24 октября 2013 года успешно завершена уникальная операция по погрузке шести буксиров на борт специализированного судна HHL Lagos компании Hansa Heavy Lift (Германия)

24 октября 2013 года успешно завершена уникальная операция по погрузке шести буксиров на борт специализированного судна HHL Lagos компании Hansa Heavy Lift (Германия)

24 октября 2013 года успешно завершена уникальная операция по погрузке шести буксиров на борт специализированного судна HHL Lagos компании Hansa Heavy Lift (Германия)

24 октября 2013 года успешно завершена уникальная операция по погрузке шести буксиров на борт специализированного судна HHL Lagos компании Hansa Heavy Lift (Германия), которое доставит их Северным морским путем во Владивосток. Погрузка длилась более недели. Рейс по доставке буксиров ориентировочно продлится 30 дней.

Шесть буксиров, а именно два морских буксира проекта ПЕ-65 «МБ-92» и «МБ-93» (стр. №№ 503, 504) и четыре буксира проекта 16609 «РБ-402», «РБ-403», «РБ-404» и «РБ-405» (стр. №№ 621, 622, 623, 624) построены на ОАО «Пелла» в 2013 году. До конца года суда будут введены в эксплуатацию в составе Тихоокеанского Флота ВМФ РФ.


Общий вес шести буксиров составил 3000 тонн. Для погрузки буксиров с воды ОАО «Пелла» изготовило специальные грузозахватные приспособления, остропку которых под водой производили водолазы, а крепления буксиров на палубе судна осуществлялось с помощью специальных металлических конструкций (кильблоков), на изготовление которых ушло 200 тонн металла.

Суда предназначены для выполнения буксировочных и кантовочных операций в порту, на рейдах и прибрежных районах, соответствующих району плавания R2 (плавание в морских районах с удалением от места убежища не более 100 миль), проведения эскортных операций на скорости до 10 узлов, снятия с мели кораблей и судов, тушения пожаров на плавучих объектах и береговых сооружениях, участия в операциях ЛАРН, перевозки грузов, ломки льда, а также для участия в спасательных и специальных операциях.

Технические параметры проекта ПЕ-65

Длина наибольшая 34,4 м
Ширина наибольшая 12,1 м
Осадка 4,4 м
Скорость 13,5 узлов
Сила тяги на гаке 63 тонн
Символ класса KM Arc4 R1 Аut1 FF3WS EscortTug по классификации РС
Пропульсивный комплекс ВРК US 255 FP фирмы Rolls-Royce, ВФШ в насадке
Мощность 2х1864 кВт, 1600 об/мин, Cat 3516B
Водоизмещение буксира в полном грузу составляет 860 т.

Палубное оборудование:

  • носовая двухбарабанная якорно-буксирно-швартовная электро-гидравлическая лебедка с эскортными функциями М 140-180-2Т-2В-1С-FEH RED Fluidmecanica с тяговым усилием 20 т и удерживающим усилием тормоза 1860 кН;
  • кормовая электро-гидравлическая буксирная лебедка CHR-20-180-1Т-1С-ЕА RED Fluidmecanica с тяговым усилием 20 т и удерживающим усилием тормоза 1800 кН;
  • буксирный гак тяговым усилием 650 кН с устройством быстрой отдачи;
  • грузовой кран Fluidmecanica HLRM 45/5 S грузоподъемностью 19,5 кН на вылете стрелы 13,5 м.
    Для тушения пожаров буксир оборудован системой внешнего пожаротушения производства компании FFS (производительность 1500 м3/ч, 2 водопенных монитора, система водяных завес).

    Технические параметры буксиров проекта 16609

    Длина наибольшая 28,5 м
    Ширина наибольшая 9,5 м
    Осадка 4,3 м
    Скорость ок. 12 узлов
    Сила тяги на гаке 47 тонн
    Символ класса KM Arc4 R2 Аut1 FF3 WS Tug по классификации РС
    Пропульсивный комплекс ВРК US 205 фирмы Rolls-Royce, ВФШ в насадке
    Мощность 2х1500 кВт при 1600 об/мин, Cat 3512B

    Палубное оборудование:

  • носовая якорно-буксирно-швартовная лебедка Fluidmecanica с тяговым усилием 10 т. и удерживающим усилием на тормозе 1383 кН;
  • буксирный гак SWL 47 т с устройством быстрой отдачи.
    На буксире также установлен кран – манипулятор типа HM 6/3 S, Fluidmecanica, грузоподъемность 910 кг на вылете стрелы 6 м.

    Для тушения пожаров судно оборудовано системой внешнего пожаротушения производства компании FFS (производительность 800 м3/ч, 2 водопенных монитора, система водяных завес).
  • Первоисточник: http://www.pellaship.ru/


    Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

    CtrlEnter
    Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
    Читайте также
    Комментарии 51
    1. svp67 1 ноября 2013 16:00
      А где и кто осуществлял погрузку и кто построил эти "чудо-кораблики"?
      Как то не совсем полная информация...
      1. donavi49 1 ноября 2013 16:04
        Все буксиры построили на Пелле. Это тот самый трансфер на этот год, который копили. Часть буксиров описана подробно в строящихся кораблях:
        http://topwar.ru/31373-stroyaschiesya-i-prinyatye-na-28072013-goda-korabli-dlya-
        vmf-rf-chast-1.html
        http://topwar.ru/31379-stroyaschiesya-i-prinyatye-na-28072013-goda-korabli-dlya-
        vmf-rf-chast-2.html
      2. egor 1712 1 ноября 2013 16:05
        построены на ОАО «Пелла» в 2013 году Финляндия
        egor 1712
        1. donavi49 1 ноября 2013 16:14
          Финляндия там разве что Вяртсилой участвует. wink В Питере, на Пелле, они в этом году вообще рекорды постройки бьют:
          http://www.pellaship.ru/referens-list
          1. abdrah 2 ноября 2013 00:40
            А моторы чего Caterpillar(САТ)?
            Завод «Русский Дизель» почил в бозе и заменить его не чем?

            http://www.kranbalka.com/kaprpog/kaprpogst68.htm
        2. Эдуард72 1 ноября 2013 19:54
          Карту посмотрите,Пелла Кировский район Ленобласти.
      3. avt 1 ноября 2013 16:07
        Цитата: svp67
        А где и кто осуществлял погрузку и кто построил эти "чудо-кораблики"?

        ,,ЛЕНИНГРАДСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД “ПЕЛЛА” Третий абзац с начала статьи .
        avt
        1. svp67 1 ноября 2013 16:10
          Цитата: donavi49
          Все буксиры построили на Пелле.

          Цитата: egor 1712
          построены на ОАО «Пелла» в 2013 году Финляндия

          Цитата: avt
          ,ЛЕНИНГРАДСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД “ПЕЛЛА”

          Сколько людей - столько мнений...
          1. avt 1 ноября 2013 16:11
            Цитата: svp67
            построены на ОАО «Пелла» в 2013 году Финляндия

            request ,,судостроительный завод "Пелла", расположенный в Кировском районе Ленобласти,
            avt
            1. shpuntik 2 ноября 2013 05:21
              avt (3) SU Вчера, 16:11 ↑
              request ,,судостроительный завод "Пелла", расположенный в Кировском районе Ленобласти,

              На Неве в общем. Заскринил карту:
              shpuntik
          2. shpuntik 2 ноября 2013 05:33
            svp67 SU Вчера, 16:10 ↑
            Сколько людей - столько мнений...

            Территориально он наш, но по начинке "Вяртсиля"-"Бурместейр-энд-Вайн", BMW в общем сплошной. И строят новые цеха, кстати. Хотя рядом готовый Средне-Невский завод, это его ниша - буксиры, тральщики.
            Судя по СМИ, денег немеряно, ноги растут из Европпы-выхватывают кусок госзаказов МО, портов. Это будущие заказчики запчастей, оборудования.
            Ещё удивительно другое, эти маломерные суда мог построить Владивосток, Хабаровск, Комсомольск, и не надо было бы тащить Севморпутём.
            Как говорит нам Познер: "Вот такие вот времена..." request
            http://sdelanounas.ru/blogs/30298/?pid=303013

            P. S. Зафигачил статье минус. Не верю рекламе.
            shpuntik
      4. Vadivak 1 ноября 2013 16:37
        Цитата: ...
        успешно завершена уникальная операция по погрузке шести буксиров на борт специализированного судна


        Помнится был в Союзе лихтеровоз "Алексей Косыгин", так он безо всякого шума брал на борт "Джейран" десантный корабль на воздушной подушке (На снмке вверху) затаскивал своим козловым краном, В 1984 был приспособлен под военный, на него установили зенитную и противокорабельную артиллерию.

        Теперь когда России он стал не нужен и после его продажи в США его использует их ВМФ учитывая наше славное прошлое под именем «Atlantis Forest»
        1. shpuntik 2 ноября 2013 05:57
          Vadivak (1) RU Вчера, 16:37 ↑
          Теперь когда России он стал не нужен и после его продажи в США его использует их ВМФ учитывая наше славное прошлое под именем «Atlantis Forest»

          "Лещща" небольшого брошу, заскринил как-то в прикол:
          Ну, и видео с песней, оно ко флоту относится-про лихтера, сразу эта песня вспомнилась, ничего личного тсзт hi :
          shpuntik
          1. Vadivak 2 ноября 2013 20:58
            спасибо, жаль водки нет, честно
    2. Комментарий был удален.
    3. Russian Sniper 1 ноября 2013 16:16
      Так бы корветы 20385 по партиям грузили на плавучую платформу и прямиком на ТОФ lol
      Russian Sniper
      1. Apollon 1 ноября 2013 16:25
        Доброго дня всем hi
        По названию и содержанию темы выкладываю видеоматериал.
        1. Мирный военный 1 ноября 2013 16:35
          Впечатляет.
          Интересно, а что-нибудь подобное своё есть?
          Мирный военный
          1. Ежак 1 ноября 2013 18:32
            Вы о чём? Если о покрышках, то наверняка их можно было бы российские поставить. На мореходные качества буксиров, уверен, не повлияло бы. И дешевле обошлось бы! lol
        2. pint45 1 ноября 2013 18:29
          Спасибо в тему.
    4. Migari 1 ноября 2013 16:24

      Вот и славненько, флот наш возрождается.
      1. Армата 1 ноября 2013 16:35
        Цитата: Migari
        Вот и славненько, флот наш возрождается.
        Ага, буксирами laughing fool
        1. Мирный военный 1 ноября 2013 16:39
          Цитата: Механик
          Цитата: Migari
          Вот и славненько, флот наш возрождается.
          Ага, буксирами laughing fool

          Это боевые буксиры, ассиметричный ответ американцам на их новые эсминцы wassat
          Мирный военный
        2. Vadivak 1 ноября 2013 16:54
          Цитата: Механик
          Ага, буксирами


          На безрыбье и лифчик портупея. Да и Газпрому пригодятся, двойное назначение....
        3. русс69 1 ноября 2013 17:10
          Цитата: Механик
          Ага, буксирами

          Но без буксиров , в порту тоже ни как. Это уже инфраструктура, а ее хошь , не хошь тоже модернизировать надо... С этим тоже проблем куча...
      2. леликас 1 ноября 2013 20:22
        Не понятно только, зачем было тянуть до конца навигации.
    5. ЗУ-23 1 ноября 2013 16:36
      Так.Приказ.Скопировать и сделать лучше. Ну а сейчас нужно довольствоваться данной поставкой буксиров из Германии.
      1. donavi49 1 ноября 2013 17:29
        Буксиры наши, просто корабль их везет немецкий на ТОФ ибо своего подобного нет, а по другому на ТОФ не доставить никак.
        1. ЗУ-23 1 ноября 2013 17:50
          Ну понятно, а оборудование движки и всё остальное это не наше, там получается от нас только мыльница)))
        2. одинокий 1 ноября 2013 20:11
          Цитата: donavi49
          Буксиры наши, просто корабль их везет немецкий на ТОФ ибо своего подобного нет, а по другому на ТОФ не доставить никак.


          интересно во сколько Российскому бюджету вся эта перевозка? если судить по тоннажу и длину маршрута,немцы содрут намало.
          и еще вопрос,неужели эти буксиры нельзя было собирать на тихоокеанском побережье России?неужели там нет кораблестроительных предприятий?
    6. баклан 1 ноября 2013 17:34
      То что флот буксиров такими темпами пополняется это радует, а то что это уникальная операция просто смешно. Может быть сложная, но на уникальную ну никак не тянет. Еще бы написали "не имеющая аналогов!"
    7. Гронский 1 ноября 2013 17:36
      Судя по комментариям складывается впечатление, что люди разучились читать по русски.
      Какая Финляндия?! Какая Германия?! Откуда там взялась Вяртсиля?! (Какие руки? Какие ноги? Все одна сплошная вена.) lol
      Итак: Шесть буксиров, построенных в России, на Санкт-Петербургской верфи "Пелла", были погружены на специализированное судно, принадлежащее Германии и будут по северному морскому пути доставлены(на этом самом судне) в российский город Владивосток, на ТОФ.
      Теперича, что у них внутри - на всех стоят винторулевые колонки английской фирмы Роллс-Ройс, только с разными индексами.
      На всех стоят ВФШ(винт фиксированного шага) в насадке(кольцо такое вокруг винта, формирующее поток и защищающее винт).
      На всех стоят американские дизели Катерпиллер, только на одних Cat 3512B, на двенадцать горшков(то бишь цилиндров), а на других Cat 3516B, на шестнадцать горшков(то бишь цилиндров).
      Всякие краны-подъемники-лебедки опустим.
      Уф-ф-ф-ф-ф..... Ну вроде все должно быть ясно. fellow
      Если и я не въехал в суть - поправьте.
      1. pint45 1 ноября 2013 18:34
        Но на "пелле" рученки русские али как?Могем все еже-ли не головотяпы в руководстве.
      2. Волхов 1 ноября 2013 19:11
        Суть в том, что буксиры заказаны ВМФ - теперь мода такая - куда плыть, то с буксиром, а если скоро на дно, то приставляют килектор (плавучий кран) чтобы вытащить что-нибудь. Рейдовые буксиры будут эсминцы из отстоя по бухтам таскать.
        Вот суть и хотелось бы поменять.
        Волхов
      3. shpuntik 2 ноября 2013 07:28
        Гронский SU Вчера, 17:36
        Какая Финляндия?! Какая Германия?! Откуда там взялась Вяртсиля?!

        Ну, хрен с ней с "Вяртсилей", поторопились lol , но "КЭТ" чем лучше? У нас его собирают? Почему Коломенские не поставить, Звездовские-(СПб), ?
        http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/defense/2011/1114/19347654/deta

        il.shtml


        Винторулевые колонки то-же можно сделать, ничего там архисложного нет. Платить зарплату английскому, канадскому рабочему, у которого зарплата в три раза больше, чем у нашего -это парадокс. Так нигде не делают. Или покупают лицензию и делают у себя в стране, или копируют как китайцы и забивают болт на патент. Вот о чём речь.
        Посмотрите фото завода банкрота АСЗ в Комсомольске, вот такие машины стоят у проходной:
        http://lj-top.ru/post/dkphoto/312573
        shpuntik
        1. Гронский 2 ноября 2013 12:58
          Цитата: shpuntik
          но "КЭТ" чем лучше? У нас его собирают? Почему Коломенские не поставить, Звездовские-(СПб), ?


          Согласен с вами. Сам первым делом подумал про коломенский завод. Тем более, что у коломенцев дизель такого типоразмера есть. Тот же Д49, в исполнениях 8/12/16 цилиндров. Тем более, что заказчик МО. Странно как то.
          А вот ВРК у нас своих нет, хотя я могу и ошибаться. Осваивать их производство долго, суда нужны сейчас. Так, что практика эта нормальная.
          Другое дело, что осваивать их производство нужно, начиная хотя бы с покупки лицензий.
          1. shpuntik 2 ноября 2013 23:19
            Гронский SU Сегодня, 12:58 ↑ Новый
            Другое дело, что осваивать их производство нужно, начиная хотя бы с покупки лицензий.

            soldier Вот половина азипода, 300 м. глубины, есть и на 600. Есть с чего начинать, была б команда.
            shpuntik
            1. Гронский 3 ноября 2013 01:43
              Таки да. На ПЛ она еще и выдвижная.
              Но тут она скорее всего используется, как вспомогательный движитель, т.е. непостоянно.
      4. Дальневосточник 2 ноября 2013 12:39
        Цитата: Гронский
        На всех стоят ВФШ(винт фиксированного шага) в насадке(кольцо такое вокруг винта,

        good только ни много поправлю ВРШ от слова (реверс) 15 лет морю отдал! hi
        1. Гронский 2 ноября 2013 21:52
          Цитата: Дальневосточник
          ВРШ от слова (реверс)


          ВРШ - винт регулируемого шага. Это да.
          Но на этих буксирах стоят жесткие винты с фиксированным шагом(ВФШ). В характеристиках это прямо указано. ВРШ им ни к чему, поворотные колонки обеспечивают движение в любую сторону и реверс в том числе. Конструктивно выполнить винторулевую колонку проще, чем делать винт с изменяемым шагом лопастей, тем более винт такого небольшого размера, как на буксире. Это ведь не пятиметровый винт какого нибудь супертанкера.
    8. galan 1 ноября 2013 18:17
      Ну это свинство со стороны государства. В Благовещенске Амурской области есть отличный судостроительный завод им. Октябрьской Революции (СЗОР). Завод с трудом держится не имея практически госзаказа, пара гидрографических катеров не в счёт. В советское время завод строил для ВМФ танкеры заправщики пр.1844Д и водолеии 1844В водоизмещением в грузу 1070т и МРС-150 пр.1338К и 1338П. На заводе имеется транспортный док г/п кажется 1500т. В конце 80-х планировалась постройка рейдовых буксиров для ВМФ 750 л.с. 1500 л.с. в том числе и с ВРШ, и с крыльчатыми движетелями, аналогичных построенных на "Пелле". В общем похоже Дальний Восток не нужен центру. Вместо того, что бы строить на ДВ загружая судостроительные мощности строим на своих заводах. Похоже "откат" был хорошим. В.С. Попов (директор СЗОР)откаты не даёт, честный мужик.
      1. pint45 1 ноября 2013 18:39
        Ближе к кормушке оказались;на хрен ехать в мневники и так далее МАФИЯ..
      2. Стас 1 ноября 2013 19:15
        Согласен с Вами. В Приморье на судоремонтном заводе "Звезда" строили большой буксир для Вьетнама около 2-х лет! Смысл таскать буксиры с Питера, может необходимо прилагать усилия и поднимать предприятия и платить людям на том же Дальнем Востоке.
        1. shpuntik 2 ноября 2013 06:33
          Стас RU Вчера, 19:15 ↑
          Согласен с Вами. В Приморье на судоремонтном заводе "Звезда" строили большой буксир для Вьетнама около 2-х лет!

          Вы про этот?
          shpuntik
      3. varov14 1 ноября 2013 19:59
        Менеджеры знают что делать, у вас Амур, а здесь целый Северный Морской Путь, разницу в деньгах чуешь.
      4. shpuntik 2 ноября 2013 06:41
        galan Вчера, 18:17
        Ну это свинство со стороны государства. В Благовещенске Амурской области есть отличный судостроительный завод им. Октябрьской Революции (СЗОР).

        Ну вот, ещё про один завод узнали! Спасибо за здравые мысли, +.
        В этом ряду Хабаровск, Владивосток, Комсомольск...
        Тут не в откате дело, по всему. Ллобирование есть, это очевидно, но это производители оборудования мутят, зарубежного, по-моему так. Решили не только двигателя поставлять, но и сами строить. Начали с маломерного флота. Видимо с ОСК не договорились, хотя столько стапелей простаивает. Я не говорю про Волжские верфи, они то же могут построить.
        shpuntik
        1. Memo 2 ноября 2013 16:34
          Пелла строит такие буксиры с конца 90-х, опыт огромный. Вот у неё и заказали, а все перечисленные заводы давненько ничего не строили да и проект у них отсутствует.
          1. shpuntik 2 ноября 2013 23:52
            Memo RU Сегодня, 16:34 ↑
            Пелла строит такие буксиры с конца 90-х, опыт огромный.

            Не всё так радужно:
            "ОАО Пелла допело и доплясало."
            http://infranews.ru/logistika/more/8687-oao-pella-dopelo-i-doplyasalo/
            Вот у неё и заказали, а все перечисленные заводы давненько ничего не строили да и проект у них отсутствует.

            Могут строить, без кругосветок yes :
            Пресс-поток, Лента новостей / 5-08-2013, 14:49 / Источник - ОАО ДЦСС
            Азимутальный буксир для Роснефти спущен на воду со стапелей Хабаровского судостроительного завода

            http://primorye24.ru/news/pressa/30849-azimutalnyy-buksir-dlya-rosnefti-spuschen
            -na-vodu-so-stapeley-habarovskogo-sudostroitelnogo-zavoda.html

            Пелла пусть строит, никто не говорит, но для экспорта или своего региона, не за счёт перетягивания одеяла на себя. ДВ бросили, это основная идея моего посыла. hi
            shpuntik
          2. galan 6 ноября 2013 19:18
            Насчёт "давненько ничего не строили" не согласен. Вам стоит зайти на сайт СЗОР http://nelma.amur.ru и посмотреть, что сейчас строят. Правда это очень мало по сравнению с советским временем. Тогда на заводе строили в год по 23-25 единиц МРС-150 и сдавали через год по одному или танкеру или СРТМу.
    9. Эрик 1 ноября 2013 18:27
      Цитата: galan
      Ну это свинство со стороны государства. В Благовещенске Амурской области есть отличный судостроительный завод им. Октябрьской Революции (СЗОР). Завод с трудом держится не имея практически госзаказа, пара гидрографических катеров не в счёт. В советское время завод строил для ВМФ танкеры заправщики пр.1844Д и водолеии 1844В водоизмещением в грузу 1070т и МРС-150 пр.1338К и 1338П. На заводе имеется транспортный док г/п кажется 1500т. В конце 80-х планировалась постройка рейдовых буксиров для ВМФ 750 л.с. 1500 л.с. в том числе и с ВРШ, и с крыльчатыми движетелями, аналогичных построенных на "Пелле". В общем похоже Дальний Восток не нужен центру. Вместо того, что бы строить на ДВ загружая судостроительные мощности строим на своих заводах. Похоже "откат" был хорошим. В.С. Попов (директор СЗОР)откаты не даёт, честный мужик.


      Обидно... Судя по-всему, все по "ч"убайсу, СЗОР не вписывается в рынок...
      Эрик
    10. twister 1 ноября 2013 19:14
      Операция прошла успешно! 6 буксиров наконец-то потопили борт специализированного судна HHL Lagos компании Hansa Heavy Lift. Вот если-бы это были российские буксиры, то мы бы погрузили их в двое больше и торпедировали наших врагов,которые прослушку везде ставят!
      1. twister 1 ноября 2013 23:38
        КТО МИНУСЫ ПОСТАВИЛ----ВЫ ЧТО ЗА НЕМЦЕВ? ДА....ДЫК ППШ ВАМ В ДЫШЛО .....ЛИЧНО ОТ ДЕДА МОЕГО!!!СЦУКИ
    11. bubla5 1 ноября 2013 21:26
      А у нас всегда так то не имеет аналогов ,то уникальная,а то и вовсе весь мир содрогнется,такие созвучие для наших ушей наверное,чтоб не покраснели
    12. gorku68 1 ноября 2013 21:27
      Повезут сейчас? Арктика замерзла, весь Севморпуть во льду, в Карском море уже сплошной, Диксон температура -20. А ледокол для проводки стоит огого, миллионы руб. в сутки. И где здесь экономика и выгода?
      1. Волхов 1 ноября 2013 22:42
        Севморпуть придуман в комментарии, поплывут через Цусимский пролив.
        Волхов
    13. Grey68 1 ноября 2013 23:46
      Цитата: svp67
      А где и кто осуществлял погрузку и кто построил эти "чудо-кораблики"?
      Как то не совсем полная информация..

      А что не понятно? Наших технологий там нет.
      1. twister 1 ноября 2013 23:52
        ВСЁ там есть... просто неаиширу bully
    14. nemec55 2 ноября 2013 07:17
      Уникальный бред аффтора .Епт инженеры СССР просто отдыхают в сторонке БЛИН ВЕДЬ МЫ ИХ ПОКОЛЕНИЕ ПРОВЕЛИ ТАКУЮ ЕПТ ОПЕРАЦИЮ УНИКАЛЬНУЮ........Стыдно
    15. Сосед 2 ноября 2013 07:52
      Видимо у нас в правительство с интеллектом выше чем у Айфончика не берут.

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Картина дня