Военно-морские учения ТОФ США «Флитекс-82» (FleetEx-82) (сентябрь 1982 г.)

Военно-морские учения ТОФ США «Флитекс-82» (FleetEx-82) (сентябрь 1982 г.)


Надо сказать, что к 1982 году разведка ТОФ располагала текстом новой военно-морской стратегии США. Её нам добыли наши разведчики с разведывательного корабля, который вёл разведку в районе Сан-Диего у западного побережья США. Я лично переводил этот текст. Но до конца мы ещё не осознали всю его суть. Не хватало других дополнительных данных по возможностям крылатых ракет «Томахок», использованию авианосной авиации в новых условиях, роли и месте многоцелевых атомных подводных лодок, оснащённых крылатыми ракетами «Томахок», и других сведений.

Кроме того, противостояние разведки ТОФ и Тихоокеанского флота США достигло своего апогея. Главные объекты разведки ТОФ – американские авианосцы. Если в течение суток мы не имели данных о местонахождении авианосцев в западной части Тихого океана, то это была катастрофа. Объявлялась повышенная готовность всем частям береговой радиоразведки, оповещались все находящиеся в море разведывательные корабли, повышалась готовность к вылету самолётов разведчиков ТУ-95 РЦ, командный пункт разведки переводился в режим повышенной готовности.


В то же время Тихоокеанский флот США принимал меры по обеспечению скрытного развёртывания своих авианосных ударных групп из Сан-Диего в западную часть Тихого океана. Тогда считалось, что скрытность – это главное условие внезапности нанесения первого упреждающего удара.

Вспомним 1941 год. В чём это проявлялось. Прежде всего: отключение радиолокационных станций кораблей во время пролёта советских разведывательных спутников системы «Легенда». Использование для связи с кораблями только УКВ-диапазона. Изменение маршрутов развёртывания АУГ в западную часть Тихого океана (стандартный маршрут по дуге большого круга), а выбирались южный или северный маршруты. Введение режимов радиомолчания. Дезинформация в средствах массовой информации и другие методы маскировки и дезинформации.

Итак, 11 сентября 1982 года, суббота. Наш Тихоокеанский флот только что закончил итоговые годовые учения. Все корабли вернулись в базы. Отработаны задачи по борьбе с авианосным ударным соединением противника у нашего побережья, обеспечения выхода наших РПКСН из базы на боевую службу, высадки десанта, обороны побережья и т.д.

Фактическая обстановка в зоне флота. Последние данные разведки ТОФ. Авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем «Энтерпрайз», совершив переход из Сан-Диего в Пёрл-Харбор и проведя дозаправку кораблей охранения, стала развёртываться в северо-западном направлении в сторону Камчатки (что вообще необычно, но на это не обратили особого внимания). Данные по АУГ подтверждаются космической, береговой радиоразведкой и нашим разведывательным кораблём, ведущим разведку в районе Гавай.

Второй главный объект разведки – авианосец «Мидуэй» в составе авианосной группы в четверг 9 сентября вышел из базы в Йокосука (Япония), был обнаружен нашим разведывательным кораблём «Курсограф», но оторвался от слежения и по последнему докладу «Курсографа» убыл в юго-западном направлении в сторону Малаккского пролива.

Вторые сутки авианосец «Мидуэй» в радиосвязи не отмечается. Космическая разведка его также не наблюдает.

Звонок домой от оперативного дежурного разведки ТОФ: «Вас срочно вместе с начальником 1-й группы информационного центра разведки ТОФ Чудиным вызывает начальник разведки ТОФ контр-адмирал Максименко Юрий Спиридонович. Немедленно прибыть в штаб ТОФ». Прибыли в кабинет начальника разведки. «Где «Мидуэй»? Вторые сутки мы не знаем где он? Немедленно проанализируйте все сведения и доложите мне через час».

Засели в кабинете 1-й группы анализа текущей обстановки информационного центра разведки ТОФ. В то время я исполнял обязанности заместителя начальника информцентра разведки ТОФ, а Чудин – начальника 1-й группы. Пересмотрели все донесения от частей и кораблей, данные космической разведки. Ничего другого не могли предположить: авианосец «Мидуэй» убыл или в Индийский океан, или в Филиппинское море на учения. На том успокоились. Потом, «задним числом», при «разборе полётов» узнали, что наша береговая разведка, которая контролировала радиосети оперативного управления вооружённых сил США, не обратила внимания на тот факт, что в радиосетях перестали передаваться учебные сигналы боевого управления. То есть радиосети были приведены в повышенную готовность для передачи фактических боевых распоряжений.

Уже потом ещё одну истину из этого эпизода я уяснил: «Нельзя полагаться на стереотипы. Надо предполагать самые худшие варианты. Например, скрытное развёртывание АУГ к приморскому побережью или к Камчатке. Если мы будем готовы встретить эту угрозу, значит мы будем во всеоружии». После событий сентября 1982 года я был убеждён в одном, как в теории вероятности: «Лучше ложная тревога, чем пропуск цели». Но это было потом. Потом началась цепочка тех проколов, которая позволила назвать их как «Советский Пёрл-Харбор».

В этот же день пара самолётов-разведчиков ТУ-95 РЦ 304-го ОДРАП вылетела с аэродрома Хороль в центральную часть Тихого океана для уточнения местонахождения АУГ «Энтерпрайз». Как потом выяснилось, при пролёте восточнее Курильских островов, оператор РЛС в иллюминатор обнаружил группу огней, но не придал этому значения, так как ему предстояла задача обнаружить АУГ «Энтерпрайз». С этой задачей лётчики успешно справились. На самом деле они пролетели как раз над кораблями АУГ «Мидуэй», которая скрытно развёртывалась под Камчатку навстречу АУГ «Энтерпрайз», чтобы сформировать авианосное ударное соединение (АУС).

Вечером, в субботу, поступили доклады о пожарах в казармах наших радиопеленгаторных пунктов на о. Итуруп и в б. Провидения с интервалом в 10 часов. Это значительно затруднило работу нашей пеленгаторной сети. Я не исключаю, что это была фактическая отработка американских спецподразделений «SEAL» («морских котиков») на нашей территории.

12 сентября, воскресенье. Утром по приказанию Главного штаба ВМФ с аэродрома Елизово (Камчатка) на разведку АУГ «Энтерпрайз» вылетает пара самолётов-разведчиков ТУ-16Р 169-го смешанного авиаполка ВВС ТОФ. По их докладу они были перехвачены истребителями палубной авианосной авиации. И ещё один прокол. В докладе они не указывают типы истребителей, которые их сопровождали. Как потом выяснилось по снимкам, они были перехвачены истребителями F-4 «Фантом», которые оставались только на авианосце «Мидуэй». Остальные авианосцы были переоснащены новыми истребителями F-14 «Томкэт».

Таким образом, мы оставались в неведении, где находится АУГ «Мидуэй». И только во второй половине дня воскресенья поступил доклад от нашего берегового радиоотряда на Камчатке, что наши посты отмечают работу кораблей на частотах внутриэскадренной связи АУГ «Мидуэй».

Это был шок. Результаты радиопелегнования показали, что вновь сформированное авианосное ударное соединение («Энтерпрайз» и «Мидуэй»), в составе более 30 кораблей маневрирует в 300 милях юго-восточнее Петропавловска-Камчатского и проводит полёты палубной авиации на удалении 150 км от нашего побережья. Срочный доклад в Главный штаб ВМФ. Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. незамедлительно принимает решение. Срочно выслать на слежение за АУС сторожевой корабль «Сторожевой», три многоцелевые атомные подводные лодки проекта 671 РТМ, организовать непрерывную воздушную разведку, привести в полную готовность всю морскую ракетоносную авиацию ТОФ, установить тесное взаимодействие с системой ПВО на Дальнем Востоке, привести в полную боевую готовность все части и корабли разведки ТОФ. В ответ на такие агрессивные действия американцев подготовить к вылету авиадивизию морской ракетоносной авиации в готовности, в понедельник обозначить авиационно-ракетный удар по авианосному соединению. Параллельно готовились к удару и многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.

13 сентября, понедельник. Разведке ТОФ предстоит обнаружить местонахождение АУС и навести авиадивизию морской ракетоносной авиации. Но в это время на кораблях авианосного соединения США введён режим радиомолчания. Выключены все радиолокационные станции. Мы внимательно изучаем данные оптикоэлектронной космической разведки. Нет достоверных данных о местонахождении авианосцев. Тем не менее вылет авиации МРА с Камчатки состоялся. В пустое место.

Только через сутки, во вторник 14 сентября, мы узнаём по данным постов ПВО на Курильских островах, что авианосное ударное соединение маневрирует восточнее острова Парамушир (Курильские острова), проводя полёты палубной авиации.

Затем удалось навести сторожевой корабль «Сторожевой» на авианосцы (СКР «Сторожевой» в своё время получил дурную славу в Главкомате ВМФ после известных событий на Балтике, связанных с угоном корабля в 1975 году под командованием замполита Саблина, несогласного с политикой Кремля. Саблина расстреляли, экипаж расформировали, а корабль перевели из Балтики на Камчатку). Теперь этот корабль стал кораблём непосредственного слежения за АУС. Многоцелевые подводные лодки, посланные на слежение за американским АУС не совсем справлялись со своими задачами, так как это сложнейшая задача для командира подводной лодки. Находиться необнаруженным в составе ордера соединения надо постараться.

В конечном итоге авианосное ударное соединение США прошло восточнее Курильских островов, выявляя возможности советской ПВО по охране своих границ. Апофеозом этого перехода стало нарушение воздушного пространства СССР в районе Малой Курильской гряды (острова Танфильева, Анчучина, Юрий, Полонского, Зелёный, Шикотан) самолётами палубной авиации с авианосцев. Выяснилось, что наша «всепогодная» истребительная авиация, представленная устаревшими истребителями МИГ-19 и МИГ-21, не способна противостоять американским палубным «Фантомам» и штурмовикам «Интрудерам». Погода не позволяла их использовать. После этого очередного плевка в нашу сторону, авианосное соединение («Энтерпрайз», «Мидуэй») через Сангарский пролив вошло в Японское море. Здесь их, конечно, ждал целый ком противодействующих сил: отдельная авиадивизия морской ракетоносной авиации, дивизия многоцелевых атомных подводных лодок, авианосцы «Минск» и «Новороссийск», тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе». Отработав удары палубной авианосной авиации по побережью Приморья, авианосное соединение благополучно вышло через Корейский пролив в Жёлтое море. На этом закончились военно-морские учения ТОФ США «Флитекс-82». Система оперативного управления ВС США заработала в прежнем режиме. А мы в это время стали разбирать наши ошибки в составе особой комиссии. Но их результаты не представлены до сих пор.
Автор: Владимир Анисимович КАРЕВ контр-адмирал в отставке
Первоисточник: http://www.38brrzk.ru/public/russia-parl-harbor/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. 3935333 28 октября 2013 09:36
    вот так! я родился в 1982 году... слава богу что родился! Но наш ВМФ в свое время тоже немало потрепал нервишки ам, они нам - мы им -время было горячее - "Холодная Война"!
    3935333
    1. Alez 28 октября 2013 14:53
      Вспомним 1941 год. В чём это проявлялось. Прежде всего: отключение радиолокационных станций кораблей во время пролёта советских разведывательных спутников системы «Легенда».
      В 41 м летали спутники? Я отстал от жизни.
      1. полковник 28 октября 2013 15:57
        Цитата: Alez
        В 41 м летали спутники? Я отстал от жизни.


        Почитайте мой комментарий от 11.53
  2. Был Мамонт 28 октября 2013 11:04
    " За одного битого двух не битых дают". Только б учиться на ошибках. Лучше чужих, чем своих.
    1. ben gun 28 октября 2013 13:16
      "А мы в это время стали разбирать наши ошибки в составе особой комиссии. Но их результаты не представлены до сих пор."
      Хочется надеятся что тщательно изучили события и измнеили наставления. Чтоб впредь не терялись американцы у берегов Курил и Камчатки на неделю почти.
      1. Pilat2009 28 октября 2013 22:26
        Цитата: ben gun
        Хочется надеятся что тщательно изучили события и измнеили наставления

        С тех пор половину средств слежения распродали в металлолом,как и кораблей
  3. полковник 28 октября 2013 11:10
    Статья - бальзам на душу профессионала. Как будто вернулся на много лет назад и снова ощутил всё напряжение и, в то же время, "интересность" службы в разведке. Написано настоящим профессиональным языком, что сейчас редкость. Кстати, ракеты ALCM правильно называть именно "Томахок", а не "Томагавк".
    1. cdrt 28 октября 2013 15:13
      Цитата: полковник
      Статья - бальзам на душу профессионала. Как будто вернулся на много лет назад и снова ощутил всё напряжение и, в то же время, "интересность" службы в разведке. Написано настоящим профессиональным языком, что сейчас редкость. Кстати, ракеты ALCM правильно называть именно "Томахок", а не "Томагавк".


      +100500
      Отличная профессиональная статься.
      И кстати, хороший пример, что грамотные действия АУС, грамотное планирование операции позволило добиться своих целей.
      И это при наличии Легенды, правильно поставленной радиоразведке.
      Только ALCM - это не Тамахок, а КР восдушного базирования feel (это уже к комментатору).

      Слава богу, что нынешние наши и американский флоты пока не играют в такие игры...
      1. полковник 28 октября 2013 15:56
        Цитата: cdrt
        Только ALCM - это не Тамахок, а КР восдушного базирования


        Точно! Позор моим сединам! Машинально перепутал ALCM и BGM-109. И на старуху бывает проруха... recourse
        1. cdrt 28 октября 2013 16:06
          Цитата: полковник
          Цитата: cdrt
          Только ALCM - это не Тамахок, а КР восдушного базирования


          Точно! Позор моим сединам! Машинально перепутал ALCM и BGM-109. И на старуху бывает проруха... recourse


          Возможно просто перепутали с GLCM - которая как-раз были Tomahawk feel
          1. полковник 28 октября 2013 16:35
            Цитата: cdrt
            Возможно просто перепутали с GLCM


            Так ведь были же всё-таки ALCM (Air-Launched Cruise Missile) Томахок (BGM-109). Или я что-то основательно подзабыл?
            1. cdrt 28 октября 2013 21:36
              Цитата: полковник
              Цитата: cdrt
              Возможно просто перепутали с GLCM


              Так ведь были же всё-таки ALCM (Air-Launched Cruise Missile) Томахок (BGM-109). Или я что-то основательно подзабыл?


              ALCM AGM-86 (от А до D).
              GLCM BGM-109G
    2. mvg 13 ноября 2013 22:03
      топоры они и есть топоры. но они все настолько рзные, что можно и названия менять. дальность от 2500 до 600, масса БЧ, головка наведения, предназначение.. вот у нас "синеву" шкурочкой прошли, полирнули, и сразу "лайнером" назвали
      mvg
  4. HAM 28 октября 2013 11:13
    Ну,что сказать, кто грамотнее работает, тот и выигрывает.
    HAM
    1. user 28 октября 2013 11:42
      Интересно какой результат был бы сегодня в подобной ситуации
      1. cdrt 28 октября 2013 15:15
        Цитата: user
        Интересно какой результат был бы сегодня в подобной ситуации


        1982 - это расцвет ВМФ СССР.
        После фактического разгрома флота в конце 1990-х - начале 2000-х сейчас результаты будут наверняка хуже для нас.
  5. Sonik 28 октября 2013 11:40
    Цитата: HAM
    Вспомним 1941 год. В чём это проявлялось. Прежде всего: отключение радиолокационных станций кораблей во время пролёта советских разведывательных спутников системы «Легенда».

    Ура я всегда знал что спутники Советский Союз научился запускать уже в далёком 1941 году! Вот это секретность!!! ))))
    1. HAM 28 октября 2013 11:44
      А Вы взяли не мою цитату.
      HAM
    2. полковник 28 октября 2013 11:53
      Цитата: Sonik
      Ура я всегда знал что спутники Советский Союз научился запускать уже в далёком 1941 году! Вот это секретность!!! ))))


      Здесь наверняка ошибка при выводе на печать. Должно быть так: "Тогда считалось, что скрытность – это главное условие внезапности нанесения первого упреждающего удара (вспомним 1941 год). В чём это проявлялось. Прежде всего: отключение радиолокационных..."

      Т.е. ссылка на 1941 год относится только к внезапности нанесения первого удара.
  6. Delta 28 октября 2013 11:49
    Статья как раз для тех, кто рассуждает о "бесполезных корытах", способных только выжигать бюджет. Спрятать АУГ сумели, и не где-то в океане, а недалеко от нашего берега. И не просто спрятать, а наносить условные удары. А после этого снова уйти из-под удара. Неплохо, как для "большой мишени"
  7. Джамал1974 28 октября 2013 12:29
    Сейчас времена другие вряд АУГ будет незамечена вблизи наших границ, как не крути ПВО и РЭС стали лучше плюс спутники с ГЛОНАССом .
    1. svp67 28 октября 2013 12:33
      Цитата: джамал
      Сейчас времена другие вряд АУГ будет незамечена вблизи наших границ, как не крути ПВО и РЭС стали лучше плюс спутники с ГЛОНАССом .

      Земля всё еще большая и на ней есть где "спрятаться" даже АУГам и не одному....
    2. полковник 28 октября 2013 12:41
      Цитата: джамал
      как не крути ПВО и РЭС стали лучше плюс спутники с ГЛОНАССом .


      Как ни крути, но наши возможности по поиску, обнаружению и слежению за АМГ стали в разы НИЖЕ, чем было в 80-е годы. Поясню.
      Во-первых, система МКРЦ "Легенда" ушла в небытие.
      Во-вторых, разведывательной авиации в составе МА ВМФ нет вообще! В 80-е годы в составе ВВС ТОФ были три одрап (один на Ту-95 РЦ, два - на Ту-16 РМ) и одна одраэ. Сейчас - ноль!
      В-третьих, кораблей слежения за АМГ, насколько я знаю, тоже нет, а подводные лодки в основном стоят у стенки.
      Другое дело, что в настоящее время американские АМГ практически перестали проводить мероприятия боевой подготовки в операционных зонах наших флотов, так как не считают нас достойным противником...
    3. cdrt 28 октября 2013 16:03
      Цитата: джамал
      Сейчас времена другие вряд АУГ будет незамечена вблизи наших границ, как не крути ПВО и РЭС стали лучше плюс спутники с ГЛОНАССом .


      Хм...и чем это ПВО и РЭС стали лучше?
      Какое отношение ПВО имеет к "потере" АУС?
      Сейчас для противодействия ПВО имеется много больше УРО, чем было тогда, да и кораблей-носителей Тамохоков (ака Тамогавк) стало много больше.
      Да и РЭБ сильно не стояла на месте.
    4. Pilat2009 28 октября 2013 22:29
      Цитата: джамал
      плюс спутники с ГЛОНАССом

      Глонасс не может определять цели.Это не разведывательный спутник
      имхо
    5. biznaw 28 октября 2013 23:38
      Причем здесь глонас? Тем более ПВО? Даже целая армада спутников "мониторинга" не в состоянии самостоятельно без предварительной "ориентировки" обнаружить хоть авианосец, хоть бронепоезд.
  8. Bishop 28 октября 2013 13:18
    Стоит вспомнить и успехи нашего(советского) ВМФ(операция "Атрина"):http://www.youtube.com/watch?v=SNnOc0r7lsQ
  9. mvg 13 ноября 2013 22:04
    Цитата: cdrt
    Цитата: полковник
    Статья - бальзам на душу профессионала. Как будто вернулся на много лет назад и снова ощутил всё напряжение и, в то же время, "интересность" службы в разведке. Написано настоящим профессиональным языком, что сейчас редкость. Кстати, ракеты ALCM правильно называть именно "Томахок", а не "Томагавк".


    +100500
    Отличная профессиональная статься.
    И кстати, хороший пример, что грамотные действия АУС, грамотное планирование операции позволило добиться своих целей.
    И это при наличии Легенды, правильно поставленной радиоразведке.
    Только ALCM - это не Тамахок, а КР восдушного базирования feel (это уже к комментатору).

    Слава богу, что нынешние наши и американский флоты пока не играют в такие игры...


    А чем нам играть? "Петра" из средиземки на ТОФ гонять постоянно? Что у нас еще плавает?
    mvg
  10. Силуэт 25 ноября 2013 20:57
    Здесь их, конечно, ждал целый ком противодействующих сил: отдельная авиадивизия морской ракетоносной авиации, дивизия многоцелевых атомных подводных лодок, авианосцы «Минск» и «Новороссийск», тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе»

    Уважаемый автор явно бредит. "фрунзе" и "Новороссийск" пришли на ТОФ в 1984 и 1985 году. Лучше бы этот "разведчик" "Випедию" про "Новороссийск" почитал. Корабль во время этих событий был в Николаеве."15 августа 1982 г. на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота".
    То же самое про "Фрунзе"«Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев») второй корабль проекта 1144— строился по модернизированному проекту 1144.2 и был спущен на воду 26 мая 1981, вступил в строй 31 октября 1984 года. Переименован в «Адмирал Лазарев» 22 апреля 1992 года (Тихоокеанский флот).

    С 21 августа по 22 ноября 1985 года совершил переход с Балтики во Владивосток"
    1. полковник 26 ноября 2013 09:21
      Цитата: Силуэт
      Уважаемый автор явно бредит. "фрунзе" и "Новороссийск" пришли на ТОФ в 1984 и 1985 году. Лучше бы этот "разведчик" "Випедию"


      Вот такие "спецы", начитавшись "Википедий" разных, и мнят себя истинными знатоками, не гнушаясь называть "бредом" статьи НАСТОЯЩИХ профессионалов. Обсуждайте лучше то, в чём на самом деле разбираетесь.
      1. Силуэт 26 ноября 2013 11:51
        Слышь, умник, я в 10 ОПЭСК ТОФ, куда входили эти корабли, служил с 1982 года по 1992 г. ... Ясно, "полковник"?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня