СУ-30СМ ...

Вот нравятся мне Су-27, как и все его последующие модификации.
Это удивительно красивая машина, и самое главное, что за всё время, которое я их вижу, так и остаюсь к ним неравнодушен ...
И поэтому сегодня поговорим про - Су-30СМ, который мне удалось отснять в рамках проведения "МАКС-2013".

Су-30СМ — (серийный модернизированный) Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский), предназначенный для ВВС России.
Первый полет этой машины состоялся осенью 2012 года ...


СУ-30СМ ...


Су-30МКИ, как базовая платформа для многоцелевого тяжелого истребителя, интересен в первую очередь своей универсальностью. На нем была успешно реализована так называемая "открытая архитектура борта", позволяющая сравнительно легко включать в состав радиоэлектронного оборудования новые системы и применять с него новое управляемое вооружение (в том числе от разных производителей). На его потребовалось собирать воедино российский радар и оптико-локационную станцию, французский навигационный комплекс и систему индикации на лобовом стекле, израильские станции радиоэлектронной борьбы и прицельные комплексы, а заодно и вычислительные системы индийского производства ...
2.

СУ-30СМ ...


Экспортные машины "тридцатого" семейства, выросшие из "китайской" линии, строились по логике "обводного канала", когда новые системы монтировались на борт параллельно, без полной интеграции в единый комплекс. Скорее всего, именно легкость, с которой платформа Су-30МКИ может быть использована для применения различного вооружения и аппаратуры, и притягивает военных. Привлекательность возможностей многофункционального самолета, довольно легко превращаемого и в ударный истребитель-бомбардировщик, и в тяжелый перехватчик ПВО, подтверждается хотя бы составом тех, кто заинтересован в его "внутреннем" аналоге Су-30СМ ...
3.

СУ-30СМ ...


Выбор Су-30МКИ имеет и еще одно, очень простое объяснение. Этот самолет в Иркутске ритмично выпускается уже больше десяти лет (а первые Су-30К для той же Индии были выпущены "Иркутом" еще в 1997 году), он абсолютно освоен в производстве, технология на заводе "вылизана". А это трансформируется в сроки выпуска, качество продукции и - что немаловажно для нынешнего руководства Минобороны - ее стоимость. Одно дело, когда у вас заказывают 30 машин, и для этого вам нужно раскочегарить стоявший завод, отладить (а то и разработать заново) технологический процесс, дозакупить оснастку и оборудование, а то еще и набрать кадры. (Такие заводы в России есть, и с ними до сих пор не очень понятно, что делать: запускать в неритмичную работу на малых партиях дорого, а "выбросить" - жалко.) Другое дело, когда предприятие годами штампует освоенные до стандарта машины, и в этот экспортный поток можно сравнительно несложно встроить выпуск "подправленной" модификации для своих ВВС. Удельные затраты на выпуск такой "побочной" серии резко падают ...
4.

СУ-30СМ ...


Первый контракт на 30 истребителей Су-30СМ был подписан в марте 2012 года. Ранее Минобороны собиралось купить 40 таких самолетов, из которых 28 предполагалось передать ВВС. Еще 12 предлагалось передать авиации Черноморского флота для замены устаревших бомбардировщиков Су-24.
Первые два истребителя "Иркут" поставил российским ВВС 22 ноября ...
5.

СУ-30СМ ...


Су-30СМ с их уникальными на сегодня боевыми качествами позволяют создавать компактные авиационные группировки, одинаково хорошо приспособленные для борьбы с воздушным, наземным и морским противником ...
6.

СУ-30СМ ...


В рамках работы авиасалона «МАКС-2013» летчики авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи» совершили ознакомительные полеты на Су-30СМ. В ходе этих полетов были выполнены комплексы фигур высшего пилотажа, для ознакомления с уникальными сверхманевренными возможностями истребителя. Пилотажники дали высокую оценку летно-техническим характеристикам самолета ...
7.

СУ-30СМ ...


Ставил Су-30СМ на крыло Герой России летчик-испытатель I класса Вячеслав Юрьевич Аверьянов.
Вячеслав Юрьевич всегда испытывал "сушки" - от давних Су-17 до новейших Су-35. Авторитет его среди собратьев по профессии всегда был непререкаемым!
В нем удивительным образом сочетаются лихость пилотирования и точнейший расчет любого, даже простейшего полета ...
8.

СУ-30СМ ...


В этом году на авиасалоне он выполнял прекрасный и красивый пилотаж вместе со своим сыном, Евгением ...
9.

СУ-30СМ ...


Перспективные самолеты российских ВВС, такие как Су-35С и Т-50, имеют исключительно одноместные кабины пилота. Задачу первичного обучения летчиков для них позволяют решить новейшие Як-130. Однако подготовка летчиков выходит далеко за рамки обучения полету и применения оружия. Когда речь заходит о передаче боевого опыта, освоении тактики воздушного боя с реальным использованием всего арсенала вооружения, двухместные боевые машины могут оказаться незаменимыми ...
10.

СУ-30СМ ...


Су-30СМ, как и Су-35С и Т-50 – это сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет. Очевидно, что двухместные Су-30СМ позволят в более короткие сроки подготовить достаточное число пилотов для ВВС, умеющих управлять машинами следующего поколения ...
11.

СУ-30СМ ...


19 декабря 2012 года Министерство обороны России и корпорация "Иркут"был подписан ещё один контракт на поставку в строевые части ВВС второй партии из 30 машин ...
12.

СУ-30СМ ...


На сегодня строевые части ВВС России уже получили 5 машин в рамках подписанных контрактов ...
13.

СУ-30СМ ...


Основные летно-технические характеристики Су-30СМ:
экипаж - 2 человека;
длина - 21,9 м;
высота - 6,36 м;
максимальная взлетная масса - 34500 кг;
макс. скорость - 2125 км/ч;
боевой радиус действия - 1500 км.
Вооружение:
30-мм встроенная пушка ГШ-30-1;
точек подвески - 12;
боевая нагрузка - 8000 кг.
14.

СУ-30СМ ...
Первоисточник: http://tankasan.livejournal.com/80892.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 40
  1. самоход 31 октября 2013 08:54
    хорошая птичка!
    немножко настроения с утра smile
    1. Васян1971 1 ноября 2013 00:06
      Типа с серпом за яйцами soldier
    2. Starover_Z 1 ноября 2013 01:53
      Крылья ... Ноги ... ХВОСТ !!!
      Наши самолёты - точно ассиметричный ответ западным !!!
  2. барон врангель 31 октября 2013 09:28
    просто красава!самолет эстетически очень красивый!
    1. Мак 31 октября 2013 10:23
      очень красивый yes
  3. Дмитрий 2246 31 октября 2013 09:49
    60 красивых, современных боевых самолётов - здорово.
  4. alex67 31 октября 2013 10:36
    Доброе утро всем!
    Самолет - красивый и мощный. Спасибо автору за статью и классные фото. hi
    1. bif 31 октября 2013 12:15
      Цитата: alex67
      Доброе утро всем!
      Самолет - красивый и мощный. Спасибо автору за статью и классные фото. hi

      Присоединяюсь. Полностью согласен. Статья заражает любовью автора к этой Ласточке.
      bif
  5. asbaev 31 октября 2013 11:51
    Очень гармонично выглядит, ничего лишнего
  6. Индеец Джо 31 октября 2013 11:54
    Красавец самолёт!
    Индеец Джо
  7. Индеец Джо 31 октября 2013 11:54
    Красавец самолёт!
    Индеец Джо
  8. рыбакол 31 октября 2013 11:56
    Полностью соледарен с автором, восхитителен!
  9. Лес 31 октября 2013 12:22
    "израильские станции радиоэлектронной борьбы и прицельные комплексы" -закупать у Израиля после инцидента с БПЛА производства Израиля как-то легкомысленно (мягко сказано).
    1. СтарыйСкептик 31 октября 2013 23:16
      Реч идет о индийской версии, разумеется для России авионика своя.
      СтарыйСкептик
      1. Лес 1 ноября 2013 08:44
        Спасибо ,камень с души сняли (без иронии). good
  10. Славогор 31 октября 2013 15:01
    отличный самолёт, спасибо автору за статью и фото. Самое главное эти машины наконец поступят на вооружение нашей армии.
    Славогор
  11. Wiruz 31 октября 2013 16:24
    Хорошие машины. Побольше бы таких в ВВС России, а то всё на экспорт, да на экспорт.
  12. Lone gunman 31 октября 2013 17:03
    Хороший самолёт,но вот оригинальный Шэньян J-11 ...)))
  13. bolonenkov 31 октября 2013 17:30
    Су-30СМ, как и Су-35С и Т-50 – это сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет.

    Но потом пишет об уже поставленных машинах и контрактах на 10ки машин.

    На сегодня строевые части ВВС России уже получили 5 машин в рамках подписанных контрактов ...

    Уже 6))
    http://sdelanounas.ru/blogs/42944/
    bolonenkov
  14. TimBurton 31 октября 2013 17:38
    Я рад, что работаю на Иркутском авиазаводе, где делают такие прекрасные машины!
    TimBurton
  15. harmony 31 октября 2013 18:30
    Я не профессионал, но по - моему если ему задние крылья расправить для уменьшения заметности, как у пак фа (т-50), то в последний можно было и не влаживаться. А если эти крылья были бы с изменяемым углом во - время полета, получилось бы поколение 5+, плюс дешево, и мы на много бы опередили бы другие самолеты 5 поколения. Плюс если на нем и доработать другие стелс технологии которые мы влаживаем в пак фа, в т.ч. и новый двигатель, то может получиться быстро, дешево и сердито!!! Как - то так.
    harmony
    1. Ботановед 31 октября 2013 20:11
      Цитата: harmony
      если ему задние крылья расправить для уменьшения заметности, как у пак фа (т-50), то в последний можно было и не влаживаться.


      вам нужно письмо Рогозину написать, и Погосяну - они, дураки, вкладываются миллиардами для того, чтобы задние belay крылья расправить.

      Цитата: harmony
      А если эти крылья были бы с изменяемым углом во - время полета, получилось бы поколение 5+, плюс дешево, и мы на много бы опередили бы другие самолеты 5 поколения.


      И не забудьте - обязательно, всенепременно нужно чтобы из фюзеляжа (такая штука, к которой крылья цепляют) высовывались по команде пулеметы, тогда вообще будет 6 поколение и очень дешево. Бомба знаете сколько стоит fellow , а из пулеиетов как дал - все попадают.

      Цитата: harmony
      Плюс если на нем и доработать другие стелс технологии которые мы влаживаем в пак фа, в т.ч. и новый двигатель, то может получиться быстро, дешево и сердито!!! Как - то так.


      С движком не получится crying быстро и дешево. Гравицапа знаете нынче какая дорогая?
      1. 0255 31 октября 2013 21:42
        И не забудьте - обязательно, всенепременно нужно чтобы из фюзеляжа (такая штука, к которой крылья цепляют) высовывались по команде пулеметы, тогда вообще будет 6 поколение и очень дешево.

        лучше на Су-30СМ лазерные пушки установить))) И сделать Х-крыло как в звёздных войнах. И вместо штурмана изобрести и поставить робота R-2. Или сделать гарпун с верёвкой в гаке самолёта, как в 5 эпизоде
  16. T80UM1 31 октября 2013 18:47
    Уважаемый Vaf объясните мне любителю танков, почему на Су-35С нет ПГО а на Су-30СМ есть, сначала говорили что ПГО повышает маневренность, почему же его на 35 не поставили?
    1. Ботановед 31 октября 2013 20:14
      Цитата: T80UM1
      почему на Су-35С нет ПГО а на Су-30СМ есть,


      Маневренность повышает, но уменьшается дальность. Какие-то цифры приводились, немаленькие, на память не скажу.
    2. Оникс 31 октября 2013 21:21
      Цитата: T80UM1
      Уважаемый Vaf объясните мне любителю танков, почему на Су-35С нет ПГО а на Су-30СМ есть, сначала говорили что ПГО повышает маневренность, почему же его на 35 не поставили?

      Это чтобы при полете на низких высотах стабилизировать полет, а то нагрузка на крыло небольшая и самолет трясет, а Су-35 не предназначен для полетов на малых высотах и ему это не нужно. Таково мое непрофессиональное мнение.
      Оникс
    3. SkiF_RnD 1 ноября 2013 00:12
      В открытых источниках можно найти информацию о том, что ПГО увеличивает ЭПР, а потому не желательна для малозаметных самолетов 5 поколения (на них ее и нет, если не брать в расчет старые проекты и китайцев).
      Не знаю насчет Су-30СМ, но Су-35С по идее прямая замена Су-27СМ, как и ПАК ФА (если сравнивать задачи). "Тридцатка" скорее всего как И-Б будет считаться. Если уж ей Су-24 заменяют устаревшие.
      Первый контракт на 30 истребителей Су-30СМ был подписан в марте 2012 года. Ранее Минобороны собиралось купить 40 таких самолетов, из которых 28 предполагалось передать ВВС. Еще 12 предлагалось передать авиации Черноморского флота для замены устаревших бомбардировщиков Су-24.

      Она ближе к Су-34 немного. Возможно в этом случае решили поступиться малозаметностью в пользу чуть лучшей боевой маневренности, для компенсации веса, учитывая то, что машина двухместная, и ,вероятно, чаще одноместных "собратьев" будет летать отнюдь не только с легкими РВВ под крыльями.
      1. Avenger711 1 ноября 2013 08:34
        ПГО увеличивает и ЭПР и сопротивление, что хорошо видно по низкой максимальной скорости. На Т-50 ПГО вроде бы и нет, но у наплыва крыла отклоняемая часть.
        Avenger711
        1. SkiF_RnD 2 ноября 2013 03:15
          Насчет скорости сомнения у меня. Сравнил скорость Су-30 с ПГО и скорость Су-27УБ, двигатели ,вроде, те же. Оба- двухместные. И скорость практически такая же. Значит, дело не в ПГО? Так, на всякий, зашел на вики (все таки проверить источники там обычно можно), вот что нашел (статья "Утка (аэродинамическая схема):
          Самолеты, построенные по аэродинамической схеме «утка», имеют серьёзный недостаток, который называется «тенденция к клевку». «Клевок» наблюдается на больших углах атаки, близких к критическим... Это уменьшает подъёмную силу на ПГО, что сопровождается самопроизвольным опусканием носа самолёта — «клевком», — особенно опасным на взлёте и посадке...

          Расположенное спереди подвижное горизонтальное оперение способствует увеличению эффективной площади рассеяния (ЭПР) самолёта

          Также, пилоты, привыкшие летать на самолётах с классической аэродинамической схемой, при полётах на «утке» жалуются на ограничение обзора, создаваемого ПГО.

          То есть- управление на закритических углах атаки усложняется (скорее всего решено развитой механизацией крыла+ОВТ двигателя);
          ЭПР- полностью устранить не получится (поправьте, если что);
          Ограничивается обзор- опять же, вопрос.
          Про скорость- ничего.
          Более того, небезызвестный проект "Валькирия", американский стратегический бомбардировщик, главным козырем которого должна была быть скорость, был выполнен по схеме с ПГО.
          Плюс к тому- МФИ, ичтребитель пятого поколения с очень высокой заявленной скоростью, так же имеет ПГО. И вот он, самый интересный момент- Ту-144. Ему то маневренность зачем? Пассажир ведь. Тоже ПГО.
          Думаю, все таки скорость ПГО не снижает, во всяком случае на какую то заметную величину- точно.
    4. Библиограф 5 ноября 2013 01:19
      Далеко не все версии Су-30 были с ПГО!
      Можете полюбопытствовать:
      http://www.airwar.ru/enc/fighter/su30.html
  17. семург 31 октября 2013 18:55
    лет через пять наверно нам нужно будет обновлять авиапарк интересно на каких самолетах остановится наше МО. наверно к тому времени ПАК-ФА уже наладят выпуск ,правда какая будет цена может выгоднее будет 4++.
    1. Alibekulu 31 октября 2013 20:51
      Цитата: семург
      лет через пять наверно нам нужно будет обновлять авиапарк интересно на каких самолетах остановится наше МО
      hi
      По мне, так лучше "Гриппены" и цена адекватная, и технологичный, и в эксплуатации дешевше будет. Заводик можно прикупить - самолётики выпускать.. wink
      Мнение дилетанта recourse
      1. семург 31 октября 2013 21:16
        hi Гриппены то же хороший вариант наше МО будет все варианты смотреть, но предпочтение при всех равных будет на стороне русских самолетов. то же мнение дилетанта.
  18. GarryM 31 октября 2013 19:34
    Отличный репортаж, спасибо автору. Вот только вопросик у меня возник. Машина и в самом деле изящная и правда глаз радует. Вот только практичность меня смутила. На фотографиях высмотрел только 4 (по 2 на крыло) точки подвешивания, а в характеристике указано аж 12. Сколько точек на крыло и сколко на фюзелаж? Возможность подвешивания дополнительных баков с горючим?
    GarryM
    1. Одиссей 31 октября 2013 21:57
      Цитата: GarryM
      Вот только практичность меня смутила. На фотографиях высмотрел только 4 (по 2 на крыло) точки подвешивания, а в характеристике указано аж 12. Сколько точек на крыло и сколко на фюзелаж?

      Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").
      Цитата: GarryM
      Возможность подвешивания дополнительных баков с горючим?

      В теории да,как на практике с этим будет-хз.
      Цитата: GarryM
      Машина и в самом деле изящная и правда глаз радует

      Пойдет как УБ-ка и ударник,вот только оружие по земле ей нужно.Ну а по воздуху из за большой ЭПР работа по слабому противнику.
    2. Argon 31 октября 2013 22:12
      На точки подвески устанавливаются не АСП,а пилоны-посути,представляющие собой довольно сложные машины АПУшки вот на них и вешаются бомбы или ракеты.На фото установленны только четыре АПУ.Схема подвески Су-30 аналогична Су-33.На всем семействе Т-10 подвесные баки(здорого повышающие сопротивление и ЭПР)не предусмотренны,гениальность конструкции в том,что вполне хватает внутренних объемов для размещения ТБ,плюс устройство дозаправки в воздухе.
      1. Одиссей 31 октября 2013 22:38
        Цитата: Argon
        Схема подвески Су-30 аналогична Су-33.На всем семействе Т-10 подвесные баки(здорого повышающие сопротивление и ЭПР)не предусмотренны,гениальность конструкции в том,что вполне хватает внутренних объемов для размещения ТБ,плюс устройство дозаправки в воздухе.

        В теории под Су-30 как и под Су-35 можно подвесить ПТБ,но на практике вряд ли это будет применяться.
        1. olp 1 ноября 2013 01:51

          В теории под Су-30 как и под Су-35 можно подвесить ПТБ,но на практике вряд ли это будет применяться.

          если уж на Су-34 используют ПТБ то наверняка и на Су-30СМ не обойдут их вниманием если его как ударник будут использовать.

          Пойдет как УБ-ка и ударник,вот только оружие по земле ей нужно.Ну а по воздуху из за большой ЭПР работа по слабому противнику.

          мде.. what
          olp
          1. Avenger711 1 ноября 2013 08:36
            Хорошему истребителю на ЭПР пофигу почти, хороший компромисс между сверхвысокими летными данными и возможностями экипажа. Двухместность на самолетах большой дальности штука хорошая.
            Avenger711
            1. Одиссей 1 ноября 2013 13:15
              Цитата: Avenger711
              Хорошему истребителю на ЭПР пофигу почти,

              Интересная точка зрения,вот только все без исключения конструкторы во всех без исключениях странах с Вами не согласны....
          2. Одиссей 1 ноября 2013 11:45
            Цитата: olp
            если уж на Су-34 используют ПТБ то наверняка и на Су-30СМ не обойдут их вниманием если его как ударник будут использовать

            Не знаю,практически Су-30 с ПТБ не видел.Как и Су-35.
            Цитата: olp
            мде..

            Возможно грубовато выразился.Су-30СМ всем хорош,но использовать его на перспективу как самолет господства в воздухе(истребитель первой линии)довольно сомнительная затея.Но собственно никто и не предполагает это делать.
  19. avkeys 31 октября 2013 20:31
    И как же красиво и гармонично смотрится красная звезда на крыльях и килях! - и такую красоту хотят испортить некоторые реформаторы
  20. эгссп 31 октября 2013 22:53
    задние крылья...расправить...пго впиндюрить везде...- кошмар. кого только на нашем форуме не встретишь
  21. samoletil18 31 октября 2013 23:27
    Мужики! А мне просто в кайф, что Россия что-то такое не только экспорт уже гонит, а новые образцы для эскадрильями закупает. Автору спасибо и + за позитивный материал.
  22. TimBurton 1 ноября 2013 18:41
    "Задние крылья" это вообще-то стабилизаторы, которые помимо продольной устойчивости служат рулями высоты, а также совместно с флаперонами осуществляют управление по крену. Подвесные топливные баки не предусмотрены,дальность полета и так составляет 3000 км, при необходимости есть возможность дозаправки в воздухе.
    Вообще-то для российских ВВС не так много изготовлено, по прежнему основная доля продукции ИАЗ составляет Су-30МКИ на экспорт в Индию. Для сравнения, в 1990г. в СССР насчитывалось порядка 15 авиаполков Су-27 примерно по 40 машин в полку.
    TimBurton
  23. Valeriy 1979 25 июня 2016 16:16
    очень красивый самолет

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня