К вопросу о «неприхотливости»…

Не очень люблю писать, да и времени, честно говоря, часто не хватает, но как-то «зацепил» один из комментариев: человек, комментируя статью про танк Т-64, называл его «неприхотливым».

К вопросу о «неприхотливости»…
Т-64 в ГДР, 1980-е гг


Немного предыстории. Конец 80-х годов. Я лейтенант, выпускник Харьковского гвардейского Танкового, получил распределение в ГСВГ. Кто не знает — так назывались наши войска на территории части Германии — ГДР.


Так уж вышло, что после серии распределений попал в 221-й гвардейский отдельный полк прикрытия границы, на вооружении которого были танки Т-64АМ. Мой батальон был «придворным», так как располагался вместе со штабом полка в военном городке около города Людвигслуста. В дальнейшем читатель поймет, при чём тут «придворность»…

Но вернемся к «неприхотливости», тем более, что рассказ я буду вести с точки зрения наблюдателя. Почему наблюдателя? Да потому, что главным героем моего рассказа буду не я, а «одна из легенд» моего батальона, заместитель командира танковой роты по вооружению — старший лейтенант. Назовем его Вадимом по фамилии Ядрицев.

Вадим был действительно легендой. Классный специалист, изучивший Т-64 не только теоретически, но, что важнее, — практически. Он умел разбирать и ремонтировать двигатель 5ТДФ в полевых условиях! Поверьте, это очень сложная задача, так как такая работа заводом-изготовителем даже не обговаривается, только в армейских рем. мастерских, а тут в чистом поле, в линейной роте… Короче, его очень ценили. И он очень часто оказывал помощь всем, кого танк Т-64 вдруг ставил в тупик, и всегда его советы были точные, по делу и, главное, эффективные.

Все «неприятности» у Вадима начались после одной из командировок на танкоремонтный завод в Кехмейзере, откуда он привез новый и, главное, «неучтенный» двигатель 5ТДФ. Ценность данного приобретения трудно было переоценить, так как редко какой выход батальона на учения оканчивался без поломок двигателя, а стоимость его была значительна, и денежные вычеты за внеплановый ремонт были нередки. Так что иметь двигатель в запасе — мечта многих командиров подразделений Т-64. А так как просто так привезти и спрятать двигатель было невозможно, то свидетелей набралось много, и об таком «прибытке» очень быстро узнали зам. командира по вооружению полка и нач. бронетанковой службы полка, и они посчитали, что не по чину роте владеть таким «богатством» и начали, скажем так, кампанию по «принуждению к добровольной сдаче». Официально они действовать не захотели, так как отлично понимали, что любое официальное действие могло иметь много негативных последствий — в первую очередь против них самих.

Вот она, негативная сторона «придворного» положения, всё время «на глазах и в шаговой доступности». Роту Вадима начали «гнобить», особо доставалась ей за то, что один из танков учебно-боевой группы был на «издыхании», но до капремонта ему было ой как далеко, а двигатель его «желал лучшего», несмотря ни на какие «заботы» Вадима. Просто его пару раз успели хорошо перегреть, и в результате он из разряда «капризных» стал «невыносимо капризным»… И вот этот «панзер» (так на немецкий манер у нас тогда назывались танки, назовем его «126») стал «полем битвы» за новый двигатель 5ТДФ.

Этапы этой битвы таковы. НБТС по указанию ЗВК полка стал планировать «126» на все практические занятия, а за невыход боевой машины и срыв практических занятий в то время уж точно по «головке никто не гладил», а «снимали волосы вместе с головой и погонами…» Так что перспектив у Вадима было две: согласиться, что «неучтенный» двигатель — достояние полка, или обеспечивать выход «126» на занятия. Он решил бороться, и в результате обеспечивал весь личный состав полка, в этот момент находящийся в парке, неизгладимыми впечатлениями и темой для разговоров часа на два.

Сигналом к началу «шоу» служил пуск подогревателя «126», который подогревал двигатель танка около получаса. За это время «зрители» старались занять лучшие места в «курилках», так как они располагались как раз не далеко от стоянки танков учебно-боевой группы.

Что же мы видели? Диспозиция такова. Танк, Т-64 — на своем штатном месте, мех.-вод. представлен своей головой, высунутой из люка и пожиравшей взглядом Вадима, около правого направляющего колеса — сам Вадим, но там он только задерживался для подачи команды и, видимо, чтобы чуть передохнуть, так как всё основное время он курсировал от носа к корме танка для визуального контроля процесса запуска двигателя. За спиной Вадима, на безопасном удалении, стояли командир танка и наводчик орудия. На безопасном — то есть на расстоянии, на котором Вадим до них сразу дотянуться не мог, иначе они могли «получить на орехи» за нерасторопность мех.-вода, особо доставалась командиру танка…

Ну, вот подогреватель «воет» свою нескончаемую песню, Вадим то интересуется у мех.-вода показаниями термометра, то он уже около кормы, по каким-то своим приметам пытается оценить «нагретость» и готовность двигателя к пуску. Ну вот, вроде «звезды сошлись», поступает команда: «Глуши». Подогреватель глохнет, после чего следует продувка и командир ставит крышку на место… Всё, теперь наступает самое интересное. По большому счету, многие из вас видели кадры запуска космических ракет с параллельной трансляцией команд, тут происходило почти то же.

Команда: «Насос», жужжание маслонасоса, до момента ответа мех.-вода «Готово», то есть давление масла в системах двигателя в норме…

«Масловпрыск», слышно срабатывание пневмоклапана, есть, порция масла поступила в цилиндр ...

Вадим: «Прокрутка», мех.-вод стартером проворачивает несколько раз коленвалы, без подачи топлива, чтобы масло более ровно распределилось по цилиндрам.

«Двойной масловпрыск» — с некоторым перерывом слышны два хлопка пневмоклапана.

«Пуск» — двигатель начинает тяжело раскручиваться, танк «дрожать», из выхлопного короба появляется сизоватый дым, Вадим бежит в корму, пытаясь по цвету дыма определить, запустится — не запустится.

Получив визуальные данные и произведя их оценку, возвращается на «позицию».

Следует команда «Газу», по которой мех.-вод начинает прерывисто давить на педаль, подбрасывая топлива в цилиндры, и вот опять, «Масловпрыск» — двигатель чуть взревел, из короба вырывается более густой дым, но двигатель не заводится.

Вадим в корму, оценил — к колесу, командует: «Воздух», механик помогает стартеру «воздушным способом»… Двигатель чуть оживляется, но опять не заводится, всё, 45 сек, разрешенные на пуск двигателя от АКБ истекли, команда — «Стой»…

Минуты две отдыха и опять: «Масловпрыск», «Пуск», дым, тряска танка, очумелые глаза мех.-вода, сорванный голос Вадима, «челночный бег» нос-корма-нос, до того момента пока двигатель, выбрасывая огромное черное облако, заводился… Хотя иногда для этого приходилось менять воздушные баллоны на заправленные, а в сеть танка подключать дополнительную пару АКБ…

Но каждый учебный день «126», «гордо» задрав свое орудие, в густом сизом дыму, что тот «Варяг», уходил на полигон, где целый день его эксплуатировали, стараясь не глушить двигатель…

Вот такая она, «неприхотливая» «шестьдесятчетверка»…

P. S. А «яблоко раздора», увы, очень скоро пригодилось…

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 67
  1. РусскийРу 11 ноября 2013 09:05
    Пример одного перегретого двигателя не повод, чтобы усомниться в неприхотливости «шестьдесятчетверки».
    Неприхотливость-понятие относительное. Всё познается в сравнении.
    Но, что радует, наша страна всегда славилась "кулибинами".
    1. Geisenberg 11 ноября 2013 14:47
      Цитата: РусскийРу
      Пример одного перегретого двигателя не повод, чтобы усомниться в неприхотливости «шестьдесятчетверки».
      Неприхотливость-понятие относительное. Всё познается в сравнении.
      Но, что радует, наша страна всегда славилась "кулибинами".

      чтобы сеазать лиш бы ничего не говорить.
      это пример целой страны на примере однооо танка. тебы друг пожить в те времена все бы понял.
      танк должен иметь такой двигатель аоторы перегреть млжно только умышленно.
  2. makarov 11 ноября 2013 09:14
    Поделюсь и своим случаем. Поздней осенью, ну не запускается дизель, - хоть сдохни. Так я от отчаяния ему в всасывающий коллектор кружку бензина хлюпнул, враз завелся. Только потом ни кому об этом способе не сказал, дабы "фитиля" не получитью
    makarov
    1. тюменец 11 ноября 2013 13:51
      Да вы не Макаров, а вышеупомянутый Кулибин.:-)
      тюменец
    2. ka5280 11 ноября 2013 14:43
      Если есть аерозольний эфир для холодного пуска дизеля самий то! Проверено на практике =)
      ka5280
  3. combat_65 11 ноября 2013 09:36
    бензинчику во впускной патрубок замученной учебной БМП лили периодически, такие машины назывались "наркоманки", без бензина, потом они никак не жили
    1. carbofo 11 ноября 2013 11:54
      Качество дизтоплива видимо было такое, что даже многотопливные дизеля с ума сходили.
      1. svp67 11 ноября 2013 11:57
        Цитата: carbofo
        Качество дизтоплива видимо было такое, что даже многотопливные дизеля с ума сходили.

        Про качество ТОГО топлива мы сейчас можем только МЕЧТАТЬ, особенно про АРКТИЧЕСКОЕ...
        1. jjj 13 ноября 2013 02:06
          ГОСТ 4749-49 и ГОСТ 4749-73

          ДП, ДС, ДЗ, ДА
          jjj
  4. shurup 11 ноября 2013 09:36
    Скучновато. На морозе веселее - зрители не сидят, а энергично танцуют вместе с артистами.
    1. svp67 11 ноября 2013 10:33
      Цитата: shurup
      Скучновато. На морозе веселее - зрители не сидят, а энергично танцуют вместе с артистами.

      Откуда в Германии морозы...Там и -5,для немцев была трагедия,помню с каким ужасом они смотрели на наших солдат бегавших по такой погоде на "физо", с голым торсом... Думаю,что в этот момент они лишний раз понимали тщетность попыток нас победить.
      А "веселости" тоже хватило,потом,во время службы в Приморье и на Урале, особенно по "последнему адресу" smile
      1. neri73-r 11 ноября 2013 16:00
        Это не в Елани? Бывал там в гостях у родственника - танкиста! fellow
      2. Юрий Я. 11 ноября 2013 18:08
        Да не -20-25 помню недельку-две стояло, но сыровато. Видимо с моря.
      3. андрей юрьевич 12 ноября 2013 07:40
        помнится на Магдебургском полигоне в феврале РСП-10 разворачивали,так бегали с голым верхом,градусов+10 было... fellow
  5. hohryakov066 11 ноября 2013 10:35
    У нас в батарее разведки артполка, зимой процесс оживления техники выглядел так: сначала весь л/с хватает ломы и , вставив их в траки АРК "Рысь"(на базе МТЛБУ), выталкивает могучее железо из бокса, одновременно запуская его с "толкача". После этого ожившая АРК цепляет за тросы и заводит по очереди два ГАЗ-66 и 5 УАЗиков-буханок. В последнюю очередь тем же методом заводится СНАР (на базе БМП 1)и все дружно строятся в колонну и едут куда приказано. Отработано все было так зверски, что ухитрялись перекрывать нормативы развертывания.Правда в поле и на холоде двигатель АРК старались не глушить вообще.Было это в 1985г. в Калининграде. в/ч 57321.
  6. Skorobogatov_P 11 ноября 2013 10:44
    Я представлюсь сразу - замполит. Поскольку предвижу реакцию на свои слова порядочного количества читателей. Но за свою профессию мне не стыдно - путь от солдата до подполковника прошёл успешно. Обрыдло уже десятилетиями слышать и читать эту сагу о "хреновом пылесосе" и "классных бандажах". Это просто таки одно из главных развлечений наших танкистов. Да вот только если почитаешь, к сожадению немногочисленные воспоминания солдат и сержантов о Т-64, то складывается о нём впечатление как машине более удобной для эксплуатации. Вот и мне, как бывшему механику-водителю Т-62, это свойство нового танка сразу понравилось. Разумеется он был сложней старых добрых "бандажей", но ведь никто "Жигули" не сменит на М-1 поскольку они сложней. Да, "полуторка" значительно неприхотливей КаМаза, но никто не приедлагает вернуться к ней! Сложность Т-64 заключалась в необходимости граматно его эксплуатировать. Ато привыкли - не запускается двигатель - заведём с толкача. Главное правило вожденияч Т-64 - больше гари - меньше ям. А потои жалуемся на хреновый движок и слабые торсионы. Очень показателен пример автора поста - да вот только хотел бы я посмотреть как бы запускали в этом случае Т-55 или Т-62. Их просто не запусали бы. Так - попробовали бы пару раз и всё. Чего мучиться. И вообще - нашим танкистам очень повезло - они не имели дела ни с американскими, ни с британскими танками. А Т-64, по оценкам немцев, соответствовал уровню "Леопарда" 1. А это самый лучший западный танк, про критерию надёжности.
    Skorobogatov_P
    1. РусскийРу 11 ноября 2013 10:49
      Совершенно с вами согласен. Не бывает плохих машин, бывают нерадивые водители. Человеческий фактор, однако.
    2. svp67 11 ноября 2013 11:16
      Цитата: Skorobogatov_P
      А Т-64, по оценкам немцев, соответствовал уровню "Леопарда" 1. А это самый лучший западный танк, про критерию надёжности.

      По своим эксплуатационным качествам он всё же ближе к английскому "Чифтену", у того тоже "двухтактник..."
      Цитата: Skorobogatov_P
      Сложность Т-64 заключалась в необходимости граматно его эксплуатировать. Ато привыкли - не запускается двигатель - заведём с толкача.

      Это - самое простое, и не верное решение,так в этом случаи двигателю наступает "капут" в 10-раз быстрее, по моему рассказу же видно, что даже с "суперкапризным" двигателем "126" таких попыток не делали, пытались его "оживить" естественным путем,это в частности касается и "наркомании" двигателя. В каждой роте у зампотеха было пару флаконов "эфира", но это тоже НА САМЫЙ КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ, когда обстановка не допускала потери времени - к примеру при подъеме по тревоге,когда полк в течении получаса "вылетал" из парка, часто не взирая на различные заборы и ограждения - главное выйти и не оставить технику в парке,как цели под удар...До границы с ФРГ было менее 30 км и у нас даже одно время на пути в парк стоял плакат "Воин! Помни! Ты находишься в зоне действия артиллерии противника." Затем в "оттепель" его убрали, а зря, это как то мобилизовало, да и бойцы любили с ним фотографироваться, для дембельского альбома...
    3. svp67 11 ноября 2013 11:18
      Цитата: Skorobogatov_P
      Очень показателен пример автора поста - да вот только хотел бы я посмотреть как бы запускали в этом случае Т-55 или Т-62.

      имел большое счастье служить и на этих машинах в Приморье,Вы знаете в плане надежности - они конечно же на 300% процентов лучше Т64, но в плане боевой эффективности, тут даже спорить особо не приходится, хотя 100 мм ТП Т55 по точности - выше всяких похвал...
    4. Lесник 11 ноября 2013 17:11
      Цитата: Skorobogatov_P
      И вообще - нашим танкистам очень повезло - они не имели дела ни с американскими, ни с британскими танками. А Т-64, по оценкам немцев, соответствовал уровню "Леопарда" 1. А это самый лучший западный танк, про критерию надёжности.

      Меня всегда удивляла ремонтопригодность советской военной техники будь то Шишига или Мтлеб (танк).
      Чтобы окончательно убить советскую технику нужно было очень постараться wink
      Lесник
  7. major071 11 ноября 2013 11:14
    Водил Т-64, мне лично танк понравился, тем более это первый танк, за рычаги которого я сел в 1989 году. Потом были Т-72 и Т-80. А вот про вождение Т-62 вспоминаю с ужасом. Хотя кому как. Был у нас командир роты майор Кирпиченок (имя и отчество уже непомню), афганец, так вот он Т-62 называл "Ласточкой" и страшно не любил, когда о 62-йке отзывались пренебрежительно. При правильной эксплуатации любой танк в умелых руках станет грозным оружием.
    1. svp67 11 ноября 2013 11:26
      Цитата: major071
      При правильной эксплуатации любой танк в умелых руках станет грозным оружием.

      На 100% согласен...
      Но честно, в отношении Т64, не могу я назвать танк "неприхотливым", если при температуре +5, что бы избежать повышенного износа двигателя и обеспечить быстрый пуск приходилось "подогревать" двигатель подогревателем... Ну а какой "неприхотливости" тут идет речь...
  8. Algor73 11 ноября 2013 11:31
    Т-64 был первый основным танком. С двигателем поначалу были проблеммы. Но он был полностью новым. Переход с привычного не необычное всегда воспринимается неоднозначно. А если вспомнить, кого брали в танкисты (у нас один закончил ПТУ на тракториста, попал в армию в танкисты, не умеючи толком читать, читал по слогам). Если идти по принципу что по-проще, то нужно остаться где-то в средине 60-х как минимум.
    Algor73
    1. svp67 11 ноября 2013 11:34
      Цитата: Algor73
      Если идти по принципу что по-проще, то нужно остаться где-то в средине 60-х как минимум.

      Не согласен в корне. Танковый двигатель ГТД на несколько порядков сложнее, но служить на танках с ГТД в несколько раз проще, может всё же "сложность" то же должна быть "разумной..."
      К слову и Т64 может быть тому достойным примером, в плане огневых возможностей,он сложнее Т72, но проще в освоении и эксплуатации...
      1. bask 13 ноября 2013 13:53
        Цитата: svp67
        Не согласен в корне. Танковый двигатель ГТД на несколько порядков сложнее

        SVP67,статья отличная ,как воспоминание о КОММУНИЗМЕ,которого мы не заметили.
        Я служил в Ашулуке в 86-88 годы,на полигоне.И для нас ЗГВ,была,чем то коммиическим недосягаемым.
        Хотя на стрельбы у нам приезжали.

        Теперь по теме, Т-64 был первым основным танком.Оппозитный двигатель 5ТДФ,так и не довели,до надежности V-образного ,В-46.
        Но будущее для ОБТ думаю все таки за ГТД.
        bask
  9. sapran 11 ноября 2013 11:33
    интересный пример эксплуатации вусмерть убитого двигателя...только бы я автору задал вопрос касаемо модификации танков в части а то как то слух режет Т-64АМ по факту это в каком году было и какой двигатель на ней стоял?!!!
    sapran
    1. svp67 11 ноября 2013 11:40
      Цитата: sapran
      режет Т-64АМ

      Это Т64А после модернизации,в основном касающейся:
      - усиление бронирования, за счет наварки дополнительного листа брони,
      - изменение прицельного комплекса, вместо "родного" для Т64А прицела с оптическим дальномером, был установлен ТПД-1К, с лазерным дальномером и его подсистемами...
      Цитата: sapran
      это в каком году было и какой двигатель на ней стоял?

      В 1988 году, двигатель 5ТДФ, в большинстве своем новые "харьковские" реже капитально отремонтированные, но тоже "харьковские"
      1. sapran 11 ноября 2013 11:46
        странно... я чо то думаю что индекс АМ присвоен модификации с двигателем 6ТД выпущенным ограниченной серией и откапиталеных на 115 заводе работы 1982-85 года общее количество не прывисило 500 штук.
        sapran
        1. svp67 11 ноября 2013 11:49
          Цитата: sapran
          115 заводе работы 1982-85 года общее количество не прывисило 500 штук.

          У нас в училище были такие, и к слову этот танк в войска почти не шел исключение - Чугуевская дивизия,так как основной задачей было именно "обкатать" 6ТД. К слову у нас в училище были и "семикатковые" Т64 и именно с 6ТД
          1. sapran 11 ноября 2013 11:59
            именно с такими мне и довелось пообщаться спустя 10 лет ни че до сих пор бегают (в душе теплеет надежда что подобные работы будут проведены и с остальными машинами). А у Вашего кулибина я бы мастер класс взял бы так как ремонт "на коленках" считаю почти нереальным ...
            sapran
            1. svp67 11 ноября 2013 12:11
              Цитата: sapran
              А у Вашего кулибина я бы мастер класс взял бы так как ремонт "на коленках" считаю почти нереальным ...

              Я же и говорю "Легенда". Он действительно умел это делать,одаренный был человек...Не только сам умел это делать, но умело все организовывал, особенно мне нравилось, как он организовывал "чистоту" места работы...
              1. Aleks тв 11 ноября 2013 13:30
                Цитата: svp67
                Я же и говорю "Легенда". Он действительно умел это делать,одаренный был человек...

                Прочитал с ОГРОМНЫМ ИНТЕРЕСОМ.
                Про заводку Т-64 легенды ходили. А многорежимность запуска (до "галстука" включительно) появилась на Т-72 исключительно благодаря опыту Т-64.
                Вот таких бы историй и воспоминаний побольше...
                А зампотехи вообще, народ особенный.
                laughing

                Спасибо, Сергей !!!
                good
                1. svp67 11 ноября 2013 13:33
                  Цитата: Aleks тв
                  Спасибо, Сергей !!!

                  Алекс hi
                  Да было бы за что, от тебя же "заразился". К слову,похоже надо писать продолжение...
                  1. Aleks тв 11 ноября 2013 13:49
                    Цитата: svp67
                    от тебя же "заразился"

                    winked feel
                    Цитата: svp67
                    К слову,похоже надо писать продолжение...

                    yes

                    Тоже поищу, были где то старые рассказы. Может и другие заразятся, подтянется народ. Хорошее ведь дело.
                    Рассказов об армейском опыте или баек на сайте как-то маловато.
                    1. Чёрный Полковник 14 ноября 2013 16:11
                      [i]Т[[/i]i]оже поищу, были где то старые рассказы. Может и другие заразятся, подтянется народ. Хорошее ведь дело.
                      Рассказов об армейском опыте или баек на сайте как-то маловато.[/i]
                      Можно кое-что почитать в разделе "Военный архив" подразделе "Солдатские байки". Там есть много интересного и забавного. good
                2. vladimirZ 13 ноября 2013 13:29
                  А зампотехи вообще, народ особенный.


                  Вот и я смотрю, должность этой "легенды", судя по его служебным обязанностям, вероятно, зам.командира танковой роты по технической части, а не "зам.командира роты во вооружению".
                  И зам.командира полка по технической части - зампотех полка, а не зам.командира полка по вооружению.
                  По крайней мере до начала 80-х годов, в танковых полках, так эти должности назывались.
            2. ka5280 11 ноября 2013 14:47
              Тогда Вам в торг.флот рекомендую, на экскурсию, там ремонт на коленке- обиденний процес.
              ka5280
              1. biznaw 11 ноября 2013 21:52
                Или к водилам-лесовозам. Застучавший двигатель Камаза снять, разобрать- собрать на морозе укрывшись от ветра только полиэтиленовой пленкой - обыденное дело.
  10. Богранц 11 ноября 2013 11:47
    Вывод из статьи сделал такой: сначала двигатель машины "убили" несколько раз, а потом это дало повод считать её "плохой".
    1. svp67 11 ноября 2013 12:02
      Цитата: Богранц
      Вывод из статьи сделал такой: сначала двигатель машины "убили" несколько раз, а потом это дало повод считать её "плохой".

      Вывод не совсем верный - сначала задайте вопрос, а зачем вообще понадобился "неучтенный" двигатель? Продать "на сторону" там да в тех условиях, ни кто не помышлял. А "убить" двигатель "ТД" в несколько раз легче, чем другие танковые движки, достаточно, чтобы в систему охлаждения была залита "не дисцилированная" водичка, тут уже не какие "трехкомпонентные" присадки не помогут...
  11. Богранц 11 ноября 2013 11:47
    Вывод из статьи сделал такой: сначала двигатель машины "убили" несколько раз, а потом это дало повод считать её "плохой".
  12. Vasia Kruger 11 ноября 2013 12:03
    Судить о неприхотливости машины по ушатаному экземпляру?
    Это все равно что бегуну сначала ноги переломать, а потом жаловаться что он бегун плохой.
    1. svp67 11 ноября 2013 12:12
      Цитата: Vasia Kruger
      Судить о неприхотливости машины по ушатаному экземпляру?

      Это наиболее яркий пример,других менее ярких, но значительно более частых, намного больше...
      1. Pashhenko Nikolay 11 ноября 2013 17:48
        Да не спорьте с людьми которые не знакомы с двухтактными дизелями со встречно двигающими поршнями.У нас на тепловозах применяються 2Д100 и 10Д100,то еще чудо.Натерпелся в свое время,благо отказались от них.
        1. shishkin7676 14 февраля 2016 15:14
          5ТДФ происходит от немецкого 1928 года авиационного дизеля (Ю-86) после войны мы и англичане поставили на танки. Кстати В-2 авиационный вначале.
  13. sapran 11 ноября 2013 12:13
    От себя хочу добавить что в недавнем времени один из моих однокашников рассказывал как он проверил качество ТО проводимое на танках...
    Собрал трех зампотехов рот, задал вопрос по обслуживанию воздухоочистителей, получил утвердительный ответ что все мероприятия провели все очищено, документация (почти с двумя подписями)кто проводил выставлен к опросу и почти без заминки как отченаш пересказал последовательность действий... и тут черт его дернул подойти к приспособлению по автомойке воздухана ... вообщем проверили получали они у химиков порошок стиральный и увидев глаза прапорщика понял что задал зря этот вопрос...
    в общем из трех зампотехов получился сводный экипаж и показательное занятие как обслуживать вооздухоочиститель+радиаторы (чтоб не врали на будущее) да и забыли про методику "тампона"...
    sapran
  14. sapran 11 ноября 2013 12:24
    Примеры как "голодные и холодные" ушатывают технику я думаю у всех валом. тут далеко ходить не надо 1996 год Черкаское готовится показуха для Кучмы в 110 "мотокопытном" комбат танкового батальона на спор запускает 64 который в боксе стоит с момента вывода части с Венгрии..
    Почти дословная "репродукия" Вашего описания чуток упрощенная но размазаные жабы и разводы по только по беленому потолку и стенам бокса (завелся заяза) :)
    sapran
  15. Penek 11 ноября 2013 13:02
    5 копеек о методике заводки дизеля.
    Прибыв к месту службы в Афгане, первое что я увидел рядом с аэродромом - колонна КАМАЗОВ с прикрученными к бамперу бревнами.Первая мысль:плавающие машины.Нет,не похоже.Запас дров? Нет, солярки достаточно.Непонятно.
    Через неделю наблюдаю ответ.В ротной колонне (порядка 60-70 машин) все аккумуляторы либо умерли,либо проданы.Рабочие стоят только у ротного и в машине техзамыкания,которая утром "деревянным бампером" пинает предпоследний КАМАЗ, тот заводится,толкает следующий и т.д. Через несколко минут , гремя как паравоз вагонами при трогании, колонна приходит в рабочее состояние и выстраивается для марша.
    КАМАЗ убивали за 6-8 месяцев эксплутации, но Великая страна присылала новые взамен списанных "на боевые".
    Извините за оффтоп.
    Penek
    1. svp67 11 ноября 2013 13:07
      Цитата: Penek
      5 копеек о методике заводки дизеля.

      Вот эти Ваши рассказы - "бесценны", а Вы "5 копеек..." Это же правдивый рассказ о жизни "легендарной и непобедимой."
      Может для подрастающего поколения это будет "уроком", как НЕ НАДО...
      Хотя верится с трудом.
    2. berd 11 ноября 2013 19:23
      Цитата: Penek
      5 копеек о методике заводки дизеля.
      Прибыв к месту службы в Афгане, первое что я увидел рядом с аэродромом - колонна КАМАЗОВ с прикрученными к бамперу бревнами..

      Да бревна на бамперах были у всех машин 40 ОА,кроме уазов---причина не в сложностях запуска или проблемах с АКБ...1)Особенности дорожного движения в тамошних условиях--ПДД как таковых не существует---у кого крепче бампер--тот и прав.вспомни дорожное движение в Кабуле и др.городах.2)В боевой обстановке подбитая (остановившаяся по причине неисправности)машина тут же сталкивалась на обочину(кювет обрыв)--при обстреле остановка колонны--недопустима.Да технику не жадели--старались сберечь людей.
    3. biznaw 11 ноября 2013 21:59
      Камазы убивали не заводка толкачем, а пыль, фильтра часто просто выкидывали, в лучшем случае от частой продувки от пыли они становились решетом. Ну и уровень масла тоже про_бали, голодание, подпалили вкладыши. Двигатели перегревали.
  16. Penek 11 ноября 2013 13:12
    Военная мудрость - "бойся корову спереди, лошадь сзади , а военного водителя - со всех сторон" верна и сейчас.
    Прошу прощения у всех достойных Водителей.
    Penek
    1. svp67 11 ноября 2013 13:26
      Цитата: Penek
      Прошу прощения у всех достойных Водителей.
      В Германии, в шутку, была такая "немецкая" поговорка. "Посмотри - налево, посмотри - направо, нет ли русского "Урала", посмотри ка еще раз - не идет ли русский КрАЗ" wink
      1. flanker7 11 ноября 2013 22:26
        Эту поговорку нам немцы сами рассаказывали. В середине 80-х это было для них очень актуально.Неоднократно был свидетелем, как при движении колонны танков Т-80, едущие навстречу нам автомобили останавливались, немцы выходили из них, и ждали когда мы проедем. Некоторые из них еще и перелезали через придорожную канаву, удаляясь от "эпицкнтра" еще на несколько метров.Что и говорить:танк это не КАМАЗ- передет и не вздрогнет..
      2. андрей юрьевич 12 ноября 2013 07:59
        а ведь любили камрады свои трабанды и вартбурги подставлять!там автоподстава началась раньше,чем у нас жулики додумались! дороги узкие,царпнуться-легко,а для пластмассового трабанда это -капец!говорят не мало наша Группа платила компенсаций! перед любой поездкой инструктаж с упором на ЭТО делался wassat
  17. ed65b 11 ноября 2013 13:41
    Автору плюс. Написано с душой, точно дозированным юмором. Ждем еще hi
    ed65b
  18. msv 11 ноября 2013 14:01
    svp67

    В каком году Харьковское закончили, коллега?
    msv
  19. хохол 11 ноября 2013 14:06
    А я 55 с выстрела заводил, воздух ноль, АКБ здохли, задняя сцепление опустил жахнул и завелся
    хохол
  20. Motors1991 11 ноября 2013 14:43
    Я не танкист,но думаю мой рассказ будет в тему.В 1982 году после института меня распределили в Конотопское АТП.На тот момент в нем было 30 с лишним Камазов,из них половина стояла в ремонте,за что их страшно не любили и презрительно называли ,,татарином,,Меня ,как молодого специалиста кинули заниматься этими автомобилями.Я почитал книжонку по техобслуживанию и начал задавать ,,глупые,,вопросы:Какое масло заливаете в двигатель,ответ:дизмасло.Начинаю опять читать книжонку,нет такого масла.Иду на склад ,узнаю,что вместо масла М10г2К заливают ,что попало.Добился,чтобы привезли ,,камазовского,,Дальше,что заливаете в мосты ,ответ ,,нигрол,,опять в книженку ,нет такого масла.опять пошел к директору ,добился чтобы привезли Тсп15К.Затем заставил,чтобы в каждом автомобиле были запасные топливные фильтры,поскольку была обычная практика,в случае если фильтры забьются их просто отверткой пробивали и топливо без очистки шло в насос.И Камазы поехали.мне кажется так и с танком Т-64,это машина другого уровня,так же как Камаз по сравнению с ЗиЛ-130 или Маз,они требуют к себе более квалифицированного отношения,со временем это все приходит.
    1. Penek 11 ноября 2013 15:15
      "Ружья кирпичем не чистят!" Вроде бы Левша.
      Блин,где копирайт на клаве?
      Penek
  21. falcon 11 ноября 2013 14:51
    Автору огромное спасибо за статью! Вспомнил свои лейтенантские годы. А вот такие рассказы надо
    собирать и хранить - в них опыт "непобедимой и легендарной", то ,что многие из нас стали
    забывать. В те времена говорили , что через неделю после получения соответствующего приказа ,
    наши танки будут стоять на берегу Ла-Манша. Тогда не верил ,сейчас в этом убеждён !
  22. Мехвод Т-64 11 ноября 2013 15:28
    Полтора года, 1982-83г, оттарабанил на Т-64Б, в учебной роте. Машины были из учебно-боевой группы. Гоняли их и в хвост, и в гриву! Месяцами они торчали на директриссе и танкодроме практически без обслуживания. Ну вот вообще ничего не делали! Ездили, стреляли, изо дня в день... И зимой, и летом. Из регламентных работ сильно запомнились снятие и установка АКБ на подзарядку(та еще работенка для механа), и промывка воздушного фильтра. Тоже забавное меропиятие. А особо-то больше ничего и не делали с машинами... Ну, понятное дело, масло меняли, антифриз там. И все вроде... Не мучали они нас отказами! Читаю вот сейчас, по прошествии стольких лет, отзывы об эксплуатации "шестьдесятчетверок", и думаю. Может, нам сильно повезло с машинами? А другим нет? Ну типа как с "Жигулями"...)) Один катается, другой под машиной валяется... Не знаю.
    Что касается опыта эксплуатации. У меня так его после учебки не было вообще. В принципе! Так как проходил обучение на "поплавках", ПТ-76. Ну и БТР-50ПУ на его базе... Дело в Остре было, если что! wink И представьте себе, первый раз сел за рычаги Т-64, причем командирской машины, по тревоге!!! Сколько не просил командиров дать хотя бы разок проехаться для ознакомления, все бестолку. Все готовились к грандиозным учениям, и было явно не до меня. Типа, по ходу научишься... Еще и назначили мехводом комбата! Вот такой вот армейский ...короче, всем параллельно! laughing Это уж потом я в учебную роту напросился, когда после первой же поездки просто влюбился в этот танк! После "плавунца" это была просто роскошная карета, лимузин! У нас говорили "полковая Чайка"...)) И я реально по ходу службы изучал машину. Довелось и двигатель менять, под руководством представителей ХКБТМ, и каток менять в чистом поле. Движок на подводном вождении угробил молодой боец. Хлебанул забортной водицы... Ну а каток... Игольчатый подшипник там заклинил. Только после этого зампотех заставил прошприцевать катки всех машин в УБГ!
    Надежная, короче, была у нас техника. Или действительно, сильно повезло с партией... Танков, в смысле...))
    Мехвод Т-64
  23. nazgul-ishe 11 ноября 2013 16:37
    Если всё рассчитывать на дурака получится не оружие а суковатая дубина которой тоже надо уметь пользоваться. Оружие вообще дилетантов и нерях не терпит.
  24. Djozz 11 ноября 2013 17:03
    Страшнее матроса с кисточкой, только лейтенат с паяльником! При желании можно и стеклянный х... поломать !
  25. makarov 11 ноября 2013 19:05
    Цитата: тюменец
    Да вы не Макаров, а вышеупомянутый Кулибин.:-)

    Ув. Андрей! Вы несколько заблуждаетесь. Куда мне сиволапому.Просто иногда так- ваньку валяю по простоте душевной.
    makarov
  26. Shturmovik 11 ноября 2013 21:30
    честно говоря мало что понял, но действительно занятно)))
  27. voliador 11 ноября 2013 22:41
    Действительно, чаще всего отказ техники обусловлен "кривыми" руками, которые её обслуживают.
  28. zub46 11 ноября 2013 23:01
    Ребята, на Вадима, героя рассказа, внимание обратили? Фанат своего дела. Не знаю, как сейчас, но в советское время таких было много. Служили с душой. Я, наверное, заколебал вас своими "мемуарными" воспоминаниями, но опять не удержусь - щас вспомню! Когда служил сам срочную (1968-70 гг.) - подобные персонажи казались в порядке вещей, как так и надо. ВДВ, техники никакой и никогда совершенно. Все на себе. После выброски первые трое суток - непрерывное движение, отход с места приземления. Летом за первые сутки 70-90 км, в зависимости от профиля местности, вторые сутки - 50-60, третьи 30-35 км. Зимой, на лыжах, соответственно, первые - до 120, вторые - 90, третьи сутки - до 40-50 км. Мне и моим товарищам дополнительно выпало "счастье" возить на себе на самодельных лыжах СПГ-9. В конце вторых суток людям давался фенамин, или как его там правильно называют (вариант современного экстази), позволяющий обходиться без сна. Но я не об этом. Мы, двадцатилетние пацаны, с особой тщательностью по здоровью отобранные военкоматами, так или иначе втягивались в такие режимы. Ну, с третьего раза, предположим. Но нас водили офицеры, для которых подобные нагрузки были постоянной рутиной. А среди них были и дядьки в чине до подполковника (комбаты). Как они выдерживали, ради чего они служили? В каком состоянии к выходу в запас находились их суставы,позвонки и прочие селезенки? А "крепкий и здоровый" сон на снегу в насквозь пропотелой одежде? В трудных полевых условиях люди быстро сближаются. Но ни от одного никогда не слышал злобного брюзжания о службе, сожаления о выбранном жизненном пути. Кто они - фанаты или святые?
    Нас, все же, немного жалели. Отправляя по маршруту зимой смотрели, чтобы ночные температуры в это период не опускались ниже 20 градусов (все равно приходили с обморожениями вокруг кистей рук - "браслеты" и на скулах), организовывали складчину на приобретение сала. Сало на морозе работает лучше насквозь промерзшего сухпая. Почему-то сухим спиртом не пользовались, костры разводить запрещено. А сухпай всего на трое суток, больше на себе не унесешь, а "ходить" дней 7-10 точно.
    Однажды на маршруте зимой, во внезапную оттепель, встретили дивизион Д-30 на Зил-157. Они ехали "домой" по пути с нами. У них, б...., была своя кухня на прицепе! В котле после приготовления пищи налита тепленькая вода с ароматом щей. Нам, не видевшим горячего дней 8, дали этой теплой водички, посадили в кузова, Мы ехали и спали. Километров 40 проехали, какое блаженство. Спали и наши командиры, тоже умотанные в усмерть. На них и держалась та Армия.
    zub46
    1. Aleks тв 11 ноября 2013 23:34
      Цитата: zub46
      Не знаю, как сейчас, но в советское время таких было много. Служили с душой.

      Да Сергей, ваш тезка (svp67) отличные воспоминания разместил.
      И абсолютно с вами согласен - много было тех, кто служил с ДУШОЙ.

      Цитата: zub46
      Сало на морозе работает лучше насквозь промерзшего сухпая.

      yes
      Проверенно.
  29. byrnas 11 ноября 2013 23:45
    Приветствую автора, я тоже выпускник ХГВВТКУ и тоже служил на Т-64, но только на Т-64Б.
    Скажу так, машина очень неважно зарекомендовала себя в войсках, особенно этот многострадальный 5ТДФ, из полка то и дело летели рекламации в адрес производителя, а заводчики-харьковчане не вылазили из войск. На новом месте службы попал на Т-72, небо и земля, разве что МЗ будет понадежней АЗ.
    Смотрю на фото? это у вас что за такие страшные боксы были? Я понял так что для учебников?
  30. pawel1961 11 ноября 2013 23:59
    спецов сколько и все все знают ну в
    pawel1961
  31. valerei 12 ноября 2013 00:30
    Я не танкист, но автомобилист. Особенно понравился завод танка с выстрела! На такое способен только русский танкист! Преодоление всевозможного рода "барадков" - это и есть наша жизнь и в армии и на гражданке.
  32. Эней 12 ноября 2013 00:54
    так тоже заводят холодный двигун Т-64
  33. vladimir VR 12 ноября 2013 11:38
    Статья хорошая.В ЗГВ на них одно время служил. МВ готовил.Движок оборотистый,одним из главных моментов было температурный режим поддерживать высокими оборотами.Мы их "свистками"называли.Механов издали различали:блестящий от масла и чумазый- с 64-ки,пыльный- с восьмидесятки.
  34. AleFFAleFF 12 ноября 2013 22:44
    одно дополнение - завод был в Кирхмезере.
    Жил там с отцом в период объединения.
    AleFFAleFF
  35. v1lad 2 апреля 2015 11:02
    Цитата: РусскийРу
    Пример одного перегретого двигателя не повод, чтобы усомниться в неприхотливост

    Служил в этом же полку, только в 1 батальоне взводным, а потом зампотехом роты во 2 батальоне,поэтому эту доходягу помню, своя была почти такая, машинка достаточно капризная, 72 намного надежнее.
    v1lad

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня