"Ошибка резидента" или как танк Т-64 стал М-1971

62
Советский средний танк был принят на вооружение в 1966 году. Данная боевая машина, весившая всего 36 тонн, по характеристикам защиты, огневой мощи соответствовала или даже превосходила машины более тяжелого класса.

"Ошибка резидента" или как танк Т-64 стал М-1971

Оригинальный механизм заряжания 115-мм пушки позволил до трех человек сократить численность экипажа и обеспечивал скорострельность до 10 выстрелов минуту. Компактный 700-сильный двигатель разгонял танк до 65-70 км/ч.

Обладал этот танк и другими нововведениями, из-за чего с самого начала своего существования в войсках его окутали плотным покровом секретности. В 1967 году более 200 Т-64 приняли участие в широкомасштабных маневрах "Днепр", которые были посвящены 50-летию Октябрьской революции. Участие новых танков осталось незамеченным для западных разведчиков. Т-64 просто затерялись в танковой армаде из Т-10, Т-54, Т-55 и Т-62. Не было их и в строевом смотре под Киевом, куда пригнали многотысячную танковую армаду, которая стояла плотными бронированными рядами, что называется от горизонта до горизонта.

Следующим широкомасштабным действом стали общевойсковые маневры "Двина", проводившиеся в марте 1970 года как раз перед 100-летним юбилеем В.И.Ленина.

Полем учебной битвы стала Белоруссия, куда были переброшены дивизии Московского, Ленинградского, Прибалтийского и Северо-Кавказского военных округов.

В этих "сражениях" также были задействованы танки Т-64. Данные маневры освещали представители многих советских СМИ. Им, по всей видимости, и удалось "засветить" эти боевые машины. В результате примерно через год первые изображения танков, которые уже целую пятилетку состояли на вооружении, по каким-то каналам оказались на Западе.



На alejandro-8.blogspot.ru размещены эти шпионские фотографии. Там же даны аналитические материалы британской разведки о Т-64. Разумеется, аналитики спецслужб не знали, как называется данный танк, поэтому присвоили ему обозначение М-1971 по году получения фотографий. Они оценили вес танка в 39-40 тонн. Реально, как сообщалось выше, его боевая масса была не более 36,7 тонн. Правильно был оценен калибр пушки в 115-мм. Но ошиблись с экипажем. Посчитали, что в танке по-прежнему 4 человека. О наличии механизированной системы заряжания эксперты и не догадывались, что неудивительно. Чтобы на фото увидеть данное нововведение, нужно было бы обладать рентгеновским зрением.

Иностранные специалисты обратили внимание на то, что командирская башенка находится на правой стороне башни, на возможное наличие противорадиационной защиты люков экипажа. Бросилась им в глаза другая ходовая часть с катками меньшего диаметра. Что любопытно, не только англичане, но и другие натовские спецы всерьез полагали, что в М-1971 использованы элементы ходовой части советского тяжелого танка Т-10. Хотя это на самом деле не так.

Можно предположить, что натовцы с большим удовлетворением отметили для себя, что на танке не применен лазерный дальномер. Здесь у СССР было действительно некоторое отставание.

Не верно англичане оценили размеры машины, так например высота танка ими была определена в 2,5 метра, на самом деле Т-64 был очень низким для своего класса танком, всего 2,1 м.


Более подробная информация о Т-64, правда, в модификации "А", была получена натовцами, когда эти танки появились на вооружении соединений Группы Советских войск в Германии.

И если натовцы более или менее знали своих потенциальных противников, то советские граждане впервые официально узнали о существовании танков Т-64 только в 1986 году. А рассекретили тот же Т-64А только в 1988-м.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    1 ноября 2013 09:37
    Умел же Союз хранить тайны, может просто еще не было интернета...
    1. Mih
      0
      25 января 2015 21:58
      то советские граждане впервые официально узнали о существовании танков Т-64 только в 1986 году

      советские граждане знали о существовании танков Т-64 только в 1986 году!!!!! Какой Вы смешной!
  2. 0
    1 ноября 2013 10:54
    Умел же Союз хранить тайны, может просто еще не было интернета...

    Ох, и попил же у нашего брата этот "секретный" танк кровушки... Такая "секретность" Т-64 во многом обеспечивалась еще и тем, что это был самый неудачный танк Советской Армии. С множеством недостатков Т-64, которые просто затмевали и растаптывали в прах немногочисленные достоинства, этот танк был просто ненавидим в войсках. Кстати, из-за отвратительных ходовых черт и дико морочного двигателя, Т-64 НИКОГДА не поставлялся на экспорт. Сравните с тем же Т-72, который стал самым распространенным и копируемым в мире танком. Вот и хранили существование этого танка-фейла в секрете, чтобы не терять лица.

    Разумеется, все недостатки Т-64 можно списать на то, что это был первый советский ОБТ, не было опыта создания подобных машин. Но это лишь отговорки - главный, не исправимый порок Т-64 заключался именно в адски неудачной ходовой части, все косяки которой можно было запросто выявить еще даже не на испытаниях, а просто посмотрев на чертежи. Но не вышло - кто-то, видать, здорово забашлял кому-то, чтобы это харьковское чудо пошло на вооружение, доставляя множество незабываемых впечатлений бедолагам в войсках.
    1. +3
      1 ноября 2013 11:07
      Он был первым в семействе основных танков, а, как знаете, первый блин комом!!! На нём многое обкатывали, что бы внедрить на последующих моделях.
    2. GastaClaus69
      +1
      1 ноября 2013 13:42
      Цитата: Echo
      Такая "секретность" Т-64 во многом обеспечивалась еще и тем, что это был самый неудачный танк Советской Армии.

      Согласен, удачная служба КВ-2 и Т-28/35, Т-37А/38/40, Т-26, танков серии БТ вообще затмевает какой то там Т-64.
      Цитата: Echo
      С множеством недостатков Т-64, которые просто затмевали и растаптывали в прах немногочисленные достоинства, этот танк был просто ненавидим в войсках. Кстати, из-за отвратительных ходовых черт и дико морочного двигателя, Т-64 НИКОГДА не поставлялся на экспорт.

      О какой модификации идет речь что ее так ненавидят? от наших танкистов нечего особо вызывающего ненависть не слыхал, а тот же Булат только хвалят, видимо это и за того что их недолго эксплуатируют, всего то лет 8. Ну не для обезьян танк создавался, а для обученных экипажей и чтоб сервисная служба нормальная была. Кслову если бы украинец. армия продолжала эксплуатировать Т-72 запчасти к которому выпускают в России, у нас бы были такие же проблемы.
      Цитата: Echo
      Сравните с тем же Т-72, который стал самым распространенным и копируемым в мире танком.

      Модно нынче стало разводить холивар 64 vs 72.
      А еще Т-72 заслужил отличную репутацию танка одного попадания не потому что танк говн0, а потому что пропаганда и экипажи на уровне развития Homo erectus.
      Цитата: Echo
      Разумеется, все недостатки Т-64 можно списать на то, что это был первый советский ОБТ, не было опыта создания подобных машин. Но это лишь отговорки - главный, не исправимый порок Т-64 заключался именно в адски неудачной ходовой части, все косяки которой можно было запросто выявить еще даже не на испытаниях, а просто посмотрев на чертежи.

      Каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны!
      Цитата: Echo
      Но не вышло - кто-то, видать, здорово забашлял кому-то, чтобы это харьковское чудо пошло на вооружение, доставляя множество незабываемых впечатлений бедолагам в войсках.

      Не больше чем любой другой танк.
    3. +15
      1 ноября 2013 13:46
      Цитата: Echo
      . Кстати, из-за отвратительных ходовых черт и дико морочного двигателя, Т-64 НИКОГДА не поставлялся на экспорт. Сравните с тем же Т-72, который стал самым распространенным и копируемым в мире танком.

      Не порите глупости...
      Т64 все свое время,пока выпускался был САМЫМ ПЕРЕДОВЫМ ТАНКОМ СССР, так как на него устанавливались и в войсках массово испытывались все новые системы вооружения. Достаточно вспомнить тот же комплекс управляемого вооружения. Т72 ВСЕГДА в СССР оценивался, как ОБЛЕГЧЕННАЯ (мобилизационная, экспортная) версия Т64.
      Ну и всему свое время, на смену Т64 пришел Т80, в котором были уже многие вопросы решены более удачно. А на место Т72 пришел Т90, в котором так и остались многие проблемы Т72...
      Так что перед тем как КОММЕНТИРОВАТЬ выучите мат.часть...
      1. +5
        1 ноября 2013 13:56
        Цитата: svp67
        Так что перед тем как КОММЕНТИРОВАТЬ выучите мат.часть...

        good

        А у нас, по ходу дела, снова назревает танкосрач между ... специалистами.
        Сергей, может отойдем и пивка попьем ?
        Посмотрим со стороны ?
        wink

        Всегда забавляло: вы служили на Т-64 и Т-80, я на Т-72.
        И почему мы не деремся ?
        lol
        1. +6
          1 ноября 2013 14:02
          Цитата: Aleks тв
          Посмотрим со стороны ?

          вот потому то у нас и возникают т..срачи потому что професионалы отходят в сторону вместо того что бы поделитса житейской мудростью.

          и могли бы кстате и поспорить кто лучше себя покажет на своем танке
          1. +1
            1 ноября 2013 14:10
            Цитата: Kars
            кто лучше себя покажет на своем танке

            Слишком много факторов, которые мы не может предугадать.

            А фотка зачетная, Андрей.
            Сколько раз на неё смотрю, постоянно ржу.
            laughing
            1. +1
              1 ноября 2013 14:17
              Цитата: Aleks тв
              Слишком много факторов

              А мы возьмем приснопамятный танковый биатлон.И выставим Т-62 Т-64БВ Т-72Б Т-80У
              1. +1
                1 ноября 2013 14:21
                Цитата: Kars
                А мы возьмем приснопамятный танковый биатлон.И выставим Т-62 Т-64БВ Т-72Б Т-80У

                Конечно многое, если не всё будет зависеть от подготовки экипажа, но при всех одинаковых составляющих думаю места распределятся так: Т80У,Т64Б,Т72Б и Т62...
                1. +1
                  1 ноября 2013 14:27
                  Цитата: svp67
                  места распределятся так: Т80У,Т64Б,Т72Б и Т62...

                  А мне больше этого ничего и не надо.
                  1. +1
                    1 ноября 2013 16:08
                    Цитата: Kars
                    А мне больше этого ничего и не надо.

                    Ну это при нынешнем "положении дел", стоит удлинить трассу "пробега" и Т64Б уступит Т72Б второе место...
                    1. +1
                      1 ноября 2013 16:14
                      Цитата: svp67
                      стоит удлинить трассу "пробега" и Т64Б уступит Т72Б второе место...

                      Может тогда отодвинуть мишени и ввести задачу огонь с ходу?

                      И что так?и на сколько трассу удлиннить?
                      1. 0
                        1 ноября 2013 17:46
                        Цитата: Kars
                        Может тогда отодвинуть мишени и ввести задачу огонь с ходу?

                        Так не честно...
                        Цитата: Kars
                        И что так?и на сколько трассу удлиннить?

                        Ну раза так в два... у Т72Б просто "тяговооруженность" выше и БКП имеют чуть лучшие показатели именно в плане скорости...
                      2. +2
                        1 ноября 2013 19:21
                        Цитата: svp67
                        Так не честно...



                        Цитата: svp67
                        Ну раза так в два...

                        это можно пережить.
                      3. +1
                        1 ноября 2013 19:46
                        Цитата: Kars
                        это можно пережить.
                      4. Anthony
                        0
                        1 ноября 2013 21:26
                        Цитата: svp67
                        svp67



                        а мишени не показывают что бы стыдно не было? с боку конечно все так красива выглядит...а главное с места стрельба...
                      5. 0
                        3 ноября 2013 09:30
                        Цитата: Anthony
                        а мишени не показывают что бы стыдно не было? с боку конечно все так красива выглядит...а главное с места стрельба...

                        Экипажи там из профессионалов,так что поражения целей почти 100%, им стыдится не чего. Ролик то рекламный...и зрителей там было предостаточно,кадры то с "УралАрмЭкспо"...
                      6. +2
                        1 ноября 2013 19:48
                        Цитата: Kars
                        это можно пережить.
                      7. +2
                        1 ноября 2013 20:09
                        _______________


                      8. 0
                        1 ноября 2013 20:19
                        Интересно,особенно нравится "зимние" ТШ3 на танкистах,что запасы "летних" уже закончились и Р173 поставить слабо,так с Р123 и мучаются,бедолаги...денег нет.

                        И вот вопрос мне показалось или на втором видео показан "нарезной" ствол?
                      9. +1
                        1 ноября 2013 20:29
                        Цитата: svp67
                        И вот вопрос мне показалось или на втором видео показан "нарезной" ствол?

                        на какой секунде?и скорее всего показалось.
                      10. 0
                        2 ноября 2013 10:00
                        Цитата: Kars
                        на какой секунде?

                        01мин51сек....
                      11. +1
                        2 ноября 2013 16:43
                        Цитата: svp67
                        01мин51сек....

                        А то не вкладной ствол?Я если чесно никогда их не видел.
                      12. Vereshagin
                        0
                        2 ноября 2013 22:12
                        А во вкладной ствол видеокамеру не засунешь.
                      13. +1
                        2 ноября 2013 22:16
                        Цитата: Vereshagin
                        А во вкладной ствол видеокамеру не засунешь.

                        А зачем засовывать когда есть цифровой и оптический зум?

                        Цитата: svp67
                        01мин51сек....

                        Ваше предложение?
                      14. 0
                        3 ноября 2013 09:19
                        Цитата: Kars
                        Ваше предложение?

                        Честно - не знаю, но очень похож на 100 мм ствол Т55,может кадры старые или оператор снял "изнутри "самоходку"" ... у них то стволы с "нарезами"... Это же огромный полигон,там и артиллеристы учатся.
                      15. +1
                        3 ноября 2013 12:17
                        Цитата: svp67
                        Это же огромный полигон,там и артиллеристы учатся.

                        может быть.
                      16. -3
                        3 ноября 2013 08:09
                        Креститься нужно, если кажется laughing На советских танках, начиная с Т-64, устанавливаются ГЛАДКОСТВОЛЬНЫЕ пушки. Вначале была 115 мм, затем (и по сейчас) 125 мм.
                      17. +2
                        3 ноября 2013 09:22
                        Цитата: papik09
                        На советских танках, начиная с Т-64, устанавливаются ГЛАДКОСТВОЛЬНЫЕ пушки. Вначале была 115 мм, затем (и по сейчас) 125 мм.

                        "Крещеный" Вы наш, к Вашему сведения первой гладкоствольной СЕРИЙНОЙ пушкой была 115 мм ТП 5УТС у Т62, Т64 чуть опоздал...
                        Что то еще желаете добавить?
                  2. Абра-Кадабра
                    0
                    1 ноября 2013 20:53
                    Это что там по бокам башни (Т-80 УД?), "Дрозд", или "Дрозд 2"?
            2. +1
              1 ноября 2013 14:33
              Весёлые солдаты - холст масло,видимо навеяно и этим фото...а может еще чем feel
          2. +1
            1 ноября 2013 14:11
            Цитата: Kars
            Цитата: Aleks тв
            Посмотрим со стороны ?

            и могли бы кстате и поспорить кто лучше себя покажет на своем танке

            К слову фото не лучшее... ангольские танкисты на КИТАЙСКОМ легком танке, не лучшая техника,да и спецы не очень...
          3. алекс 241
            +2
            1 ноября 2013 14:19
            ...........................................
          4. +1
            1 ноября 2013 15:40
            Цитата: Kars

            вот потому то у нас и возникают т..срачи потому что професионалы отходят в сторону вместо того что бы поделитса житейской мудростью.

            и могли бы кстате и поспорить кто лучше себя покажет на своем танке

            Кстати тож заметил. Папа мой танкист, в ГСВГ служил на Т-55 (кажется) и Т-64, в КБВО на Т-72 и Т-80, точных модификаций не скажу, но он никогда ни разу не жаловался на танки, сколько живу, до сих пор ни одного кривого слова ни на один из них.
        2. +3
          1 ноября 2013 14:05
          Цитата: Aleks тв
          И почему мы не деремся ?

          да потому,что делали одно дело, имели и надеюсь еще имеем достаточно СПЕЦИАЛЬНЫХ знаний и потому знали,чего можно требовать от техники и что от неё ожидать. Без "розовых" или "черных" стекол... Каждый из этих танков имел и имеет как свои плюсы,так и минусы. Самое обидное,что по большому счету они РАВНОЦЕННЫ... Только вот имели разные возможности по модернизации и я очень жалею,что ветвь Т80 сейчас развивается за границей России,правда появилась надежда на изменение после новости о выходе Т90МС...Но,опять что то у нас идет не так. Вместе этого красавца,в армию идет "полуфабрикат" Т72Б3, да и еще плохо "слепленный"
        3. +1
          1 ноября 2013 14:13
          Саш,судя по некоторым данным похоже это видео из этой части,в которую пришли "дефектные" Т90. Честно -но и "пингвины" же они, лишний раз троса перецепить лень...
    4. +2
      1 ноября 2013 13:51



      ___________________________________--
    5. +3
      1 ноября 2013 15:54
      Цитата: Echo
      Т-64 ... самый неудачный танк
      Последний из которых покинул ворота завода в 1987 году и до сих пор служат верой и правдой,умели в СССР делать крепко,нам бы "вспомнить" как это так делать...

      Одно уточнение - эти танки, все, что на видео "сделаны в СССР"
    6. Anthony
      +2
      1 ноября 2013 21:19
      Цитата: Echo
      это был самый неудачный танк Советской Армии.



      Мдааа...а стало быть Т-72 не от Т-64 пошел...Как не крути а на Т-64 было все в первые, и именно этот танк является прорадителем всех последующих танков. И не мешало бы вам, почитать историю создания машины, и вы бы узнали что проблемы с ходовой были вызваны тем, что был приказ министерства максимально облегчить танк, вот и пожертвовали ходовкой.
      Но как правильно было замечено танк делался под опытный экипаж, умеющий воевать а не ходить колонной.
      В данное время именно Т-64 делают переоснастку и выходит "БУЛАТ" не Т-72 ,не Т-80...хотя и этих машин в достатке.
      А Т-72 делали уже с оглядки на Т-64 и конечно что то улучшали. Но есть одно "НО" - оглядывались именно на Т-64 и с него делали, какой бы "плохой" он не был!
      Так что учите историю. Т-64 пугал Европу и Америку долгое время. Именно этот танк был основой всему что мы и вы имеете в танкостроении, и именно его, Т-64 создал великий танковый конструктор Александр Морозов, человек создававший Т-34,Т-44, Т-54!
    7. +2
      2 ноября 2013 02:22
      Этот танк для профессионалов, а не мальчишек с "семилеткой" в кармане из которой три "по-корридорам". И офицеры пересаживались с Т-54/55. А это - небо и земля. Когда харьковское танковое училище стало готовить "летёх" именно на Т-64 - всё наладилось.
  3. Комментарий был удален.
  4. +6
    1 ноября 2013 16:16
    Цитата: svp67
    Не порите глупости...

    Да я и не порю. Просто я по службе имел дело с Т-64 и Т-72. И с полной ответственностью, в ясном уме и добром здравии заявляю - Т-64 по сравнению с Т-72 - просто танк-кошмар. Не спорю, это был первый ОБТ в Советской армии, он был нужен для наработки опыта службы и боевого применения, но с появлением Т-72 было бы лучше все Т-64 из войск изъять.

    Т-80 я никогда в глаза не видел, но слышал большое количество отзывов о нем, преимущественно очень положительных. О Т-64 я и сам ничего хорошего сказать не могу, и от других никогда ничего хорошего не слышал, хотя, естественно, все познается в сравнении.

    Впрочем, все сказано до меня. Пару лет назад здесь, на Топваре, был очень хороший сравнительный обзор. Вот он: http://topwar.ru/9310-sravnenie-tankov-t-64-t-80-i-t-72-iz-lichnogo-opyta.html

    Просто добавить нечего.
    1. +1
      1 ноября 2013 16:26
      Цитата: Echo
      http://topwar.ru/9310-sravnenie-tankov-t-64-t-80-i-t-72-iz-lichnogo-opyta.html

      Эт да,его автора так сдесь засмеяли,что он больше с Отваги сюда носа не сует.
    2. 0
      1 ноября 2013 16:28
      Цитата: Echo
      Просто я по службе имел дело с Т-64 и Т-72

      Вы просто их "видели" или где то обучались их эксплуатировать?
    3. 0
      1 ноября 2013 16:37
      Цитата: Echo
      но с появлением Т-72 было бы лучше все Т-64 из войск изъять.

      Ой...вот статья была о том, что Запад НИЧЕГО не знал о новых советских разработках в области танкостроения, но Вы то, сейчас имеете доступ к большему "пласту" нормальной военно-технической литературе, почитайте и больше у Вас не будет таких мыслей, когда Вы узнаете следующее..
      - на каком танке и когда была полноценное многослойное бронирование, а на какой долгое время не могли её установить,
      - какой из танков всё свое время имел преимущество по оснащению прицельным комплексом и имел лучшее СУО и комплекс вооружения и тд и тп...
      Один Т64Б равен 1,5 Т72Б по своей боевой эффективности...
    4. 0
      1 ноября 2013 16:41
      Цитата: Echo
      http://topwar.ru/9310-sravnenie-tankov-t-64-t-80-i-t-72-iz-lichnogo-opyta.html

      Читал раньше и не удивлен, ребята изучавшие Т72 и имеющие поверхностные знания по Т64 по другому и не мыслят, они в первую очередь ставят эксплуатационные качества,забывая,что танк должен вообще то воевать, а не только кататься...
      Вы посмотрите "биатлон", солдаты - срочники с 1800 метров мажут все три снаряда, с места и это лучшие из лучших,и это благодаря "примитивности" СУО установленному на Т72Б, которая требует более высокой подготовки. На Т64 обучить экипаж и соответственно попасть легче - из-за более совершенной СУО...
    5. Абра-Кадабра
      -1
      1 ноября 2013 22:22
      Читал один комментар бывшего танкиста имеющего опыт на Т-64. По его словам это был лучший танк, если его правильно эксплутировать. Часто у экипажэй пересевших с Т-72 на Т-64 возникали проблемы с перегревом мотора. Но это случалось от того, что те не соблюдали особенности Т-64, его надо было катать всегда на высоких оборотах. Вся проблема была в качественном обучении.
  5. +4
    1 ноября 2013 16:53
    Цитата: Kars
    Эт да,его автора так сдесь засмеяли,что он больше с Отваги сюда носа не сует.

    И, на мой взгляд, совершенно зря засмеяли. Со всем тем, что он говорит, я лично сталкивался во время службы на Дальнем Востоке. С Т-64 проблемы возникали постоянно.
    Цитата: svp67
    Вы просто их "видели" или где то обучались их эксплуатировать?

    Нет, мне приходилось их вытаскивать из местности, которую в наших широтах с юмором называли "йогурт с сюрпризом". Часть, в которой я служил, была не танковой, но в те донельзя веселые времена доходило до абсурда - приходили танкисты с просьбой вытащить их танки, потому что разувшийся Т-64 было невозможно вытащить из адовой грязюки даже подцепив к нему БРЭМ-1. А то и две БРЭМ-1, и поэтому звали еще и нас. Разувшись, эта "барышня на тарелочках" немедленно уходила в землю по самое брюхо - узенькие катки тупо проваливались в землю. Судя по отзывам мехводов, управлять Т-64 нужно было очень осторожно, потому что траки слетали как за нефег делать. В то время как с Т-72 таких проблем не возникало никогда, во всяком случае на моей памяти не было ни единого случая.
    Цитата: svp67
    Ой...вот статья была о том, что Запад НИЧЕГО не знал о новых советских разработках в области танкостроения

    И я тоже начал именно с этого, выдвинув свою версию, почему Т-64 так долго оставался для запада "темной лошадкой". Повторюсь: в моем понимании все было потому, что этот танк не афишировали, и никому не продавали. Слишком бы пострадало ренаме отечественного танкопрома, если бы этим танкам пришлось попасть в руки иностранных союзников СССР.
    Цитата: svp67
    Один Т64Б равен 1,5 Т72Б по своей боевой эффективности...

    Я заметил.
    1. +1
      1 ноября 2013 16:57
      Цитата: Echo
      И, на мой взгляд, совершенно зря засмеяли. Со всем тем, что он говорит, я лично сталкивался во время службы на Дальнем Востоке. С Т-64 проблемы возникали постоянно.

      А на мой не зря.И постоянно это сколько?И рядом с вами эксплуатировали Т-72 и с ним проблем не возникало?
      Цитата: Echo
      , если бы этим танкам пришлось попасть в руки иностранных союзников СССР.

      Ну после Арабо-Израильских войн страдать там было особо нечему.Да и эксплуатация Т-72 как то не особо подняло реноме.
    2. 0
      1 ноября 2013 17:08
      Цитата: Echo
      Судя по отзывам мехводов, управлять Т-64 нужно было очень осторожно, потому что траки слетали как за нефег делать

      К сведению - траки не куда слететь не могут, эти "ребята" лучше бы за натяжением гусениц смотрели бы,меньше было бы проблем..
      Цитата: Echo
      . В то время как с Т-72 таких проблем не возникало никогда,

      ну да,там свое - пальцы не закрепленные из гуски не вылетали?
      Цитата: Echo
      в моем понимании все было потому, что этот танк не афишировали, и никому не продавали. Слишком бы пострадало ренаме отечественного танкопрома, если бы этим танкам пришлось попасть в руки иностранных союзников СССР.

      Эти танки,особенно Т64Б,в свое время были на столько "передовые" что попади они к нашим союзникам,особенно к немцам или чехам,то ренеме советского танкостроения поднялось бы на небывалую величину. Но в том то дело,что они по "самые люки" были набиты секретной начинкой,которая не в коей мере не должна была до поры до времени попасть в руки наших противников...даже информация про них.
    3. +1
      1 ноября 2013 17:10
      Цитата: Echo
      Я заметил.

      Это надо было хотя бы видеть и самому из них пострелять,а не только слушать росказни солдат срочников...
  6. +1
    1 ноября 2013 17:26
    У нас в дивизии были танки Т-64, но, если я не ошибаюсь, у них были пушки 125 мм, а не 115. Я ничего не путаю? 115 мм вроде было у Т-62. Пусть танкисты поправят.
    1. +2
      1 ноября 2013 17:49
      Цитата: Кислый
      У нас в дивизии были танки Т-64, но, если я не ошибаюсь, у них были пушки 125 мм, а не 115. Я ничего не путаю? 115 мм вроде было у Т-62. Пусть танкисты поправят

      Ничего, всё правильно.
      Первый т64 были со 115мм пушкой,а с модификации т64а пошла 125мм пушка...
      1. +1
        1 ноября 2013 18:12
        У меня были знакомые офицеры-танкисты, тоже молодёжь. Они были в восторге от Т-64 в смысле лёгкости переключения передач и в смысле точности стрельбы. Но, по крайней мере, двое из них говорили о каких-то особенностях системы охлаждения, которые могут привести к перегреву двигателя.
        Видел на дивизионных учениях, как на Т-64 навешивали катковый минный трал. Наблюдал Т-64 на штатных стрельбах. А вообще-то я не танкист, хотя в гусеничной технике чуть-чуть разбираюсь, всё-таки инженер-механик, да и трактористом работал ещё в школьные годы. Опять же, в полку у нас были МТЛБ, общался с ними и ремонтировал. Тоже гусеничная техника. smile
        1. +1
          1 ноября 2013 18:19
          Цитата: Кислый
          Но, по крайней мере, двое из них говорили о каких-то особенностях системы охлаждения, которые могут привести к перегреву двигателя.

          Перегрев двигателя грозит всем, в большей или меньшей степени. А на т64 применена эжекционная система охлаждения...без вентилятора.
          1. 0
            1 ноября 2013 18:39
            Если я правильно понял моих товарищей, то у 5ТДФ своеобразная рубашка охлаждения, с какими-то каналами. Проблемы связаны были с ней, а не с отсутствием вентилятора. Хотя понятно, что любой двигатель имеет особенности в эксплуатации.
          2. 0
            10 ноября 2013 18:27
            Ну, скажем, не всем, а только дизелям. На Т-80 перегрев не возможен в принципе.
      2. Vereshagin
        0
        2 ноября 2013 22:25
        Да, а гильзы был латунный поддон good
  7. komissar
    +3
    1 ноября 2013 18:29
    Танковый полк ОдВО, в котором мне пришлось служить, в 1982 году перевооружился с т-55 на т-64Б, Т-64Б1.Уже через полгода и механики вожители и наводчики операторы полностью освоили новую технику и сдали проверку на твёрдуюю 4. Великолепное вооружение и СУО. Могу и сейчас за один день тренировок любого нетанкиста научить управлять огнём и стрелять из пушки Т-64 без промахов (при условии правильного приведения прицела орудия к бою). Многотопливный двигатель 5ТДФ действительно капризен, но и замена его не представляет большого труда. А в то время когда эта машина была принята на вооружение это действительно было чудо военной инженерной мысли.
    1. 0
      1 ноября 2013 18:42
      Цитата: komissar
      но и замена его не представляет большого труда.

      Да, я тоже наслышан, что замена двигателя и агрегатов трансмиссии у Т-64 проходит быстрее и проще, чем у других танков. Все танкисты это отмечали.
    2. 0
      4 ноября 2013 17:58
      Могу и сейчас за один день тренировок любого нетанкиста научить управлять огнём и стрелять из пушки Т-64 без промахов
      За один день говорите....Я всегда подозревал что байки о сложности военной техники всего лишь байки,вы подтвердили мое мнение..Ибо сколько общался с ответственными военными товарищами ни как понять не мог как они с сложжной техникой обращаться могут ибо нереально это..они и сложная техника..
  8. +1
    1 ноября 2013 18:37
    Цитата: Kars
    И постоянно это сколько?И рядом с вами эксплуатировали Т-72 и с ним проблем не возникало?

    За одну только осень 1998 было три или четыре таких случая с Т-64, я сейчас уже не помню точно. Так же я совершенно точно помню, что вышедший из строя или разувшийся Т-72, вытаскивался из топи за милую душу. Так же разувшиеся Т-72 вполне можно было таскать на прицепе, в то время как с Т-64 это было абсолютно нереально - он на своих тарелочках просто зарывался в землю, как бы тонул.
    Цитата: Kars
    Ну после Арабо-Израильских войн страдать там было особо нечему.Да и эксплуатация Т-72 как то не особо подняло реноме.

    Ну, тут уже как в той присказке: дело было не в машине, там чурбан сидел в кабине. Тем не менее, многочисленные союзники СССР имели возможность выбирать: Т-64 или Т-72. Почему-то все выбирали Т-72. Я не знаю критериев их оценок, но ведь сам факт выбора о чем-то, да говорит! Или это вы тоже объясните их идиотичностью?
    Цитата: svp67
    К сведению - траки не куда слететь не могут, эти "ребята" лучше бы за натяжением гусениц смотрели бы,меньше было бы проблем..

    Если не могут слететь - то почему слетали? Или что, вы с легкой руки все косяки конструкции будете списывать на человеческий фактор? Почему тогда у Т-72 ничего не слетало, и танки успешно месили гoвнища, а за Т-64 приходилось в эти гoвнища нырять? Что, на Т-72 все танкисты как один правильно натягивали гусеницы, а не Т-64 - нет?
    Цитата: svp67
    ну да,там свое - пальцы не закрепленные из гуски не вылетали?

    Не знаю, что там вылетало или не вылетало - во всяком случае по поводу "севших на мель" Т-72 нас танкисты от своих дел не отрывали.
    Цитата: svp67
    Эти танки,особенно Т64Б,в свое время были на столько "передовые" что попади они к нашим союзникам,особенно к немцам или чехам,то ренеме советского танкостроения поднялось бы на небывалую величину. Но в том то дело,что они по "самые люки" были набиты секретной начинкой,которая не в коей мере не должна была до поры до времени попасть в руки наших противников...даже информация про них.

    Угу. А на Т-72 ничего подобного даже близко не было? Были только монокль и катушка. Ну не смешите меня, а?

    Ладно, пофиг. Ничего мы друг другу не докажем. Давайте закроем эту тему.
    1. +1
      1 ноября 2013 19:27
      Цитата: Echo
      За одну только осень 1998 было три или четыре таких случая с Т-64, я сейчас уже не помню точно

      Н-да.1998 танки небось ушатали в хлам,с запчастями напряг.
      Российские вооруженные силы получили около 4000 таких танков. Из-за того, что производитель оказался за границей, танки обрели статус "иномарок", они интенсивно эксплуатировались в учебных подразделениях, правда, после выработки ресурса "шестьдесятчетверки" шли не на ремонт, а на утилизацию. И, тем не менее, этих четырех тысяч машин хватило почти на 20 лет.
      Цитата: Echo
      Угу. А на Т-72 ничего подобного даже близко не было?

      Не было.Это уже неговоря о том что на импорт сделали упрощеные Т-72,не только по броне но и по СУО и отсутствию управляемого оружия.
      Цитата: Echo
      Тем не менее, многочисленные союзники СССР имели возможность выбирать: Т-64 или Т-72.

      ОНИ не ИМЕЛИ возможности выбирать.
      1. 0
        1 ноября 2013 19:38
        Цитата: Kars
        Н-да.1998 танки небось ушатали в хлам,с запчастями напряг.

        Это "немецкие" запасы, то есть танки из ЗГВ,их туда в начале 90-х перебросили, базы хранения прямо в чистом поле устраивали...Так, что и обслуживание и хранение то еще было...
    2. 0
      1 ноября 2013 19:30
      Цитата: Echo
      Тем не менее, многочисленные союзники СССР имели возможность выбирать: Т-64 или Т-72.

      Даже самые простые Т64А были секретны из за наличия "многослойной" брони,в то же время Т72 поставлялся за рубеж с "монолитной" броней, так что не кто зарубежным союзникам ничего, кроме Т72 не предлагал...
    3. +3
      1 ноября 2013 19:34
      Цитата: Echo
      Угу. А на Т-72 ничего подобного даже близко не было? Были только монокль и катушка. Ну не смешите меня, а?

      Да представьте себе почти что, Т72 не имел не танкового баллистического вычислителя (ТБВ) ни "кучи" других подсистем, ни столь совершенного прицела, который стоял на Т64, и долгое время не мог стрелять управляемыми снарядами. Так, что Ваша дело верить или нет, но правда жизни такова...
  9. алекс 241
    0
    1 ноября 2013 19:52
    Цитата: svp67
    Да представьте себе почти что, Т72 не имел не танкового баллистического вычислителя (ТБВ) ни "кучи" других

    Сереж прости за тупой вопрос:почему?
    1. 0
      4 ноября 2013 23:51
      Цитата: алекс 241
      Сереж прости за тупой вопрос:почему?

      Вопрос закономерный. Но увы, ответ надо искать в "режиме секретности". Т72 позиционировался как "мобилизационный" и "экспортный".
      Как "мобилизационный", он был упрощен до "реально допустимого минимума", для удешевления, что "удивительно" совпало с соблюдением "режима секретности" при поставке военной техники за рубеж.
      Это была обычная практика для СССР. Самолеты за рубеж ведь тоже шли "облегченные", без многих систем...
  10. BBM
    BBM
    -2
    1 ноября 2013 22:19
    T-64 лучший танк всех времен и народов
    1. 0
      4 ноября 2013 23:44
      Цитата: BBM
      T-64 лучший танк всех времен и народов
      После т80У....
  11. +2
    2 ноября 2013 01:04
    Многие читали, многие слышали, многие видели в кино. Плять! Но не многие эксплуатировали. svp67 и Aleks тв !!!! Вспомните - недавно уже бодались по этому вопросу. Реэюме было такое - на 2/3 все определяется выучкой экипажа. На 1/3 - ТТХ 64 и 72. От себя добавил, что Т-64 - мать Т-72 и Т-80. Революционный скачок, апогеем которого стали «объект 219А», «изделие Ольха» и «объект 478Б» «Береза». Дальше была победа "эффективного менеджмента" УВЗ - результатом которого является утилизация Т-80 и модернизация Т-72. Самый худший вариант. На этом данную тему предлагаю закрыть навсегда.
  12. +2
    2 ноября 2013 02:05
    Цитата: klirens
    Плять! Но не многие эксплуатировали. svp67 и Aleks тв !!!! Вспомните -

    Сергей, а к чему все эти разговоры ?...
    Что Родина дала - на том и служим.
    И не жужим.

    p.s. И нормально служили. На любой технике.
    wink
    1. алекс 241
      +3
      2 ноября 2013 02:07
      Цитата: Aleks тв
      И не жужим.
      Нам прикажут,мы исполним,а исполним и наполним drinks
      1. +1
        2 ноября 2013 02:31
        Нету,ребята,комментов к этому клипу.Всё ребята молодц делают "скрытно".А потом их органы гремят на весь мир.
      2. +2
        2 ноября 2013 22:12
        Цитата: алекс 241
        Нам прикажут,мы исполним,а исполним и наполним

        В точку, Саня.
        feel
        good
        drinks
  13. +1
    2 ноября 2013 17:32
    помнится как Резун в своих опусах прошелся по т-64 ,мол калибр вырос точность упала ,то ли дело бойцам воевать на т-54 ,как гвозди снаряды вкалачивали ,а т-64 тока растрата народных денег
  14. Vereshagin
    +1
    2 ноября 2013 23:09
    Шестьдесятчетвёрка – машина очень приличная. Для своего времени - просто прорывная. «Детские болезни» были. Особенно с двигателем – часто выходил из строя, при торможении двигателем из-за «заброса» оборотов разлеталась турбина нагнетателя. Вылечили установкой блокировки на кулису. Да катки тонкие без гусеничных лент буксировка возможна только по твёрдому грунту, но зато очень мягкий ход, который обеспечивал более точную стрельбу. А возможность на Б-шке преодолевать брод чуть ли не по погон командирской башенки? А автономная ЗПУ закрытого типа? А дальномер ТПД-2-49? Правда, в движении измерить дальность было трудно, но наличие такого девайса грело душу простых советских танкистов. Опять же – механизм заряжания, обеспечивающий автоматический выбор боеприпаса и скорострельность в 10 выстрелов в минуту, мощный стабилизатор, многослойная броня, противорадиационный подбой, снаряды с начальной скоростью от 850 до 1800 метров в секунду, когда дальность прямого выстрела у БОПСА по М-60 была 2430 м!!! После 62 и 55 – это был не танк, а песня!!!
    И у 64 и у 72, у каждой из этих машин своя славная история, свои победы и поражения. То, что в современных армиях они или их потомки стоят на вооружении говорит о том, что задел был добрым.
  15. Tankist su
    +1
    4 ноября 2013 15:02
    Доброго времени суток! Как командир танка могу отметить, что шестьдесятчетвёрка прекрасная, неприхотливая и выносливая машина. А так как служить довелось в учебном полку, соответственно техника эксплуатировалась экстремально. Движки как правило свой моторесурс отрабатывали, то что выходило из строя ремонтировалось силами полковой ремроты или дивизионного рембата (за исключением сложных гидравлических КПП - ремонт только в условиях предприятия изготовителя). По ходовой в усовиях движения на высоких скоростях выходили из строя - лопались торсионные валы подвески,(что не приводит к потере подвижности бм) опорные катки, зубчатые венци ведущих катков. На моей практике нет ни единого! случая разрыва гусеничной ленты или "разувания машины, так же ни единого раза не видел этого своими глазами. Проблема тн "узкого катка" обсуждалась, в контексте ее актуальности только в горно-каменистой местности, в лесах песках и болотцах Черниговщины, где я служил, отсутствовала как таковая.
    1. +1
      5 ноября 2013 00:10
      Цитата: Tankist su
      неприхотливая

      Ну это точно не про Т64... Так назвать машину, которая требует "подогрева" уже при температуре +5... Не смешите...
  16. +1
    4 ноября 2013 16:16
    незнаю, какое великое вооружение стояло и стреляло на Т-64, но в 2006 году нам с БХВТ пригнали несколько учебных машин Т-64А, естественно не стрельбовых, т.к. танк снят был уже с вооружения и стрелять бы из него никто не дал да и не умели. Поэтому могу сказать только с позиции ходовки . Танчик веселый, тарахтел прикольно, а вот мощностью 5ТДФ не порадовал, другой танк тяжко было катать на буксире. Заводился на морозе плохо, приходилось греть по полтора-два часа. Какойто уж он очень вибрирующий был по бетонным плитам и тряский на ямах, каточки маленькие, железные и гусянки такиеже, видать отсюда ехал по бетону противно(72ка ехала намного помягче, видать величина катков и обрезинка) По грязи он тоже как то хуже ехал. Вообщем непонравился он нашим мехам учебных машин и все выбирали 72ку и для вождения и для буксировки или просто для выхода на полигон.
    От более опытных офицеров слышал за него(Т-64) очень какието жидко скупые отзывы, типа не рыба ни мясо танк
    1. 0
      10 ноября 2013 18:40
      Ну, вот что вы пишите про ходовую Т-72- умножьте на 10 и получите Т-80..
      Лучший ОБТ
  17. 0
    4 ноября 2013 23:29
    Не совсем в тему, но раз уж "Т-64 - мать Т-72 и Т-80", то вопрос к спецам. Почему русские выбрали путь модернизации и развития именно Т-72, а не Т-80? Ведь есть же и дизельные модификации танка Т-80, т.е. недостатки ГТД в расчет можно не принимать.
  18. 0
    5 ноября 2013 08:03
    я хоть и не спец прямо, но слышал версию и многие ее обсуждали, что в 90-е Ельцин приехал на "Уралвагонзавод" и клялся и божился(видимо по пьяни как обычно), что не бросит своих земляков и танки для России будет делать именно их завод, а не Омский "Трансмаш" и оставят именно Т-72 и его потомков.
    Это я не к тому, что Т-72 плохой танк, вовсе даже нет, просто треп был приличный на эту тему, что тут и политика вмешалась вкупе с Ельциным)
    Ну а уж про Харьков вообще естественно и речи небыло, другая страна, какие там танки...
    1. 0
      10 ноября 2013 18:50
      Да, я то-же слышал о таком "спиче"ЕБНа.И в очередной раз таким выбором в пользу УВЗ мы сами себе серпом по яйцам. И вот ведь пример, как выхолощенная , до предела упрощенная версия танка стала основой для нового ОБТ. Не Т-80, пусть даже в дизельной версии ( но я лично приемлю только ГТД (разговоры о экономичности полная хрень, на фоне общих расходов). В общем БРЕД!!!
  19. PXL
    0
    17 января 2017 23:41
    Первоначально на Западе Т-64 и был известен как "танк "Двина".