Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91

Конец сороковых годов прошлого века среди прочего запомнился большим количеством различных проектов вооружения и военной техники. Пользуясь опытом, полученным в ходе Второй Мировой войны, конструкторы ведущих стран создавали новые виды оружия и техники, которые предполагалось использовать в гипотетических конфликтах будущего. В первых месяцах 1949 года советские конструкторы занялись новым проектом с условным обозначением К-91. В рамках этого проекта предполагалось создать целое семейство бронетехники различного назначения.

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Поперечный разрез и вид спереди К-91


Проект К-91 создавался в ОКБ инженерного комитета сухопутных войск, которым руководил А.Ф. Кравцев. Результатом проекта должны были стать сразу несколько моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Предполагалось, что новые боевые машины смогут прийти на смену существующим и перспективным тяжелым и средним танкам. Таким образом, проект К-91 можно считать первой советской попыткой создать основной боевой танк. Стоит отметить, эта концепция сформировалась гораздо позже и поэтому в конце сороковых сотрудники ОКБ инженерного комитета прорабатывали проект тяжелых танков и САУ.


Эскизное проектирование новой бронетехники заняло несколько месяцев и в результате появились предварительные проекты двух тяжелых танков и одной самоходной артиллерийской установки. Интересен тот факт, что машины семейства К-91 должны были иметь ряд общих агрегатов. В настоящее время семейства бронетехники создаются на базе единого шасси, но в проекте К-91 использовался иной подход. Все три боевые машины предполагалось оснащать 100-мм нарезной пушкой Д-46Т, спаренным с пушкой и зенитным пулеметами ДШК, а также дизельным двигателем В-64. Еще одной характерной особенностью танков и САУ К-91 было размещение рабочего места механика-водителя: его предполагалось перенести в боевое отделение. Такое решение позволило заметно сократить общую высоту всех бронемашин.

Наиболее полно был проработан один из проектов тяжелого танка, подразумевавший разнесенную компоновку моторно-трансмиссионного отделения. Предполагалось, что 12-цилиндровый дизельный двигатель будет находиться в кормовой части бронированного корпуса, а агрегаты трансмиссии – в передней. Вал, соединяющий двигатель с трансмиссией, расположили под полом боевого отделения. При помощи такой компоновки можно было повысить уровень защиты экипажа и боеприпасов, что соответствующим образом могло сказаться на живучести машины в боевых условиях. Однако защита улучшалась за счет элементов трансмиссии, повреждение которых, спасая экипаж, лишало танк подвижности.

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Проект тяжёлого танка К-91 с кормовым расположением МТО

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Продольный разрез первого варианта К-91


Весь экипаж танка из четырех человек предполагалось разместить в боевом отделении. Рабочие места наводчика и командира поместили слева от казенной части орудия, а механик-водитель и заряжающие должны были располагаться справа от него. Особенности работы механика-водителя привели к появлению идеи создания поворотной платформы. При помощи этого механизма предполагалось обеспечить правильное ориентирование водителя вне зависимости от угла поворота башни.

Для тяжелого танка К-91 с задним расположением двигателя была разработана оригинальная гусеничная ходовая часть. Общая высота гусеничного движителя оказалась сравнительно небольшой, поскольку полезный объем корпуса почти полностью разместили над гусеницами, а не между ними. На каждом из бортов танка предлагалось устанавливать девять опорных катков с торсионной подвеской. При этом индивидуальную подвеску должны были иметь только центральные катки. Пара передних и пара задних должны были соединяться коромыслом, закрепленным на балансире. Вместо поддерживающих роликов в составе ходовой части предусмотрели специальные опоры, напоминающие лыжи. Для правильной работы движителя меньшей высоты предусмотрели прижимной ролик, расположенный над передним опорным катком и предназначенный для подачи гусеницы к ведущему колесу.

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
К-91. Вид в плане


Примененная компоновка позволяла достичь высоких характеристик защиты. Интересной особенностью тяжелого танка с задним расположением двигателя стала его сравнительно небольшая высота. Имея бронирование на уровне танков того времени, перспективная машина получалась не выше 2300 мм. Кроме того, удалось установить, что развитие подобной компоновки позволит уменьшить площадь лобовой проекции.

Второй машиной, созданной в рамках проекта К-91, стал еще один тяжелый танк. Оба тяжелых танка имели несколько общих черт, однако во втором проекте сотрудники ОКБ инженерного комитета применили ряд интересных нововведений. Второй тяжелый танк предполагалось оснастить доработанной подвеской, заимствованной у первого проекта. Вооружение и силовая установка также соответствовали первой разработке в рамках проекта К-91.

Самым большим обличием второго тяжелого танка стала компоновка бронированного корпуса. Боевое отделение с рабочими местами всего экипажа поместили в кормовой части корпуса, а переднюю часть отвели под двигатель и трансмиссию. Благодаря такой компоновке высота танка уменьшилась до 2140 мм. Необходимо отметить, что одним из путей уменьшения высоты было уплотнение компоновки агрегатов корпуса. В частности, изменились элементы трансмиссии, отвечающие за передачу крутящего момента на гусеницы. Из-за этого уменьшились диаметр переднего ведущего колеса и общие габариты ходовой части. На имеющихся схемах видно, что обновленная конструкция ходовой части позволила отказаться от прижимных роликов.

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Проект тяжёлого танка К-91 с передним расположением МТО

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
К-91. Вид в плане

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Продольный разрез К-91

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Поперечный разрез К-91


В боевом отделении второго тяжелого танка предполагалось разместить экипаж, сокращенный до трех человек. Расположение рабочих мест механика-водителя (на поворотной платформе), наводчика и командира соответствовало предыдущему проекту. Вместо заряжающего в новом танке должен был работать автомат заряжания. Под механизированную укладку для унитарных 100-мм снарядов отвели почти всю кормовую часть башни. Вооружение второго тяжелого танка соответствовало требованиям к семейству: одна пушка калибра 100 мм и два 12,7-мм пулемета ДШК.

Третья боевая машина, разрабатывавшаяся в рамках проекта К-91, представляла собой самоходную артиллерийскую установку. В ней предполагалось объединить лучшие наработки по предыдущим проектам. САУ представляла собой «гибрид» двух тяжелых танков с некоторыми чертами, свойственными самоходной артиллерии. Так, ходовая часть и бронекорпус для самоходки были заимствованы у первого варианта тяжелого танка. Из второго варианта взяли компоновку моторно-трансмиссионного отделения, установленного в передней части корпуса, и размещение боевого отделения. В целом, самоходная артиллерийская установка, разрабатывавшаяся в рамках проекта К-91, по своей компоновке отчасти напоминала предыдущие отечественные боевые машины этого класса. Полная высота самоходки не превышала 2280 мм.

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Проект самоходной установки К-91

Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Поперечный разрез САУ К-91


В кормовой части корпуса САУ, подобно второму тяжелому танку, расположили бронированную рубку с рабочими местами экипажа и вооружением. Численность и размещение экипажа соответствовали первому танку. Ввиду сложности автоматизированных систем было решено вернуть в экипаж заряжающего. Кроме того, неподвижная рубка позволила отказаться от поворотной платформы для рабочего места механика-водителя. Как и другие машины семейства, САУ планировалось вооружить 100-мм орудием Д-46Т и двумя пулеметами ДШК.

До конца 1949 года сотрудники ОКБ инженерного комитета сухопутных войск завершили создание трех эскизных проектов. Проведенный анализ показал, что три бронемашины в существующем виде не имеют никаких серьезных преимуществ перед имеющейся техникой. Более того, на завершение проектов и начало серийного производства новых боевых машин требовалось некоторое время, в течение которого два танка и САУ могли бы окончательно устареть. По этой причине проект К-91 был закрыт за бесперспективностью. По некоторым данным, отдельные технические решения, созданные в рамках «тройного» проекта, применялись при разработке более поздних танков и самоходок.


По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. makarov 30 октября 2013 09:23
    Хотя "..два танка и САУ могли бы окончательно устареть. По этой причине проект К-91 был закрыт за бесперспективностью..." Но был получен определенно положительный опыт и нароботки. А Талант, - не пропьешь.
    makarov
  2. svp67 30 октября 2013 09:27
    Наиболее полно был проработан один из проектов тяжелого танка, подразумевавший разнесенную компоновку моторно-трансмиссионного отделения. Предполагалось, что 12-цилиндровый дизельный двигатель будет находиться в кормовой части бронированного корпуса, а агрегаты трансмиссии – в передней. Вал, соединяющий двигатель с трансмиссией, расположили под полом боевого отделения. При помощи такой компоновки можно было повысить уровень защиты экипажа и боеприпасов, что соответствующим образом могло сказаться на живучести машины в боевых условиях.

    Чувствуется, что война была не давно и еще сильно "немецкое" влияние...
    1. cosmos111 30 октября 2013 11:41
      Цитата: svp67
      ьно "немецкое" влияние...

      В первом образце классическая германская компановка,двигатель в корме,трансмиссия в носу,карданный вал.(предельно усложняет ремонт).
      Сами немцы после войны от такой компановки отказались.
      Приняли советскую,американскую.
      1. svp67 30 октября 2013 11:44
        Цитата: cosmos111
        Приняли советскую,американскую.

        Увы,но основной американский танк М4 "Шерман" использовал "немецкую" схему...
  3. AK-47 30 октября 2013 09:28
    Ну, что тут скажешь, естественный отбор.
    Думаю всё обошлось без распила бюджетных средств и протекционизма.
    AK-47
    1. svp67 30 октября 2013 10:16
      Цитата: AK-47
      Думаю всё обошлось без распила бюджетных средств и протекционизма.

      В те времена любая попытка этого закончилась бы, В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ - тренировкой навыков "распила" на "лесозаготовках" за Северным полярным кругом,лет так на 15, а в худшем - у ближайшей "стенки..."
    2. cosmos111 30 октября 2013 11:45
      Цитата: AK-47
      умаю всё обошлось без распила бюджетных средств и протекционизма.

      Во времена И.В. Сталина,об этом ,даже не думали.
      И пока такого ,порядка не будет и новых танков не будет.
      Только один пиар в СМИ.
    3. mga04 30 октября 2013 11:57
      По поводу распила - абсолютно с вами согласен, а вот протекционизм был всегда.
      mga04
  4. Прохор 30 октября 2013 10:54
    Люди, скажите: а чем крупные опорные катки современных танков лучше мелких времён Второй мировой (и Т-64)? Есть какие-то ходовые преимущества или только проще в изготовлении и обслуживании?
    Прохор
    1. Xcode 30 октября 2013 11:30
      Маленькие катки обеспечивают большую плавность хода, но, и как следствие, большие потери мощности. Большие катки сообщают более жесткую езду, но потери меньше. Из советских танков(в т.ч. Т-90, как развитие Т-72) лучшая плавность хода была у Т-64. Худшая у Т-72. Если брать в общем- лучшая подвеска была у Т-80(Т-80У).
      Xcode
  5. Echo 30 октября 2013 16:23
    Предполагалось, что 12-цилиндровый дизельный двигатель будет находиться в кормовой части бронированного корпуса, а агрегаты трансмиссии – в передней. Вал, соединяющий двигатель с трансмиссией, расположили под полом боевого отделения.

    Все, дальше не читал. Конструктор, создающий танк с карданным валом в СССР после войны долго на своей должности задержаться не мог.
  6. Marssik 30 октября 2013 17:04
    Общие черты с немцами в нем сильно проглядывают
  7. Игарр 30 октября 2013 17:11
    Из комментаторов ттолько Эхо удержался...
    Какая тут "немецкая схема" ????
    Причем тут - плавность хода с малыми и большими катками ????
    Ребяты....включайте иногда мозги хоть...
    Немецкая схема предполагала удобство работы экипажа, как следствие - высочайшая механизация, электризация. и т.п.
    В схемах этих монстров - вы видите удобство? Для мехвода, нгапример? Для заряжающего? Как он должен был унитарный заряд крутить в башней, узкой для экипажа дальше некуда? Вы видели там АЗ, автомат заряжания? Механизированную укладку? Экстракцию стрелянного?
    Мягкость хода....
    Большие катки создают плавность, а не маленькие. Иначе колеса бы на джипах были от Оки. И было бы их штук десять-двенадцать.
    А тут - гусеница.... удержать на поворотах, обеспечить, поддержать. Добиться минимальной высоты....
    Оттого и катки такие. Удержать копромисс среди разнородных требований.
    Эх, ребяты...
    ...
    Вот путный коммент - "..Конструктор, создающий танк с карданным валом в СССР после войны долго на своей должности задержаться не мог."
    И все дела.
  8. toos_1799 30 октября 2013 17:29
    Об А.Ф. Кравцеве и его конструкторской деятельности опубликована серия статей в журнале "Техника и вооружение". Неординарный человек. Многие его разработки, не имея громких названий, значительно повысили возможности КА.
  9. Goblin 30 октября 2013 19:59
    Что касается больших и малых катков (катку вообще пофиг, большой он или маленький, он по гусенице перекатывается), на плавность хода они особо не влияют, тут все дело в торсионной подвеске, активно применявшейся на всех тяжелых и основных танках военного и послевоенного периода. Торсион (попросту говоря упругий лом, идущий под днищем танка и выполняющий роль скручиваемой пружины) в отличие от свечных амортизаторов с пружинами позволял значительно увеличить заброневое пространство танка, сделать его ниже при той же ширине. Плюс плавность хода. А количество катков при их величине изменялось только из-за металлургии: торсион, выдерживающий вес монстров типа КВ или Тигра, надо было делать из высокоуглеродистых сплавов, очень дорогих и в условиях ВОВ зачастую недоступных. Ведь не из-за хорошей жизни немцы занимались мазохизмом с подвесками Книпкампа, породив меметичное "на ремонт одного катка Тигра уходило до суток". Зато та же Пантера могла вполне себе прицельно стрелять на малом ходу без коротких остановок.
    То же и с расположением двигатель-трансмиссия в танках. Конечно, прекрасно все увязать в один быстросъемный узел, счастье ремонтников. Но! погон башни танка чем ближе к его центру, тем лучше. Дело не в боязни на пересеченке ткнуться пушкой в грунт (вспомните короткостволочки на PzIII-IV, там это просто невозможно) или в попытках прикрыть экипаж двиглом или коробкой, а в следующих факторах: во-первых раскачка башни, на тех же Т-34 ужасно утомлявшая экипаж при езде по плохим грунтам, а во-вторых более равномерная нагрузка на ходовую. Башня впереди танка, лобовая броня (самая толстая, между прочим) да еще и здоровенный тянущий вниз рычаг пушки (вспоминаем Архимеда) сильно нагружали передние катки. Отсюда и всякие проекты типа танков с заднерасположенной башней, Фердинанды и СУчки с рубкой позади.
    А что касается кардана посреди танка, так это не страшно, сильно он при грамотной компоновке не мешает.
    Goblin
    1. shishkin7676 17 февраля 2016 07:14
      Самый плавный ход у танка со свечной подвеской (Кристи) у Меркавы и она вне заброневого пр.Дело в ходе подвески.
  10. ded10041948 30 октября 2013 20:29
    Не специалист, поэтому оценивать не могу, а по эстетике - очень приятные изделия.
    ded10041948
  11. perepilka 30 октября 2013 21:58
    А ничего, что источник-сайт по альтернативной истории? Под ногами торсионы, кардан и вращающийся полик. Заряжающий, сидя на полу, пытается развернутся с метровым унитаром belay Т-64 снизил свой силуэт, как раз потому, что убрали заряжающего winked
    Ах, да
    Особенности работы механика-водителя привели к появлению идеи создания поворотной платформы. При помощи этого механизма предполагалось обеспечить правильное ориентирование водителя вне зависимости от угла поворота башни.
    what Эт чё, по вращающемуся полику катается поворотная платформа?
    дизельным двигателем В-64.
    recourse Чё за зверь?
    Все, дальше не читал. Конструктор, создающий танк с карданным валом в СССР после войны долго на своей должности задержаться не мог.
    good
    А ОКБ Кравцева, в это время, занималось САУ АСУ-57П и БТРом К-75. В серию не пошли.
  12. perepilka 31 октября 2013 07:44
    Основные характеристики двигателей, разработанных для объектов БТВТ в 1945–1965 гг.
    В-64 request

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня