Вертолеты Denel Rooivak Mk 1: 32 года от начала проекта до первого боевого вылета

4 ноября военно-воздушные силы ЮАР провели первую операцию с использованием ударных вертолетов Denel Rooivalk Mk 1. В конце октября три боевые машины из состава 16-й эскадрильи ВВС Южно-Африканской Республики вошли в состав контингента ООН в Демократической Республике Конго. Днем 4 ноября по местному времени два вертолета Rooivalk вылетели в горный район Шанзу. Целью боевого вылета была поддержка сухопутных подразделений конголезской армии и бригады интервенционных сил (FIB) в наступлении на позиции повстанческой группировки M23.

Вертолеты Denel Rooivak Mk 1: 32 года от начала проекта до первого боевого вылета


Около 17:00 по местному времени вертолеты обнаружили укрепления противника и нанесли удар неуправляемыми ракетами FZ90. По официальным данным, в ходе своего первого боевого вылета вертолеты Rooivalk уничтожили несколько бункеров и одну зенитная пулеметная установка. Атака признана успешной.


Первый случай боевого применения новых вертолетов является закономерным итогом длительных работ по созданию, доводке и строительству новой технике. От момента начала проекта до участия новых вертолетов Rooivalk Mk 1 в боях прошло около 30 лет. Столь большой срок создания проекта был обусловлен особенностями новейшей истории ЮАР. В течение восьмидесятых годов страна не могла позволить себе финансировать проект в необходимых объемах. После смены власти экономическая ситуация ухудшилась, из-за чего в течение 12-15 лет финансирование перспективного проекта сократилось и велось нерегулярно. В результате строительство серийных ударных вертолетов новой модели началось лишь в конце прошлого десятилетия.

В 1981 году ВВС ЮАР заключили контракт с компанией Atlas Aircraft Corporation. Соглашение подразумевало создание и строительство нового боевого вертолета, предназначенного для нанесения ударов по наземным объектам, технике и живой силе противника. Необходимо отметить, что в то время для выполнения подобных задач использовались вертолеты зарубежного производства. Однако эта техника постепенно вырабатывала свой ресурс, а закупки новой исключались по причине международных санкций. В таком случае единственным выходом оставалось создание собственного проекта.

Вертолеты Denel Rooivak Mk 1: 32 года от начала проекта до первого боевого вылета


Особенности местного климата и операций последних лет сформировали требования к новому ударному вертолету. Военные желали получить боевую машину, способную находить и уничтожать цели в любое время суток и в любых метеоусловиях. Срок эксплуатации вертолета задавался на уровне 30 лет. Важным требованием было обеспечение высокой надежности техники при эксплуатации в условиях сильной запыленности. Наконец, вертолет не должен был нуждаться в высококвалифицированном техническом персонале. Ударную машину с такими возможностями требовалось строить на имеющихся в стране предприятиях.

К 1986 году сотрудники компании Atlas Aircraft Corporation разработали и построили вертолеты XTP-1 и XTP-2 (XTP – Experimental Test Platform, «Экспериментальная тестовая платформа»). Летающие лаборатории на базе машины AS-330 Puma предназначались для отработки различных систем и вооружения перспективного вертолета. В течение нескольких лет две летающие лаборатории использовались для исследования конструкции крыла, размещения и использования вооружений. Поскольку перспективный ударный вертолет должен был бороться с наземной техникой и вертолетами противника, летающую лабораторию XTP-2 оснастили 20-мм автоматической пушкой и узлами крепления ракет различных классов.

К концу восьмидесятых был готов технический проект нового вертолета CSH-2 Rooivalk («Пустельга»). Финансовые возможности Южно-Африканской Республики позволили компании-разработчику провести полномасштабные исследовательские, конструкторские и испытательные работы. Так, в последних использовались сразу три опытных образца. Первый из них получил название XDM (Experimental Demonstration Mode – «Экспериментальная демонстрационная модель»). Первый полет этого прототипа состоялся в феврале 1990 года. Затем, в 1992 и 1996, в воздух поднялись вертолеты ADM (Advanced Demonstration Model – «Улучшенная демонстрационная модель») и EDM (Engeneering Development Model – «Модель инженерной разработки»). Прототипы отличались друг от друга составом оборудования и вооружения, а также некоторыми элементами планера. На каждом из них отрабатывались различные нюансы проекта, причем прототип EDM можно считать образцом для производства серийных машин.

Вертолеты Denel Rooivak Mk 1: 32 года от начала проекта до первого боевого вылета


CHS-2 Rooivalk внешне похож на несколько других современных ударных вертолетов. Он выполнен по классической одновинтовой схеме и оснащен несущим винтом с четырьмя лопастями. Рулевой винт диаметром около 3 м состоит из пяти лопастей. Компоновка сравнительно узкого фюзеляжа типична для современной техники подобного назначения. В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина пилотов, в которой рабочее место пилота размещается сзади и выше рабочего места штурмана-оператора. За кабиной в фюзеляже расположены агрегаты силовой установки. Два турбовальных двигателя Turbomeca Makila 1K2 мощностью по 1877 л.с. крепятся в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Между ними устанавливается главный редуктор, распределяющий крутящий момент двигателей на несущий и рулевой винты. Под редуктором, в средней части фюзеляжа, находятся протектированные топливные баки.

Характерной чертой вертолета Rooivalk являются крупные фильтры, установленные на воздухозаборниках. Эти агрегаты предназначены для защиты двигателей от большого количества песка, свойственного местностям Южной Африки. Еще одной интересной особенностью силовой установки вертолета стала система виброизоляции. Большое количество амортизаторов эффективно поглощает вибрации двигателей, редуктора и несущего винта. Уровень вибрации в кабине сравним с вибрацией на самолетах.

Для повышения живучести в конструкции вертолета CHS-2 применен ряд технических решений, используемых на современной технике этого класса. Вертолет несет бронирование: экипаж защищен керамической броней, а важные узлы и агрегаты – композитной. Кроме того, менее важные компоненты оборудования размещены рядом с более важными и при поражении вертолета защищают их. На случай ранения или гибели командира обе кабины летчиков оснащены полным комплектом органов управления. Вертолет оснащен трехстоечным шасси. Конструкция стоек рассчитана на безопасную для экипажа посадку с вертикальной скоростью до 6 м/с.

Вертолеты Denel Rooivak Mk 1: 32 года от начала проекта до первого боевого вылета


В носовой части фюзеляжа установлена поворотная турель с 20-мм автоматической пушкой F2. Рядом с орудием размещены короба на 700 снарядов. За счет низкого уровня вибраций конструкции вертолета Rooivalk пушка имеет высокую точность. Как утверждается, на дистанции около 2 км орудие F2 может первым же выстрелом попасть во вражеского солдата. При этом в ранних версиях проекта отмечалось, что из-за большой длины ствола пушка может «засвечивать» приборы ночного видения.

Под крылом вертолета CHS-2 предусмотрены шесть пилонов для подвески вооружения. Вертолет должен использовать неуправляемые ракеты калибра 70 мм, противотанковые управляемые ракеты Denel ZT-6 Mokopa, а также управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких моделей. Тем не менее, на данный момент состав вооружения ограничен из-за некоторых проблем с бортовым оборудованием. Интересным образом выполнена архитектура системы управления вооружением. В составе комплекса электронного оборудования имеются два цифровых вычислителя. Каждый из них отвечает за применение оружия, размещенное на одной из консолей крыла.

Для управления вооружением вертолет Rooivalk оснащается обзорно-прицельной системой TDATS. Поиск целей осуществляется при помощи телекамеры и тепловизора. Имеется лазерный дальномер, при помощи которого также можно подсвечивать цель для других вертолетов или самолетов. Бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования позволяет поддерживать связь с командным пунктом и другими вертолетами. Имеется возможность передачи данных об обнаруженных целях по зашифрованному каналу.

Ударный вертолет CHS-2 Rooivalk имеет габариты и вес на уровне зарубежной техники аналогичного назначения. Общая длина машины не превышает 18,8 метра, а диаметр несущего винта равен 15,6 м. Вес пустого вертолета – 5730 килограммов. Нормальный взлетный вес – 7500 кг, максимальный – 8750 кг. Имея два двигателя мощностью по 1877 л.с., вертолет Rooivalk способен развивать максимальную скорость 309 км/ч. Крейсерская скорость полета не превышает 280 км/ч. Практический потолок составляет 6100 метров. Используя только внутренние топливные баки, южноафриканский вертолет способен преодолеть до 740 километров. Максимальная перегоночная дальность, достигнутая с использованием подвесных баков, равняется 1335 км.

Вертолеты Denel Rooivak Mk 1: 32 года от начала проекта до первого боевого вылета


В 1992 году компания Atlas Aircraft Corporation вошла в состав группы Denel. В следующем году вертолет CHS-2 Rooivalk был впервые показан широкой общественности. В апреле 1997 года компании Denel и Eurocopter подписали контракт о совместном продолжении работ по южноафриканскому проекту. Результатом контракта стало значительное обновление проекта, подразумевающее использование новых радиоэлектронных систем. На этом этапе появилось новое обозначение вертолета – AH-2.

Работы по совершенствованию проекта и подготовка к серийному строительству новых вертолетов продолжались до двухтысячных годов. Далее ВВС Южно-Африканской Республики заказали 12 вертолетов новой модели. В 2005 году одна из машин разбилась, из-за чего в 2007-м ВВС получили лишь 11 новых вертолетов. После принятия на вооружение вертолет AH-2 снова получил новое название – Rooivalk Mk 1. Ввиду финансовых ограничений, вызванных экономической ситуацией в стране, на данный момент все 11 вертолетов имеют серьезные ограничения по применению вооружений. В текущей модификации Block 1F они могут применять лишь пушку и неуправляемые ракеты. Завершение работ по оснащению вертолетов Rooivalk аппаратурой, необходимой для использования управляемых противотанковых ракет, планируется на ближайшие годы. Все имеющиеся вертолеты были доработаны до уровня Block 1F в начале 2013 года, что позволило ВВС ЮАР объявить о достижении начальной оперативной готовности.

Недостаток финансирования в девяностые годы не позволил своевременно завершить все работы по созданию и доводке комплекса вооружений, полностью отвечающего требованиям заказчика. Из-за этого боевой потенциал вертолетов Rooivalk Mk 1 значительно ограничен. Тем не менее, как показали события 4 ноября, и в нынешней комплектации новейшие южноафриканские вертолеты способны решать некоторые боевые задачи. После завершения доводки необходимых систем вертолеты Rooivalk Mk 1 будут соответствовать всем требованиям, предъявленным еще в начале восьмидесятых годов и неоднократно дорабатывавшимся позже. Результатом проекта может стать ударный вертолет, возможности которого позволят конкурировать с современными разработками ведущих вертолетостроительных организаций.


По материалам сайтов:
http://africandefence.net/
http://denel.co.za/
http://aircraft.co.za/
http://airwar.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 8
  1. a.s.zzz888 8 ноября 2013 08:35
    От момента начала проекта до участия новых вертолетов Rooivalk Mk 1 в боях прошло около 30 лет


    Немного внешне на "Осу" похож.
    1. влад0 8 ноября 2013 11:37
      Мы тоже к этому "стремимся": Су-34 - первый вылет в 1992 (Су-27ИБ), первое БП (Борт из испытательного центра) - 08.08, первые борты в строевых частях - 2013 г.
      Итого: 21 год!!!!
      влад0
      1. klimpopov 8 ноября 2013 13:37
        Пффф. "Аллигатор" сколько там уже годков накапало? Но у нас ситуация другая. Предателей много...
        1. SSR 10 ноября 2013 22:10
          Цитата: klimpopov
          Пффф. "Аллигатор" ? Но у нас ситуация другая. Предателей много...

          Интересно узнать, у кого их мало?
          Ну просто любопытно, если даже в одном роде/тейпе/ случаются предатели
          SSR
  2. Zerstorer 8 ноября 2013 10:10
    Ясно. Возьмем на заметку. За статью спасибо! А то отстал я от жизни.
  3. combat192 8 ноября 2013 11:40
    ЮАРовцы вообще молодцы. В период действия законов апартеида, находясь практически в полной технологической изоляции от т. н. "цивилизованного" мира, сумели создать современную военную промышленность и производить конкурентоспособное вооружение.
    1. Kir 8 ноября 2013 12:18
      Простите но уже не раз здесь писал, и думаю сведущие люди если что подкорректируют, что ЮАР активно приглашал к себе технарей в том числе и из СССР и ГДР, так что ......
      Kir
  4. Mr.Gambu4aS 8 ноября 2013 16:16
    Очень похоже на МИ-28! Такое ощущение что детали просто немного местами поменяли, да и то некоторые)
    Mr.Gambu4aS
    1. Eugeniy_369 8 ноября 2013 16:22
      Цитата: Mr.Gambu4aS
      Очень похоже на МИ-28! Такое ощущение что детали просто немного местами поменяли, да и то некоторые)

      По мне, так вылитый "индеец" smile (АН64)
      Eugeniy_369
  5. одинокий 8 ноября 2013 23:56
    ЮАР имеет солидный ВПК.одни МРАП-ы просто фантастика.производят неплохие САУ,буксируемые гаубицы,бронетехнику.и самое главное то ,что производимое вполне соответствует мировым стандартам.
  6. Сторож 9 ноября 2013 14:08
    Только их что-то маловато. Всего 12 штук. Хотя в случае войны с соседями ЮАР и этого хватит.
  7. А Нас Рать 12 ноября 2013 05:55
    Цитата: Eugeniy_369
    Цитата: Mr.Gambu4aS
    Очень похоже на МИ-28! Такое ощущение что детали просто немного местами поменяли, да и то некоторые)

    По мне, так вылитый "индеец" smile (АН64)


    Скорее уже более напоминает Еврокоптер "Тигр" или итальянская "Аугаста".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня