Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»

Созданный в конце 50-х фирмой «Локхид» самолёт БПА (базовой патрульной авиации)P-3 «Орион» относится к тем образцам авиатехники, которые принято считать «вечными».

Его прародитель появился в 1957 году, когда фирмой Локхид был выпущен L-188 Электра - один из первых в США самолётов с турбовинтовым двигателем. Это был так же один из немногих американских турбовинтовых пассажирских самолётов, производившихся серийно. Всего было произведено 170 гражданских самолётов этого типа, из которых приблизительно 20 летают по сей день.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»


Локхид L-188 Электра


В 1957 флот Соединенных Штатов объявил конкурс на разработку современного морского патрульного самолета, который должен был прийти на смену P-2 «Нептун».

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»

Локхид P-2H «Нептун»


Опытный образец, получивший обозначение P3V-1, поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 — 15 апреля 1961 года. Позднее самолёт получил обозначение P-3«Орион». По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Был добавлен отсек вооружения и установлено новое авиационное оборудование. Отсек вооружения был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного оружия. У самолёта также имелись 10 пилонов под плоскостями, для наружной подвески различного вооружения.

На "Орионе", по сравнению с "Электрой", для улучшения обзора вниз - вперед пилотская кабина была переделана. В отличие от прародителя L-188, фюзеляж «Ориона» был разделён по горизонтали палубой, пассажирских иллюминаторов не было. В верхней части размещалась герметичная кабина объемом 195 куб.м, что позволило создать комфортные условия для операторов и разместить в ней основные блоки противолодочного оборудования, радиогидроакустические средства поиска, связное оборудование. Таким образом, экипаж получил доступ ко многим блокам аппаратуры и возможность устранять некоторые неисправности в полёте, а также вручную перезаряжать четыре из 52 пусковых установок буев. Сброс последних производится с помощью пиротехнических устройств.

Противолодочное оборудование состояло из радиоакустических систем: активной "Джули", использующую в качестве источника акустической энергии взрывные заряды последующим приёмом отражённых от цели сигналов; и пассивной "Джезебел", использующую пассивные низкочастотные буи. Устанавливался также авиационный магнитомер, газоанализатор "Снифер", а также две РЛС. Можно было подвесить 4 противолодочные самонаводящиеся торпеды, глубинные бомбы и другие средства поражения.

Экипаж самолёта состоял из десяти человек. Ответственность за комплексное применение средств и принятие соответствующих задачам и обстановке тактических решений возлагались на офицера по тактической координации. Согласно действующим положениям командир экипажа отвечал за выполнение задания и безопасность полёта.

Самолёт обладал хорошими манёвренными характеристиками, его поисковая скорость составляла 300-320 км/ч, максимальная 760 км/ч, дальность полёта до 9000 км, продолжительность до 17 ч, которая могла быть увеличена при выключении в полёте одного или, в зависимости от полётного веса, двух двигателей.

Особенности самолёта Р-3А по сравнению с патрульными самолётами "Нептун" состоят в более высоких характеристиках и поисковых возможностях. Средства поиска на самолёте объединили в систему, работать с аппаратурой в полете было очень удобно, уровень шумов и вибраций оказался небольшим, немаловажное значение приобрело то обстоятельство, что остались свободными около 25% свободных объёмов для модернизации оборудования.

Боевая служба "Орионов" началась в июле 1962 года, когда первый серийный P3V-1 передали личному составу патрульной эскадрильи VP-8. Следом за ней "Орионы" получили VP-44 и VX-1, где они пришли на смену устаревшим Р-2 "Нептун".
Помимо поиска субмарин, Р-3 осуществляли учебные минные постановки, загоризонтное целеуказание и оповещение в интересах надводных кораблей, разведку погоды, координацию поисково-спасательных операций.

Эксплуатация самолета сразу же выявила узкое место поисковой аппаратуры - систему AQA-3 и ее усовершенствованный вариант AQA-4. Поиск субмарин с помощью акустики являлся наиболее эффективным, вероятность обнаружения ПЛ магнитометром была гораздо ниже, а остальные системы могли "засечь" лишь лодку, шедшую в надводном положении или под перископом. Система "Снифер" реагировала не только на выхлоп дизелей субмарины, но и на выхлопные газы ТВД "Ориона".

Новая система обработки и анализа информации о субмаринах испытывалась на 35-м серийном Р-3, а, начиная со 110-го самолета, стала штатной. С 1962-го по 1965-й изготовили 157 Р-3А.
Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»

Активное строительство в СССР подводного флота и выход советских кораблей в мировой океан, потребовало совершенствования американских патрульных сил.

Следующей серийной модификацией «Ориона» стал Р-3В. Отличие от Р-3А было в более мощных турбовинтовых двигателях Аллисон T56-A-14 мощностью на валу 3361 кВт (4910 л.с.) и новой системе "Делтик" для обнаружения подводных лодок. В состав вооружения ввели УР "Буллпап" класса "воздух-поверхность". Всего изготовили 144 Р-3В.

Несмотря на улучшившиеся характеристики, акустическое оборудование самолета по-прежнему не удовлетворяло военных. В течение пяти лет флот США вел исследования по созданию новой автоматизированной системы обработки данных и управления поисковым оборудованием, причем не только гидроакустическим. Окончательный вариант системы A-NEW также не полностью отвечал поставленным задачам, однако A-NEW оказался лучшим из предложенных промышленностью вариантов. Платформой для этого комплекса стала очередная модификация Р-3С. Построено 143 машины.

Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия. Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса - теперь одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла "прослушивать" не более 16 буёв.

Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки. Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»


В ходе эксплуатации самолёт продолжал непрерывно совершенствоваться. В состав бортового вооружения включили ПКР "Гарпун" и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми системами. В начале 90-х на вооружение «Орионов» поступили ракеты AGM-84 SLAM, предназначенные для поражения наземных целей. Кроме того, появилась возможность подвески на внутреннем подкрыльевом пилоне контейнера с аппаратурой РЭБ AN/ALQ-78.
В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно осуществлять поиск и поражать надводные, подводные и наземные цели.

В середине 1980-х, на которые пришелся пик противостояния флотов НАТО и СССР, "Орионы" состояли на вооружении 24-х боевых и одной учебно-боевой эскадрильи авиации ВМС США.

Эскадрильи организационно свели в пять патрульных авиакрыльев базовой авиации. Два крыла входили в состав воздушных сил Атлантического флота и имели шесть эскадрилий, три оставшихся крыла имели по четыре эскадрильи Р-3 и входили в состав воздушных сил Тихоокеанского флота.

По мере устаревания ранних «Oрионов» как самолетов ПЛО их передавали на хранение в Дэвис – Монтан, а так же переоборудовали для выполнения иных задач.

Существует много различных вариантов самолета: ЕР-ЗА для испытаний электронного оборудования, электронный "агрессор" для проведения учений, ЕР-ЗЕ "Эрис" самолёт электронной разведки, NP-3A/B летающая лаборатория, самолет для океанографических и геомагнитных исследований RP-3A/D, учебно-тренировочный ТР-ЗА, транспортный UP-ЗА/В, VP-ЗА для VIP-перевозок и самолет разведки погоды WP-3A .

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»

ЕР-ЗЕ "Эрис"


Созданный на базе Р-3В - самолёт ДРЛО P-3AEW - оснащенные авиационной системой дальнего обнаружения и наведения, предназначались для Таможенной службы США.

С июня 1988-го по 1993-й таможенники получили в общей сложности четыре Р-3, оснащавшиеся РЛС AN/APS-138 (аналогичны БРЛС E-2C «Хокай»). Самолеты используются для обнаружение, отслеживания и координации перехвата операций по контрабанде наркотиков.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»

самолёт ДРЛО P-3AEW


Четыре противолодочных "Ориона" модернизировали в вариант P-3A (CS) для контроля воздушного пространства США в целях пресечения нелегальной доставки грузов, прежде всего, - наркотиков, легкомоторными самолетами.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»

Спутниковый снимок Google earth: самолёты таможенной службы США на аэродроме в Коста-Рика


Машины оборудованы РЛС AN/APG-60 (установлена в носовой части самолета), имеющей лучшие характеристики по обнаружению воздушных целей, нежели исходная станция P-3A. Кроме того, установлена радиоаппаратура, работающая на частотах таможенной службы и береговой охраны США.

Двенадцать устаревших Р-ЗА в 1989 году закупила Лесная служба США, девять из них передали "Aero Union Corporation" в Чико, штат Калифорния, для переделки в противопожарные самолеты. В 2010 году "Аего Union" эксплуатировала семь P-3A/RADSII наряду с модернизированными «Нептун» и C-54. «Орионы» используются для тушения пожаров с 1990 года и зарекомендовали себя отличным противопожарным средством. Маневренность самолета и высокая мощность силовой установки позволяют выполнять полеты в условиях сильно пересеченной местности и прицельно сбрасывать огнегасящую смесь.

Р-3 различных модификаций в значительных количествах передавались союзникам США.
Самолёт состоит на вооружении Аргентины, Австралии, Бразилии,Чили, Греции, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Ирана, Пакистана, Португалии, Южной Кореи, Испании, Таиланда.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»


Японские морские силы самообороны занимают второе место в мире по количеству "Орионов" после ВМС США. "Орион" выбрали японцы для замены "Нептунов" в августе 1977-го. Имея развитую авиационную и электронную промышленность, они предпочли наладить лицензионное производство, а не закупать готовые изделия в США.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»


Первые три Р-3С, предназначенные Силам самообороны, изготовила "Локхид", последующие пять - собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе фирмы "Кавасаки Хэви Индастриз".

"Орионы" получили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства "Орионы" неоднократно усовершенствовались.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»


Начиная с 46-го самолета улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. Девять машин оснастили автоматической системой управления полетом.
С 70-й машины аппаратура "ДИФАР" заменялась системой обработки акустических сигналов "Протеус" с центральной ЦВМ. С 1989-го - ставилась система спутниковой связи, о чем свидетельствуют черные антенны в верхней передней части фюзеляжа. На ранее построенных японских Р-3С с 1993 года заменялась вся радиоэлектронная начинка.

На вооружении морских сил самообороны Японии имеется четыре ЕР-3Е.
Они поступили на вооружение в 1991-98 гг. Японские машины полностью укомплектованы специальной аппаратурой национальной разработки и производства. Самолеты построены фирмой Кавасаки.

Особняком стоят "Орионы" Канады. Морская авиация Канады в 1980-1981-м годах получила 18 СР-140 "Аврора", представлявших собой гибрид планера Р-3С и поискового оборудования палубного самолета ПЛО S-3A "Викинг". СР-140 имеют на вооружении четыре эскадрильи.
Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»

Еще три СР-140А "Арктур" предназначены для контроля экономической зоны прилегающего к побережью Канады океанского шельфа и охраны рыболовства. "Арктуры" имеют упрощенный, по сравнению с "Авророй", состав оборудования. Эти самолеты пришли на смену патрульным СР-121 "Треккер" в 1992-1993-м годах.

«Орионы» наряду с RС-135 и SR-71 были самыми частыми "клиентами" и первоочередными целями для наших сил ПВО. Тихоходный, способный «висеть» в зоне барражирования часами, он буквально изматывал расчеты дежурных сил. Зачастую полёты этих машин насилии откровенно провокационный характер. С этими самолётами связан ряд инцидентов.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»


13 сентября 1987 года норвежский патрульный самолет Р-3В «Орион» пытался вести наблюдение за группой советских военных кораблей в нейтральных водах Баренцева моря. Летчик Су-27 получил приказ выполнить учебный перехват «Ориона». Экипаж разведчика попытался избавиться от противника и резко уменьшил скорость, полагая, что истребитель не сможет удерживаться рядом с ним на малой скорости. Однако Су-27 продолжал полет точно под «Орионом». Норвежский летчик потерял истребитель из виду и начал маневрировать. В результате винт «Ориона» ударил по килю Су-27. Винт разрушился, его обломки пробили фюзеляж Р-3В, произошла разгерметизация, и «Орион» был вынужден покинуть зону патрулирования, а Су-27 благополучно вернулся на базу.

В следующий раз в апреле 2001 года «Орион» столкнулся в воздухе уже с китайским истребителем. Стараясь заглянуть "подальше" вглубь континента, американские летчики порой нарушают воздушное пространство КНР, провоцируя НОАК на ответные действия.
В китайском случае в центре событий оказался ЕР-3Е, а его экипаж был почему-то больше обычного в полтора раза.

В результате столкновения китайский перехватчик J-8-II упал в море, его пилот погиб.
ЕР-3Е получил повреждения и был вынужден, приземлится на остров Хайнань.
В последствии США принесли извинения за инцидент и выплатили компенсацию вдове погибшего.

Машина была китайцами разобрана для подробного изучения и, в последствии, возвращена США в июле 2001г. "Орион" прибыл "на историческую родину" в чреве российского транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан".

Для замены «устаревшего» Р-3С в США фирмой «Боинг» была начата разработка противолодочного самолёта следующего поколения. Конструкция самолёта, получившего обозначение P-8А «Посейдон», базируется на фюзеляже лайнера Boeing 737-800 и крыле от Boeing 737—900.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»

P-8А «Посейдон»


Первый полёт «Посейдона» состоялся 25 апреля 2009 года. По плану, в 2013 году ВМС США должны были получить 13 Р-8А. Ещё по 8 самолётов заказано Австралией и Индией.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»

Спутниковый снимок Google earth: Р-3С и Р-8А на аэродроме Джексонвилл


Всего ВМС планировали закупить 117 самолетов P-8A, построенных на базе Boeing 737-800, чтобы полностью заменить весь свой парк P-3. Однако, по всей видимости, это произойдёт не скоро. Из-за высокой стоимости Р-8А было объявлено, что программа закупок будет сокращена. Более того, предлагается дальнейшее совершенствование БРЭО самолёта Р-3С.

Базовый патрульный самолёт P-3 «Орион»


Таким образом, заслуженный «ветеран» Р-3 «Орион» ещё в течение длительного времени будет оставаться основным патрульным и противолодочным самолётом в США и многих других странах.

По материалам:
http://www.aviastar.org/air/usa/lok_orion.php
http://www.zelezki.ru/aviacatalog/usa
http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/12/21/7368/
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. Bongo 11 ноября 2013 08:59
    В продолжение статьи хочется сказать о нашем отечественном аналоге "Ориона"- Ил-38. Выпущено их было значительно меньше и на сегодняшний день в строю остовалось-16 шт.В лётном состоянии не более-10 шт. В этом году опять довелось наблюдать их полёты на аэродроме Николаевка в Приморье. Все машины находятся в весьма ветхом состоянии, в воздух поднимался один Ил-38, продолжительность полёта около 1 часа.
    Разведывательных Ил-20 в осталось в лучшем случае по 1 на флот.Разведчики Ил-20, постройки 70-х годов, так же созданные на базе Ил-18, физически и морально устарели. Количество построенных разведывательных Ту-214Р, созданного им на замену, решили ограничить парой штук.
    Как заявили военные, он им не слишком подходит, так как не способен выполнять устойчивый полёт на малых скоростях, в режиме патрулирования. Не устраивает так же и время нахождения в воздухе, по этому параметру, он уступает Ил-20.
  2. sasharos 11 ноября 2013 09:45
    Японское море...дата известна.
  3. Комментарий был удален.
    1. Bongo 11 ноября 2013 09:48
      Японский ЕР-3Е. В каком районе фото сделано?
  4. Bongo 11 ноября 2013 10:11
    Японские Р-3С и ЕР-3Е авиабаза Ивакуни.
  5. ССИ 11 ноября 2013 10:15
    В качестве отступления.... Почему-то никто и никогда не пишет о МОРАЛЬНОЙ СТАРОСТИ американских самолетов. Но стоит упомянуть отечественные самолеты (Ту-95, Ту-22М, Ту-204(гражданскую и военную версии)) - начинается стон о моральном устаревании этих самолетов. Почему?
    1. Bongo 11 ноября 2013 10:19
      Какие американские самолёты вы считаете морально устаревшими? Те, что в строю и летают регулярно проходят востановительные ремонты и модернизируются. На Ил-38, что до сих пор поднимаются в воздух без слёз смотреть нельзя.
      1. ССИ 11 ноября 2013 10:57
        Никакие. Что летает - то летает и будет летать. А восстановительные ремонты, модернизация и все остальное.... Все это предназначено для поддержания летной годности. Вздохи о моральной старости нужны для того, чтобы оправдать НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ в области авиации в нашей стране
    2. Nayhas 11 ноября 2013 12:21
      Цитата: ССИ
      Почему-то никто и никогда не пишет о МОРАЛЬНОЙ СТАРОСТИ американских самолетов. Но стоит упомянуть отечественные самолеты (Ту-95, Ту-22М, Ту-204(гражданскую и военную версии)) - начинается стон о моральном устаревании этих самолетов. Почему?

      Потому что никакой модернизации указанных вами машин не производится и их потенциал от тридцатилетней давности не отличается практически ничем. Ремонт это не модернизация, это мероприятия по поддержанию или продлению срока эксплуатации. А модернизация это улучшение возможностей самолёта. Моральное устаревание наших самолётов в плане того, что их возможности не соответствуют нынешним потребностям.
      1. ССИ 11 ноября 2013 15:29
        А Вы это точно знаете? Насчет возможностей и всего остального? Было бы интересно узнать про модернизацию. Я ей и занимаюсь (Ту-22м3, Ту-160.....)
        1. badger1974 12 ноября 2013 20:16
          речь в статье об авиаразведчиках ПЛС а не о стратегах и грозах АУГ, давайте придерживатся уклона самолётов ПЛС, наших и ихних
          badger1974
  6. rudolff 11 ноября 2013 13:36
    Так собственно ССИ и говорит о ничегонеделании. Сам по себе Ил-18/38 машина неубиваемая. Если им вовремя проводить все положенные ремонты, периодически модернизировать, да еще и хранить в ангарах (фантастика), могли бы служить верой правдой еще очень долго.
    1. Bongo 11 ноября 2013 13:41
      По всей стране Су-27 и МиГ-31 под открытым небом стоят, а вы про ангары для Ил-38...фантастика.
  7. rudolff 11 ноября 2013 15:02
    Как-то слышал по ящику, как американцы смеялись над нами, мол тратите десятки миллионов баксов на самолет, а несколько десятков тысяч на ангар под него жмете! Вполне уместный сарказм. Сколько сам видел на северах авиатехнику под сплошным слоем льда или с сугробами под самые крылья после пурги. Будь моя воля, я бы их все в ангары спрятал. Фантастика, конечно...
    1. clidon 11 ноября 2013 19:08
      Это у нас не только самолётов касается. Ещё в советские времена было - корабли новые построили, остальное по остаточному принципу - причалы под них старинные деревяшки, экипажи живут в дырявых казармах, офицеры в квартирах без горячей воды и подъездах которые по весне топит...
      1. badger1974 12 ноября 2013 20:19
        на счёт квартир для офицеров -всё правильно, а вот на счёткораблей-по ходу там все и живут, а иначе корабля небудет
        badger1974
  8. rudolff 11 ноября 2013 19:39
    Это точно. Сходишь с корабля на берег и как-будто в другое измерение попадаешь. Тут сосредоточие научно-технических достижений с ядерной установкой, там нищета, убожество и унылая комната в офицерском общежитии с бутылкой водки...
  9. Shturmovik 11 ноября 2013 21:11
    Очень хотел их увидеть когда в этом году летали по учениям с Североморска, но как то не получилось хотя радиообмен слышали.
  10. voliador 11 ноября 2013 22:32
    Инфраструктура у нас и в советские времена хромала, а сейчас и говорить не хочу.
  11. badger1974 12 ноября 2013 20:33
    думаю с технической точки зрения это всё решаемо, как правильно заметили Ил-18/38 не убиваемый,другое дело поднятие с колен в -это вопрос сложный, предельно сложный, а именно в ср-х обнаружения, они на 38-х 60-70-х годов
    badger1974

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня