Огонь по своим в Ираке

Огонь по своим в Ираке

В этом году исполнилось десять лет с начала американской агрессии в Ираке. Вторжение проходило довольно неорганизованно. Убедительнее всего об этом говорит серьезное количество инцидентов, в ходе которых американцы подвергли бомбардировкам и ракетным ударам своих боевых товарищей и союзников.

До недавнего времени случаи «дружественного огня» (friendly fire) в любой армии считались событием из ряда вон выходящим. Однако, войны с массированным применением высокоточного оружия, которые ведет США, начиная с «Бури в пустыни», выявили главные недостатки этого самого оружия - слабые системы оповещения «свой/чужой». Это обстоятельство, вкупе с плохой подготовкой и халатностью личного состава, дало ошеломляющий результат. Сегодня «дружественный огонь» - самое обычное дело, сопровождающее любую военную авантюру Вашингтона.

Итак, март 2003 года, первые дни вторжения… Отряд морских пехотинцев, отрезанный от основной группы войск в начале битвы за населенный пункт Насирия, вот уже несколько часов сражается в кольце федаинов. Пятеро парней ранены, подбиты несколько бронетранспортеров, наконец, слышится характерное эхо – нет сомнений, бравые американские ВВС утюжат позиции противника. Это были A-10 Thunderbolt - самолеты, специально предназначенные для уничтожения наземных целей. Морпехи надеялись, что крупнокалиберные пулеметы штурмовиков пробьют им дорогу к своему лагерю. Однако пилоты приняли звездно-полосатые БТР за колонну иракских танков. «Прекратить огонь! Прекратить огонь!» - надрывался связист, в то время как другие морпехи отчаянно палили ракетницами. Но пилоты А-10 сделали еще несколько заходов, прежде чем поняли свою ошибку. В результате этой атаки погибли десять американцев.


Огонь по своим в ИракеСтоит отметить, что в Ираке американские штурмовики снискали себе весьма дурную славу, став самым настоящим символом friendly fire. Журнал Salon цитирует командира эскадрильи морских ударных вертолетов, подполковника Джима Брейдена: «Многие пилоты ВВС, с которыми я работал, кажется, просто ищут повод, чтобы нажать на спусковой крючок, нисколько не беспокоясь, где там внизу находятся товарищи по оружию. Их позиция такова: «Просто дайте нам GPS-координаты, и мы сделаем свое дело».

В апреле 2003 года американские самолеты вновь атаковали собственную пехоту. Под раздачу попали подразделения дружественной курдской армии и американского спецназа, а также находящиеся вместе с ними журналисты. Сотрудники BBC - репортер Том Джайлс и редактор Джон Симпсон получили ранения, но все-таки успели запечатлеть момент бомбардировки. «Это была сцена из ада», - говорит Симпсон, который вышел в эфир через считанные минуты после трагедии: «Я видел десять или двенадцать тел вокруг нас, то есть мертвых американцев, а в небе кружили американские самолеты – это они сбросили бомбы рядом с нами»...

Не раз от рук американцев в Ираке страдали их главные союзники. Интересно, что незадолго до вторжения английский подполковник Эндрю Ларпент призвал командование Королевских вооруженных сил, прежде чем отправляться в поход на стороне США, внедрить в британских сухопутных войсках систему защиты от… американских летчиков-истребителей. Объясняя природу проблемы, Ларпент подчеркнул: «Отсутствие внимательности и безразличность со стороны пилотов ВВС США». Профессиональные и человеческие качества союзников Ларпент испытал на собственной шкуре: в 1991 году американский A-10 принял его подразделение за иракский отряд. Девять британцев погибли, 12 получили ранения…

В 2003 году предостережения подполковника стали сбываться пугающе быстро. Уже в первый месяц боев произошли сразу несколько инцидентов, изрядно подпортивших отношения между англо-американскими союзниками.

Так, например, американская ракета Patriot сбила британский самолет Panavia Tornado, приписанный к 13-ой эскадрильи Королевских ВВС. Погибли пилот и штурман. В то же время пресловутые штурмовики A-10 Thunderbolt II разбомбили патрульную колонну, которая двигалась под флагом Великобритании. Как оказалось, во-первых, пилоты ошиблись несколькими километрами (ранее поблизости было обнаружено скопление иракских танков), во-вторых, приняли оранжевые панели идентификации на боевых машинах за… ракетные установки. В итоге погиб один английский военнослужащий, еще пятеро получили ранения.

По результатам внутреннего расследования, проведенного в Военно-воздушном штабе США, действия пилотов были признанны ошибочными. В отчете указывалось, что они стали возможными вследствие «умственной и физической перегрузки и отсутствия эффективного взаимодействия с командным центром». Авторы отчета рекомендовали административные или дисциплинарные меры в отношении пилотов. Однако, в Пентагоне решено было воздержаться от каких-либо суровых санкций.

Огонь по своим в ИракеВ конце 2010 года сайт Wikileaks обнародовал секретные данные Минобороны США, из которых следует, что британские солдаты в Ираке неоднократно подверглась подобным «случайным» нападениям со стороны американских союзников. Только официально таких инцидентов зафиксировано 11. Как правило, перестрелки происходили в темное время суток. Но случались и так, что при свете дня американские и британские транспортные средства просто не могли поделить дорогу. В этих случаях речь идет, конечно, не о минусах системы оповещения «свой/чужой», а скорее о преступном мальчишестве и позерстве...

Именно в результате подобного случая в сентябре 2003 года на дороге между Мосулом и Тикритом американцы обстреляли машину, в которой находился посол Италии Пьетро Кордоне. Дипломат не пострадал, погиб его переводчик. Американские военные не дали тогда никаких внятных объяснений. В одном из отчетов, правда, было сказано, что автомобиль был обстрелян, поскольку пытался обогнать колонну американских военных...

Еще один случай «дружественного огня» и вовсе превратился для Италии чуть ли не в национальную трагедию. Довольно широкий резонанс в марте 2005 года вызвала смерть переговорщика Николо Калипари недалеко от Багдада. Он вез в аэропорт освобожденную из рук исламистов заложницу Джулиану Сгрену, когда его машина была обстреляна стороны американского блокпоста. «Праздник превратился в траур, как только прозвучало известие, что Джулиана ранена, а ее освободитель, агент военной разведки Никола Калипари, убит «дружественным огнем» американских военных», - пишет итальянская La Repubblica.

Огонь по своим в ИракеВ общем, если смотреть на иракскую войну в контексте вышеперечисленных инцидентов, то становится очевидным, что при всей подавляющей военно-технической мощи США, «туман войны» для американской армии, напротив, только сгущается. Получается, чем более высокоточной объявляется война, тем больший процент потерь придется отнести на friendly fire. Неслучайно, что самые большие в процентном исчислении потери от «дружественного огня» американцы понесли в 1991 году во время «Бури в пустыне». Тогда, напомним, Вашингтон вообще решил обойтись без наземной операции. При этом, гибель каждого четвертого солдата армии США произошла по вине «попутавших» американских крылатых ракет или действий американских пилотов «в состоянии умственной и физической перегрузки».

За период 2003-2011 гг. Пентагон официально признает лишь 18 случаев friendly fire в Ираке, которые повлекли смерти семи и ранения 34 американских солдат. Однако на самом деле количество погибших гораздо больше, о чем свидетельствуют хотя бы материалы упомянутого выше секретного доклада Пентагона, обнародованного на сайте Wikileaks.

Кроме того, стоит учесть, что американское командование на местах обычно не спешит докладывать о случаях «дружественного огня», опасаясь «кризиса доверия» со стороны начальства. Таким образом, проблема friendly fire в американской армии чем-то напоминает проблему изнасилований в американских университетских кампусах. Там печальная статистика также всячески занижается, чтобы не подмочить репутацию высшего учебного заведения...
Первоисточник: http://ru.fbii.org/analytics/952.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 33
  1. Canep 12 ноября 2013 08:08
    Это я заметил любимая американская забава.
    По результатам внутреннего расследования, проведенного в Военно-воздушном штабе США, действия пилотов были признанны ошибочными. В отчете указывалось, что они стали возможными вследствие «умственной и физической перегрузки и отсутствия эффективного взаимодействия с командным центром».
    правильнее так: «умственной и физической недостаточности и отсутствия какого бы нибыло взаимодействия с командным центром». На РТ новость:
    В целях воспитания: полицейские в Айове застрелили подростка после звонка его отца
    Это из той же песни американцы вперед стреляют а потом думают. Ковбои.
    1. Пупырчатый 12 ноября 2013 13:11
      [quote=Canep]правильнее так: «умственной и физической недостаточности и отсутствия какого бы нибыло взаимодействия с командным центром». На РТ новость:[/quote]
      Бред несете, причем откровенный.[

      quote=Canep]Это из той же песни американцы вперед стреляют а потом думают. Ковбои.[/quote]
      Еще больший бред. Берется любой несвязанный с делом случай, и привязывается крепко, да?

      Вы статистику примерную по открытию огня по своим в разных странах мира знаете?
      1. atesterev 12 ноября 2013 18:02
        А приведите, пожалуйста. У меня есть ощущение, что любые войны без этого не обходятся...
      2. 31231 12 ноября 2013 19:14
        Мне кажется тут разница очень большая от противостоящих армий. Если сейчас в Сирии ССА не сильно отличаются от ополчения САР и самой САР, то в Ираке противоборствующие стороны различались кардинально.
  2. Каплей 12 ноября 2013 08:28
    Такие случаи были и в нашей армии.Выполняя указание Правительства мы создали систему для исключения подобных ситуаций. Прошу интересующихся прочитать мою статью в наше журнале " Задача-повысить эффективность ракетно-бомбовых ударов".
    .
    1. Orel 12 ноября 2013 08:50
      Добавлю, что их было не мало и в Южной Осетии. Достоверных данных нет, но если подумать, что по сути грузинская бронетехника и наша практически не отличались, как и авиация, то потерь от "ошибок идентификации" думаю у нас было много. Не исключено, что и большую часть наших СУ-25 наши могли позбивать с земли. Мотострелку с земли не разобрать кто над тобой летает, наш или нет СУ-25, а когда он летает это неприятно...
      1. Toporkoff 12 ноября 2013 09:26
        Добавлю, что их было не мало и в Южной Осетии. Достоверных данных нет, но если подумать, что по сути грузинская бронетехника и наша практически не отличались, как и авиация, то потерь от "ошибок идентификации" думаю у нас было много. Не исключено, что и большую часть наших СУ-25 наши могли позбивать с земли. Мотострелку с земли не разобрать кто над тобой летает, наш или нет СУ-25, а когда он летает это неприятно...

        Достоверных данных нет, но если подумать то более развитая инопланетная цивилизация могла мутировать в грузин и напасть на Россию... не исключено что большую часть наших СУ-25 могли посбивать летающие тарелки, а правительство скрывает факты...
        У Вас ведь тоже фактов нет? а было бы интереснее с фактами, а не домыслами ознакомиться...
        Toporkoff
  3. Prometey 12 ноября 2013 08:30
    В какой-то передаче смотрел интервью с американским полковником, где он рассказывал про дружественный огонь. Он сказал, что на потери огня по своим приходилось 2% всех боевых потерь в Ираке и Афганистане. И, по мнению этого американского военного, к сожалению на современной войне ни одна армия не может исключить дружественный огонь.
    А участник штурма Грозного 1995 г. В. Миронов писал, что на войне нашим первым врагом была собственная авиация (
    1. Orel 12 ноября 2013 08:46
      Согласен, "туман войны" и желание каждого командира боевой части обезопасить своих солдат делает свое дело. Предпочитают не рисковать и вызывают арт.поддержку или авиацию. Ошибок с идентификацией хватало во все времена...
  4. nik_alt 12 ноября 2013 08:32
    крупнокалиберные пулеметы штурмовиков

    У А-10 вообще-то пушка.
  5. makarov 12 ноября 2013 08:37
    «Многие пилоты ВВС, с которыми я работал, кажется, просто ищут повод, чтобы нажать на спусковой крючок, нисколько не беспокоясь, где там внизу находятся товарищи по оружию. .."

    А какая им на хрен разница? Вылет есть?- Есть! Боеприпасы потрачены? - Потрачены! Значит вылет боевой, и за него копеечку получают как за боевой.
    makarov
  6. Sterlya 12 ноября 2013 08:38
    приятно читать когда они друг друга мочат. что то они давно свои авианосцы не поджигают. пора бы уже
    1. Orel 12 ноября 2013 08:42
      Да ладно Вам, солдаты приказы выполняют, если уж кого-то стоит ненавидеть, так это тех кто их на эту бессмысленную войну отправил...
      1. влад0 12 ноября 2013 16:31
        Как-то более-менее отношусь лояльно к французам, немцам, итальянцам и другим европейцам. Но вот заносчивоть и снобизм ов..... При чем всех без исключения! Выше - только звезды! Их даже свои "братья" по НАТО не переваривают.
        влад0
  7. Orel 12 ноября 2013 08:38
    До недавнего времени случаи «дружественного огня» (friendly fire) в любой армии считались событием из ряда вон выходящим.


    Это мягко говоря не точность, если больше не сказать. С момента начала массового применения артиллерии, авиации и огнестрельного оружия случаев "дружественного огня" во всех армиях и конфликтах очень много и много потерь из-за этого. Густой "туман войны" пока не могут побороть не в одной армии мира...
    1. Su-9 12 ноября 2013 09:19
      Да, именно так. И все кто хоть как-то где-то был на войне это подтвердят. Сейчас как разлучше с этим стало хотя бы из-за более совешенных средств связи ( у кого они есть) - а буквально в 80-х было - мама, не горюй, как погано.
      Su-9
  8. Blinov_I 12 ноября 2013 09:24
    "Вторжение проходило довольно неорганизованно" Ха-ха... Меньше чем за два месяца разбили организованное сопротивление да приличной плащади в сухопутной операции - это теперь называется "неорганизованно@
    Дальше читать не буду.
    1. 0255 12 ноября 2013 21:51
      Цитата: Blinov_I
      "Вторжение проходило довольно неорганизованно" Ха-ха... Меньше чем за два месяца разбили организованное сопротивление да приличной плащади в сухопутной операции - это теперь называется "неорганизованно@
      Дальше читать не буду.

      В 2003 г. половина иракцев посдавалась на милость Бушу или дезертировала. И армия Саддама была вооружена старой техникой 1960-1970-х годов, той, которую не уничтожили во время "Бури в пустыне". Тут было невозможно не победить. Поэтому нечему восторгаться. Или вы в современные американские стрелялки переигрались?
      1. Blinov_I 13 ноября 2013 03:16
        "Или вы в современные американские стрелялки переигрались"
        Невозможно не придраться к вашей аватарке wink
        В шутеры не играю.
        Никто не говорит про возможность/невозможность победы. Операция завершилась с минимальными потерями за минимальное время. Или думаете ЮСовские штабисты логистику/планирование для фронта в 1000 километров заранее на оте...сь делали, т.к. точно знали, что ВС Ирака даже не попробует сопротивляться? Хотя это риторический вопрос. Думаю все равно каждый останется при своем мнении.
  9. Керч 12 ноября 2013 11:56
    Вроде в 1945, в Берлине, наши танкисты наносили белые полосы на башни танков для идентификации с воздуха (чтобы своя авиация не нанесла удар)
    1. GastaClaus69 12 ноября 2013 18:24
      Немцы всю войну чтобы не пострадать от своей авиации, сверху на моторное отделение стелили флаги с свастикой, мол свои. Представляете как такому зрелищу были рады пилоты ИЛ-2? smile
      GastaClaus69
  10. svskor80 12 ноября 2013 12:34
    От ошибок к сожалению никто не застрахован. И в данном случае, заявления типа "ну американцы тупые" неуместны, на любой войне думаю присутствуют такие инциденты. Можно только пытаться сократить их количество.
    1. iConst 12 ноября 2013 22:04
      Цитата: svskor80
      От ошибок к сожалению никто не застрахован. И в данном случае, заявления типа "ну американцы тупые" неуместны, на любой войне думаю присутствуют такие инциденты. Можно только пытаться сократить их количество.

      Плюсую.
      Вообще америкосы повёрнуты на всевозможных системах управления. И если у них случаются такие нестыковки, то не стоит злопыхать.
      Неизвестно как наши толстозадые штабисты в такой операции сработали-бы.

      На войсковые учения и то "заложен" процент потерь.
  11. Landwarrior 12 ноября 2013 12:48
    "Дружественный огонь, как правило, таковым не является." (с) hi
  12. operator35 12 ноября 2013 14:28
    а у нас сколько раз полупьяные м...ки по своим стреляли????? во время боя запрашиваешь дым из миномета поставить, а у тебя над головой "люстра" зажигается-это нормально?????
    operator35
    1. МАГ 12 ноября 2013 16:58
      У нас частенько "легкое" недопонимание было с армейцами. Идешь на базу а они перед нами озм поставили как в тумане их прошли так и не поняли но надо было видеть ИХ глаза когда мы из тумана выплыли) однажды спустились в ущелье пошел дождь и тропа стала не проходима пошли по другой стороне и слышим на нашей волне запрашивают на открытие огня спг и агс по нам что у нас же на прикрытие стояли как мы ломились в мертвую зону и на ходу передавали что это свои)) а при зачистке зашли с трех направлений и 2 группы приняли друг друга за чехов начали лупить нам команда им помогать потом разобрались НО заваруху эту все таки устроил душара пострелял в обе группы и ушел в лес
  13. Nayhas 12 ноября 2013 15:00
    Автор конечно люто ненавидит американцев и ради своей ненависти готов любой их просчёт раздуть в сенсацию, но любой участник боевых действий знает, что "дружественный огонь" это неизбежное зло. Его пытаются свести к минимуму, но все прекрасно понимают, что это возможно. Автору следовало бы поинтересоваться процентов потерь нашей авиации от "дружественного огня" в войне с Грузией. А про Чечню и говорить нечего, сколько там парней погибло от этого...
  14. гора 12 ноября 2013 15:01
    Очень жаль, что в современных условиях гибнут по глупости или случайности, молодые, хоть наши, хоть американец или другая любая нация. Чисто по человече, жаль.
  15. Astartes 12 ноября 2013 15:39
    Прочитал как то мысль что американцы, пытаясь приуменьшить свои потери от огня противника, ввели понятие "дружественного огня" мол типа у них такая крутая армия что враг их взять не может,а потери так случайность.
  16. Не служил 12 ноября 2013 16:29
    По сравнению с Курском этот дружественный огонь баловство ....
    На данном сайте увидел ссылку, прошёл по ней и прочитал про Курск мнение кап 1-го. Грустно это всё, очень...
    Мне про "дружественный огонь" ещё дядя рассказывал как во время ВОВ они из "катюш" по своим фигарили... и не раз.
    1. GastaClaus69 12 ноября 2013 18:44
      Войны 18-19 веков тоже были веселые.
      Когда кавалерия с саблями на-голо атакует по ошибке свою же пехоту, ну а та разумеется защищается. Во время битвы при Ватерлоо прусаки перепутали французов и англичан и открыли по ним огонь из орудий, англичане разумеется на любезность ответить любезностью).
      А вообще войны это плохо!!
      GastaClaus69
  17. qwert1707 12 ноября 2013 19:00
    Таких косяков как "дружественный огонь" в нашей армии немеренно,если бы они все фиксировались и проводились проверки,а не замалчивались и списывались,то волосы бы на одном месте встали..
    Слышал и о том,как летуны наши чудили и артиллерия,и просто солдатики...
    Да и из опыта тоже спасибо господи,что пулеметчик контрабас из разведосов под Шали косорылый оказался...а то может бы уже как 6 лет мамка яйца на пасху на кладбище носила..
    qwert1707
  18. iConst 12 ноября 2013 22:10
    Сори за офтоп: у всех этот сайт так тормозит или это только у меня?
    1. baku1999 12 ноября 2013 22:39
      ПАСТАВЬ КАСПЕРСКОГО.................
  19. iConst 12 ноября 2013 23:26
    Цитата: baku1999
    ПАСТАВЬ КАСПЕРСКОГО.................
    Ну и совет... laughing
  20. chunga-changa 13 ноября 2013 01:17
    Отличные новости, считаю надо повышать точность стрельбы американских военнослужащих.
  21. pv1005 13 ноября 2013 01:45
    Дружественный огонь это нечто иное как провал в организации взаимодействия.
  22. Zerstorer 13 ноября 2013 08:32
    Проблема идентификации свой-чужой достаточно актуальна. Насколько я знаю, у нас в Чечне и Осетии тоже были проблемы с идентификацией.
  23. kelevra 13 декабря 2013 14:00
    Американцы,часто накрывают своих же,потому что работают беспилотниками и авиацией,а корректировщики,из-за боязни подойти ближе к цели,чтоб не наложить в штаны,часто наводят с закрытых позиций,только по координатам!А математики и вычислители,из них никакие,сам видел как они работаю,поэтому не удивительно,что своих валят не по мерно!
    kelevra

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня