СУ-30СМ ...

40
Вот нравятся мне Су-27, как и все его последующие модификации.
Это удивительно красивая машина, и самое главное, что за всё время, которое я их вижу, так и остаюсь к ним неравнодушен ...
И поэтому сегодня поговорим про - Су-30СМ, который мне удалось отснять в рамках проведения "МАКС-2013".

Су-30СМ — (серийный модернизированный) Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский), предназначенный для ВВС России.
Первый полет этой машины состоялся осенью 2012 года ...



Су-30МКИ, как базовая платформа для многоцелевого тяжелого истребителя, интересен в первую очередь своей универсальностью. На нем была успешно реализована так называемая "открытая архитектура борта", позволяющая сравнительно легко включать в состав радиоэлектронного оборудования новые системы и применять с него новое управляемое вооружение (в том числе от разных производителей). На его потребовалось собирать воедино российский радар и оптико-локационную станцию, французский навигационный комплекс и систему индикации на лобовом стекле, израильские станции радиоэлектронной борьбы и прицельные комплексы, а заодно и вычислительные системы индийского производства ...
2.



Экспортные машины "тридцатого" семейства, выросшие из "китайской" линии, строились по логике "обводного канала", когда новые системы монтировались на борт параллельно, без полной интеграции в единый комплекс. Скорее всего, именно легкость, с которой платформа Су-30МКИ может быть использована для применения различного вооружения и аппаратуры, и притягивает военных. Привлекательность возможностей многофункционального самолета, довольно легко превращаемого и в ударный истребитель-бомбардировщик, и в тяжелый перехватчик ПВО, подтверждается хотя бы составом тех, кто заинтересован в его "внутреннем" аналоге Су-30СМ ...
3.



Выбор Су-30МКИ имеет и еще одно, очень простое объяснение. Этот самолет в Иркутске ритмично выпускается уже больше десяти лет (а первые Су-30К для той же Индии были выпущены "Иркутом" еще в 1997 году), он абсолютно освоен в производстве, технология на заводе "вылизана". А это трансформируется в сроки выпуска, качество продукции и - что немаловажно для нынешнего руководства Минобороны - ее стоимость. Одно дело, когда у вас заказывают 30 машин, и для этого вам нужно раскочегарить стоявший завод, отладить (а то и разработать заново) технологический процесс, дозакупить оснастку и оборудование, а то еще и набрать кадры. (Такие заводы в России есть, и с ними до сих пор не очень понятно, что делать: запускать в неритмичную работу на малых партиях дорого, а "выбросить" - жалко.) Другое дело, когда предприятие годами штампует освоенные до стандарта машины, и в этот экспортный поток можно сравнительно несложно встроить выпуск "подправленной" модификации для своих ВВС. Удельные затраты на выпуск такой "побочной" серии резко падают ...
4.



Первый контракт на 30 истребителей Су-30СМ был подписан в марте 2012 года. Ранее Минобороны собиралось купить 40 таких самолетов, из которых 28 предполагалось передать ВВС. Еще 12 предлагалось передать авиации Черноморского флота для замены устаревших бомбардировщиков Су-24.
Первые два истребителя "Иркут" поставил российским ВВС 22 ноября ...
5.



Су-30СМ с их уникальными на сегодня боевыми качествами позволяют создавать компактные авиационные группировки, одинаково хорошо приспособленные для борьбы с воздушным, наземным и морским противником ...
6.



В рамках работы авиасалона «МАКС-2013» летчики авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи» совершили ознакомительные полеты на Су-30СМ. В ходе этих полетов были выполнены комплексы фигур высшего пилотажа, для ознакомления с уникальными сверхманевренными возможностями истребителя. Пилотажники дали высокую оценку летно-техническим характеристикам самолета ...
7.



Ставил Су-30СМ на крыло Герой России летчик-испытатель I класса Вячеслав Юрьевич Аверьянов.
Вячеслав Юрьевич всегда испытывал "сушки" - от давних Су-17 до новейших Су-35. Авторитет его среди собратьев по профессии всегда был непререкаемым!
В нем удивительным образом сочетаются лихость пилотирования и точнейший расчет любого, даже простейшего полета ...
8.



В этом году на авиасалоне он выполнял прекрасный и красивый пилотаж вместе со своим сыном, Евгением ...
9.



Перспективные самолеты российских ВВС, такие как Су-35С и Т-50, имеют исключительно одноместные кабины пилота. Задачу первичного обучения летчиков для них позволяют решить новейшие Як-130. Однако подготовка летчиков выходит далеко за рамки обучения полету и применения оружия. Когда речь заходит о передаче боевого опыта, освоении тактики воздушного боя с реальным использованием всего арсенала вооружения, двухместные боевые машины могут оказаться незаменимыми ...
10.



Су-30СМ, как и Су-35С и Т-50 – это сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет. Очевидно, что двухместные Су-30СМ позволят в более короткие сроки подготовить достаточное число пилотов для ВВС, умеющих управлять машинами следующего поколения ...
11.



19 декабря 2012 года Министерство обороны России и корпорация "Иркут"был подписан ещё один контракт на поставку в строевые части ВВС второй партии из 30 машин ...
12.



На сегодня строевые части ВВС России уже получили 5 машин в рамках подписанных контрактов ...
13.



Основные летно-технические характеристики Су-30СМ:
экипаж - 2 человека;
длина - 21,9 м;
высота - 6,36 м;
максимальная взлетная масса - 34500 кг;
макс. скорость - 2125 км/ч;
боевой радиус действия - 1500 км.
Вооружение:
30-мм встроенная пушка ГШ-30-1;
точек подвески - 12;
боевая нагрузка - 8000 кг.
14.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +42
    31 октября 2013 08:54
    хорошая птичка!
    немножко настроения с утра smile
    1. +2
      1 ноября 2013 00:06
      Типа с серпом за яйцами soldier
    2. +3
      1 ноября 2013 01:53
      Крылья ... Ноги ... ХВОСТ !!!
      Наши самолёты - точно ассиметричный ответ западным !!!
  2. +5
    31 октября 2013 09:28
    просто красава!самолет эстетически очень красивый!
    1. +5
      31 октября 2013 10:23
      очень красивый yes
  3. +4
    31 октября 2013 09:49
    60 красивых, современных боевых самолётов - здорово.
  4. +9
    31 октября 2013 10:36
    Доброе утро всем!
    Самолет - красивый и мощный. Спасибо автору за статью и классные фото. hi
    1. bif
      +5
      31 октября 2013 12:15
      Цитата: alex67
      Доброе утро всем!
      Самолет - красивый и мощный. Спасибо автору за статью и классные фото. hi

      Присоединяюсь. Полностью согласен. Статья заражает любовью автора к этой Ласточке.
  5. +4
    31 октября 2013 11:51
    Очень гармонично выглядит, ничего лишнего
  6. Индеец Джо
    +3
    31 октября 2013 11:54
    Красавец самолёт!
  7. Индеец Джо
    0
    31 октября 2013 11:54
    Красавец самолёт!
  8. +3
    31 октября 2013 11:56
    Полностью соледарен с автором, восхитителен!
  9. +2
    31 октября 2013 12:22
    "израильские станции радиоэлектронной борьбы и прицельные комплексы" -закупать у Израиля после инцидента с БПЛА производства Израиля как-то легкомысленно (мягко сказано).
    1. СтарыйСкептик
      +2
      31 октября 2013 23:16
      Реч идет о индийской версии, разумеется для России авионика своя.
      1. +1
        1 ноября 2013 08:44
        Спасибо ,камень с души сняли (без иронии). good
  10. Славогор
    +3
    31 октября 2013 15:01
    отличный самолёт, спасибо автору за статью и фото. Самое главное эти машины наконец поступят на вооружение нашей армии.
  11. +3
    31 октября 2013 16:24
    Хорошие машины. Побольше бы таких в ВВС России, а то всё на экспорт, да на экспорт.
  12. 0
    31 октября 2013 17:03
    Хороший самолёт,но вот оригинальный Шэньян J-11 ...)))
  13. bolonenkov
    0
    31 октября 2013 17:30
    Су-30СМ, как и Су-35С и Т-50 – это сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет.

    Но потом пишет об уже поставленных машинах и контрактах на 10ки машин.

    На сегодня строевые части ВВС России уже получили 5 машин в рамках подписанных контрактов ...

    Уже 6))
    http://sdelanounas.ru/blogs/42944/
  14. TimBurton
    +7
    31 октября 2013 17:38
    Я рад, что работаю на Иркутском авиазаводе, где делают такие прекрасные машины!
  15. harmony
    -6
    31 октября 2013 18:30
    Я не профессионал, но по - моему если ему задние крылья расправить для уменьшения заметности, как у пак фа (т-50), то в последний можно было и не влаживаться. А если эти крылья были бы с изменяемым углом во - время полета, получилось бы поколение 5+, плюс дешево, и мы на много бы опередили бы другие самолеты 5 поколения. Плюс если на нем и доработать другие стелс технологии которые мы влаживаем в пак фа, в т.ч. и новый двигатель, то может получиться быстро, дешево и сердито!!! Как - то так.
    1. +7
      31 октября 2013 20:11
      Цитата: harmony
      если ему задние крылья расправить для уменьшения заметности, как у пак фа (т-50), то в последний можно было и не влаживаться.


      вам нужно письмо Рогозину написать, и Погосяну - они, дураки, вкладываются миллиардами для того, чтобы задние belay крылья расправить.

      Цитата: harmony
      А если эти крылья были бы с изменяемым углом во - время полета, получилось бы поколение 5+, плюс дешево, и мы на много бы опередили бы другие самолеты 5 поколения.


      И не забудьте - обязательно, всенепременно нужно чтобы из фюзеляжа (такая штука, к которой крылья цепляют) высовывались по команде пулеметы, тогда вообще будет 6 поколение и очень дешево. Бомба знаете сколько стоит fellow , а из пулеиетов как дал - все попадают.

      Цитата: harmony
      Плюс если на нем и доработать другие стелс технологии которые мы влаживаем в пак фа, в т.ч. и новый двигатель, то может получиться быстро, дешево и сердито!!! Как - то так.


      С движком не получится crying быстро и дешево. Гравицапа знаете нынче какая дорогая?
      1. +2
        31 октября 2013 21:42
        И не забудьте - обязательно, всенепременно нужно чтобы из фюзеляжа (такая штука, к которой крылья цепляют) высовывались по команде пулеметы, тогда вообще будет 6 поколение и очень дешево.

        лучше на Су-30СМ лазерные пушки установить))) И сделать Х-крыло как в звёздных войнах. И вместо штурмана изобрести и поставить робота R-2. Или сделать гарпун с верёвкой в гаке самолёта, как в 5 эпизоде
  16. +1
    31 октября 2013 18:47
    Уважаемый Vaf объясните мне любителю танков, почему на Су-35С нет ПГО а на Су-30СМ есть, сначала говорили что ПГО повышает маневренность, почему же его на 35 не поставили?
    1. 0
      31 октября 2013 20:14
      Цитата: T80UM1
      почему на Су-35С нет ПГО а на Су-30СМ есть,


      Маневренность повышает, но уменьшается дальность. Какие-то цифры приводились, немаленькие, на память не скажу.
    2. Оникс
      -2
      31 октября 2013 21:21
      Цитата: T80UM1
      Уважаемый Vaf объясните мне любителю танков, почему на Су-35С нет ПГО а на Су-30СМ есть, сначала говорили что ПГО повышает маневренность, почему же его на 35 не поставили?

      Это чтобы при полете на низких высотах стабилизировать полет, а то нагрузка на крыло небольшая и самолет трясет, а Су-35 не предназначен для полетов на малых высотах и ему это не нужно. Таково мое непрофессиональное мнение.
    3. 0
      1 ноября 2013 00:12
      В открытых источниках можно найти информацию о том, что ПГО увеличивает ЭПР, а потому не желательна для малозаметных самолетов 5 поколения (на них ее и нет, если не брать в расчет старые проекты и китайцев).
      Не знаю насчет Су-30СМ, но Су-35С по идее прямая замена Су-27СМ, как и ПАК ФА (если сравнивать задачи). "Тридцатка" скорее всего как И-Б будет считаться. Если уж ей Су-24 заменяют устаревшие.
      Первый контракт на 30 истребителей Су-30СМ был подписан в марте 2012 года. Ранее Минобороны собиралось купить 40 таких самолетов, из которых 28 предполагалось передать ВВС. Еще 12 предлагалось передать авиации Черноморского флота для замены устаревших бомбардировщиков Су-24.

      Она ближе к Су-34 немного. Возможно в этом случае решили поступиться малозаметностью в пользу чуть лучшей боевой маневренности, для компенсации веса, учитывая то, что машина двухместная, и ,вероятно, чаще одноместных "собратьев" будет летать отнюдь не только с легкими РВВ под крыльями.
      1. Avenger711
        0
        1 ноября 2013 08:34
        ПГО увеличивает и ЭПР и сопротивление, что хорошо видно по низкой максимальной скорости. На Т-50 ПГО вроде бы и нет, но у наплыва крыла отклоняемая часть.
        1. 0
          2 ноября 2013 03:15
          Насчет скорости сомнения у меня. Сравнил скорость Су-30 с ПГО и скорость Су-27УБ, двигатели ,вроде, те же. Оба- двухместные. И скорость практически такая же. Значит, дело не в ПГО? Так, на всякий, зашел на вики (все таки проверить источники там обычно можно), вот что нашел (статья "Утка (аэродинамическая схема):
          Самолеты, построенные по аэродинамической схеме «утка», имеют серьёзный недостаток, который называется «тенденция к клевку». «Клевок» наблюдается на больших углах атаки, близких к критическим... Это уменьшает подъёмную силу на ПГО, что сопровождается самопроизвольным опусканием носа самолёта — «клевком», — особенно опасным на взлёте и посадке...

          Расположенное спереди подвижное горизонтальное оперение способствует увеличению эффективной площади рассеяния (ЭПР) самолёта

          Также, пилоты, привыкшие летать на самолётах с классической аэродинамической схемой, при полётах на «утке» жалуются на ограничение обзора, создаваемого ПГО.

          То есть- управление на закритических углах атаки усложняется (скорее всего решено развитой механизацией крыла+ОВТ двигателя);
          ЭПР- полностью устранить не получится (поправьте, если что);
          Ограничивается обзор- опять же, вопрос.
          Про скорость- ничего.
          Более того, небезызвестный проект "Валькирия", американский стратегический бомбардировщик, главным козырем которого должна была быть скорость, был выполнен по схеме с ПГО.
          Плюс к тому- МФИ, ичтребитель пятого поколения с очень высокой заявленной скоростью, так же имеет ПГО. И вот он, самый интересный момент- Ту-144. Ему то маневренность зачем? Пассажир ведь. Тоже ПГО.
          Думаю, все таки скорость ПГО не снижает, во всяком случае на какую то заметную величину- точно.
    4. +1
      5 ноября 2013 01:19
      Далеко не все версии Су-30 были с ПГО!
      Можете полюбопытствовать:
      http://www.airwar.ru/enc/fighter/su30.html
  17. +2
    31 октября 2013 18:55
    лет через пять наверно нам нужно будет обновлять авиапарк интересно на каких самолетах остановится наше МО. наверно к тому времени ПАК-ФА уже наладят выпуск ,правда какая будет цена может выгоднее будет 4++.
    1. 0
      31 октября 2013 20:51
      Цитата: семург
      лет через пять наверно нам нужно будет обновлять авиапарк интересно на каких самолетах остановится наше МО
      hi
      По мне, так лучше "Гриппены" и цена адекватная, и технологичный, и в эксплуатации дешевше будет. Заводик можно прикупить - самолётики выпускать.. wink
      Мнение дилетанта recourse
      1. +2
        31 октября 2013 21:16
        hi Гриппены то же хороший вариант наше МО будет все варианты смотреть, но предпочтение при всех равных будет на стороне русских самолетов. то же мнение дилетанта.
  18. GarryM
    0
    31 октября 2013 19:34
    Отличный репортаж, спасибо автору. Вот только вопросик у меня возник. Машина и в самом деле изящная и правда глаз радует. Вот только практичность меня смутила. На фотографиях высмотрел только 4 (по 2 на крыло) точки подвешивания, а в характеристике указано аж 12. Сколько точек на крыло и сколко на фюзелаж? Возможность подвешивания дополнительных баков с горючим?
    1. +1
      31 октября 2013 21:57
      Цитата: GarryM
      Вот только практичность меня смутила. На фотографиях высмотрел только 4 (по 2 на крыло) точки подвешивания, а в характеристике указано аж 12. Сколько точек на крыло и сколко на фюзелаж?

      Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").
      Цитата: GarryM
      Возможность подвешивания дополнительных баков с горючим?

      В теории да,как на практике с этим будет-хз.
      Цитата: GarryM
      Машина и в самом деле изящная и правда глаз радует

      Пойдет как УБ-ка и ударник,вот только оружие по земле ей нужно.Ну а по воздуху из за большой ЭПР работа по слабому противнику.
    2. 0
      31 октября 2013 22:12
      На точки подвески устанавливаются не АСП,а пилоны-посути,представляющие собой довольно сложные машины АПУшки вот на них и вешаются бомбы или ракеты.На фото установленны только четыре АПУ.Схема подвески Су-30 аналогична Су-33.На всем семействе Т-10 подвесные баки(здорого повышающие сопротивление и ЭПР)не предусмотренны,гениальность конструкции в том,что вполне хватает внутренних объемов для размещения ТБ,плюс устройство дозаправки в воздухе.
      1. 0
        31 октября 2013 22:38
        Цитата: Argon
        Схема подвески Су-30 аналогична Су-33.На всем семействе Т-10 подвесные баки(здорого повышающие сопротивление и ЭПР)не предусмотренны,гениальность конструкции в том,что вполне хватает внутренних объемов для размещения ТБ,плюс устройство дозаправки в воздухе.

        В теории под Су-30 как и под Су-35 можно подвесить ПТБ,но на практике вряд ли это будет применяться.
        1. olp
          +1
          1 ноября 2013 01:51

          В теории под Су-30 как и под Су-35 можно подвесить ПТБ,но на практике вряд ли это будет применяться.

          если уж на Су-34 используют ПТБ то наверняка и на Су-30СМ не обойдут их вниманием если его как ударник будут использовать.

          Пойдет как УБ-ка и ударник,вот только оружие по земле ей нужно.Ну а по воздуху из за большой ЭПР работа по слабому противнику.

          мде.. what
          1. Avenger711
            0
            1 ноября 2013 08:36
            Хорошему истребителю на ЭПР пофигу почти, хороший компромисс между сверхвысокими летными данными и возможностями экипажа. Двухместность на самолетах большой дальности штука хорошая.
            1. +1
              1 ноября 2013 13:15
              Цитата: Avenger711
              Хорошему истребителю на ЭПР пофигу почти,

              Интересная точка зрения,вот только все без исключения конструкторы во всех без исключениях странах с Вами не согласны....
          2. 0
            1 ноября 2013 11:45
            Цитата: olp
            если уж на Су-34 используют ПТБ то наверняка и на Су-30СМ не обойдут их вниманием если его как ударник будут использовать

            Не знаю,практически Су-30 с ПТБ не видел.Как и Су-35.
            Цитата: olp
            мде..

            Возможно грубовато выразился.Су-30СМ всем хорош,но использовать его на перспективу как самолет господства в воздухе(истребитель первой линии)довольно сомнительная затея.Но собственно никто и не предполагает это делать.
  19. +2
    31 октября 2013 20:31
    И как же красиво и гармонично смотрится красная звезда на крыльях и килях! - и такую красоту хотят испортить некоторые реформаторы
  20. +1
    31 октября 2013 22:53
    задние крылья...расправить...пго впиндюрить везде...- кошмар. кого только на нашем форуме не встретишь
  21. +1
    31 октября 2013 23:27
    Мужики! А мне просто в кайф, что Россия что-то такое не только экспорт уже гонит, а новые образцы для эскадрильями закупает. Автору спасибо и + за позитивный материал.
  22. TimBurton
    0
    1 ноября 2013 18:41
    "Задние крылья" это вообще-то стабилизаторы, которые помимо продольной устойчивости служат рулями высоты, а также совместно с флаперонами осуществляют управление по крену. Подвесные топливные баки не предусмотрены,дальность полета и так составляет 3000 км, при необходимости есть возможность дозаправки в воздухе.
    Вообще-то для российских ВВС не так много изготовлено, по прежнему основная доля продукции ИАЗ составляет Су-30МКИ на экспорт в Индию. Для сравнения, в 1990г. в СССР насчитывалось порядка 15 авиаполков Су-27 примерно по 40 машин в полку.
  23. 0
    25 июня 2016 16:16
    очень красивый самолет