Российско-французские проекты боевых бронированных машин

Одной из главных новинок выставки Russian Arms Expo-2013, прошедшей в конце сентября, оказалась перспективная боевая машина пехоты тяжелого класса «Атом». Эта БМП стала результатом сотрудничества российских и французских специалистов. Французские компании Renault Trucks Defense и Nexter Systems, российское предприятие «Уралвагонзавод» и ЦНИИ «Буревестник», используя имеющиеся наработки, создали перспективную боевую машину, которая может быть интересна большому количеству потенциальных заказчиков. Необходимо отметить, что проект «Атом» не является первым или единственным результатом российско-французского сотрудничества в области разработки боевых бронированных машин. Подобные проекты начали появляться еще несколько лет назад.

VBL Kornet


В середине прошлого десятилетия французская компания Panhard и российское Конструкторское бюро приборостроения (КБП) продемонстрировали на нескольких международных выставках вооружений и военной техники свою новую совместную разработку. В ходе совместного проекта французская и российская организации использовали уже имеющиеся наработки, что позволило создать сравнительно простую боевую машину, способную эффективно бороться с бронетехникой и укреплениями противника.

Российско-французские проекты боевых бронированных машин


Проект под названием VBL Kornet подразумевал использование бронеавтомобиля VBL французского производства в качестве носителя российского боевого модуля «Квартет» с противотанковыми ракетами. Базовый броневик при установке боевого модуля не претерпел никаких изменений, благодаря чему его характеристики остались на прежнем уровне. Боевая машина VBL Kornet могла разгоняться на шоссе до 95 км/ч и перевозить до четырех человек, включая водителя. Защита корпуса базового броневика соответствовала первому уровню стандарта НАТО STANAG 4569: бронелисты защищали экипаж от винтовочных пуль калибра 7,62 мм.

Проект VBL Kornet подразумевал установку на французский броневик российского боевого модуля. Боевой модуль «Квартет» фактически представляет собой пусковую установку противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Э», конструкция которой изменена для установки на технику различных типов. На погон базовой машины устанавливается поворотная платформа, служащая основанием для всех агрегатов боевого модуля. На верхней части платформы смонтированы блок прицельного оборудования и крепления для четырех транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. К нижней части платформы крепится пульт управления и другие устройства рабочего места оператора комплекса. Общий вес боевого модуля – 600 кг.

Аппаратура комплекса «Конрет-Э», использующего полуавтоматическое наведение по лазерному лучу, обеспечивает поражение целей на дальности до 5500 метров. При использовании тепловизионного канала прицела дальность сокращается до 4500 м. На креплениях боевого модуля одновременно устанавливаются четыре транспортно-пусковых контейнера с управляемыми ракетами. Внутри базовой машины могут перевозиться дополнительные боеприпасы. Возможности броневика VBL позволили разместить внутри корпуса пять контейнеров с ракетами.

Броневики Panhard VBL эксплуатируются более чем в полутора десятках стран, в первую очередь Африки и Южной Америки. Именно эти государства рассматривались в качестве основных заказчиков противотанковой боевой машины VBL Kornet. В частности и по этой причине в рекламных материалах упоминалась возможность установки боевого модуля «Квартет» на базовую машину в условиях войсковой мастерской. Отечественные и зарубежные специалисты высоко оценивали перспективы новой французско-российской боевой машины. Однако после нескольких демонстраций на международных выставках броневики с противотанковым вооружением VBL Kornet так и не стали предметом контрактов. Ни одна из стран, считавшихся потенциальным покупателем, не выказала желания приобрести технику совместного российско-французского производства.

ASTAIS-VBL

Сотрудничество тульского КБП и французской компании Panhard не принесло плодов, но, тем не менее, показало перспективы международного сотрудничества. На недавнем салоне вооружений и военной техники «Интерполитех-2013» свои планы раскрыли российская компания «Астейс» и французская Renault Truck Defense. В самое ближайшее время эти фирмы намерены начать производство модернизированных броневиков VBL для нужд российских силовых структур.



Несколько лет назад компания Renault Truck Defense приобрела Panhard и теперь занимается развитием проекта VBL. Очередным шагом в этом направлении является проект с условным названием ASTAIS-VBL. Инициатором этого проекта стала российская компания, изучившая состояние отечественных и зарубежных разработок в области легких боевых бронированных машин. По результатам сравнений нескольких броневиков наиболее интересным и соответствующим требованиям силовиков был признан французский VBL в модернизированной версии. При этом планируется не просто закупать технику за рубежом, но начать сборку новых машин на российских производственных мощностях.

На выставке «Интерполитех-2013» представители компании «Астейс» рассказали о дальнейших совместных планах. В следующем году компании-участники проекта намерены собрать первую партию машин ASTAIS-VBL на одном из российских предприятий. Силовая установка и ходовая часть новых машин будет доставлена из Франции, а корпус, приборное оснащение и т.д. сделают в России. Сборку броневиков тоже будут вести российские специалисты. Совместный проект подразумевает строительство машин модификации VBL Mk 2, которая отличается от базовой версии более мощным двигателем. Турбированный дизель Steyr M14 мощностью 129 л.с. позволит повысить максимальную скорость броневика до 110 км/ч, а также увеличить грузоподъемность до 900 кг.

Первая партия броневиков ASTAIS-VBL будет состоять из 5-10 машин, которые испытают на полигоне, а затем передадут российскому министерству внутренних дел. Подразделения МВД должны принять бронемашины в опытную эксплуатацию и по ее результатам сделать соответствующие выводы. Если российских силовиков устроит техника совместного российско-французского производства, начнется ее полномасштабное серийное производство.


Задел на будущее

В ближайшем будущем возможно появление новых проектов, совместно осуществляемых российскими и французскими конструкторами. По имеющейся информации, сейчас тульское Конструкторское бюро приборостроения ведет переговоры с компанией Renault Truck Defense. Предлагается создать еще одну боевую бронированную машину, вооруженную противотанковыми ракетами. В качестве основы для нее предлагается использовать броневик Renault Sherpa Light Scout, а вооружением может стать боевой модуль «Квартет» или «Квартет-М», использующие противотанковые ракеты семейства «Корнет». По понятным причинам точный облик и дальнейшая судьба этого проекта пока не определены.



Наконец, необходимо еще раз упомянуть проект «Атом», первый результат которого демонстрировался на выставке Russian Arms Expo-2013. В ходе этого проекта планируется создать колесную бронированную платформу, пригодную для использования в качестве основы для боевых машин различных классов. Так, в рекламных материалах, представленных на выставке, утверждалось, что бронированная платформа «Атом» может стать базой для боевой машины пехоты тяжелого класса с 57-мм автоматической пушкой, самоходной артиллерийской установки с орудием калибра 120 мм, зенитной самоходки, санитарной машины и другой военной техники.

К сожалению, до настоящего времени ни один российско-французский проект боевых бронированных машин не стал предметом заказов и не дошел до стадии серийного производства. В обозримом будущем российским и зарубежным заказчикам будут предложены новые типы техники и вполне возможно, что они заинтересуют потенциальных покупателей.


По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://ria.ru/
http://vpk-news.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://kbptula.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти