Military Review

The weapon of the century. Bombs

0


The most powerful second world bombs: Tallboy and Grand Slam

Country: United Kingdom
Developed by: 1942
Mass: 5,4 t
BB mass: 2,4 t
Length: 6,35 m
Diameter: 0,95 m

Barney Wallis did not become a famous aircraft designer: his Victory bomber design was rejected by the British military. But he became famous as the creator of the most powerful ammunition of the Second World War. His knowledge of the laws of aerodynamics allowed him to construct the Tallboy bomb in 1942. Thanks to the perfect aerodynamic form, the bomb quickly picked up speed and even broke the sound barrier in the fall if it was dropped from a height of more than 4 km. It could penetrate 3 m of reinforced concrete, go deep into the ground on 35 m, and after its explosion remained a crater with a diameter of 40 m. Equipped with torpex — powerful hexogen-based explosives — the brainchild of Wellis demonstrated efficiency when used for highly protected targets (bunkers, tunnels), and even to the ships. Thus, in two hits, the German battleship Tirpitz was first damaged. It was defended in a Norwegian fjord and presented a great danger to the convoys marching in the USSR. 12 November 1944 of the year, having received two more “Tallboy”, the ship rolled over. In short, these bombs were real combat weaponsrather than a useless race for records, and during the war years they were used not so little - 854.

This success guaranteed Barney Wallis a place in stories (he later received a knight’s title) and inspired him to create in 1943 the most powerful WWII bombs, in the construction of which much was borrowed from Tallboy. Grand Slam was also successful, demonstrating a steady (due to the stabilizer-provided rotation) flight and high penetrating power: before breaking, it could pierce up to 7 and reinforced concrete. True, for Grand Slam there was no such goal as the battleship known to the whole world, but its penetration into shelters protected by a five-meter-high concrete layer for German submarines made a proper impression. She also carried the aqueducts and dams that did not succumb to the less powerful bombs. The Grand Slam fuse could be installed on an instantaneous action (to hit targets with a shock wave) or to slow down (to destroy shelters), but in the latter case the buildings "folded" hundreds of meters from the explosion: although the shock wave from the buried detonation was relatively weak, ground shifted the foundations. Officially, the Grand Slam was called more than modestly - “Medium Capacity, 22000 lbs” - “average power, 22000 pounds” (meaning the average value of the weight of a bomb and its equipment), although in the press it received the nickname “Earthquake Bomb” (“bomb -earthquake"). Grand Slam entered service with the Royal Air Force at the end of the war, and for several months before the victory, British pilots dropped 42 such bombs. It cost quite expensive, so if the target could not be detected, the command strongly recommended the crews not to drop the Grand Slam over the sea, but to sit with it, although it was risky. In the Royal Air Force the carriers of huge bombs were the four-engine Halifax and Lancaster. Copies of the "Grand Slam" were made in the USA.



The very first guided bomb: Fritz-X

Country: Germany
Developed by: 1943
Mass: 1,362 t
Weight of explosives: 320 kg, ammatol
Length: 3,32 m
Plumage span: 0,84 m

Fritz-X was the first combat model of guided weapons. His FuG 203 / 230 targeting system operated at a frequency around 49 MHz, and after a reset, the plane had to maintain a course so that the operator could follow the target and the bomb. When deviating to 350 m at the course and on 500 m in range, the flight of the bomb could be adjusted. The non-maneuverable carrier is vulnerable to fighters and anti-aircraft fire, but distance served as a defense: the recommended discharge distance, like height, was 5 km.

The Allies hastily developed jamming equipment, the Germans increased the production of bombs, and who knows what this race would have ended if not the end of the war ...



The very first serial nuclear weapon: Mk-17 / 24

Country: USA
Start of production: 1954
Mass: 10,1 t
Energy release: 10 – 15 Mt
Length: 7,52 m
Diameter: 1,56 m

These thermonuclear bombs (Mk-17 and Mk-24 differed only in the types of plutonium "fuses") - the first that can be categorized as real weapons: with them, the B-36 bombers of the US Air Force flew to patrol. The design was not very reliable (part of the “fuse” was kept by the crew, who installed it in a bomb before discharge), but everything was subordinated to the same goal: “squeeze” the maximum energy release (there were no knots regulating the power of the explosion). Despite the slowdown in the fall of the 20-meter parachute bomb, the not-too-fast B-36 barely managed to leave the affected area. Production (Mk-17 - 200pcs., Mk-24 - 105 pcs.) Lasted from July 1954 year to November 1955-th. Their “simplified” copies were also tested to find out whether it was possible to use lithium hydrides, which did not undergo isotopic enrichment, as a surrogate for thermonuclear fuel in a nuclear war. From October 1956, the Mk-17 / 24 bombs began to be transferred to the reserve, they were replaced by more advanced Mk-36.



The most powerful weapon in history: An-602

Country: USSR
Tested: 1961
Mass: 26,5 t
Energy release: 58 Mt
Length: 8,0 m
Diameter: 2,1 m

After the explosion of this bomb on Novaya Zemlya 30 in October 1961, the shock wave circled the globe three times, in Norway a lot of glasses were broken. The bomb was not suitable for combat use and did not represent a serious scientific achievement, but probably helped the superpowers to feel the impasse of the nuclear race.



The most universal bomb: JDAM (Joint Direct Attack Munition)

Country: USA
Start of production: 1997
Range of use: 28 km
Circular Probable Deviation: 11 m
Set cost: $ 30 – 70 thousand

JDAM is not really a bomb, but a set of navigation equipment and controlled tail, which allows you to turn into virtually any conventional bomb. Such a bomb is induced by GPS signals, which makes the guidance independent of weather conditions. For the first time JDAM used in the bombing of Yugoslavia. Since 1997, Boeing has released more than 2000 kits for JDAM.

The most powerful bomb of the first world: RAF 1600 lbs

Country: United Kingdom
Start of production: 1918
Weight: 747 kg
Weight BB: 410 kg
Length: 2,6 m
Scope of stabilizers: 0,9 m

Developed for the HP-15 bomber (it was first named "strategic" and could lift to 3,3 t). Three HP-15 Royal Air Force received in June 1918 of the year. Their single flights made the Germans nervous, but the planned “massive raid on the Ruhr” was prevented by the end of the First World War.



The very first volumetric explosion bombs: BLU-72B / 76B

Country: USA
Start of production: 1967
Mass: 1,18 t
Fuel mass: 0,48 t
Shock Wave Energy: Equivalent 9 T TNT

The first used in the battles (in Vietnam), space-detonating bombs. The fuel in BLU 72B is liquefied propane, in BLU 76B used from high-speed carriers, is ethylene oxide. Volumetric detonation did not provide a blasting effect, but proved to be effective for the defeat of manpower.



The most massive nuclear bomb: B-61

Country: USA
Start of production: 1962
Weight: 300 – 340 kg
Energy release: tactical - 0,3 – 170 CT; strategic - 10 – 340 CT
Length: 3,58 m
Diameter: 0,33 m

In 11 modifications of this most massive bomb are switchable power charges: pure fission and thermonuclear. "Penetrating" products are weighed down with "waste" uranium, powerful ones are equipped with parachutes and work even after hitting the corner of a building at a transonic speed. Since 1962, they have been produced by 3155.



The most powerful non-nuclear serial bomb: GBU-43 MOAB

Country: USA
Developed by: 2002
Mass: 9,5 t
BB mass: 8,4 t
Length: 9,17 m
Diameter: 1,02 m

She took away the crown of the “greatest bomb” from BLU-82, but, unlike the ex-queen, who was actively used in clearing the landing sites, until she found any use. More powerful equipment (hexogen, trotyl, aluminum) and the guidance system, it would seem, increase combat capabilities, but finding a suitable target for a product of such value causes serious difficulties. The official name MOAB (Massive Ordnance Air Blast) is often unofficially decoded as Mother Of All Bombs, the “mother of all bombs”.



The very first cluster ammunition: SD2 Schmetterling

Country: Germany
Start of production: 1939
Weight: 2 kg
Weight BB: 225 g
Dimensions: 8 x 6 x 4 cm
Manpower hit radius: 25 m

Ancestors of cluster munitions, proven battles in Europe and North Africa. The Luftwaffe used cassettes containing 6 to 108 SD2 bombs (Sprengbombe Dickwandig 2 kg), which were equipped with fuses of various types: instant and delayed, as well as "surprises" for sappers. Due to the scattering of submunitions, resembling the fluttering of a butterfly, the bomb was named Schmetterling ("butterfly").
Originator:
http://www.popmech.ru"rel =" nofollow ">http://www.popmech.ru
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Оружие века. Бомбы

Оружие века. Бомбы


Самые мощные авиабомбы второй мировой: Tallboy и Grand Slam

Страна: Великобритания
Разработана: 1942

Масса: 5,4 т
Масса ВВ: 2,4 т
Длина: 6,35 м
Диаметр: 0,95 м

Барни Уэллис не стал известным авиаконструктором: его проект бомбардировщика Victory был отклонен британскими военными. Зато он прославился как создатель самых мощных боеприпасов Второй мировой. Знание законов аэродинамики позволило ему сконструировать в 1942 году авиабомбу Tallboy. Благодаря совершенной аэродинамической форме бомба быстро набирала скорость и даже преодолевала в падении звуковой барьер, если ее сбрасывали с высоты более 4 км. Она могла пробить 3 м железобетона, углубиться вгрунт на 35 м, а после ее взрыва оставалась воронка диаметром 40 м. Снаряженное торпексом – мощным ВВ на основе гексогена– детище Уэллиса продемонстрировало эффективность при применении по высокозащищенным целям (бункерам, тоннелям), атакже по крупным кораблям. Так, двумя попаданиями был сначала поврежден германский линкор «Тирпиц», отстаивавшийся в норвежском фьорде и представлявший огромную опасность для конвоев, шедших в СССР. 12 ноября 1944 года, получив еще два «Толлбоя», корабль перевернулся. Словом, бомбы эти были настоящим боевым оружием, а не бесполезной гонкой за рекордами, и в годы войны их применили не так уж мало – 854.

Такой успех гарантировал Барни Уэллису место в истории (впоследствии он получил рыцарский титул) и вдохновил его на создание в 1943 году самой мощной авиабомбы Второй мировой, в конструкции которой многое было заимствовано у Tallboy. Grand Slam также оказалась успешной, демонстрируя устойчивый (благодаря придаваемому стабилизаторами вращению) полет ивысокую проникающую способность: прежде чем разорваться, она могла пробить до 7 м железобетона. Правда, для Grand Slam не нашлось такой цели, как известный всему миру линкор, но ее попадания в защищенные пятиметровым слоем бетона укрытия для германских подводных лодок произвели должное впечатление. Разносила она и не поддававшиеся менее мощным бомбам акведуки и плотины. Взрыватель Grand Slam мог устанавливаться на мгновенное действие (для поражения целей ударной волной) или на замедление (для разрушения укрытий), но и в последнем случае здания «складывались» за сотни метров от взрыва: хотя ударная волна от заглубленной детонации была сравнительно слабой, колебания грунта смещали фундаменты. Официально Grand Slam именовали более чем скромно – «Medium Capacity, 22000 lbs» – «средней мощности, 22000 фунтов» (имелось в виду среднее значение отношения веса бомбы и ее снаряжения), хотя в прессе она получила прозвище «Earthquake Bomb» («бомба-землетрясение»). Grand Slam поступила на вооружение Королевских ВВС в конце войны, и за оставшиеся до победы несколько месяцев британские летчики сбросили 42 такие бомбы. Стоила она довольно дорого, так что если цель обнаружить не удавалось, командование настоятельно рекомендовало экипажам не сбрасывать Grand Slam над морем, а садиться с ней, хотя это и было рискованно. В Королевских ВВС носителями огромных бомб были четырехмоторные «Галифаксы» и «Ланкастеры». Копии «Грэнд Слэм» изготавливались и в США.

Оружие века. Бомбы


Самая первая управляемая авиабомба: Fritz-X

Страна: Германия
Разработана: 1943
Масса: 1,362 т
Масса ВВ: 320 кг, амматол
Длина: 3,32 м
Размах оперения: 0,84 м

Fritz-X стал первым боевым образцом управляемого оружия. Его система наведения FuG 203/230 работала на частоте около 49 МГц, и после сброса самолет должен был выдерживать курс, чтобы оператор мог следить за целью и бомбой. При отклонении до 350 м по курсу и на 500 м по дальности полет бомбы можно было скорректировать. Неманеврирующий носитель уязвим для истребителей и зенитного огня, но защитой служило расстояние: рекомендованная дистанция сброса, как и высота, составляли 5 км.

Союзники спешно разрабатывали аппаратуру помех, немцы наращивали выпуск бомб, и кто знает, чем бы закончилось эта гонка, если бы не конец войны…

Оружие века. Бомбы


Самое первое серийное ядерное оружие: Мк-17/24

Страна: США
Начало производства: 1954
Масса: 10,1 т
Энерговыделение: 10–15 Мт
Длина: 7,52 м
Диаметр: 1,56 м

Эти термоядерные бомбы (Мк-17 и Мк-24 различались только типами плутониевых «запалов») – первые, которые можно отнести к категории настоящего оружия: с ними бомбардировщики В-36 ВВС США вылетали на патрулирование. Конструкция была не очень надежной (часть «запала» хранилась у экипажа, который устанавливал его в бомбу перед сбросом), но все подчинялось одной цели: «выжать» максимум энерговыделения (узлов, регулирующих мощность взрыва, не было). Несмотря на замедление падения бомбы 20-метровым парашютом, не слишком скоростной В-36 едва успевал уйти из зоны поражения. Производство (Мк-17 – 200шт., Мк-24 – 105 шт.) продолжалось с июля 1954 года по ноябрь 1955-го. Были испытаны и их «упрощенные» копии, чтобы выяснить, можно ли в условиях ядерной войны использовать как суррогат термоядерного топлива гидриды лития, не прошедшие изотопное обогащение. С октября 1956 года бомбы Мк-17/24 стали переводиться в резерв, на смену им пришли более совершенные Мк-36.

Оружие века. Бомбы


Самое мощное оружие в истории: Ан-602

Страна: СССР
Испытана: 1961
Масса: 26,5 т
Энерговыделение: 58 Мт
Длина: 8,0 м
Диаметр: 2,1 м

После взрыва этой бомбы на Новой Земле 30 октября 1961 года ударная волна трижды обогнула земной шар, в Норвегии было выбито немало стекол. Бомба не годилась для боевого применения и не представляла серьезного научного достижения, но, вероятно, помогла сверхдержавам ощутить тупик ядерной гонки.

Оружие века. Бомбы


Самая универсальная бомба: JDAM (Joint Direct Attack Munition)

Страна: США
Начало производства: 1997
Дальность применения: 28 км
Круговое вероятное отклонение: 11 м
Стоимость комплекта: $30–70 тысяч

JDAM – это не совсем бомба, а комплект из навигационного оборудования и управляемого оперения, который позволяет превратить в управляемую практически любую обычную бомбу. Такая бомба наводится по сигналам GPS, что делает наведение независимым от погодных условий. Впервые JDAM применены при бомбардировках Югославии. Начиная с 1997 года компания Boeing выпустила более 2000комплектов JDAM.

Самая мощная бомба первой мировой: RAF 1600 lbs

Страна: Великобритания
Начало производства: 1918
Масса: 747 кг
Масса ВВ: 410 кг
Длина: 2,6 м
Размах стабилизаторов: 0,9 м

Разработана для бомбардировщика НР-15 (он впервые был наречен «стратегическим» и мог поднять до 3,3 т). Три НР-15 Королевские ВВС получили в июне 1918 года. Их одиночные вылеты заставили немцев понервничать, но задуманному «массированному налету на Рур» помешал конец Первой мировой войны.

Оружие века. Бомбы


Самые первые бомбы объемного взрыва: BLU-72B/76B

Страна: США
Начало производства: 1967
Масса: 1,18 т
Масса топлива: 0,48 т
Энергия ударной волны: эквивалент 9 т ТНТ

Первые примененные в боях (во Вьетнаме) объемно-детонирующие бомбы. Горючее в BLU 72B – сжиженный пропан, в BLU 76B, применявшейся со скоростных носителей, – окись этилена. Объемная детонация не обеспечивала бризантного эффекта, но оказалась эффективной для поражения живой силы.

Оружие века. Бомбы


Самая массовая ядерная бомба: В-61

Страна: США
Начало производства: 1962
Масса: 300–340 кг
Энерговыделение: тактические – 0,3–170 кт; стратегические – 10–340 кт
Длина: 3,58 м
Диаметр: 0,33 м

В 11 модификациях этой самой массовой бомбы – заряды переключаемой мощности: чистого деления и термоядерные. «Проникающие» изделия утяжелены «отвальным» ураном, мощные снабжены парашютами и срабатывают даже после удара об угол здания на околозвуковой скорости. С 1962 года их произведено 3155.

Оружие века. Бомбы


Самая мощная серийная неядерная бомба: GBU-43 MOAB

Страна: США
Разработана: 2002
Масса: 9,5 т
Масса ВВ: 8,4 т
Длина: 9,17 м
Диаметр: 1,02 м

Отобрала у BLU-82 корону «величайшей бомбы», но, в отличие от экс-королевы, активно применявшейся при расчистке посадочных площадок, пока применения не нашла. Более мощное снаряжение (гексоген, тротил, алюминий) и система наведения, казалось бы, повышают боевые возможности, однако поиск подходящей цели для изделия такой стоимости вызывает серьезные трудности. Официальное название MOAB (Massive Ordnance Air Blast – тяжелая фугасная авиабомба) часто неофициально расшифровывают как Mother Of All Bombs, «мать всех бомб».

Оружие века. Бомбы


Самый первый кассетный боеприпас: SD2 Schmetterling

Страна: Германия
Начало производства: 1939
Масса: 2 кг
Масса ВВ: 225 г
Размеры: 8 х 6 х 4 см
Радиус поражения живой силы: 25 м

Родоначальники кассетных боеприпасов, проверенные боями в Европе и Северной Африке. Люфтваффе применяли кассеты, содержавшие от 6 до 108 бомб SD2 (Sprengbombe Dickwandig 2 kg), которые комплектовались взрывателями различных типов: мгновенного и замедленного действия, а также «сюрпризами» для саперов. Благодаря способу рассеивания суббоеприпасов, напоминающему порхание бабочки, бомба получила название Schmetterling («бабочка»).
Первоисточник: http://www.popmech.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.popmech.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня