Украинские БМП на базе танка Т-64

Танк Т-64А был создан в шестидесятых годах прошлого века и стал первой отечественной бронемашиной нового класса. Первый советский основной танк показывал высокие характеристики, однако со временем его возможности перестали удовлетворять требованиям военных. Было проведено несколько модернизаций, но в настоящее время оставшиеся в российской армии танки Т-64А постепенно списываются и утилизируются. Кроме российских бронетанковых войск первый отечественный основной танк используют несколько стран СНГ. Из-за материального и морального устаревания боевые возможности танков Т-64А являются предметом ожесточенных споров. При этом в частях и на базах хранения остается сравнительно большое количество танков, которые могли бы пройти модернизацию.

В середине двухтысячных годов украинские конструкторы создали два оригинальных проекта бронетехники, которые подразумевают ремонт и переоборудование танков старой модели. На базе танков Т-64А предлагается делать боевые машины пехоты тяжелого класса. Подобные проекты, в которых танк «превращается» в бронетранспортер или БМП, уже разрабатывались зарубежной промышленностью и хорошо зарекомендовали себя. К примеру, на вооружении израильской армии с конца восьмидесятых годов состоит тяжелый БТР «Ахзарит». Техника этой модели строилась на базе трофейных танков Т-55, захваченных у противника.


БМПВ-64

Проект БМПВ-64, созданный Харьковским бронетанковым ремонтным заводом, подразумевает большие изменения в конструкции танка, однако в нем используется значительное количество узлов и агрегатов базового танка. В тяжелой БМП применяются те же силовая установка и ходовая часть, что и на танке Т-64А. Корпус базовой машины подвергается заметным изменениям, но часть его деталей остается прежней.




Бронированный корпус боевой машины пехоты БМПВ-64 предлагалось делать из соответствующего агрегата танка Т-64А. Однако новый проект подразумевает серьезное изменение компоновки внутренних объемов. Моторно-трансмиссионное отделение БМП перенесли в переднюю часть корпуса, что позволило отдать среднюю и кормовую часть под единый обитаемый объем. Соответствующие изменения претерпела и ходовая часть. Фактически при разработке машины БМПВ-64 украинские конструкторы развернули корпус базового танка задом наперед и оснастили его набором оборудования, свойственного боевым машинам пехоты.

Тяжелая боевая машина пехоты новой модели оказалась заметно легче танка, послужившего основой для нее. Боевая масса БМПВ-64 составляет 34,5 тонны. Несмотря на меньший вес, перспективная БМП имеет уровень защиты, сравнимый с Т-64А. Комбинированное бронирование лобовой части машины обеспечивает защиту от бронебойных подкалиберных снарядов 105-мм пушек. Бортовая броня способна выдержать попадание 30-мм снаряда. При переделке танка в БМП на днище корпуса устанавливается дополнительная броня, которая повышает уровень защиты экипажа и агрегатов машины. Заявлена возможность выживания экипажа при взрыве противотанковой мины ТМ-57. Также живучесть боевой машины повышается за счет использования системы динамической защиты. Утверждалось, что по желанию заказчика БМПВ-64 может оснащаться системой активной защиты.

Первый прототип боевой машины пехоты БМПВ-64 сохранил большую часть агрегатов силовой установки базового танка. В передней части его корпуса установили дизельный двигатель 5ТДФ мощностью 700 л.с. При удельной мощности около 20 л.с. на тонну веса перспективная тяжелая БМП может разгоняться на шоссе до 60 км/ч. Запаса топлива хватает на преодоление 600 км. При необходимости на машину может устанавливаться двигатель 6ТД мощностью 1000 л.с., что соответствующим образом должно сказаться на ее подвижности. Ходовая часть боевой машины пехоты с некоторыми изменениями была заимствована у танка Т-64А. Как и в случае с базовым танком, БМП имеет по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. При этом направляющее колесо перенесено в кормовую часть корпуса, а ведущее – в переднюю, что обусловлено особенностями компоновки машины.

За моторно-трансмиссионным отделением размещено отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. Третий член экипажа находится за ними и управляет имеющимся боевым модулем. Средняя и кормовая части корпуса отданы под крупное десантное отделение. На лавках вдоль бортов машины могут разместиться 12 бойцов с вооружением. Для посадки и высадки десанта в кормовом листе корпуса предусмотрена двустворчатая дверь.

Прототип БМПВ-64, построенный в середине двухтысячных годов, нес дистанционно управляемый боевой модуль. Вооружение опытной БМП состояло из автоматической пушки калибра 30 мм и спаренного с ней 7,62-мм пулемета. В качестве основного оружия могут применяться пушки КБА-2 и ЗТМ-2 (украинские варианты орудия 2А42). Также утверждалось, что по желанию заказчика перспективная боевая машина пехоты может получить дополнительный боевой модуль с дистанционным управлением, вооруженный крупнокалиберным пулеметом. На боевом модуле и на кормовой части машины установлены дымовые гранатометы.

Тяжелая боевая машина пехоты БМПВ-64 могла стать основой для техники нескольких классов. Использование агрегатов танка Т-64А позволяло устанавливать на БМП различное специальное оборудование и вооружение весом до 20-22 тонн. Тем не менее, единственный прототип перспективной машины был оборудован боевым модулем с пушкой и пулеметом.

В начале 2012 года появились сообщения о создании новой версии БМПВ-64. Модернизированная машина получила обновленный корпус и ряд новых систем. При этом сохранилась высокая степень унификации с базовым основным танком. Так, обводы бронекорпуса были изменены и облагорожены, изменилось оснащение обитаемого объема. БМП получила новый люк для посадки и высадки десанта. На обновленной БМПВ-64 он состоит из двух деталей, нижняя из которых в открытом положении служит аппарелью.

Модернизированная БМП получила новый комплекс вооружения, размещенный в башне. В его состав вошли 30-мм автоматическая пушка, пулемет и автоматический гранатомет, а также противотанковый ракетный комплекс «Барьер». На двух пусковых установках размещаются четыре транспортно-пусковых контейнера с ракетами.

С момента публикации первых сведений о машине БМПВ-64 ей пророчили большое будущее. Утверждалось, что уже к концу десятилетия эта БМП будет принята на вооружение сухопутных войск Украины и постепенно заменит устаревшие и устаревающие боевые машины пехоты других моделей. Тем не менее, до настоящего времени Харьковский бронетанковый ремонтный завод собрал лишь два экземпляра перспективной БМП (один базовой версии, второй - модернизированной) и провел их испытания. Сложная экономическая ситуация в стране определила дальнейшую судьбу проекта. У Украины просто нет возможности начать полномасштабное переоснащение старых танков в боевые машины пехоты.


Украинские БМП на базе танка Т-64



Также необходимо отметить, что использование в качестве основы танка Т-64А значительно сокращает экспортный потенциал новой машины. Танки Т-64А сохранились лишь в нескольких странах: в России, Казахстане, Узбекистане и Приднестровье. Вероятность того, что эти государства закажут у харьковских танкостроителей модернизацию имеющейся техники, крайне мала. В связи с этим интересный проект переоборудования основного танка в боевую машину пехоты вряд ли даст какие-либо ощутимые результаты.



БМП-К-64

При переделке танка Т-64А в БМПВ-64 силовая установка или ходовая часть не претерпели значительных изменений, что упростило процесс изготовления тяжелой БМП. Почти одновременно с разработкой гусеничной БМП конструкторы Харьковского бронетанкового ремонтного завода начали проектирование машины аналогичного назначения, оснащенной иной ходовой частью. В новом проекте БМП-К-64 (также встречается обозначение БМПТ-К-64) предполагалось применить тот же подход к созданию техники, что и в БМПВ-64. Украинские инженеры собирались использовать корпус, силовую установку и ряд других агрегатов базового танка, но при этом перспективная БМП должна была получить новую колесную ходовую часть.

Как и в предыдущем проекте, корпус машины БМП-К-64 сделан на основе корпуса танка Т-64А с соответствующими доработками. Компоновка обеих тяжелых БМП одинакова: моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса и отделение управления за ним, а остальной объем отдан под восьмиместное десантное отделение. Как следует из имеющихся материалов, обе машины унифицированы по ряду агрегатов, в том числе силовой установки и внутреннего оснащения.

Главное отличие тяжелых БМП заключается в их ходовой части. В рамках проекта БМП-К-64 харьковские инженеры попытались оснастить бронемашину колесным движителем. Для этого 700-сильный двигатель 5ТДФ сопрягли с новой трансмиссией, передающей крутящий момент на все восемь колес. В трансмиссии применили индивидуальный гидростатический привод каждого колеса с системой регулирования оборотов. Применение гидропривода позволило разместить трубопроводы вдоль бортов корпуса, не отнимая объемы у десантного отделения и отделения управления.

По имеющимся данным, первый прототип машины БМП-К-64 предназначался для проверки самой возможности использования колесной ходовой части на подобной технике. В связи с этим первый прототип перспективной БМП не получил никаких систем подвески. Жесткое крепление осей не позволило оснастить прототип рулевой системой привычной конструкции. Из-за этого, как следует из имеющихся материалов, управление по курсу предполагалось осуществлять путем изменения скорости вращения колес. Именно для этого все колеса оснащались индивидуальной системой регулирования оборотов.



Установка колесной ходовой части позволила значительно сократить боевую массу машины. БМП-К-64 без установленного вооружения весит лишь 17,7 тонны. Подобная экономия веса в перспективе способна позволить увеличить грузоподъемность. Двигатель 5ТДФ с гидроприводом обеспечивает максимальную скорость до 105 км/ч. Запас хода – 800 км.

Бронирование корпуса БМП-К-64 аналогично защите БМПВ-64. Лоб корпуса выдерживает попадание снарядов 105-мм орудий, борта – 30-миллиметровых. Заявлены меры по повышению стойкости к минам. Для этого днище машины усилено дополнительным бронированием. Унификация колесной БМП с гусеничной позволяет говорить о возможности применения систем динамической и активной защиты. При этом, однако, заявления о том, что БМП-К-64 можно считать машиной класса MRAP, вряд ли можно признать корректными. Демонстрировавшийся прототип перспективной тяжелой боевой машины пехоты не имел нескольких характерных черт техники класса MRAP. Прототип БМП-К-64 по понятным причинам не имел специального V-образного днища, а также не оснащался специальными креслами, поглощающими часть энергии взрыва мины.

В качестве вооружения на первом прототипе БМП-К-64 использовалась дистанционно управляемая турель с крупнокалиберным пулеметом НСВ. Наводчик пулемета располагается внутри корпуса машины. Возможности силовой установки и сравнительно небольшой собственный вес БМП позволил разработчикам заявить возможность применения различных боевых модулей с необходимым вооружением.

К концу прошлого десятилетия выяснилось, что проект БМП-К-64 похож на БМПВ-64 не только рядом использованных агрегатов, но и судьбой. Изначально специалисты высоко оценивали перспективы новой тяжелой боевой машины пехоты. Некоторые вопросы вызывала специфическая колесная ходовая часть без подвески и механизмов поворота колес, однако в целом проект выглядел интересно и многообещающе. Однако даже спустя несколько лет после первого показа машина БМП-К-64 так и не смогла заинтересовать потенциального покупателя в лице украинского министерства обороны. По экономическим причинам проект до сих пор находится на стадии испытаний прототипа. Серийное производство новой БМП под вопросом.

Идеи и реальность

Оба украинских проекта тяжелых боевых машин пехоты выглядят интересно и оригинально. Использование в качестве базы для новой техники старых танков позволяет одновременно повысить живучесть перспективных БМП и снизить их стоимость, поскольку немалая часть агрегатов танка не подвергается серьезным изменениям. Естественно, для создания боевой машины пехоты с высокими характеристиками требуется создать и отработать некоторые новые элементы конструкции, но перспективы подобной техники с лихвой компенсируют все затраты.

Однако боевые машины пехоты БМПВ-64 и БМП-К-64 до сих пор существуют только в виде опытных образцов. Перспективы проектов ограничены двумя факторами: финансовыми возможностями Украины и плохими экспортными возможностями. Из-за особенностей производства и эксплуатации танков Т-64А заказать новые БМП могут лишь несколько стран, причем далеко не все из них станут пользоваться такой возможностью. В результате интересные проекты модернизации и переоборудования старых основных танков в новые боевые машины пехоты рискуют навсегда застрять на стадии испытаний прототипов.


















По материалам сайтов:
http://btvt.narod.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://brone-portal.info/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/


Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти