Трудный выбор бога справедливости. Горизонты и рифы индийского тендера по программе Project 71I

Трудный выбор бога справедливости. Горизонты и рифы индийского тендера по программе Project 71I

Индуистский бог справедливости и повелитель мировых вод Варуна предпочитает передвигаться на морском чудовище по имени Макара, в котором сочетаются черты дельфина, акулы и крокодила. Макара – местный аналог библейского Левиафана. Современной Индии для защиты национальных интересов на море тоже требуются обладающие грозной мощью макары-левиафаны, но не мифические, а вполне реальные. Речь идет о приобретении подводных лодок нового поколения.

ДИСБАЛАНС СИЛ

Сейчас в составе ВМС Индии находится 14 субмарин: атомная АПЛ Chakra проекта 971И, полученная в 2012 году в лизинг от России, 9 дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 877ЭКМ, тоже российского производства, и 4 ДЭПЛ типа 209/1500 немецкой постройки. Близится время ввода в строй первой индийской атомной подводной лодки Arihant («Истребитель врагов») с баллистическими ракетами. В 2011 году на верфи в Висакхапатнаме началось строительство второй субмарины этого типа – Aridhaman (это название тоже является синонимом слов «Истребитель врагов»). На государственной верфи Mazagon Docks в Мумбаи по проекту и при участии французской компании DCNS ведется строительство шести ДЭПЛ типа Scorpene CM-2000. Эта программа стоимостью более 4 млрд. долл. отстает от графика более чем на два года. Причин задержек немало. Тут и неготовность Mazagon Docks к подобным работам, и дефицит кадров, и срывы поставок комплектующих из Франции, а также коррупционные скандалы, которые, впрочем, удалось замять. Сейчас головную лодку этого типа обещают передать флоту в 2014 году, но не факт, что это случится.


У почти половины из 13 ДЭПЛ, числящихся в составе ВМС Индии, техническое состояние желает лучшего. Это прежде всего относится к четырем субмаринам немецкой постройки, которые фактически находятся в резерве, поскольку именно их в первую очередь должны были заменить французские ДЭПЛ типа Scorpene. Теперь принято решение модернизировать их. Другими словами, положение с подводными силами ВМС Индии хотя и нельзя назвать критическим, но и к категории блестящих его отнести нельзя. Особенно на фоне ситуации у соседей. ВМС Народно-освободительной армии Китая располагают более чем 60 субмаринами, в том числе девятью атомными стратегическими и многоцелевыми, а также вполне современными дизель-электрическими. Активно обновляет подводный флот Пакистан. В последние годы он пополнился тремя французскими субмаринами типа Agosta-90B. Последняя в серии лодка этого проекта – Hamza – оснащена вспомогательной воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), что значительно повышает ее тактические возможности. Во время плановых ремонтов такие же установки получат и первые две лодки этого проекта. Сейчас Исламабад планирует приобрести у Китая шесть подводных лодок типа Yuan, тоже с ВНЭУ, а также объявил о планах создания собственных атомоходов.

Эти обстоятельства и побудили Дели организовать тендер по проекту неатомной подводной лодки (НАПЛ) Project 71I (P-71I), то есть 71И (Индия). О тендере было известно еще три года назад, но до сих пор его условия и сам конкурс не объявлены. Хотя некоторые детали известны. На кону – без малого 12 млрд. долл. Две лодки могут быть построены на верфях страны, выигравшей тендер, а четыре – на индийских предприятиях. Все субмарины должны быть оснащены ВНЭУ и вооружены российско-индийскими сверхзвуковыми ракетами BRAHMOS, предназначенными для поражения надводных и береговых целей на дистанции до 300 км. К участию в тендере, который, как ожидается, стартует до конца этого года, будут привлечены фирмы Германии, Испании, России и Франции.

ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ УСЛОВИЙ

Задержка с объявлением тендера не в последнюю очередь вызвана тем, что мировой рынок сегодня не способен предложить Дели подлодки, в полной мере отвечающие требованиям предстоящего конкурса. Одно из условий – наличие на лодках вспомогательных или всережимных воздухонезависимых (анаэробных) установок, которые дают возможность субмаринам находиться в подводном положении до двух и более недель. Это и позволяет причислить их к неатомным подводным лодкам. Этот подкласс подлодок, по данным исследования специалистов Крыловского центра, в прибрежных акваториях по своим возможностям превосходит даже атомоходы.

Тут следует обратить внимание на то, что некоторые авторы относят к НАПЛ все дизель-электрические лодки нового поколения. Это неверно. Именно наличие анаэробных установок придает НАПЛ новое качество и отличает их от всех прочих ДЭПЛ. Можно встретить утверждения, будто энергоемкие литий-ионные аккумуляторы способны заменить ВНЭУ. Да, они дадут возможность в будущем увеличить дальность и скорость подводного хода, но все равно не смогут тягаться с ВНЭУ по продолжительности работы. Не стоит забывать также, что лодочные литий-ионные аккумуляторы существуют пока лишь как опытные образцы. Им еще требуется значительное время для испытаний на борту подлодок, освоения экипажами и т.д. Кроме того, они очень недешевы.

Существует несколько типов ВНЭУ: с электрохимическими генераторами (ЭХГ) – на Западе их чаще называют топливными элементами, двигатели Стирлинга с внешним подводом тепла, дизели замкнутого цикла, а также паротурбинные установки замкнутого цикла. Все они имеют свои плюсы и минусы, и рынок пока не определился с окончательным выбором в пользу какого-нибудь одного типа ВНЭУ.

Но вернемся к индийскому тендеру. Наиболее слабые позиции, по нашему мнению, у подводных лодок типа S-80 испанской фирмы Navantia. Хотя на первый взгляд именно эти НАПЛ должны лидировать. Субмарины созданы на базе французских подлодок типа Scorpene CM-2000, которые строились на экспорт на верфях Navantia. Однако у S-80 характеристики более впечатляющие. Их подводное водоизмещение – 2426 т, длина – 71 м, максимальная скорость подводного хода – 19 узлов. Вооружение включает торпеды и противокорабельные ракеты Harpoon, которые выстреливаются через шесть носовых торпедных аппаратов. У лодок оригинальная энергетическая установка, работающая на биоэтаноле (этиловом спирте). Водород для ВНЭУ с топливными элементами извлекается прямо на борту лодки путем риформинга водорода из этанола. Эти анаэробные установки теоретически должны увеличить время пребывания субмарин под водой до 28 суток, однако на практике, как отмечают авторитетные источники, вряд ли это время будет превышать 20 суток. Благодаря широкому внедрению средств автоматизации экипаж субмарин состоит всего из 32 человек, для которых созданы комфортные условия обитания. Зарезервированы места для восьми боевых пловцов с вооружением и соответствующим оснащением. На лодках этого типа возможна врезка отсека с пусковыми установками BRAHMOS.

Однако с S-80 случился конфуз. В мае этого года выяснилось, что при проектировании этих подлодок допущены серьезные просчеты. Во всяком случае, головная субмарина Isaac Peral оказалась на 68 т тяжелее расчетных параметров. То есть лодка может и не всплыть после погружения. На исправление ошибки, которая явилась следствием отсутствия опыта у испанских конструкторов, потребуется около двух лет. Navantia подписала соглашение с ведущей американской компанией по созданию субмарин General Dynamics Electric Boat о помощи в модернизации проекта. Ясно, что для компенсации избыточного веса Isaac Peral потребуется увеличение объема, в том числе за счет удлинения корпуса. Но за каждый наращенный метр придется заплатить 7,5 млн. евро.

Вряд ли Дели решиться приобретать субмарины, сконструированные не очень умелыми специалистами. Кроме того, есть вопросы и к ВНЭУ, которая не работала еще ни на одном «живом» корабле.

Поэтому более предпочтительными выглядят шансы НАПЛ Scorpene AM-2000 французской фирмы DCNS. От ДЭПЛ Scorpene она отличается увеличенной длиной и водоизмещением (70 м против 61,7 м и 1870 т против 1565 т) за счет врезки отсека с ВНЭУ с паровой турбиной замкнутого цикла MESMA. Впервые такая анаэробная установка была внедрена на пакистанской подводной лодке Hamza. Но судя потому, что ВМС этой страны намерены в будущем перейти на другой тип ВНЭУ (двигатели Стирлинга на лодках китайского проекта), можно утверждать, что MESMA не лучший вариант для НАПЛ Project 71I. Ведь у французской ВНЭУ невысокий КПД.

Дели вряд ли воодушевляет и более чем двухлетняя задержка с поставкой ДЭПЛ Scorpene CM-2000. Кроме того, включение в состав вооружения субмарины ракет BRAHMOS потребует существенной переработки проекта. С другой стороны, компания DCNS с 2005 года самым тесным образом сотрудничает с командованием ВМС, промышленностью, государственными и политическими кругами Индии, имеет развитые связи с самыми разными эшелонами власти. И, как ни крути, Scorpene AM-2000 – одна из модификаций Scorpene CM-2000, сборка которых уже серийно ведется на верфи Mazagon Docks. То есть наладить их строительство будет проще, чем субмарин других проектов.

Трудный выбор бога справедливости. Горизонты и рифы индийского тендера по программе Project 71IПротивокорабельная крылатая ракета комплекса Club-S

Но чаще фаворитом предстоящего тендера называют НАПЛ типа 214 немецкого судостроительного концерна ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS). Их подводное водоизмещение – 1860 т, длина – 65 м. Максимальная подводная скорость субмарин – 20 узлов, а дальность плавания достигает 12 000 миль (19 300 км), автономность – 84 суток. Экипаж состоит из 27 человек. Прототипом этих лодок с ВНЭУ на топливных элементах и с содержанием водорода в связанном виде в интерметаллидном соединении (сплаве металла с высоким содержанием водорода) являются НАПЛ типа 212А, которые состоят на вооружение ВМС ФРГ и Италии. С использованием анаэробной установки НАПЛ типа 214 на четырех узлах способны проходить под водой до 1248 миль (2311 км). Торпеды и ПКР Harpoon выстреливаются из восьми носовых торпедных аппаратов.

НАПЛ типа 214 отличаются от своих прототипов материалом корпуса. На немецких и итальянских лодках применяется немагнитная сталь, которая делает их незаметными для авиационных средств обнаружения. А вот экспортные субмарины строятся из несекретной корабельной стали марки HY-100. Отличия этим не ограничиваются. На НАПЛ типа 212А модули с топливными элементами размещаются в районе киля, что затрудняет их обслуживание в базах, поскольку лодкам требуется докование. Дабы избежать этой операции, на субмаринах типа 214 эти модули переместили в верхнюю часть корпуса за ограждением выдвижных устройств. Это упростило обслуживание, но несложная на первый взгляд рокировка обернулась неприятными последствиями.

На греческой НАПЛ Papanikolis – головной типа 214, спущенной на воду в 2004 году, – во время испытаний в надводном положении обнаружились проблемы с мореходностью. Из-за изменения метацентрической высоты она опасно раскачивалась на волне, как ванька-встанька. Порой крен достигал 46 градусов. Кроме того, на лодке перегревались топливные элементы, а мощность ВНЭУ не дотягивала до заявленной. Вызывали беспокойство также кавитация гребного винта и вибрация непроникающего в корпус перископа. ВМС Греции отказались принимать лодку. Однако немцы энергично принялись устранять недостатки. На это им потребовалось несколько лет. В частности, дабы предотвратить раскачивание, они переместили 21 т корабельного оборудования из верхней части корпуса в нижнюю. В итоге в 2010 году военно-морские силы Эллады все-таки включили в свой состав Papanikolis. Еще одна лодка этого типа по откорректированному проекту собрана на греческой верфи Hellenic Shipyards и еще две там же строятся. Имеется опцион еще на два корпуса, но из-за острого экономического кризиса, переживаемого страной, неясно, будет ли он реализован.

Проблемы возникали при вводе в строй южнокорейских лодок типа 214 (всего заказано девять единиц). Первые лодки серии оказались слишком шумными. И этот дефект TKMS пришлось исправлять.

Несмотря на перечисленные выше недостатки, на устранение которых было потрачено немало сил, времени и денег, НАПЛ типа 214 – самые массовые в своем классе. С учетом шести единиц, заказанных ВМС Турции, их парк в обозримом будущем составит 19 или 21 единицу. Очень близки к ним по тактико-техническим характеристикам две подводные лодки типа 209PN ВМС Португалии, тоже построенные TKMS. Вот почему шансы 214 в индийском тендере оцениваются высоко. Однако и у них есть как минимум два «но». Во-первых, приобретение в начале 80-х годов прошлого века у германской фирмы HDW, которая сейчас входит в состав TKMS, четырех ДЭПЛ типа 209/1500 ознаменовалось одним из крупнейших в Индии коррупционным скандалом, волны которого не утихли по сей день. Во-вторых, для вооружения НАПЛ типа 214 ракетами BRAHMOS нужно будет радикально переделать проект, фактически создать его заново. Ведь там, где должны размещаться вертикальные пусковые установки, сейчас находятся модули с ЭХГ.

Впрочем, у TKMS есть «джокер» в кармане – проект НАПЛ типа 216 водоизмещением 4000 т. Это, безусловно, инновационный проект. Энергетическая установка субмарины – дизель-электрическая со вспомогательной ВНЭУ нового поколения на электрохимических генераторах. Она позволит совершать под водой четырехнедельные непрерывные подводные плавания и на четырех узлах проходить 2400 миль. Использование литий-ионных аккумуляторных батарей даст возможность на высоких скоростях атаковывать и уходить от противника в течение достаточно длительного времени. Для ускорения зарядки аккумуляторов предусматривается использование новых дизель-электрогенераторов повышенной мощности.

Прочный корпус так же, как и в НАПЛ типа 212A, разделен на два отсека. В носовом размещается главное оружие лодки – шесть торпедных аппаратов для стрельбы торпедами и противокорабельными ракетами. Боезапас – 18 единиц оружия, которые с помощью устройства быстрого заряжания могут быть выпущены по противнику в короткий срок. За ограждением выдвижных устройств – модуль для вертикального пуска нескольких крылатых ракет типа Tomahawk, но это могут быть и ракеты BRAHMOS. Вместо них могут размещаться телеуправляемые безэкипажные подводные аппараты или снаряжение для бойцов спецназа. В кормовой части субмарины – специальное место для мини-подлодки для транспортировки коммандос к месту проведения операции. А в легком корпусе – шлюз для их выхода и приема под водой.

В легком корпусе предусмотрены также места для пусковых установок противоторпед и выстреливания ложных целей. В ограждении выдвижных устройств по соседству с мачтами оптронных перископов, антеннами связи и РЛС по желанию заказчика может разместиться выдвижная 30-мм автоматическая артиллерийская установка для стрельбы по вертолетам и легким катерам при нахождении лодки под водой. Там же – контейнер для хранения и запуска беспилотного летательного аппарата.

Особый интерес представляют гидроакустические средства. По данным журнала Naval Forces, при полной комплектации (носовая ГАС с конформной антенной, бортовые ГАС, буксируемая антенная решетка и ГАС обнаружения мин) с их помощью можно отслеживать в пассивном и активном режимах подводную обстановку одновременно в любом направлении. Субмарина будет как бы находиться в центре сферы, откуда видно, а точнее – слышно, все.
Но разрабатывается проект 216 в расчете на победу в другом тендере – австралийском по программе SEA1000 стоимостью почти в 34 млрд. долл. за 12 субмарин. Вполне вероятно, что эти лодки или упрощенную их версию немцы могут предложить и индийцам. Однако в любом случае для реализации проекта потребуется еще много времени и капиталовложений.

ШАНСЫ «АМУРА»

К сожалению, Россия пока не обладает серийными образцами анаэробных установок. Только недавно ЦКБ МТ «Рубин» завершило стендовые испытания ВНЭУ с ЭХГ. Это двигатель на топливных элементах с риформингом дизельного топлива – с выделением из него водорода, что позволяет избежать хранения взрывоопасного продукта на борту ПЛ. Данная ВНЭУ значительно экономичнее немецкого аналога. Но, увы, это пока опытный экземпляр. Такую установку планируется разместить лишь на третьей или четвертой лодке проекта 677 «Лада» – прототипа «Амура-1650» (проект 677Э), который «Рособоронэкспорт» и ЦКБ МТ «Рубин» собираются представить на индийский тендер.

К сожалению, отсутствие отработанной в реальной обстановке ВНЭУ – не единственный недостаток российской подлодки. Пока так и не удалось довести до ума всережимный главный гребной электродвигатель СЭД-1. Он никак не дотягивает до требуемой контрактной мощности. Есть претензии и к ряду других узлов и агрегатов. Вот почему ДЭПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» – головная проекта 677 – принята ВМФ РФ лишь в опытную эксплуатацию. Более того, в феврале 2012 года тогдашний главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил об отказе флота от дальнейшего приобретения лодок этого проекта. Впрочем, позже было сообщено, что субмарины этого типа все-таки будут строиться, но уже по откорректированному проекту.

«Лада» – детище и жертва полутора десятилетий деиндустриализации России. Промышленность страны просто не смогла вытянуть инновационный проект. Рваное, недостаточное финансирование, разрыв кооперационных связей, крушение целых производств и предприятий, конечно же, самым пагубным образом сказались на судьбе субмарины, на которую должны были внедрены более 130 совершенно новых продвинутых систем, агрегатов и образцов вооружения.

Индийцы, понятное дело, отслеживают ситуацию с «Ладой». Их, разумеется, не воодушевляют также сообщения о намерении России и Китая сотрудничать по созданию на базе проекта 677 НАПЛ для ВМС НОАК.

Нельзя забывать о возможном негативном влиянии на принятие решений по тендеру гибели 14 августа этого года ДЭПЛ Sindhurakshak проекта 877ЭКМ. И хотя многие высокопоставленные офицеры ВМС Индии считают, что причиной взрыва на борту этой субмарины явилось несоблюдение техники безопасности, в сознании многих индийцев, включая политических деятелей, катастрофа случилась именно на «русской» подлодке.

И все-таки у «Амура-1650» есть шансы в индийском тендере. К неоспоримым преимуществам российской лодки относится наличие оружия, полностью отвечающего условиям тендера. Ракетный комплекс Club-S, которым можно наносить одиночные и залповые удары по морским и береговым целям, уже используется на индийских подлодках проекта 877ЭКМ и хорошо зарекомендовал себя. Его можно использовать и на «Амуре». Российские конструкторы заранее предусмотрели также вооружение лодки ракетами BRAHMOS. Они размещаются в центральной части корпуса в вертикальных пусковых установках. Сейчас компания BrahMos Aerospase ведет разработку гиперзвуковой ракеты. Она предназначена для использования с морских и воздушных платформ.

Индийские конструкторы ведут разработку собственной ВНЭУ. Москва и Дели вполне могут объединить усилия в этой сфере. И не случайно в заявлении по итогам недавних московских переговоров Владимира Путина с премьер-министров Индии Манмохана Сингхом подчеркивается: «Стороны договорились о расширении сотрудничества в сфере ракетных и военно-морских технологий и систем вооружения».

Не стоить забывать также о главном предназначении российских подлодок проекта 677. Они создавались прежде всего как охотники на субмарины противника. Обладая практически нулевой шумностью, «Лада-Амур» с гидроакустическим комплексом «Лира» с большой квазиконформной антенной способна обнаруживать, а значит, и первой атаковать врага. Согласитесь, это важное качество. Сейчас «Санкт-Петербург», прибывший 17 октября на Северный флот, готовится к очередному этапу испытаний, в том числе глубоководных.

Индия очень заинтересована в приобретении в лизинг второй АПЛ проекта 971И, которая по своим тактико-техническим характеристикам превосходит любую существующую атомную подводную лодку ВМС НОАК. На втором корпусе можно предусмотреть размещение секции с пусковыми установками для BRAHMOS и включить эту опцию в общий пакет предложений по программе Project 71I.

В любом случае повелитель мировых вод Варуна должен сделать пусть трудный, но справедливый выбор. К этому обязывает его миссия.
Автор: Александр Мозговой
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. olp 16 ноября 2013 09:00
    на удивление интересная и объективная статья от НВО.
    плюс
    olp
    1. Арберес 16 ноября 2013 09:58
      В любом случае повелитель мировых вод Варуна должен сделать пусть трудный, но справедливый выбор. К этому обязывает его миссия.

      Ну что Варуна, ждем тебя! Лично мы только за!!!
  2. Torus 16 ноября 2013 10:55
    Неплохой обзор существующих в мире на сегодняшний день неатомных подлодок и их возможностей.
    Печально, конечно, что про нашу НАПЛ "Амур" всё ещё нельзя сказать, что она производится серийно.
    1. AVV 16 ноября 2013 14:06
      Все технологии надо обкатать у себя или совместно с индусами,а потом и на тендер выставлять!А то получится как всегда !!!Хотели как лучше!!!
      AVV
    2. Алексей_К 16 ноября 2013 15:22
      Серийно толь лампочки "штампуются". Изготовление любой подлодки - штучное производство. Даже подлодки одной серии, изготовленные на одной верфи, на одном стапеле, непохожи друг на друга. Очень длителен срок их изготовления. А те, которые пытаются "штамповать" - потом тонут из-за многочисленных дефектов!
  3. Комментарий был удален.
  4. karal 16 ноября 2013 11:39
    В итоге в 2010 году военно-морские силы Эллады все-таки включили в свой состав Papanikolis. Еще одна лодка этого типа по откорректированному проекту собрана на греческой верфи Hellenic Shipyards и еще две там же строятся. Имеется опцион еще на два корпуса, но из-за острого экономического кризиса, переживаемого страной, неясно, будет ли он реализован.


    Греция страна-банкрот! Германия "купила" всю экономику этой страны и АПЛ тоже будет она эксплуатировать похоже, т.к. у греков денег не хватит на её содержание. Как говорится "взялся за гуж-не говори что не дюж"!
    1. Удав КАА 16 ноября 2013 20:38
      Цитата: karal
      Германия "купила" всю экономику этой страны и АПЛ тоже будет она эксплуатировать похоже, т.к. у греков денег не хватит на её содержание.

      АПЛ? Наверное ошибка: НАПЛ (!?) Тогда -- понятно, а то получается, что ФРГ, не имея своей ПЛА, собирается забрать неизвестно откуда взявшуюся АПЛ Греции. Повнимательней, bitte!
  5. sergius60 16 ноября 2013 11:58
    Срочно, любой ценой(!), закупить лицензию на производство испанских S-80! И укомлектовать подплав Северного флота (холодно там, однако). "У лодок оригинальная энергетическая установка, работающая на биоэтаноле (этиловом спирте)." drinks Флот "пилителям" простит ВСЁ!...
    1. sub307 16 ноября 2013 13:20
      О, да! Срочно на Северный флот S-80! Кто подводник - тот поймёт.
      А, если серьёзно, хорошая статья, без дурацкого "урапатриотизма". Работать надо над ВНЭУ интенсивней, ежели рынок планируют удержать.
      1. timer 16 ноября 2013 21:45
        Поддерживаю комент.
        timer
  6. МИХАН 16 ноября 2013 13:42
    Владимира Путина с премьер-министров Индии Манмохана Сингхом подчеркивается: «Стороны договорились о расширении сотрудничества в сфере ракетных и военно-морских технологий и систем вооружения».
    Индия наш давний и надежный друг...В этом важном регионе..! Скоро нами построенный авианосец там под индийским флагом дежурить будет...И наши подлодки и корабли могут в порты Индии зайти..их примут с почетом..
    1. Удав КАА 16 ноября 2013 22:39
      Цитата: МИХАН
      Индия наш давний и надежный друг...В этом важном регионе..

      Как избавились от МИД типа Козырева, так Россия стала обзаводиться друзьями, но с оглядкой на свои интересы. Индия, бесспорно, нам ближе, но и КНР изменил свой раскосый взгляд на нас, пошел на сближение перед лицом штатовской угрозы. Так создается система противовесов. Но главное: мы в военно-техническом отношении нужны обоим гигантам, население которых превышает МЛРД человек! Ну, а если по-русски, "на троих", то штаты нервно курят в углу, покрываясь холодным потом.
      1. Александр К. 16 ноября 2013 23:50
        Неделю назад вернулся из Индии, общался по работе на разных уровнях, по теме: среди индусов много друзей России, которые у нас учились, ездили к нам по работе, служили на нашей технике, обслуживали её на базах... эти люди до сих пор лоббируют наши интересы. НО за последние годы было допущено так много косяков с переносом сроков и требованием доп.денег (не только с Викрамадитьей) с нашей стороны, что в руководстве есть определённое раздражение и желание искать других партнёров (французы, США). Второй момент это КНР. Индусы воспринимают Китай как противника, некоторые - как врага, никак иначе. Сближение России с КНР это ещё один аргумент в пользу поиска альтернатив нам. А альтернативы появляются - США ранее поддерживали Пакистан и к Индии относились холодно, теперь же всё иначе: Индия американцами рассматривается как противовес усиливающемуся Китаю, все ограничения на сотрудничество сняты и США готовы к сближению.
        Нам ни в коем случае нельзя терять индийский рынок - КНР никогда не будет столь верным другом и союзником.
  7. Evgeniy667b 16 ноября 2013 14:33
    ЦКБ "Рубин" вообще лучше помалкивать о разработках ВНЭУС, пока не будет все отработано на своих подлодках. А то растрезвонили и никакого толку. В первую очередь нужно оснащать свой флот, как это делают все нормальные страны. Германия секретные материалы и технологии держит для себя. И вот когда свой флот будет обеспечен, тогда можно поговорить и с Индией, и Вьетнамом и всеми , кому не лень
    1. Удав КАА 16 ноября 2013 22:54
      Цитата: Evgeniy667b
      И вот когда свой флот будет обеспечен, тогда можно поговорить и с Индией, и Вьетнамом и всеми , кому не лень

      Вы хоть представляете себе что значит "завоевать", или, хотя бы, "закрепиться" на рынке высокотехнологических (вооружений и военной техники) изделий? Это миллионные издержки "непроизводственного плана", расходы на пиар акции, рекламу, подарки (да-да!) и тд. Это склонение к своему товару политиков и чиновников, военных и эксплуатантов и тп.
      Ну, и потом, это валютные поступления (2012г -- более 15,5 млрд дол!), которые идут на обновление основного капитала (станки, технологии). Кстати, отдельные материалы и элементная база -- оттуда же. Так что "себячковая" политика хороша для детей в песочнице, а не для государства, позиционирующего себя как один из центров влияния.
  8. rudolff 16 ноября 2013 14:41
    Если не ошибаюсь, это не 71-й тендер, а 75-й. P-75I ( проект 75 Индия). Между уже поставленным на модернизируемые Варшавянки комплексом Клаб-С и предполагаемым на Амуры есть разница, первый предусматривает пуск ракет через торпедные аппараты, второй через вертикальные пусковые установки. Что комплекс хорошо себя зарекомендовал на индийских лодках, автор мягко говоря лукавит. Совсем наоборот. Несколько лет подряд ракеты запускаемые с лодок наотрез отказывались летать, был грандиозный скандал. Проблему все-таки решили, но осадок остался. Поэтому Клаб на новых лодках они видеть особо больше и не хотят (если только 3М14Э), сделав ставку на Брамосы. Но Брамосы на вооружении лодок пока вообще не стоят, весной только прошли испытания подводного запуска с погруженной платформы. Короче, тендер будет весьма проблемным. А если не успеем довести ВНЭУ, пролетим с тендером, как "фанера над Парижем". Над Парижем мы уже пролетали, проиграв прошлый тендер французскому Скорпену.
    1. Александр К. 16 ноября 2013 23:20
      Да, накосячили в статье - тендер на НАПЛ это проект 75(И). А проект 71(И) это перспективный индийский авианосец "Викрант" который сейчас индусы строят.
    2. Удав КАА 17 ноября 2013 00:24
      Цитата: rudolff
      А если не успеем довести ВНЭУ, пролетим с тендером, как "фанера над Парижем". Над Парижем мы уже пролетали, проиграв прошлый тендер французскому Скорпену.

      Добрый вечер,Рудольф! Пару слов по теме.
      Индусы принципиально покупают только ту технику, которая стоит на вооружении страны-продавца, у которой есть история применения (эксплуатации). Они ждали нас с "Ладой", но... "Скорпена" подходит по такому параметру, как секция РО за рубкой под "Брамосы". МусьЮ спешно заявили: любой каприз, тем более, что опыт "врезки" коффердама для боевых пловцов, либо отсека-убежища для экипажа уже имеется. Так что угроза "полетать над Парижем" весьма реальна. Французы уже зарезервировали номера для индийских ПЛ ( S50--S55), обещая ежегодно (2015--2020) поставлять по ПЛ (всего 6 ед) ВМС Индии. Ну, а покупать они будут вот эту машину:
      1. Evgeniy667b 17 ноября 2013 13:59
        Полет над Парижем уже обеспечен почти на 100%. Принципиальное отличие отечественных разработчиков от скажем американских. Там делают технику с большим ресурсом модернизации, а у нас деньги осваивают с безответственностью трески. Еще идеи нет, а уже вопрос-сколько это будет стоить. В СССР именно строили, а не "завоевывали" какие-то рынки. Маразм одним словом. Не зря у Индусов Ручонки затряслись от желания получить наши подлодки. А пришли барышники, т.н. Рыночники-тьфу одно.
  9. archi.sailor 16 ноября 2013 14:55
    О, да! Срочно на Северный флот S-80!( sub307)
    нее, второй С-80 не надо
  10. rudolff 17 ноября 2013 02:04
    Вечер добрый, Удав! Там в тексте статьи фраза есть хорошая: "Лада" - это детище и жертва полутора десятков лет деиндустриализации России. Плохо если тендер проиграем, но может так статся, что еще хуже будет, если выиграем. Если проект завалим, это будет последней каплей терпения индийцев. А завалить у нас есть все предпосылки. Рубин что-то откровенно воду мутит. История с ВНЭУ уже на саботаж похожа или деградацию ЦКБ. Не зря у прошлого главкома нервы не выдержали на этот счет.
    1. Удав КАА 17 ноября 2013 23:28
      Цитата: rudolff
      Рубин что-то откровенно воду мутит. История с ВНЭУ уже на саботаж похожа или деградацию ЦКБ.

      Рудольф, приветствую Вас! "Рубин" буксует на принципиальном вопросе, над которым также страдает амеровская наука.
      "Американские ученые намерены создать топливные ячейки, эффективность которых составит 30 процентов по сравнению с 15-17 процентами эффективности обычных дизель-генераторов.
      В настоящее время опытная технология преобразования горючего работает следующим образом: JP-8 (единое топливо ВМС) разогревается и пропускается через цепь катализаторов. Там топливо разделяется на несколько элементов, в том числе и водород, который затем для очистки проходит через ультратонкие мембраны из палладия. Требуется провести серию испытаний мембран на долговечность. По предварительной оценке, исследователям потребуется несколько лет".
      Сравни:
      Принцип работы "рубиновской" ВНЭУ заключается в получении водорода непосредственно на борту ПЛ с помощью переработки дизельного топлива. Мощности не хватает, проблема с ГЭД...
      Короче, до тех пор пока мы не построим свою ВНЭУ и не опробуем ее на ПЛ, в тендере делать нечего. Видимо нет своего Менделеева в Рубине.
  11. 1c-inform-city 17 ноября 2013 10:08
    С внеу вообще пока ничего не ясно в мире.Все лодки в третьих странах не приняты на вооружение и находятся в опытной эксплуатации.Но самое главное,мелькают сообщения ,что немцы отказываются от дальнейшего строительства лодок с внеу! И склоняются к литиевым батареям.Аргументируя это тем, что расходы на обслуживание очень высоки и сравнимы с обслуживанием атомного флота,а также очень критичны к его качеству ,что дпя третьих стран очень критично.Примером может служить взрыв нашей лодки в Индии,когда обслуживанием занимаются непонятно кто и непонятно где.
  12. 1c-inform-city 17 ноября 2013 16:01
    Прошу прощения за букву е в словосочетании внеу ,нужная что то хандрит
  13. samoletil18 17 ноября 2013 17:38
    Помимо погибшей подлодки, индусам мало приятного доставила длительная и недешевая канитель с авианосцем. Тут нашим надо бы как-то постараться очень очень для победы в тендере. И сделать при этом шедевр. Иначе, можно этот рынок потерять.
  14. lucidlook 18 ноября 2013 04:56
    Емнип, 877 более шумные, более громоздкие, менее технологичные (52 члена экипажа против 38), более акустически заметные (в т.ч. из-за размеров рубки), менее надёжные (особенно в плане аккумуляторных батарей), чем немцы. Вроде ничего не упустил. Но вооружение, да, более мощное, чем у немцев (но не у французов).

    Например, у ПЛ проекта 877 ВМС Индии после 5-ти лет работы заменили батареи на немецкие (фирмы Hagen). Китайцы так вообще придумали, как на свои 636 (копия 877) ставить MTU-шные дизеля.
    lucidlook

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня