Американская опытная САУ T92

4
T92 — одна из самых мощных самоходных артиллерийских установок середины XX века. Разработана в США в конце Второй мировой войны. Серийно данная 240-мм САУ никогда не выпускалось, всего было изготовлено 5 опытных образцов данной машины. Сегодня данная артиллерийская установка знакома многим, кто хотя бы немного играл в World of Tanks. И хотя в реальности ей не удалось поучаствовать в боевых действиях, все желающие могут убедиться в мощи данной САУ на полях виртуальных сражений. В целом белорусская онлайн-игра, как бы к ней не относились, сделала очень важную вещь — популяризировала бронетехнику периода Второй мировой войны, вызвала у людей интерес не только к различным разработкам инженеров СССР, Германии, США, Франции, Великобритании, но и к истории того периода.

После принятия на вооружение в начале 1945 года тяжелого танк Т26Е3, более известного как М-26 Pershing, в США начались обсуждения предложений о создании целой серии образцов бронетехники на базе единых шасси, комплектов агрегатов и узлов данного танка. Имеющаяся на вооружении американской армии 240-мм буксируемая гаубица М1918 признавалась военными не особенно удачной разработкой, по причине трудностей с передвижением столь массивной гаубицы по местности, а имеющийся в США опыт по установке 155-мм пушек на шасси танков серии М3/М4 наглядно демонстрировал, что на основе тяжелого танка Т26ЕЗ можно будет создать 240-мм САУ. Также шасси данного танка предполагалось использовать для установки на него 8-дюймовой (203-мм) пушки. При этом модель с 240-мм гаубицей получала индекс Т92, а с 8-дюймовой пушкой Т93. Также в планах американских инженеров было создание штурмового танка Т26Е5, транспортеров и ряда других машин. Работы по проектированию Т92 были одобрены в марте 1945 года, после этого компания Chrysler (Детройтский арсенал) получила заказа на выпуск 4 опытных машин, всего было построено 5 САУ T92.

Американская опытная САУ T92

Первая самоходная гаубица была готова уже в начале июля 1945 года, после проведения серии испытаний, которые состоялись на Абердинском полигоне, САУ была направлена в Форт Брэгг для проведения испытаний Артиллерийским комитетом. Одновременно с этим военные оформили заказ на Т93. Две из первых четырех опытных машин Т93 были переданы военным к сентябрю 1945 года. К этому момент все военные заказы были приостановлены по причине окончания войны с Японией. Всего к этому моменту Детройтский арсенал полностью собрал 5 САУ Т92 и еще 2 САУ Т93. Проведенные в США испытания продемонстрировали, что две этих тяжелых САУ были бы идеальным оружием для разрушения глубоких укрытий и бункеров противника при ведении боевых действий на тихоокеанских островах.

САУ Т92 и Т93 в первую очередь создавались для использования в предстоящей высадке на Японские острова (в рамках операции «Downfall»), где предполагалась очень высокая насыщенность японской обороны разнообразными железобетонными сооружениями. Решение о запуске данных САУ в серийное производство было принято еще в марте 1945 года. Всего планировалось собрать 115 САУ Т92 и 58 Т93, но до окончания Второй мировой войны серийное производство данных САУ развернуто не было.

Для проведения испытаний на знаменитом Абердинском полигоне первый образец Т92 поступил только в июле, а Т93 в сентябре 1945 года. Из-за различий в весе используемых артсистем боевая масса Т93 оказалась даже выше и составила 66 300 кг., что, впрочем, незначительно отразилось на технических характеристиках САУ. Оба прототипа прошли серию испытаний успешно, при этом САУ просто запоздали на фронт. После завершения войны интерес к данному проекту очень сильно ослаб, кроме того, американской армии вполне хватало и не менее удачных САУ типа М40 и М41 уже находящихся на вооружении. При этом почти все собранные образцы были отправлены на переплавку за исключением единственного экземпляра Т92, который был превращен музейный экспонат Детройтского арсенала.


Обе самоходных артиллерийских установки использовали большое количество агрегатов и узлов танка T26E3, тот же двигатель, трансмиссию и подвеску. При этом в отличие от тяжелого танка ведущие колеса на САУ располагались спереди, а не сзади. Обе самоходки обладали одинаковым облегченным шасси, которое было перекомпоновано, в корме был установлен сошник. Вооружение САУ T92 и T93 было взаимозаменяемым. При разработке данных артиллерийских систем американские инженеры опирались на опыт, накопленный при разработке САУ T84. Большие габариты устанавливаемых орудий заставили добавить по 1-му опорному катку с каждого борта и удлинить корпус по сравнению с танком T26E3. Таким образом, на каждый борт приходилось по 7 опорных катков, имеющих индивидуальную торсионную подвеску, а также 6 поддерживающих роликов. Переднее колесо было ведущим, заднее направляющим.

Также конструкторам удалось облегчить конструкцию за счет ослабления уровня бронезащиты, наиболее толстое бронирование САУ не превышало 1 дюйма (2,54 см). Обе САУ получили двухгребневую гусеницу T80E1, которая довольно часто расширялась силами экипажа при помощи установки 5-дюймовых шпор. Гусеница собиралась из 94 металлических траков обладающих шириной 609 мм. и шагом в 152,4 мм., траки оснащались специальными резинометаллическими шарнирами. Установка расширенных гусениц снижала давление на грунт, что положительно сказывалось на проходимости и подвижности машины.

Как и на тяжелом танке T26E3, новые САУ имели сразу по 2 водителя. На машине имелись водитель и его помощник, каждый из которых имел свои механизмы управления. У каждого из водителей была своя башенка с установленными в ней 3-мя смотровыми блоками. Данные башенки размещались на лобовом листе корпуса, который имел наклон в 72 градуса от вертикали. Полный экипаж артиллерийской установки включал в себя 8 человек. Помимо 2-х водителей, в экипаж входило еще 6 человек, которые располагались по бокам от орудия в задней части САУ. При этом ни на T92, ни на и T93 не предполагалось перевозить боеприпасы. Планировалось, что установки будут сопровождаться специальными транспортерами T31, которые были приспособлены под транспортировку 240-мм и 203-мм боеприпасов. Специально для данных САУ американские инженеры разрабатывали выстрелы с бетонобойными снарядами.


Испытания, которые были проведены на Абердинском военном полигоне, продемонстрировали, что данные САУ идеально подходят для разрушений долговременных огневых точек и всевозможных бункеров противника. При этом были отмечены и недостатки машины. В частности была выявлена потребность в установке на машину более мощного двигателя. Поэтому было принято решение о том, что разработка новых САУ должна основываться на компонентах силовой установки серии новых тяжелых танков Т29, Т30 и Т32, которые в свою очередь в это время сами находились лишь на стадии проведения испытаний. Относительным недостатком системы можно было считать небольшой возимый боекомплект, который состоял всего из 6 снарядов.

Конструкция двух САУ Т92 и Т93 во многом была аналогична, за исключением используемых артиллерийских систем. Корпус САУ обладал компоновкой с передним расположением трансмиссии, также в передней части располагалось отделение управления. Моторный отсек находился в середине самоходки, а в корме — боевой отсек. Трансмиссия гидравлического типа была заимствована от тяжелого танка Першинг и включала в себя следующие элементы конструкции: 3-ступенчатый гидротрансформатор, 3-скоростная планетарная коробка передач, обладающая сервогидравлическим управлением, первичный планетарный редуктор, двойной дифференциал Cletrack, а также одноступенчатые бортовые передачи. Силовая установка САУ состояла из 8-цилиндрового бензинового двигателя Ford GAF развивавшего максимальную мощность в 500 л.с. при 2600 об/мин.

Орудие монтировалось в корме корпуса в специальной П-образной надстройке с противопульным бронированием (броня 12,7 мм). Скорострельность 240-мм гаубицы составляла 1 выстрел в 3 минуты. Огонь велся в основном с использованием осколочно-фугасных снарядов, которые обладали максимальной дальностью стрельбы до 23 065 метров. Для 203-мм орудия данный показатель был больше и составлял 32 584 метра. Также мог использоваться специальный бетонобойный снаряд. Для уменьшения уровня отдачи в момент выстрела на кормовом бронелисте был смонтирован ковшевой упор, который в боевом положении опускался на землю.


Как уже писалось выше, экипаж САУ T92 состоял из 8 человек: водителя, помощника водителя, командира, наводчика и 4-х заряжающих. В отделении управления самоходки располагались рабочие места водителя и его помощника, остальные члены экипажа размещались в боевом отделении. Для защиты от возможных атак вражеской пехоты в боевой рубке в специальной укладке имелись 7,62-мм карабины.

Тактико-технические характеристики САУ T92:
Габаритные размеры: длина — 8534 мм, ширина — 3353 мм, высота — 3068 мм, клиренс — 508 мм.
Бронирование — 13-25 мм.
Масса — 63 т.
Вооружение — 240-мм гаубица Howitzer M1.
Боекомплект — 6 выстрелов.
Скорострельность — 1 выстрел в 3 минуты.
Силовая установка: V-образный 8-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Ford GAF мощностью 500 л.с.
Скорость хода по шоссе — 24 км/ч.
Запас хода по шоссе — до 128 км.

Источники информации:
—http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/bronetehnika/5139-opytnaia-say-t92-ss.html
—http://all-tanks.ru/content/samokhodnaya-gaubitsa-t92-240mm
—http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/spg_t92.htm
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. makarov
    +7
    5 ноября 2013 09:44
    Да. Их тоже не обошла МОНСТРАЦИЯ.
  2. MOPKOBKA2000
    +1
    5 ноября 2013 14:43
    сводится долго smile
  3. Romanychby
    -2
    5 ноября 2013 16:02
    Арта карает:)
  4. -2
    5 ноября 2013 21:31
    Жутко косая арта
    1. Komandir_T-72
      0
      9 ноября 2013 18:25
      разброс жесткий впрочем как и у немецких начиная с гв тигра П))
  5. 0
    6 ноября 2013 12:00
    Почти все развитые страны в период Второй Мировой пытались установить гаубицу для разрушения укреплений на самоходное шасси, и ни у кого нормально не получилось.