Military Review

Project of the floating tank "Object 911B"

5
At the beginning of the sixties, the Ministry of Defense of the Soviet Union announced a competition for the development of an infantry fighting vehicle designed for the transportation and fire support of personnel of motorized rifle divisions. Several companies have created their own versions of a promising combat vehicle. The Volgograd Tractor Works presented the “Object 911” project for the competition, the main feature of which was the original wheeled / tracked undercarriage. According to the results of the comparison of the presented prototypes built by different enterprises, the military department chose the “765 Object”, created at the GSKB-2 of the Chelyabinsk Tractor Plant, and the Volgograd “911 Object” was out of work. Nevertheless, the engineers of the Volgograd Tractor Plant continued the development of their project and created on its basis a new lightweight amphibious tank.


Project of the floating tank "Object 911B"


The project "Object 911B" implied the widespread use of groundwork on a wheeled-tracked infantry fighting vehicle, but it was significantly different from it. For example, a new amphibious tank was supposed to have a “classic” tracked undercarriage with six track rollers, a guide and a driving wheel on each side. Moreover, in the floating project tank some original ideas were applied. Of particular interest is the layout of the armored corps. A sealed compartment was provided in front of it, in which a number of systems and assemblies were placed. The main purpose of this compartment was to ensure the buoyancy of a combat vehicle. In the middle part of the hull there was a fighting compartment with crew jobs, including a driver. All units of the power plant were in the stern of the hull.

The volumes of the front airtight compartment made it possible to place in it two fuel tanks, two accumulators, hydraulic cylinders for tensioning the tracks and a water deflector shield. In addition, a part of the ZIP was stored in the compartment. At the same time, there was room for two people in the compartment. It was assumed that the promising tank "Object 911B" if necessary, will be able to assume the function of an ambulance. The front compartment received its own ventilation system, which had to be turned on after landing people.

The tank "Object 911 B" with a minimum clearance of 100mm next to the serial tank PT-76B


The layout of the armored hull made it possible to apply several original solutions concerning the body armor. The front hull sheet had a thickness of 10 mm, the sides of the front cargo compartment - 8 mm. The roof and the bottom of the front compartment were made of armor plates 6 mm thick. Frontal parts, behind which were placed only units that have little effect on the survivability of the machine, in fact, served as an anti-cumulative screen for the fighting compartment. The front wall of the habitable volume had a thickness of 35 mm and was assembled from several armor plates. The sides of the fighting compartment were planned to be assembled from two sheets: the top should have a thickness of 45 mm, the bottom one - 20 mm. From below, the habitable volume was protected by a bottom 10 mm thick. Between the combat and engine-transmission compartments provided for two armored plates with a thickness of 35 mm with a fire wall between them. The level of protection of the engine compartment corresponded to the front volume. Thus, the tank "Object 911B" had a kind of armored crew capsule, now considered one of the main features of the tanks of the future.



In the engine compartment of the tank "Object 911B" placed the power unit, created on the basis of the diesel engine UTD-20. 300 hp diesel transmitted torque to the two-shaft five-speed gearbox, distributing power to the tracked or jet propulsion. A relatively compact diesel engine made it possible to reduce the height of the armored hull in comparison with the existing PT-76 tank. In addition, water cannons were transferred from the upper part of the hull to the lower, which in the same way affected the dimensions of the combat vehicle.

As a result of applying the original layout solutions, the floating tank “Object 911B” turned out to be relatively small. With the length and width of the 7,1 and 2,8 body shells, respectively, the prospective machine had a total height of no more than 1,61 meters (at maximum clearance). Overall body height - 830 mm. Such a small height of the tank, as expected, was supposed to increase its survivability on the battlefield, although in some cases it could have a negative effect on the search for targets and aiming.



The 911B Object project used a tracked undercarriage designed for the 911 Object BMP. At the same time on the prototype used some elements of the chassis, borrowed from the serial amphibious tank PT-76. The six road wheels on each side of the car had an individual suspension with a pneumatic shock absorber. At the workplace of the driver provided a remote control chassis. With it, the crew could adjust the clearance of the car in the range from 100 to 450 mm, as well as change the roll and trim. With minimal ground clearance, the total height of the “Object 911” did not exceed 1265 mm.

The crew of the “Object 911B” amphibious tank, as was the case with the basic infantry fighting vehicle, consisted of only two people: the driver and the gunner-commander. They were placed in a single fighting compartment. The workplace of the commander was located at the left side of the fighting compartment, the driver - at the right. An interesting feature of a promising tank was the platform on which they installed the driver's seat and machine controls. The platform and a small turret with observation devices, regardless of the angle of rotation of the turret, were constantly in the same position necessary to control the tank. The turntable could also be used for reversing. To do this, at the command of the driver, all control mechanisms were blocked, the platform was deployed to 180 ° and the control lock was removed.



To drive the car during the day, the driver used three TNC-170 periscopic devices, and for driving at night, the central periscope was replaced with a TVN-2B night vision device. Similar monitoring instruments were installed at the commander’s workplace. On a prototype tank observation instruments allowed the commander to inspect only the sector in front of the tower. For a circular view, you had to turn the tower.

The basic one weapons The new floating tank was the 73-mm smoothbore 2A28 Thunder. In one installation with a gun placed PKT machine gun caliber 7,62 mm. For aiming the gun, the tank commander could use hand drives or the Kristal electromechanical system. In both cases, the tank could fire in any direction with an elevation of the weapon from -3 ° to + 30 °. At the commander's workplace, a combined PKB-62 backlight sights were installed (day and night). The main ammunition gun 2А28 was an active-jet shot with a cumulative warhead. With a maximum firing range of about 1300 mm, the Thunder cannon can penetrate up to 300 mm of homogeneous armor. In the aft niche of the tower was placed mechanized laying of the loading mechanism on the 27 shots. Another 13 ammunition was in the styling compartment. The loading mechanism of the tank "Object 911B" had an original design. Inside the feeding niche there was a “chain” of 27 pipes in which the ammunition was placed. With the help of an electric or manual drive, the pipe was brought to the delivery tray, after which the discharging mechanism sent ammunition to the barrel.

For intercom, a floating tank “Object 911B” was equipped with an intercom P-124. Communication with other combat vehicles and the command was supposed to maintain with the help of radio stations P-123 and “Shot-M”. The workplace of the driver for driving a tank in difficult conditions was equipped with TNA-2 “Grid” navigation equipment.

The prospective amphibious tank “Object 911B” was not only small, but also relatively light. Its combat weight was equal to 12,5 tons. Having a 300-strong engine, the car could accelerate on the highway to speed 70-72 km / h and overcome water obstacles at speeds up to 11 km / h. The capacity of the fuel tanks ensured a power reserve of 500 kilometers.

In 1964, the Volgograd Tractor Works built the only prototype of a promising amphibious tank. During the tests, the “Object 911B” showed high running and fire performance. In terms of a number of parameters, it was superior to the existing PT-76, but several features of the new project had a negative impact on its future fate. It is noteworthy that the original loading mechanism and the turntable with the driver’s mechanic’s workplace interested the military and did not cause any special complaints.

According to some data, the future of the new amphibious tank was determined due to its running characteristics and an armament complex. The floating tank "Object 911B" in a number of parameters resembled the newly created infantry fighting vehicle BMP-1 and, as it was then considered, had no advantages over it. The floating tank and the infantry fighting vehicle had a similar level of protection and mobility, and were also equipped with an almost identical armament complex. In this case, the BMP-1, in contrast to the tank, could carry troops, which determined the choice of the military. The prototype tank "Object 911B" was tested, after which the project was closed. The armored vehicle is now located in the Kubinka Museum of Armored Vehicles.

On the materials of the sites:
http://otvaga2004.ru/
http://armor.kiev.ua/
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. svp67
    svp67 5 November 2013 10: 01
    +1
    In principle, a bad car for the Airborne Forces, but here's the armament .... Life has shown that the name of the 73mm gun - "Thunder", is very consistent with it, a lot of noise, and the effectiveness and range are not very ...
    1. Speedy
      Speedy 5 November 2013 11: 31
      +1
      That's right, the characteristics of the original SPG9 for a grenade launcher are even nothing, but for a tank gun ..
  2. Hudo
    Hudo 5 November 2013 12: 17
    +1
    Looking at the photo

    it is doubtful whether there was the possibility of firing afloat when declared up to -3 ° from 2a28 - the shield reflector will damage or a grenade flying out. Those. will not be able to fully hit targets and support the landing of fire.
  3. cth; fyn
    cth; fyn 5 November 2013 16: 37
    +1
    overdone along the way
  4. Volkhov
    Volkhov 5 November 2013 21: 30
    0
    Much more interpretive BMP, because no bullet penetrates, but the front of the trunk, that is, a car breaks down if it is blown up, not the driver. And while swimming.
    1. Hudo
      Hudo 5 November 2013 22: 24
      0
      Quote: Volkhov
      Much more interpretive BMP, because no bullet penetrates


      Why is this said? After all, this is armored vehicles of absolutely different purposes. Where to place the landing? Or maybe tow it on air mattresses to the landing site.
      1. Volkhov
        Volkhov 6 November 2013 00: 26
        +1
        The landing party is now more often from above, BMP is sheathed with iron from the sides, but after that it does not swim. When used together, this tank is in front as a battle tank, BMP in the back as a transport.
        It was talked about some advantage of the design, no more - the point is in the armored car, which makes its way?

Проект плавающего танка «Объект 911Б»

В начале шестидесятых годов министерство обороны Советского Союза объявило конкурс на разработку боевой машины пехоты, предназначенной для перевозки и огневой поддержки личного состава мотострелковых подразделений. Несколько предприятий создали свои варианты перспективной боевой машины. Волгоградский тракторный завод представил на конкурс проект «Объект 911», главной особенностью которого была оригинальная колесно-гусеничная ходовая часть. По результатам сравнения представленных прототипов, построенных разными предприятиями, военное ведомство выбрало «Объект 765», созданный в ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода, а волгоградский «Объект 911» остался не у дел. Тем не менее, инженеры Волгоградского тракторного завода продолжили развитие своего проекта и создали на его основе новый легкий плавающий танк.

Проект плавающего танка «Объект 911Б»


Проект «Объект 911Б» подразумевал широкое использование наработок по колесно-гусеничной боевой машине пехоты, но при этом значительно отличался от нее. К примеру, новый плавающий танк должен был иметь «классическую» гусеничную ходовую часть с шестью опорными катками, направляющим и ведущим колесом на каждом борту. При этом в проекте плавающего танка были применены некоторые оригинальные идеи. Особый интерес представляет компоновка бронированного корпуса. В передней его части был предусмотрен герметичный отсек, в котором разместили ряд систем и агрегатов. Основное предназначение этого отсека заключалось в обеспечении плавучести боевой машины. В средней части корпуса поместили боевое отделение с рабочими местами экипажа, в том числе и механика-водителя. Все агрегаты силовой установки находились в корме корпуса.


Объемы переднего герметичного отсека позволили разместить в нем два топливных бака, два аккумулятора, гидроцилиндры натяжения гусениц и водоотражательного щитка. Кроме того, в отсеке хранилась часть ЗИП. При этом в отсеке оставалось место для двух человек. Предполагалось, что перспективный танк «Объект 911Б» при необходимости сможет взять на себя функцию санитарной машины. Передний отсек получил собственную систему вентиляции, которую нужно было включать после посадки людей.

Проект плавающего танка «Объект 911Б»
Танк «Объект 911 Б» при минимальном клиренсе 100мм рядом с серийным танком ПТ-76Б


Компоновка бронированного корпуса позволила применить несколько оригинальных решений, касавшихся бронезащиты. Лобовой лист корпуса имел толщину 10 мм, борта переднего грузоотсека – 8 мм. Крыша и днище переднего отсека изготавливались из бронелистов толщиной 6 мм. Лобовые детали, за которыми размещались лишь агрегаты, мало влияющие на живучесть машины, фактически служили противокумулятивным экраном для боевого отделения. Передняя стенка обитаемого объема имела толщину 35 мм и собиралась из нескольких бронелистов. Борта боевого отделения планировалось собирать из двух листов: верхний должен был иметь толщину 45 мм, нижний – 20 мм. Снизу обитаемый объем защищался днищем толщиной 10 мм. Между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями предусмотрели две бронированные плиты толщиной по 35 мм с противопожарной перегородкой между ними. Уровень защиты моторного отсека соответствовал переднему объему. Таким образом, танк «Объект 911Б» имел некое подобие бронированной капсулы экипажа, сейчас считающейся одной из основных черт танков будущего.

Проект плавающего танка «Объект 911Б»


В моторно-трансмиссионном отделении танка «Объект 911Б» поместили силовой блок, созданный на основе дизельного двигателя УТД-20. Дизель мощностью 300 л.с. передавал крутящий момент на двухвальную пятиступенчатую коробку передач, распределяющую мощность на гусеничный или водометный движитель. Сравнительно компактный дизельный двигатель позволил уменьшить высоту бронированного корпуса в сравнении с существующим танком ПТ-76. Кроме того, водометы были перенесены из верхней части корпуса в нижнюю, что таким же образом сказалось на габаритах боевой машины.

В результате применения оригинальных компоновочных решений плавающий танк «Объект 911Б» получился сравнительно небольшим. При длине и ширине корпуса 7,1 и 2,8 метра соответственно перспективная машина имела общую высоту не более 1,61 метра (при максимальном клиренсе). Общая высота корпуса – 830 мм. Столь малая высота танка, как предполагалось, должна была повысить его живучесть на поле боя, хотя в некоторых случаях могла оказывать негативное влияние на поиск целей и прицеливание.

Проект плавающего танка «Объект 911Б»


В проекте «Объект 911Б» использовалась гусеничная ходовая часть, созданная для БМП «Объект 911». При этом на опытном образце применялись некоторые элементы ходовой части, заимствованные у серийного плавающего танка ПТ-76. Шесть опорных катков на каждом борту машины имели индивидуальную подвеску с пневматическим амортизатором. На рабочем месте механика-водителя предусмотрели пульт управления ходовой частью. С его помощью экипаж мог регулировать клиренс машины в пределах от 100 до 450 мм, а также изменять крен и дифферент. При минимальном клиренсе общая высота танка «Объект 911» не превышала 1265 мм.

Экипаж плавающего танка «Объект 911Б», как и в случае с базовой боевой машиной пехоты, состоял всего из двух человек: механика-водителя и командира-наводчика. Они размещались в едином боевом отделении. Рабочее место командира расположили у левого борта боевого отделения, механика-водителя – у правого. Интересной особенностью перспективного танка стала платформа, на которой установили сиденье водителя и органы управления машиной. Платформа и небольшая башенка с наблюдательными приборами вне зависимости от угла поворота башни постоянно находились в одном и том же положении, необходимом для управления танком. Поворотная платформа могла использоваться и для движения задним ходом. Для этого по команде водителя все механизмы управления блокировались, платформа разворачивалась на 180° и блокировка управления снималась.

Проект плавающего танка «Объект 911Б»


Для вождения машины днем механик-водитель использовал три перископических прибора ТНПО-170, для движения ночью центральный перископ заменялся прибором ночного видения ТВН-2Б. Аналогичные наблюдательные приборы устанавливались на рабочем месте командира. На опытном образце танка наблюдательные приборы позволяли командиру осматривать лишь сектор впереди башни. Для кругового обзора приходилось поворачивать башню.

Основным оружием нового плавающего танка стало 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром». В одной установке с орудием разместили пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Для наведения орудия командир танка мог использовать ручные приводы или электромеханическую систему «Кристал». В обоих случаях танк мог вести огонь в любом направлении с возвышением оружия от -3° до +30°. На рабочем месте командира устанавливался комбинированный (дневной и ночной) бесподсветочный прицел ПКБ-62. Основным боеприпасом орудия 2А28 был активно-реактивный выстрел с кумулятивной боевой частью. При максимальной дальности стрельбы около 1300 мм боеприпас орудия «Гром» мог пробить до 300 мм гомогенной брони. В кормовой нише башни размещалась механизированная укладка механизма заряжания на 27 выстрелов. Еще 13 боеприпасов находились в укладках боевого отделения. Механизм заряжания танка «Объект 911Б» имел оригинальную конструкцию. Внутри кормовой ниши размещалась «цепь» из 27 труб, в которые помещались боеприпасы. При помощи электрического или ручного привода труба подводилась к подающему лотку, после чего механизм досылания отправлял боеприпас в ствол.

Для внутренней связи плавающий танк «Объект 911Б» оснастили переговорным устройством Р-124. Связь с другими боевыми машинами и командованием предполагалось поддерживать при помощи радиостанций Р-123 и «Выстрел-М». Рабочее место механика-водителя для вождения танка в сложных условиях оборудовали навигационной аппаратурой ТНА-2 «Сетка».

Перспективный плавающий танк «Объект 911Б» получился не только небольшим, но и сравнительно легким. Его боевая масса равнялась 12,5 тонны. Имея 300-сильный двигатель, машина могла разгоняться на шоссе до скорости 70-72 км/ч и преодолевать водные преграды со скоростью до 11 км/ч. Емкость топливных баков обеспечивала запас хода на уровне 500 километров.

В 1964 году Волгоградский тракторный завод построил единственный прототип перспективного плавающего танка. В ходе испытаний «Объект 911Б» показал высокие ходовые и огневые характеристики. По ряду параметров он превосходил существующий ПТ-76, но несколько особенностей нового проекта негативно сказались на его дальнейшей судьбе. Примечательно, что оригинальный механизм заряжания и поворотная платформа с рабочим местом механика водителя заинтересовали военных и не вызвали особых претензий.

По некоторым данным, будущее нового плавающего танка определилось из-за его ходовых характеристик и комплекса вооружений. Плавающий танк «Объект 911Б» по ряду параметров напоминал недавно созданную боевую машину пехоты БМП-1 и, как тогда посчитали, не имел преимуществ перед ней. Плавающий танк и боевая машина пехоты имели схожий уровень защиты и подвижность, а также оснащались почти одинаковым комплексом вооружений. При этом БМП-1, в отличие от танка, могла перевозить десант, что и определило выбор военных. Прототип танка «Объект 911Б» прошел испытания, после чего проект был закрыт. Построенная бронемашина сейчас находится в музее бронетанковой техники города Кубинка.

По материалам сайтов:
http://otvaga2004.ru/
http://armor.kiev.ua/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. svp67 5 ноября 2013 10:01
    В принципе на плохая машина для ВДВ, но вот вооружение.... Жизнь показала, что название 73мм пушки - "Гром", очень соответствует ей,много шума, а эффективность и дальность - не очень...
    1. Скоробей 5 ноября 2013 11:31
      Правильно, характеристики исходного спг9 для гранатомёта очень даже ничего, но для танковой пушки..
  2. Hudo 5 ноября 2013 12:17
    Глядя на фото

    сомнительно чтобы была возможность ведения огня на плаву при заявленных до -3° из 2а28 -- щиток волноотражательный повредит или вылетающую гранату. Т.е. не сможет полноценно поражать цели и поддержать огнём высадку.
    Hudo
  3. cth;fyn 5 ноября 2013 16:37
    по ходу с высотой перестарались
  4. Волхов 5 ноября 2013 21:30
    Гораздо толковей БМП, т.к. не пробивается никакой пулей, а спереди багажник, то есть при подрыве поломается машина, а не водитель. И при этом плавает.
    Волхов
    1. Hudo 5 ноября 2013 22:24
      Цитата: Волхов
      Гораздо толковей БМП, т.к. не пробивается никакой пулей


      К чему это сказано? Ведь это бронетехника абсолютно разного назначения. Десант куда размещать? Или может его на надувных матрасах буксировать к месту высадки.
      Hudo
      1. Волхов 6 ноября 2013 00:26
        Десант сейчас чаще сверху, БМП обшивают железом с боков, но после этого она не плавает. При совместном использовании этот танк впереди как боевой, БМП сзади как транспортная.
        Говорилось о некотором преимуществе конструкции, не более - смысл в броневике, который пробивается?
        Волхов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня