Military Review

The first step to the main tank. "Triple" project K-91

18
The end of the forties of the last century, among other things, was remembered by a large number of various armament and military equipment projects. Using the experience gained during the Second World War, the designers of leading countries created new types of weapons and techniques that were supposed to be used in hypothetical conflicts of the future. In the first months of 1949, the Soviet designers engaged in a new project with the symbol K-91. As part of this project, it was intended to create a whole family of armored vehicles for various purposes.


Cross-section and front view of K-91


The K-91 project was created at the Design Bureau of the Engineering Committee of the Ground Forces, led by A.F. Kravtsev. The result of the project were to be several models at once. tanks and self-propelled artillery mounts. It was assumed that the new combat vehicles will be able to replace the existing and promising heavy and medium tanks. Thus, the K-91 project can be considered the first Soviet attempt to create a main battle tank. It is worth noting that this concept was formed much later and therefore, at the end of the forties, employees of the Design Bureau of the Engineering Committee worked out the project of heavy tanks and self-propelled guns.

The sketchy design of the new armored vehicles took several months and as a result, preliminary projects of two heavy tanks and one self-propelled artillery unit appeared. An interesting fact is that the K-91 family of machines should have had a number of common units. Currently, armored vehicle families are created on the basis of a single chassis, but a different approach was used in the K-91 project. All three combat vehicles were supposed to be equipped with an X-NUMX-mm D-100T rifled cannon, paired with a DShK anti-aircraft gun and the B-46 diesel engine. Another characteristic feature of tanks and ACS K-64 was the placement of the workplace of the driver: it was supposed to be transferred to the combat compartment. This solution has significantly reduced the overall height of all the armored vehicles.

One of the projects of a heavy tank, which involved the spaced layout of the engine compartment, was most fully developed. It was assumed that the 12-cylinder diesel engine will be located in the rear of the armored hull, and the transmission units - in the front. The shaft connecting the engine to the transmission was located under the floor of the crew compartment. With this arrangement, it was possible to increase the level of protection of the crew and ammunition, which could accordingly affect the survivability of the vehicle in combat conditions. However, protection was improved by transmission elements, the damage to which, saving the crew, deprived the tank of mobility.

Draft heavy tank K-91 with aft arrangement MTO

Longitudinal section of the first version of the K-91


The entire crew of the tank of four was supposed to be placed in the fighting compartment. The gunner’s and commander’s workplaces were placed to the left of the breech breech, and the driver and loader were to be located to his right. Features of the work of the driver led to the idea of ​​creating a turntable. With the help of this mechanism it was supposed to provide the driver with the correct orientation, regardless of the angle of rotation of the tower.

For the heavy rear engine K-91, the original tracked undercarriage was developed. The overall height of the tracked propulsion unit was relatively small, since the effective volume of the hull was almost completely placed above the tracks, and not between them. On each side of the tank it was proposed to install nine track rollers with torsion bar suspension. At the same time, only central rollers should have an individual suspension. A pair of front and a pair of rear should have been connected by a yoke fixed to the balance bar. Instead of supporting rollers in the undercarriage provided special supports, resembling skis. For proper operation of a lower thruster, a pressure roller was placed above the front support roller and designed to feed the track to the drive wheel.

K-91. Plan view


Applied layout allowed to achieve high protection performance. An interesting feature of a heavy tank with a rear engine is its relatively small height. Having a reservation at the tank level of the time, the prospective car was no higher than 2300 mm. In addition, it was possible to establish that the development of such an arrangement would reduce the area of ​​frontal projection.

The second machine, created in the framework of the K-91 project, was another heavy tank. Both heavy tanks had several common features, however, in the second project, the staff of the Design Bureau of the Engineering Committee used a number of interesting innovations. The second heavy tank was supposed to be equipped with a modified suspension, borrowed from the first project. The armament and powerplant also corresponded to the first development of the K-91 project.

The biggest appearance of the second heavy tank was the layout of the armored hull. The fighting compartment with the jobs of the entire crew was placed in the aft hull, and the front part was taken under the engine and transmission. Thanks to this arrangement, the height of the tank was reduced to 2140 mm. It should be noted that one of the ways to reduce the height was to seal the layout of the housing units. In particular, the elements of the transmission that are responsible for transmitting torque to the tracks have changed. Because of this, the diameter of the front drive wheel and the overall dimensions of the chassis have decreased. On the existing schemes can be seen that the updated design of the chassis has allowed to abandon the pinch rollers.

The project of a heavy tank K-91 with the front arrangement of MTO

K-91. Plan view

Longitudinal section K-91

The first step to the main tank. "Triple" project K-91
Cross-section K-91


In the fighting compartment of the second heavy tank was supposed to place the crew, reduced to three people. The location of the jobs of the driver (on the turntable), the gunner and the commander corresponded to the previous project. Instead of loader in the new tank had to work automatic loader. Under the mechanized styling for unitary 100-mm projectiles took almost the entire aft part of the tower. The armament of the second heavy tank met the requirements for the family: one 100 caliber cannon and two 12,7-mm DShK machine guns.

The third combat vehicle, developed as part of the K-91 project, was a self-propelled artillery installation. It was supposed to combine the best achievements of previous projects. The ACS was a “hybrid” of two heavy tanks with some features characteristic of self-propelled artillery. Thus, the chassis and armored vehicle for self-propelled guns were borrowed from the first version of the heavy tank. From the second variant, we took the layout of the engine-transmission compartment installed in the front of the case, and the placement of the combat compartment. In general, the self-propelled artillery, developed as part of the K-91 project, was somewhat similar in its layout to previous domestic combat vehicles of this class. The total height of the self-propelled gun did not exceed 2280 mm.

Project self-propelled installation K-91

Cross-section SAU K-91


In the aft hull of the SAU, like the second heavy tank, they positioned armored wheelhouse with crew jobs and armaments. The number and placement of the crew corresponded to the first tank. Due to the complexity of the automated systems, it was decided to return to the crew of the loader. In addition, the fixed felling allowed to abandon the turntable for the workplace of the driver. Like other cars of the family, the SAU was planned to equip the 100-mm gun D-46T and two DShK machine guns.

By the end of 1949, the staff of the Design Bureau of the Engineering Committee of the Army completed the creation of three draft designs. The analysis showed that the three armored vehicles in their current form do not have any serious advantages over the existing equipment. Moreover, the completion of projects and the start of mass production of new combat vehicles took some time, during which two tanks and self-propelled guns could be completely out of date. For this reason, the project K-91 was closed for hopelessness. According to some data, separate technical solutions created in the framework of the "triple" project were used in the development of later tanks and self-propelled guns.


On the materials of the sites:
http://alternathistory.org.ua/
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
Author:
18 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. makarov
    makarov 30 October 2013 09: 23
    +4
    Although "..two tanks and self-propelled guns could have become completely obsolete. For this reason, the K-91 project was closed for hopelessness ..." But definitely positive experience and narobots were obtained. And Talent - you will not spend on drink.
  2. svp67
    svp67 30 October 2013 09: 27
    +4
    One of the projects of the heavy tank was most fully worked out, which implied the spaced layout of the engine-transmission compartment. It was assumed that the 12-cylinder diesel engine will be located in the rear of the armored hull, and the transmission units in the front. The shaft connecting the engine to the transmission was located under the floor of the fighting compartment. With this arrangement, it was possible to increase the level of protection of the crew and ammunition, which could accordingly affect the survivability of the machine in combat conditions.

    It is felt that the war was not long ago and the "German" influence is still strong ...
    1. cosmos111
      cosmos111 30 October 2013 11: 41
      +1
      Quote: svp67
      But the "German" influence ...

      In the first sample, the classic German lineup, the engine in the stern, the transmission in the bow, the driveshaft. (Extremely complicates the repair).
      After the war, the Germans themselves refused such a lineup.
      They took the Soviet, American.
      1. svp67
        svp67 30 October 2013 11: 44
        +3
        Quote: cosmos111
        They took the Soviet, American.

        Alas, the main American tank M4 "Sherman" used the "German" scheme ...
  3. AK-47
    AK-47 30 October 2013 09: 28
    0
    Well, what can I say, natural selection.
    I think everything went without cutting budget funds and protectionism.
    1. svp67
      svp67 30 October 2013 10: 16
      +5
      Quote: AK-47
      I think everything went without cutting budget funds and protectionism.

      In those days, any attempt to do this would have ended, AT THE BEST CASE - by training the skills of "cutting" at the "logging" in the Arctic Circle, so for 15 years, and at worst - at the nearest "wall ..."
    2. cosmos111
      cosmos111 30 October 2013 11: 45
      +1
      Quote: AK-47
      I think everything went without cutting budget funds and protectionism.

      In the time of I.V. Stalin did not even think about it.
      And while there is no such order, there will be no new tanks.
      Only one PR in the media.
    3. mga04
      mga04 30 October 2013 11: 57
      +2
      Regarding the cut - I absolutely agree with you, but protectionism has always been.
  4. Prohor
    Prohor 30 October 2013 10: 54
    +1
    People, tell me: why are the large track rollers of modern tanks better than the smaller times of World War II (and T-64)? Are there any driving advantages or just easier to manufacture and maintain?
    1. Xcode
      Xcode 30 October 2013 11: 30
      +7
      Small rollers provide greater smoothness, but, as a result, large power losses. Larger rollers report a tougher ride, but less loss. Of the Soviet tanks (including the T-90, as the development of the T-72), the T-64 had the best ride. The worst at the T-72. If you take in general, the best suspension was in the T-80 (T-80U).
  5. Echo
    Echo 30 October 2013 16: 23
    +3
    It was assumed that the 12-cylinder diesel engine will be located in the stern of the armored hull, and transmission units in the front. The shaft connecting the engine to the transmission was located under the floor of the fighting compartment.

    I didn’t read further. The designer creating a tank with a driveshaft in the USSR after the war could not stay in his post for a long time.
  6. Massik
    Massik 30 October 2013 17: 04
    +2
    The similarities with the Germans in it are very visible
  7. Igarr
    Igarr 30 October 2013 17: 11
    +6
    Of the commentators, only Echo restrained ...
    What is the "German scheme" here ????
    And here - the ride with small and large rollers ????
    Guys .... sometimes turn on the brains though ...
    The German scheme assumed the convenience of the crew, as a result - the highest mechanization, electrification. etc.
    In the schemes of these monsters - do you see convenience? For a driver, for example? For loader? How was he supposed to twist the unitary charge in the tower, narrow for the crew nowhere else to go? Did you see there AZ, automatic loader? Mechanized styling? Extraction of the shot?
    Softness ....
    Large rollers create smoothness, not small ones. Otherwise, the wheels would be in jeeps from the Oka. And there would be ten or twelve of them.
    And here - a caterpillar .... to keep on turns, to provide, to support. Achieve a minimum height ....
    That's why the rollers are like that. Maintain a compromise among heterogeneous requirements.
    Oh guys ...
    .
    Here is a sensible comment - ".. The designer, creating a tank with a cardan shaft in the USSR after the war, could not stay in his position for a long time."
    And all business.
  8. toos_1799
    toos_1799 30 October 2013 17: 29
    +3
    About A.F. Kravtsev and his design activities published a series of articles in the journal "Technics and Armament". An extraordinary person. Many of his developments, not having loud names, significantly increased the capabilities of the spacecraft.
  9. Goblin
    Goblin 30 October 2013 19: 59
    +4
    As for the large and small rollers (the roller does not really care whether it is large or small, it rolls along the track), they do not particularly affect the smoothness of the ride, it's all about the torsion bar suspension, which was actively used on all heavy and main tanks of the war and post-war period. The torsion bar (simply put, an elastic scrap running under the bottom of the tank and acting as a twisted spring), in contrast to spark plug shock absorbers with springs, made it possible to significantly increase the tank's armor space, to make it lower with the same width. Plus a smooth ride. And the number of rollers, with their size, changed only because of metallurgy: a torsion bar that could withstand the weight of monsters such as KV or Tiger had to be made of high-carbon alloys, very expensive and often inaccessible under WWII conditions. After all, it was not because of the good life that the Germans practiced masochism with Kniepkamp pendants, giving rise to the memetic "it took up to a day to repair one Tiger skating rink." But the same Panther could quite shoot at low speed without short stops.
    The same with the location of the engine-transmission in tanks. Of course, it’s wonderful to link everything into one quick-detachable unit, the happiness of repairmen. But! tank turret, the closer to its center, the better. It’s not a matter of fear at the intersection of sticking a gun into the ground (remember shortcuts on PzIII-IV, it’s just impossible there) or trying to cover the crew with a dviglom or box, but in the following factors: firstly, the tower’s swinging is terrible on the same T-34 tired crew when driving on poor soils, and secondly, a more uniform load on the chassis. The tower in front of the tank, the frontal armor (the thickest, by the way) and also the hefty pulling down lever of the gun (remember Archimedes) heavily loaded the front rollers. Hence, all sorts of projects such as tanks with a rear-mounted tower, Ferdinand and Suchki with the wheelhouse behind.
    As for the cardan in the middle of the tank, it’s not scary, it doesn’t interfere much with a competent layout.
    1. shishkin7676
      shishkin7676 17 February 2016 07: 14
      0
      Merkava has the smoothest move on a tank with a candle pendant (Christie) and it is outside the reserved avenue. The case is during the suspension.
  10. ded10041948
    ded10041948 30 October 2013 20: 29
    +1
    Not a specialist, so I can’t evaluate, but on aesthetics - very nice products.
  11. family tree
    family tree 30 October 2013 21: 58
    +3
    But nothing, what is the source site for an alternative story? Under your feet are torsion bars, a universal joint and a rotating polyc. Charger, sitting on the floor, trying to deploy with a meter unitary belay The T-64 lowered its silhouette, precisely because it removed the loader winked
    Oh yes
    The features of the driver-mechanic led to the idea of ​​creating a turntable. Using this mechanism, it was supposed to ensure the correct orientation of the driver, regardless of the angle of rotation of the tower.
    what So, does the turntable ride along the rotating deck?
    diesel engine B-64.
    recourse What kind of beast?
    I didn’t read further. The designer creating a tank with a driveshaft in the USSR after the war could not stay in his post for a long time.
    good
    And OKB Kravtseva, at this time, was engaged in self-propelled guns ASU-57P and armored personnel carrier K-75. They didn’t go into the series.
  12. family tree
    family tree 31 October 2013 07: 44
    +1
    The main characteristics of the engines developed for BTVT objects in 1945–1965
    In-64 request

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91

Конец сороковых годов прошлого века среди прочего запомнился большим количеством различных проектов вооружения и военной техники. Пользуясь опытом, полученным в ходе Второй Мировой войны, конструкторы ведущих стран создавали новые виды оружия и техники, которые предполагалось использовать в гипотетических конфликтах будущего. В первых месяцах 1949 года советские конструкторы занялись новым проектом с условным обозначением К-91. В рамках этого проекта предполагалось создать целое семейство бронетехники различного назначения.

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Поперечный разрез и вид спереди К-91


Проект К-91 создавался в ОКБ инженерного комитета сухопутных войск, которым руководил А.Ф. Кравцев. Результатом проекта должны были стать сразу несколько моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Предполагалось, что новые боевые машины смогут прийти на смену существующим и перспективным тяжелым и средним танкам. Таким образом, проект К-91 можно считать первой советской попыткой создать основной боевой танк. Стоит отметить, эта концепция сформировалась гораздо позже и поэтому в конце сороковых сотрудники ОКБ инженерного комитета прорабатывали проект тяжелых танков и САУ.


Эскизное проектирование новой бронетехники заняло несколько месяцев и в результате появились предварительные проекты двух тяжелых танков и одной самоходной артиллерийской установки. Интересен тот факт, что машины семейства К-91 должны были иметь ряд общих агрегатов. В настоящее время семейства бронетехники создаются на базе единого шасси, но в проекте К-91 использовался иной подход. Все три боевые машины предполагалось оснащать 100-мм нарезной пушкой Д-46Т, спаренным с пушкой и зенитным пулеметами ДШК, а также дизельным двигателем В-64. Еще одной характерной особенностью танков и САУ К-91 было размещение рабочего места механика-водителя: его предполагалось перенести в боевое отделение. Такое решение позволило заметно сократить общую высоту всех бронемашин.

Наиболее полно был проработан один из проектов тяжелого танка, подразумевавший разнесенную компоновку моторно-трансмиссионного отделения. Предполагалось, что 12-цилиндровый дизельный двигатель будет находиться в кормовой части бронированного корпуса, а агрегаты трансмиссии – в передней. Вал, соединяющий двигатель с трансмиссией, расположили под полом боевого отделения. При помощи такой компоновки можно было повысить уровень защиты экипажа и боеприпасов, что соответствующим образом могло сказаться на живучести машины в боевых условиях. Однако защита улучшалась за счет элементов трансмиссии, повреждение которых, спасая экипаж, лишало танк подвижности.

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Проект тяжёлого танка К-91 с кормовым расположением МТО

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Продольный разрез первого варианта К-91


Весь экипаж танка из четырех человек предполагалось разместить в боевом отделении. Рабочие места наводчика и командира поместили слева от казенной части орудия, а механик-водитель и заряжающие должны были располагаться справа от него. Особенности работы механика-водителя привели к появлению идеи создания поворотной платформы. При помощи этого механизма предполагалось обеспечить правильное ориентирование водителя вне зависимости от угла поворота башни.

Для тяжелого танка К-91 с задним расположением двигателя была разработана оригинальная гусеничная ходовая часть. Общая высота гусеничного движителя оказалась сравнительно небольшой, поскольку полезный объем корпуса почти полностью разместили над гусеницами, а не между ними. На каждом из бортов танка предлагалось устанавливать девять опорных катков с торсионной подвеской. При этом индивидуальную подвеску должны были иметь только центральные катки. Пара передних и пара задних должны были соединяться коромыслом, закрепленным на балансире. Вместо поддерживающих роликов в составе ходовой части предусмотрели специальные опоры, напоминающие лыжи. Для правильной работы движителя меньшей высоты предусмотрели прижимной ролик, расположенный над передним опорным катком и предназначенный для подачи гусеницы к ведущему колесу.

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
К-91. Вид в плане


Примененная компоновка позволяла достичь высоких характеристик защиты. Интересной особенностью тяжелого танка с задним расположением двигателя стала его сравнительно небольшая высота. Имея бронирование на уровне танков того времени, перспективная машина получалась не выше 2300 мм. Кроме того, удалось установить, что развитие подобной компоновки позволит уменьшить площадь лобовой проекции.

Второй машиной, созданной в рамках проекта К-91, стал еще один тяжелый танк. Оба тяжелых танка имели несколько общих черт, однако во втором проекте сотрудники ОКБ инженерного комитета применили ряд интересных нововведений. Второй тяжелый танк предполагалось оснастить доработанной подвеской, заимствованной у первого проекта. Вооружение и силовая установка также соответствовали первой разработке в рамках проекта К-91.

Самым большим обличием второго тяжелого танка стала компоновка бронированного корпуса. Боевое отделение с рабочими местами всего экипажа поместили в кормовой части корпуса, а переднюю часть отвели под двигатель и трансмиссию. Благодаря такой компоновке высота танка уменьшилась до 2140 мм. Необходимо отметить, что одним из путей уменьшения высоты было уплотнение компоновки агрегатов корпуса. В частности, изменились элементы трансмиссии, отвечающие за передачу крутящего момента на гусеницы. Из-за этого уменьшились диаметр переднего ведущего колеса и общие габариты ходовой части. На имеющихся схемах видно, что обновленная конструкция ходовой части позволила отказаться от прижимных роликов.

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Проект тяжёлого танка К-91 с передним расположением МТО

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
К-91. Вид в плане

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Продольный разрез К-91

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Поперечный разрез К-91


В боевом отделении второго тяжелого танка предполагалось разместить экипаж, сокращенный до трех человек. Расположение рабочих мест механика-водителя (на поворотной платформе), наводчика и командира соответствовало предыдущему проекту. Вместо заряжающего в новом танке должен был работать автомат заряжания. Под механизированную укладку для унитарных 100-мм снарядов отвели почти всю кормовую часть башни. Вооружение второго тяжелого танка соответствовало требованиям к семейству: одна пушка калибра 100 мм и два 12,7-мм пулемета ДШК.

Третья боевая машина, разрабатывавшаяся в рамках проекта К-91, представляла собой самоходную артиллерийскую установку. В ней предполагалось объединить лучшие наработки по предыдущим проектам. САУ представляла собой «гибрид» двух тяжелых танков с некоторыми чертами, свойственными самоходной артиллерии. Так, ходовая часть и бронекорпус для самоходки были заимствованы у первого варианта тяжелого танка. Из второго варианта взяли компоновку моторно-трансмиссионного отделения, установленного в передней части корпуса, и размещение боевого отделения. В целом, самоходная артиллерийская установка, разрабатывавшаяся в рамках проекта К-91, по своей компоновке отчасти напоминала предыдущие отечественные боевые машины этого класса. Полная высота самоходки не превышала 2280 мм.

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Проект самоходной установки К-91

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Поперечный разрез САУ К-91


В кормовой части корпуса САУ, подобно второму тяжелому танку, расположили бронированную рубку с рабочими местами экипажа и вооружением. Численность и размещение экипажа соответствовали первому танку. Ввиду сложности автоматизированных систем было решено вернуть в экипаж заряжающего. Кроме того, неподвижная рубка позволила отказаться от поворотной платформы для рабочего места механика-водителя. Как и другие машины семейства, САУ планировалось вооружить 100-мм орудием Д-46Т и двумя пулеметами ДШК.

До конца 1949 года сотрудники ОКБ инженерного комитета сухопутных войск завершили создание трех эскизных проектов. Проведенный анализ показал, что три бронемашины в существующем виде не имеют никаких серьезных преимуществ перед имеющейся техникой. Более того, на завершение проектов и начало серийного производства новых боевых машин требовалось некоторое время, в течение которого два танка и САУ могли бы окончательно устареть. По этой причине проект К-91 был закрыт за бесперспективностью. По некоторым данным, отдельные технические решения, созданные в рамках «тройного» проекта, применялись при разработке более поздних танков и самоходок.


По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. makarov 30 октября 2013 09:23
    Хотя "..два танка и САУ могли бы окончательно устареть. По этой причине проект К-91 был закрыт за бесперспективностью..." Но был получен определенно положительный опыт и нароботки. А Талант, - не пропьешь.
    makarov
  2. svp67 30 октября 2013 09:27
    Наиболее полно был проработан один из проектов тяжелого танка, подразумевавший разнесенную компоновку моторно-трансмиссионного отделения. Предполагалось, что 12-цилиндровый дизельный двигатель будет находиться в кормовой части бронированного корпуса, а агрегаты трансмиссии – в передней. Вал, соединяющий двигатель с трансмиссией, расположили под полом боевого отделения. При помощи такой компоновки можно было повысить уровень защиты экипажа и боеприпасов, что соответствующим образом могло сказаться на живучести машины в боевых условиях.

    Чувствуется, что война была не давно и еще сильно "немецкое" влияние...
    1. cosmos111 30 октября 2013 11:41
      Цитата: svp67
      ьно "немецкое" влияние...

      В первом образце классическая германская компановка,двигатель в корме,трансмиссия в носу,карданный вал.(предельно усложняет ремонт).
      Сами немцы после войны от такой компановки отказались.
      Приняли советскую,американскую.
      1. svp67 30 октября 2013 11:44
        Цитата: cosmos111
        Приняли советскую,американскую.

        Увы,но основной американский танк М4 "Шерман" использовал "немецкую" схему...
  3. AK-47 30 октября 2013 09:28
    Ну, что тут скажешь, естественный отбор.
    Думаю всё обошлось без распила бюджетных средств и протекционизма.
    AK-47
    1. svp67 30 октября 2013 10:16
      Цитата: AK-47
      Думаю всё обошлось без распила бюджетных средств и протекционизма.

      В те времена любая попытка этого закончилась бы, В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ - тренировкой навыков "распила" на "лесозаготовках" за Северным полярным кругом,лет так на 15, а в худшем - у ближайшей "стенки..."
    2. cosmos111 30 октября 2013 11:45
      Цитата: AK-47
      умаю всё обошлось без распила бюджетных средств и протекционизма.

      Во времена И.В. Сталина,об этом ,даже не думали.
      И пока такого ,порядка не будет и новых танков не будет.
      Только один пиар в СМИ.
    3. mga04 30 октября 2013 11:57
      По поводу распила - абсолютно с вами согласен, а вот протекционизм был всегда.
      mga04
  4. Прохор 30 октября 2013 10:54
    Люди, скажите: а чем крупные опорные катки современных танков лучше мелких времён Второй мировой (и Т-64)? Есть какие-то ходовые преимущества или только проще в изготовлении и обслуживании?
    Прохор
    1. Xcode 30 октября 2013 11:30
      Маленькие катки обеспечивают большую плавность хода, но, и как следствие, большие потери мощности. Большие катки сообщают более жесткую езду, но потери меньше. Из советских танков(в т.ч. Т-90, как развитие Т-72) лучшая плавность хода была у Т-64. Худшая у Т-72. Если брать в общем- лучшая подвеска была у Т-80(Т-80У).
      Xcode
  5. Echo 30 октября 2013 16:23
    Предполагалось, что 12-цилиндровый дизельный двигатель будет находиться в кормовой части бронированного корпуса, а агрегаты трансмиссии – в передней. Вал, соединяющий двигатель с трансмиссией, расположили под полом боевого отделения.

    Все, дальше не читал. Конструктор, создающий танк с карданным валом в СССР после войны долго на своей должности задержаться не мог.
  6. Marssik 30 октября 2013 17:04
    Общие черты с немцами в нем сильно проглядывают
  7. Игарр 30 октября 2013 17:11
    Из комментаторов ттолько Эхо удержался...
    Какая тут "немецкая схема" ????
    Причем тут - плавность хода с малыми и большими катками ????
    Ребяты....включайте иногда мозги хоть...
    Немецкая схема предполагала удобство работы экипажа, как следствие - высочайшая механизация, электризация. и т.п.
    В схемах этих монстров - вы видите удобство? Для мехвода, нгапример? Для заряжающего? Как он должен был унитарный заряд крутить в башней, узкой для экипажа дальше некуда? Вы видели там АЗ, автомат заряжания? Механизированную укладку? Экстракцию стрелянного?
    Мягкость хода....
    Большие катки создают плавность, а не маленькие. Иначе колеса бы на джипах были от Оки. И было бы их штук десять-двенадцать.
    А тут - гусеница.... удержать на поворотах, обеспечить, поддержать. Добиться минимальной высоты....
    Оттого и катки такие. Удержать копромисс среди разнородных требований.
    Эх, ребяты...
    ...
    Вот путный коммент - "..Конструктор, создающий танк с карданным валом в СССР после войны долго на своей должности задержаться не мог."
    И все дела.
  8. toos_1799 30 октября 2013 17:29
    Об А.Ф. Кравцеве и его конструкторской деятельности опубликована серия статей в журнале "Техника и вооружение". Неординарный человек. Многие его разработки, не имея громких названий, значительно повысили возможности КА.
  9. Goblin 30 октября 2013 19:59
    Что касается больших и малых катков (катку вообще пофиг, большой он или маленький, он по гусенице перекатывается), на плавность хода они особо не влияют, тут все дело в торсионной подвеске, активно применявшейся на всех тяжелых и основных танках военного и послевоенного периода. Торсион (попросту говоря упругий лом, идущий под днищем танка и выполняющий роль скручиваемой пружины) в отличие от свечных амортизаторов с пружинами позволял значительно увеличить заброневое пространство танка, сделать его ниже при той же ширине. Плюс плавность хода. А количество катков при их величине изменялось только из-за металлургии: торсион, выдерживающий вес монстров типа КВ или Тигра, надо было делать из высокоуглеродистых сплавов, очень дорогих и в условиях ВОВ зачастую недоступных. Ведь не из-за хорошей жизни немцы занимались мазохизмом с подвесками Книпкампа, породив меметичное "на ремонт одного катка Тигра уходило до суток". Зато та же Пантера могла вполне себе прицельно стрелять на малом ходу без коротких остановок.
    То же и с расположением двигатель-трансмиссия в танках. Конечно, прекрасно все увязать в один быстросъемный узел, счастье ремонтников. Но! погон башни танка чем ближе к его центру, тем лучше. Дело не в боязни на пересеченке ткнуться пушкой в грунт (вспомните короткостволочки на PzIII-IV, там это просто невозможно) или в попытках прикрыть экипаж двиглом или коробкой, а в следующих факторах: во-первых раскачка башни, на тех же Т-34 ужасно утомлявшая экипаж при езде по плохим грунтам, а во-вторых более равномерная нагрузка на ходовую. Башня впереди танка, лобовая броня (самая толстая, между прочим) да еще и здоровенный тянущий вниз рычаг пушки (вспоминаем Архимеда) сильно нагружали передние катки. Отсюда и всякие проекты типа танков с заднерасположенной башней, Фердинанды и СУчки с рубкой позади.
    А что касается кардана посреди танка, так это не страшно, сильно он при грамотной компоновке не мешает.
    Goblin
    1. shishkin7676 17 февраля 2016 07:14
      Самый плавный ход у танка со свечной подвеской (Кристи) у Меркавы и она вне заброневого пр.Дело в ходе подвески.
  10. ded10041948 30 октября 2013 20:29
    Не специалист, поэтому оценивать не могу, а по эстетике - очень приятные изделия.
    ded10041948
  11. perepilka 30 октября 2013 21:58
    А ничего, что источник-сайт по альтернативной истории? Под ногами торсионы, кардан и вращающийся полик. Заряжающий, сидя на полу, пытается развернутся с метровым унитаром belay Т-64 снизил свой силуэт, как раз потому, что убрали заряжающего winked
    Ах, да
    Особенности работы механика-водителя привели к появлению идеи создания поворотной платформы. При помощи этого механизма предполагалось обеспечить правильное ориентирование водителя вне зависимости от угла поворота башни.
    what Эт чё, по вращающемуся полику катается поворотная платформа?
    дизельным двигателем В-64.
    recourse Чё за зверь?
    Все, дальше не читал. Конструктор, создающий танк с карданным валом в СССР после войны долго на своей должности задержаться не мог.
    good
    А ОКБ Кравцева, в это время, занималось САУ АСУ-57П и БТРом К-75. В серию не пошли.
  12. perepilka 31 октября 2013 07:44
    Основные характеристики двигателей, разработанных для объектов БТВТ в 1945–1965 гг.
    В-64 request

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня