Подвиг командира Британова

Подвиг командира Британова


Роковое число 13… 27 лет назад, в октябре 1986 года, из своего 13-го похода не вернулся РПК СН «К-219» проекта 667АУ «Налим» (NATO – «Yankee»)…

Это был первый ракетоносец, получивший статус «подводного стратега» и ставший родоначальником целой серии стратегических субмарин, вплоть до громадины 667БДРМ «Дельфин».


Впоследствии с кораблями этой серии происходили различные казусы (как то удар о грунт «Кальмара»), но то, что произошло в Саргассовом море с «К-219», вполне могло обернуться экологической и политической катастрофой – из-за взрыва в ракетной шахте №6 на грунт легла субмарина с двумя реакторами и пятнадцатью ядерными ракетами на борту! И это спустя каких-то полгода после трагедии Чернобыля да еще накануне встречи Горбачева и Рейгана в Рейкьявике!

Подвиг командира Британова
Место гибели К-219


Ценой жизни спецтрюмного, матроса Сергея Преминина, трагедию удалось предотвратить – когда стало понятно, что после срабатывания аварийной защиты на одном из реакторов компенсирующие решетки зависли и не стали на концевые упоры (что грозило тепловым взрывом), он и командир спецтрюмной группы старший лейтенант Н. Беликов пошли в реакторный ад. В последний раз Сергей ушел один, ему удалось опустить последнюю решетку, добраться до переборочной двери, но… Из-за перепада давления дверь заклинило, а сил на то, чтобы выдернуть чеку, повернуть клапан и тем самым сравнять давление, у Сергея уже не оставалось. А в это время в смежном, восьмом отсеке, старший мичман В. Ежов с двумя матросами пытались открыть заклинившую дверь с помощью раздвижного упора. Тщетно – западня захлопнулась… Кроме Сергея погибли еще три человека: командир БЧ-2, капитан 3 ранга А. Петрачков и матросы Н. Смаглюк и И. Харченко.

Подвиг командира Британова
Сергей Преминин


После почти суточной безуспешной борьбы за живучесть, командир лодки капитан 2 ранга Игорь Британов приказал заглушить второй реактор и эвакуировать экипаж на подошедшие советские корабли. Сам же остался на мостике – с пистолетом Макарова и ракетницей в карманах «канадки». Дело в том, что рядом с гибнущей советской субмариной постоянно кружилась иностранная ПЛ (как потом выяснилось, это была американская подлодка-охотник «Аугуста» класса «Лос-Анджелес» под командованием Джеймса Вон Сускила), да и буксир ВМС США «Паухэтэн» настойчиво предлагал свои услуги по буксировке аварийной ПЛ в ближайшую американскую базу – Норфолк.

Подвиг командира Британова
Буксир ВМС США «Паухэтэн»


Британов прекрасно понимал – оставь и он агонизирующий корабль, американцы тут же возьмут его на буксир – оставленный экипажем, он будет считаться «бесхозным», а пока на корабле остается хоть один человек, они этого сделать не посмеют. А может, он и сам собирался уйти со своим кораблем на дно? Кто знает… Не мог Британов не понимать, что своим поступком поставил крест на военной карьере и обеспечил себе место на нарах: как же, всплыл в непосредственной близости от вражеского побережья, прекратил борьбу за живучесть, эвакуировал экипаж и тем самым «загубил» многомиллионный корабль!

Подвиг командира Британова


Тем временем в светлое время суток на гибнущую лодку еще высаживалась аварийная партия, была даже предпринята попытка завести буксирный трос с теплохода «Красногвардейск». И она оказалась успешной – 5 октября в 18.20 необычный караван начал движение. Только вот приказ Москвы – двигаться в Гаджиево – изумил подводников: таким ходом да в таких погодных условиях? А почему не на Кубу? Видно, и «братьям по классу» советское руководство не очень-то доверяло…

Подвиг командира Британова
Игорь Британов на палубе терпящего бедствие корабля


А вражеский перископ все ближе и ближе на большой скорости проносился возле лодки и буксирного троса. Наконец 6-го октября в 06.18 Британов увидел, как он двинулся наперерез каравану и нацелился между кормой «Красногвардейска» и носом «К-219», туда, где находился провисший трос! Глубина провисания достигала 270 метров, и Вон Сускил мог не бояться столкновения с кораблями. И он знал, что если на циркуляции даже легонько коснуться туго натянутого троса, тот лопнет, причинив его лодке минимальные повреждения. Его расчет оправдался – трос лопнул!

Британов понял: это конец, лодку уже не спасти. Аварийную партию отправили на «Красногвардейск», а верный чести морского офицера и командирскому долгу Игорь Британов оставался на гибнущем корабле до последнего момента. Лишь только когда вода подступила к мостику, он пересел в спасательный плотик и принялся грести к «Красногвардейску». В 11.03 6 октября 1986 года, прощально блеснув винтами, «К-219» пошла на последнее свое погружение…

А потом – гостеприимная Гавана, далеко не гостеприимная Москва, 9-месячное следствие и вывод – виноваты: погибший Петрачков (мертвые сраму не имут?), командир БЧ-5 И. Красильников и, конечно же, командир ПЛ И. Британов. Обоим «светило» по 8 лет, но… К этому времени Матиас Руст посадил свою «Цессну» на главной площади страны, и перед новым министром обороны СССР Д. Язовым встала дилемма: кого наказывать – Британова, героя в глазах всего мира, или генералов, сделавших страну посмешищем? В результате Британова и Красильникова освободили от уголовного наказания (так и не сняв вину за гибель корабля), но из партии исключили и из флота уволили. Как у нас водится: наказать невиновных, наградить непричастных...

Подвиг командира Британова
Члены экипажа Британова, учавствовавшие в походе сентябрь-октябрь 1986 года и люди, оказавшие помощь спасении экипажа.


Но ведь виновные были? Были. Кто? Ответ лежит на поверхности: штабисты всех уровней - от дивизии до главкомата ВМФ. Почему именно они?

1. Авария произошла из-за поступления забортной воды в ракетную шахту №6. Знали об этом? Разумеется, знали. Во время контрольного выхода перед роковым походом не кто иной, как флагманский ракетчик штаба дивизии приказал отключить аварийный сигнал "Вода в шахте №6" и организовать слив в цистерну грязной воды 4-го отсека. Более того, как утверждает Александр Покровский, эта шахта была аварийной уже в 1979! году, когда его экипаж ходил на К-219 на боевую службу.

2. Какая необходимость была посылать в море экипаж, только что проведший 3 изнурительных месяца в автономке и остро нуждающийся в отдыхе? А все очень просто - необходимо было заменить на боевой службе РПКСН с неисправностью ракетного вооружения. Вот так - неисправный корабль меняют... на тоже неисправный!

3. И самое главное - экипаж доукомплектовали приписанным личным составом по самым скромным подсчетам на 35%! Но ведь "Курс боевой подготовки ракетных атомных подлодок" однозначно гласит: "При смене штатного личного состава более 30% экипаж выводится из линии". Это означает, что такой экипаж считается небоеготовым и для восстановления перволинейности и должен полностью отработать и сдать штабу дивизии и ее командиру курсовые задачи в полном объеме (Л-1, Л-2, Л-3).

А виноватым сделали (именно сделали!) Британова.

Неожиданная помощь пришла со стороны… американцев: честь морского офицера, пожертвовавшего своей карьерой ради спасения экипажа, помогли восстановить Петер Хухтхаузен и Роберт Алан Уайт, написавшие в соавторстве с российским подводником Игорем Курдиным беспрецедентную по своей доброте и честности книгу «Враждебные воды», главными героями которой стали Игорь Британов, РПК СН «К-219» и ее экипаж. В этой книге они не скрыли и постыдной, пиратской роли американской АПЛ «Аугуста» в гибели советского ракетоносца.

…Эта печальная история имеет довольно неожиданное продолжение: российский подводник, капитан 1 ранга И. Британов подал в суд на Голливуд за использование в фильме фактов из его жизни без его же на то согласие и выиграл его! «Фабрике Грез» пришлось уплатить ему приличную сумму, о размере которой капитан скромно умалчивает.

А закончить мне хотелось бы цитатой из книги «Враждебные воды»: «…уже после приема (4 августа 1998 года, офицерский клуб Академии ВМС США в Аннаполисе – авт.) к русскому командиру пробился один из присутствующих и, крепко пожав руку, тихо сказал: «Я из экипажа «Аугусты». Я был тогда на ее борту. Примите мои извинения…» И прежде чем Британов успел ответить, быстро отошел в сторону, затерявшись в толпе…»

P.S. Как вы могли заметить, я практически не осветил ни начало аварии, ни ее развитие. Да это и не входило в мою задачу. Я хотел рассказать о подвиге Командира. Командира с большой буквы К. Надеюсь, мне это хоть в малой степени удалось. А про аварию можете прочитать в интернете, написано о ней много. Только умоляю, не читайте Вики - я когда читал, не знал, матюкатся или смеяться. Прочитайте лучше книгу "Враждебные воды" или посмотрите документальный фильм "К-219. Последний поход" - и то и другое есть в интернете. А вот фильм "Враждебные воды" я смотреть не рискнул - зная, как трактуют историческую правду "мастера" из голливуд-шоу (режисер фильма К-19 Кэтрин Беглоу без обиняков заявила консультанту фильма капитану 1-го ранга Сергею Апрелеву в ответ на замечание, что это неправда, что так на подводных лодках не бывает: "Мне ваша правда до лампочки, мне нужно зрелище"), не захотел портить впечатление от книги.
Автор: Валерий Голодный


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 115
  1. kush62 9 ноября 2013 08:42
    Во первых: Вечная Слава погибшим морякам, защитникам Отечества
    Во вторых: такие, как капитан 1 ранга И. Британов были и будут всегда - это и есть совесть нашей страны!
    в третьих : виноватые высокопоставленные чиновники военные или гражданские , виноватыми не бывают,
    стрелочник у них всегда найдётся.

    в четвёртых долой предрассудки и суеверия. Я родился 13 числа и мучеником и страдальцем себя не считаю.
    1. леликас 9 ноября 2013 14:30
      Да все так , но вот на счет суеверий - тут лучше не зарекаться.
      1. stalkerwalker 9 ноября 2013 17:42
        Цитата: леликас
        но вот на счет суеверий - тут лучше не зарекаться.

        Эт-та точно... И не только моряки. В Плесецке при каждом старте на борту пишут женское имя (запамятовал).
        1. леликас 9 ноября 2013 19:20
          Цитата: stalkerwalker
          Эт-та точно... И не только моряки. В Плесецке при каждом старте на борту пишут женское имя (запамятовал).

          "ТАНЯ"
    2. Old_Kapitan 9 ноября 2013 17:57
      Я родился 13 числа и мучеником и страдальцем себя не считаю.

      Я в кинотеатре принципиально покупаю 13 ряд, 13 место. Ну и что?
      1. stalkerwalker 9 ноября 2013 18:28
        Цитата: Old_Kapitan
        Я в кинотеатре принципиально покупаю 13 ряд, 13 место. Ну и что?

        Суеверие? Счастливое...
        1. bif 10 ноября 2013 06:50
          Цитата: stalkerwalker
          Суеверие?

          Предвзятое отношение к цифре 13 пришло в РФ вместе с Кока колой...
          bif
          1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 12:39
            Предвзятое отношение к цифре 13 пришло в РФ вместе с Кока колой...

            Ничего подобного. Мне уже много лет, а то, что число 13 - нехорошее, помню с детства.
            1. Misantrop 10 ноября 2013 12:47
              Цитата: Old_Kapitan
              что число 13 - нехорошее, помню с детства.
              Я родился 13-го, в понедельник, в 13 часов... В школе у нас был 13-й выпуск, служить попал в 13-ю дивизию... Пока живой lol
              Misantrop
              1. kush62 10 ноября 2013 19:48
                Пока живой

                Да и не торопись
      2. Nuar 10 ноября 2013 12:03
        Цитата: Old_Kapitan
        Я в кинотеатре принципиально покупаю 13 ряд, 13 место. Ну и что?

        Наверное ты Сатана. am
        1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 12:39
          Наверное ты Сатана

          Ага! wink
  2. Ols76 9 ноября 2013 08:44
    К сожалению как часто это у нас бывает виновата преступная халатность. неисправный корабль меняют... на тоже неисправный!
    1. bif 10 ноября 2013 06:47
      Цитата: Ols76
      это у нас бывает виновата преступная халатность.

      "У каждой аварии есть фамилия, имя и должность!" - говорил нарком железнодорожного транспорта Лазарь Моисеевич Каганович
      bif
  3. svp67 9 ноября 2013 08:52
    А вражеский перископ все ближе и ближе на большой скорости проносился возле лодки и буксирного троса. Наконец 6-го октября в 06.18 Британов увидел, как он двинулся наперерез каравану и нацелился между кормой «Красногвардейска» и носом «К-219», туда, где находился провисший трос! Глубина провисания достигала 270 метров, и Вон Сускил мог не бояться столкновения с кораблями. И он знал, что если на циркуляции даже легонько коснуться туго натянутого троса, тот лопнет, причинив его лодке минимальные повреждения. Его расчет оправдался – трос лопнул!


    Убийцы... И как после этого спится Вон Сускилу?
    1. Samy 9 ноября 2013 09:32
      Кого они убили? Лодка уже всплыла, хода не имела, в реакторном отсеке люди ужи погибли.
      1. Корсар 9 ноября 2013 10:11
        Цитата: Samy
        Кого они убили? Лодка уже всплыла, хода не имела, в реакторном отсеке люди ужи погибли.

        Жаль "система" ограничивает количество "минусов"...
        1. July 9 ноября 2013 15:56
          Ничего страшного, поможем! drinks
          July
      2. Hudo 9 ноября 2013 11:38
        Цитата: Samy
        Кого они убили?

        Цитата: Samy
        в реакторном отсеке люди ужи погибли.


        ??? Полосатый нелюдь, что, самолично пульс проверил и зрачки на свет????

        Цитата: Samy
        Лодка уже всплыла, хода не имела,


        Гм, как бы пояснить попроще... Прокалывать шилом шины кареты скорой помощи в то время когда бригада оказывает помощь невозможно оправдывать тем, что тот, кому оказывается помощь "приплыл" и "хода не имеет". Это гнусно и гадко. За такие действия нужно канделябром по темечку лупить что есть сил.
        Hudo
        1. Samy 9 ноября 2013 12:13
          Хм, как бы ответить попроще истеричкам, которые не умеют читать.... Эта история расписана по минутам. " Аварийную партию отправили на «Красногвардейск», а верный чести морского офицера и командирскому долгу Игорь Британов оставался на гибнущем корабле до последнего момента." Все. Всех живых сняли, реакторный отсек блокирован, командир один на лодке. Ушел бы командир и команда, если бы был шанс кого-то спасти в отсеках? Да никогда. Амеrы просто не хорошие люди (не могу высказаться), спору нет, но они в данном случае не убийцы. Неисправная лодка ушла под самый вражеский берег, в чем тут причина? Можно минусовать, если думать нечем.
          1. olegyurjewitch 9 ноября 2013 15:04
            Цитата: Samy
            но они в данном случае не убийцы

            Гитлеровцы расстреливали составы под красным крестом,то что никогда никто не делал! Корабль,будь военным или гражданским,терпящий бедствие,по всем нормам международного права,не должен подвергаться атаке,не должно быть препятствий для БУКСИРУЕМОГО СУДНА.ВИНОВНЫ!!!
            1. Коля 10 ноября 2013 22:05
              если нормы международного права были нарушены амерами, так почему наши кабинетные не добились возмещения ущерба и осуждения действий США на международном уровне? Почему радиоактивная начинка отравляет океан по сей день по вине американцев и американцы не несут никакой ответственности?
      3. Pashhenko Nikolay 9 ноября 2013 11:55
        А аварийная партия которая сопровождала лодку?Не факт что её успели бы снять если что.
        1. Hudo 9 ноября 2013 12:12
          Цитата: Pashhenko Nikolay
          А аварийная партия которая сопровождала лодку?Не факт что её успели бы снять если что.


          К тому же нельзя было категорически отрицать наличия блокированных в аварийных отсеках живых членов экипажа аварийной и потерявшей ход ПЛ. Даже при том, что американцы считали по головам всех покинувших ПЛ и принятых на её борт.
          Hudo
          1. Samy 9 ноября 2013 12:24
            Можно категорически отрицать. Последним ушел Британов и аварийную команду сняли. На момент буксировки лодки только они оставались живыми на ней. Читайте внимательно.
            1. Old_Kapitan 9 ноября 2013 17:55
              Можно категорически отрицать.

              Категорически отрицать это мог ТОЛЬКО Британов. Но не янкесы. И идя на такой шаг, Вон Сускил не мог знать, убьет он кого, или нет.
              1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 12:42
                Кстати, вспомните хронологию - когда Сускил перерубал трос, еще никто не знал, что лодка затонет, иначе и перерубать было бы бессмысленно. Да и буксировать тоже. Так что можете не называть убийцей, но что пират - так это к бабке не ходи.
      4. леликас 9 ноября 2013 14:21
        Кого убили янкесы - жизни не хватит прочитать весь список.
        Но в данном случае они нарушили все писанные и неписанные законы ,мешать спасательной операции - верх неприличия , а уж Джеймс Вон Сускил просто пидоpас (простите,помню что обещал без мата).
        И не важно , что послужило причиной взрыва - неисправность или столкновение - мешать спасателям он права не имел .
      5. Misantrop 9 ноября 2013 16:13
        Цитата: Samy
        Кого они убили? Лодка уже всплыла
        Взгляните на первое фото - классический след поперечного удара килем ЭТОЙ ЖЕ ПЛ несколько раньше. Стандартное "опасное маневрирование". Да, шахта текла уже давно, но ... непосредственно причиной аварии стал именно удар при столкновении request
        Misantrop
        1. stalkerwalker 9 ноября 2013 17:45
          Цитата: Misantrop
          Стандартное "опасное маневрирование".

          И это был не первый, и не последний случай.
        2. Old_Kapitan 9 ноября 2013 17:51
          Взгляните на первое фото - классический след поперечного удара килем ЭТОЙ ЖЕ ПЛ несколько раньше.

          Ошибочное впечатление. Очевидно, Вы плохо представляете себе конструкцию ПЛ. Не могла "Аугуста" нанести столь точечный удар, что бы сорвать только одну крышку, непременно повредила бы и остальные. Кстати, сам Британов в одном из интервью уверенно заявил - никакого столкновения не было.
          1. Misantrop 9 ноября 2013 19:51
            Цитата: Old_Kapitan
            Очевидно, Вы плохо представляете себе конструкцию ПЛ.
            Видимо, да. Дослуживая как раз на АПЛ 19-й дивизии (667А, откуда и эта ПЛ ушла в свой последний поход), неплохо зная ребят именно из этого экипажа.И живя в одном подъезде с их командиром 8 отсека... request
            Не таранный удар, а скользящее касание поперек, сорвавшее обтекатели крышек двух, расположенных рядом, шахт. Кстати, командира американской АПЛ по итогам того похода списали "по дурке"...

            А что оставалось Британову? Признать, что ко всем остальным вешаемым на него грехам он допустил столкновение с АПЛ вероятного противника? Добавить себе еще один кирпич на шею? what
            Misantrop
            1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 11:35
              Видимо, да.

              Извини, тезка. Отвечал впопыхах со смартофона, вот и не признал. Разумеется, зная, где ты служил я б такую глупость не написал. Но не знал, кому отвечаю.
              По поводу удара. Слышал и о такой версии. Но представив визуально корпус ПЛ (насмотрелся в доках) и ширину крышки шахты (а на "азухах" они поуже, чем у нас)... На 100% не отрицаю - все возможно, но уж больно сомнительно.
              1. Misantrop 11 ноября 2013 00:23
                Цитата: Old_Kapitan
                Но представив визуально корпус ПЛ (насмотрелся в доках) и ширину крышки шахты (а на "азухах" они поуже, чем у нас)... На 100% не отрицаю - все возможно, но уж больно сомнительно.

                По закону мерзавщины основной удар пришелся именно в нее. Взгляни на фото еще раз, нет ни ее обтекателя, ни перемычки между крышками смежных шахт, ни горизонтальной части обтекателя смежной крышки. Они ведь не сахарные, сами раствориться не могли. КУДА все это делось и по какой причине? what
                Misantrop
      6. kirpich 9 ноября 2013 18:12
        Прочитай МППСС-72, там всё чётко расписано.
        1. stalkerwalker 9 ноября 2013 18:35
          Цитата: kirpich
          Прочитай МППСС-72, там всё чётко расписано.

          Эти правила распространяются на морские суда, но только не на военные, и тем более подводные лодки.
  4. poccinin 9 ноября 2013 09:01
    Американцы сняли фильм.о К-219 "ВРАЖДЕБНЫЕ ВОДЫ" удивительно что. смотреть можно.особенно момент тушения пожара забортной водой ракетных шахт.
    poccinin
    1. Old_Kapitan 9 ноября 2013 18:02
      особенно момент тушения пожара забортной водой ракетных шахт.

      Это штатная система орошения ракетных шахт для предотвращения возгорания. Точно такая же есть и в торпедном отсеке для орошения стеллажных торпед. Я в свое время предложил рацуху - орошать и стеллажи с запасными банками регенерации, так отклонили - не предусмотрено проектировщиком. А регенерация если загорится...
      1. desava 10 ноября 2013 09:05
        Цитата: Old_Kapitan
        Я в свое время предложил рацуху - орошать и стеллажи с запасными банками регенерации

        Я правильно понял, - это не сарказм? Регенеративные патроны и пластины при возгорании поливать водой? Если мне не изменяет моя память - смешение регенерации с водой как раз и вызывает возгорание этих самых пластин. Ее можно тушить только хладагеном 114В2 и ни чем другим. Да и то не факт, что успешно.
        1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 11:32
          Читайте ниже.
      2. atalef 10 ноября 2013 09:11
        Цитата: Old_Kapitan
        Я в свое время предложил рацуху - орошать и стеллажи с запасными банками регенерации, так отклонили - не предусмотрено проектировщиком. А регенерация если загорится.

        В этом случае ( еасколько я понимаю ) рацуха это постоянная угроза возгорания. А если гасить загоревшиеся -- то это не только бесполезно , а только усилит горение . Насколько я знаю регенерационные патроны замечательно горят в воде.
        Не совсем понятен смысл рацухи , может объясните поподробней ?
        1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 11:31
          Не совсем понятен смысл рацухи , может объясните поподробней ?

          Поясняю. Запасные пластины к РДУ хранятся в герметично закупоренных металлических банках. Поливай их хоть год - ничего не случится. А вот если при возгорании хоть одна банка разгерметизируется... Ну, Вы понимаете. Вот я и предложил провести над банками трубу с отверстиями через равные промежутки, врезать ее в ближайший забортный трубопровод и поставить клапан, лучше автомат, открывающийся при определенной темрературе. Теперь поняли?
          1. stalkerwalker 10 ноября 2013 12:48
            Цитата: Old_Kapitan
            Вот я и предложил провести над банками трубу с отверстиями через равные промежутки, врезать ее в ближайший забортный трубопровод и поставить клапан, лучше автомат, открывающийся при определенной темрературе

            Нет ничего надёжнее обыкновенного вентиля (а лучше 2, выведенных в смежные отсеки) - всяка автоматика имеет свойство отказывать в нужный момент.
            1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 13:05
              А как же "Лира"? Кстати, можно и продублировать, это не проблема.
          2. Misantrop 10 ноября 2013 13:49
            Цитата: Old_Kapitan
            Запасные пластины к РДУ хранятся в герметично закупоренных металлических банках. Поливай их хоть год - ничего не случится. А вот если при возгорании хоть одна банка разгерметизируется...
            . Эти банки называются "В-64", жестяные, довольно легко ржавеющие. Стремно такие соленой водой поливать...
            Misantrop
            1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 16:03
              Эти банки называются "В-64", жестяные, довольно легко ржавеющие. Стремно такие соленой водой поливать...

              Я помню, тезка. Только если мне не изменяет склероз, В-64 это не банки, а то, что В банках. smile Видишь ли, тезка, РБЖ требует предохранять эти банки при пожаре от соприкосновения с огнем и высокой температурой. А как я это сделаю? Дмухать буду? А оно, зараза, при 200 градусах отпаивается, при 350 плавится и вытекает из банок, а при 500 вообще разлагается. Что хуже: полить водичкой и потом контролировать на появление ржавчины, или получить "сюрприз" в виде очага неконтролируемого выделения кислорода? Да и банки не такие уж благенькие, да и окрашены.
          3. desava 10 ноября 2013 21:31
            Цитата: Old_Kapitan
            Поясняю.

            Как-то не подумал. Смысл имеется, безусловно. Подавать ЛОХ из-за локального очага возгорания не очень-то хочется...
  5. makarov 9 ноября 2013 09:17
    А меня интересует Игорь Британов и отношение нынешней власти к нему. Оправдан ли он?. Считаю это важным вопросос и не только для него, но и для поколений.
    makarov
    1. леликас 9 ноября 2013 17:43
      Уголовное дело было закрыто,Игорь Анатольевич Британов уволен с флота , нынче здравствует .
      Капитан 1 ранга запаса председатель правления регионального общественного фонда «Фонд шефской помощи ВМФ», председатель Уральского военно-морского союза и Екатеринбургского клуба моряков-подводников.

      Найти его можно -
      http://vk.com/id47764635
  6. алекс 241 9 ноября 2013 09:19
    Сам служил,и считаю величайшей честью защищать свою Родину!Но почему то у нас превуалировало мнение ,что железо главнее человека,и постоянно висел дамоклов меч-наказание по партийной линии.И очень бы хотелось бы увидеть и узнать фамилии "деятелей" которые сорвали погоны с достойнешего офицера,и назначили крайними погибших.Как офицер и человек преклоняюсь перед мужеством экипажа,погибшим вечная память!
    алекс 241
    1. stalkerwalker 9 ноября 2013 10:21
      Цитата: алекс 241
      .И очень бы хотелось бы увидеть и узнать фамилии "деятелей" которые сорвали погоны с достойнешего офицера,и назначили крайними погибших

      Погоны срывали и за меньшее... Но "крайним" всегда назначают командира. И Британову, истинному офицеру, поклон до земли и глубокая благодарность.
      Цитата: poccinin
      Американцы сняли фильм

      Фильм, на мой взгляд, весьма неплохой. Полная противоположность "Охоте за Красным Октябрём" и "К-19". Технические детали не суть важны. Автор фильма показал дух и волю экипажа во главе со своим командиром.
    2. Old_Kapitan 9 ноября 2013 18:10
      И очень бы хотелось бы увидеть и узнать фамилии "деятелей" которые сорвали погоны с достойнешего офицера

      Можете с уверенностью называть тогдашнего Главкома ВМФ, адмирала флота Владимира Николаевича Чернавина. Это его доклад на заседании комиссии практически слово в слово был принят за основу обвинительного заключения.
      1. coserg 2012 9 ноября 2013 18:45
        Были и другие какашки с его стороны,в бытность командующим СФ.
        coserg 2012
  7. ed65b 9 ноября 2013 10:02
    Вечная память. Пока есть такие как Британов. России жить.
    ed65b
  8. Pashhenko Nikolay 9 ноября 2013 11:36
    Вот так и с Курском.Раз виновных не нашли,значит они занимают высокие должности в ВМФ.А ссылками на мифические Толледо или до тех пор не взрывавшиеся торпеды просто отводят внимание в сторону.
    1. Pilat2009 9 ноября 2013 12:35
      Цитата: Pashhenko Nikolay
      Раз виновных не нашли,значит они занимают высокие должности в ВМФ

      Либо невыгодно рвздувать международный скандал.В любом случае импотенция....Хотя американцы простили часть внешнего долга
  9. Takashi 9 ноября 2013 12:35
    к сожалению, эта наша русская действительность. Железо ценнее, чем люди.

    Кто то там сказал: "... солдат не жалко, русские матери еще нарожают..".

    "Неисправный" корабль выходит на боевое дежурство - уже за это можно было пол-штаба лишить погонов.
    1. Ofellon 9 ноября 2013 14:27
      Жуков говорил
      Ofellon
      1. леликас 9 ноября 2013 17:26
        Цитата: Ofellon
        Жуков говорил

        За долго до него smile
        1. stalkerwalker 9 ноября 2013 17:47
          Цитата: леликас
          За долго до него

          Эту фразу приписывают Петру Первому, сказаны были во время осмотра поля боя после взятия Нарвы.
      2. алекс 241 10 ноября 2013 00:35
        «Сохранилась история, одна из тех, в подлинности которой трудно быть уверенным. 1703 год, штурм Нарвы. Перед каждым проломом в стене — груды трупов — гвардейцев Петра. Многих Пётр знал лично, со многими был дружен. И Пётр заплакал, глядя на эти ещё тёплые груды мертвецов. Борис Петрович Шереметев подошёл сзади, положил руку на плечо царя. Пятидесятилетний приласкал тридцатилетнего. „Не плачь, государь! Что ты! Бабы новых нарожают!“».

        Впрочем, некоторые считают, что эти слова сказал Петру I Александр Меншиков после боя со шведами, а некоторые — что их сказал сам Пётр Алексеевич перед Полтавской битвой.
        алекс 241
        1. леликас 10 ноября 2013 12:46
          Цитата: алекс 241
          Впрочем, некоторые считают, что эти слова сказал Петру I Александр Меншиков после боя со шведами, а некоторые — что их сказал сам Пётр Алексеевич перед Полтавской битвой.

          - Именно это , но , каюсь-лень мне вчера было все это писать.
      3. svp67 10 ноября 2013 00:45
        Цитата: Ofellon
        Жуков говорил

        Вам лично?
    2. пл675 9 ноября 2013 20:21
      Цитата: Takashi
      к сожалению, эта наша русская действительность. Железо ценнее, чем люди.

      Кто то там сказал: "... солдат не жалко, русские матери еще нарожают..".

      "Неисправный" корабль выходит на боевое дежурство - уже за это можно было пол-штаба лишить погонов.


      а в штабе не приказывали -
      - там многозначительно надували щёки и смотрели на портреты секретарей цк кпсс.
      не выходишь неисправным на выполнение боевой задачи - сам себе подписываешь приговор.
      ваш выбор?
      пысы - не бывает полностью исправных подводных лодок - это нонсенс, как не бывает здоровых людей - есть "недообследованные"
  10. kirpich 9 ноября 2013 13:20
    Срач развели, но НИКТО не вспомнил ИСТИННОГО ГЕРОЯ матроса Сергея Преминина.

    ВЕЧНАЯ СЛАВА ТЕБЕ МОРЯК!!!
    1. Samy 9 ноября 2013 14:12
      Полностью присоединяюсь. Трудно себе представить, но он пошел в реакторный отсек сам, прекрасно понимая, что шансов вернуться у него нет, при таком уровне радиации и темепературы. Снимаю головной убор и становлюсь на одно колено перед этим парнем. Слава герою.
      1. пл675 10 ноября 2013 01:22
        Цитата: Samy
        Полностью присоединяюсь. Трудно себе представить, но он пошел в реакторный отсек сам, прекрасно понимая, что шансов вернуться у него нет, при таком уровне радиации и темепературы. Снимаю головной убор и становлюсь на одно колено перед этим парнем. Слава герою.


        это прямая обязанность команды спецтрюмных.
        шансы вернуться были, неудачное стечение обстоятельств привело к гибели людей.
        перед погибшими мужиками склоняю голову.
        1. Misantrop 10 ноября 2013 01:32
          Цитата: пл675
          это прямая обязанность команды спецтрюмных.
          шансы вернуться были, неудачное стечение обстоятельств привело к гибели людей.

          Почти не было уже шансов. Просто он оказался единственным, кто из них еще держался на ногах, остальные уже отключились. Это ведь был его второй заход туда...
          Misantrop
    2. Корсар 9 ноября 2013 19:11
      Цитата: kirpich
      Срач развели, но НИКТО не вспомнил ИСТИННОГО ГЕРОЯ матроса Сергея Преминина.

      Получавшего воинскую специальность в Северодвинской школе младших специалистов.
      В одном из учебных корпусов был скромный стенд с фото героя и описанием подвига.
      Сергей - парень спасший МИР...
  11. SaVL 9 ноября 2013 14:06
    А "Враждебные воды " советую почитать. Хоть написана амером, но, похоже честно, и легко читается. Там даже реальное фото есть.
  12. Eugeniy_369 9 ноября 2013 14:35
    "Во время контрольного выхода перед роковым походом не кто иной, как флагманский ракетчик штаба дивизии приказал отключить аварийный сигнал "Вода в шахте №6" и организовать слив в цистерну грязной воды 4-го отсека."
    А кто сей сей мудрый флотоводец?
    Eugeniy_369
    1. Old_Kapitan 9 ноября 2013 17:30
      А кто сей сей мудрый флотоводец?

      К сожалению, мне не удалось установить даже фамилию сего "флотоводца". Зато история сохранила другую фамилию. Дело в том, что К-219 лишь повторила трагедию трехгодичной давности другой ПЛ - К-429, затонувшей 13 марта 1983 года в Авачинской бухте. Тогда погибло 16 моряков, остальным стараниями командира капитана 1 ранга Н.М. Суврова удалось спастись. Командир, разумеется, сел. А вот тот, кто под угрозой лишения партбилета выгнал его в море с "солянкой" из 5!!! экипажей - комдив Н.Н. Акаев, вскорости пошел на повышение! Спросите - а какая необходимость была выгонять на половину доукомплектованный экипаж? Была: одной из лодок необходимо было произвести учебную торпедную стрельбу по ПЛ противника, иначе недовыполнен был бы план боевой подготовки. Вот Суворова и выгнали изображать мишень. А в море паренек из прикомандированных не в ту сторону повернул рукоятку закрытия захлопок вентиляции и в лодку хлынула вода...
      1. stalkerwalker 9 ноября 2013 17:54
        Цитата: Old_Kapitan
        Спросите - а какая необходимость была выгонять на половину доукомплектованный экипаж? Была: одной из лодок необходимо было произвести учебную торпедную стрельбу по ПЛ противника, иначе недовыполнен был бы план боевой подготовки.

        Сермяжная правда жизни - и боевые командиры, уйдя на службу в штабы, со временем начинают "бронзоветь". И выбирать из двух зол наименьшее для себя. Хотя не слышал ни об одном случае, когда срывали погоны и выгоняли без пенсии за срыв учебно-боевой подготовки. Увы... Из штабного окошка видится несколько иная картина, чем в окуляр перископа.
        1. Pilat2009 10 ноября 2013 13:22
          Цитата: stalkerwalker
          Из штабного окошка видится несколько иная картина, чем в окуляр перископа.

          Видел тут видеоролик с ютуб-там два морских волка на рубке ПЛ общаются по телефону с кем то в штабе-нисколько не смущаясь кроют матом
          1. stalkerwalker 10 ноября 2013 13:54
            Цитата: Pilat2009
            два морских волка на рубке ПЛ общаются по телефону с кем то в штабе-нисколько не смущаясь кроют матом

            "...Жить захочешь - и не так раскорячишься..."
            "Особенности национальной охоты".
      2. Misantrop 10 ноября 2013 00:58
        Цитата: Old_Kapitan
        А в море паренек из прикомандированных не в ту сторону повернул рукоятку закрытия захлопок вентиляции и в лодку хлынула вода...
        Интересно, что так как АПЛ затонула практически моментально, то ВСЕ компенсирующие решетки реактора остались в рабочем положении, сработала только система АЗ. Поэтому реактор хоть первоначально и погас, но, по мере распада 131 йода постепенно вышел в критику и ... плавно самозапустился. Без контроля, циркуляции теплоносителя и т.п. А так как стержни АЗ тоже имеют немалую отрицательную реактивность (а они - внизу, все 16), то мощность была где-то на уровне 8% от номинала. Так и молотил помаленьку, грея воду вокруг лежащей на грунте ПЛ. Так что водолазам, поднимавшим ПЛ, пришлось первым делом пробираться в реакторный отсек и вручную опускать решетки. А самое забавное в этом то, что по результатам дефектовки на СРЗ оборудование 1 контура и активная зона замены и ремонта НЕ ПОТРЕБОВАЛИ... request
        Misantrop
        1. русс69 10 ноября 2013 01:26
          Цитата: Misantrop
          А самое забавное в этом то, что по результатам дефектовки на СРЗ оборудование 1 контура и активная зона замены и ремонта НЕ ПОТРЕБОВАЛИ.

          Мда... умели строить. Надеюсь сейчас, по крайней мере не хуже делают.
          1. Misantrop 10 ноября 2013 01:28
            Цитата: русс69
            Надеюсь сейчас, по крайней мере не хуже делают.
            Что касается установки, то - лучше. И надежнее. По остальному утверждать не могу, не моя тема request
            Misantrop
            1. русс69 10 ноября 2013 01:31
              Цитата: Misantrop
              Что касается установки, то - лучше. И надежнее.

              Радует... По крайней мере в атомной энергетике , мы на первых ролях.
  13. Ток 72 9 ноября 2013 16:19
    Я не подводник ! Но я преклоняю колени перед героизмом экипажа лодки !Они ценой жизни матросов и командира,спасли лодку! Проклинаю ту американскую суку,которая поправ международное право,утопил эту лодку.Слава героическому экипажу,и вечная память погибшим на боевом посту!!!
    Ток 72
  14. samoletil18 9 ноября 2013 18:34
    Низкий земной поклон всем российским подводникам, отдавшим свои жизни, связав себя с этой опасной, но и благородной работой. Выражаю огромное уважение командирам, не побоявшихся за свою карьеру, и выполнивших свой долг перед Родиной и подчиненными.
    Обидно, что козлам руководить позволяют, и за их карьеризм, некомпетентность и непорядочность не спрашивают.
  15. Goldmitro 9 ноября 2013 19:21
    <<<Во время контрольного выхода перед роковым походом не кто иной, как флагманский ракетчик штаба дивизии приказал отключить аварийный сигнал "Вода в шахте №6" и организовать слив в цистерну грязной воды 4-го отсека. Более того, как утверждает Александр Покровский, эта шахта была аварийной уже в 1979! году, когда его экипаж ходил на К-219 на боевую службу.>>>
    Вечная слава НАСТОЯЩИМ русским морякам - героям и вечная память павшим!
    С сожалению, как и в этом случае за геройством простых людей стоит ПРЕСТУПЛЕНИЕ высоких начальников, отправляющих ЗАВЕДОМО неисправную технику с людьми на задание, издающих ЗАВЕДОМО преступные приказы и потом, после почти неизбежной трагедии, часто с людскими потерями, спокойно выходящих "сухими из воды", будто они тут ни при чем! И эти подлинные "герои"- виновники произошедшего потом даже в случае расследования остаются безымянными для общественности, в то время как наказание несут назначенные "стрелочники"! Необходимо это положение изменить! В наших возможностях и необходимо для справедливости открыто назвать ЧИНЫ И ФАМИЛИИ этих деятелей, прячущихся за спинами "стрелочников" и хоть таким образом НАКАЗАТЬ их, хоть это и слишком мягкое "наказание" за людские трагедии, случившиеся по их вине! Пусть будущие самодуры-начальники знают, что им не скрыться от людского осуждения!
  16. okroshka79 9 ноября 2013 20:44
    Только не Акаев, а Алкаев, а еще Ерофеев:Ряд экспертов считает О. Ерофеева напрямую причастным к аварии АПЛ К-429 24 июня 1983, когда под его административным давлением неисправная подводная лодка с ядерным вооружением вышла в море на учения. Считается, что в ходе расследования аварии, связанной с затоплением подводной лодки и гибелью 14 человек экипажа, мог оказывать давление на свидетелей и сокрытие улик. По итогам разбирательства командир подлодки К-429 капитана 1-го ранга Н. Суворов был осужден на 10 лет, при этом его непосредственный руководитель О. Ерофеев не понес никакого наказания.
    Во время службы О. Ерофеева в штабе Северного Флота произошла трагедия с АПЛ К-278 «Комсомолец». По одной из версий, причиной аварии являлся приказ на выход «Комсомольца» с неподготовленным экипажем, отданный командующим флотилией контр-адмиралом Ерофеевым.Тем не менее, не все эксперты эту версию разделяют. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%9E%
    D0%BB%D0%B5%D0%B3_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D
    0%B2%D0%B8%D1%87
    1. Misantrop 10 ноября 2013 01:16
      Цитата: okroshka79
      причиной аварии являлся приказ на выход «Комсомольца» с неподготовленным экипажем, отданный командующим флотилией контр-адмиралом Ерофеевым.Тем не менее, не все эксперты эту версию разделяют.
      А что тут "разделять или нет"? Лодку принял второй экипаж, за время обучения в учебном центре растерявший значительную часть штатной численности. К тому же, конструкцию корабля и его систем он НЕ ЗНАЛ (так как эта АПЛ - не серийная и документации по ней в УЦ просто не было). Поэтому на борт нагребли "с бору по сосенке" из экипажей имевшейся в Двинске бригады новостроя (т.е. с СОВСЕМ других проектов). Порядка 60% от штатной численности. Выход в море при количестве прикомандированных на борту более 10% без пересдачи задач ЗАПРЕЩЕН, но это требование было проигнорировано. Понятно, что когда в корме возник пожар, грамотно бороться за живучесть было просто НЕКОМУ, хоть и старались изо всех сил. Так что корабль был обречен...

      Хватало раздолбайства, увы. Меня самого однажды кинули на корабль, выгоняемый в море на учения. Внезапно, даже РБ и тапочки не взял, так и лазил в кителе, брюках и ботинках весь выход. Мало этого, из 6 штатных операторов АЭУ в наличии (вместе со мной) было только трое. А заводили ОБА борта. Вторая тройка операторов всего за пару дней до этого прибыла служить после окончания училища. Навыков - НОЛЬ. Единственное, что им можно было доверить под присмотром - писать вахтенный журнал левого борта. Довольно забавно было 10 суток кататься по морю, сидя всю вахту на ... столе между пультами операторов и руля обоими установками сразу. Справились, однако. И даже ничего не запороли... lol
      Misantrop
      1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 12:49
        Довольно забавно было 10 суток кататься по морю, сидя всю вахту на ... столе между пультами операторов и руля обоими установками сразу.

        Валер, со мной впервые в море выходили два КГДУ, пришедшие на корабль лишь на пару дней раньше меня.
        1. Misantrop 10 ноября 2013 14:13
          Цитата: Old_Kapitan
          два КГДУ, пришедшие на корабль лишь на пару дней раньше меня.
          Вот только рядом сидели прикомандированные, готовые их подстраховать. Сам так начинал. Нас одновременно в экипаж пришло аж 11 молодых лейтенантов, каждый 4-й офицер экипажа... lol
          Misantrop
          1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 16:23
            Нас одновременно в экипаж пришло аж 11 молодых лейтенантов, каждый 4-й офицер экипажа..

            Лихо! Нас 16, но матросов - раз, увольнялось мало - два, так одного турбиниста еще и в секретчики забрали.
    2. Old_Kapitan 10 ноября 2013 12:48
      Только не Акаев, а Алкаев, а еще Ерофеев
      Да, Алкаев, извините - описка. Что касается Ерофеева - да, конечно без начштаба флотилии не обошлось, особенно при подтасовке причин аварии. Но напрямую давление на Суворова оказывал и грозил лишить партбилета все таки его командир дивизии - Алкаев.
  17. rudolff 10 ноября 2013 01:45
    Знакомая ситуация, Misantrop. Вам еще повезло, если только один раз на доукомплектование попали. Меня одно время командиром электронавигационной группы (да и потом тоже), как затычку во все дыры засовывали. Мало того, что корабль чужой, так и проект лодки вообще незнакомый и навигационного комплекса разве что в училище вскользь касался. Завыть можно было.
    А экипаж Комсомольца вместе с самим кораблем попросту приговорили отправив в море. Нельзя было такой экипаж, с такой подготовкой и в таком психологическом состоянии выпускать. На авось не прокатило.
    1. алекс 241 10 ноября 2013 01:55
      Приветствую дружище,помню одну цитату про подводников:Можно жить с часовым механизмом,но жить внутри часового механизма очень сложно.Как то так.
      алекс 241
    2. Misantrop 10 ноября 2013 02:12
      Цитата: rudolff
      если только один раз на доукомплектование попали.

      Мне в другом повезло - что в дивизии были корабли одного проекта (хоть и разных модификаций). А чехарда с прикомандированием была постоянная - людей откровенно не хватало. Бывали случаи, когда у человека между автономками был временной зазор в несколько часов, с борта на борт, как блохи... sad
      Misantrop
  18. rudolff 10 ноября 2013 02:03
    Приветствую, Алекс! Да в принципе можно жить в часовом механизме, если знаешь как там все работает, абы бардака откровенного не было и головотяпства. У вас же в авиации тоже весело, на ракете сидеть свесив ноги! good
    1. алекс 241 10 ноября 2013 02:21
      Цитата: rudolff
      вас же в авиации тоже весело, на ракете сидеть свесив ноги
      Да уж двое посидели,полезли с тестером к КЗД(контакты запуска двигателя)их нельзя даже пальцами трогать из за статического электричества,они постоянно "заглушены" а уж сколько раз из пушек на земле стреляли..........
      алекс 241
  19. rudolff 10 ноября 2013 02:25
    С Комсомольцем вообще до обидного глупо все получилось. Корабль уникальный, единственный в своем роде, соответственно и подготовка экипажа должна была быть особой и отношение к самой лодке не до такой степени наплевательское. Лодка по сути опытовая. Без разницы где конкретно в том злополучном отсеке возник пожар, развивался он благодаря превышению нормы содержания кислорода, а отсечный газоанализатор попросту был в нерабочем состоянии и об этом знали еще до выхода корабля в море. Потом в Рубине руками разводили, оказывается и титан горит в кислородонасыщенной атмосфере. Но пожар можно было ликвидировать, если бы не запустили ситуацию и вовремя включили ЛОХ. За отсеком предусматривалось теленаблюдение с ГКП, но оно тоже было в нерабочем состоянии!
  20. алекс 241 10 ноября 2013 02:34
    Цитата: rudolff
    Корабль уникальный, единственный в своем роде, соответственно и подготовка экипажа должна была быть особой и отношение к самой лодке не до такой степени
    Вспомни как нас учили:любой ценой.
    алекс 241
  21. voliador 10 ноября 2013 02:40
    Как всегда, за невежество руководства расплачиваются подчинённые. А эти моряки - герои, без всякой высокопарности.
  22. rudolff 10 ноября 2013 03:05
    Да, Алекс, любой ценой... Моряки сделали все, что смогли. И не струсил никто. Но если ни одному человеку на борту не объяснили, не показали как сбрасывать эти чертовы плоты ПСН, разве знания героизмом заменишь? Вместо того, что бы сбросить их вместе с термоконтейнерами в воду и рвануть пусковой линь, их пытались вытаскивать из контейнеров и прям на палубу запускали систему газонаполнения. Из-за такой ерунды, бл... потом заживо замерзали... Зато в штабе все бумажки были в полном порядке и со всеми подписями! С ВСК такая же хрень. Уже в камере изучали инструкцию по ее отделению, не включились в аппараты, не проверили защелку замка верхнего люка. А потом Рубин с этой ВСК еще облажался. Разработали проект ее подъема, целую операцию развернули и трос оборвался. Конструкторы хреновы! Людей дважды получается морю отдали...
    1. алекс 241 10 ноября 2013 03:11
      Дружище,знаешь сколько я тебе таких историй могу рассказать.Все эти комиссии,в единичных случаях докапываются до реальных причин катастрофы,лишь бы зады прикрыть.
      алекс 241
      1. алекс 241 10 ноября 2013 03:24
        Авария Миг-31 Хотилово
        алекс 241
    2. Old_Kapitan 10 ноября 2013 12:52
      С ВСК такая же хрень.
      У нас ВСК не было, но было ВСУ. Так вот, все время, что мы ходили в моря, оно было ЗАВЕДОМО не рабочим. И знали об этом все.
      1. rudolff 10 ноября 2013 14:08
        Все верно, Капитан. Эти устройства/камеры бывало и клинили умышленно, чтоб не потерять. К слову, Комсомолец потерял ВСК при своем первом же погружении. Потом искали, поднимали и устанавливали обратно.
        1. rudolff 10 ноября 2013 14:14
          Клинили не только ВСК, но и аварийно-сигнальные буи. Их бывало даже приваривали, чтоб не потерять. Кстате, на Курске АСБ был тоже не растопорен и даже без пускового ключа. Потому и не всплыл.
          1. алекс 241 10 ноября 2013 14:24
            Приветствую,все это знакомо,по принципу кабы чего не вышло.
            алекс 241
            1. rudolff 10 ноября 2013 14:37
              Алекс, привет! Так эти АСБ регулярно теряли в походах, а потом кучу рапортов писать, штука не дешевая! А с ВСК просто стремно. А вдруг отделится в штормовую погоду да с вахтой на ходовом мостике!
              1. алекс 241 10 ноября 2013 14:50
                Всегда это поражало.Конструктивные огрехи,на откуп экипажа.
                алекс 241
                1. rudolff 10 ноября 2013 14:52
                  Алекс, я в конец ветки спущусь, с мобилы глючит, не вставляются ответы.
  23. rudolff 10 ноября 2013 03:24
    Да Алекс, знаю. Лодка Британова, Комсомолец, Курск... Не могу спокойно читать о подобном. Ни один ведь настоящий виновник не понес наказания. Даже на повышение многие пошли.
  24. алекс 241 10 ноября 2013 03:30
    Цитата: rudolff
    Даже на повышение многие пошли.
    Ну а что,карьеру надо делать,помнишь по событиям Курска:врет как Дыгало.Интересно как по жизням на верх карабкаться?Там спишут?
    алекс 241
  25. ЖОРЖ 10 ноября 2013 05:02
    Благодарю за полный героизма трагичный рассказ .
    Погибшим вечная память .
    Игорю Анатольевичу здоровья и всех благ.
  26. prophet190 10 ноября 2013 06:40
    У меня просто нет слов. А Командир лодки действительно герой.
    prophet190
  27. rudolff 10 ноября 2013 15:09
    Алекс, так косяков конструкторских навалом было, а на кого переть то? Тот же Рубин, автор и Комсомольца и Курска, это же государство в государстве, монстр даже по советским меркам. Кстате, ситуация очень схожа с авиацией. При авиапроисшествии сталкиваются интересы трех сторон: производителя, эксплуатанта и собственно экипажа. Сухой, МИГ с одной остороны, ВВС с другой и несколько офицеров-летчиков с третьей. Не трудно догадаться, кто чаще всего виноват окажется при таком раскладе. Тоже и с лодкой. ЦКБ Рубин, Малахит с одной, штаб флота с другой и конкретный экипаж в качестве Азазело, козла отпущения.
    1. алекс 241 10 ноября 2013 15:24
      А цена вопроса?Человеческие жизни.У нас если приперло,если что "держки"дернул,и кости за борт .А на лодке с законтренным буем и камерой,в море..............
      алекс 241
  28. Misantrop 10 ноября 2013 15:35
    Цитата: алекс 241
    А на лодке с законтренным буем и камерой,в море..............

    Ко всему привыкаешь... Так и ходили. И чинились сами, мастеря из подручных средств иной раз ТАКОЕ, что у конструкторов потом крыши ехали. В Атлантике или Тихом еще ничего, а вот в высоких широтах, случись что, даже и всплыть не получится, лед не даст....
    Misantrop
    1. алекс 241 10 ноября 2013 15:45
      Да братцы,вся наша армия держится на руках и умах обычных солдат и офицеров.
      алекс 241
    2. Old_Kapitan 10 ноября 2013 16:42
      Ко всему привыкаешь...
      Это да. Летом 81-го только когда лед ломали, жутковато было. Да и то потому, что наша (турбинистов) задача была - сидеть и ждать, чем это закончится. А пока подо льдами шли - как в Киеве по Крещатику. smile
  29. Misantrop 10 ноября 2013 16:55
    Цитата: Old_Kapitan
    А пока подо льдами шли - как в Киеве по Крещатику.
    На Крещатике тоже "незакрытые люки" попадаются. В нашей дивизии ребята на 216 м глубины в лед впоролись. Хорошо хоть малым ходом шли...
    Misantrop
    1. Old_Kapitan 10 ноября 2013 17:18
      В нашей дивизии ребята на 216 м глубины в лед впоролись. Хорошо хоть малым ходом шли...
      Наши тоже в 85-м, не помню тактический, но кажется экипаж Журавлева. Но мы-то тогда не знали о таких сюрпризах. Хотя... Ну и что бы это изменило? Тут и лед не нужен: однажды упала АЗ и мы нырнули под 300-а с 60-и. Не сработай кэп и КГДУшники, хрен знает, сколько бы мы еще пикировали.
  30. moremansf 10 ноября 2013 17:24
    Мне посчастливилось лично познакомиться с командиром К-219 Игорем Британовым. Настоящий командир и офицер... самостоятельно принять решение на всплытие у берегов США, ради спасения экипажа, несмотря на запрещающие директивы ГШ ВМФ - это подвиг!!! Отрывок из статьи известного писателя морениста Николая Черкашина " Ядерный склеп в Саргасовом море": - "Офицерский клуб Военно-морской академии в Анаполисе был полон. Когда в зал вошел капитан 2 ранга запаса Игорь Британов, его встретили овацией. Далее слова очевидцев: "Американцы встали! Встали все! А это были те, кто всю жизнь считал своими врагами именно русских, те, кто командовал авианосцами и фрегатами, подлодками-охотниками, противолодочными самолетами, защищая свою страну от советской угрозы, и в первую очередь из глубины. Но сейчас они отдавали дань мужеству своего достойного противника, человека, который своей волей спас их побережье от ядерной катастрофы". В настоящее время председатель свердловского регионального фонда шефской помощи вмф рф, оказывает действенную помощь ветеранам ВМФ.
    1. Комментарий был удален.
  31. А Нас Рать 11 ноября 2013 06:41
    А что с самой лодкой? Ее поднимать или как то обезвредить надо, что нибудь делалось или планируется? Реактор, боеголовки, это же экологическая катастрофа с таймером, и таймер тикает. Кто в курсах - поделитесь информацией.
  32. govoruha-otrok 11 ноября 2013 08:45
    Уверен я сейчас "огребу" от читателей, но прошу ответить на вопрос:"Знал ли командир корабля о неисправности и неподготовленности экипажа"? Если знал-то почему вышел в море в нарушение всех существующих документов, а если не знал, то это еще хуже.

    Вопрос мой риторический, что называется, я прекрасно знаю, как выгоняли неготовые корабли и на БС и из ремонтов. Чтобы не быть голословным приведу пример К-92, вышедшей после среднего ремонта с не сданным комплексом связи, акт подписывал будущий герой РФ Б. "арктический адмирал" или как там его называют?
    Вообще бардак на СФ был невероятный, особенно в конце 80-х, начале 90-х.
  33. rudolff 11 ноября 2013 13:22
    Говоруха, а как Вы представляете подобный отказ командира? Британов командовал не дизелюхой, а стратегом с ядерным оружием на борту и выходил он не на сдачу курсовой в район боевой подготовки, а на БС в район возможного применения главного оружия. Не выполнить приказ о выполнении боевой задачи? Ну за это конечно не расстреляют в мирное время, но трибунал гарантирован. Приказ должен быть выполнен любой ценой. В случае с лодкой Британова, виноват штаб. Аварийную шахту, как минимум, надо было освободить от ракеты. Никто не захотел брать на себя ответственность. Это же в генштаб докладывать надо, что на БС минус одна ракета, типа ослабление потенциала СЯС.
    А бардак на флоте, и не только на Северном, был, есть и вероятно будет еще долго. Во времена Союза КОН у американцев достигал 0,7 и не опускался ниже 0,5. У нас не превышал 0,5. То есть никакими способами, в том числе и "через одно место", мы не могли обеспечить присутствие в море одновременно хотя бы половину всех наших апл. По факту гораздо меньше. Сейчас КОН 0,05-0,15. То есть иногда бывают периоды, когда в море нет ни одной лодки. Стратеги на БД у причала.
    Что касается полномочий командира... Больше всего раздражало присутствие старшего на борту. Лодкой вроде командует командир, но на ГКП сидит некий чел, который указывает ему что делать. Кстате, все главные награды по итогам похода именно старшему на борту, вплоть до звезды героя. У командиров БЧ частенько тоже старшие были. Флагманские специалисты. Но от тех хоть реальная польза была, иногда неоценимая.
  34. Old_Kapitan 12 ноября 2013 01:27
    Аварийную шахту, как минимум, надо было освободить от ракеты. Никто не захотел брать на себя ответственность. Это же в генштаб докладывать надо, что на БС минус одна ракета, типа ослабление потенциала СЯС.

    А учитывая, что там и так -1 была - какое-то время К-219 уже ходила с одной заваренной шахтой.

    лодкой вроде командует командир, но на ГКП сидит некий чел, который указывает ему что делать. Кстате, все главные награды по итогам похода именно старшему на борту, вплоть до звезды героя

    В своих "Записках...", я упоминал "не злым, тыхым" одного такого "обеспечивающего". Уж сколько он с командира кровушки попил, знает только кэп да вахта центрального. Ну и мы, по их рассказам. А поход и так не пряник был.
  35. Old_Kapitan 12 ноября 2013 01:27
    Аварийную шахту, как минимум, надо было освободить от ракеты. Никто не захотел брать на себя ответственность. Это же в генштаб докладывать надо, что на БС минус одна ракета, типа ослабление потенциала СЯС.

    А учитывая, что там и так -1 была - какое-то время К-219 уже ходила с одной заваренной шахтой.

    лодкой вроде командует командир, но на ГКП сидит некий чел, который указывает ему что делать. Кстате, все главные награды по итогам похода именно старшему на борту, вплоть до звезды героя

    В своих "Записках...", я упоминал "не злым, тыхым" одного такого "обеспечивающего". Уж сколько он с командира кровушки попил, знает только кэп да вахта центрального. Ну и мы, по их рассказам. А поход и так не пряник был.
  36. mina 19 января 2014 05:50
    какой нахрен "подвиг"?!?!?
    лодка была утоплена фактически лично мистером Британовым
    ЕМНИП КГС БЧ-2 специально ходил в загазованный отсек, за документацией - показать командиру чтож он творит ... мужик надышался, но не помогло ...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня