Родиться русским слишком мало…

42
ШЛЯХТА КАК МОГИЛЬЩИК ВКЛ

Родиться русским слишком мало…

Воинской славой покрыл себя герой Куликовской битвы, сын литовского князя Кориата (Михаила) Гедиминовича — Дмитрий Боброк Волынский, воевода князя Дмитрия Донскогою Автор картины: Виктор Маторин


В 1569 году состоялась Люблинская уния, объединившая ВКЛ и Королевство Польское (КП) в конфедерацию Речь Посполитая. Новое государство обладало территорией почти в миллион квадратных километров. Ее население насчитывало около 8 млн. человек. Это было одно из самых могущественных государств средневековой Европы.

Русское царство в этот период превосходило Речь Посполитую по территории лишь за счет Сибири, но по населению (5 млн. чел) и по экономическому потенциалу существенно уступало ей. Ведь земли западных русских княжеств, ставших частью ВКЛ и Речи Посполитой, были богаче и обустроеннее земель северо-восточной Руси.

Учитывая это обстоятельство, а также то, что после смерти Ивана IV Грозного на Руси воцарилась Смута, усугубленная неурожаями нескольких лет, Речь Посполитая усилила свою экспансию. Началось с того, что польско-литовские магнаты поддержали самозванцев на русский престол, выступавших под именем Лжедмитрия.Резной герб Великого княжества Литовского
Резной герб Великого княжества Литовского


Резной герб Великого княжества Литовского


Ну, а летом 1609 года польско-литовское войско под командованием короля Сигизмунда III вторглось в пределы русского государства, мотивируя это необходимостью «установить мир и порядок». Следует иметь в виду, что поляки всегда были убеждены в своем безусловном первенстве среди славян, что якобы давало им право выступать в роли «старшего брата», готового навести порядок на землях «младших братьев».

В сентябре того же года войско коронного гетмана Льва Сапеги начало осаду Смоленска. В июне 1610-го конный корпус «крылатых гусар» гетмана Стефана Жолкевского под Клушином наголову разбил армию, посланную царем Василием Шуйским на помощь Смоленску.

Воспользовавшись этим обстоятельством, Семибоярщина свергла Шуйского и постригла его в монахи. Затем «Семь бояр» и патриарх Филарет заключили договор с королем Сигизмундом III и пригласили на престол его сына, королевича Владислава.

Дальше — больше. В ночь с 21 на 22 сентября 1610 года польско-литовские войска с согласия московских бояр вошли в Кремль. Поляки и литвины получили реальную возможность включить Русское царство в состав Речи Посполитой и создать величайшую в мире империю.

Но… Королевич Владислав не спешил принимать православие. Его отец, католик король Сигизмунд, управлял Россией от его имени. А служивые поляки и литвины, а точнее польско-литовская шляхта, засевшая в Кремле, творила такие «непотребства», что они возмутили не только москвичей, но и большинство жителей земли Русской.

В основе поведения шляхтичей лежало убеждение, что только они являются «политическим и цивилизованным народом», живущим по демократическим законам. Правда, это была демократия только для шляхетского сословия. Современник Пушкина, обрусевший шляхтич Фаддей Булгарин (урожденный Ян Тадеуш Кшиштоф Булгарин) так писал о шляхетской демократии в Речи Посполитой:

«В Польше искони веков толковали о вольности и равенстве, которыми на деле не пользовался никто, только богатые паны были совершенно независимы от всех властей, но это была не вольность, а своеволие…

Мелкая шляхта, буйная и непросвещенная, находилась всегда в полной зависимости у каждого, кто кормил и поил ее, и даже поступала в самые низкие должности у панов и богатой шляхты, и терпеливо переносила побои — с тем условием, чтобы быть битыми не на голой земле, а на ковре…

Поселяне были вообще угнетены, а в Литве и Белоруссии положение их было гораздо хуже негров…»

Русских шляхтичи считали не просто быдлом, а варварским быдлом, которое следовало «воспитывать» только «огнем и мечом». На самом деле именно «цивилизованные» вельможные шляхтичи нуждались в воспитании «огнем и мечом».

Об их поведении в Кремле свидетельствуют следующие факты. Польско-литовские шляхтичи разграбили и загадили древние церкви Кремля, невзирая на то, что там были иконы Иисуса и Богоматери, которые почитала и Римская Церковь.

Это произошло уже в начале их обоснования в Кремле. Причем эти действия не были спровоцированы вооруженным сопротивлением русских. Ну, уж когда такое началось, оккупанты не стеснялись. В марте 1611 года в ответ на начавшееся восстание москвичей шляхта без всяких колебаний сожгла пол-Москвы.

Но подлинная суть шляхетского характера проявилась позже, когда среди блокированного в Кремле польско-литовского гарнизона начался голод. Очевидцы событий описывали страшные картины. В больших чанах лежали разделанные и засоленные человеческие трупы.

Взятый в плен литовский хоружий Осип Будзила в дневнике «История Дмитрия фальшивого» писал: «…поручик Трусковский съел двоих своих сыновей, один гайдук тоже съел своего сына, один товарищ съел своего слугу; словом, отец сына, сын отца не щадил… кто кого мог, кто был здоровее другого, тот того и ел».

Напомню, что в осажденном Смоленске в 1609-1611 гг. или в блокадном Ленинграде в 1941-1942 гг. голод был не менее страшным, но до массового людоедства не дошло. Тем не менее, поляки до сих пор преподносят свое пребывание в Кремле, как великую миссию приобщения азиатской Московии к цивилизованному миру.

Говоря о Смоленске, нельзя не вспомнить, что когда 2 июня 1611 года поляки ворвались в осажденный град, то часть смолян, укрывшаяся в соборе Богородицы, совершила великий подвиг: они взорвали себя вместе с врагами. Но через год возмездие настигло и поляков.

26 октября 1612 года (по старому стилю) Второе русское ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина заставило капитулировать польско-литовский гарнизон в Кремле.

Так Речь Посполитая, обладая в начале XVII века несравненно более мощным экономическим и человеческим потенциалом, нежели Русское царство, упустила шанс стать великой державой, объединившей польские, литовские и русские земли. Но это не мешает современным польским политикам представлять виновниками всех польских бед внешние силы и, прежде всего, Россию.



В период своего расцвета ВКЛ было крупнейшим государством Европы, однако ставка на католический Запад привела его к гибели


Добавлю, что надменно-господское отношение к другим народам сохранилось у польских шляхтичей и в ХХ веке. В 1925 году известный польский публицист Адольф Невчинский на страницах газеты «Слово» заявлял, что с белорусами, восставшими против польского гнета, нужно вести разговор языком «висельниц и только висельниц… Это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии». Возникает вопрос. Сколь долго могло существовать государство, в котором главным инструментом обеспечения национального согласия являлись виселицы?

Но вернемся к средневековой Речи Посполитой. Анализируя ее устройство, неизбежно приходишь к выводу, что это государство изначально было обречено на гибель. Главная причина этого таилась в польской шляхте, ряды которой пополнили литвинские бояре.

К XVII веку знаменитая шляхетская демократия в Речи Посполитой превратилась в анархическую вольность. А принцип «liberum veto» (право свободного запрета или требование единогласия при принятии законов в Сейме) привел к фактическому параличу власти — в итоге практически ни одно решение не могло вступить в силу.

Сорвать заседание Сейма мог любой депутат, или как его называли посол. Например, в 1652-м году шляхтич-посол от Упитского повета Трокского воеводства Владислав Сицинский потребовал закрыть Сейм. Депутаты без возражений разошлись! Подобным образом завершились 53 заседания Сейма (около 40 %!) Речи Посполитой.

Свою лепту в закат Речи Посполитой внес непомерный гонор польской шляхты и ее презрение к холопам и хамам, которыми шляхтичи считали всех инородцев и еретиков-православных. Такая нетерпимость вызывала неприятие у значительной части населения ВКЛ, особенно православного, которое после Брестской унии 1596 года оказалось крайне ущемленным в правах.


ВКЛ по условиям Люблинской унии пришлось уступить три богатейших южных воеводства — Киевское, Волынское и Подольское. Картина Яна Мотейко


В итоге многие с надеждой смотрели на православную Московию, а наиболее решительные спасались бегством на юг, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Там возникло православное Запорожское казачество, которое поспособствовало закату Речи Посполитой.

Известно, что для вступления в Войско достаточно было правильно креститься и говорить по-русски, неважно на каком диалекте. Наиболее образно этот обряд описал Николай Васильевич Гоголь: «В Христа веруешь? Верую! Горилку пьешь? Пью! А ну перекрестись! Истинно христианская душа, пиши его в третий курень…»

Великое княжество Литовское, следуя в кильватере Польского Королевства, постепенно становилось его младшим партнером, теряя остатки своей государственности. ВКЛ по условиям Люблинской унии пришлось уступить полякам три крупнейших и богатейших южных воеводства — Киевское, Волынское и Подольское.

Польша сумела присвоить не только часть территории ВКЛ, но и историю пребывания этого княжества в Речи Посполитой. Во многих исторических источниках, посвященных этому государству, литовцы просто отсутствуют. Все знаковые фигуры Речи, имевшие литовское, белорусское или украинское происхождение, преподносятся как поляки. Присвоенным оказался даже девиз «От моря до моря». Между тем известно, что именно земли ВКЛ обеспечили Польше в рамках Речи Посполитой выход к Балтийскому и Черному морям.

Не вызывает сомнений, что Московская Русь для большинства православных литвинов оказалась более приемлема, так как была близка им духовно. Да, и веротерпимость в Московской Руси была несравненно выше, нежели в Речи Посполитой. Хотя и тяжела была рука московских самодержцев, но она страшила меньше, нежели ничем не обузданная гордыня и религиозно-национальная нетерпимость польско-литовской шляхты. Видимо, это и решило победу Московской Руси, а затем Российской империи в противостоянии с Речью Посполитой.

РУССКО-ЛИТОВСКИЕ И ЛИТОВСКО-РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

Уже говорилось, что возвышение ВКЛ во многом было обусловлено русскими православными мужами, в том числе и Рюриковичами, избравшими литовское княжество своей Отчизной. Так, документально подтверждено, что Великий гетман Литовский, имевший полномочия на уровне Великого князя Литовского, князь Константин Острожский (1460-1530) свою родословную вел от киевского князя Ярослава Мудрого, то есть был Рюриковичем.

Известность Острожский получил как полководец, выигравший 33 сражения, в том числе и известную битву против Московского войска под Оршей в сентябре 1514 года. В эпитафии на его смерть инок Киево-Печерского монастыря Афанасий Кальнофойский (1638 г.) называл Острожского «Русским Сципионом», хотя для России он был литвином.

Князь Острожский, как человек православный, был похоронен в главной православной святыне — Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. Его сын, киевский воевода Константин Константинович, прослыл в Речи Посполитой защитником православия и был запечатлен на памятнике «Тысячелетие России».

Приведу еще один любопытный факт. В 1512 году Великое Московское княжество решило вернуть Смоленск, попавший в 1404 году под власть ВКЛ. Поход возглавил московский князь-воевода Даниил Щеня, взявший город в июле 1514 года. Чуть позднее, в сентябре, литовский князь Константин Острожский попытался вернуть Смоленск под Литву. Но неудачно. Вот такая ирония судьбы.

К этому следует добавить рассказ об известном литовском гетмане Яне Кароле Ходкевиче (1560-1621). Тот известен своими походами на Москву во времена Смуты и польско-литовского нашествия. Его предком был православный киевский боярин Ходка (Фёдор).

Внук Ходки Григорий Александрович Ходкевич (1505-1572), будучи Великим гетманом ВКЛ, в 1568 году устроил типографию при православном монастыре в местечке Заблудово. Там продолжили свою деятельность московские первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Ну, а правнук Ходки Ян Кароль Ходкевич запомнился уже как враг России.

Известно, что русско-православные корни имели княжеские роды, представители которых в течение столетий составляли правящую элиту Речи Посполитой. Это Вишневецкие, Огинские, Сапеги, Ходкевичи, Чарторыйские и графы Тышкевичи. Со временем они приняли католичество. Шляхетские вольности и блеск дворов ясновельможных панов оказались для них привлекательнее веры дедов.

Следует признать, что процесс обмена боярами был обоюдным. Могущество Руси Московской также прирастало благодаря знати ВКЛ, избравшей Москву в качестве новой Отчизны. Пример этому в XIII веке подал литовский нальшанский князь Довмонт. У него великий князь Миндовг прилюдно забрал жену. Довмонт не стерпел обиду и присоединился к заговору князей Товтивила и Тройната, в результате которого Миндовг в 1263 году был убит.

Опасаясь мести сына Миндовга Войшелка, Довмонт с вновь обретенной женой и 300 семьями ближайшего окружения в 1265 году направился в Псков. Там он крестился и принял православное имя Тимофей.

Псковское княжество в то время было форпостом российских земель и постоянно подвергалось набегам датчан и ливонских рыцарей. Военные таланты Довманта были замечены псковичами, и через год он был избран князем Псковским. Под его руководством псковичи успешно отражали набеги непрошенных гостей. Для защиты Пскова от вражеских нападений Довмонт укрепил его новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона отмечается, что «ни один князь не был так любим псковитянами, как Довмонт. Он был очень религиозен, судил народ право, не давал в обиду слабых, помогал бедным». После смерти Русская Церковь причислила Довмонта к лику святых. Его тело погребено в Троицком соборе Пскова. Там же хранятся его меч и одежда. Довмонт Псковский увековечен на памятнике «Тысячелетие России».

Помимо Довмонта, некоторые потомки литовского князя Ольгерда Гедиминовича и его братьев Нариманта Гедиминовича и Евнута Гедиминовича избрали своим Отечеством Великое княжество Московское. Их отъезд из ВКЛ был вызван политикой князя Витовта, который ради централизации государства стремился устранить удельных князей. Помимо этого, решение об отъезде определяло и то, что православную Московскую Русь Гедиминовичи не считали чуждой. Отношение к литовским князьям в Москве было более чем радушным.

Массовый отъезд православной литовской шляхты в московские владения начался уже после Витовта. Это произошло вследствие обострения конфликта между набирающим силу католическим окружением литовских великих князей и православной литвинской знатью, права которой все более ущемлялись.

В России Гедиминовичи стали второй по знатности после Рюриковичей княжеской ветвью. Практически все они, будучи важной частью русской высшей аристократии, с XV века играли видную роль во многих событиях истории России.

Воинской славой покрыл себя сын литовского князя Кориата (Михаила) Гедиминовича Дмитрий Михайлович Боброк Волынский, воевода князя Дмитрия Донского (умер после 1389 года).

В 1379-1380 годах князь Боброк Волынский успешно воевал с Литвой. Но особо отличился в битве на Куликовом поле (1380 год). Там он командовал засадным полком и удачным выбором времени нападения решил эту кровопролитную битву в пользу русских.

Известным русским полководцем времен Ивана III и Василия III был праправнук Наримунта Гедиминовича, ранее упомянутый князь-воевода Даниил Васильевич Щеня (ориентировочно 1440-1519 гг.). В 1493 году он отбил у «литовцев» Вязьму.

Позже Щеня принимал активное участие в войне с Литвой за Черниговскую и Северскую земли (1500-1503 гг.). Тогда он нанес «литовцам» чувствительное поражение под Дорогобужем. Затем Щеня бил рыцарей Ливонского ордена. И, как уже говорилось, обеспечил присоединение к Москве Смоленского княжества. Щеня увековечен на памятнике «Тысячелетие России».

Потомком старшего внука Гедимина — Патрикея Наримантовича являлся генерал-фельдмаршал Михаил Михайлович Голицын, сподвижник Петра I, отличившийся в войне со шведами. Он также присутствует на памятнике «Тысячелетие России».

Добавлю, что Патрикей Наримунтович был родоначальником княжеско-боярских родов Патрикеевых, Хованских, Булгаковых, Щенятьевых, Куракиных, Голициных и Корецких. От других Гедиминовичей пошли роды Трубецких, Бельских, Волынских и Мстиславских.

О том, какую роль играли представители этих родов, свидетельствует история рода князей Трубецких. Они ведут свое начало от внука Гедимина, Дмитрия Ольгердовича, участника Куликовской битвы. Известно, что князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, потомок Дмитрия Ольгердовича, был одним из руководителей Первого народного ополчения (1611 г.), пытавшего выбить из Москвы польско-литовский гарнизон. Он же до избрания в 1613 году Михаила Фёдоровича был правителем Российского государства.

За свою деятельность Дмитрий Трубецкой получил титул «Спасителя Отечества» и был одним из претендентов на царский престол на Земском соборе 1613 года.

Судьбы вышеперечисленных литовско-русских и русско-литовских княжеских родов показывают, насколько тесно в истории ВКЛ и Московского княжества были переплетены судьбы русских и литвинов. В этой связи оценивать противостояние исторических личностей и, соответственно, возглавляемых ими государств в тот период, исходя лишь из этнонационального признака, как это делают литовские историки, не вполне корректно. Войны тогда велись не столько по причине национальной розни, сколько за власть и влияние.


«Родиться Русским слишком мало. Им надо быть. Им надо стать!» Игорь Северянин


Причем нередко враждующие были из одного родового гнезда. Но судьба, как нередко бывает, развела их. Напомним, что противостояние тверских и московских князей, имевших общих прародителей, было весьма длительным и отличалось особой жестокостью. Известно, что Михаил Ярославович Тверской, дважды (1305 и 1308 гг.) ходил походом на Москву, пытаясь взять ее под свою руку. Но так и не смог. В Москве тогда княжил Юрий Данилович, дальний родственник тверского князя.

Противостояние этих двух русских князей закончилось разборкой жалобы московского князя Юрия хану Узбеку в Золотой Орде. В результате тверской князь Михаил был казнен. Спустя два года, сын Михаила Тверского Дмитрий Грозные Очи обратился с жалобой на Юрия Московского и добился права убить того прямо в ханском шатре. В те далекие времена такие кровавые разборки не были редкостью.

Завершая тему ВКЛ, можно сделать следующие выводы. Русско-православный компонент в ВКЛ был определяющим, что позволяет оценивать историю этого государства, как существенную часть истории Руси и России. При всем негативе, которым нередко наделяют ВКЛ некоторые российские исследователи, оно немало сделало для того, чтобы население русских княжеств пережило лихие времена и впоследствии стало органичной частью Российской империи.

Очевидно, что отнюдь не случайно литовские князья Гедимин, Ольгерд, Кейстут и Витовт были увековечены на памятнике «Тысячелетие России», открытом 8 сентября 1862 года Александром II в Новгороде Великом. Это была дань уважения имперской Руси Великим князьям Литовским за их вклад в сохранение культуры, самобытности и самих народов западных русских княжеств.

Следует иметь в виду, что Российская империя повторила опыт ВКЛ, с «приязнью» вбирая в свои границы новые территории, новые народы и новые верования. Новая «кровь» давала новый импульс развитию России. А доброе отношение русских первопроходцев коренные народы Сибири и Америки помнят до сих пор.

Американские индейцы на Аляске и в Калифорнии до сих пор остались верны православию, носят русские имена, и бережно хранят добрую память о русских поселенцах. Те, уважая обычаи и традиции американских аборигенов, научили их многому.

Хотя следует признать, что приязнь приязнью, а московские пушки нередко стреляли, обеспечивая присоединение новых территорий. Однако имелись русские особенности этого процесса. Так, потомки сибирского хана Кучума, с которым воевал Ермак, в России стали именоваться князьями Сибирскими и были занесены в родословную «Бархатную книгу» российского дворянства. Новому Отечеству они служили с усердием. Потомки вождей американских индейцев о подобном не могли даже мечтать.

РОДИТЬСЯ РУССКИМ СЛИШКОМ МАЛО

Подводя итог рассуждениям о Руси Великой и Великом княжестве Литовском, следует сделать вывод. Для любого многонационального государства, и особенно для Российской Федерации, смерти подобно делать одну нацию титульной, остальные второстепенными, одну религию — державной, другие — второстепенными.

Сегодня, когда межнациональная и религиозная рознь выплеснулась на улицы городов ряда стран мира, попытки реанимировать в Российской Федерации историческое содержание терминов «великороссы» и «Великороссия» неизбежно приведет к нарастанию межнациональной напряженности.

При этом не следует забывать, что русские являются государствообразующей нацией, что возлагает на них особую ответственность за судьбу России. Но это не свидетельствует об их исключительности или первородстве. Просто ответственности у них больше.

В этой связи я еще раз хочу отметить важность предложенного Павлом Евдокимовым нового содержания термина «Великая Русь», как триединого русского народа, объединяющего русских, украинцев и белорусов, а точнее, объединяющий всех «русских» России, Белоруссии и Украины. Не случайно поэт Игорь Северянин в начале ХХ века писал: «Родиться Русским слишком мало. Им надо быть. Им надо стать!»

В пользу нового содержания термина «Великая Русь» свидетельствует и историческое развитие Руси / России. На ее территории за минувшие столетия произошло поистине вавилонское смешение наций, народностей. В этой связи напыщенное заявление некоторых русских, что они «великороссы» вызывает улыбку. Назову несколько известных фамилий, представители которых без колебаний могут быть отнесены к подлинным «великороссам». Но…

Это сподвижник Петра I, граф Борис Петрович Шереметев (1652-1719), поэт Гаврила Романович Державин (1743-1816), первый президент Российской академии наук Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810), прославленный адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков (1744-1817), историк и литератор Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), канцлер Александр Михайлович Горчаков (1798-1883), писатель Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883), писатель Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940). Их РУССКОСТЬ, казалось бы, не вызывает сомнений.

Однако малоизвестно то, что родоначальниками этих русских были татары-золотоордынцы. Это подтверждено документально. Например, вышеупомянутый историк Карамзин происходил из крымско-татарского рода Кара-мурзы. У писателя Тургенева предком был татарский мурза Арслан Турген, а у Булгакова — ордынский хан Булгак.

Добавлю, что русские дворяне Суворовы, Апраксины, Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы вышли из рода хана Берке, брата Батыя. К концу XX века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни.

Татарских предков имели российские ученые Менделеев, Мечников, Павлов, Тимирязев, исследователи Севера Челюскин и Чириков, композиторы Скрябин и Танеев. Кем их считать? История дала однозначный ответ на этот вопрос. Они — великие РУССКИЕ и всегда осознавали себя русскими, при этом зная и гордясь своей родословной.

Великими русскими стали и выходцы из других народов. Всем нам известен великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он замечателен не только своими литературными произведениями, но и огромным вкладом в формирование современного русского языка. Между тем, прадедом Александра Сергеевича был «арап Петра Великого», эфиоп Абрам Петрович Ганнибал.

Не менее значительный вклад внес в формирование современного русского языка Владимир Иванович Даль. Он в 1880 году издал «Толковый словарь живого великорусского языка». Этот словарь востребован до сих пор. Отцом Даля был датчанин Йохан ван Даль, матерью — француженка Мария Фрейтаг.

Предком Михаила Юрьевича Лермонтова был прославленный шотландец Лермонт, о подвигах которого Вальтер Скотт написал балладу. В советской школе всем был известен русский писатель Денис Иванович Фонвизин, автор знаменитого «Недоросля». Он происходил из ливонского рыцарского рода фон Визен (нем. von Wiesen). Но Пушкин сказал о нем, что он «из перерусских русской».

У Казанского собора в Санкт-Петербурге стоят две бронзовые фигуры — Михаила Илларионовича Кутузова и Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Один — представитель древнего русского дворянского рода, имеющего татарские корни, другой — такого же старинного шотландского рода. Оба — русские полководцы, внесшие огромный вклад в победу в Отечественной войне 1812 года.

Нельзя не вспомнить и другого русского полководца грузинского происхождения — Петра Ивановича Багратиона. Наполеон считал его лучшим русским генералом. Князь сложил голову после смертельного ранения на Бородинском поле в 1812 году, отдав жизнь за Россию.

Всем со школьной скамьи известны имена датчанина Витуса Беринга, обрусевших немцев Фаддея Беллинсгаузена и Адама фон Крузенштерна. Эти мореплаватели прославили Россию, побеждая океаны и открывая новые земли. Сегодня самый большой в мире российский парусный барк носит имя Крузенштерна.

История России свидетельствует об уникальной способности русского народа привлекать на службу иноземцев, способных существенно ускорить развитие страны. Фёдор Михайлович Достоевский назвал эту способность «всемирной отзывчивостью».


Восставшие грузины похоронены на так называемом Русском кладбище под гербом Союза ССР. Остров Тексел, Норвегия


Позволю себе привести несколько фамилий наших современников. Людей русских по духу, но этнически не вполне русских. Россияне хорошо помнят безвременно погибшего русского генерала Льва Рохлина, вся жизнь которого была ярким примером служения России. Его отец был евреем. Известен своей борьбой за чистоту российской культуры артист балета, дважды лауреат премии РФ Николай Цискаридзе. Его родители — грузины. Ну, о Елене Исинбаевой говорить не приходится. Она прославляет Россию не только своими спортивными достижениями. Для многих в мире она эталон русской женственности и нравственности. Ее отец — дагестанец, мать — русская.

Перечень русских «иноземцев», внесших и вносящих большой вклад в процветание России, можно было бы продолжить. Но он слишком обширен. Добавлю лишь, что «иноземцев» в России всегда делили на две категории. Тех, кто умел и хотел работать на благо России, и тех, о ком Лермонтов писал: «Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы».

К сожалению, в последнее время в России наблюдается засилье последних. Соответственно, наблюдается оживление русских этнических националистов, которые считают, что людей следует оценивать не столько по их делам и отношению к Отчизне, сколько по чистоте крови. Это тупиковый для России подход, и статья Павла Евдокимова «От РФ к Великой Руси» развенчивает его.

В этой связи несколько слов о себе. В Литве за защиту прав русских (русскими там считают всех русскоговорящих) мне грозит пожизненное заключение. Как утверждают литовские прокуроры, заочный суд по этому поводу состоится в следующем году. Однако, если исходить из логики некоторых русских националистов, мне в Литве надлежало занять позицию стороннего наблюдателя.

Ведь я только по матери (воронежской крестьянки) Логуновой Марии Ивановны чистокровный русский. А по линии отца — Шведа Николая Андреевича — в моих предках числятся: гречанка Варвара, запорожский козак Василий Грунтенко, полька Анна Хреновска и неизвестный швед, подаривший нашей семье фамилию.

Поэтому еще раз хочу отметить важность мысли, изложенной в статье Павла Евдокимова. Он делает акцент на том, что русскими являются «все, кто считают себя РУССКИМИ». Этот вывод имеет концептуальное значение для формирования современной российской политики в отношении «русских» в широком понимании этого слова.

В завершение не могу не изложить еще один факт. 7 мая 2008 года газета «Аргументы и факты» опубликовала статью под названием «А тогда мы все были «русскими». В ней рассказывалось, как с 5 апреля по 20 мая 1945 года на голландском островке Тексел шло восстание советских военнопленных грузинской национальности.

Этих пленных местные жители называли «русские». Знаменательно, что грузины паролем для восстания выбрали русские слова «С днем рождения!». «Русские» грузины мужественно сражались с нацистами. Но силы были неравны. Немцы бросили на остров авиацию и около пяти тысяч солдат вермахта.

Пленных они не брали. Сотню захваченных грузин они заставили рыть могилу, а потом расстреляли. Перед смертью грузины на русском языке пели «Интернационал». Уцелело лишь 228 восставших. Остальные похоронены на так называемом Русском кладбище под гербом Союза ССР. Страны, в годы войны не просто сплотившей людей многих национальностей, но поднявшей их в едином строю, как «РУССКИХ» на защиту свободы и независимости советской Родины. Известно, что Иосиф Сталин (Джугашвили) называл себя «русским человеком грузинского происхождения».

Россиянам не следует забывать замечательные традиции межнациональной дружбы, имевшей место в стране Советов. И возродить их в новых исторических реалиях — задача каждого истинного патриота России.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    12 ноября 2013 08:15
    Хорошая статья, правильная, жаль не все ее поймут правильно. recourse
    1. +4
      12 ноября 2013 08:58
      Да уж автор начал за здравие и статья даже начинала нравиться. Только, чтобы такие статьи писать, знаний надо иметь больше. Тогда не будешь как враги России называть свою страну Московией. Не знаете источников того времени как те же европейцы называли тогда нашу страну?

      А чего стоит иллюстрация из фальсифицированной карты. Ладно с комплексами 140 000 летних укров и южной границей Литвы. Но, ведь, ещё в 1480 году при "стоянии на Угре" граница с Литвой проходила по Угре и Жиздре. Это же общеизвестно. Или прочтите, какие княжества назывались верховскими, чтобы их изображение на "карте" не оскорбляло ваш интеллект. Ликбез есть тут: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/55785
      Карта нефальсифицированная: www.hist-geo.net/media/blogs/blog/BRE/Verh_kn-va_BRE.jpg

      Ну и возмутил откровенный толерастический бред про "выходца из других народов" нашего всего Пушкина. Пушкин - 600летний дворянин, его летописный предок Ратша ещё Александру Невскому служил и бил шведов. И прадед по материнской линии не делает его никаким "выходцем". Хотя бы самого Пушкина читайте ("Моя родословная") www.pushkiniada.ru/tekst/535.html
      1. Marek Rozny
        +1
        12 ноября 2013 11:29
        Цитата: Николай С.
        Ну и возмутил откровенный толерастический бред про "выходца из других народов" нашего всего Пушкина. Пушкин - 600летний дворянин, его летописный предок Ратша ещё Александру Невскому служил и бил шведов. И прадед по материнской линии не делает его никаким "выходцем". Хотя бы самого Пушкина читайте

        Пардон, а Вы сами-то читали? Пушкин выводит своего предка Ратшу из немцев. Как ни крути, а все равно получается, что он потомок "выходцев".
        1. 0
          12 ноября 2013 12:43
          Цитата: Marek Rozny
          Пушкин выводит своего предка Ратшу из немцев.

          Без ссылки такое лживое утверждение. Тема подробно раскрыта тут, Пушкины Ратшу из немцев не "выводили": Юрий Витальевич Коновалов "О ДРЕВНЕЙШИХ ПРЕДКАХ А. С. ПУШКИНА" uiro.narod.ru/rodoved4/04_05.htm
          1. Marek Rozny
            +2
            12 ноября 2013 13:15
            Цитата: Николай С.
            Без ссылки такое лживое утверждение. Тема подробно раскрыта тут, Пушкины Ратшу из немцев не "выводили"


            Пушкин А. С. "Начало автобиографии" // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1977—1979.
            Т. 8. Автобиографическая и историческая проза. История Пугачева. Записки Моро де Бразе. — 1978. — С. 55—59.

            "НАЧАЛО АВТОБИОГРАФИИ

            Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, говорит летописец, т. е. знатного, благородного), выехавшего в Россию во время княжества св. Александра Ярославича Невского...
            ...Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганибал. В крещении наименован он был Петром; но как он плакал и не хотел носить нового имени, то до самой смерти назывался Абрамом. Старший брат его приезжал в Петербург, предлагая за него выкуп. Но Петр оставил при себе своего крестника..."

            "Бархатная книга" в ХVIII веке писала:
            "Из Немец пришёл Ратша, а у Ратши сын Якун. А у Якуна сын Алекса. А у Алексы сын Гаврила Алексич. А у Гаврилы дети: Иван Морхиня..."
            1. +5
              12 ноября 2013 13:36
              Всё никак не угомонитесь. Где тут про то, Пушкин "выводил" Ратшу из немцев? По поводу всего приведенного, в т.ч. по "Бархатной книге", разжёвано по моей УЖЕ приведенной ссылке выше.

              "Пушкины [считали Ратшу]- потомком прибалтийских словен, выходцем из Пруссии[8]."

              "сведения родословия о приходе Ратши к Александру Невскому противоречат известиям летописи о том, что его правнук Гаврила Олексич служил тому же Александру Невскому, причем еще в начальный период деятельности князя. Чтобы разрешить эту хронологическую неувязку, П. Н. Петров отождествил Ратшу с боярином Ратшей, известном по летописям в 1146 г.[15], то есть, пренебрег биографическими сведениями родословца о Ратше. Анахронизм сведений о Ратше и Гавриле Алексиче - не единственное противоречие источников в отношении рассматриваемой семьи."
              1. Marek Rozny
                -2
                12 ноября 2013 17:51
                Цитата: Николай С.
                Всё никак не угомонитесь.

                Попробуй угомони.
                Цитата: Николай С.
                Где тут про то, Пушкин "выводил" Ратшу из немцев?

                Пушкин же пишет в своей же автобиографии: "Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, говорит летописец, т. е. знатного, благородного), выехавшего в Россию во время княжества св. Александра Ярославича Невского..."
                И только не надо вспоминать всяких лютичей или полабов, пытаясь доказать что "прусский выходец" якобы означал в устах Пушкина "славянский выходец".
                Цитата: Николай С.
                "Пушкины [считали Ратшу]- потомком прибалтийских словен, выходцем из Пруссии
                Вопрос - Кто именно из Пушкиных считал Ратшу потомком прибалтийских словен? Откуда придумал это товарищ Веселовский? Лично я не знаю ни одного свидетельства, где Пушкины говорили о каких-то словенах. Знаю о том, что говорили, что не из Пруссии, а из самой Германии, но про словен никогда и слова не было.
                И с каких пор пруссы - славяне (словены)? Это балты, которые позднее онемечились. Был бы Ратша славянином, то никому бы на Руси и в голову не пришло бы его называть "немцем"!
                Цитата: Николай С.
                "сведения родословия о приходе Ратши к Александру Невскому противоречат известиям летописи о том, что его правнук Гаврила Олексич служил тому же Александру Невскому, причем еще в начальный период деятельности князя. Чтобы разрешить эту хронологическую неувязку, П. Н. Петров отождествил Ратшу с боярином Ратшей, известном по летописям в 1146 г.[15], то есть, пренебрег биографическими сведениями родословца о Ратше. Анахронизм сведений о Ратше и Гавриле Алексиче - не единственное противоречие источников в отношении рассматриваемой семьи."

                А дальше свой текст читали? Там автор говорит, что информация о том, что Гаврила Алексич является потомком Ратши, неверна в корне. Потомком Ратши был другой Гаврила - Гаврила Кыянинович. И в заключении автор говорит, что Александр Сергеевич Пушкин был прав, когда сказал, что его предок Ратша был современником Александра Невского.
                Автор неправ только в том, что назвал пруссов - славянами. Это БАЛТЫ, они родня современным латышам и литовцам, которые славянами не являются, ессно.
                Еще раз резюмирую: 1) сам Пушкин утверждал, что Ратша был пруссом; 2) Российские дворянские книги утверждали, что Ратша был "немцем"; 3) Пруссы - это не "прибалтийские славяне", а "балты".
                1. +2
                  12 ноября 2013 20:51
                  У Вас очевидные проблемы с русским языком, Вы его перевираете в угоду своей демагогии. "Из Пруссии" по-русски вовсе не означает, что человек по национальности прусс. А товарищ Веселовский не "выдумал", а написал доказательную книгу, на которую дана ссылка. Если Вы её не способны прочесть, то поумерьте апломб.

                  Цитата: Marek Rozny
                  Потомком Ратши был другой Гаврила - Гаврила Кыянинович

                  Ну зачем опять лжёте. Автор пишет: "первым достоверным предком Пушкиных можно считать только Гаврилу". Причём Ратша "из Немец" - современник Гаврилы, а не прадед как в родословии. Прадедом мог быть другой - из летописи 1146года (очевидно, не "из Немец").

                  Не утруждайте себя ответом. Я очень не люблю поправлять прямое враньё.
                2. +1
                  12 ноября 2013 23:06
                  какая ерунда, ещё 12 веков назад Пруссия была заселена славянскими народами и отдельными племенами "балтов" , археологические раскопки подтверждают это. В связи с жестокой экспансией западноевропейцев народы двигались на восток. Поэтому тысячу лет назад Пруссия - это та же Эстония 700 лет назад или сегодняшний Псков..
                3. +1
                  12 ноября 2013 23:24
                  Цитата: Marek Rozny
                  И с каких пор пруссы - славяне (словены)? Это балты, которые позднее онемечились.

                  Ну вы придумали каких-то загадочных балтов... А как вам чисто балтийские имена их правителей ? Вартислав, Ратибор, Собеслав, Витослава, Мирослава - что-то совсем не наблюдаю никаких корней родственных современным прибалтийским именам !!! А кто тогда по вашему жил в Пруссии, Полабии и в Померании до колонизации ее немцами как не западные славяне ? И даже до сих пор некоторые названия городов в восточной Германии носят славянские а не немецкие корни - например Любек, Росток, Варин, Волин и т.д.
                  Цитата для недоверчевых
                  Лужича́не, лу́жицкие се́рбы (нем. Sorben, н.-луж. Serby, в.-луж. Serbja, н.-луж. Serbski lud, в.-луж. Serbski lud), сорбы, венды, лугии — славянский этнос. Остаток неассимилированного славянского населения восточной Германии, в настоящее время проживают на территории Лужицы, исторической области, входящей в состав современной Германии. Лужица делится на Нижнюю Лужицу (Dolna Łužyca, Niederlausitz) — на севере, в федеральной земле Бранденбург, и Верхнюю Лужицу (Hornja Łužica, Oberlausitz) — на юге, в федеральной земле Саксония. Последняя сохранившаяся этническая общность славян Германии, представители которой используют славянский язык.
                  Это пожалуй последний остаток от западных славян в Германии чудом уцелевший от онемечивания...
                  1. +1
                    12 ноября 2013 23:55
                    Это в 18-м веке при Екатерине 2-й появилась историческая байка о том как благородные варяги-шведы колонизировали варваров-русов !!! И придумали это немецкие ученые при Русском дворе - потому то такая версия нравилась царям так как они сами имели сильные немецкие корни... И кстати думаю что Ломоносов как раз с этим то и боролся - но не достиг в этом больших успехов так как шел против власти !!!
                    1. +1
                      13 ноября 2013 16:13
                      Цитата: Selevc
                      Это в 18-м веке при Екатерине 2-й появилась историческая байка о том как благородные варяги-шведы колонизировали варваров-русов !!!
                      Ну как бы и руссы, сами тож на этой ниве отличились - запустили байку о том, как благородные руссы врывались в аулы и кишлаки и только, что и делали, так и строили школы, университеты и города центральноазиатам wink
      2. GastaClaus69
        +1
        12 ноября 2013 15:02
        Цитата: Николай С.
        Тогда не будешь как враги России называть свою страну Московией.

        На карте Delineatio generalis Camporum Desertorum vulgo Ukraina сделанная голландцем Вильгельмом Гондиусом в 1648г. по записям француза Гийомома де Боплана(голландцы и французы били тогда злейшими врагами России?) российские земли обозначены как Magni Ducatus Moscovie Pars.
    2. -1
      14 ноября 2013 22:38
      Соглашаюсь.Принимаю.Завтра распечатаю и сохраню.
  2. +9
    12 ноября 2013 08:19
    Никто ничего не забывает, в отличии от наших соседей близких и дальних. А те кто, желает жить бок о бок с русскими, не забывайте - в нашем монастыре свой устав! Просьба уважать, да уважаемы будете!
  3. -9
    12 ноября 2013 08:23
    Надо вопрос с язычеством поднять, пора принимать истинную веру Славян!
    1. -3
      12 ноября 2013 12:55
      Истинной верой славян было Православие - они Правь славили, а к нонешней христианской церкви восточного обряда наименование "Православная" было добавлено уже в советское время, до революции 1917 года в наименовании церкви термина "Православная" не было. На лицо типичная подмена понятий, для уничтожения в памяти народа первоначального понятия "Православие" hi
      1. GastaClaus69
        0
        12 ноября 2013 22:38
        Перун с Хорсом в негодовании!
        1. 0
          13 ноября 2013 11:48
          в Российской империи не было Русской Православной Церкви. Христианская церковь существовала под другим названием – «Российская Греко-Кафолическая церковь». Или как ее еще называли «Российская Ортодоксальная церковь греческого обряда». Христианская церковь под названием РПЦ появилась во времена правления большевиков. В начале 1945 года по указу Иосифа Сталина в Москве под руководством ответственных лиц из Госбезопасности СССР был проведен поместный собор российской церкви и выбран новый патриарх Московский и всея Руси. Следует упомянуть, что многие христианские священники, не признавшие власть большевиков, уехали из России и за ее рубежами продолжают исповедовать христианство Восточного обряда и называют свою церковь не иначе как Russian Ortodox Church или Российская ортодоксальная церковь.

          Для того чтобы окончательно отойти от хорошо созданного исторического мифа и узнать что же в действительности означало слово Православие в глубокой древности, обратимся к тем людям, которые до сих пор хранят старую веру предков.

          «Получив свое образование в советское время, эти ученые мужи либо не знают, либо тщательно стараются скрыть от простых людей, что еще в глубокой древности задолго до зарождения христианства на славянских землях существовало Православие. Оно охватывало не только основное понятие когда наши мудрые предки Правь славили, т.е. мир древних славянских богов. Глубинная суть Православия была гораздо больше и объемнее, чем это представляется сегодня. Образное значение этого слова включало в себя и понятия, когда наши предки Право славили. Вот только это было не римское право и не греческое, а наше, родное славянское. Оно включало в себя Родовое Право, основанное на древних традициях культуры, конах и устоях Рода; Общинное право, создающее взаимопонимание между различными славянскими родами, живущими совместно в одном небольшом поселении; Копное право которое регулировало взаимодействие между общинами, живущих в больших поселений, коими являлись города; Весевое право, которое определяло взаимоотношениями между общинами, живущими в разных городах и поселениях в пределах одно Веси, т.е. в пределах одной области расселения и проживания; Вечевое право, которое принималось на общем сходе всего народа и соблюдалось всеми родами славянского сообщества. Любое Право от Родового до Вечевого было устроено на основе древних Конов, культуры и устоев Рода, а также на основе заповедей древних славянских богов и наставлений предков. Это было наше, родное славянское Право. Наши мудрые предки заповедовали сохранять его, и мы его сохраняем. С древнейших времен наши предки Правь славили и мы продолжаем правь славить, и мы храним свое славянское Право и передаем его из поколения в поколение. Поэтому мы и наши предки были, есть и будем Православными.

          Перун с Хорсом, равно и другие славянские боги, не имеют повода к негодованию.
          А сам термин "Правоверие" был заменён на термин "Православие" Никоном во время церковной реформы в 17 веке, это и послужило расколом, поскольку введение этого термина старообрядцы считали потаканием "язычеству".

          вот ссылка на более подробное описание:
          http://www.revers-sun.fi/russko-slavyanskoe_rodnoverie/kak_poyavlyalis_istoriche

          skie_mifi__quotpravoslaviequot.html
  4. +4
    12 ноября 2013 08:42
    Мало родиться русским-русскии надо быть!!!
  5. Комментарий был удален.
  6. makarov
    +8
    12 ноября 2013 08:50
    Наверное следовало бы автору материала начать повествование с 1410 г. , поскольку именно тогда произошла Грюнвальдская битва, и Польша уцелела благодаря стойкости и мужеству 3-х смоленских полков, воины которых почти все полегли, но исполнили свой воинский долг.
    1. Marek Rozny
      +1
      12 ноября 2013 11:35
      В Грюнвальдской битве на стороне Польщи и литвины были, и крымские татары (конница Джалал-ад-Дина). И все себя прекрасно показали на своем участке битвы.
      Кстати, не знаю, есть ли в Польше памятник смоленцам, но памятник "татарским войнам" в честь юбилея Грюнвальдской битвы несколько лет назад поляки поставили. Открывал его лично президент Польши. Этот памятник не только коннице Джалал-Ад-Дина, но и всем остальным выходцам из Орды, которые служили в польской армии вплоть до современности. Последние польские "татарские эскадроны" погибли в боях с немцами осенью 1939 года.
      1. +8
        12 ноября 2013 12:19
        Marek Rozny
        Памятника смоленцам у поляков-нет. Заявляю ответственно. Памятники русским- это нетолерантно. И вообще все польские беды от русских- не пожелали, понимашь полонизироваться...:))) Исключение- лишь советские памятники, которые еще остались. И то регулярно оскверняются.
        1. Marek Rozny
          +3
          12 ноября 2013 18:39
          Ну, про "любовь" поляков с русскими это понятно. Но памятник "татарским войнам" не только за вклад в Грюнвальдскую битву (хотя приурочили к годовщине этого сражения), но и за все последующие войны, в которых тюркские кочевники воевали за Польшу. Поэтому там "татарин" в форме всадника 13-го Уланского Татарского полка Виленской Уланской дивизии Польской армии времен 1920-1930 годов.
          Если бы смоленцы все века воевали бы за Польшу, может им тоже памятник бы поставили.

          В отличие от шляхты, казаков и наемников, "татары" всегда оставались верными польскому королю и никогда не отступали в бою. Уважение поляков к бывшим ордынцам было настолько сильным, что их никогда не пытались обратить в католичество, дозволяя свободно исповедовать ислам.
          А вот отрывки из речи польского президента Коморовского на открытии памятника:
          "Я сам прибыл сюда по зову сердца. Искренне хотел присутствовать на открытии памятника польскому татарину для того, чтобы выразить глубокую благодарность многим поколениям польских татар, которые, преданно любя Польшу, верно служили ей на протяжении 600 лет. Хочу поблагодарить за многовековую, верную службу Речи Посполитой...
          ...Книгу их хвалебных деяний открывает Грюнвальдская битва, и об этом сегодня следует напомнить. Тогда они боролись в составе литовских войск. ...Не было такого врага Речи Посполитой, на котором не испытали бы они силы своего оружия, защищая родину. ...Без польских татар не было бы славной победы в Венской битве, за которую особо возлюбил их король Ян III Собесский, почитаемый и самими польскими татарами.
          Горячая татарская кровь проливалась во всех, начиная с Костюшковского, национальных восстаниях. Впиталась она и в фундаменты возрожденного в 1918 году польского государства, второй Речи Посполитой... Польские татары...воевали на всех фронтах Второй мировой войны: от сентябрьских битв 1939 года до Монте Кассино. Каждый побывавший на кладбище в Монте Кассино, может навестить могилы тех, кто до конца верно служил Польше. Найдет там и могилы польских мусульман, преданных до последнего солдат..."

          З.Ы. "Спесивые" поляки искренне отблагодарили тюрков за военную службу. А в России есть памятники степнякам, которые со времен Ивана Грозного верно служили Российскому государству? Ответ я знаю. Но думается, было бы неплохо и справедливо если бы такой памятник в России появился.
          1. +2
            12 ноября 2013 19:28
            Цитата: Marek Rozny
            тюркские кочевники воевали за Польшу.

            А украинцам, белорусам, литовцам они тоже поставят памятник или они не достаточно самоотвержено воевали за Польшу? Кстати "степняки", в отличии от Польши, являются государствообразующей нацией в России и памятников великим татарским деятелям много.
          2. +5
            12 ноября 2013 19:45
            А поляки поблагодарили татар за то, что помогли им Украины лишиться?

            В очередной раз убедился в том, что профессия политика сродни профессии проститутки.

            Цитата: Marek Rozny
            А в России есть памятники степнякам, которые со времен Ивана Грозного верно служили Российскому государству? Ответ я знаю.

            В России есть памятник русским? Ответ тоже знаете, или подсказать?
          3. +3
            12 ноября 2013 22:02
            Marek Rozny
            Так я что, оспариваю? Нет, все верно, татары часто действовали вместе с поляками, и пример вы хороший привели.
            Если бы поляки не уничтожали бы русские, не пытались бы сделать из низ врагов, не пытались бы уничтожить их религию, то население ранее захваченных поляками русских земель не стало бы рваться бы на свободу, а если бы поляки не пытались поработить бы и остальную Русь- то и смоляне могли бы оказаться в составе Польши, и Польша бы сохранила государственность...но увы, поляки - не могли, иначе они бы перестали быть поляками. Они сами оттолкнули от себя население захваченных русских земель.
            Потому, выбрав путь - попытка порабощения русских-поляки подписали смертный приговор всем своим амбициям...и государству заодно....:)))
        2. +2
          12 ноября 2013 23:12
          Цитата: smile
          Памятника смоленцам у поляков-нет. Заявляю ответственно. Памятники русским- это нетолерантно. И вообще все польские беды от русских- не пожелали, понимашь полонизироваться...:))) Исключение- лишь советские памятники, которые еще остались. И то регулярно оскверняются.
          Посол Республики Польши вызван в МИД РФ для объяснений по поводу беспорядков у здания посольства РФ в Варшаве.
          ИТАР - ТАСС.

          Изображение кликабельно:
          1. +1
            12 ноября 2013 23:23
            Много ли фильмов откровенно антипольской направленности снято в России?
            Перевода для плаката-постера ,думаю не нужно...

            Изображение кликабельно:
  7. 0
    12 ноября 2013 08:56
    В единстве сила. Это понимали американцы помогая выродившейся "элите" разваливать СССР. И поздно поняли простые люди, что их спихнули в пропасть.
  8. 0
    12 ноября 2013 09:06
    Фёдоров про национальный вопрос и иностранную оккупацию:
  9. Комментарий был удален.
  10. predator.3
    +3
    12 ноября 2013 10:02
    В 1379-1380 годах князь Боброк Волынский успешно воевал с Литвой. Но особо отличился в битве на Куликовом поле (1380 год). Там он командовал засадным полком и удачным выбором времени нападения решил эту кровопролитную битву в пользу русских.


    А погиб Д.М.Боброк-Волынский в 1399 г.в другом сражении против Орды - в битве на р.Ворскле , где Едигей разгромил Витовта.
  11. +3
    12 ноября 2013 10:47
    Спасибо, спасибо и ещё раз большое спасибо. Именно такие статьи поднимают во мне патриотический дух.
    Я тоже сомневаюсь в своём происхождении, но в чём я точно уверен я россиянин, я Русский.
    Можно и ответить на некоторые, вышеизложенные высказывания.
    Но я не буду этого делать, дабы не портить себе настроение.
  12. +8
    12 ноября 2013 11:04
    Всегда удивляет почему у нас так много людей, желающих доказать что русских как таковых не существует, а существует некая аморфная этническая смесь? Почему те же люди не говорят того же о немцах или итальянцах или турках, узбеках или любом другом народе? Там, если поискать, можно найти уж никак не меньше "примесей".
    Бессмысленно лезть в глубины веков и выискивать у русских людей какого-нибудь затерянного в веках, далёкого нерусского предка - татарина, варяга или даже кроманьонца. Если исходить из современной эволюционной теории происхождения человека, у всех нас были общие предки, некогда в небольшом количестве вышедшие из Африки, даже говорится о некой "митохондриальной африканской Еве" - генетической праматери всего человечества. Если исходить из Библейского предания - у всех народов предки - Адам и Ева. Так что как ни крути, если погружаться в далёкое и очень далёкое прошлое, оказывается, что все люди родственники. "Все люди братья". Но следует ли отсюда, что не сущесвует отдельных народов, со своими языками, культурами, историями, менталитетами и даже со своим внешним обликом - характерными расовыми чертами? Нет, не следует. Наличие своей культуры, языка, менталитета говорит об обособленности народа, его отличии от другого, о том, что они развивались и формировались порознь. Люди веками общались и взаимодействовали внутри своей группы, следствием чего стал единый язык и культура. А расовые особенности народа, внешне отличающие его от других народов, говорят о том, что женились и выходили замуж тоже среди своей группы, а стало быть, о гораздо большей генетической близости среди своих по сравнению с чужими. Если бы это было не так, на Земле был бы один язык и одна раса.
    1. +8
      12 ноября 2013 11:40
      Ну во первых, никто кроме некоторых оригиналов не говорит, что русских не существует как таковых. Всегда подчеркивалось, что русская нация (или национальность) образовалась путем смешивания нескольких народностей, но при этом ключевую роль играли славяне. То есть основой послужили славянские племена, но принявшие и растворившие в себе части других народов. Потому термины славянин и русский можно считать синонимами. Что касается других народов, то в частности про узбеков всегда указывается, что этот народ является смесью коренных жителей Средней Азии домонгольского периода и пришлых монгольских племен, а название их от имени монгольского князя Узбека. Такую же смесь народов представляют и турки. Под словом турки вообще долгое время (да и сейчас )подразумевали жителей Турецкого государства, а не национальность. Немцы и Итальянцы вообще то не считают сами себя одной национальностью. Принадлежащими к одной языковой группе - да, к одному государству - да, но всегда подчеркивают разницу в происхождении жителей тех или иных регионов этих стран. Так, Баварцы, до сих пор дистанцируются от пруссаков (типичные представители пруссаков - берлинцы, даже произношения у жителей Берлина более жосткое. Сравните - ихь - я по немецки; ищь - на прусском наречии), а жители Сицилии от жителей других областей Италии. В Европе, вообще , любят подчеркивать свою индивидуальность, в том числе и на национальном уровне. Так жители юга Франции считают себя потомками галлов, а севера - франков и германцев. При этом южане искренне считают северян захватчиками (типа, мы галлы, могли бы и сами создать великое государство и т.п.)
      1. Marek Rozny
        +2
        12 ноября 2013 12:14
        Цитата: эрг
        Всегда подчеркивалось, что русская нация (или национальность) образовалась путем смешивания нескольких народностей, но при этом ключевую роль играли славяне. То есть основой послужили славянские племена, но принявшие и растворившие в себе части других народов.

        Все верно. Даже у дореволюционного русского историка Ключевского в его "Истории государства Российского" упоминалось, что великоруссы состоят на 2/3 из смеси славян с финно-угорцами. Про оставшуюся треть он ничего не писал, но это и обрусевшие тюрки, и обрусевшие кавказцы, и обрусевшие немцы, и обрусевшие евреи.
        Цитата: эрг
        Что касается других народов, то в частности про узбеков всегда указывается, что этот народ является смесью коренных жителей Средней Азии домонгольского периода и пришлых монгольских племен, а название их от имени монгольского князя Узбека.

        Опять все верно. Хотя слово "монгольских" я бы взял в кавычки, поскольку в реальности это были тюркские племена. Ни одного настоящего халха-монгольского рода у узбеков, казахов, кыргызов, туркмен, татар, азербайджанцев нет.
        Но все эти нации сложились в результате смешения разноязыких народов. УЗбеки - таджики+сарты (отюреченные таджики и оседлые тюрки)+ собственно сами узбеки (тюркские кочевники). Казахи - индоиранские скифские (сакские) кочевники+тюркские кочевники (при этом есть еще рода арабского происхождения). Туркмены - тюркские кочевники+персы. Буряты - монгольские племена+тюркоязычные енисейские кыргызы.
        Цитата: эрг
        Баварцы, до сих пор дистанцируются от пруссаков
        Когда Бавария присоединилась к растущей Германской империи, курфюрст этого княжества заявил: "Wir wollen Teutsche sein, aber Bayern bleiben" ("Мы хотим стать немцами, но при этом остаться баварцами"). Причем слово "Deutsche" он ляпнул как "Teutsche". А уж сколько у них отличий в языке, кухне, одежде и культуре, что я до сих пор удивляюсь как они еще до сих пор умудряются считаться одной национальностью.
        Цитата: эрг
        Сравните - ихь - я по немецки; ищь - на прусском наречии.
        "Ихь либе дихь" (хох-дойч), "Ишь либе дишь" (баварский диалект) и "Ик либ дир" (берлинский диалект).
        1. +2
          12 ноября 2013 19:17
          Возможно про диалекты я что-то напутал. Но помню, что в школе учительница по немецкому говорила, что характерное шипящее произношение (ишь, дишь) характерно для Берлина. Возможно она была не права. Кстати в тему статьи - русский язык у меня в школе с 4-го по 7-ой класс преподавала немка по национальности - Вильям Нелли Оттовна. Прям анекдот немецкому учит русская, русскому - немка.
          1. Marek Rozny
            0
            13 ноября 2013 08:24
            Немудрено запутаться в немецких диалектах. Их очень много даже в пределах одной федеральной земли. Кроме того, немецкий язык - очень подвижный, они регулярно меняют правила орфографии. К примеру, лет 20 назад они писали Betttuch (покрывало), а теперь одну букву t убрали - Bettuch. "Ложная буква S" (эсцет) теперь допускается заменять на сдвоенную обычную "ss", умлауты можно заменять на двойное "ae", "ue" и т.д.
            Что касается берлинского диалекта, то он у них регулярно меняется. То под влиянием нижненемецких диалектов, то под влиянием верхненемецких.
            Сейчас берлинцы говорят "ik" вместо "ich". Шипящее произношение характерно обычно для южан (баварцев).
            В немецком современном языке туева хуча новых заимствований из английского. Даже больше, чем в русском. Особенно речь молодежи забита американизмами. А куда деваться, если культурное влияние США - сейчас самое сильное в мире.
        2. +1
          12 ноября 2013 19:50
          Это когда успели по–учавствовать в формировании великорусской нации ,так называемые обрусевшие кавказцы,евреи, немцы и т.д.? Считаю такое замечание неумным.Вышеперечисленные оказались на территории Российской империи в 19 веке,немцы на 50 лет раньше и что,они сразу спариваться начали с русскими? Судя по всему Вы– поляк ,тогда всё ясно.
    2. +2
      12 ноября 2013 14:41
      alebor - полностью присоединяюсь к вашим словам, очень точный комментарий.
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    12 ноября 2013 11:22
    Однобокий подход к этнической составляющей Русской Цивилизации. Автор выпятил всех русских людей, имеющих нерусские корни. И это противоречит русскому мировоззрению. Памятник "Тысячелетие России" не делит людей на русских и нерусских. А вот Швед делит, вбивает клин. Он русским так и не стал.
    1. Marek Rozny
      -1
      12 ноября 2013 11:54
      Цитата: Сергей Медведев
      Автор выпятил всех русских людей, имеющих нерусские корни.

      А куда деваться, если "выходцы" из неславянских народов просто реально составляют львиную долю великих людей русского народа? Обрусели, стали русскими.
      Автор говорит об уникальности менталитета русского народа, который позволял человеку стать русским, даже если он был потомком германцев, евреев, тюрков, кавказцев. Чтобы быть русским, не обязательно родиться в славянской русской семье. Достаточно любить Россию, народ России (что основную нацию, что этнические компоненты российского народа) и прославлять своим трудом и подвигами Россию.
      Ну, а если родился чистокровным русским, но кроме данного факта человеку больше гордиться нечем, то какой он русский? Так просто...русскоязычный трутень. Всякий гражданин России должен делать свою страну и свой народ лучше - только тогда он будет настоящим русским (хотя забывать свои этнические корни тоже не надо).
      1. +3
        12 ноября 2013 18:31
        Marek Rozny
        Можно я поправлю вашу формулировку? Вы неверно говорите о том, что ""выходцы" из неславянских народов просто реально составляют львиную долю великих людей русского народа".
        Ваши же дальнейшие слова "Обрусели, стали русскими" это ваше высказывание фактически нивелирует, действительно, обрусели.
        А в чем заключается это обрусение?
        Давайте на моем примере рассмотрим.:)))
        Вот смотрите, во мне нет ни капли русской крови (хоть я и считаю себя русским :))) ). Мой сын уже русский наполовину.
        Внук, скорее всего, будет русским уже на три четверти. Хотя моя фамилия никуда не денется. :)))
        А если он станет великим человеком (в чем я, конечно же убежден, как и каждый родитель :))) ), то что, вы его тоже будете считать выходцем из неславянского народа? А куда девать тогда "львиную долю" его русской крови? :)))
        Может справедливее будет считать его русским, часть предков которого были неславянских кровей? :)))
        Вот и те, кого вы называете львиной долей- как раз и являются русскими людьми, малая часть предков которых и была неславянами.

        Хотя, конечно, я полагаю, что заниматься вычислениями долей крови- дурь несусветная, занимается которой лишь те, кому заняться больше нечем.. :)))
      2. -1
        12 ноября 2013 19:59
        Короче, если ты просто русский парень,рабочий там или крестьянин,то ты “русскоязычный трутень“, ну это уже ни в какие ворота не лезет.За это вас,пшеков и не любят.Если когда–нибудь будет формироваться часть,для покорения Польши,я туда первый запишусь.
  15. Marek Rozny
    +2
    12 ноября 2013 11:38
    Про датчанина Даля и еврея Рохлина - я не знал. Неожиданно. Всегда думал, что они славянского происхождения.
  16. +1
    12 ноября 2013 12:06
    Хорошо быть русским , но трудно .
  17. +2
    12 ноября 2013 12:16
    Да будь ты хоть польско-татарский-еврея монгол, но если ты живешь на этой земле, если душа твоя чиста а в сердце еще есть место для доброты и веры в людей, хотя весь мир будет доказывать тебе обратное, если готов в сотый раз помочь незнакомцу отдав последнее и не услышав слов благодарности в ответ просто улыбнуться, то можешь смело считать себя РУССКИМ!
    1. ytqnhfk
      +3
      12 ноября 2013 13:21
      Русский -отношение к своей земле ,предкам, истории!В нашей истории было много людей которые до последнего своего вздоха жили этой страной и умерли за нее !
    2. +1
      12 ноября 2013 18:44
      Minsk
      Кстати, если приведенный вами в качестве примера "польско-татарский-еврея монгол" будет жить в Израиле,то будет считаться там, по-моему, нормальным евреем. :))) И ничего. В этом плане они правильно поступают.
  18. faraon
    +7
    12 ноября 2013 12:41
    Мне вспомнилось одно стихотворение на эту тему.
    Сижу на чемодане и как ракета готов
    к пуску.В России я был -еврей,а здесь
    в Израиле-новый русский.
    Это я к чему Россия на протяжении веков была многонациональным государством,так исторически сложилось и говорить у русских как об отдельном этносе неуместно,так как на протяжении веков происходило постоянное смешивание крови.Скорей всего правильней сказать население проживающее на территории России ,внесшее вклад в защиту ,культуру, образование,воспитанные на традициях русской национальной культуры называется Россиянами,Русскими,а все остальные измышления это происки врагов России,что бы расчленить разделить ,посеять рознь между разными этносами населяющими Россию ,что бы захватить и поработить.Это то что происходит в наше время.Но в грозные годы ВОВ в окопах были и татары и узбеки и грузины и армяне.Большинство ,которых погибло за Родину.И никто не делился на нации и на этносы посмотрите на братские могилы
  19. 0
    12 ноября 2013 14:54
    Особенно понравилось про грузинское восстание в конце войны. Голландия была уже освобождена, да и 5 тыс. солдат это пол полка где его взять для карательной экспедиции к тому же с авиацией. Видимо это от Латыниной Ю. Она любит такие жаренные факты
  20. VitMir
    +1
    12 ноября 2013 16:44
    Про царя Московии Василия Шуйского забыл автор написать, как гетман Жолкевский привез его в Варшаву, униженные царь и его братья были приведены как пленники к королю Сигизмунду и присягнули ему на коленях, потом умерли в заключении в Гостынинском замке.
    1. +1
      12 ноября 2013 18:59
      VitMir
      Ну, московитами нас называли наши враги,поляки, которые считали. что вся Русь- это их рабрский загон, потому название вы упомянули неверное.
      Про колени...да, поляки к тому времени насильственно полонизировали все дворянство ВКЛ - и русских и литовцев, да иногда они нас побеждали (частично- поскольку иначе нас бы просто не стало), но они никогда не смогли захватить нас полностью, а сами-то после тотальных разгромов у нас раком настоялись столько, что у них от этого комплекс жертвы образовался, хотя мы их щадили и никогда не вели себя с ними так, как они вели себя с нашими.
      К чему ваше дополнение? К тому, что они уничтожали русских, когда они были сильнее, а мы с ними миндальничали, когда обрывали им загребущие лапки, хотя могли бы их отучить от слова поляк? Как это с ними сделали это немцы?
      Так мы об этом и так знаем.
      1. VitMir
        -1
        13 ноября 2013 14:55
        Цитата: smile
        VitMir
        Ну, московитами нас называли наши враги, поляки...
        ...поляки к тому времени насильственно полонизировали все дворянство ВКЛ - и русских и литовцев

        Чушь пишете, пардон мой французский, ни своей, ни своих ближайших соседей истории не знаете...
        Особо доставляет ваше ничем не обоснованное желание приравнять Русь к Московии... Смешно читать...
        И спорить с этой в целом совершенно бредовой статьей никакого желания нет...
  21. VitMir
    0
    12 ноября 2013 16:44
    Про царя Московии Василия Шуйского (это тот, кто Юрьев день отменил, кстати) забыл автор написать, как гетман Жолкевский привез его в Варшаву, униженные царь и его братья были приведены как пленники к королю Сигизмунду и присягнули ему на коленях, потом умерли в заключении в Гостынинском замке.
  22. 0
    12 ноября 2013 19:06
    Цитата: Marek Rozny
    Даже у дореволюционного русского историка Ключевского в его "Истории государства Российского" упоминалось, что великоруссы состоят на 2/3 из смеси славян с финно-угорцами. Про оставшуюся треть он ничего не писал, но это и обрусевшие тюрки, и обрусевшие кавказцы, и обрусевшие немцы, и обрусевшие евреи

    Русские - нация не этническая, а симбиозная, появилась в результате нескольких симбиозов протославянских племён с угрофинами, балтами, разнообразными тюрками, булгарами, скифами, сарматами, гуннами, монголами, татарами и т.д. и т.п. Гумилёв считал коренным русско-татарский симбиоз. Причём слово татары он понимал так, как понимали его монголы, а у них татары означало «другие», т.е. не монголы. Эта традиция прижилась на Руси, где обобщённо татарами называли все нерусские народы юго-востока, а нерусские народы запада – немцами. Гумилёв имел для своей теории русско-татарского симбиоза очень много оснований, потому что много копал на террасах Дона и имел очень много архифактов материальной и духовной связи культур. Если бы он копал севернее, то добыл бы такое же количество фактов связи славяно-угорской. Из этих трёх основных источников и трёх составных частей (протославян, тюрок и угров) и появились русские как этнос. Об этом всегда говорили историки, этнографы, да и сам народ понимал, если в голове мясо есть. К примеру:
    Глаз узкий, нос плюский, по паспорту русский
    Наш основной за Волгой народ
    Может это и пословица. но приписывают Твардовскому
    Теперь ко всему этому добавилась наука точная – генетический анализ. Вот цитата из журнала «Власть»: «Российские учёные завершили и готовят к публикации первое масштабное исследование генофонда русского народа. Обнародование результатов может иметь непредсказуемые последствия для России и мирового порядка». Врут и нагнетают. Сенсация будет только для невежд. На самом деле цифры просто количественно подтвердят и отразят то, что давным давно сказали Ключевский и другие.
  23. +2
    12 ноября 2013 19:16
    Цитата: Marek Rozny
    Ну, про "любовь" поляков с русскими это понятно.

    Зигзаги русско-польских взаимоотношений невозможно рассматривать безотносительно особенностей польского менталитета. В смысле ментальности поляки уникальный народ, даже по меркам беспредельного европейского ханжества, лицемерия и политической проституции. Они люто ненавидят всех своих соседей, причём русские, вопреки распространённому у нас мнению, в этой ненависти далеко не на первом месте. Жить им в таком окружении очень непросто и очень опасно, поэтому для своей безопасности они традиционно уже много веков ищут спонсоров и покровителей за морем, за океаном. Под их протекцией и патронатом поляки неистово и безнаказанно пакостят всем своим соседям, вызывая в них не менее лютую неприязнь. Но жизнь то штука полосатая, полоса светлая, полоса чёрная. И вот в период чёрной полосы, когда забугорные покровители Польши очень заняты собой и своими проблемами, например северо-американской войной, соседи Польши быстренько начинают дружить против неё и дружненько чистят ей фейс. Примерно по такому, практически бытовому, сценарию во второй половине 18 века соседи Польши устроили ей 3 раздела. Но полякам всё неймётся, у них постоянно хронически чешется фейс. Так что ещё не вечер. Как только их нынешний покровитель дядя Сэм сломает где-нибудь ногу или руку, польские соседи немедленно выпишут полякам очередную таблетку от хронической чесотки фейса. И как всегда главным доктором тут выступит их старинный лекарь - Германия. И несмотря на свой уже немолодой возраст, мне почему-то кажется, что я при сём ещё успею поприсутствать.
  24. +2
    12 ноября 2013 22:20
    Русское царство в этот период превосходило Речь Посполитую по территории лишь за счет Сибири

    Чушь.
    Поход Ермака состоялся в 1582 году (по некоторым данным он еще в 1581 году воевал с ВКЛ). Так что на момент заключения унии в 1569 г. ни о какой Сибири еще речи не было.
    Уважаемый автор, учите историю.
    Кстати, герб, показанный на картинке - это новодел, весьма мало похожий.
  25. 0
    12 ноября 2013 23:46
    И ТУТ , СОБАКИ ПОРЫЛИСЬ .............
  26. jury08
    -1
    13 ноября 2013 02:51
    В ВКЛ литвинами(титульной) назывались предки нынешних белоруссов.русскими (русинами) предков украинцев,жамойты -нынешние литовцы ну а маскалями нынешних русских.Унию ВКЛ с Польшей создало исключительно спасаясь от московской интервенции-пытаясь избежать участи Великого Новгорода,Пскова,Твери-которые кстати тяготели именно к Литве!И не надо говорить что простые крестьяне в ВКЛ симпотизировали экспансии Москвы-отбивались как могли и шляхта и крестьяне и православные и католики.Ошибка Российской империи, Речи Посполитой и СССР в национальной политике была в желании перековать все этносы в один-русский или польский как в РП-что всегда приводило к распаду государства!
    1. VitMir
      -2
      13 ноября 2013 14:51
      Верно сказано, всецело плюсую...
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      14 ноября 2013 20:30
      Да какая разница нам как всякая чухня кого-то там называет.И эти ваши псевдоисторические аргументы гроша ломанного не стоят.Все равно историю делал русский народ,кого какая-то группа называет ями.И именно наши предки освоили 1,6 часть суши,в то время как ваши примеривали на себя всякие названия.Они бы сразу спартанцами назвались бы,чего мелочиться.
  27. +1
    13 ноября 2013 06:26
    Цитата: Marek Rozny
    "Спесивые" поляки искренне отблагодарили тюрков за военную службу. А в России есть памятники степнякам, которые со времен Ивана Грозного верно служили Российскому государству? Ответ я знаю. Но думается, было бы неплохо и справедливо если бы такой памятник в России появился.

    В тему: "Казахи в Отечественной войне 1812 года" http://titus.kz/?previd=31026
  28. морпех
    0
    17 ноября 2013 17:41
    морпех-бедные спесивцы- польша,украина и грузия никогда не простят РОССИИ ее величия,и своей бесдарной государственности.
  29. +1
    26 августа 2019 13:47
    По своей сути, по своему изначальному смыслу слово "руский" означает не принадлежность к национальности, а принадлежность к Рускому Духу - стремлению жить по Свету: Правде, Совести, Добру и Справедливости. Как в наших сказках отрицательные герои говорили: "Здесь - Русь, здесь Руским Духом пахнет!" Потому что Руский Дух - это Свет, который не любят силы Тьмы. Кому близок этот Дух, кто хочет жить по принципам Света, тот и может называть себя руским, независимо от национальности своих родителей, и, наоборот, тот, кто записан в паспорте, как руский, не может им считаться, если живёт, как паразит или делает зло, причиняя боль другим. Главной заповедью наших Предков было: "Свято чти своих Богов и Предков, живи по Совести в гармонии с Природой". (Изначально руский писалось с одним "с", это можно увидеть в древних источниках).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»