Military Review

Self-propelled mortar 2B1 "Oka"

19
The cold war pushed the Soviet defense industry to the development of unique types of weapons, which even after 50 years can excite the man in the street. Anyone who was in the artillery museum in St. Petersburg was probably amazed at the size of the 2B1 “Oka” self-propelled mortar, which is one of the most interesting exhibits at the exhibition. This 420-mm self-propelled mortar, designed in the USSR in the middle of the 50-s of the last century, is the largest mortar in stories of humanity. Moreover, the concept of its use implied the use of nuclear ammunition. In total, an 4 prototype of this mortar was manufactured, it was never mass-produced.


Work on the creation of a powerful 420-mm mortar was carried out in parallel with the development of 406-mm ACS 2-3 (code "Capacitor-2P"). The chief designer of a unique self-propelled mortar was B. I. Shavyrin. The development of the mortar began in the year 1955 and was carried out by well-known Soviet defense enterprises. The development of its artillery part engaged Kolomna SKB engineering. For the creation of a tracked self-propelled mortar chassis (object 273) responsible KB Kirov factory in Leningrad. The development of the 420-mm mortar barrel was done by the Barricades factory. The length of the mortar barrel was almost 20 meters. The first prototype of the mortar 2B1 "Oka" (cipher "Transformer") was ready in 1957 year. Work on the development of self-propelled mortar "Oka" continued until the 1960 year, after which, according to the decision of the Council of Ministers of the USSR, they were stopped. The designations “Condenser-2P” and “Transformer” were used, among other things, for the purpose of misinforming a potential adversary about the true purpose of the development.

Self-propelled mortar 2B1 "Oka"

The chassis of the car, designed by the Design Bureau of the Kirov Plant, according to the classification of GBTU received the designation "Object 273". This chassis was maximally unified with SAU 2A3 and met the increased requirements for structural strength. This chassis used a power plant from the Soviet heavy tank T-10. The chassis of the Oka self-propelled mortar had 8 dual track rollers and 4 support rollers (on each side of the casing), the rear wheel was a guide wheel, and the front one was a drive wheel. The steering wheels of the chassis had a hydraulic system to lower them in a combat position to the ground. The chassis suspension was torsion beam with hydraulic shock absorbers, which were able to absorb a significant part of the recoil energy at the time of the shot from the mortar. However, this was not enough. The absence of recoil devices on the mortar also affected. For this reason, when fired, a 420-mm mortar drove back on tracks up to 5 meters.

During the trip, only the driver was driving the self-propelled mortar, while the rest of the crew (7 man) was transported separately on an armored personnel carrier or truck. In the front part of the body of the car, the MTO was located - the engine-transmission compartment in which the X-NUMX-cylinder liquid-cooled diesel engine В-12-12Б was installed, equipped with a turbocharging system and developing power in the 6 hp. Here was a mechanical planetary transmission, which was interlocked with a turning mechanism.


The 420-mm smooth-bore 2B2 mortar with a length of 47,5 calibers was used as the main weapon on the mortar. The loading of mines was carried out from the breech of the mortar using a crane (the weight of a mine 750 kg), which adversely affected its rate of fire. The mortar rate was only 1 shot in 5 minutes. The 2B1 “Oka” ammunition of the mortar consisted of only one mine with a nuclear warhead, which guaranteed at least one tactical nuclear strike under any circumstances. The angle of vertical guidance of the mortar was in the range from + 50 to + 75 degrees. In the vertical plane, the barrel was moved due to the hydraulic system, at the same time, the horizontal guidance of the mortar was carried out in the 2 stage: an initially rough adjustment of the entire installation and only after that the aiming at the target using an electric drive.

A total of 4 self-propelled mortar 2B1 "Oka" was assembled at the Kirov plant in Leningrad. In 1957, they were shown during the traditional military parade, which took place on Red Square. Here at the parade mortar could see and foreigners. Demonstration of this truly enormous gun made a real sensation among foreign journalists, as well as Soviet observers. At the same time, some foreign journalists even came out with the assumption that the artillery installation shown at the parade is only a sham, which is designed to produce an awesome effect.


It is worth noting that this statement is not so far from the truth. The car was more indicative than combat. In the course of testing, it was noted that sloths could not withstand firing by ordinary mines, the gearbox was torn from its place, destruction of the chassis structure occurred, and other failures and shortcomings were also noted. The revision of the 2B1 “Oka” self-propelled mortar went on until 1960, when it was decided to finalize the work on this project and the 2-X3 self-propelled gun.

The main reason for the collapse of the project was the emergence of new tactical unguided missiles that could be installed on lighter tracked chassis with better maneuverability, which were cheaper and much easier to operate. An example is the tactical missile system 2K6 "Luna". Despite the failure of the Oka mortar, Soviet designers were able to use all the accumulated experience, including negative, in the design of such artillery systems in the future. That, in turn, allowed them to reach a qualitatively new level of designing various self-propelled artillery installations.



Technical characteristics of 2B1 "Oka":
Dimensions: length (together with the gun) - 27,85 m., Width - 3,08 m., Height - 5,73 m.
Mass - 55,3 t.
Reservations - bulletproof.
The power plant is a diesel engine of liquid cooling В-12-6Б, power 552 kW (750 hp).
Power density - 13,6 hp / t.
Maximum speed on the highway - 30 km / h.
Cruising on the highway - 220 km.
Armament - 420-mm mortar 2B2, barrel length 47,5 caliber (about 20 m).
Rate of Fire - 1 Rounds / 5 min.
Firing range - up to 45 km, using active-reactive ammunition.
Crew - 7 people.



Information sources:
—Http: //gods-of-war.pp.ua/? P = 219
—Http: //armoredgun.org/brm015/russia_4.html
—Http: //istoriyatankov.umi.ru/gosudarstva/4/2b1_oka
Author:
19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. makarov
    makarov 30 October 2013 09: 19
    +5
    Worked with our ancestors and the head and hands .......
  2. aszzz888
    aszzz888 30 October 2013 09: 25
    +2
    An impressive colossus !!! And if she also earned as it should ...
    1. avt
      avt 30 October 2013 09: 39
      0
      Quote: aszzz888
      An impressive colossus !!!

      Yeah, it looks really powerful.
      Quote: aszzz888
      And if she also earned as it should ...

      What's the point?
      Quote: Canep
      Gigantomania

      Almost the same as in the previous article about the N-1 rocket, this is a dead end.
  3. Canep
    Canep 30 October 2013 09: 26
    0
    Gigantomania. If such a fool is needed in the ground forces, then it had to be put on the railway chassis. Imagine how this "Oka" will move along a forest country road. The trunk, to put it mildly, will interfere. She just won't be able to turn in the woods.
    1. Poppy
      Poppy 30 October 2013 09: 48
      +6
      gigantomania of course, but there are no small nuclear munitions, but it was developed specifically for them
      therefore, as soon as a real alternative appeared in the form of missiles, the work stopped
      1. Syrzhn
        Syrzhn 30 October 2013 11: 06
        -9
        Quote: Poppy
        there are no small nuclear weapons

        It happens. There has already been posted an article on nuclear weapons for a machine gun. True, they (ammunition) turned out to be as meaningless as this mortar.
        1. Canep
          Canep 30 October 2013 11: 39
          +4
          Quote: Syrzhn
          It happens. There has already been posted an article on nuclear weapons

          In the 50s it was not. The most compact nuclear bomb was the size of a barrel. For such fools, R&D was carried out to shove a charge into a caliber of 400 mm, then into 250, and now there are charges of a caliber of 150 mm.
          1. Prohor
            Prohor 31 October 2013 15: 40
            0
            I think it was easier to push a vigorous "barrel" in the 50s into the An-2 than to invent such a complex mortar ...
        2. combat192
          combat192 30 October 2013 15: 57
          +5
          It happens. There has already been posted an article on nuclear weapons for a machine gun. True, they (ammunition) turned out to be as meaningless as this mortar.

          Yes, post. April Fools article from Popular Mechanics.
    2. copper49
      copper49 30 October 2013 20: 24
      0
      the Americans had created a giant earlier - an atomic cannon - heavier, at 75 tons. And she was collapsible - on a campaign of 2 parts. before shooting it was necessary to collect it. In a word. she was a fool yet. True, they put it into service.
  4. Vasia kruger
    Vasia kruger 30 October 2013 10: 11
    +2
    Infernal thing.
    To author +
  5. Black
    Black 30 October 2013 13: 20
    0
    Quote: aszzz888
    An impressive colossus !!! And if she also earned as it should ...

    If my grandmother had a member, she would be a grandfather.
    Sorokopyatka - this is (albeit unprepossessing !, albeit - "Farewell, Motherland!"), But impressive!
  6. report4
    report4 30 October 2013 14: 19
    +4
    Quote: Syrzhn
    Quote: Poppy
    there are no small nuclear weapons

    It happens. There has already been posted an article on nuclear weapons for a machine gun. True, they (ammunition) turned out to be as meaningless as this mortar.

    Hare is already talking about "nuclear bullets". It was a reprint from PopMech for April - a joke article followed by a rebuttal.
    The authors of the magazine did not even suggest that in Russia there are a huge number of idiots who can believe that nonsense.
    1. zub46
      zub46 30 October 2013 22: 55
      0
      In all seriousness, I believed that such bullets exist. The filling is "California-14". I don’t remember the authoritative primary sources, but the indications of such ammunition were at one time in the "Manual of the Airborne Forces Sergeant" (dsp).
  7. Massik
    Massik 30 October 2013 16: 59
    +2
    It looks like a launch shaft for launching rockets into space)
  8. understudy
    understudy 30 October 2013 19: 41
    0
    To go nuts ... mortar at 45 kilometers.
  9. Migari
    Migari 30 October 2013 19: 52
    0
    Such a mortar is very impressive.
  10. Owl
    Owl 30 October 2013 20: 58
    -1
    The mortar barrel is shorter than the self-propelled gun, the captions under the figures must be changed.
  11. Krilion
    Krilion 31 October 2013 07: 45
    0
    the gloomy Soviet genius was in no way inferior to the gloomy Teutonic genius ....
    1. Prohor
      Prohor 31 October 2013 15: 44
      0
      He was not inferior, but different: in peacetime, why not design something absurd, for fun, but the Germans seriously hoped for their "wunderwales".
  12. Artemmitr
    Artemmitr 23 December 2013 11: 15
    0
    Yes, that's what I understand "Russian power"! soldier

Самоходный миномет 2Б1 «Ока»

Холодная война подтолкнула советскую оборонную промышленность к разработке уникальных образцов вооружений, которые даже спустя 50 лет способны будоражить воображение обывателя. Все, кто бы в артиллерийском музее в Санкт-Петербурге, наверняка удивлялись размерам самоходного миномета 2Б1 «Ока», который является одним наиболее интересных экспонатов экспозиции. Этот 420-мм самоходный миномет, спроектированный в СССР в середине 50-х годов прошлого века, является самым большим минометом в истории человечества. Более того, концепция его использования предполагала применение ядерных боеприпасов. Всего было изготовлено 4 опытных образца данного миномета, серийно он никогда не выпускался.

Работы по созданию мощного 420-мм миномета велись параллельно с разработкой 406-мм САУ 2А3 (шифр «Конденсатор-2П»). Главным конструктором уникального самоходного миномета являлся Б. И. Шавырин. Разработка миномета началась в 1955 году и велась известными советскими оборонными предприятиями. Разработкой его артиллерийской части занималось коломенское СКБ машиностроения. За создание гусеничного самоходного шасси для миномета (объект 273) отвечало КБ Кировского завода в Ленинграде. Разработкой 420-мм ствола миномета занимался завод «Баррикады». Длина ствола миномета составляла без малого 20 метров. Первый опытный образец миномета 2Б1 «Ока» (шифр «Трансформатор») был готов в 1957 году. Работы над разработкой самоходного миномета «Ока» продолжались до 1960 года, после чего, согласно постановлению Совмина СССР, они были остановлены. Обозначения «Конденсатор-2П» и «Трансформатор» использовались в том числе и в целях дезинформации вероятного противника по поводу истинной цели разработок.

Самоходный миномет 2Б1 «Ока»

Ходовая часть машины, сконструированная КБ Кировского завода, согласно классификации ГБТУ получила обозначение «Объект 273». Данное шасси было максимально унифицировано с САУ 2А3 и отвечало повышенным требованиям, предъявляемым к прочности конструкции. На данном шасси использовалась силовая установка с советского тяжелого танка Т-10. Шасси самоходного миномета «Ока» обладало 8 сдвоенными опорными катками и 4 поддерживающими роликами (с каждой стороны корпуса), заднее колесо было направляющим, переднее — ведущим. Направляющие колеса шасси обладали гидросистемой опускания их в боевом положении на грунт. Подвеска шасси была торсионной пучковой с гидравлическими амортизаторами, которые были в состоянии поглотить существенную часть энергии отдачи в момент выстрела из миномета. Однако и этого было недостаточно. Сказывалось также отсутствие на миномете противооткатных устройств. По этой причине при выстреле 420-мм миномет отъезжал на гусеницах назад на расстояние до 5 метров.


Во время похода самоходным минометом управлял лишь механик-водитель, в то время как весь остальной расчет (7 человек) перевозился отдельно на бронетранспортере или грузовике. В передней части корпуса машины размещалось МТО — моторно-трансмиссионное отделение, в котором был установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, оснащенный системой турбонаддува и развивающий мощность в 750 л.с. Здесь же находилась механическая планетарная трансмиссия, которая была сблокирована с механизмом поворота.

Самоходный миномет 2Б1 «Ока»

В качестве основного вооружения на миномете использовался 420-мм гладкоствольный миномет 2Б2 длиной в 47,5 калибров. Заряжание мин осуществлялось с казенной части миномета при помощи подъемного крана (вес мины 750 кг), что негативно влияло на его скорострельность. Скорострельность миномета составляла всего 1 выстрел в 5 минут. Возимый боезапас миномета 2Б1 «Ока» включал в себя всего одну мину с ядерной боеголовкой, что гарантировало как минимум одно нанесение тактического ядерного удара при любых обстоятельствах. Угол вертикального наведения миномета лежал в диапазоне от +50 до +75 градусов. В вертикальной плоскости ствол перемещался благодаря гидросистеме, в то же время горизонтальное наведение миномета производилось в 2 этапа: первоначально грубая наладка всей установки и только уже после этого наведение на цель с помощью электропривода.

Всего на Кировском заводе в Ленинграде было собрано 4 самоходных миномета 2Б1 «Ока». В 1957 году их показали во время традиционного военного парада, который состоялся на Красной площади. Здесь же на параде миномет смогли увидеть и иностранцы. Демонстрация этого по-настоящему огромного орудия произвела настоящий фурор среди иностранных журналистов, а также советских обозревателей. При этом некоторые иностранные журналисты даже выступили с предположением о том, что показанная на параде артиллерийская установка является только бутафорией, которая рассчитана на то, чтобы произвести устрашающий эффект.

Самоходный миномет 2Б1 «Ока»

Стоит отметить, что это утверждение не так далеко от истины. Машина была больше показательной, чем боевой. В ходе проведения испытаний было отмечено, что при стрельбе обычными минами не выдерживают ленивцы, коробку передач срывало со своего места, происходили разрушения конструкции шасси, а также отмечались и другие поломки и недостатки. Доработка самоходного миномета 2Б1 «Ока» шла до 1960 года, когда было принято решение об окончательной остановке работ по данному проекту и самоходному орудию 2А3.

Главной причиной сворачивания работ по проекту стало появление новых тактических неуправляемых ракет, которые можно было установить на более легкие гусеничные шасси, обладающие лучшей проходимостью, которые были дешевле и гораздо проще в эксплуатации. Примером может служить тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна». Несмотря на неудачу с минометом «Ока», советские конструкторы смогли использовать весь накопленный опыт, в том числе и отрицательный, при проектировании подобных артиллерийских систем в дальнейшем. Что, в свою очередь, позволило им выйти на качественно новый уровень проектирования различных самоходных артиллерийских установок.

Самоходный миномет 2Б1 «Ока»


Технические характеристики 2Б1 «Ока»:
Габариты: длина (вместе с пушкой) — 27,85 м., ширина — 3,08 м., высота — 5,73 м.
Масса — 55,3 т.
Бронирование — противопульное.
Силовая установка — дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, мощностью 552 кВт (750 л.с.).
Удельная мощность — 13,6 л.с./т.
Максимальная скорость по шоссе — 30 км/ч.
Запас хода по шоссе — 220 км.
Вооружение — 420-мм миномет 2Б2, длина ствола 47,5 калибров (около 20 м).
Скорострельность — 1 выстр./5 мин.
Дальность стрельбы — до 45 км, с использованием активно-реактивных боеприпасов.
Экипаж — 7 чел.

Самоходный миномет 2Б1 «Ока»


Источники информации:
—http://gods-of-war.pp.ua/?p=219
—http://armoredgun.org/brm015/russia_4.html
—http://istoriyatankov.umi.ru/gosudarstva/4/2b1_oka
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. makarov 30 октября 2013 09:19
    Работали у предков наших и голова и руки.......
    makarov
  2. a.s.zzz888 30 октября 2013 09:25
    Впечатляющая махина!!! А если бы она еще и заработала как надо...
    1. avt 30 октября 2013 09:39
      Цитата: a.s.zzz888
      Впечатляющая махина!!!

      Да уж ,смотрится действительно мощно .
      Цитата: a.s.zzz888
      А если бы она еще и заработала как надо...

      А смысл ?
      Цитата: Canep
      Гигантомания

      Практически то же что и в предыдущей статье про ракету Н-1,это уже тупик .
      avt
  3. Canep 30 октября 2013 09:26
    Гигантомания. Если нужна такая дура в сухопутных войсках то ее нужно было ставить на ЖД шассии. Представьте как эта "Ока" будет перемещаться по лесной проселочной дороге. Ствол, мягко говоря, будет мешать. Она просто не сможет повернуть в лесу.
    1. Мак 30 октября 2013 09:48
      гигантомания конечно, но маленьких ядерных боеприпасов не бывает, а разрабатывали именно для них
      поэтому как только появилась реальная альтернатива в виде ракет, то работы и остановили
      1. Syrzhn 30 октября 2013 11:06
        Цитата: Мак
        маленьких ядерных боеприпасов не бывает

        Бывает. Тут уже постили статью, о ядерных боеприпасах для пулемёта. Правда они (боеприпасы) оказались столь же бессмысленными, как и этот миномёт.
        1. Canep 30 октября 2013 11:39
          Цитата: Syrzhn
          Бывает. Тут уже постили статью, о ядерных боеприпас

          В 50-х не было. Ядреная бомба, самая компактная, была размером с бочку. Для таких дур проводились НИОКР чтобы впихнуть заряд в калибр 400 мм, потом в 250, а сейчас есть заряды калибром 150 мм.
          1. Прохор 31 октября 2013 15:40
            Думаю, ядрёную "бочку" в 50-х было проще в Ан-2 затолкать, чем изобретать такой сложный миномёт...
            Прохор
        2. combat192 30 октября 2013 15:57
          Бывает. Тут уже постили статью, о ядерных боеприпасах для пулемёта. Правда они (боеприпасы) оказались столь же бессмысленными, как и этот миномёт.

          Да, постили. Первоапрельскую статью из "Популярной механики".
    2. copper49 30 октября 2013 20:24
      американцы несколько раньше создали гиганта - атомную пушку - потяжелее, в 75 тонн. И была она разборная - на походе из 2х частей. перед стрельбой надобно было ее собрать. Словом. дура была та еще. Правда, они на вооружение ее поставили таки.
      copper49
  4. Vasia Kruger 30 октября 2013 10:11
    Инфернальная штука.
    Автору +
  5. Чёный 30 октября 2013 13:20
    Цитата: a.s.zzz888
    Впечатляющая махина!!! А если бы она еще и заработала как надо...

    Если бы у бабушки был член, она была бы дедушкой.
    Сорокопятка- вот это(пусть и неказисто!, пусть и -"Прощай , Родина!"), но впечатляет!
  6. report4 30 октября 2013 14:19
    Цитата: Syrzhn
    Цитата: Мак
    маленьких ядерных боеприпасов не бывает

    Бывает. Тут уже постили статью, о ядерных боеприпасах для пулемёта. Правда они (боеприпасы) оказались столь же бессмысленными, как и этот миномёт.

    Харэ уже про "ядерные пули". Это была перепечатка из ПопМеха за апрель - шуточная статья с последующим опровержением.
    Авторы журнала даже не предполагали, что в России существует огромное количество болванов, способных поверить в ту чушь.
    1. zub46 30 октября 2013 22:55
      На полном серьезе считал, что такие пули существуют. Начинка - "Калифорний-14". Авторитетные первоисточники не вспомню, но указания на такие боеприпасы в свое время были в "Учебнике сержанта ВДВ" (дсп).
      zub46
  7. Marssik 30 октября 2013 16:59
    Похожа на стартовую шахту для пуска ракет в космос )
  8. Дублер 30 октября 2013 19:41
    Офигеть... миномет на 45 километров.
  9. Migari 30 октября 2013 19:52
    Очень впечатляет такой миномётик.
  10. Филин 30 октября 2013 20:58
    У миномёта ствол короче чем у самоходной пушки, подписи под рисунками необходимо поменять.
  11. Krilion 31 октября 2013 07:45
    мрачный советский гений практически ни в чём не уступал мрачному тевтонскому гению....
    1. Прохор 31 октября 2013 15:44
      Не уступал, но отличался: в мирное время отчего бы и не сконструировать что-нибудь абсурдное, для забавы, а немцы всерьёз на свои "вундервафли" надеялись.
      Прохор
  12. Artemmitr 23 декабря 2013 11:15
    Да, вот это я понимаю "Русская мощь"! soldier
    Artemmitr

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня