Китай превратился в мировой локомотив научной деятельности

Китай постепенно выходит на лидирующие позиции в мире в сфере опытно-конструкторских разработок и научных исследований. По числу запатентованных изобретений, количеству публикаций и индексам цитируемости в 2013 году Китай обойдет Японию, выйдя на чистое 2-е место в мире после США. По числу опубликованных научных работ Китай практически догнал Штаты и с высокой долей вероятности обойдет их по этому показателю уже в ближайшем будущем. Такие выводы были сделаны членами Королевского общества Великобритании (является аналогом РАН в России), которые оценили последние успехи разных стран в осуществлении научной деятельности.

Британские исследователи проанализировали ряд показателей, в том числе и число статей, которые были опубликованы и отрецензированы в периодических научных изданиях (источник база данных научных статей Scopus). По количеству научных публикаций Китай вышел на 2-е место. На первом традиционно находятся США, но если с 1993 по 2003 годы доля американских научных статей находилась на уровне 25%, то с 2004 по 2008 годы она упала до 21%. За это же время аналогичный показатель КНР вырос с 4,4% до 10,2%, что позволило Китаю взлететь с 6 на 2 место рейтинга, обойдя попутно Великобританию (процент английских научных трудов упал с 7,1% до 6,5%).

Помимо числа научных публикаций, авторы исследования изучили и количество ссылок на китайские научные публикации в работах других авторов. Данный показатель сегодня дает представление о качестве проведенных научных работ: чем большее число ученых упоминает в своих статьях конкретную работу, тем больше ее научная ценность. За тот же временной отрезок число ссылок на китайские научные работы выросло, но не на тот уровень, на который выросло количество публикаций.


Китай превратился в мировой локомотив научной деятельности

Стоит отметить, что Китай с самых древних времен был известен своими изобретениями. Именно Китай подарил миру четыре великих открытия: бумагу, порох, компас и книгопечатание. Несмотря на это, данные открытия не привели Поднебесную к индустриальному «взрыву» в новое и новейшее время, как это, например, произошло в Европе (XVII — XVIII века) или в соседней Японии (в середине XIX — начале ХХ веков). Возможно, виной всему были коварные британцы, которые подсадили Китай на «опиумную иглу» и первыми из иностранцев навязали стране неравноправные договоры, а, возможно, дело было в учении Конфуция, которое, по мнению европейских социологов, не способствовало формированию в стране активного рационального мышления.

В любом случае даосские монахи и конфуцианские ученые остались в далеком прошлом и выступают сегодня скорее приманкой для туристов. Нынешний Китай — один из признанных мировых лидеров. Науку КНР сегодня двигают амбициозные и молодые ученые: химики, физики, математики, биологи, технологи, программисты, многие из которых получили образование за границей и имеют опыт работы в европейских и американских научных центрах и лабораториях. Сегодня эффект «хайгуй» (так называют тех ученых, которые вернулись в Китай после обучения за границей) работает на развитие китайской и мировой науки. Помимо этого, не стоит сбрасывать со счетов такой фактор, как эмиграция из Китая. В наши дни десятки тысяч научных специалистов, имеющих китайское происхождение, трудятся в элитных европейских и американских университетах.

При этом руководство КНР (стоит отметить, что все последние руководители страны относят себя к технократам) проводит активную политику по возвращению на родину этнических китайцев, а также тех, кто был отправлен за границу в 1990-е и 2000-е годы. После возвращения домой они получают еще более комфортные условия для работы и жизни, чем имели. Китайское правительство берет на себя все расходы на приобретение дорогого научного оборудования — даже если работа проводится в рамках иностранного гранта. При этом власти страны предоставляют и свои «внутренние» китайские гранты, которые сегодня вполне соизмеримы с западными.

Китай превратился в мировой локомотив научной деятельности

Средняя заработная плата ученых в КНР с 1998 года выросла в 27-28 раз. К примеру, годовой доход сотрудника одного из НИИ Китайской академии наук колеблется от 25 до 65 тысяч долларов в год (средние значения), но может доходить и до 150-200 тысяч долларов с учетом всех грантов и гонораров. А профессор Пекинского национального института биологических наук зарабатывает за год около 50-60 тысяч долларов. Для Поднебесной это просто отличная заработная плата. Неудивительно, что сегодня китайцы рассматривают ученых как настоящих столпов общества. Инженеры, ученые и профессура в китайском обществе с каждым годом ценятся все больше. Из-за престижа профессии и высокого уровня зарплат (взрывной рост) большая часть самых перспективных выпускников вузов связывает свою дальнейшую жизнь с наукой. Китайские ученые постоянно испытывают социальную поддержку проводимых ими исследований со стороны общества. Более того, начиная с 2006 года Пекин реализует особую программу: «План действий по увеличению понимания науки населением», которая проработана до 2020 года.

Есть в китайском вузовском образовании и проблемы, аналогичные российским. Главная из них — избыточность высших учебных заведений в стране, в основном за счет появления в последние годы скороспелых «академий» и «университетов», которые не обладают высоким качеством обучения студентов. Из-за этого количество выпускников превышает имеющийся в стране спрос на 20-30%, а престиж высшего образования снижается.

Несмотря на это, Китай отличается очень высоким качеством образования. Институт Дальнего Востока РАН опубликовал свои исследования о наращивании научно-технической мощи КНР. В настоящее время Китай уже занимает 1 место в мире по объему выделяемых ресурсов (в том числе и приборной базы) на одного исследователя, а по количеству научно-технического персонала, численность которого уже достигла 51 миллиона человек, страна также не имеет себе равных. И если столь большую цифру можно увязать с самой большой в мире численностью населения, то высокий уровень образования этим не объяснишь. В 2009 году по количеству университетов, которые вошли в топ-200 университетов мира, Китай занял третье место (11 вузов), пропустив вперед только США и Великобританию. При этом 3-е место КНР делит с Голландией и Японией, хотя всего лишь десятилетие назад в топ-200 входил только один китайский университет (Фуданьский в Шанхае).

Китай превратился в мировой локомотив научной деятельности

Проблемы китайской науки

Самой главной проблемой науки в КНР является обеспечение национального инновационного развития с учетом обращения к интенсивной экономической модели, которая базируется на разработке, выпуске и экспорте китайских технологий. Это очень сложная задача, так как до 2007 года, по словам отечественного ученого Якова Бергера, зависимость главных отраслей промышленности Китая от импортных высокотехнологичных компонентов была очень высокой. К примеру, при выпуске автотранспорта КНР зависела от иностранных разработок приблизительно на 70%, при изготовлении IT продукции — на 95%, при производстве телевизоров и мобильных телефонов — на 100%.

До недавних пор главной проблемой было то, что китайские предприятия не «переваривали» иностранные технологии для создания своих, национальных, часто занимаясь достаточно грубым и механическим копированием, которое сопровождалось и нарушением авторских прав. Более того, китайские эксперты даже создали специальные методики тиражирования и копирования иностранных технологий. Такой путь проще и дешевле, но стратегия простого копирования полностью выработала свой ресурс.

В ближайшие 20 лет промышленность и наука КНР должны ответить на новый стратегический вызов. Согласно планам развития науки и техники в Китае, к 2020 году страна должна будет выйти на мировой уровень по 11-ти основным направлениям научной деятельности, а по 3-5 позициям в каждом из этих направлений обеспечить себе лидирующие позиции. К 2050 году в Китае рассчитывают создать экономику знаний. В 2006 году в Китае был принят долгосрочный план развития научной деятельности, который предполагает рост финансирования науки. К 2020 году на науку планируется выделять до 2,5% от ВВП (сейчас на уровне 1,5-1,7% от ВВП).

Китай превратился в мировой локомотив научной деятельности

Проблемой является также объединение инноваций и науки. В 2007 году примерное соотношение финансирования академической и университетской науки находилось на уровне 5 к 1, данная пропорция сохраняется и теперь. При этом китайское руководство отдает себе отчет в том, что главное здесь — не сумма финансирования, а эффективность его использования. В наши дни в связке «Академия наук — университет — министерство — промышленное предприятие» разрабатываются структуры, целью которых является превращение промышленных объектов в реальную базу для инновационной деятельности. Ни для кого не секрет, что еще в 2003 году лишь 30% всех предприятий в Китае были охвачены ОКР.

При этом в Китае, как и в России, реформировали Академию наук. Однако в Поднебесной не стали сливать различные академии в одну, сохранив их профильную специализацию и независимость. К примеру, КАН — Китайская академия наук — занимается развитием физики, математики, химии, информационных технологий, биотехнологий, медицины и т.д. КАОН — Китайская академия общественных наук — специализируется на экономике, истории, международных отношениях, социологии, праве, философии. КИА — Китайская инженерная академия — работает в сфере металлургии, машиностроения, строительства, тяжелой и легкой промышленности, сельского хозяйства.

В Китае провели сокращение научных институтов. В КАН — со 123 до 92, а в КАОН — со 152 до 112, с одновременным увеличением объемов финансирования (до 40%). Вопросы организации каких-либо «агентств по управлению имуществом» и аренды помещений в Китае в принципе не возникают. Также государство достаточно жестко контролирует возраст директоров НИИ, который не может превышать 55 лет. В стране происходит регулярное обновление руководящих кадров на всех уровнях.

Таким образом, в настоящее время китайская наука, которая сохранила еще советское «классическое» академическое наследие, успешно адаптирует в стране и западный опыт, а также самые современные иностранные инновации, что позволяет ей динамично развиваться.

Источники информации:
http://rus.ruvr.ru/2013_10_23/Kitaj-i-mirovaja-nauka-Mezhdu-Konfuciem-i-visokimi-tehnologijami-2369
http://www.nkj.ru/archive/articles/19513
http://funduma.ru/2011/12/kitay
http://comments.ua/ht/243096-kitay-priznali-nauchnim-liderom.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 40
  1. профессор 7 ноября 2013 09:12
    По числу опубликованных научных работ Китай практически догнал Штаты и с высокой долей вероятности обойдет их по этому показателю уже в ближайшем будущем.

    Да Вы посмотрите на качество этих статей- переделанный копи паст или тривиальные опыты выдаются как "великие научные достижения". Есть такой показатель как степень цитируемости статьи или научной работы. Догадайтесь в какой части списка китайские творения?

    Помимо числа научных публикаций, авторы исследования изучили и количество ссылок на китайские научные публикации в работах других авторов. Данный показатель сегодня дает представление о качестве проведенных научных работ: чем большее число ученых упоминает в своих статьях конкретную работу, тем больше ее научная ценность. За тот же временной отрезок число ссылок на китайские научные работы выросло, но не на тот уровень, на который выросло количество публикаций.

    Выросло на 300%. Если 5 лет назад один человек их цитировал, то теперь 3. laughing

    Возможно, виной всему были коварные британцы, которые подсадили Китай на «опиумную иглу» и первыми из иностранцев навязали стране неравноправные договоры, а, возможно, дело было в учении Конфуция, которое, по мнению европейских социологов, не способствовало формированию в стране активного рационального мышления.

    Коммунизм всему виной. В том же Тайване или Сингапуре те же китайцы творят чудеса...

    Несмотря на это, Китай отличается очень высоким качеством образования.

    Бред. Сталкиваюсь постоянно я с ихними выпускниками, катастрофа.
    1. Ахмед Османов 7 ноября 2013 10:03
      Совершенно с Вами согласен. Китайская мощь сильно преувеличена.
      Ахмед Османов
      1. rainufa 7 ноября 2013 17:40
        Цитата: Ахмед Османов
        Совершенно с Вами согласен. Китайская мощь сильно преувеличена.

        Но недооценивать китайскую мощь нельзя.
        1. Versed 7 ноября 2013 19:24
          Китай - это локомотив по пошивке трусов, и активный юзер американских/западных технологий.

          Но все же угрозу России конечно представляет, да и не особо скрывает этого.
          Versed
      2. studentmati 7 ноября 2013 20:02
        Цитата: Ахмед Османов
        Китайская мощь сильно преувеличена.


        Истинная мощь КНР заключается не столько в конкретных делах, сколько в динамике развития. Локомотив под названием КНР имеет такую бешенную скорость, что остановить его уже практически невозможно.
        1. Misantrop 7 ноября 2013 20:03
          Цитата: studentmati
          Локомотив под названием КНР имеет такую бешенную скорость, что остановить его уже практически невозможно.
          Сам остановится, как только сбыт их товаров упадет
          Misantrop
          1. sens99.ru 8 ноября 2013 12:24
            Можно пустить под откос этот локомотив!
            sens99.ru
        2. timer 17 ноября 2013 18:04
          Вот именно!!!! Китайцы учаться быстро,хоть и набивают шишки.И этот локомотив скорость свою снижать не собираеться!А те форумчане,которые тут смеються над китайцами, мол они способны только сковородки копировать, глупцы.Я тут недавно ознакомился с дакладом нашего Минэкономразвития- волосы на одном месте дыбом встают.В этом докладе утвердаеться, что Российская экономика сохранит свою сырьевую направленность как минимум до 2030года!А теперь представте, где будет Китай к тому году, а где Россия!Мало того, приплюсуйте повальное воровство,разгильдяйство и непрофессионализм.
          timer
    2. Коля 7 ноября 2013 11:47
      насчет цитируемости не согласен: если в западной науке цитируемость стала навязчивой идеей, доходя до цитирования друг друга что например "Земля круглая", то в таком смысле западная наука китайцам не в пример. С Израиля вообще специфический взгляд, благодаря американской помощи, в том числе и на образование.
    3. Простой 7 ноября 2013 14:19
      Цитата: профессор
      Бред. Сталкиваюсь постоянно я с ихними выпускниками, катастрофа


      Наверное, они (китайские выпустники) слишком быстро зубрили. laughing

      На то они за границу и посылают , чтобы они уму-разуму набрались.

      А в общем, люди разные бывают.
      1. профессор 7 ноября 2013 14:37
        Цитата: Простой
        А в общем, люди разные бывают.

        Бывают и самородки, но основная масса их инженеров думает по принципу: "шаг влево шаг вправо- побег". Как мне когда то сказал американец руководящий инженерным отделом в Китае: "Что ты от них хочешь? Они все по той же самой книге учились..."
        1. Коля 8 ноября 2013 07:34
          Тот кто оценивает китайцев по одиночке, склонен недооценивать их умение работать в команде. Они как винтики сложного механизма, в отдельности пустое место, а вот в команде - сила. Япошки говорят: по одиночке мы корейцам проиграем, но 10 на 10 - точно выиграем. Вот так и китайцы. Япошки будучи не большой страной и окупированой главное!!! почти превзошли своего хазяина дядю Сэма. Вот так же и китайцы вогут показать только уже побольше.
  2. Nayhas 7 ноября 2013 09:15
    Именно Китай подарил миру четыре великих открытия: бумагу, порох, компас и книгопечатание. Несмотря на это, данные открытия не привели Поднебесную к индустриальному «взрыву» в новое и новейшее время, как это, например, произошло в Европе (XVII — XVIII века) или в соседней Японии (в середине XIX — начале ХХ веков). Возможно, виной всему были коварные британцы, которые подсадили Китай на «опиумную иглу»

    Интересно как автор находит взаимосвязь между событиями произошедшими в разные периоды истории Китая? Или бумагу, порох, компас и книгопечатание изобрели в 19 веке?
    1. Guun 7 ноября 2013 13:44
      Все с Китая, как тот же самый зонтик. Ружья у них были давно, но стрелял он недалеко, и до западных недотягивал ( был намнооого хуже) - вот по этому и проиграли войну англичанам и французам и дисциплины не было как у западных войск.
      Guun
    2. Guun 7 ноября 2013 13:44
      Все с Китая, как тот же самый зонтик. Ружья у них были давно, но стрелял он недалеко, и до западных недотягивал ( был намнооого хуже) - вот по этому и проиграли войну англичанам и французам и дисциплины не было как у западных войск.
      Guun
  3. makarov 7 ноября 2013 11:04
    Но имеются у Китая и плюсы. Срок от идеи, до внедрения, столь краток, что остается позавидовать отсутствию бюрократических препон.
    makarov
    1. haron 7 ноября 2013 18:33
      Это скорее плюсы немецкого и японского станкостраения wink
  4. Horn 7 ноября 2013 11:18
    Именно Китай подарил миру четыре великих открытия: бумагу, порох, компас и книгопечатание

    - Очевидно автор хотел сказать: Именно Китай присвоил себе честь открытия бумаги, пороха, компаса и книгопечатанья... Хватит уже врать о великом прошлом Китая!
    1. clidon 7 ноября 2013 16:48
      А у кого же он их позаимствовал?
      1. vostok1982 7 ноября 2013 21:12
        Подозреваю, что у тех белых людей, что жили когда-то к Северу и к Северо-Западу от Китая. Даже имени не осталось...
  5. 222222 7 ноября 2013 11:29
    На днях по ТВ ящику :
    - в Китае 30 млн студентов высший учебных
    -образование платное. В среднем 3 000 баксов. Но . государство дает гранты особо одаренным и мало обеспеченным
    - показали читальный зал-забит до отказа-и все забрят..
    А сколько студентов за бугром ?
    И эта вся Драконовская рать рванет в науку . в производство и юи самое главное . расползется менеджерами по всему миру ..
  6. Валерий Неонов 7 ноября 2013 12:21
    Основа достижений КНР это банальное копирование,именно и не более того.
    Бред. Сталкиваюсь постоянно я с ихними выпускниками, катастрофа.- наверное впервые соглашусь с "Профессором". hi
    Валерий Неонов
  7. report4 7 ноября 2013 13:21
    Имел дело с китайскими металлургами. За 20 лет колоссальный рывок. Если остальная наука и техника развивалась такими же темпами, но Китай достойно займёт место лидера технологий.
    Их инженеры-металлурги больше похожи на инженеров-СССР с хорошей фундаментальной базой, чем на западных(и в большинстве и наших-молодых) - "инженеров-менеджеров".
    1. timer 17 ноября 2013 18:12
      Да потому-что китайцы взяли самое лучшее,что было в СССР в образовании,прежде всего.
      timer
  8. atos_kin 7 ноября 2013 14:03
    Растет и очень быстро мощный конкурент. "Его пример - другим наука!"
  9. Lexx 7 ноября 2013 14:10
    А ведь Запад, увлекшийся постиндустриальным обществом, где все вредное производство будет выведено в страны третьего мира, а развитые страны станут центрами науки, образования и изобретательства, предупреждали, что вслед за производством в развивающиеся страны постепенно перетечет и наука и образование.
  10. Lexx 7 ноября 2013 14:10
    А ведь Запад, увлекшийся постиндустриальным обществом, где все вредное производство будет выведено в страны третьего мира, а развитые страны станут центрами науки, образования и изобретательства, предупреждали, что вслед за производством в развивающиеся страны постепенно перетечет и наука и образование.
  11. митридат 7 ноября 2013 14:40
    а все потому, что страной руководят ПАТРИОТЫ СВОЕЙ СТРАНЫ
  12. Spiegel 7 ноября 2013 15:56
    А все потому, уважаемый Митридат, что мало быть патриотом, надо еще быть умным и дальновидным. Китайцы, как только задумались о смене плановой экономики на рыночную, стали изо всех сил поощрять легальный и нелегальный выезд китайской молодежи на учебу в США. Разумно, если смотришь на десятки лет вперед. В результате, как в известном анекдоте, американские университеты стали местом, где еврейские профессора из России обучают китайских студентов. Где же еще было учиться рыночной экономике и современной науке, как не в самом "гнезде империализма и капитализма"? И ведь предвидели мудрые китайцы, что китайские выпускники займутся наукой и бизнесом в США, образуют там "китайскую пятую колонну", а затем многие вернутся и образуют между Китаем и США мост по передаче знаний и капитала. Не говоря уже о возникновении китайского лобби в США. Кстати, еще в начале 80-х годов я сталкивался с американскими переводными научно-техническими книгами - так вот там в числе авторов уже тогда был, как минимум, один китаец, занимавшийся наукой в США. Мы же, блин, такие умные, что сами до всего дойдем, нам никто не указ и учиться нам не у кого. Всех шапками закидаем. Где же наши ум и дальновидность? Где масса русских студентов за рубежом, которых не только богатый папа отправил учиться, а государство? Только тарахтенье одно на этот счет, как и насчет инноваций.
    Spiegel
    1. профессор 7 ноября 2013 16:32
      Цитата: Spiegel
      Где масса русских студентов за рубежом, которых не только богатый папа отправил учиться, а государство?

      Их на самом деле и не так мало, но проблема в том что подавляющее большинство из них не возвращается по окончании ВУЗа request в Россию.
      1. Ka-52 7 ноября 2013 18:05
        Потому что государству, точнее "нынешней верхушке", они и нафиг не нужны. am Когда живешь одним днем, о будущем не думают.
  13. leon-iv 7 ноября 2013 18:29
    Как же набил оскомину этот индекс Хирша блин где смайл рукалитцо.
  14. leon-iv 7 ноября 2013 18:30
    Как же набил оскомину этот индекс Хирша блин где смайл рукалитцо.
  15. УВБ 7 ноября 2013 19:21
    Согласен с предыдущими, что великая китайская цивилизация это миф. Если они были такими великими, почему их на колени дикие кочевники ставили? И все эти цифры о росте числа научных работ- полная ерунда. Примитивная арифметика: пусть доля "умных" везде одинакова и равна к примеру 1%. Тогда в Китае должно быть 15 млн. этих самых талантов, а в России всего 1,4. Но пусть кто нибудь скажет, что китайцы в 10 раз умнее нас! Не мы у них технологии воруем. А мое личное мнение, умная нация придумала бы алфавит а не иероглифы. То же самое можно и о Японии сказать, скачок в развитии произошел в первую очередь благодаря промышленному шпионажу. Вот чего нельзя и у тех и других отнять- так это умение пользоваться плодами чужого труда.
  16. Savva30 7 ноября 2013 20:27
    а у нас егэ, нам не до науки...наша задача трепетно выполнять требования "эффективных менеджеров"...
  17. masterovoy 7 ноября 2013 23:13
    В последний год, в группе сотрудников предприятия, мне довелось участвовать в обсуждении проблемных вопросов освещения обстановки на морском театре, китайские научные сотрудники показались весьма компетентными инженерами.
  18. Режисёр 7 ноября 2013 23:53
    Традиционная многовековая китайская методика обучения заключалась в длительном, тщательном и неустанном повторении за мастером-учителем. Без малейшего своеволия и креатива. Действительно, китайцы очень хорошо копируют успешный чужой опыт. Они большие мастера воровать чужие идеи и присваивать интеллектуальную собственность. Но говорить о том, что китайская наука способна выйти в лидеры в ближайшее десятилетие преждевременно.
    Режисёр
  19. гора 8 ноября 2013 03:27
    Все это я уже где то раньше видел. А название было,"КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ". В своё время китай был закрыт, от внешнего мира и тот строй, что они скопировали у нас идеально подходил для контроля за населением. Мало кто знает сколько усилий тратит партия КНР, чтобы сохранить порядок у себя в доме. И сегодняшняя молодёжь китая не та, что была в шестидесятых. Везут они на родину к себе не только знания но и бунтарский дух. И какой стране быстро наступит, Китаю или Сша, ещё вопрос.
  20. гора 8 ноября 2013 03:27
    Все это я уже где то раньше видел. А название было,"КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ". В своё время китай был закрыт, от внешнего мира и тот строй, что они скопировали у нас идеально подходил для контроля за населением. Мало кто знает сколько усилий тратит партия КНР, чтобы сохранить порядок у себя в доме. И сегодняшняя молодёжь китая не та, что была в шестидесятых. Везут они на родину к себе не только знания но и бунтарский дух. И какой стране быстро наступит каюк, Китаю или Сша, ещё вопрос.
  21. Ols76 8 ноября 2013 06:27
    "Китай постепенно выходит на лидирующие позиции в мире в сфере опытно-конструкторских разработок и научных исследований. "

    Да ладно не может быть, вот это новость ! )))
  22. Viator 8 ноября 2013 07:56
    Есть в китайском вузовском образовании и проблемы, аналогичные российским. Главная из них — избыточность высших учебных заведений в стране, в основном за счет появления в последние годы скороспелых «академий» и «университетов», которые не обладают высоким качеством обучения студентов. Из-за этого количество выпускников превышает имеющийся в стране спрос на 20-30%, а престиж высшего образования снижается


    Пять лет работаю как раз в сфере китайского высшего образования, так что могу сказать из личного опыта: китайцы - отличные инженеры, но никудышные ученые. Они в совершенстве освоили ремесло, но искусство лежит за пределами их нынешних возможностей. Концфуцианское стремление к порядку и традициям, по-моему, у них дошло до крайности. Студенты по утрам, словно мантры читая, мерно качают головами над учебниками на университетских лужайках, зазубривая тексты, а на уроках отвечают лишь на те вопросы, которые или сами содержат в себе ответ, или подразумевают цитирование текста. Причем цитируют целые отрывки, не особо понимая их:
    - Утром Владимир встал в 7 часов и пошел в школу, - говорит преподаватель. - Ребята, так куда пошел Владимир?
    - Утром Владимир встал в 7 часов и пошел в школу... - отвечают старательные студенты. Первые три-четыре ряда. Остальные не понимают вопроса или просто спят с открытыми глазами.
    Не лучше ситуация и с географией, всемирной историей, и вообще практически со знаниями обо всем, что лежит за пределами границы Китая. Мало того, что в силу особенностей китайского языка невозможна точная транслитерация топонимов и, скажем, вместо Куала-Лумпура, Лос-Анджелеса или Владивостока выходит "Цзилунпу", "Луошанцзи" и "Фуладиуосытуокэ", так еще и многие места китайцы знают лишь под своими, китайскими названиями. Скажем, Токио - это "Дунцзин", Сеул - "Ханьчэн" Африка - "Фэйчжоу", и т.д. И, в довершение, некоторые не знают, например, что "Ню-юе" (Нью-Йорк) - это не столица "Мэй-го" (США), а на карте многие на моих уроках не могут найти, где же эта загадочная "Сиболия" (Сибирь). Замечу: это студенты третьего курса не самого маленького университета в столице провинции! Хотя и в других городах, где я работал, ситуация не лучше. Я могу много примеров приводить, и наверное, отсмеявшись, кто-то мне может возразить, мол, и у нас полудурков хватает, дипломы за красивые глаза получивших, но вот мое субъективное мнение - "у нас" их меньше, чем в Китае.
  23. Viator 8 ноября 2013 07:57
    Китаю еще далеко до создания чего-то действительно своего. Университеты появляются, как грибы, просто переростая из гипертрофированных колледжей с десятками тысяч студентов, основанных обычно не ранее 60-х годов прошлого века. Когда я говорил, что в моем родном Каразинском университе (Харьков) обучалось примерно 16 000 студентов, китайцы уточняли, мол, это точно университет, а не колледж. Уж больно маленький... Приходилось тыкать их носом, говоря, что в том маленьком "колледже" работало больше нобелевских лауреатов, чем в пяти их типичных "университетах" вместе взятых. Да, аспиранты пишут статьи за статьями, но большинство из них - "вода". Еще один пример: авторство всех крупных инженерных проектов в стране принадлежит иностранцам, хотя строят их сами китайцы. Скажем, все самые высокие небоскребы и крупнейшие плотины. Даже в более мелких масштабах проявляется недоверие правительства к собственным "быстрым разумом Невтонам" - все крупные ландшафтные проекты (парки, скверы и т.д.) тоже обычно разрабатываются иностранными дизайнерами. Кстати, многие, даже относительно крупные компании, принадлежат людям, не особо разбирающимся в данной специальности, а просто получившим бизнес от родителей или сколотивших капитал на чем-нибудь другом. Управляются такие компаниии всякими топ-манагерами, понятно с какой эффективностью и политикой. Короче, как было уже сказано в комментариях, развитие и сила Китая достаточно преувеличены, несмотря на все их безусловные достижения. Хотя все это конечно, не повод расслабляться.
  24. Zomanus 10 ноября 2013 09:53
    Здесь работает теория больших чисел. Много воды, но и полезного много, хоть и процент мал. Зато у нас, вылизывают статьи по полгода, что бы затем положить в стол.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня