Российско-французские проекты боевых бронированных машин

Одной из главных новинок выставки Russian Arms Expo-2013, прошедшей в конце сентября, оказалась перспективная боевая машина пехоты тяжелого класса «Атом». Эта БМП стала результатом сотрудничества российских и французских специалистов. Французские компании Renault Trucks Defense и Nexter Systems, российское предприятие «Уралвагонзавод» и ЦНИИ «Буревестник», используя имеющиеся наработки, создали перспективную боевую машину, которая может быть интересна большому количеству потенциальных заказчиков. Необходимо отметить, что проект «Атом» не является первым или единственным результатом российско-французского сотрудничества в области разработки боевых бронированных машин. Подобные проекты начали появляться еще несколько лет назад.

VBL Kornet

В середине прошлого десятилетия французская компания Panhard и российское Конструкторское бюро приборостроения (КБП) продемонстрировали на нескольких международных выставках вооружений и военной техники свою новую совместную разработку. В ходе совместного проекта французская и российская организации использовали уже имеющиеся наработки, что позволило создать сравнительно простую боевую машину, способную эффективно бороться с бронетехникой и укреплениями противника.


Российско-французские проекты боевых бронированных машин


Проект под названием VBL Kornet подразумевал использование бронеавтомобиля VBL французского производства в качестве носителя российского боевого модуля «Квартет» с противотанковыми ракетами. Базовый броневик при установке боевого модуля не претерпел никаких изменений, благодаря чему его характеристики остались на прежнем уровне. Боевая машина VBL Kornet могла разгоняться на шоссе до 95 км/ч и перевозить до четырех человек, включая водителя. Защита корпуса базового броневика соответствовала первому уровню стандарта НАТО STANAG 4569: бронелисты защищали экипаж от винтовочных пуль калибра 7,62 мм.

Проект VBL Kornet подразумевал установку на французский броневик российского боевого модуля. Боевой модуль «Квартет» фактически представляет собой пусковую установку противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Э», конструкция которой изменена для установки на технику различных типов. На погон базовой машины устанавливается поворотная платформа, служащая основанием для всех агрегатов боевого модуля. На верхней части платформы смонтированы блок прицельного оборудования и крепления для четырех транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. К нижней части платформы крепится пульт управления и другие устройства рабочего места оператора комплекса. Общий вес боевого модуля – 600 кг.

Аппаратура комплекса «Конрет-Э», использующего полуавтоматическое наведение по лазерному лучу, обеспечивает поражение целей на дальности до 5500 метров. При использовании тепловизионного канала прицела дальность сокращается до 4500 м. На креплениях боевого модуля одновременно устанавливаются четыре транспортно-пусковых контейнера с управляемыми ракетами. Внутри базовой машины могут перевозиться дополнительные боеприпасы. Возможности броневика VBL позволили разместить внутри корпуса пять контейнеров с ракетами.

Броневики Panhard VBL эксплуатируются более чем в полутора десятках стран, в первую очередь Африки и Южной Америки. Именно эти государства рассматривались в качестве основных заказчиков противотанковой боевой машины VBL Kornet. В частности и по этой причине в рекламных материалах упоминалась возможность установки боевого модуля «Квартет» на базовую машину в условиях войсковой мастерской. Отечественные и зарубежные специалисты высоко оценивали перспективы новой французско-российской боевой машины. Однако после нескольких демонстраций на международных выставках броневики с противотанковым вооружением VBL Kornet так и не стали предметом контрактов. Ни одна из стран, считавшихся потенциальным покупателем, не выказала желания приобрести технику совместного российско-французского производства.

ASTAIS-VBL

Сотрудничество тульского КБП и французской компании Panhard не принесло плодов, но, тем не менее, показало перспективы международного сотрудничества. На недавнем салоне вооружений и военной техники «Интерполитех-2013» свои планы раскрыли российская компания «Астейс» и французская Renault Truck Defense. В самое ближайшее время эти фирмы намерены начать производство модернизированных броневиков VBL для нужд российских силовых структур.

Российско-французские проекты боевых бронированных машин


Несколько лет назад компания Renault Truck Defense приобрела Panhard и теперь занимается развитием проекта VBL. Очередным шагом в этом направлении является проект с условным названием ASTAIS-VBL. Инициатором этого проекта стала российская компания, изучившая состояние отечественных и зарубежных разработок в области легких боевых бронированных машин. По результатам сравнений нескольких броневиков наиболее интересным и соответствующим требованиям силовиков был признан французский VBL в модернизированной версии. При этом планируется не просто закупать технику за рубежом, но начать сборку новых машин на российских производственных мощностях.

На выставке «Интерполитех-2013» представители компании «Астейс» рассказали о дальнейших совместных планах. В следующем году компании-участники проекта намерены собрать первую партию машин ASTAIS-VBL на одном из российских предприятий. Силовая установка и ходовая часть новых машин будет доставлена из Франции, а корпус, приборное оснащение и т.д. сделают в России. Сборку броневиков тоже будут вести российские специалисты. Совместный проект подразумевает строительство машин модификации VBL Mk 2, которая отличается от базовой версии более мощным двигателем. Турбированный дизель Steyr M14 мощностью 129 л.с. позволит повысить максимальную скорость броневика до 110 км/ч, а также увеличить грузоподъемность до 900 кг.

Первая партия броневиков ASTAIS-VBL будет состоять из 5-10 машин, которые испытают на полигоне, а затем передадут российскому министерству внутренних дел. Подразделения МВД должны принять бронемашины в опытную эксплуатацию и по ее результатам сделать соответствующие выводы. Если российских силовиков устроит техника совместного российско-французского производства, начнется ее полномасштабное серийное производство.

Задел на будущее

В ближайшем будущем возможно появление новых проектов, совместно осуществляемых российскими и французскими конструкторами. По имеющейся информации, сейчас тульское Конструкторское бюро приборостроения ведет переговоры с компанией Renault Truck Defense. Предлагается создать еще одну боевую бронированную машину, вооруженную противотанковыми ракетами. В качестве основы для нее предлагается использовать броневик Renault Sherpa Light Scout, а вооружением может стать боевой модуль «Квартет» или «Квартет-М», использующие противотанковые ракеты семейства «Корнет». По понятным причинам точный облик и дальнейшая судьба этого проекта пока не определены.

Российско-французские проекты боевых бронированных машин


Наконец, необходимо еще раз упомянуть проект «Атом», первый результат которого демонстрировался на выставке Russian Arms Expo-2013. В ходе этого проекта планируется создать колесную бронированную платформу, пригодную для использования в качестве основы для боевых машин различных классов. Так, в рекламных материалах, представленных на выставке, утверждалось, что бронированная платформа «Атом» может стать базой для боевой машины пехоты тяжелого класса с 57-мм автоматической пушкой, самоходной артиллерийской установки с орудием калибра 120 мм, зенитной самоходки, санитарной машины и другой военной техники.

К сожалению, до настоящего времени ни один российско-французский проект боевых бронированных машин не стал предметом заказов и не дошел до стадии серийного производства. В обозримом будущем российским и зарубежным заказчикам будут предложены новые типы техники и вполне возможно, что они заинтересуют потенциальных покупателей.


По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://ria.ru/
http://vpk-news.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://kbptula.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. Strashila 7 ноября 2013 09:06
    "Эта БМП стала результатом сотрудничества российских и французских специалистов. Французские компании Renault Trucks Defense и Nexter Systems, российское предприятие «Уралвагонзавод» и ЦНИИ «Буревестник», используя имеющиеся наработки, создали перспективную боевую машину, которая может быть интересна большому количеству потенциальных заказчиков."... БТР-40, так и останется БТР-40... даже спустя 60 лет... все остальное от лукавого.
  2. Akim 7 ноября 2013 09:58
    Носитель ПТРК не может считаться совместной бронемашиной. Это все лишь донор.
    Akim
    1. Лопатов 7 ноября 2013 10:04
      Кто "донор"?
      1. Akim 7 ноября 2013 10:14
        Тело, платформа. На турецкую "Кобру" цепляют тоже кучу разных вариантов ПТРК. Он этого ее не назовешь совместной бронемашиной.
        Akim
        1. Лопатов 7 ноября 2013 10:23
          Боевой модуль ставили французы. Переделывали машину тоже они. С "Кобрами" сравнивать нельзя. Есть большая разница между установкой ПТРК на вертлюг и созданием специальной ПУ как в случае VBL Kornet
          1. Akim 7 ноября 2013 10:46
            Тоже совместная разработка только трехсторонная wassat
            Akim
            1. Лопатов 7 ноября 2013 11:33
              Не совсем. Представители фирмы, производящей платформу, не участвовали в создании этого образца вооружения.
              1. Akim 7 ноября 2013 11:55
                Цитата: Лопатов
                Представители фирмы, производящей платформу, не участвовали в создании этого образца вооружения.

                Не может такого быть. Любое шасси должно иметь соответствующее разрешение от фирмы изготовителя, если конечно это не кустарная работа.
                Akim
            2. bask 7 ноября 2013 17:19
              Цитата: Akim
              совместная разработка только трехсторонная

              В чечне 2 бронированные Нивы,использовали.Намного лучше и новее этого пипелаца.
              А что бы водоплавающий был,довести до ума довести-модернизировать и поставить противоминную защиту БРДМ 2,броневмашине "Водник".
              А если закупать технологии то самые передовые.
              bask
              1. болот 7 ноября 2013 18:03
                Цитата: bask
                В чечне 2 бронированные Нивы,использовали.

                Приветствую!
                А можно по подробней.
                У моих знакомых с новой Нивой проблема была,на правом колесе нижняя шаровая выскочила,брали специально 4х4 маде ин но не Казахстан.
              2. Лопатов 7 ноября 2013 22:19
                "Водник" несмотря на название аппарат не плавающий
                1. макс702 7 ноября 2013 23:52
                  Э.. вроде как плавает плохонько но плавает,http://русская-сила.рф/guide/army/tr/gaz3937.shtml да и видео где он плавет есть..
  3. Филин 7 ноября 2013 10:24
    С таким же успехом можно считать "отвёрточную" сборку "Рено-Логан", на территории бывшего АЗЛК. За последнее время ни одно из "совместных" производств не принесло достойного вклада в промышленность и науку России. Надо быть честными, закупили станки и освоили производство винтовок - это не совместное производство, купили лицензию - не совместное производство, я не против развития с использованием вражеских технологий, но необходимо быть честными и называть технику 70-х и 80-х годов прошлого века именно как устаревшие французские бронеобъекты, которые не пользуются спросом на рынке "третьих стран".
  4. ka5280 7 ноября 2013 10:48
    Может я чего не понимаю, но мне кажется что это тот же БРДМ только с другим названием. А по тактическому использиванию все тоже самое.
    ka5280
    1. Комментарий был удален.
  5. vomag 7 ноября 2013 11:00
    А по моему все это хрень полная! францам нечего нам предложить пытаются (****** нехорошие люди до очередного освоения денежных средств добраться)у нас своих тигров волков медведей итд итп хватает в полном так сказать количестве только в войска поставляй так ведь су** нет францев подавай angry
    1. Akim 7 ноября 2013 11:11
      Цитата: vomag
      францам нечего нам предложить

      Им есть что предложить, но западные державы загнали себя в высокотехнологическую дорогую ловушку. Всем известно, что война дорогое удовольствие и материалозатратное. А новую, перенасыщенную электроникой технику может позволить себе не каждая страна.
      Akim
    2. Лопатов 7 ноября 2013 11:36
      Цитата: vomag
      у нас своих тигров волков медведей итд итп хватает в полном так сказать количестве

      У них есть проблема- они не плавающие. А VBL- да. И именно потому им так заинтересовались российские пограничники.
      1. cth;fyn 7 ноября 2013 12:30
        а еще броня VBL не держит автоматные пули...
        1. Лопатов 7 ноября 2013 13:44
          Смело, но ничем не подтверждается.
          1. cth;fyn 7 ноября 2013 15:11
            первый клас защиты по STANAG 4569, теперь понятнее? термоупрочненный 7,62х39 и фонарики.
            1. Лопатов 7 ноября 2013 15:32
              Конечно понятнее. НАТОвский пулемётный патрон с обычной пулей с 50-ти метров. Так?
              1. cth;fyn 7 ноября 2013 16:04
                Уровень 1
                противопульная защита: пуля M80 (простая) патрона 7,62 мм х 51 на дистанции 30 метров при скорости встречи 833 м/с
                или пуля SS 109 патрона 5,56×45 мм НАТО на дистанции 30 метров при скорости встречи 900 м/с
                или пуля М193 (простая) патрона 5,56×45 мм НАТО на дистанции 30 метров при скорости встречи 937 м/с
                угол (направление) подхода пули: 360° (кругом)
                противоосколочная защита: подрыв 155 мм осколочно-фугасного снаряда на дистанции 100 м
                противоминная защита: Ручные гранаты, неразорвавшиеся боевые элементы артиллерийских снарядов и противопехотные взрывные устройства при подрыве под машиной.
                Уровень 2

                противопульная защита: пуля БЗ бронебойно-зажигательная патрона 7,62мм x 39 на дистанции 30 метров при скорости встречи 695 м/с
                угол (направление) подхода пули: 360° (кругом)
                противоосколочная защита: подрыв 155 мм осколочно-фугасного снаряда на дистанции 80 м
                противоминная защита: подрыв противотанковой мины фугасного действия (масса заряда 6 кг ВВ):
                2а — подрыв мины от нажимного действия при наезде колесом или гусеницей
                2b — подрыв мины под днищем.
                Уровень 3

                противопульная защита: пуля бронебойная Bofors Carl Gustaf FFV, другое обозначение AP M993[2] (сердечник WC) патрона 7,62 мм x 51 на дистанции 30 метров при скорости встречи 930 м/с
                угол (направление) подхода пули: 360° (кругом)
                противоосколочная защита: подрыв 155 мм снаряда на дистанции 60 м
                противоминная защита: подрыв противотанковой мины фугасного действия (масса заряда 8 кг ВВ):
                3а — подрыв мины от нажимного действия при наезде колесом или гусеницей
                3b — подрыв мины под днищем.
                Уровень 4

                противопульная защита: пуля Б-32 патрона 14,5 мм x 114 на дистанции 200 метров при скорости встречи 911 м/с
                угол (направление) подхода пули: 360° (кругом)
                противоосколочная защита: подрыв 155 мм осколочно-фугасного снаряда на дистанции 30 м
                противоминная защита: подрыв противотанковой мины фугасного действия (масса заряда 10 кг ВВ):
                4а — подрыв мины от нажимного действия при наезде колесом или гусеницей
                4b — подрыв мины под днищем.
                Уровень 5

                противоснарядная защита: 25 мм бронебойный подкалиберный снаряд (с отделением) типа APDS-T, индекс патрона «Эрликон-Контравес» PMB 073 на дистанции 500 метров при скорости встречи 1258 м/с
                угол (направление) подхода снаряда: из переднего сектора обстрела ±30°, включая борта
                противоосколочная защита: подрыв 155 мм осколочно-фугасного снаряда на дистанции 25 м
                противоминная защита: нет данных

                Ну как, все еще не подтвержденный факт? боюсь подумать что с ним сделает "Утес".
                1. Лопатов 7 ноября 2013 17:30
                  Ну, и что? Каждый второй нарушитель нашей государственной границы "Утёс" на горбу тащит?
                  1. cth;fyn 8 ноября 2013 14:23
                    В первую Чеченскую у ваххабитов 7.62 калаши очень популярны были и тяжелых пулеметов было предостаточно, да и Дудаевская тройка в составе пулемет имеет(понятно что не Утес, но этой лягушке и ПК с головой хватит).
      2. avt 7 ноября 2013 17:20
        Цитата: Лопатов
        У них есть проблема- они не плавающие. А VBL- да.

        А в чем проблема довести до этого уровня ,,Водник"?
        Цитата: Лопатов
        И именно потому им так заинтересовались российские пограничники.

        Именно что руководство ,,озаботилось " аккурат в то же время когда табуреткин ,,Ивеку" продавил ,видать сразу оценили преимущество $овместных проектов в такой супер технологичной сфере как легкие бронемашины .
        avt
        1. Лопатов 7 ноября 2013 22:41
          Цитата: avt
          А в чем проблема довести до этого уровня ,,Водник"?

          Научить его плавать?
          1. макс702 8 ноября 2013 00:01
            Да плавает он! плавает! Смотрите на 40 сек http://www.youtube.com/watch?v=-80TWm_vOb4
  6. Комментарий был удален.
  7. Циник 7 ноября 2013 11:25
    А кто оплачивал собственно ?
    Опять безвозмездная помощь французам , им покупки Мистралей мало ?
  8. РУСС 7 ноября 2013 11:51
    К сожалению, до настоящего времени ни один российско-французский проект боевых бронированных машин не стал предметом заказов и не дошел до стадии серийного производства. В обозримом будущем российским и зарубежным заказчикам будут предложены новые типы техники и вполне возможно, что они заинтересуют потенциальных покупателей.

    И если честно это радует, есть собственные разработки и уже готовые "аппараты", не нужен нам этот хлам французский.
  9. cth;fyn 7 ноября 2013 12:29
    VBL? да его же калаш на запчасти разбирает.
  10. Kars 7 ноября 2013 12:33
    Странно почему эту новость пропускают.

    Уралвагонзавод заключил долгосрочное стратегическое партнерство с Францией
    05.11.2013 в 16:49 Раздел: Все общество, Все технологии, Вся экономика. Комментарии: 7
    Соответствующее соглашение между корпорацией УВЗ и французской компанией SAGEM Defense Securite, входящей в группу SAFRAN, подписали генеральный директор УВЗ Олег Сиенко и исполнительный вице-президент группы SAFRAN по международному развитию Брюно Коттэ. В рамках данного соглашения стороны договорились применять оптико-электронное оборудование и другую высокотехнологичную продукцию зарубежной компании на бронетанковой технике и артиллерийских системах производства корпорации УВЗ, головное предприятие которой расположено в Нижнем Тагиле. Компания «SAGEM Defense Securite» является одним из мировых и европейских лидеров в сфере оптоэлектроники, авиационной электроники и программного обеспечения для гражданской и военной авиации. Она занимает первое место в Европе и третье место в мире по инерциальным навигационным системам для авиации, морских судов и наземной техники.

    1. Циник 7 ноября 2013 12:50
      Цитата: Kars
      Странно почему эту новость пропускают.

      А это разве новость ?
      Вот то , что ответственным за такую электронику у нас головы не поотрывали , вот это странно .
    2. cth;fyn 7 ноября 2013 12:52
      Они же вроде давно французские прицелы на Т-90С ставят, или старый контракт закончился и они решили переподписать?
  11. kafa 7 ноября 2013 13:40
    КТО не узнал БА-10. ... ВОПРОСЫ ЕСТЬ!?
  12. kafa 7 ноября 2013 13:40
    КТО не узнал БА-10. ... ВОПРОСЫ ЕСТЬ!?
  13. Tommygun 7 ноября 2013 14:32
    Так вот ты какой "Lada Largus"!!! wassat
  14. русс69 7 ноября 2013 14:53
    А почему не по сотрудничать? Можно создавать технику , на экспорт. Необязательно принимать га вооружение самим. Заказчики сейчас привередливые пошли. как говорится :"любой каприз, за ваши деньги"...
  15. болот 7 ноября 2013 17:07
    Сейчас кажись французы не обремененные в правах передачи военных технологий,как никак не давно в Нато вернулись.Так что можно посмотреть чем они богаты.К стати в Казахстане их два БТР тестировали,пока данных нет.
  16. Marssik 7 ноября 2013 23:59
    Я не могу понять ,на что нацелены все эти разработки ,на маленькие армии в которых нет ничего тяжелее БМП ? Понимаю все средства хороши, но неужели нельзя перейти от бронемашин к чему нибудь более существенному ? Беспилотник нормальный лучше бы разрабатывали ,а не мобильный птур вариантов которых хоть лопатой греби.
  17. саныч твою дивизию 8 ноября 2013 03:00
    Конкретный пример рускофранцузкого распилооткаточного содружества. В самой франции машины готовят на списание как мморальноустаревшие и откровенно никчемные.А насчет птуров на машине скажу одно: машина с турелью под М50 12, 7 уже при 60 кмч ведет себя крайне не устойчиво и склонна к опрокидыванию, так что с птурами ей только на выставках и место. Да и по обслуживанию тоже давала жару особенно её АКПП. Вобщем полная ерунда: и машина и статья
    саныч твою дивизию
  18. tchoni 14 ноября 2013 12:39
    Необходимость в легком патрульном бронивике для нужд разведки, патрулирования, сопровождения колонн и боевого охранения есть. Но этот девайс, да еще с противотанковым комплексом - не к селу не к городу.
    Нужна по большому счету бронеюаги с небольшим кузовом (местом для десанта). А функции ПТРК - это уже опция .....
  19. Р.Р.А.Ч-Ж 23 ноября 2013 18:30
    Цитата: vomag
    А по моему все это хрень полная! францам нечего нам предложить пытаются (****** нехорошие люди до очередного освоения денежных средств добраться)у нас своих тигров волков медведей итд итп хватает в полном так сказать количестве только в войска поставляй так ведь су** нет францев подавай angry

    Полностью согласен,зачем закупать чужую бронемашину,если полно своих разработок которые превосходят эту игрушку.
    Р.Р.А.Ч-Ж
  20. kelevra 24 декабря 2013 23:28
    Для чего всё это!Своих разработок в недовершённых проектах полно,надо их добивать.Пытались при Сердюкове закупить несколько сот машин Ивеко у итальянцев,вовремя одумались!Разработали своего Тигра и в сто раз лучше получился.
    kelevra

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня