Гособоронзаказ – под контролем

Слово – руководителям оборонных предприятий

Константин БУСЫГИН, генеральный директор ОАО «Концерн «Калашников», г. Ижевск:


- Говоря об уровне нашего взаимодействия с военным ведомством, должен отметить, что сегодня при поддержке вице-премьера Дмитрия Рогозина, возглавляющего Военно-промышленную комиссию при Правительстве России, мы в рамках Межведомственной рабочей группы при ВПК установили эффективный диалог между предприятиями – производителями и разработчиками оружия и Министерством обороны РФ. Благодаря установленному диалогу с непосредственным потребителем нашей продукции мы наконец-то начали получать обратную связь от Минобороны, видеть потребности ведомства в виде тактико-технических заданий на разработку оружия.

На данный момент у нас нет крупных заказов от военного ведомства на производство оружия, но мы ведём по заказу Минобороны разработки современных образцов. В частности, опытно-конструкторские работы «Ратник». Концерн «Калашников» очень рассчитывает на развитие сотрудничества с Министерством обороны России.

На ближайшее время военное ведомство запланировало День стрелка, для которого мы предоставляем Минобороны все существующие и перспективные образцы оружия. Военные постреляют из всех образцов, оценят их тактико-технические характеристики, удобство и смогут принять взвешенные решения о закупках. Среди прочих изделий мы представим Минобороны пистолет Ярыгина производства Ижевского механического завода. Все остальные силовые ведомства уже перевооружились и заменили в своих арсеналах пистолет Макарова на пистолет Ярыгина.

Требования Министерства обороны всегда были жёсткими. На всех наших предприятиях работает военная приёмка, которая чётко контролирует качество и сроки сдачи всех военных заказов. Выполнение оборонных заказов для нас всегда является приоритетом среди других производственных задач, поэтому мы все работы планируем заранее, чтобы обеспечить своевременное и качественное выполнение контрактов для военного ведомства. Рассчитываем, что в 2014 году их будет больше.

Правда, в текущем году государственный оборонный заказ наконец-то появился, причём очень крупный. Мы выиграли конкурс на производство и поставку Минобороны управляемых ракет «Вихрь-1» в 2013–2015 годах на сумму порядка 13 млрд. рублей и уже приступили к производству первой опытной партии.

В концерне «Калашников» мы объединяем потенциал Ижмаша и Ижевского механического завода в области производства высокоточных вооружений, чтобы обеспечить для Минобороны России выпуск широкого спектра вооружений на одной площадке. Рассчитываем, что наше взаимодействие станет от этого ещё более удобным и прозрачным.

В вопросах взаимодействия с военным ведомством более глубокой проработки требуют вопросы модернизации оружия. Много сказано об имеющихся на складах запасах стрелкового оружия. Но по-прежнему ещё нет решения, как лучше с ним поступить, чтобы не уничтожать то, во что вложено столько труда. К примеру, мы предложили Министерству обороны несколько вариантов модернизации автомата АК-74, однако принципиальных решений принято не было. Помимо модернизации мы готовы поддержать предложение генерального директора Государственной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова о замене трёх старых автоматов на один новый, чтобы уже неактуальные модели переделать в гражданское оружие или же продать их в зарубежные страны.

Михаил ЛОБИН, генеральный директор ОАО «Звезда», г. Санкт-Петербург:

- У нас с министерством обороны РФ, прежде всего с Главкоматом ВМФ, чётко отлаженный механизм взаимодействия. ОАО «Звезда» является единственным в России производителем лёгких мощных судовых двигателей, редукторных и реверс-редукторных передач (РРП). В последнее время стало также разработчиком и производителем тяжёлых РРП для дизельных, газотурбинных и дизель-газотурбинных главных судовых энергетических установок кораблей, катеров и судов ВМФ и морских частей других российских силовых ведомств.

До последнего времени господдержка дизелестроения в отличие от западных стран, где она существует в виде государственных и межгосударственных программ с долевым финансированием перспективных проектов, отсутствовала. Но начиная с 2012 года Министерством обороны сделаны серьёзные шаги по формированию единого алгоритма совместной работы по увеличению объёма гособоронзаказа.

Впервые с ОАО «Звезда» заключён контракт на производство новой линейки дизельных двигателей и проведён аукцион на ремонт дизелей для ВМФ на предстоящий трёхлетний период. Следует отметить, что в таком масштабе и с такой степенью детализации многие практические вопросы по ремонту и закупкам дизелей решались впервые.

Если говорить об изменении требований к срокам и качеству выполнения гособоронзаказа, созданная в своё время система военных представительств как инструмент контроля качества не может заменить систему контроля качества предприятий, которая определяется, как правило, уровнем организации производства и используемых технологий. Поэтому на этапе формирования ГОЗ запланированы необходимые бюджетные и собственные инвестиции для переоснащения прежде всего измерительной, лабораторной и метрологической техники.


Какие вопросы требуют доработки в будущем? В настоящее время Минобороны РФ прорабатывает вопрос заключения с предприятиями ОПК сквозных контрактов по обеспечению полного жизненного цикла вооружения и военной техники: от проектирования, изготовления до их утилизации. Контракты обеспечат долгосрочное планирование загрузки производственных мощностей, снизят издержки на постпроизводственных стадиях, а также позволят заключить долгосрочные контракты с предприятиями кооперации. Правда, действующее правовое обеспечение по ГОЗ, принятое ещё в 1990-е годы, требует совершенствования и доработки в соответствии с изменившимися экономическими условиями.

Ещё один важный момент. Сейчас на российском рынке практически по всем секторам ОПК отсутствует поддержание жизненного цикла изделия на всех стадиях. В результате выпускается очень хорошая продукция, но должный сервис не обеспечивается. Поэтому необходимо найти оптимальные схемы взаимодействия между Министерством обороны и промышленностью по вопросам сервисного обслуживания техники.

Тимур КИЛЬМАТОВ, заместитель начальника управления технического надзора и сервисного обслуживания ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка»:

- Если сравнивать уровень взаимодействия между представителями промышленности и министерством обороны в 2013 году и в два предыдущих года, есть существенные изменения в лучшую сторону. Например, уровень проработки заявочных ремонтных ведомостей кораблей и судов стал значительно выше. Согласование объёмов работ и приведение к выделенным лимитам происходит в тесном взаимодействии промышленности и ВМФ.

Что касается непосредственного взаимодействия на местах, то на протяжении 2013 года по инициативе ОАО «ЦС «Звёздочка» и технического управления Северного флота организованы еженедельные производственные совещания с привлечением представителей промышленности, органов военного управления Северного флота, эксплуатирующих организаций флота.

Специфика нашей работы обусловлена очень непродолжительным периодом выполнения работ по причине несения кораблями боевой службы. Положительным результатом считаем для себя тот факт, что, несмотря на все трудности, предприятия промышленности при непосредственном участии ВМФ подготовили и обеспечили кораблям СФ участие в масштабных учениях 2013 года.

Ежегодные объёмы работ, заказываемые Министерством обороны предприятиям судоремонтной промышленности, соответствуют Государственной программе вооружения и увеличиваются.

На мой взгляд, в ближайшем будущем требуется упростить порядок взаимодействия между Министерством обороны и предприятиями промышленности, а также снизить уровень согласования документации по объёмам и срокам выполнения работ. Следует закрепить уровень ответственности за принятие решений по данным вопросам со стороны Министерства обороны за Военно-морским флотом. Есть в планах передача отдельных функций флота предприятиям промышленности - это в первую очередь формирование заявочных объёмов работ. В настоящее время перед нами стоит задача доработки действующей нормативной документации, приведение её к современным требованиям, уточнение порядка взаимодействия между всеми участниками работ.

Василий МАНДРОВИЦКИЙ, руководитель 144-го бронетанкового ремонтного завода (144-й БТРЗ):

- За последний год министр обороны уделил особое внимание оборонным предприятиям Урала, о чём свидетельствует целый ряд его рабочих поездок по отечественным предприятиям. Так, в августе в рабочей поездке на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» генерала армии Сергея Шойгу сопровождали первый заместитель министра обороны генерал армии Аркадий Бахин, заместитель министра обороны Юрий Борисов, главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Чиркин, начальник Главного оперативного управления - заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Владимир Зарудницкий, командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Анатолий Сидоров. Генералы лично знакомились с продукцией АМЗ, Группы «ГАЗ», Заволжского завода гусеничных тягачей, автомобильного завода «Урал», проверяли технику в действии.

Своеобразным отражением изменившегося к лучшему положения в отечественном оборонно-промышленном комплексе стала IX Международная выставка вооружений, военной техники и боеприпасов Russian Arms Expo – 2013, прошедшая в сентябре на полигоне Старатель под Нижним Тагилом. В этом году выставка, ставшая уже привычной, изменилась качественно. Она выглядит новой и по внешнему облику, и по ассортименту экспонатов, и по показу возможностей военной техники.

На пленарных заседаниях и круглых столах на RAE-2013 обсуждались актуальные проблемы российской оборонной промышленности, а заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин в своём выступлении обозначил основные пункты Госпрограммы вооружения до 2020 года и рассказал о роли холдингов в ОПК.

Если говорить о нашем предприятии, то мы включились в Федеральную целевую программу по дальнейшему развитию предприятия. На оснащение и переоборудование ремзоны предприятия направлено почти 900 млн. рублей. Недавно был введён новый сдаточный цех. Идёт строительство механического цеха, где будет установлено современное ремонтное оборудование.

Нам удалось реанимировать работы по контрактам. В потоке восстановления стоят 64 боевые машины десантной номенклатуры, около сорока БМП-2 для ЦВО, почти два десятка БТР-80 для внутренних войск МВД РФ. Продолжаем ремонт двигателей по программе сервисного обслуживания техники для Министерства обороны.

Пётр ВАСИЛЬЕВ, главный конструктор ОАО «Северное ПКБ», г. Калининград:

- За последний год заметно интенсифицировалось взаимодействие промышленности и представителей Министерства обороны. Сказать, что изменились требования к гособоронзаказу, нельзя, но радует, что нет шараханий - работаем по плану, без суеты, строим новые корабли.

Чего хотелось бы на будущее? Больше средств на научно-исследовательскую и конструкторскую работу. То, что мы строим сегодня, - заделы 1980-х и 1990-х годов. Но многое из созданного тогда уже достигло своего совершенства. Пора искать новые решения, например, использовать металло-пластиковые трубы, панели под электропроводку и т.д. В конструкторской работе использовать трёхмерное проектирование, увеличить количество станков с числовым программным управлением на производстве. Сегодня их, на мой взгляд, маловато.

Виктор ШУРЫГИН, генеральный директор и генеральный конструктор Федерального научно-производственного центра ОАО «ЦКБ «Титан», г. Волгоград:

- С назначением на пост министра обороны России Сергея Шойгу в военном ведомстве произошли кадровые изменения. В результате в военное ведомство пришли профессионалы. В том числе и заместитель министра по вооружению Юрий Иванович Борисов. А профессионализм, как известно, основа любого дела. Более ясными и понятными стали взаимоотношения Министерства обороны и оборонной промышленности, ритмичнее стало финансирование.

ЦКБ «Титан» является ведущим предприятием по разработке и производству вооружения для Сухопутных войск, ВМФ, войск ПВО. Сегодня мы всецело ощущаем свою востребованность. Так, в нынешнем году объём нашей продукции, производимой для Вооружённых Сил России в рамках гособоронзаказа, увеличился в разы. Хорошие перспективы намечаются на будущее, ведь продолжается интенсивное перевооружение армии и флота на новые образцы вооружения и военной техники. Очень важным является принятое решение по военной приёмке. Мы, руководители предприятий ОПК, рассчитываем на его скорейшую реализацию.

В то же время есть и требующие решения вопросы. Например, до сих пор сохраняется порядок ценообразования «20+1», не устраивающий предприятия оборонно-промышленного комплекса и делающий их продукцию низкорентабельной. Пока также не удалось до конца отладить схему сервисного обслуживания промышленностью поставленной в войска гарантийной техники. Очевидно, что необходимо вернуть прежний статус испытательным полигонам и космодромам. Эти наболевшие для нас вопросы ждут первостепенного решения. Убеждён, что такому энергичному и авторитетному руководителю, как генерал армии Шойгу, членам его команды единомышленников в конечном итоге удастся их снять с повестки дня. И в этом, как и во всех других значимых для укрепления обороноспособности нашей страны делах, я и все мои коллеги желаем нынешнему руководству военного ведомства успехов.

Игорь ЕВДОКИМОВ, исполнительный директор центра судостроения «Дальзавод»:

- Сохранив судоремонт как основное направление деятельности завод наращивает объёмы производства. Особенно это стало заметно за последний год. Мы достигли максимального взаимопонимания с Министерством обороны. Портфель заказов военного судоремонта заполнен на 100 процентов, постановка кораблей на плановый ремонт расписана на многие месяцы вперёд.

Предприятие выполняет комплексный ремонт любой сложности при проведении докования судов всех типов. Незамерзающая акватория и док длиной 246 метров позволяют производить круглогодичное докование судов водоизмещением до 36.000 тонн с выполнением всех видов работ.

В цехах «Дальзавода» проведён плановый ремонт гвардейского ракетного крейсера «Варяг», БПК «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов», судна измерительного комплекса «Маршал Крылов» и целого ряда других кораблей. Всего в прошлом году сервисное обслуживание и доковый ремонт прошли 150 кораблей и судов Тихоокеанского флота. После этого корабли успешно решили боевые задачи, совершили несколько длительных морских походов, в том числе в Аденский залив.

Уже в этом году после проведённых ремонтных работ корабли Тихоокеанского флота блестяще справились с поставленными задачами в ходе крупномасштабных учений.

В целом в нынешнем году сервисное обслуживание и доковый ремонт пройдут 173 корабля и судна ТОФ. На четырёх кораблях 1-2 ранга будет осуществлён ремонт с модернизацией. При этом возрастают требования к срокам и качеству выполнения государственного оборонного заказа. Учитывая эти обстоятельства, мы стремимся более требовательно подходить к выполнению обязательств нашими поставщиками.

Сегодня объём производства вырос в два раза. Сейчас у нас есть уверенность в том, что будущий год принесёт двойное увеличение и составит 11 млрд. рублей. Поэтому мы активно работаем над подготовкой специалистов, развитием коллектива.

Мы активно занимаемся ремонтом производственных помещений. Параллельно ведётся модернизация завода. Будут возведены новые корпуса, многие производства будут реконструированы, будет установлено новое оборудование. В перспективе - реконструкция сухого дока, создание центра ремонта подводных лодок типа «Варшавянка», ремонтная набережная для универсальных десантных кораблей типа «Мистраль».

Сегодня судоремонтная база ТОФ набирает силу. Думаю, при государственной поддержке и взаимодействии с Министерством обороны мы сумеем превратить центр судоремонта «Дальзавод» в мощное современное высокотехнологичное предприятие.
Первоисточник:
http://redstar.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти