Military Review

"Ipritovaya" threat in the Crimea

0
"Ipritovaya" threat in the Crimea



History humanity is closely intertwined with the history of wars and bloody conflicts. Each side used all possible methods and, of course, new types weapons to achieve victory. The first use of chemical compounds by the Germans in the battle of the Belgian city of Ypres in April 1915 was just such an unexpected weapon. The effect was so stunning that it became clear to all: humanity had entered the era of chemical wars. Before the atomic attack on Japan in August 1945, chemical weapons were considered the deadliest weapons on earth.

Prior to the outbreak of World War II, many countries accumulated toxic substances (agents) in arsenals, increased production and conducted research to create even more deadly chemical weapons.

But with the development of technologies for the production of chemical agents, a situation has arisen when the old and sub-standard chemical weapons began to interfere with the creation of more advanced ones.

It should be noted that decisions on the disposal of hazardous substances were taken in difficult political periods for the state without taking into account the subsequent environmental risk to the population.

For example, in the tsarist army of Russia, as well as later in the Red Army, containers with toxic substances were buried in the ground to a depth of 2 arshin near the storage or production sites. The chemical troops of the Soviet Army also had orders for the disposal of chemical weapons. And, unfortunately, one such place where the burial of Soviet chemical weapons took place was the waters of the Black Sea.

In 1995, the media published N. Semyon’s materials, which claimed that in 1941, before the Germans seized the Crimea, Soviet chemical chemists removed a large number of containers with chemical weapons (mustard and lewisite) from warehouses. And all these chemical weapons were “hidden” at the bottom of the Black Sea. The military had no right to leave this terrible weapon to the enemy, and besides, the use of these chemicals was prohibited by the decisions of several international conventions, so the presence of agents in the arsenals of the Soviet troops should have remained secret.

The author of sensational materials published in the 90s, referred to the recollections of the captain of the first rank N. Rybalko, who in the period 1938-1945. Acted as the flagship chemist of the Black Sea fleet. N. Rybalko wrote: “Chemical ammunition was exported for several nights to the pier in Cossack Bay, where they loaded onto the Papaninets schooner, which with this cargo went to the point of the open sea indicated to it with a depth of at least 50 meters, where this was dumped from it cargo at sea. By June 29, this operation was safely completed. There was nothing left for the enemy. ”

There were other eyewitnesses to those events, which claimed that the tanks with poisons were thrown away in a hurry off the coast, including the waters of Sevastopol. These words are confirmed by residents of Sevastopol, who remember that in the post-war period, in the hot season, in some places near the sea, there was a smell inherent in mustard gas and lewisite. Many Sevastopol residents were aware of such points and tried to avoid swimming near dangerous territory.

Also, a number of media operate with information that during the conduct of hostilities during the war years, toxic substances were transported by sea, and quite often ships were destroyed by German aviation. For example, in 1942, not far from the Mine Wall, the Germans flooded the Georgia medical transport transporting mustard rockets.

In the post-war time, fishermen began to come across barrels of "poisons" after they had mastered trawling. Especially a lot of such “terrible” finds began to be raised in the 70-s near the Snake Island. But barrels of chemicals were found in other areas of the Black Sea. No one has kept statistics on the capture of these deadly containers. But there are suggestions that after the war, the container with the "chemistry" was flooded in the Black Sea. Of course, in Soviet times, information about this had a secret status, and after the collapse of the USSR, it is believed that the information is irretrievably lost.

In 1993, Ukraine joined the international convention on the prohibition of chemical weapons. Despite the difficult political and economic situation, in 1996, the Ukrainian government approved a program for the search and disposal of chemical weapons in the Black Sea, in the part that belongs to Ukraine. And although initially the program was planned to be completed by 2002, but the deadlines were extended several times. As of the 2013 year, it is considered that the disposal works are still ongoing. According to a survey conducted on the instructions of the Ukrainian cabinet in 2004 by Sitall, in eleven areas of the Black Sea, about 500 containers with lewisite and mustard gas were found. The head of Sitall believes that no less than 1200 of such containers with “poison” can be located near the Ukrainian Black Sea coast, and 300 of dangerous containers may be located in the waters of the Sea of ​​Azov.

It is still not known what kind of work and in what volume on the finding and destruction of chemical weapons in the framework of the program adopted by the Government of Ukraine have already been completed. The technology of neutralizing chemical weapons is quite laborious: containers are placed in a sarcophagus, which is poured with special concrete directly at the lifting point from the bottom of the sea, and then towed to a depth of at least 130 meters.

According to experts, the deadline for the destruction of the shells of containers with chemical weapons has already expired, dangerous poisons may well already fall directly into the waters of the Black and Azov Seas. Unfortunately, these warnings were heeded only by the media, and not by officials of the Ukrainian government. In one of the plots prepared by the NTV channel, it was told that during the survey of sea water near the Swallow Nest, the level of arsenic exceeded the norm a hundred times: it was in this place that 20 barrels with toxic substances were supposed to be flooded.



The authorities of the Crimea reacted to this information as to the attempt of the Russian TV channel to disrupt the holiday season on the coast of Ukraine.

At the same time, the head of the Ministry of Emergency Situations of the Crimea confirmed the fact that the containers with hazardous substances in the Black Sea area were located at a distance of 15 kilometers from the coast and at a depth of 150 meters. However, in his opinion, they do not pose a danger to holidaymakers. He was joined by some scientists who believe that the barrels of chemical agents are at a depth where the temperature is 5-9 degrees, and this circumstance contributes to the fact that the chemical substance OM polymerizes and does not dissolve in water.

Time has revealed some interesting details of the implementation by the Ukrainian authorities of a program for the disposal of chemical agents. Thus, according to information published by the Ukrainian edition of The Mirror of the Week, the program for the neutralization of chemical weapons in the Black Sea has turned into a huge "sawing" of allocated budgetary funds. The publication led to the proof of the correspondence of several departments involved in the implementation of the program. One of the documents presents the opinion of Valeriy Kukhara, academician of the Institute of Bioorganic Chemistry and Petrochemistry, who claims that only 113 containers with chemical agents were neutralized over the entire time. Most of them have not been transported to a great depth and “at present they are in working condition in the monolithic state, are silted into the soil with navigation threats to ships”. In the near future, as a result of corrosion, they will be destroyed, and, therefore, due to "an extremely strong mutagenic effect of submerged chemical warfare agents that can affect the genetic code even at minimal concentration", poisons can cause irreparable damage to the region’s ecology.



Another high-ranking official of the Ukrainian government, the head of the Chamber of Accounts, V. Symonenko, addressed the president with a letter in which he spoke about the results of a survey of chemical weapons flooding areas. V. Symonenko wrote: “In the area of ​​the settlement of Geroevskoye, which is a zone of mass recreation of the population, the arsenic content in the water sample exceeds the permissible level 3,5 times. The partially destroyed container L 2007 with chemical weapons, found in July in the area, still remains non-monolithic at the site.

The certificate prepared by P. Nebotov, Head of the Department of Defense and Security of the Ministry of Economy, was also made public. In it, he argues that, despite the long-term implementation of the program, the Crimean coast has not yet been fully examined for all chemical weapons disposal sites.

As a result of the audit, it turned out that the program was executed only on 36%, and from 50 millions of hryvnas allocated for the program, 76% of all funds were used with violation of the current legislation or ineffectively. Despite the violations found, there were no proceedings: The Court of Accounts slightly "scolded" the Ministry of Emergency Situations, stating that for the money spent on the program "it was possible to clear the Black Sea bottom from the dangerous legacy of war for a long time."



The Government of Crimea and some departments have repeatedly appealed to the leadership of the country with a request to allocate funds to continue the work on the disposal of chemical weapons, but their requests remained unanswered - the program actually turned out to be “buried”.

Against this background, the fact of V.Yanukovich’s proposal, made by him to the Syrians, on assisting in the destruction of their chemical weapons is somehow not taken very seriously and adequately.

Materials used:
http://lenta.ru/articles/2013/11/06/crimea/
http://gazeta.zn.ua/internal/zdravstvuy-oruzhie-_.html
http://abradoks.livejournal.com/1755844.html
http://rupor.od.ua/news/Odeschina-esche-odna--strashnaya-tajna-ostrova-Z-028557/
http://www.nr2.ru/crimea/467390.html
http://www.ukrrudprom.ua/digest/Bochki_i_utki.html
Author:
Photos used:
gazeta.zn.ua
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

«Ипритовая» угроза в Крыму

«Ипритовая» угроза в Крыму


История человечества тесно переплетена с историей войн и кровопролитных конфликтов. Каждая из сторон использовала все возможные способы и, конечно, новые виды оружия для достижения победы. Именно таким неожиданным оружием и стало первое применение немцами химических соединений при битве у бельгийского города Ипр в апреле 1915 года. Эффект был настолько ошеломляющим, что всем стало понятно: человечество вступило в эру химических войн. До атомного нападения на Японию в августе 1945 года химическое оружие считалось самым смертоносным оружием на земле.

До начала Второй мировой войны в арсеналах многих стран накапливались отравляющие вещества (ОВ), наращивалось производство и велись научно-исследовательские работы для создания еще более смертоносных видов химического оружия.


Но с развитием технологий производства ОВ сложилась ситуация, когда старое и некондиционное химическое оружие стало мешать созданию более совершенного.

Надо отметить, что решения о захоронении ОВ принимались в сложные политические периоды для государства без учета последующей экологической опасности для населения.

Например, в царской армии России, как и потом в Красной Армии, емкости с отравляющим веществом закапывались в землю на глубину 2 аршин недалеко от мест складирования или производства. Химические войска уже Советской Армии также имели приказ о захоронении ОВ. И, к сожалению, одним таких мест, где проходило захоронение советского химического оружия, стали воды Черного моря.

В 1995 году в СМИ были опубликованы материалы Н. Семены, который утверждал, что в 1941 году, перед захватом немцами Крыма, советскими специалистами-химиками были вывезено со складов большое количество контейнеров с химическим оружием (иприт и люизит). И все это химическое оружие было «спрятано» на дне Черного моря. Оставить это страшное оружие врагу военные не имели права, да и к тому же применение этих химических веществ было запрещено решениями нескольких международных конвенций, поэтому наличие ОВ в арсеналах советских войск должно было остаться тайной.

Автор сенсационных материалов, опубликованных в 90-е годы, ссылался на воспоминания капитана первого ранга Н. Рыбалко, который в период 1938-1945 гг. выполнял обязанности флагманского химика Черноморского флота. Н. Рыбалко писал: «Химические боеприпасы вывозились в течение нескольких ночей к пристани в Казачьей Бухте, где грузились на шхуну "Папанинец", которая с этим грузом выходила в указанную ей точку открытого моря с глубиной не менее 50 метров, где с нее сбрасывали этот груз в море. К 29 июня эта операция была благополучно закончена. Противнику не осталось ничего».

Нашлись и другие очевидцы тех событий, который утверждали, что емкости с ядами выбрасывались в спешке недалеко от берега, включая и акваторию Севастополя. Эти слова подтверждаются жителями Севастополя, которые помнят, что в послевоенное время, в жаркое время года, в некоторых местах недалеко от моря слышался запах, присущий иприту и люизиту. О таких точках многие севастопольцы были осведомлены и старались избегать купаться вблизи опасной территории.

Также ряд СМИ оперирует сведениями, что во время ведения боевых действий в годы войны отравляющие вещества перевозились морскими путями, и достаточно часто суда уничтожались немецкой авиацией. Например, в 1942 году недалеко от Минной стенки немцами был затоплен санитарный транспорт «Грузия», перевозивший снаряды с ипритом.

В послевоенное время бочки с «ядами» стали попадаться рыбакам после освоения ими тралового лова. Особенно много таких «жутких» находок стали поднимать в 70-е годы недалеко от острова Змеиный. Но бочки с химическими веществами находили и в других районах Черного моря. Никто не вел статистику вылавливания этих смертоносных контейнеров. Но есть предположения, что и после войны тара с «химией» затапливалась в Черном море. Конечно, в советское время информация об этом имела секретный статус, а после распада СССР считается, что сведения безвозвратно утеряны.

В 1993 году Украина присоединилась к международной конвенции по запрещению химического оружия. Несмотря на сложное политическое и экономическое положение, в 1996 году украинским правительством была утверждена программа поиска и обезвреживания химического оружия в акватории Черного моря, в той части, которая принадлежит Украине. И хотя изначально реализацию программы планировалось завершить к 2002 году, но сроки продлевались несколько раз. По состоянию на 2013 год считается, что работы по обезвреживанию еще продолжаются. По результатам обследования, проведенного по заданию украинского кабинета министров в 2004 году предприятием «Ситалл», в одиннадцати районах Черного моря обнаружено около 500 контейнеров с люизитом и ипритом. Руководитель «Ситалла» считает, что около украинского побережья Черного моря могут находится не менее 1200 таких контейнеров с «ядом», а 300 опасных контейнеров, возможно, находятся в водах Азовского моря.

До сих пор не известно, какие именно работы и в каком объеме по нахождению и уничтожению химического оружия в рамках принятой правительством Украины программы уже выполнены. Технология обезвреживания химического оружия достаточно трудоемка: контейнеры помещаются в саркофаг, который непосредственно на месте подъема со дна моря заливается специальным бетоном, а затем буксируется на глубину не менее 130 метров.

Как утверждали специалисты, срок разрушения оболочек контейнеров с химическим оружием уже истек, опасные яды вполне уже могут попадать непосредственно в воды Черного и Азовского морей. К сожалению, этим предостережениям вняли только СМИ, а не чиновники украинского правительства. В одном из сюжетов, подготовленных каналом НТВ, рассказывалось о том, что при обследовании морской воды вблизи Ласточкиного гнезда уровень мышьяка превысил норму в сто раз: именно в этом месте, как предполагается, было затоплено 20 бочек с отравляющими веществами.

«Ипритовая» угроза в Крыму


Власти Крыма отнеслись к этой информации как к попытке российского телеканала сорвать курортный сезон на побережье Украины.

В то же время начальник МЧС Крыма подтвердил факт нахождения контейнеров с ОВ в акватории Черного моря на расстоянии 15 километров от берега и на глубине 150 метров. Однако, по его мнению, они не представляют опасности для отдыхающих. К нему присоединились и некоторые ученые, которые считают, что бочки с ОВ находятся на глубине, где температура составляет 5-9 градусов, и именно это обстоятельство способствует тому, что химическое вещество ОВ полимеризуется и не растворяется в воде.

Время вскрыло некоторые интересные подробности реализации украинскими властями программы по захоронению ОВ. Так, по информации, обнародованной украинским изданием «Зеркало недели», программа по обезвреживанию химического оружия в акватории Черного моря обернулась грандиозным «распилом» выделенных бюджетных средств. Издание привело в доказательство переписку нескольких ведомств, задействованных в реализации программы. В одном из документов, излагается мнение академика Института биоорганической химии и нефтехимии Валерия Кухара, который утверждает, что за все время обезврежено только 113 контейнеров с ОВ. Большая часть из них так и не была транспортирована на большую глубину и «в настоящее время они в омоноличенном состоянии находятся на рабочих площадках, заиливаются в почву с навигационной угрозой для судов». В ближайшее время они в результате коррозии будут разрушены, а, следовательно, из-за «чрезвычайно сильного мутагенного действия затопленных боевых отравляющих веществ, способных влиять на генетический код даже при минимальной концентрации», яды могут нанести экологии региона непоправимый ущерб.

«Ипритовая» угроза в Крыму


Еще один высокопоставленный чиновник украинского правительства — глава счетной палаты В. Симоненко, обратился к президенту с письмом, в котором рассказал о результатах обследования районов затопления химоружия. В. Симоненко писал: «В районе населенного пункта Героевское, который является зоной массового отдыха населения, содержание мышьяка в пробе воды превышает допустимый уровень в 3,5 раза. Найденный в июле 2007 в данном районе частично разрушенный контейнер L 400 с химическим оружием до сих пор остается на месте нахождения неомоноличенным».

Обнародована и справка, подготовленная главой департамента обороны и безопасности министерства экономики П. Неботовым. В ней он утверждает, что, несмотря на длительную реализацию программы, до сих пор полностью не обследовано крымское побережье на предмет всех захоронений химического оружия.

По результатам проведения аудита выяснилось, что программа выполнена только на 36%, а из 50 миллионов гривен, выделенных на программу, 76% всех средств использованы с нарушением действующего законодательства либо неэффективно. Несмотря на выявленные нарушения, никаких разбирательств не было: Счетная палата слегка «пожурила» Министерство по чрезвычайным ситуациям, указав, что за те деньги, которые истрачены на программу «уже давно можно было очистить черноморское дно от опасного наследия войны».

«Ипритовая» угроза в Крыму


Правительство Крыма и некоторые ведомства неоднократно обращались к руководству страны с просьбой выделить средства для продолжения работ по обезвреживанию химоружия, но их просьбы остались без ответа — программа фактически оказалась «похороненной».

На фоне этой ситуации как-то не очень серьезно и адекватно воспринимается факт предложения В.Януковича, сделанного им сирийцам, по вопросу оказания помощи в уничтожении их химического оружия.

Использованы материалы:
http://lenta.ru/articles/2013/11/06/crimea/
http://gazeta.zn.ua/internal/zdravstvuy-oruzhie-_.html
http://abradoks.livejournal.com/1755844.html
http://rupor.od.ua/news/Odeschina-esche-odna--strashnaya-tajna-ostrova-Z-028557/
http://www.nr2.ru/crimea/467390.html
http://www.ukrrudprom.ua/digest/Bochki_i_utki.html
Автор: Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина

Использованы фотографии: gazeta.zn.ua

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня