«Объект 907» и «Объект 906». Проекты развития ПТ-76

14
В 1951 году на вооружение армии Советского Союза был принят плавающий танк ПТ-76. Он показывал хорошие для своего времени характеристики, но к концу десятилетия стало ясно, что в течение ближайших лет этот танк устареет. Требовалась модернизация с целью повышения характеристик. В конце пятидесятых и начале шестидесятых годов конструкторы Сталинградского тракторного завода создали два проекта модернизации танка ПТ-76, ни один из которых, тем не менее, не вышел из стадии испытаний прототипа. По ряду причин плавающий танк базовой модели остался на вооружении советской армии и не был заменен техникой новых типов. До настоящего времени в российских вооруженных силах сохранилось несколько десятков бронемашин модели ПТ-76.

«Объект 907»

В первой половине 1959 года конструкторское бюро Сталинградского тракторного завода начало работы по модернизации танка ПТ-76Б («Объект 740Б»). Инженеры под руководством С.А. Федорова и Ю.М. Сорокина намеревались переработать исходный проект и повысить характеристики плавающего танка. Предполагалось, что новый танк «Объект 907» будет иметь более высокие характеристики подвижности и сохранит огневую мощь на уровне предшественника. Кроме того, новый плавающий танк планировалось оснастить несколькими новыми системами.

«Объект 907» и «Объект 906». Проекты развития ПТ-76


Для повышения уровня защиты танк «Объект 907» получил бронированный корпус, представляющий собой значительно доработанные агрегаты базовой боевой машины. Лоб корпуса предлагалось собирать из нескольких плит, средний стык которых образовывал характерный «корабельный нос». Кроме того, вместо плоских бортов перспективный плавающий танк получил изогнутые. Согласно некоторым источникам, толщина бронелистов модернизированного варианта ПТ-76Б соответствовала параметрам корпуса базовой машины: лобовые листы толщиной до 80 мм и бортовые до 10 мм. Однако измененная форма корпуса позволила немного повысить уровень защиты. Конструкция башни не изменилась.

Одной из главных целей проекта модернизации было повышение подвижности бронемашины. Для этого «Объект 907» получил форсированный двигатель В-6М мощностью 280 л.с. Несмотря на увеличение боевой массы танка с 14 до 14,87 тонны, более мощный двигатель позволил сохранить максимальную скорость при движении на шоссе на прежнем уровне – до 45 км/ч. Старые водометные движители с новым двигателем позволяли новому танку развивать на воде скорость до 11,2 км/ч. Танк получил дополнительный бак, что позволило довести запас топлива до 500 литров и увеличить запас хода до 400 км.



Танк «Объект 907» получил систему противоатомной защиты. В связи с этим для подачи воздуха к двигателю в обход обитаемого объема предусмотрели специальный воздухозаборник на крыше боевого отделения. На подбашенном листе, внутри боевого отделения, поместили нагнетатель для создания избыточного давления в обитаемых объемах.

Оружие танка «Объект 907» было полностью заимствовано с базовой боевой машины. В башне размещались 76-мм нарезная пушка Д-56ТС со стабилизацией в вертикальной плоскости и спаренный с ней 7,62-мм пулемет СГМТ. Боекомплект орудия остался прежним – 40 снарядов. Наводчик получил телескопический прицел ТШК-66. Для стрельбы ночью наводчик мог использовать прицел ТПН-1 с прожектором Л-2А. Командир танка мог наблюдать за обстановкой при помощи комбинированного прибора ТКН-2 с осветителя ОУ-3.




В августе 1959 года Сталинградский тракторный завод совместно с судостроительным заводом №9264 построил первый прототип плавающего танка «Объект 907». Ходовые и огневые испытания опытной машины, прошедшие в 1960 году, не выявили никаких серьезных преимуществ перед базовым ПТ-76Б. Далее новый танк испытали на воде, после чего было принято решение закрыть проект. Прототип танка «Объект 907» показал недостаточную остойчивость при любых скоростях движения на воде. Более того, при разгоне до максимальной скорости (даже при использовании волноотражающих щитков) передняя часть корпуса зарывалась в воду. Таким образом, все изменения конструкции корпуса, которые, как казалось, помогут улучшить характеристики движения машины на плаву, не дали никаких положительных результатов.

По причине отсутствия заметных положительных отличий от имеющихся танков и наличия проблем при движении на воде проект «Объект 907» закрыли за бесперспективностью. Единственный построенный прототип в настоящее время хранится в музее бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.

«Объект 906»

Несмотря на меньшее число в обозначении, проект «Объект 906» появился немного позже, чем танк с литерами «907». В 1960 году коллектив конструкторов ОКБ Сталинградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова и Ю.В. Шадрина начал проект модернизации танка ПТ-76Б, целью которого было значительное повышение огневой мощи. В ряде источников проект «Объект 906» обозначается как ПТ-85.



Танк «Объект 906» представлял собой модернизацию базового ПТ-76Б с использованием ряда новых агрегатов. При этом большая часть конструкции осталась прежней. Большим изменениям подверглась силовая установка танка. На первом из построенных прототипов ПТ-85 использовался дизельный двигатель 8Д-БМ мощностью 300 л.с. Следующие пять танков опытной серии оснащались двигателями УГД-20 такой же мощности. Из-за всех изменений боевая масса танка «Объект 906» достигла 15 тонн, однако мощный двигатель позволил достичь максимальной скорости на шоссе около 75 км/ч. На воде плавающий танк мог разгоняться до 10 км/ч.

В доработанной башне базовой машины установили новое вооружение. Поднять огневую мощь плавающего танка предлагалось при помощи 85-мм нарезной пушки Д-58. В одной установке с пушкой смонтировали пулемет СГМТ. Башенное оружие оснастили двухплоскостным стабилизатором «Звезда». Стабилизатор позволял наводить оружие в горизонтальной плоскости со скоростью до 20° в секунду, в вертикальной – до 4,5°. Эта же система отвечала за поворот башни при командирском целеуказании и выведение пушки в нейтральное положение в вертикальной плоскости для заряжания.




Интересной особенностью проекта «Объект 906» стал механизм заряжания, размещенный в новой кормовой нише башни. В укладке механизма удалось разместить 15 снарядов. Общий боекомплект танка равнялся 40 снарядам. При ведении огня снарядами одного типа скорострельность могла достигать 14 выстрелов в минуту. При использовании разных боеприпасов темп стрельбы сокращался до 7-9 выстрелов в минуту. Управление механизмом заряжания производилось при помощи пульта на рабочем месте наводчика.

Предполагалось, что стандартным боекомплектом танка ПТ-85 станут 8 бронебойных и 32 осколочно-фугасных снаряда. При выстреле с расстояния 1 км бронебойный снаряд, имея начальную скорость около 1000 м/с, мог пробить броневую плиту толщиной 185 мм. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 13,5 км. Подобные характеристики орудия Д-58 калибра 85 мм давали новому плавающему танку большое преимущество перед существующим ПТ-76Б. Интересно, что прорабатывался проект плавающего танка на базе ПТ-76Б, оснащенного 90-мм орудием, однако он остался на ранних стадиях проектирования.




Прицельное оборудование, наблюдательные приборы и т.п. аппаратура танка «Объект 906» в большинстве случаев соответствовала агрегатам базовой машины ПТ-76Б. Согласно некоторым источникам, состав оборудования разных прототипов отличался друг от друга.

В 1961 году город Сталинград получил новое имя, вскоре после чего у тракторного завода появилось новое название. Теперь уже Волгоградский тракторный завод в 1961 и 1962 годах построил шесть прототипов танка «Объект 906». Друг от друга они отличались силовой установкой и некоторыми элементами оборудования. Два прототипа использовались в испытаниях, прошедших в первой половине 1963 года на полигоне НИИБТ. Несмотря на заметное повышение огневых характеристик, модернизированный плавающий танк с 85-мм орудием не заинтересовал военных. Причиной тому стала совокупность технических, тактических и технологических особенностей проекта. Танк «Объект 906»/ПТ-85 не был принят на вооружение, из-за чего, в частности, не получил продолжения проект плавающего танка с 90-мм пушкой. До настоящего времени сохранился лишь один из шести прототипов «Объекта 906», ныне находящийся в музее бронетехники в Кубинке.


По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://otvaga2004.ru/
http://tankinfo.ru/
http://arms-expo.ru/
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    1 ноября 2013 09:29
    Единственными образцами бронетехники способными уверенно переплыть такую реку как Амур, были ПТ-76 и созданный на его базе БТР-50. Последний при этом мог транспортировать на себе 85-мм орудие Д-44. На сегодняшний день в российской армии нет сравнимых по характеристикам проходимости и мореходности бронированных машин.
    На мой взгляд, характеристики ПТ-76 можно было бы с небольшими затратами повысить путём установки на него комплекса вооружения от БМП-2
  2. +2
    1 ноября 2013 09:40
    Жаль, что они не пошли в "войска"...
    1. +2
      1 ноября 2013 14:06
      Цитата: svp67
      Жаль, что они не пошли в "войска"...

      Может и жаль, но рвать на себе волосы тоже не стоит. Любой образец не запущенный в серию, позволял отработать те или иные технические решения, которые были использованы в последующих серийных образцах.
  3. 0
    1 ноября 2013 09:46
    В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.
    1. pahom54
      +4
      1 ноября 2013 10:41
      И опять одно и то-же... Нужен 37-й год, и нужно много расстрельных патронов...
      1. Абра-Кадабра
        +1
        2 ноября 2013 00:24
        А может луче взять опыт цивилизованных стран? То есть научиться ответственности и считать деньги?
        1. 0
          5 ноября 2013 14:29
          Опыт "цывилизованных" стран это - Ирак, Ливия, Сирия, Египет, Мали... список очень длинный.
  4. +2
    1 ноября 2013 12:00
    Оставьте в покое ПТ-76...Заслуженный пенсионер! Ему на замену есть замечательный "Спрут-СД"
    1. +3
      2 ноября 2013 01:44
      По проходимости и мореходности до ПТ-76 ему далеко. Выстрел на фото-холостой.
      1. +1
        5 ноября 2013 14:29
        Катались и на том и на другом?
        1. +3
          6 ноября 2013 01:54
          На БТР-50 катался, ПТ-76 неоднократно наблюдал, особенно впечатляет его выход из воды на неподготовленный крутой и скользкий берег. Из сегодняшних образцов такое, ни что не может.
  5. +5
    1 ноября 2013 12:07
    А это ведь еще не ВСЁ, как говориться - ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ и в будущих сериях (я так думаю и надеюсь) рассказ о
    К-90

  6. +2
    1 ноября 2013 12:10
    об легком, плавающем, авиадесантном танке об.685

  7. +4
    1 ноября 2013 12:14
    и об об.934


  8. Avenger711
    +1
    1 ноября 2013 14:15
    Объекту 906 как раз место в WoT будет. И барабан на 16 выстрелов...
  9. ДимычДВ
    +2
    2 ноября 2013 09:13
    Вон их сколько выдумано, оказывается. В наших местах гарнизон так и называлсяв народе - "Танковый". - Съезди в Танковый и купи в военторге почек или печени - посылала меня мать в магазин по праздникам.
    Вот там, в качестве зарничника, ещё в разгар 70-х я и лазил по этим танкам. А рядом было озеро Ханка, по которой проходила водная граница с Китаем. На армейских пятидневных сборах в 9-м классе нас на БМП по Ханке прокатили. В той самой дивизии, где в те годы Масхадов служил. Правда, командиру части нагорело - был риск пацанов утопить. Мало ли, что лучший экипаж...
  10. vietnam7
    0
    2 ноября 2013 18:08
    Статья интересная, а главное никакой рекламы новых модернизаций и слагательного склонения вот если бы... Кратко, но с расстановкой, что сделали, чем отличался образец, почему не пошел, статье плюс буду ждать продолжения про образцы из комментариев!
  11. 0
    4 ноября 2013 20:05
    В начале статьи сказано про лобовые листы 80 мм - это я , или где...?
    1. +1
      4 ноября 2013 20:25
      После "я" стояло слово д.у.р.а.к. - в том смысле, что перебор по толщине брони