близко к истине. Каждая девушка училась рукоделию. Крестьянка или жена ремесленника обшивала семью. Но жены и дочери знати, конечно же, корпели не над посконными портами и рубахами. До нас дошли некоторые образцы их работы – великолепные вышивки. В основном, их делали для церкви. Пелены, плащаницы, покровцы, воздуха, знамена, даже целые вышитые иконостасы. Так что же мы видим? Женщины занимаются сложными хозяйственными вопросами, в свободное время создают произведения высочайшего искусства – и это называется закрепощением?

Некоторые ограничения действительно существовали. На Руси не были приняты балы и пиры с участием женщин. Хозяин в виде особой чести мог представить гостям супругу. Она выйдет, по рюмочке им поднесет и удалится. На праздниках, на свадьбах, женщины собирались в отдельной комнате – мужчины в другой. «Домострой» вообще не рекомендовал для «прекрасной половины» хмельные напитки. Но иностранцы, которым довелось близко общаться с русскими дамами, восхищались их воспитанием и манерами.

Немец Айрман описывал, что они появляются перед гостями «с очень серьезными лицами, но не недовольными или кислыми, а соединенными с приветливостью; и никогда не увидишь такую даму хохочущей, а еще менее с теми жеманными и смехотворными ужимками, какими женщины наших стран стараются проявить свою светскую приятность. Они не изменяют своего выражения лица то ли дерганьем головы, то ли закусывая губы или закатывая глаза, как это делают немецкие женщины. Они не носятся точно блуждающие огоньки, но постоянно сохраняют степенность, и если хотят кого приветствовать или поблагодарить, то при этом выпрямляются изящным образом и медленно прикладывают правую руку на левую грудь к сердцу и сейчас же серьезно и медленно опускают ее, так что обе руки свисают по обе стороны тела и так же церемонно возвращаются к прежнему положению. В итоге они производят впечатление благородных личностей”.

Наши далекие пра-пра-бабушки любили и умели принарядиться. Шились удобные и красивые сарафаны, летники, шубки, шапочки с меховой опушкой. Все это украшалось затейливыми узорами, праздничные костюмы – жемчугом, бисером. Модницы щеголяли башмачками на очень высоких каблуках, перенимали у татарок обычай красить ногти – кстати, то и другое на Западе было в новинку, описывалось как диковинки. Русские ювелиры изготовляли изумительные серьги, браслеты, ожерелья. Айрман отмечал: «Они по своему обычаю сверх меры украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с ушей на золотых кольцах, также и на пальцах носят драгоценные перстни». Девушки делали сложные изысканные прически – даже в косы вплетали жемчуг и золотые нити, украшали их шелковыми кисточками.

Да и нравы в общем-то были достаточно свободными. Как и во все времена, женщины тянулись к радости и веселью. Любили поплясать, покачаться на качелях. Девушки собирались с парнями за околицей покружиться в хороводах, попеть задорные частушки, порезвиться в молодых играх, зимой – покататься на коньках, на санках с горы. На каждый праздник существовали свои обычаи. На Успение – «дожинки», на Рождество – колядки, на Масленицу – блины, штурмы снежных крепостей, а женихи с невестами и молодые супруги лихо мчались на тройках. Как и во все времена, людям хотелось семейного счастья. В Устюге в 1630 г. объявили набор 150 девушек, желающих поехать в Сибирь «на замужество» - там не хватало жен казакам и стрельцам. Нужное количество набралось мгновенно, покатили через всю Россию!

Впрочем, русские бабы были не чужды и обычных женских слабостей, как же без этого? Допустим, при очередном пожаре в Москве начали выяснять причину – оказалось, что вдовушка Ульяна Иванова оставила непогашенной печку, вышла на минутку к соседу, дьячку Тимофею Голосову, да и засиделась, заболталась в гостях. Чесала языком, пока не закричали, что ее дом полыхает. Наверное, такая вдовушка могла жить в любой стране и в любую эпоху.

Олеарий описывает случай в Астрахани. Немцы здесь тоже надумали посмотреть на русских купальщиц, пошли гулять к баням. Четыре девицы выскочили из парной и плескались в Волге. Немецкий солдат вздумал окунуться с ними. Они принялись в шутку брызгаться, но одна зашла слишком глубоко, стала тонуть. Подруги воззвали к солдату, он вытащил молодку. Все четверо облепили немца, осыпая поцелуями благодарности. Что-то не слишком похоже на «закрепощенность». Очевидно, сами же девушки разыграли «несчастный случай», чтобы поближе познакомиться.

Посол Фоскарино похвалялся, как несколько московских бабенок очутились в объятиях итальянцев – из любопытства, захотели сравнить их с соотечественниками. Олеарий и Таннер упоминали, что в Москве были и девицы легкого поведения. Они околачивались возле Лобного места под видом продавщиц холста, но обозначали себя, держа в губах колечко с бирюзой. Очень удобно – если появится наряд стрельцов, спрятать колечко во рту. Хотя до повального распутства, как во Франции или Италии, дело не доходило. Причем ситуация получалась во многом парадоксальной. В большинстве стран Европы сохранялись средневековые драконовские законы, за блуд полагалась смертная казнь. Но об этих законах никто не вспоминал, разврат процветал открыто. В России таких законов не было. Вопросами нравственности занималась только Церковь. Но моральные устои оставались куда более прочными, чем на Западе.

Конечно, не в каждой семье воцарялись «совет да любовь». Иногда случались супружеские измены – это был грех, и духовники назначали покаяние, епитимью. Но если муж обижал супругу, она тоже могла найти защиту в церкви – священник разберется, вразумит главу семьи. В подобных случаях вмешивался и «мир» - деревенская, слободская, ремесленная община. А общины на Руси были крепкими, могли обратиться к властям, воеводам, к самому царю. До нас дошла, например, общественная жалоба на посадского Короба, который “пьет и бражничает безобразно, в зернь и в карты играет, жену свою бьет и мучит не по закону…” Община просила унять хулигана или вообще выселить вон.

Да и сами русские женщины были отнюдь не беззащитными тепличными созданиями, умели постоять за себя. В народной “Притче о старом муже и молодой девице” (XVII в.) богатый вельможа сватает красавицу вопреки ее желанию – принуждает к браку родителей. Но девица заранее перечисляет арсенал средств, которыми будет его изводить – от угощения сухими корками и недоваренными мослами до побоев “по берещеной роже, неколотой потылице, жаравной шее, лещевым скорыням, щучьим зубам”. Действительно, бывало и так, что не жена страдала от мужа, а мужу доставалось от жены. Так, дворянин Никифор Скорятин дважды обращался к самому царю Алексею Михайловичу! Жаловался, что жена Пелагея била его, драла за бороду и угрожала топором. Просил защитить или дозволить развестись.

Конечно, я привожу этот пример не в качестве положительного и не в качестве оправдания склочных баб. Но он тоже подтверждает, насколько же несостоятелен «общепризнанный» стереотип о забитых и несчастных русских женщинах, всю жизнь сидевших за запертыми дверями и стонавших от побоев.
Автор: Валерий Шамбаров
Первоисточник: http://zavtra.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 41
  1. zeksus 26 октября 2013 08:58
    "В зарубежных исторических трудах сложился устойчивый штамп о жалкой участи женщин в допетровской Руси. Впрочем, над созданием этого штампа немало потрудились и отечественные либеральные авторы. Костомаров"- Запад вечно брешит на нас пытаясь переубедить весь мир в своей правате!!!!! А наши либераки в этом им активно помогают!!! Я считаю, что либералы в нашей стране являются просто напросто пятой колонной!!!!!
    1. Pinochet000 26 октября 2013 11:23
      Да пох уже на либералов, время другое, русский народ просыпаться все быстрее...Забитые Русские Женщины? Бред, мы помним, мы видим своими глазами, наши женщины лучшие в Мире!
      Pinochet000
      1. Аскет 26 октября 2013 12:33
        Цитата: Pinochet000
        Забитые Русские Женщины? Бред, мы помним, мы видим своими глазами, наши женщины лучшие в Мире!


        Задурили русским бабам голову либеральные свободы и погоня за цивилизованным счастьем. Вот и искали счастья в обьятиях выходцев с Востока или цивилизованных принцев на Западе. Первые за внешним лоском слащавых ухаживаний скрывали откровенный садизм, который даже не снился самому оголтелому русскому мужику-домостроевцу. А вторые быстро уясняли что в браке с датчанами и прочими разными шведами они полностью бесправные существа которых с помощью ювенальной юстиции могут лишить ребенка и вытолкать взашей обратно в "дикую рашку". На Родине же гламур,ВиАгра, планирование семьи,суррогатное материнство,безмозглые рублевские куклы и "звездульки" в качестве идеала и якобы "выродившиеся русские мужики" про которых им настойчиво вещает прозападная пропаганда.Брачный контракт вместо любви. Да и в русской истории они были забиты и бесправны. Посмотрите сколько всего свалилось на наших жен,дочерей и подруг, не справиться с этим им в одиночку без нас мужиков, Тяжело им, их надо просто ЛЮБИТЬ, с чем в последнее время тоже проблемы, и главное верить в них, как верили и любили их бабушек,которые пройдя войну, производили на свет следующее поколение в условиях тотальной разрухи, которую сами же и ликвидировали в перерывах между кормлениями младенцев, и на горькую судьбу свою не роптали. Просто почаще нужно смотреть на их лица в семейных фотографиях и тогда все сомнения в забитости русских женщин сразу исчезнут.
        1. OffenroR 28 октября 2013 00:03
          В статье:
          “Любо, в особенности, посмотреть на товары или торговлю стекающихся туда московитянок.

          Что еще за "московитянки"?Я думал в Москве москвички живут...
          OffenroR
    2. Орда 26 октября 2013 11:41
      Думается так ,что дыма без огня не бывает, затворничество русских женщин скорей всего имело место быть,но касалось оно скорей больше девиц,чем замужних женщин.В те времена основой общества был РОД.Поэтому мужчина должен быть уверен в своих детях на сто процентов.И сделано это могло быть только одним способом ЗАПЕРЕТЬ незамужнюю девицу,а так же МОЛОДУЮ ЖЕНУ подальше от глаз людских,часто часто не в меру откровенных и завистливых.
      Орда
      1. Pinochet000 26 октября 2013 11:52
        Цитата: Орда
        что дыма без огня не бывает
        Возможно, но с другой стороны в русской идеологии неволить человека нельзя(грех), даже с пленными обращались вполне по человечески...Сейчас с точностью утверждать что либо не возможно, но можно проецировать на себя, свой опыт...одни гены. И по моему мнению одно мироощущение.
        Pinochet000
        1. Орда 26 октября 2013 12:00
          Цитата: Pinochet000
          Возможно, но с другой стороны в русской идеологии неволить человека нельзя(грех), даже с пленными обращались вполне по человечески...Сейчас с точностью утверждать что либо не возможно, но можно проецировать на себя, свой опыт...одни гены. И по моему мнению одно мироощущение.

          любой филолог вам скажет ,что между словами
          ТЕРЕМ
          ГАРЕМ
          ТЮРЬМА
          есть непосредственная родственная связь
          в какой степени русские женщины были лишены свободы? сейчас на такой вопрос ответить уже трудно.
          Но думается так, тот образ жизни женшин востока сейчас в чём то очень сильно совпадает с тем ,что было на РУСИ при ДОМОСТРОЕ.Причём если спросить восточных женщин,-" считают ли они себя в чём нибудь ущемлёнными?" многие ответят отрицательно.Они вам скажут ,что живут в свободном и достойном обществе.
          Орда
          1. Pinochet000 26 октября 2013 12:50
            Цитата: Орда
            любой филолог
            Филологи идут лесом, даже если слова и родственны, это ничего не значит, ибо так извратили смысл и звучание истотных слов другие народы.
            Pinochet000
            1. Орда 26 октября 2013 13:07
              Цитата: Pinochet000
              Филологи идут лесом, даже если слова и родственны, это ничего не значит, ибо так извратили смысл и звучание истотных слов другие народы.


              русскую жизнь извратили полностью ,но даже в таком модернизированным и приспособленном под запад виде русские вызывают всегда только НЕПРИЯТИЕ запада .Они нас ненавидят и бояться.А почему так ,кто может что то внятно объяснить?
              Орда
              1. Pinochet000 26 октября 2013 13:17
                Цитата: Орда
                А почему так ,кто может что то внятно объяснить?
                Чувствуют свою ущербность п.и....р.асы)
                Pinochet000
                1. Орда 26 октября 2013 13:48
                  Цитата: Pinochet000
                  Чувствуют свою ущербность п.и....р.асы)


                  да наш народ даже внешне красивее,более породистый, но корни ненависти спрятаны глубоко в истории.Происходит всё от претензии на мировое ПЕРВОРОДСТВО.
                  По ТИ именно запад развил свою культуру на много веков и даже тысячелетий раньше,на самом деле первыми были русские ,народ прародитель и его русский язык были в начале зарождения цивилизации,либо ,как считает академик Фоменко,сначала был РИМ на Босфоре от него (Москва ТРЕТИЙ РИМ)мы получили свою власть.Во времена ЛАТИНСКОГО ПЕРЕВОРОТА времена царевны Софьи после её сына Петра были отринуты и уничтожено много из культурного наследия РУСИ и заменено на западное.Сейчас все прекрасно знают ,что историю для Руси ПИСАЛИ НЕМЦЫ ,но узнать на сколько были заменены УСТОИ нашей жизни народ мне кажется ещё не готов узнать,а когда узнаёт начинаю возмущённо махать руками,"такого быть не могло"
                  Например есть веские основания полагать ,что до Петра на Руси был не культ Исуса Христа ,и не христианство, а культ ТРОИЦЫ и ПРАВОСЛАВИЕ.И что бы это значило? А значит это ,что веровали русские не в бога отца,бога сына и ДУХА СВЯТОГО, а в бога отца,богасына и БОГИНЮ БОГОРОДИЦУ.
                  http://www.tv.tainam.net/index.php?option=com_content&view=article&id=671&Itemid



                  =141
                  Александр Гринин и его собеседник историк Юрий Ансимов открывают новые исторические горизонты
                  Орда
                  1. Орда 26 октября 2013 17:06
                    Цитата: Орда
                    А значит это ,что веровали русские не в бога отца,бога сына и ДУХА СВЯТОГО, а в бога отца,богасына и БОГИНЮ БОГОРОДИЦУ.


                    от духа святого имеем мы возрождение,от возрождения воссоздание,от воссоздания познание о достоинстве воссоздавшего
                    Григорий Богослов
                    прямым текстом говорится о рождении,что присуще только женщине.
                    Орда
                  2. Pit 28 октября 2013 11:04
                    Вообще, культ троици на Руси появился благодаря ранее существуещему символу Ведической веры. Хрестиани просто (как всегда) извратили старую веру, что бы народ со временем к ней привык и принял ее как родную.
                    Основным символом Старой Веры всегда являлась и является Звезда Инглии. Это девятиконечная звезда, которая символизирует Изначальный Чистый Свет - Первичный Огонь Божественного Творения, Сияющий Свет Ярилы-Солнца и белого гармоничного человека, потомка Древних Светлых Богов.

                    Три треугольника (красный, зелёный, синий), символизируют три Великих Триглава трёх Миров: Яви, Нави, Прави. Внешний круг, который обрамляет триглав означает Жизнеродящую Инглию, а внешние за кругом безконечное пространство символизирует об Едином Творце-Созидателе, именация которого - Великий РА-М-ХА. Имя его состоит из трёх рун (рис. справа). Руна «РА» - это чистый Свет, сияние, руна «М» - это материализованная Вселенная, руна «ХА» - положительная сила. В «Книге Света» сказано следующее: «Некогда, вернее, когда не было пространств и измерений нами, людьми, воспринимаемых, был, не воплощаясь, один только Великий РА-М-ХА. Он появился в Новую Действительность и от восприятия новой бескрайней безконечности озарился Великим Светом Радости». Вот радость у нас до сих пор выражается и звуком и понятием «ХА», т.е. радостное восклицание.

                    Три треугольника, символизирующие человеческое начало, означают: Здоровое Тело, Крепкий Дух, Светлую Душу, а обрамляющий их внешний круг - Чистую Совесть. Внешнее за кругом бесконечное пространство символизирует Божий Многогранный Мир, в котором живёт и созидает потомок Древних Светлых Богов – Белый Человек.

                    Три треугольника, символизирующие природное начало, т.е. Мать-Природу, означают Землю, Воду и Огонь, а обрамляющий их внешний круг – Воздух. Внешнее за кругом безконечное пространство символизирует Сваргу Пречистую, т.е. Небеса (Небеса - это, где нет беса).

                    Таким образом данный символ Старой Веры имеет и Божественное начало, Природное начало и Человеческое начало. И всё это едино, всё это творение жизни. Поэтому, это самый главный символ.
                    http://energodar.net/vedy/simvol-very.html
                    Pit
          2. Кэптен45 26 октября 2013 21:16
            Цитата: Орда
            ТЕРЕМ
            ГАРЕМ
            ТЮРЬМА

            Цитата: Орда
            Причём если спросить восточных женщин,-" считают ли они себя в чём нибудь ущемлёнными?" многие ответят отрицательно.Они вам скажут ,что живут в свободном и достойном обществе.

            В исламе есть понятие "харам",если память мне не изменяет,если женщина произнесёт его три раза при свидетелях,то брак считается расторгнутым.Правда при этом она остается с тем ,что в данный момент находится при ней.поэтому восточные женщины и носят на себе такое количество драгоценностей.Если не прав, то пусть меня мусульмане поправят.
            1. combat192 27 октября 2013 15:16
              В исламе есть понятие "харам",если память мне не изменяет,если женщина произнесёт его три раза при свидетелях,то брак считается расторгнутым.

              Изменяет Вам память, уважаемый.
              Хаpам, хара́мный (араб. حرام‎‎, однокоренное слово — гарем) — в шариате запретные действия. Противоположностью харамного является халяльное. Например, свинина является харамной, а баранина, заколотая с призыванием имени Аллаха, халяльной.
              (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E0%F0%E0%EC)
              Вы перепутали со словом ТАЛАК.
              Таляк, талак (араб. الطلاق‎‎ — аль-таляк) — в исламе развод. Право объявить о разводе имеет муж, либо шариатский судья, выносящий решение по просьбе жены.
              (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BA)
    3. Орда 26 октября 2013 11:46

      царевна СОФЬЯ очень сложная личность портрет из немецкого дворца ,что под Берлином Шарлотенбург по ТИ она сестра Петра,на самом деле она его мать, отец же
      Фридрих Гогенцойлерн Бранденбурский.Пётр1 немец по рождению и по духу.

      Евдокия Лопухина, И царевна Софья канонические изображения
      Орда
      1. Pinochet000 26 октября 2013 11:57
        Речь шла о допетровской Руси вроде.
        Pinochet000
        1. Орда 26 октября 2013 12:03
          Цитата: Pinochet000
          Речь шла о допетровской Руси вроде.


          КАРДИНАЛЬНЫЕ изменения на Руси стали происходить лишь в эпоху Петра и позже.Русь переделали под европу.
          Орда
          1. казак23 26 октября 2013 21:24
            Пёпр первый педр на Руси )))))))))))))) ну или как то так))) короче я заметил все кого коммунисты возносили все те ещё педры оказались.
            казак23
            1. Uhe 27 октября 2013 23:17
              Первым летописным мужеложцем на Руси был некий митрополит Сысой в 16 веке -- задокументированный факт, между прочим. Тут Пётр Антихрист 1 был далеко не первым ;)

              Кстати, Петра 1 коммунисты не возносили. Зато иноземные историки считают Петра 1 первым большевиком ;)
              Uhe
          2. Uhe 27 октября 2013 23:12
            Первое крупное и значительное изменение было при Владимире Братоубийце. По сведениям археологов Русь потеряла почти треть своих поселений, половцы из вассальных племён обратились захватчиками, началась междоусобица и раскол некогда единого восточно-славянского союза, потомки Владимира вырезали целые племена славян из-за несогласия переходить в христианство. Все эти распри привели к монгольскому игу, отбросившему Русь далеко назад и навеки сломавшего многие устои. Пётр 1 -- это второе такой крупный поворот и страшный слом устоев. Третий -- большевики в 1917, четвёртый -- 1991 и предательство Горбатого и высших чинов выходцев из органов. И тем не менее, наша память жива, обычаи тоже многие живы. Мы встанем.
            Uhe
      2. Орда 26 октября 2013 12:21



        это она и есть,открыла свободу западу от Руси-Орды обратите внимание ,ка трансформировался русский кокошник.
        Орда
      3. Cristall 26 октября 2013 23:05
        странно..всегда думал что Софья-сестра Петра и Ивана от Нарышкиной(Натальи)только ее мать Милославская...
        может Толстой виноват... и его роман...
        кстати именно в нем одновременно расписывается жизни молодых девушек разных рангов. Но и вопиющий случай с казнью Даши из за убийства мужа(за нее английский купец вступился--когда ее закопали, казнь представляла собой закапывание в яму до смерти, а потом подвешивание за ногу, согласно роману-Петр велел Меньшикову расстрелять ее.)
        Можно по разному оценивать нашу историю-но ей стоит гордиться, а тех кто описывает ее как "дикую" может самому стоит присмотреться к своим "европейским" грешкам?
  2. report4 26 октября 2013 09:36
    Ну, что к женщинам(и в принципе к людям) у нас относились гораздо гуманнее это факт известный. Европа до недавних пор, вообще, была источником кровавого мракобесия - тут на этом сайте есть цикл статей, что-то типа "Европа кровавая"(вроде так).
    Правда автор передёргивает и сравнивает наших боярынь и их простолюдинок.
    Если и сравнивать дак равнозначных по социальному статусу особ это было бы интереснее.
    1. Ингвар 72 26 октября 2013 09:58
      Унижая русских и поливая их клеветой, зарубежные авторы почему-то не обращают внимания на собственное прошлое.
      Стандартный прием всех прохвостов, что бы скрыть свои недостатки, нужно обратить всеобщее внимание на недостатки другого человека. А если их нет, придумать.
    2. Boris55 26 октября 2013 10:39
      Цитата: report4
      Ну, что к женщинам(и в принципе к людям) у нас относились гораздо гуманнее ...

      А женщины это не люди? wassat Или на вас так статья повлияла? laughing
  3. Хабар 26 октября 2013 09:44
    Ложь для запада-часть менталитета,выработанная веками,поэтому и понятие СОВЕСТЬ отсутствует.Нужно больше подобного материала,показывать корни,истоки наши,а то молодёжь не знает ничего,а надо бы.Примеры как раз там,в историческом прошлом страны.
  4. Letnab 26 октября 2013 09:55
    врали, и врут до сих пор наверно от зависти!
  5. Орик 26 октября 2013 11:50
    Это было не затворничество! Ограничение было только ролью женщины как ЖЕНЫ и МАТЕРИ. Тут особо не побегаешь, когда семеро, а то и десять по лавкам. Пока нашу страну воспитывали христианки матери и бабушки Русь ширилась и росла! В христианском понимании женщина спасается чадородием, это значит не только родить, но и воспитать детей угодными Богу.
  6. Altona 26 октября 2013 14:21
    То что про Домострой написано много необоснованной критики, это давно известно, это как "кровожадность" самодержца Иоанна IV Грозного...В народных сказках мы забитых баб не видим, а наоборот, одни "владычицы морские" и подкаблучники с неводом...Что касаемо "просвещенного" Запада, то короли-солнцы перед секасом даму шпицрутеном-с или шомполами-с экзекутировали, для покорности...В солнечной Испании и прекрасной Бельгии, в сиятельной Франции и сумрачной Германии миллионы женщин взошли на костры инквизиции...В демократической Британии после политики огораживаний тысячи женщин стали рабынями на мануфактурах, которым нельзя было болеть и рожать...А вы говорите...А Домострой, это всего лишь учебник по ведению хозяйства и устройстве простейших ремесел- огород, пчеловодство, уход за скотиной, севооборот на пахотных землях, ткачество в домашних условиях, ну и всяко-разно помаленьку...
    1. Uhe 27 октября 2013 23:19
      Вот потому, что они женщин своих жгли, теперь у них одни страшилки остались :) Теперь они на славянок зарятся, поскольку мы своих красавиц берегли и размножали :)
      Uhe
  7. CreepyUknow 26 октября 2013 14:58
    Отличная статья,спасибо!Нас всегда западные "партнеры" пытались втоптать в грязь и заставить нас верить в то,что они-оплот цивилизации, а мы вот такие дикие полуживотные. Норманнская теория,продвигавшаяся тем же Костомаровым и другими рупорами запада из этого же балета. А то,что нашими же руками чернить-нормально; открытое вмешательство "даже эти полузвери бы заметили". Вот еще пример-революция 1917.
    CreepyUknow
  8. kaktus 26 октября 2013 15:34
    Есть женщины в русских селеньяж
    с спокойною важностью лиц,
    с красивою силой в движеньях,
    с походкой, со взглядом цариц.
    Их разве слепой не заметит,
    а зрячий о них говорит:
    "Пройдёт - будто солнцем осветит!
    Посмотрит - рублём подарит!"
    (ну, и далее по тексту....) hi

    Н.А. Некрасов
    kaktus
  9. OPTR 26 октября 2013 16:27
    Дело не только в "западных" влияниях. Ведь приведенные цитаты из Домостроя не на западе искажали скорее всего. Вот интересно, когда эти искажения появились и где.
    Очень полезное напоминание, что любой источник, к которому ты привык, который примелькался и кажется достоверным от этого, может быть сфальсифицированным. Лишний повод почитать историю и подумать своей головой.
  10. Ежак 26 октября 2013 20:07
    “А увидит муж, что непорядок у жены… и за ослушание… сняв рубашку и плетию вежливенько бити, за руки держа, по вине смотря”. Казалось бы, здесь все ясно! Какое варварство!

    А учеников розгами в школах аглицких, и не только, сечь, не варварство, а ради удовольствия школяров делается.
    1. explorer 28 октября 2013 10:09
      Как любил говорить наш учитель географии:
      успеваемость в Англии в школах с битьем ВЫШЕ, чем в школах без битья. laughing
      В общем почти по класСикам: "БитиЁ определяет сознание". angry
      explorer
  11. Дублер 26 октября 2013 21:04
    А еще у нас, опосля стройбата, есть второе секретное оружие - женщина за рулем! Впрочем, кажется такое "оружие" разрабатывают во многих странах. Но наши круче, они способны матом площади накрывать! love
  12. казак23 26 октября 2013 21:20
    Я прочитал 7 книг этого автор -великолепнее Русской истории никто написать не сможет. Спасибо Вам большое !!! Хоть кто-то очищает наши правды и честь . Только после его истории я стал гордиться собой и своими предками , а не просто считать себя потомком великих предков. Советую всем почитать Его книги это стоит потраченного времени . Начните с книги "начало россии" или "великие цивилизации древней Руси" , а казакам рекомендую "казачество -путь воинов христовых". Нам надо знать сою историю и тогда мы будем знать свой ВЕЛИКИЙ ПУТЬ.
    казак23
    1. azkolt 27 октября 2013 18:15
      А я бы рекомендовал начать с "Русь;дорога из глубины тысячелетий"
  13. вакса 26 октября 2013 23:47
    Имеются веские подозрения, что "Слово о полку Игореве" написала женщина.
  14. Кавторанг 27 октября 2013 09:42
    Да уж!
    Слава нашим Славянкам! Мои две предыдущие жены - обе в погонах, разных ведомств. Это про них : слона на скаку остановят и хобот ему оторвут ...
    Нынешняя, без погон, но балом и домом правит - без замечаний, а если надо - то порвет любого,за детей или за меня, как Тузик грелку laughing
    И в прямом подчинении были барышни в офицерских/мичманских погонах - не нарадуешься, не без прибабахов (особенно, когда начинается внутренний конфликт тетушек в отделе), но все вопросы решаемы. Они сами могли отстроить заводских работяг так, что строитель "заказа" ко мне приходил с просьбой: унять свои барышень или срываем ГОЗ laughing .
    Еще раз - слава нашим девушкам drinks
    Кавторанг
  15. внук солдата 27 октября 2013 09:52
    женщины в погонах обычно это бешеные шлюхи
    внук солдата
    1. Индеец Джо 27 октября 2013 10:37
      Или вы пьяны, или вам когда-то отказала в домогательствах женщина в погонах.
      Индеец Джо
      1. внук солдата 27 октября 2013 19:09
        ни то и ни другое
        внук солдата
  16. Кавторанг 27 октября 2013 10:11
    Цитата: внук солдата
    женщины в погонах обычно это бешеные шлюхи

    Не грубите и не оскорбляйте женщин , которых Вы лично - не знаете. Пожалуйста.
    Если у Вас ,лично, есть негативный опыт общения с командирскими любовницами на должностях, не надо это переносить под "кальку" на все вооруженные силы. Это есть,было и будет - а как же? Но всегда будут и героини военной службы.
    Кавторанг
  17. Индеец Джо 27 октября 2013 10:36
    Ещё один обман против России раскрыт, спасибо автору!
    Но страшно подумать, сколько лжи против своей же нации ещё живо в умах русских.
    Индеец Джо
    1. казак23 27 октября 2013 14:10
      Вся нация и культура погрязла во лжи и нет просвета -по больше бы таких людей как Шамбаров.
      казак23
  18. graytwice 27 октября 2013 12:37
    Это какая у вас редакция, чей перевод? Это не окончательная (сильвестровская) редакция, которую и называют "Домостроем".

    Разночтения, как я понимаю, оттого, что это место у Сильвестра можно понять двояко.

    Вдобавок, даже в переводе сильвестровского "Домостроя" на сайте "Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН" я нашел два случая, по всей видимости, неверного перевода. Там есть удобный режим "параллельно".
    На этот же перевод дает ссылку и Электронная библиотека
    Исторического факультета МГУ

    23 глава
    и нелицемерная любовь ко всякому
    Перевод:
    нелицеприятною любовью ко всякому

    36 глава
    А завтракати мужу и жене отнюдъ не пригоже кроме немощи, ести и пити в подобно время.
    Перевод:
    А врозь завтракать мужу и жене никак не годится, разве уж если кто болен; есть же и пить в нужное время
    graytwice
    1. казак23 27 октября 2013 14:12
      Сильвестр -массон
      казак23
  19. serge 27 октября 2013 13:47
    Только за границей мог родиться бред о русских женщинах как о милых, трогательных, жертвенных или вообще забитых созданиях. Потому как такие женщины на деле существовали только в романах русских литературных классиков. Особенно бредовый образ русской женщины создал Достоевский (во всех других отношениях абсолютно гениальный писатель и провидец). Русская женщина душевна, жалостлива, но вместе с тем крайне энергична, деловита, практична и расчётлива. Русская женщина откровенна, склонна к сопереживанию, но вместе с тем умна, хитра и изворотлива. Красота и нежность русской женщины сочетается с твердостью, гордостью и независимостью характера. К русскому женскому характеру неплохо подходит поговорка "женщина захочет - через стену пройдёт" (как ни странно, поговорка японская). В общем, "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Но, несмотря на силу русской женщины, она в большинстве случаев ищет мужчину более сильного, чем она сама. Найдя такого мужчину, наша женщина совершенно растворяется в семье, препоручая заботы о благополучии семье мужу, поскольку потому что муж - "мужчина и обязан" для семьи делать всё. Кроме домашнего хозяйства и заботы за детьми. В русской семье всегда царило по меньшей мере равноправие, что бы там иностранное дурачьё ни вычитывало из Домостроя. Более того, русская женщина всегда фактически являлась главой семьи, на словах всегда объявляя таковым мужчину и легко им манипулируя на деле. Как гласит пословица, "Муж пьет – полдома горит; жена пьет – весь дом горит". Основа русской семьи - женщина. Недаром у русских наряду с Отечеством есть и Родина-Мать.
    serge
    1. Uhe 27 октября 2013 23:30
      Самый хороший образ русских женщин описан в русских былинах. С тех пор, на самом деле, ничего не изменилось :) Разве что в могилу с умершим мужем не идут и самоубийством ритуальным из-за этого не заканчивают, а так ничего не изменилось.

      Какой назовёт, например, колдунью Маринку Кайдаловну покорной и забитой женщиной? Или ту же Василису Микулишну, жену Ставра Годиновича? Или богатыршу Настасью, любимую Дуная Ивановича? Всё сказано до нас нашими прозорливыми предками.
      Uhe
  20. Кавторанг 27 октября 2013 15:03
    Цитата: serge
    , русская женщина всегда фактически являлась главой семьи, на словах всегда объявляя таковым мужчину и легко им манипулируя на деле. Как гласит пословица, "Муж пьет – полдома горит; жена пьет – весь дом горит". Основа русской семьи - женщина.

    И давайте на этом закончим срач - давайте поцелуем своих милых жен/любовниц/подруг. Они же не просто так к нам пришли?
    Кавторанг
  21. Сергей Медведев 27 октября 2013 16:42
    Спасибо за статью. Честно, не знал, что Домострой про кулинарию и ведение хозяйства. Так и думал, что это руководство по истязанию женщин. Побольше бы таких статей.
  22. Чёный 27 октября 2013 18:14
    Казачество не знало домостроя.
    Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены - по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
    В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). "Не муж для жены, а жена для мужа". "Да убоится жена мужа". При этом придерживались вековых устоев - мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина - в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать - четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.
    Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее - ибо женщина - будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко:

    "В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие - старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его."

    Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.
    В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака - мать его детей.
  23. Чёный 27 октября 2013 18:31
    Казаки не знали домостроя. В письменном его виде. Но он существовал и был неоспорим, как руководство, избавляющее от многих лишних забот и проблем, обременяющих создание и существование семьи.
    И хранителем традиций и устоев были старики.
    Во время репрессий Гражданской войны красные зачастую расстреливали стариков в первую очередь, таким образом сразу лишая станицу памяти, совести и веры...
  24. Karius 28 октября 2013 00:11
    Статье большой плюс,признаться честно,многого не знал.
    Karius
  25. Fobos-grunt 28 октября 2013 07:57
    Россия - обитель амазонок Ещё Геродот описывал воительниц живших на Дону.
    Ими восхищались даже враги. Забытый сегодня император Боспорского Царства Митридат Евпатор – можно сказать наш с вами славный предок 132—63 г до н. э.До последнего мига этот человек сопротивлялся могуществу Римской Империи. Всё это время с ним оставалась его жена и верная спутница --амазонка Гипсикратия

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня