Энергетический фронт: схватка за Великую Восточную трубу и выход «Северного потока» на полную мощность
Премия за восток
Наверное, наиболее интересной стала публикация оценок доходности нефтяного экспорта на различных направлениях. Так, по данным представителей «Транснфети», поставки на восток оказались выгодней на 5–6 долларов c каждого барреля. Доходность рассчитывалась по так называемому нетбэку — стоимости нефти в точках продаж (порт Козьмино на востоке и Приморск/Усть-Луга/Новороссийск на западе, а также по конечным точкам трубопроводных поставок) за вычетом экспортной пошлины и расходов на доставку. Неудивительно, что в результате нефтяные компании стали фактически ломиться в нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО). Пока загрузка по-прежнему неполная, так будет и в следующем году, но это вопрос времени. Подключение новых месторождений — дело непростое, и инерция тут велика. Но не быстр и процесс расширения трубопровода. Напомним, мощность ВСТО-1 (от начальной точки до Сковородино, где появляется ответвление в Китай) — 50 млн тонн, а мощность ВСТО-2 (от Сковородино до порта Козьмино) — 30 млн тонн. Интересную таблицу (в первой строчке опечатка — вместо 37,8 должно быть 87,8) со ссылкой на данные той же «Транснефти» приводят «Ведомости».
По этому прогнозу даже в 2014 году имеющихся объёмов хватит. Но уже к 2020 году запросы поставщиков превысят имеющиеся мощности даже с учётом запланированного расширения (ВСТО-1 до 80 млн тонн). Наиболее же интересно, что предполагаемый рост поставок по ВСТО в умеренной степени связан с разработкой восточносибирских запасов, а преимущественно — с вовлечением западносибирской нефти в транспортировку на восточном направлении. По всей видимости, на западном направлении у поставщиков останутся только долгосрочные контракты с обязательствами по поставкам, а объёмы краткосрочных договоров будут перекинуты на восток. Сейчас «Транснефть» поднимает вопрос об увеличении стоимости прокачки по восточному «премиальному» направлению. Даже в этом случае экспорт на восток всё равно окажется выгоден. Дополнительные 10–20 долларов за тонну, которые хочет получить «Транснефть», — это 1,5–3 доллара за баррель. Полученные средства могут как быть потрачены на развитие самого трубопровода, так и напрямую перечислены в бюджет.
Вот, что сообщает РИА НОВОСТИ
" "Транснефть" предлагает ввести дополнительную инвестиционную и бюджетную составляющую в тарифе на прокачку нефти по ВСТО для поставок нефти на экспорт, сообщил агентству "Прайм" источник, близкий к Минэнерго.
"Компания заявляет о грядущем дефиците мощностей ВСТО и необходимости их увеличения. В связи с этим целесообразно ввести специальный дополнительный инвестиционный тариф ВСТО, который будет актуальным только при экспорте нефти, соответственно, он никак не скажется на инфляции",- сказал собеседник, добавив, что надбавка в данном случае может составить 10-12 долларов за тонну.
Другим вариантом может стать надбавка к тарифу с целью одновременного пополнения бюджета. "Когда, например, 10 долларов пойдут на расширение мощностей ВСТО и еще 10 - в федеральный бюджет с целью развития Дальнего Востока",- сказал собеседник. По его словам, такое предложение пока только было озвучено "Транснефтью", документально оно на сегодня не оформлено.
Советник президента "Транснефти" Игорь Демин подтвердил в беседе с "Праймом", что восточное направление экспорта является для нефтяников "сверхпремиальным". По данным "Транснефти", по сравнению с западным направлением премия здесь составляет, как минимум, 30 долларов за тонну, а иногда доходит даже до 50. "Нам нужно к 2020 году строить дополнительные НПС, переоборудовать действующие станции и производить другие работы суммарно на 172 миллиарда рублей. Потому что исходя из заявок нефтекомпаний, прогнозный объем прокачки в 80 миллионов тонн в год, который мы ожидали в 2030 году, становится реальным уже в 2020",- подчеркнул Демин.
Альтернативным вариантом выхода из данной ситуации, по его словам, может быть разделение объемов между нефтекомпаниями и заключение межправсоглашений. Однако "Транснефть" склоняется к варианту увеличения мощностей нефтепровода.
Кроме того, как сообщил источник, в ходе обсуждения высказывались предложения лишить месторождения Восточной Сибири льгот, против чего выступила "Транснефть". Компания считает, что в данном случае месторождения перестанут развиваться, и будет разворот грузопотоков."
Еврорегулирование энергетики: кажется, есть намёки на здравый смысл
«Газпром» наращивает экспорт газа в ЕС. В октябре поставки выросли на 17% по сравнению с октябрём прошлого года. Для сравнения, за первое полугодие поставки выросли на 9,6%. То есть усиленно увеличивать импорт ЕС стал именно в последние месяцы, а до этого пытался выбить максимальные поблажки.
Вот что пишет по этому поводу РБК
"Газпром в октябре 2013г. нарастил экспорт в Европу почти на 17% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года - до 13,48 млрд куб. м, сообщил журналистам глава концерна Алексей Миллер. Он напомнил, что "на фоне стабильного роста потребности Европы в газе Газпром активно ведет строительство "Южного потока".
"На днях мы приступили к его сооружению на территории Болгарии, до конца года начнем строительство в Сербии. "Южный поток" актуален как никогда", - сказал А.Миллер.
Ранее в Газпроме отмечали, что поставки газа концерном в дальнее зарубежье за 9 месяцев 2013г. выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,5% - до 119,4 млрд куб. м. В I полугодии 2013г. было поставлено 79,5 млрд куб. м (+9,6% к результату аналогичного периода прошлого года).
По итогам 2013г. Газпром ожидает роста экспорта в дальнее зарубежье примерно до 160 млрд куб. м против менее 140 млрд куб. м в 2012г. В 2011г. этот показатель составлял около 150 млрд куб. м.
Проект строительства газопровода "Южный поток" через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы реализуется Газпромом в целях диверсификации маршрутов экспортных поставок природного газа.
Напомним, что в 2012г. Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало доклад "Золотые правила золотого века газа", в котором отмечалось, что в будущем Россия утратит положение лидера по добыче газа и положение важнейшего поставщика газа. МЭА прогнозирует снижение доли России и стран Ближнего Востока в мировой газовой торговле с 45% в 2010г. до 35% в 2035г.
Крупными экспортерами сжиженного газа, согласно прогнозам МЭА, станут США и Канада. Вшестеро - с 20 млрд кубометров в 2010г. до 120 млрд кубометров в 2035г. - нарастит объемы газового экспорта Австралия. Резко увеличат поставки газа страны Африки.
Все это, по мнению экспертов МЭА, позволит Европе добиться снижения цен на поставляемый в регион газ. "Европа выиграет в основном от снижения цен на импортный газ, что окажет давление на контракты на поставку традиционного газа с привязкой цены к цене нефти", - отмечает главный экономист МЭА Фатих Бирол."
Надо заметить, что средняя цена для европейских потребителей в октябре составила всего 382 доллара за тысячу кубометров.
В оперативном порядке пополнить подземные хранилища (закачка в которые в этом году началась позже обычного) поможет и начало испытаний «Северного потока» под полной нагрузкой. Дело в том, что до недавнего времени работал только один отвод от сухопутного продолжения трубы по территории Германии — газопровод OPAL (мощность — 36 млрд кубометров). Поэтому «Северный поток» был недозагружен «вдвойне» — и из-за Третьего энергопакета, и из-за того, что второй отвод, газопровод NEL (20 млрд кубометров), ещё достраивался. Теперь он готов, и Евросоюз выдаёт временное разрешение на полную прокачку (с целью тестирования), одновременно решая собственные проблемы по заполнению ПХГ. Ситуация практически такая же, как в марте этого года, когда газа Европе не хватало, и — также под предлогом наладочных работ — «Северный поток» начал заполнять OPAL полностью, а не наполовину. Но главный вопрос — что будет после тестирования? Добьётся ли «Газпром» исключения OPAL и NEL из правил Третьего энергопакета? В любом случае, на фоне последних демаршей Украины — всё это очень вовремя.
Пока что Еврокомиссия опять пугает российского монополиста своим антимонопольным расследованием, но предусмотрительно решила опубликовать его результаты только весной.
Впрочем, возможно, здравый смысл там появится. Ещё одна интересная новость говорит о том, что в ЕС неожиданно начали искать не только там, где светло (то есть обвинять во всех своих проблемах «Газпром»), но и там, где потеряли (просчёты в собственной энергетической политике). На днях Гюнтер Эттингер, еврокомиссар по энергетике, заявил, что Еврокомиссия намерена провести масштабное исследование по проблеме уменьшения стоимости природного газа и электричества.
Помимо традиционных причитаний о засилье монополистов и нефтяной привязке цен, некоторые проблемы были сформулированы Эттингером достаточно точно. Еврокомиссар признал, что высокие цены связаны также и с системами субсидирования: «Мы хотим знать, какие субсидии есть у газа, атомной и возобновляемой энергетики». Нетрудно догадаться, что газ и атом сюда добавлены для политкорректности, а основная проблема — в возобновляемых источниках. Помимо объективно высокой стоимости такой энергии (даже если с учётом субсидий цены выглядят приемлемо, фактически это — перераспределение доходов традиционной генерации в пользу альтернативной) есть ещё одна проблема. Из-за непостоянства ветряной и солнечной генерации традиционные поставщики электроэнергии должны держать наготове резервные мощности (подробно разбор этих сюжетов можно прочитать здесь). Это приводит к дополнительным затратам, соответственно, альтернативная генерация косвенно увеличивает и стоимость традиционной энергии. Кроме того, Эттингер отметил ещё один фактор роста цен — создание новой инфраструктуры. Поясним: стремясь создать конкурентную среду, Евросоюз построил часто избыточную инфраструктуру (терминалы СПГ, дополнительные газопроводы-интерконнекторы). Сейчас всё это простаивает, но эти расходы приходится учитывать в конечной стоимости энергоресурсов.
Информация