Харьковская модернизация, новая жизнь знаменитого танка Т-72
Военные, которые непосредственно эксплуатируют танк, утверждают, что кондиционер, это не просто роскошь для экипажа танка, но и средство влияния на боеспособность техники. Так установленные в танках тепловизоры при температуре воздуха выше 50ºС очень часто выходят из строя, и наводчик видит на экране не четкое изображение цели, а ее размытое очертание. Отсутствие необходимой системы кондиционирования воздуха приводит к тому, что внутри танка температура повышается до 60ºС, что не только является причиной выхода из строя электронной аппаратуры, но и нарушением работоспособности экипажа.
Со дня создания танка Т-72 прошло уже более сорока лет и за этот период изменились требования к технической комплектации, динамике и энерговооруженности боевой машины. В результате проведения различных видов модернизаций общий вес танка вырос до сорока тонн, а это отражается на маневренности и тактико-технических данных.
Значительная часть энергоресурсов танка расходуется на автономное питание электросистем и питание различных приборов. Более того, для поддержания бесперебойной подачи энергии расходуется огромное количество топлива. В современных танках эту проблему решили за счет применения автономной вспомогательной силовой установки (ВСУ) мощность, которой значительно меньше, чем основная мощность двигателя установленного на боевой машине. Решить подобным способом проблему с бесперебойной подачей энергии в Т-72 невозможно из-за отсутствия места для размещения агрегата.
Для решения проблем с установкой дополнительного силового агрегата и узлов кондиционера инженеры видят выход только в одном – модернизация двигателя, который должен быть не только мощным, но и компактным. Специалисты ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» совместно с ХКБД провели модернизацию шасси танка Т-72Б путем создания совершенно нового моторно-трасмиссионного отсека и оснащения необходимыми агрегатами и оборудованием.
На сегодняшний день экспериментальная машина находится в стадии ресурсных испытаний. В качестве замены устаревшему В-46-6 на модернизированной модели установлен двигатель 5ТДФ, который был доработан и усовершенствован инженерами ХКБД. Мощность усовершенствованной версии двигателя превышает 1000 л.с.
Главным достоинством двигателя семейства 5ТДФ/6ТД является его уникальная способность сохранять максимальную мощность при высоких температурных режимах до +55ºС. Работа двигателя при высоких температурах является штатным режимом, который рекомендуется разработчиками. Допустимая температура охлаждающей жидкости составляет +115ºС, при необходимости двигатель может эксплуатироваться и с температурным показателем +125˚С, но только кратковременно, не более одного часа.
В процессе реализации проекта связанного с модернизацией шасси танка Т-72 для выделения дополнительного места в моторно-трансмиссионном отсеке был переделан кормовой бронелист корпуса. Так же был изменен тракт воздухозаборника в крыше МТО, установлены новые опоры для двигателя, обеспечен отвод отработанных газов по левому борту, изменена конструкция газохода и воздухоочистителя, привод вентилятора связан с приводом двигателя, что обеспечивает бесперебойную работу. Применение усовершенствованной схемы трансмиссии и силовой установки позволили снизить вес танка за счет отказа от использования паразитного редуктора – гитара. Снижение веса благотворно сказалось на уровне КПД и общих технических характеристиках.
Необходимо отметить, что в усовершенствованной модели танка Т-72 производительность системы охлаждения силового агрегата повышена на 37% и это при том, что значительно уменьшены затраты энергии для обеспечения работы вентилятора на 24%. Не смотря на значительное увеличение мощности новый двигатель экономичнее предыдущего на 6%.
Созданная конструкция и установленная МТО на много компактнее и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отсеке часть составляющих узлов кондиционера и дополнительный энергоагрегат ЭА-10, мощность которого 10 кВт.
Значительное увеличение мощности позволило повысить защищенность танка Т-72 за счет применения динамической защиты башни. Аналогичная система установлена для защиты БМ «Булат». Значительные изменения, связанные с усовершенствованием динамики и тактико-технических данных позволяют говорить о том, что для Т-72 начинается новая история, которая является продолжением славных традиций.
- http://topwar.ru" rel="nofollow">http://topwar.ru
Информация