Государственный музей авиации Украины (Жуляны)

25
Государственный музей авиации Украины (Жуляны) является самым молодым и, вместе с тем, крупнейшим историко-техническим музеем страны. Он был создан в 2003 году, увенчав своим открытием крупнейшую дату – 100-летие мировой авиации. Музей разместился на территории бывшей учебно-авиационной базе (УАТБ) КИИГА (ныне НАУ), а приписанные к ней самолеты стали ядром его коллекции. Впрочем, начавшись всего с 30 бортов, сегодня Жуляны владеют экспозицией уже в почти 70 самолетов и вертолетов. Еще одно направление – образцы авиационного вооружения и БПЛА, а также экспозиция авиадвигателей. В натурных фондах музея представлены разработки практически всех ведущих авиационных КБ советского периода – Туполев, Яковлев, Ильюшин, Антонов, Сухой, Микоян-Гуревич, Камов, Миль, Бериев, а также реплики начала ХХ века. В свою очередь, коллекции сформированы как по принципу назначения ЛА, так и по принадлежности к отдельным КБ. Исключение составляет КБ. А.Н.Туполева – здесь выделена отдельная «Бекфайр-коллекция», куда вошли бомбардировщики-ракетоносцы семейства Ту-22М.

Представленные в наших фондах коллекции самолетов КБ Микояна и Гуревича, а также вертолетов КБ М.Л.Миля являются одними из наиболее полных в мире. Здесь экспонируются также редкостные ныне МиГ-15УТИ и Ми-1М. А по количеству опытных и единичных бортов музей является вторым по величине коллекции в СНГ – больше только в российском Монино. В Жулянах можно увидеть первый опытный Ил-86, второй опытный/первый серийный Ил-18, первый серийный Ту-104, предсерийный Ту-134, а также Ту-22М0 из опытной серии и другие. Каждая из этих машин одновременно является также старейшим образцом своего типа, дошедшим до наших дней. Источниками постоянного пополнения экспонатного ряда музея стали аэродромы, на которых сохранились списанные борты – исторические свидетельства развития отечественной авиации. Эти машины были приведены в экспозиционное состояние усилиями предприятий украинского авиапрома, после чего заняли свое место на площадке в Жулянах. На многих представленных в музее самолетах основные системы до сих пор сохранили работоспособность. В частности, на таких машинах исправно функционирует вся электроника, а еще относительно недавно на них производились запуски двигателей. Благодаря этому не утихает интерес гостей к посещению пилотских кабин самолета Ил-62 и вертолета Ми-8, ведь посидеть за штурвалом может любой желающий. Особый колорит посещению музея придает близкое соседство действующего аэропорта «Киев» (Жуляны), взлетно-посадочная полоса которого проходит в 100 метрах за прозрачным забором. Отсюда взлет и посадка производят на зрителей незабываемое впечатление.

С момента основания и до сегодняшних дней на территории УАТБ КИИГА (НАУ) сменили один другого многие самолеты и вертолеты. Среди них было немало и уникальных машин, достойных занять лучшие места в экспозиции любого авиационного музея мира. По иронии судьбы все они погибли здесь же - в Жулянах, - отправленные на металлолом в строгом соответствии с требованием Госплана СССР по сдаче цветных металлов. Как только, в силу различных причин, самолет становился непригоден для обучения студентов, его ожидал нож. Таким образом погибли редкостные образцы экспериментальных самолетов - Ту-110 СССР-5600, опытный Ту-104Г (Ту-16Г) СССР-Л5411, второй летный прототип Ил-62 СССР-06176 (003), прототип Ту-124 СССР-45000 и другие. В начале же 1990-х гг. учебный аэродром КИИГА подвергся воздействию наиболее естестенных, а вместе с тем и наиболее разрушительных процессов - влиянию времени. В течение целого десятилетия самолеты теряли былой облик и приходили в негодность, а сам аэродром заростал дикой травой. Территория будущего музея в этот период постепенно превращалась в авиационное кладбище.

Коренным образом ситуация изменилась лишь к 2003 году, после того как, согласно постановлению Кабинета Министров Украины, было принято решение о создании на базе УАТБ Государственного музея авиации. Удивительно, но всего за три месяца до открытия нового музея к его будущим экспонатам еще не прикасалась рука реставраторов. В чрезвычайно сжатые сроки, организовав широкую кооперацию с десятками авиационных предприятий по всей стране, удалось подготовить музей к открытию, которое сосотоялось 30 сентября 2003 года. На торжественной церемонии присутствовали тогдашний Президент Украины Л.Кучма, представители отечественных и зарубежных авиационных кругов, а также гости и представители многочисленных СМИ. Вскоре после открытия прозвучали и первые экспертные оценки - по качеству натурной экспозиции украинский авиамузей достоин занять место в десятке лучших европейских музеев. Развитие экспозиции Государственного музея авиации Украины постоянно продолжается. Бережно хранится существующая техника, отыскиваются новые экспонаты, доставляются в музей, где бережно реставрируются и занимают свое достойное место в коллекциях. Одновременно с этим формируется и упорядочивается архивный фонд, налаживается сотрудничество с авиационными организациями по всему миру.

Государственный музей авиации Украины (Жуляны)















































































































































Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    9 ноября 2013 08:39
    Доброе утро всем hi

    цитата-Государственный музей авиации Украины (Жуляны) является самым молодым и, вместе с тем, крупнейшим историко-техническим музеем страны. Он был создан в 2003 году, увенчав своим открытием крупнейшую дату – 100-летие мировой авиации.

    видео в тему
    1. Anthony
      +6
      9 ноября 2013 12:29
      Государственный музей авиации Украины[/quote]


      Очень хорошая сборка машин. Есть даже уникальные модели. Радует что не бросают все это, а восстанавливают и показывают.
      На теретории Харьковского авиационного завода и на теретории Института авиационного, рядом который возле ХАЗа тоже есть музеи. Но они не доступны для простых людей. Можно увидеть только на дни открытых дверей.
      1. bereg
        0
        10 ноября 2013 21:59
        очень понравилось особенно состояние техники, 160 отдайте
        1. White
          0
          17 ноября 2013 15:34
          160-го там и нет почему всунули фото вообще не понятно. Так что не кипишуйте.
    2. +1
      9 ноября 2013 14:37
      Цитата: Apollon
      Доброе утро всем

      это не честно! вы все просыпаетесь! когда мы идем на работу! шо за не уважение! hi
      1. Турик
        -1
        11 ноября 2013 11:00
        Судя по фото, количество экземпляров экспозиции превышает парк ВВС Украины.
        Причем судя по виду "образцов" их состояние даже лучше чем в большинстве частей.

        А вот 160 жалко, не для того машина делалась что бы детишек веселить. Ее призвание - наводить ужас одним своим видом и фактом присутствия на супостатов.
  2. makarov
    +6
    9 ноября 2013 08:54
    Музей- это очень хорошо и благородно, как сохранение памяти для потомков. Автору материала благодарность за труд.
    1. +3
      9 ноября 2013 11:40
      Что сказать,молодцы,есть люди на украине заинтересованные в авиационной составляющей государства.Экспозиция в целом производит очень хорошее впечатление,ее состояние явно лучше монинской.Особой чертой музея можно назвать демонстрацию интерьера машин.Согласен с автором,есть уникальные машины,(мне больше всего преглянулся Бе-6).На мой взгляд есть и такие которых там быть просто не должно(я про ТУ-160),создать такую машину сейчас,россия врядли сможет,и каждый борт на счету,пусть даже не летный.С репликами беда,что впрочем характерно для музеев на всей территории бывшего СССР.Остается пожелать соседям сохранять состояние экспонатов на сегодняшнем уровне,увеличивая количество крытых экспозиций.
  3. +4
    9 ноября 2013 09:00
    Автору спасибо за интересную статью.
  4. +4
    9 ноября 2013 10:15
    двигатели в разрезе под открытым небом - недолго протянут. Подборка техники хорошая .
    1. +5
      9 ноября 2013 11:52
      В движках практически нечему ржаветь.Стальные трубки и те с анодированным покрытием.
  5. +1
    9 ноября 2013 11:55
    Техника, судя по фото, в хорошем состоянии. Это радует.
    Автору спасибо.
    Кстати, а что там за ЯК-3? модификацию не определил.
  6. 0
    9 ноября 2013 11:55
    Техника, судя по фото, в хорошем состоянии. Это радует.
    Автору спасибо.
    Кстати, а что там за ЯК-3? модификацию не определил.
  7. +2
    9 ноября 2013 12:05
    Кто знает,вот это что за АЭРОПЛАНчик...
    1. алекс 241
      +2
      9 ноября 2013 12:10
      Изделие 181 — экспериментальный летательный аппарат, разработанный в АНТК имени Олега Антонова, в Киеве в конце 1980-х годов.
      Особенностью самолета является необычная форма крыльев арочной констрВ 1991 году, на авиашоу в Гостомеле, «Изделие 181» было единственный раз продемонстрировано широкой публике. В рамках действующей двусторонней программы между музеем Жуляны и ГП «Антонов» по созданию титульной коллекции самолетов «АН», в июле 2010 года в музей был передан построенный в единственном экземпляре и находящийся в прекрасном состоянии самолет «Изделие 181».
      1. 0
        9 ноября 2013 12:19
        Саш... hi
        Жаль,в чем то этот аэроплан-чик мог стать полноценной заменой Ан2 , но больше всего нравятся "моторчики",как "игрушечные",сколько же они потребляют горючего?
        1. алекс 241
          +2
          9 ноября 2013 12:53
          Часовой расход топлива и масла

          Режим работы двигателя
          Номинальный
          Крейсерский
          Топливо
          л/час
          34,5
          28,6
          Масло
          л/час
          0.4
          -
  8. +2
    9 ноября 2013 12:11
    Ан 71 - данная машина создавалась как замена Ту-126. Первоначально планировалось создать самолёт на основе имеющихся транспортных машин: Ан-32, Ан-12, Ан-72; или создание специального носителя. Однако было принято решение о создании на базе перспективного Ан-72. Первый полёт опытного Ан-71 состоялся 12 июля 1985 года.
    Самолёт предназначен для обнаружения, сопровождения воздушных, наземных и надводных целей, на удалении до 350 км и высотах от 0 м до 30 км. Одновременно может сопровождаться до 120 целей. В задачи группы операторов на борту самолёта входило не только обнаружение и сопровождение целей, но, также и управление авиационными силами. При применении с авианосца самолёт мог управлять и корабельной группировкой (Аналогично американскому E-2). Большая высота самолёта и невозможность уменьшения её при стоянке не позволили включить Ан-71 в состав авиакрыла строящегося тогда советского авианосца «Ульяновск», и уж, тем более, не было смысла включать его в состав авиагруппы ТАВКР «Тбилиси» (сейчас «Адмирал флота СССР Кузнецов») из-за отсутствия на нём катапульты.
  9. -5
    9 ноября 2013 12:46
    "Незалэжная", это вообще музей всего того что было "под открытым небом" !
  10. Ofellon
    +2
    9 ноября 2013 14:56
    что то новое добавили с момента моего обучения там надо приехать посмотреть))и всем советую там побывать.в некоторые самолёты можно зайти посидеть поклацать))
  11. Akim
    +2
    9 ноября 2013 15:46
    Класнючие фотки!
    1. +1
      10 ноября 2013 19:11
      Цитата: Akim
      Класнючие фотки!

      Действительно ,широкая экспозиция.
      Но её(как и большинства других в СНГ) "минус" в том,что техника круглогодично находится под открытым небом, испытывая на себе все "прелести" экологии.
      Для сохранения подчас уникальных образцов необходимы соответствующие условия хранения.
  12. +5
    9 ноября 2013 15:55
    Меня всегда возмущала. Почему В Советском Союзе в стране с Великой Авиационной историей имелся только один Авиационный музей в Монино в который в Советское время попасть было не возможно да и сейчас этот музей НАЛАДОМ дышит.Почему в 7 миллионном Израиле под гордом Бершева на авиабазе развернут великолепный авиационный музе к стати там выставлена и Советская авиационная техника. Украинским любителям авиации можно только по доброму позавидовать. БРАВО.
  13. +2
    9 ноября 2013 19:24
    Музей это конечно здорово. Но почему то не оставляет ощущение как на кладбище... Может быть потому что я ещё застал время когда всё это не было только музеем?
  14. +1
    9 ноября 2013 19:28
    Сильна была советская власть.
  15. Marek Rozny
    +1
    9 ноября 2013 20:02
    Украинцы - респект! Даже просто фотографии поразили! Жаль, что в КЗ нет ничего подобного, ну да ладно. Еще раз примите мое восхищение вашим музеем!
    З.Ы. Честно говоря, я думал в Украине везде бардак и разруха, и я совсем не ожидал увидеть такой прекрасный музей, тем более созданный совсем недавно. Все, кто имел отношение к его созданию - молодцы и еще раз молодцы!
    1. Akim
      +1
      9 ноября 2013 20:29
      Цитата: Marek Rozny
      Честно говоря, я думал в Украине везде бардак и разруха,

      А у нас еще есть нечего...
      Ну ладно, это политика. В сторону ее. В мае обязательно туда поеду, после этих фото, хочу увидеть все в живую.
  16. +3
    9 ноября 2013 23:37
    Интересуюсь давно...Почему ни кто не скидывает информацию о Научно Техническом Музее Тольятти-собраны уникальные образцы науки и техники......
  17. +2
    10 ноября 2013 15:20
    Молодцы украинцы. Бережное отношение к советскому авиационному прошлому вызывает чувство глубокое уважение!
  18. +1
    10 ноября 2013 16:12
    Экспонаты замечательные, но хранение... как впрочем и в России. Надо потихонечку самолеты под крышу переводить если хотим сохранить их на долго, особенно все полотняно-деревянные ( а если их еще и в летное состояние привести...)
  19. +1
    10 ноября 2013 17:09
    Всё дело в желании и энергии.
    Ещё в СССР руководитель города в пионерский лагерь навёз столько техники - от самолётов, танков, САУ, пушек, гаубиц до береговых орудий... Часть попала и в город.
    А в 90-е - гордской Ил-28 выкупили у администрации и на цветмет...
    А пионерский лагерь отстоял всю технику.
    А с Монино - да, так мечтал в детстве туда попасть...
    Украинцам - спасибо и удачи в продолжении .
  20. +1
    10 ноября 2013 21:24
    оч познавательная статья, огромное спасибо!
    многие модели узнаваемы, однако как помогли бы подписи к фоткам... четверых так и не узнал...
  21. +1
    10 ноября 2013 23:01
    Спасибо за репортаж!
    Судя по фотографиям, техника в очень достойном "музейном" состоянии. Молодцы!
  22. +2
    11 ноября 2013 00:10
    Автору - спасибо! Однако, тем, кто живёт пока ещё, вернее, жив пока ещё на Украине, всё это несколько напоминает кладбище. Не потому, что эти летательные аппараты отслужили своё и нашли здесь покой, а потому, что ничего подобного здесь уже НИКОГДА не будет создано. Странно, что на самолётах ещё нет фашистской свастики, символики ОУН-УПА или слоганов типа "Под патронатом такого-то". Прошу меня простить за сарказм и пессимизм, но опыт 22-летнего проживания в условиях неЗависимости не оставляют другого выбора.
  23. ded_73
    0
    11 ноября 2013 10:51
    Маленькое дополнение. Музей расположен не только на базе КИИГА, но и на площадях учебного аэродрома не менее легендарного учебного заведения - Киевского высшего военного авиационного инженерного училища (КВВАИУ). На плане - это верхняя левая часть, большая. И часть военной техники, это именно училищная, причем очень редкая. Это и Ту-22М0, и Су-25, получивший колоссальное повреждение в Афганистане, но отремонтированный и долетевший до Киева на вечную стоянку. В ангаре был и препарированный Су-27, второй (!) экземпляр. Именно первые экземпляры, в серию не пошедшие... И еще очень много другуго.
  24. Сирйожа
    0
    11 ноября 2013 11:00
    Интересно! Надо бы посетить!
    Вот только очень расстраивает отсутствие каких-либо подписей в музее с названиями техники и т.д. Или они просто не попали на фото?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»