Последние огнеметные танки Советского Союза

В тридцатых годах Советский Союз начал работы над огнеметными танками и к моменту начала Великой Отечественной войны в частях находилось некоторое количество таких боевых машин. После начала войны работы в этом направлении продолжились, результатом чего стало появление нескольких новых моделей огнеметных танков, произведенных достаточно большой серией. Танки, вооруженные огнеметами, оказались полезными для выполнения ряда специфических задач, благодаря чему интерес к ним сохранился и после окончания Великой Отечественной войны. Уже во второй половине сороковых годов стартовали первые проекты, в ходе которых предполагалось создать отвечающие современным требованиям огнеметные танки. Как позже оказалось, три проекта подобной техники, созданные в пятидесятых годах, оказались последними в истории советского танкостроении.

«Объект 481» – ОТ-54


Попытки оборудовать средний танк Т-54 огнеметом начались еще в 1946 году. Первоначально предполагалось использовать автоматический огнемет АТО-42, созданный для имевшихся на вооружении танков. Рассматривались два варианта размещения этого оружия: в башне или в корпусе. Первый вариант обеспечивал большую эффективность применения, но при этом усложнял компоновку боевого отделения, а второй был проще, но при этом не позволял быстро переносить огонь. В результате анализов и сравнений было принято решение установить огнемет в башне танка. Кроме того, заказчик в лице министерства обороны пожелал получить новый огнемет.



В середине 1948 года на харьковском заводе №75 было образовано специальное конструкторское бюро СКБ-1, в задачи которого включили создание перспективных проектов, в том числе огнеметных танков. Дальнейшие работы в этом направлении велись харьковскими конструкторами при активном участии смежных предприятий. Уже в феврале 1951 года на испытания были предъявлены два прототипа огнеметного танка «Объект 481». Испытания показали, что требуется дальнейшая доработка проекта.

В ходе доработки новый огнеметный танк сохранил основные черты первого варианта проекта, которые в итоге дошли до серийного производства. При этом он имел ряд отличий, касавшихся в первую очередь вооружения и сопутствующих систем. При переделке среднего танка Т-54 в огнеметный вариант конструкция боевой машины претерпела минимальные изменения, коснувшиеся лишь компоновки внутренних объемов. Так, на месте передней боеукладки на 20 снарядов и дополнительного топливного бака разместили 460-литровую емкость для огнесмеси, термодатчик и несколько агрегатов противопожарного оборудования. Заливать и сливать горючую жидкость предполагалось через горловины, прикрытые небольшими лючками в крыше и днище корпуса.

Во всех вариантах проекта «Объект 481» автоматический пороховой огнемет размещался в башне, рядом с орудием. Из-за этого танк лишился спаренного с пушкой пулемета СГМТ. На опытных образцах перспективного танка использовались огнеметы моделей АТО-42 и АТО-49. Кроме того, разные прототипы огнеметного танка оснащались системами зажигания различных типов.

Первый опытный образец танка «Объект 481», вышедший на испытания в 1951 году, нес спаренный с орудием огнемет АТО-42. Габариты огнемета потребовали доработать башню, приварив на ее лобовую часть трубчатый кожух, защищавший выступающие части огнемета. Испытания первого прототипа перспективной машины показали его неоднозначные характеристики. Из-за установки емкости для огнесмеси боекомплект орудия сократился до 24 снарядов. Кроме того, огнемет был установлен вместо спаренного с пушкой пулемета, что соответствующим образом сказалось на возможностях боевой машины при действиях против пехоты. Возимого запаса огнесмеси хватало на 28-30 выстрелов, причем максимальная дальность метания горючей жидкости не превышала 100-110 метров. Подобные характеристики в целом устраивали заказчика, однако в начале пятидесятых годов военные пожелали получить огнемет новой модели.

Второй опытный образец оборудовали новым автоматическим огнеметом АТО-49 с электробензиновой системой зажигания. Общая компоновка внутренних агрегатов корпуса и башни второго прототипа соответствовали компоновке первого опытного образца. При этом боекомплект орудия сократился до 19 снарядов, а огнемета – до 20 выстрелов. Во время испытаний претензии вызвала электробензиновая система зажигания, не обеспечившая требуемую надежность работы. В связи с этим огнемет АТО-49 вскоре получил новую систему зажигания.

К 1953 году завершилась доработка первой версии проекта «Объект 481», результатом которой стало строительство сразу пяти опытных образцов, вооруженных огнеметами АТО-49 с пиротехнической системой зажигания. Новый огнемет состоял из нескольких основных частей: резервуара, казенника, задвижки, насадки, воздушной системы и системы зажигания. Перед выстрелом электрическая система управления при помощи двух 10-литровых баллонов со сжатым воздухом подавала в резервуар 20 литров огнесмеси АП-7 (смесь бензина и керосина с добавкой ксиленола и загустителя ОП-2). Одновременно с этим в соответствующие каморы подавались пороховой и пиротехнические патроны. При нажатии на кнопку спуска первым происходило воспламенение пиротехнического патрона. Струя огня выводилась перед насадкой огнемета. Через 0,1-0,2 секунды после этого происходило воспламенение порохового патрона и образующиеся газы, толкая поршень, отжимали задвижку и выбрасывали огнесмесь через насадку. После выстрела резервуар и насадка продувались сжатым воздухом.

Система с пиротехническим зажиганием, не сильно усложнив конструкцию автоматического огнемета, обеспечила достаточную надежность его работы. 460-литрового бака огнесмеси хватало на 20 выстрелов. Такое же количество пиротехнических и пороховых патронов размещалось в магазинах огнемета. На испытаниях третий прототип танка «Объект 481» смог достичь максимальной дальности метания смеси около 160 метров. Практическая скорострельность не превышала 7 выстрелов в минуту, хотя при необходимости экипаж мог стрелять с большим темпом, что, однако, приводило к быстрому расходу и без того небольшого запаса огнесмеси.

Сохранение емкости бака для огнесмеси на уровне 460 литров не позволило оставить большой боекомплект ствольных вооружений. Так, на третьем прототипе и последующих опытных машинах в укладках помещалось лишь 19 снарядов для пушки. В коробах курсового пулемета уместилось 1500 патронов. Конструкция бронированного корпуса и башни подверглась незначительным изменениям, связанным с установкой нового оборудования. Одновременно с этим пришлось доработать электросистему базового танка Т-54 в связи с использованием электрических агрегатов огнемета, а также добавить в состав противопожарного оборудования дополнительные баллоны с углекислотой и еще одну форсунку. Экипаж огнеметного танка соответствовал экипажу базовой машины и состоял из четырех человек. Для стрельбы из огнемета установили дополнительный телескопический прицел ТШ-19, использовавшийся еще в самом первом варианте проекта «Объект 481». Оборудование танка позволяло вести прицельную стрельбу из огнемета только с места.

В последних месяцах 1953 года харьковские конструкторы предъявили на испытания сразу пять новых огнеметных танков. Доработки базового среднего танка Т-54 не оказали значительного влияния на подвижность огнеметной машины. При этом новая разработка продемонстрировала высокие огневые характеристики, заинтересовавшие военных. В 1954 году огнеметный танк «Объект 481» получил официальное наименование ОТ-54 и был принят на вооружение. В некоторых источниках упоминается альтернативное обозначение танка Т-54-АТО. Огнемет АТО-49 тоже получил новый индекс – АТО-1. Серийное строительство новых огнеметных танков велось на харьковском заводе №75, а также на заводе №174 (Челябинск). За несколько лет два предприятия построили всего 110 огнеметных танков. Столь малое их количество было обусловлено специфической тактической ролью бронемашин этого класса.




«Объект 482» – ТО-55

После принятия на вооружение танка ОТ-54 сотрудники харьковского СКБ-1 продолжили развитие танковых огнеметов. Уже в 1955 году появился предварительный проект новой системы, способной метать горючую жидкость на расстояние до 200 метров. Дальность стрельбы была закреплена в названии проекта – АТО-200. В 1956 году начались испытания первого опытного образца нового оружия, а еще через два года был собран прототип нового огнеметного танка, вооруженного АТО-200.

При проектировании нового огнеметного танка «Объект 482» использовался тот же подход, что и в предыдущем проекте. В качестве основы для боевой машины взяли средний танк Т-55 (в некоторых источниках упоминается, что в испытаниях применялась машина на базе Т-54), на котором с минимальными доработками конструкции установили автоматический огнемет. Огнемет разместили в башне, на месте спаренного пулемета. Интересной особенностью новой версии огнеметного танка стал двухплоскостной стабилизатор вооружения, который обеспечивал стрельбу в движении как из пушки, так и из огнемета. Части огнемета АТО-200, выведенные за пределы башни, прикрыли цилиндрическим кожухом. Бак для огнесмеси емкостью 460 литров остался на прежнем месте – рядом с отделением управления.




Новый огнемет АТО-200 представлял собой дальнейшее развитие АТО-1, но при этом имел ряд отличий. В первую очередь необходимо отметить использование резервуара большей емкости – объем одного выстрела увеличился до 35 литров. Принцип действия механизмов огнемета остался прежним. Сохранение емкости бака огнесмеси сказалось на количестве возможных выстрелов. Огнемет АТО-200 на одной заправке горючей жидкостью и с одним комплектом патронов мог сделать лишь 12 выстрелов. Количественные недостатки боекомплекта компенсировались качественными, а именно большим объемом выбрасываемой горючей жидкости и большей дальностью ее метания. Максимальную дальность стрельбы довели до требуемых 200 метров.

Помимо большего резервуара огнемет АТО-200 получил новую электросистему на основе реле, сделавшую его по-настоящему автоматическим. Наводчику или командиру танка теперь требовалось лишь наводить оружие на цель и нажимать кнопку спуска. Все необходимые операции производились автоматически. Характерной особенностью огнемета АТО-200 стала возможность стрельбы очередями. Электрическая система управления огнемета позволяла экипажу танка делать несколько выстрелов подряд, удерживая кнопку спуска. В случае с огнеметом АТО-1 для этого требовалось делать серию нажатий. Автоматика АТО-200 самостоятельно определяла, в каком режиме собирается стрелять экипаж и работала соответствующим образом. Максимальная скорострельность нового огнемета равнялась 8 выстрелам в минуту.

Боевая масса и основные характеристики танка «Объект 482» остались на уровне базового Т-55. Однако боекомплект ствольного вооружения, как и в случае с ОТ-54, был сокращен. В доработанных укладках разместили 25 снарядов для пушки и 750 патронов для курсового пулемета.

Испытания огнеметного танка «Объект 482» начались в 1958 году. Новый огнемет к этому времени был доработан и испытан отдельно, что положительным образом сказалось на ходе проекта. В январе 1960 года «Объект 482» приняли на вооружение под названием ТО-55, однако серийное производство началось позже. Первая партия из 10 серийных машин была собрана только в 1961 году. В это время военные начали сомневаться в целесообразности разработки и строительства огнеметных танков. В армиях потенциальных противников широкое распространение получили ручные противотанковые гранатометы, а также появились первые ракетные комплексы, предназначенные для уничтожения бронемашин. Все эти противотанковые средства имели эффективную дальность стрельбы, не уступающую или даже превосходящую возможности огнемета АТО-200. Отсутствие спаренного с орудием пулемета тоже стало предметом споров, поскольку могло ощутимо снизить эффективность танка при борьбе с пехотой. Из-за этого танки ТО-55 строились небольшими сериями. Всего было собрано 830 таких машин.



«Объект 483»

После окончания конструкторских работ по проекту «Объект 482» инженеры СКБ-1 занялись новым проектом огнеметного танка на базе Т-54/55. На этот раз планировалось увеличить боевые возможности огнемета до уровня, ограниченного лишь характеристиками имеющихся огнесмесей. Расчеты показали, что свойства горючих жидкостей марок ББУ и СКС-15 позволяют делать залпы объемом до 100 литров и стрелять на дальность не менее 200-250 метров. Подобные цифры выглядели многообещающе, что привело к началу проекта «Объект 483».

В качестве основы для перспективного огнеметного танка была взята боевая машина модели Т-54Б. Однако, в отличие от предыдущих проектов, огнемет должен был стать не дополнительным оружием танка, а основным. Его предлагалось установить вместо 100-мм орудия. Новый огнемет ОМ-250 смонтировали на доработанных цапфах пушки. Снаружи башни насадка огнемета закрывалась трубчатым кожухом. Бак для огнесмеси емкостью 1600 литров разместили в боевом отделении, справа от огнемета. Он монтировался на амортизаторах и поворачивался вместе с башней. Заправочная горловина бака находилась под правым люком на крыше башни. Для обеспечения оптимального температурного режима работы огнемета в кормовой части башни сделали отверстие, в котором поместили вентилятор.



Ввиду отсутствия свободного места в башне, заимствованной у танка Т-54Б без крупных изменений конструкции, огнеметная боевая машина лишилась спаренного пулемета. Амбразура пулемета отсутствовала, а амбразуру прицела уменьшили в соответствии с возможностями огнемета. Тем не менее, новый огнеметный танк «Объект 483» нес курсовой пулемет СГМТ, расположенный в лобовом листе корпуса. Отсутствие орудия позволило исключить из экипажа заряжающего. Работой огнемета должны были управлять наводчик и, при необходимости, командир танка.

Конструкция огнемета ОМ-250 представляла собой дальнейшее развитие АТО-200 с поправкой на больший объем метаемой смеси. Одной заправки бака для огнесмеси хватало на 14 выстрелов. Столько же патронов с пиротехническим и метательным зарядом размещалось в барабанных магазинах огнемета. Автоматика огнемета, используя уже опробованный и освоенный способ работы, позволяла делать до пяти выстрелов в минуту как одиночными, так и очередями. В проекте огнемета ОМ-250 использовались технические решения, созданные при разработке АТО-1 и АТО-200. Из-за этого конструкция огнемета не позволяла применять сравнительно мощные пороховые патроны. Максимальная скорость метания огнесмеси, из-за ограничений по прочности, ограничивалась 100 метрами в секунду. В связи с этим максимальная дальность стрельбы не превышала 250-270 метров.

Разработка проекта «Объект 483» заняла несколько месяцев. Уже в конце 1959 года завод №75 приступил к строительству первого опытного образца. Только в 1961 году прототип перевезли на полигон НИИБТ, после чего начались его испытания. По своим огневым характеристикам новый огнемет ОМ-250 превосходил все существовавшие на тот момент виды оружия своего класса, однако не обошлось без претензий. Как и в случае с «Объектом 482»/ТО-55 некоторые сомнения вызвала эффективность использования огнемета против живой силы и незащищенной техники противника в свете широкого распространения пехотных противотанковых средств. Кроме того, снова негативно проявилось отсутствие спаренного с основным оружием пулемета, из-за которого новый танк мог поражать цели на дальности не более 250-270 метров. Наконец, огнемет ОМ-250 занял место орудия, из-за чего «Объект 483», имея большую дальность метания огнесмеси, проигрывал предшественникам в суммарной огневой мощи всего вооружения. Министерство обороны посчитало, что принятие на вооружение нового танка нецелесообразно. В 1962 году проект «Объект 483» был прекращен. Единственный построенный прототип сейчас хранится в музее бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.

Последние огнеметные танки Советского Союза


Последние в своем классе

«Объект 483» стал последним отечественным огнеметным танком. Совокупность характеристик машин этого класса не позволяла эффективно поражать цели на поле боя предполагаемой полномасштабной войны. Кроме того, использование большого бака с огнесмесью соответствующим образом сказывалось на живучести танка. Наконец, появление новых вооружений для пехоты значительно увеличило риски при атаке живой силы противника. В результате огнеметные танки ОТ-54 и ТО-55 были построены в сравнительно небольшом количестве: менее одной тысячи машин двух моделей.

Специфическая тактическая роль огнеметных танков плохо укладывалась в предполагаемый характер будущих вооруженных конфликтов. В связи с этим подобная техника не получила большого распространения. Больше того, уже в начале шестидесятых годов были прекращены все работы в этом направлении. Бесперспективный огнеметный танк «Объект 483», которому предшествовали строившиеся серийно ОТ-54 и ТО-55, стал последней отечественной бронемашиной своего класса.


По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://pro-tank.ru/
http://tankinfo.ru/
Ардашев А.Н. Огнеметно-зажигательное оружие. – М.: Астрель/АСТ, 2001
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти