Military Review

Myths about the "Winter War" (part 1)

0


The Soviet-Finnish war (1939-1940) created many "myths". The publicist and writer A. I. Solzhenitsyn expressed them in a concentrated way: “And then everyone saw this mediocre, shameful Finnish campaign, when our huge country poked, poked around this very“ Mannerheim Line ”. They showed everyone that we are at war ... and our opponents saw that we are not ready to fight ”(A. Solzhenitsyn. Ostankino, May 15, 1995).

Another group of myths is based on the thesis that the Red Army had to break through the line of defense equipped with the latest technology, and even in extreme frosts over half a meter drifts.

The myth of strong frosts and half meter snowdrifts

One of the arguments for the complexity and specificity of the Winter War is the cold. But the cold itself does not preclude warfare. In addition, in December 1939, when the first, unsuccessful, assault on the Finnish fortifications took place, there were no 40-degree frosts. Ships of the Baltic fleet Until the end of December, they came ashore to support the ground forces, i.e., the Gulf of Finland was not frozen.

In the memoirs of Mannerheim it is said that the Red Army had a technical advantage, because the ground was frozen, and there was little snow. There is a diary of Finnish Lieutenant General H. Enquist, who commanded the 2 Corps, where he recorded daily daily temperature from the first to the last day of the war. November 30 (the day the war began) the temperature was + 3, until December 20 ranged from + 2 to -7-mi. Before the new year, it was not colder than -23 degrees, frosts to minus 40 began only in the second half of January, when there was a lull. Moreover, the Finns were as cold as the Red Army men.

The stories about the huge drifts also have no basis. Mannerheim wrote: “Unfortunately, the snow cover continued to remain too thin to make it difficult to maneuver the enemy” (KG Mannerheim. Memoirs. M., 2000, p. 268). There are data on the thickness of the snow cover and in the operations of the Soviet divisions. So, in the 123 Rifle Division's operational summary, it was said that 15 December 1939 snow depth was 10-15, see. Until the calm, in January 1940, there was no deep snow. Even in 6 January 1940, the snow depth of 25-35 see

In addition, even snowdrifts of 1-1,5 meters were not for tanks insurmountable obstacle. Heavy tracked vehicles are able to overcome dry snow up to 2 meters deep, this technique tamps the passage, and another vehicle can be carried out behind it.

Thus, it is clear that The command has chosen the ideal time for the offensive: the soil was seized by frost, numerous Finnish swamps, lakes, small rivers were covered with ice, there was still some snow. The Red Army could use numerous equipment and supply troops.

The myth of the inaccessibility of the "Mannerheim Line"



About this is one of the most popular myths, which describes impregnable fortifications, high-rise bunkers, numerous machine gun and gun nests. In reality, the infamous “Mannerheim Line” was far from the best examples of European fortification. Most of the pillboxes were single-storey, partly reinforced concrete buildings buried in the ground, where the premises were divided into several rooms with armored doors. Only three dota had two levels and three more - three levels. Compared to the French fortifications of the Maginot Line, or SD in the USSR, this cannot be called the height of fortification.

There were no Finnish fortifications of underground galleries characteristic of the fortifications of France, Germany, Czechoslovakia, which would connect long-term firing points. Finnish bunkers are lightly buried and insulated concrete boxes.

The main strip of fortifications was defended by approximately 136 km of anti-tank obstacles and about 330 km of wire barriers. They showed low resistance to strikes of medium T-28 tanks.

In total, on the “Mannerheim Line” there were 214 dots on 140 km, of which 134 machine gun and artillery long-term fire installations (DOS). Moreover, the artillery facilities - just 8 (4%). The density of the pillboxes is 1,5 per kilometer. For comparison, in France approximately 5800 DOS per 400 km, density - 14 DOS per 1 km; the German “Siegfried Line” - 16000 DOS per 500 km, density - 32 DOS per 1 km; Soviet "Molotov line" on 3's fortified areas of the South-West (Vladimir-Volynsky, Strumilovsky, Rava-Russian) - 276 ready DOS and 627 built on 195 km, i.e. 1,4 ready DOS on 1 km, when 4,6 was completed DOS on 1km. Karelian UR (part of the Stalin Line) - 196 DOS per 80 km, density 2,5 DOS per 1km. Moreover, on the fortifications of the “Stalin Line” 10% of the pillboxes were armed with artillery.

In the main strike of the Red Army in Finnish pillboxes there were no guns capable of hitting Soviet tanks, there were no artillery pillboxes at all. The newest Finnish dots of the 30s were not all heated.

The infantry units of the Finns were located in ordinary trenches. Most of the old pillboxes of the line had an embrasure of frontal fire, since they could be put down by shots into the embrasure. Their weakness was the poor quality of concrete, which had almost no reinforcement. Only in the new Le Bourget-type casemates, the embrasures were located on the side or rear edges of the structure, the front wall was deaf. Machine guns sweep the space in front of the front of another similar DotA.

That is, the “Mannerheim Line” was not unapproachable for the Red Army. The Red Army possessed quite a good arsenal for breaking in fortifications.


Antitank rifles

Myths about the "Winter War" (part 1)

Enkel line (old fortifications).

Lack of intelligence

A serious miscalculation of the Soviet command was the lack of intelligence data on the fortifications of the Finns. The depth of the defense of the Mannerhem Line was an unpleasant surprise to command. Exploration did not have data on new buildings 1938-1939. So, 6 of December 24 rifle division "ran into" the Veisainensky fortified area, in the battle, the division commander P.Ye. Veshchev died, who received the title of Hero posthumously. Intelligence had no information about these fortifications.

To be continued



Four-marbled bunker with barracks on 30 people.


Odnamebrasurny pillbox with barracks on 26 people.


Double-brick dot with barracks for 24 man.


An example of a casemate machine gun system Maxim.
Originator:
http://topwar.ru"rel =" nofollow ">http://topwar.ru
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Мифы о «Зимней войне» (часть 1)

Мифы о «Зимней войне» (часть 1)


Советско-финская война (1939-1940 гг.) породила множество «мифов». Концентрированно их выразил публицист и писатель А. И. Солженицын: « И потом все видели эту бездарную, позорную финскую кампанию, когда наша огромная страна тыкалась, тыкалась около этой самой «линии Маннергейма». Всем показали, что мы воевать…, и противники наши видели, что мы воевать не готовы» (А. Солженицын. Останкино, 15 мая 1995 г.).

Другая группа мифов опирается на тезис, что Красной Армии пришлось прорывать оснащенную по последнему слову техники линию обороны, да ещё в сильные морозы по полутораметровым сугробам.


Миф о сильных морозах и полутораметровых сугробах

Одним из аргументов сложности и специфичности «Зимней войны» являются холода. Но собственно холод не исключает ведение боевых действий. К тому же, в декабре 1939 года, когда произошел первый, неуспешный, штурм финских укреплений, не было 40-градусных морозов. Корабли Балтийского флота до конца декабря подходили к берегу для поддержки сухопутных сил, т. е. Финский залив не замёрз.

В воспоминаниях Маннергейма говорится, что Красная Армия имела техническое преимущество, т. к. земля замёрзла, а снега было мало. Есть дневник финского генерал-лейтенанта Х. Энквиста, который командовал 2-м корпусом, где он ежедневно записывал дневную температуру с первого до последнего дня войны. 30 ноября (день начала войны) температура была +3, до 20 декабря колебалась от +2 до -7-ми. До нового года не было холоднее -23-х градусов, морозы до минус 40-ка начались только во второй половине января, когда наступило затишье. Причём, финны мёрзли не меньше красноармейцев.

Рассказы про огромные сугробы также не имеют под собой оснований. Маннергейм писал: « К сожалению, снежный покров продолжал оставаться слишком тонким, чтобы затруднить маневрирование противника» (Маннергейм К. Г. Мемуары. М., 2000, с. 268). Есть данные о толщине снежного покрова и в оперсводках советских дивизий. Так, в оперативной сводке 123 стрелковой дивизии сказано, что 15 декабря 1939 г. глубина снега была 10-15 см. Вплоть до затишья, в январе 1940 года, глубокого снега не было. Даже в оперсводке от 6 января 1940 г. глубина снега 25-35 см.

К тому же, даже сугробы в 1-1,5 метра не являлись для танков непреодолимым препятствием. Тяжёлые гусеничные машины способны преодолевать сухой снег до 2 метров глубиной, такая техника утрамбовывает проход, и за ней можно проводить другой автотранспорт.

Таким образом, ясно, что командование выбрало идеальное время для наступления: почва была схвачена морозом, многочисленные финские болотца, озёра, речки были покрыты льдом, снега было ещё немного. Красная Армия могла использовать многочисленную технику и осуществлять снабжение войск.

Миф о неприступности «линии Маннергейма»

Мифы о «Зимней войне» (часть 1)

О это один из самых популярных мифов, где описываются неприступные укрепления, многоэтажные бункера, многочисленные пулемётные и орудийные гнёзда. В реальности печально знаменитая «линия Маннергейма» была далека от лучших образцов европейского фортификационного дела. Большая часть дотов были одноэтажными, частью заглубленными в землю железобетонными постройками, где помещения делились на несколько комнат с бронированными дверями. Всего три дота имели два уровня и ещё три – три уровня. По сравнению с французскими укреплениями «линии Мажино», или УР-в СССР, это нельзя назвать верхом фортификации.

Не было у финских укреплений подземных галерей, характерных для укреплений Франции, Германии, Чехословакии, которые бы соединяли долговременные огневые точки. Доты Финляндии - это слегка заглубленные и изолированные бетонные коробки.

Главную полосу укреплений защищали примерно 136 км противотанковых препятствий и около 330 км проволочных заграждений. Они показали низкую устойчивость к ударам средних танков Т-28.

Всего на «линии Маннергейма» было 214 дотов на 140 км, из них 134 пулемётных и артиллерийских долговременных огневых сооружения (ДОС). Причём, артиллерийских сооружений - всего 8 (4%). Плотность дотов - 1,5 на километр. Для сравнения, во Франции примерно 5800 ДОС на 400 км, плотность - 14 ДОС на 1 км; немецкая «линия Зигфрида» - 16000 ДОС на 500 км, плотность - 32 ДОС на 1 км; советская «линия Молотова» на 3-х укрепленных районах Юго-Запада (Владимиро-Волынский, Струмиловский, Рава-Русский) – 276 готовых ДОС и 627 строившихся на 195 км, т. е. 1,4 готовых ДОС на 1 км, при достройке 4,6 ДОС на 1км. Карельский УР (часть «линии Сталина») – 196 ДОС на 80 км, плотность 2,5 ДОС на 1км. Причём, на укреплениях «линии Сталина» 10% дотов было с артиллерийским вооружением.

В полосе главного удара Красной Армии на финских дотах не было орудий, способных поразить советские танки, артиллерийских дотов вообще не было. Новейшие финские доты 30-х годов не все отапливались.

Пехотные же части финнов размещались в обычных окопах. Большинство старых дотов линии имели амбразуры фронтального огня, т. к. их можно было подавить выстрелами в амбразуру. Их слабостью было и плохое качество бетона, который почти не имел арматуры. Только в новых дотах типа каземата «Ле Бурже» амбразуры располагались на боковых или задних гранях сооружения, передняя стена была глухой. Пулемёты простреливали пространство перед фронтом другого подобного дота.

То есть, «линия Маннергейма» не была неприступной для Красной Армии. Красная Армия обладала вполне хорошим арсеналом для взлома укреплений.

Мифы о «Зимней войне» (часть 1)

Противотанковые надолбы

Мифы о «Зимней войне» (часть 1)

Линия Энкеля (старые укрепления).

Недостаток разведданных

Серьёзным просчётом советского командования стал недостаток разведывательных данных об укреплениях финнов. Глубина обороны «линии Маннергема» стала для командования неприятным сюрпризом. Разведка не обладала данными о новых постройках 1938-1939 гг. Так, 6 декабря 24 стрелковая дивизия «напоролась» на Вейсяйненский укрепрайон, в бою погиб командир дивизии П. Е. Вещев, получивший звание Героя посмертно. Разведка не имела сведений об этих укреплениях.

Продолжение следует


Мифы о «Зимней войне» (часть 1)

Четырехамбразурный ДОТ с казармой на 30 человек.

Мифы о «Зимней войне» (часть 1)

Одноамбразурный ДОТ с казармой на 26 человек.

Мифы о «Зимней войне» (часть 1)

Двухамбразурный ДОТ с казармой на 24 человека.

Мифы о «Зимней войне» (часть 1)

Пример казематной системы пулемета Максим.
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня