Military Review

Intercontinental Tupolev Flying Boat - 504 Object

9
On October 22, 1922, one of the oldest design bureaus in Russia and the world was formed, which today is called OKB im. Tupolev. It was Andrei Nikolaevich Tupolev who created and for many years headed this design bureau, which gave the world a huge number of models, both military and civil aviation. Tupolev aircraft, such as Tu-134, 154, 204, for many years have been and continue to make up a significant part of the domestic civil fleet. And the Tu-95 and Tu-160 strategic bombers are currently one of the components of the Russian nuclear triad.


The development of Tu-16 and Tu-95 bombers is the undoubted success of the Design Bureau, which is recognized worldwide. These aircraft, created in the 50 of the last century, largely determined the parity of our country with the United States during the Cold War. Both cars turned out to be very successful and proved to be like enviable long-livers. The Tu-16 was built in a series that exceeded 1500 machines, the series consisted of several dozen modifications, some of which successfully carried their service in the country's Air Force until the beginning of the 1990-s. Tu-95 also has many modifications. Moreover, his latest modification of the strategic bomber-missile carrier Tu-95MS and the long-range anti-submarine aircraft Tu-142М3 are still in service with the Russian Air Force and have significant modernization potential.

Prospects for the emergence of the project of a flying boat project 504

The second half of the 40s of the 20th century for the Soviet aircraft industry was marked by the solution of the 2's main problems: the development and introduction into operation of new combat vehicles equipped with turbojet engines, as well as the development of a strategic bomber that was to become the carrier of a nuclear weapons. This aircraft was guaranteed to destroy objects located in Asia and Europe. In the future, the Soviet Air Force should have received an aircraft that could deliver a nuclear charge to the territory of the main enemy in the Cold War, the United States from air bases located in our country.

Moving along this rather logical path, the designers under the leadership of Tupolev at the 1 stage were able to build and pass on to tests the military Tu-80 - an experienced long-range bomber, which, in fact, became a deep modernization of the Tu-4. At the same time, the Design Bureau managed to increase the estimated range of the new machine by 25-30% compared to the original. After that, the Tupolev Design Bureau took up the project of a new intercontinental strategic bomber, which received the Tu-85 index. In 1951, even the first prototype aircraft of this project were assembled on 2, and a full-scale factory test program was carried out. The planes even planned to release a rather large series, but it never came to that. At the beginning of the 1950-ies, jet propulsion systems began to become more and more common, and they became familiar not only for fighter aircraft, but also for bombers. It was decided to abandon the development of the Tu-85 project in favor of similar in terms of tasks, but more advanced machines equipped with turboprop and turbojet engines - in the USSR these were Tu-95 and M-4 aircraft, and in the USA - no less famous B-52.

Intercontinental Tupolev Flying Boat - 504 Object
Tu-85

At the same time, working on a Tu-85 bomber in the OKB Design Bureau. At the beginning of the 1950-s, Tupolev worked out the option of building a number of developments of the basic configuration on its basis, including machines that differed significantly from the original design. One of these aircraft was the project "504" - a project of a unique intercontinental flying bomber boat. The design work on this machine was carried out from 1950 to 1953 for a year by specialists of the Project Design Bureau Project XB NUMX Brigade, as well as TsAGI. The design bureau was headed by B. M. Kondorsky, G. A. Cheremukhin and V. A. Sterlin also worked on the project (who later became the leading aerodynamics of the Tupolev Design Bureau). The digital designation of the 156 project was internal to the Design Bureau and deciphered quite simply - it was the 504 project of the year 4.

The reasons why Soviet designers decided to turn to the idea of ​​creating an intercontinental flying bomber boat were quite prosaic. At the end of 40, the beginning of 50, of the last century, intercontinental strategic bombers had a very limited combat radius of action - around 5-6 thousands of kilometers, these numbers were clearly not enough to ensure the destruction of targets in the United States, especially given the route maneuver and resistance Enemy air defense. This problem could be solved by organizing the refueling of aircraft during the flight. But at the same time there were serious difficulties with the organization of refueling aircraft during their return from the mission. Tactical and technical constraints of that time played a role: high complexity of accurate bomber and tanker aircraft to the refueling zone, given the lack of necessary navigation equipment and high crew fatigue after a sufficiently long flight and solving a combat mission. All this led Soviet designers and military analysts to the idea of ​​using special tanker submarines to refuel bomber planes, which would have previously been deployed in the waters of the Atlantic and Pacific Ocean.

In the role of the strike component for the new system, it was decided to use a flying intercontinental boat, the project of which was created using the main components and assemblies of the intercontinental strategic bomber already created, in particular, the Tupolev bomber of the 85 project. In the course of the design, Soviet designers were faced with the question of comparing the capabilities of the marine and land versions of the Tu-85 bomber.

The project to create a huge flying boat-bomber was the first work of the design bureau to design a seaplane after the 15-year break, the last work in this direction was MTB-2 or ANT-44. Because of this, by the beginning of the work on the project of a new flying boat, a very large practical and scientific-theoretical failure had arisen, which had to be closed before starting work on the project. Therefore, in the TsAGI and the Brigade projects, a very scrupulous study of foreign experience in the creation of heavy flying boats has been initiated, drawing on all the information on this subject that has already been accumulated in the Soviet aircraft industry on this issue.


In order to correctly assess the aerodynamic characteristics of the future seaplane on models in the TsAGI T-102 pipe, tests of the relationship between the geometric shapes of the aircraft body were carried out, and physical interpretations of these dependencies were found. For example, in practice it was proved that the carrying capacity of the bottom of a flying boat (due to the cheekbones) is 2 times larger than that of an ordinary fuselage. That the resistance of the redan does not depend on the angle of attack in any way, that the interference of the bottom and the wing almost does not depend in any way on the distance between them, that the shape of the redan in the plan does not affect the decrease in resistance. All these dependencies established during the tests, together with the study of the requirements of hydrodynamics, made it possible, together with TsAGI, to create a design of the hull of a flying boat that met the requirements of hydrodynamics and aerodynamics.

Estimated performance of the 504 object

In July 1950, the Design Bureau project team is assigned to review the project of creating an intercontinental flying bomber boat created on the basis of another Tupolev project “85”, the boat project should have the following flight characteristics: take-off weight - 90 000 kg; power plant power - 4х4500 hp; bomb load - 6000 kg; maximum flight speed at an altitude of 10 thousand meters - 645 km / h; flight range with full bomb load - 8200 km .; crew - 12 people; small-gun armament - 10x23-mm automatic guns.

Conducting the design work convinced the creators that the Tu-85 equipped with ASH-2K engines would be the best for the role of a flying boat, which was eventually chosen as the basis for the work. Experimental calculations that were based on hydrodynamic tests of the ANT-44 model and foreign materials on the hydrodynamics and aerodynamics of flying boats designed in 1930-40-ies showed that the intercontinental flying boat with power plants and an 85 aircraft wing could to reach the desired bomb load and flight range, but will not be able to reach the required flight speed, as the 85 project bomber itself, which is distinguished by a significantly better aer single dynamics

A more realistic maximum flight speed over the target would be 580 km / h. The maximum take-off weight of the aircraft could be 104 000 kg, with such a mass, the length of the takeoff would be 4000 meters, and the range could be increased to 10 000 km. With a weight of 90 000 kg, the run-up of the aircraft was significantly reduced - to 2300 meters. Also, the designers worked on the 2 different versions, which differed in the installation of wing floats: in the 1 version, the floats, which in their design repeated the ANT-44 floats, were mounted on wing consoles and were non-retractable. In the second case, the floats were planned to turn in flight along the wing span, they took their place at the wing tips.


The first version of the flying boat project 504 should have the following geometrical characteristics: aircraft length - 44 m., Height - 12 m., Wingspan - 56 m. More detailed information about this project can not be found today in open sources. It should be noted that although the design work on the creation of this aircraft was stopped in the 1953 year, after tests began on a prototype Tu-95 aircraft able to fly to the United States without problems, the developments gained from the project and the results of research were widely used in the construction of flying boats 10 and Be-12.

Information sources:
http://alternathistory.livejournal.com/1486728.html
http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_1997_07/p3.php
http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2007_10/p3.php
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. svp67
    svp67 13 November 2013 10: 19
    0
    "The boat" is very similar to the cargo Ana, although Antonov, the same - "Tupolev chick ..."
    1. avt
      avt 13 November 2013 13: 12
      0
      Quote: svp67
      although Antonov, the same - "Tupolev chick ..."

      Yes ? And I thought that Yakovlevsky, at least, began work in the Yakovlev Design Bureau.
      1. Gamdlislyam
        Gamdlislyam 13 November 2013 20: 35
        0
        You are right, colleague avt, Antonov began at Yakovlev. Then, before the war, he headed an independent design bureau (he was preparing to launch a copy of Aist (Storch) for the series. During the war, he was Yakovlev’s deputy. When, at the end of the war, he gave birth to the project of the future AN-2, Yakovlev let him go swimming.
        But for Antonov to work for Tupolev, I hear for the first time.
        Regarding the flying boats of Tupolev, alas, almost all of them were unsuccessful, with a bunch of defects, and therefore they were released in single copies, or remained only on a paper.
        svp67
        The "boat" is very similar to Ana's cargo
        1. Gamdlislyam
          Gamdlislyam 13 November 2013 20: 59
          0
          There was a failure, and therefore have to add in an additional post.
          Quote: svp67
          The "boat" is very similar to Ana's cargo

          The nose and tail on a flying boat from the Tu-85. Tupolev practiced the use of structural elements and other successful solutions on new machines, previously worked out or tested in production.
  2. karal
    karal 13 November 2013 11: 21
    +2
    Great "Carcasses" who saved the world from nuclear war!
  3. wolf1945
    wolf1945 13 November 2013 13: 17
    +4
    The USSR has left a lot after itself and equipment and projects for 22 years. We have been living behind the GREAT COUNTRY! soldier
    1. dag 05.ru
      dag 05.ru 13 November 2013 14: 54
      +1
      Truly a GREAT country was and people were GREAT. hi
  4. Dronza
    Dronza 13 November 2013 18: 19
    +1
    In its own way it is very beautiful and interesting.
  5. Dronza
    Dronza 13 November 2013 18: 19
    0
    In its own way it is very beautiful and interesting.

Межконтинентальная летающая лодка Туполева – объект 504

22 октября 1922 года было образовано одно из старейших в России и мире конструкторских бюро, которое сегодня носит название ОКБ им. Туполева. Именно Андрей Николаевич Туполев создал и долгие годы возглавлял данное конструкторское бюро, которое подарило миру огромное количество образцов как военной, так и гражданской авиации. Самолеты Туполева, такие как Ту-134, 154, 204, долгие годы составляли и продолжают составлять значительную часть отечественного гражданского флота. А стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 в настоящее время являются одной из составных частей российской ядерной триады.

Разработка бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95 является несомненным успехом ОКБ, который признается во всем мире. Эти созданные в 50-е годы прошлого века воздушные суда во многом определили паритет нашей страны с США во времена «Холодной войны». Обе машины оказались очень удачными и показали себя как завидные долгожители. Ту-16 был построен серией, которая превышала 1500 машин, серия насчитывала несколько десятков модификаций, некоторые из которых успешно несли свою службу в ВВС страны до начала 1990-х годов. Ту-95 также обладает множеством модификаций. При этом его последняя модификация стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС и дальний противолодочный самолет Ту-142М3 по-прежнему находятся на вооружении российских ВВС и обладают значительным модернизационным потенциалом.

Перспективы появления проекта летающей лодки проекта 504


Вторая половина 40-х годов XX века для советского самолетостроения проходила под знаком решения 2-х главных проблем: освоение и внедрение в эксплуатацию новых боевых машин, оснащенных турбореактивными двигателями, а также разработка стратегического бомбардировщика, который должен был стать носителем ядерного оружия. Этот самолет должен был гарантировано уничтожить объекты, расположенные на территории Азии и Европы. В перспективе советские ВВС должны были получить самолет, который мог бы доставить ядерный заряд на территорию главного противника по «Холодной войне» США с авиабаз, расположенных на территории нашей страны.

Двигаясь по этому достаточно логичному пути, конструкторы под руководством Туполева на 1-м этапе смогли построить и передать на испытания военным Ту-80 – опытный дальний бомбардировщик, который, по сути, стал глубокой модернизацией Ту-4. При этом ОКБ удалось увеличить расчетную дальность новой машины на 25-30% по сравнению с оригиналом. После этого ОКБ Туполева занялось проектом нового межконтинентального стратегического бомбардировщика, который получил индекс Ту-85. В 1951 году даже были собраны 2 первых опытных самолета данного проекта, на которых проводилась полноценная программа заводских испытаний. Самолеты даже планировали выпустить достаточно большой серией, но до этого так и не дошло. В начале 1950-х годов все большее распространение стали получать реактивные силовые установки, которые становились привычными не только для самолетов истребительной авиации, но и для бомбардировщиков. От развития проекта Ту-85 было решено отказаться в пользу аналогичных по задачам, но при этом более совершенных машин, оснащенных турбовинтовыми и турбореактивными двигателями – в СССР это самолеты Ту-95 и М-4, в США – не менее знаменитый В-52.

Межконтинентальная летающая лодка Туполева – объект 504
Ту-85

При этом, работая над бомбардировщиком Ту-85 в ОКБ им. Туполева в начале 1950-х годов прорабатывался вариант постройки на его базе ряда развитий базовой конфигурации, в том числе машин существенно отличавшихся от первоначального проекта. Одним из таких самолетов стал проект «504» – проект уникальной межконтинентальной летающей лодки-бомбардировщика. Проектные работы по данной машине велись с 1950 по 1953 год силами специалистов Бригады проектов ОКБ завода №156, а также ЦАГИ. В ОКБ работы по проработке проекта возглавлял Б. М. Кондорский, также над проектом работали Г. А. Черемухин и В. А. Стерлин (в будущем ставшие ведущими аэродинамиками ОКБ им. Туполева). Цифровое обозначение проект 504 было внутренним для ОКБ и расшифровывалось достаточно просто – это был 4-й по счету проект 1950 года.

Причины, по которым советские конструкторы решили обратиться к идее создания межконтинентальной летающей лодки-бомбардировщика, были достаточно прозаичными. На конец 40-х начало 50-х годов прошлого века межконтинентальные стратегические бомбардировщики обладали весьма ограниченным боевым радиусом действия – около 5-6 тысяч километров, этих цифр было явно недостаточно для гарантированного уничтожения целей на территории США, особенно с учетом маневрирования на маршруте и противодействия ПВО противника. Решить данную проблему можно было за счет организации дозаправки самолетов во время полета. Но при этом имелись серьезные трудности с организацией дозаправки самолетов во время их возвращения с задания. Свою роль играли тактические и технические ограничения того времени: высокая сложность точного выхода бомбардировщика и самолета-танкера в зону заправки с учетом отсутствия необходимой навигационной аппаратуры и высокой усталости экипажа после достаточно продолжительного полета и решения боевой задачи. Все это навело советских конструкторов и военных аналитиков на идею применения для дозаправки самолетов-бомбардировщиков специальных подводных лодок-танкеров, которые предварительно были бы развернуты в акватории Атлантики и Тихого океана.

В роли ударной компоненты для новой системы было решено применить летающую межконтинентальную лодку, проект которой создавался с использованием основных узлов и агрегатов уже создаваемых межконтинентальных стратегических бомбардировщиков, в частности, бомбардировщика Туполева проекта «85». В ходе проектирования перед советскими конструкторами встал вопрос сравнения возможностей морского и сухопутного вариантов бомбардировщика Ту-85.

Проект создания огромной летающей лодки-бомбардировщика стал первой работой ОКБ по проектированию гидросамолета после 15-летнего перерыва, последней работой в этом направлении был МТБ-2 или АНТ-44. Из-за этого к началу работ по проекту новой летающей лодки в ОКБ возник очень большой практический и научно-теоретический провал, который нужно было, перед тем как начинать работы по проекту, закрыть. Поэтому в ЦАГИ и Бригаде проектов приступили к очень скрупулезному изучению иностранного опыта по созданию тяжелых летающих лодок с привлечением всей имеющейся на этот счет информации, которая к этому моменту уже была накоплена в советском самолетостроении по данной проблеме.

Межконтинентальная летающая лодка Туполева – объект 504

Для проведения правильной оценки аэродинамических характеристик будущего гидросамолета на моделях в трубе Т-102 ЦАГИ были проведены испытания связи между геометрическими формами корпуса самолета, были обнаружены физические толкования данных зависимостей. К примеру, на практике было доказано, что несущая способность днища летающей лодки (за счет скул) в 2 раза больше, чем у обыкновенного фюзеляжа. Что сопротивление редана никак не зависит от угла атаки, что интерференция днища и крыла почти никак не зависит от расстояния между ними, что форма редана в плане никак не влияет на уменьшение сопротивления. Все эти установленные в ходе испытаний зависимости, вместе с изучением требований гидродинамики, позволили совместно с ЦАГИ, создать проект корпуса летающей лодки, который отвечал требованиям гидродинамики и аэродинамики.

Предполагаемые летно-технические характеристики объекта 504

В июле 1950 года Бригада проектов ОКБ получает задание рассмотреть проект создания межконтинентальной летающей лодки-бомбардировщика, созданной на базе другого проекта Туполева «85», проект лодки должен был обладать следующими летно-техническими характеристиками: взлетная масса – 90 000 кг; мощность силовой установки – 4х4500 л.с.; бомбовая нагрузка – 6000 кг; максимальная скорость полета на высоте 10 тысяч метров – 645 км/ч; дальность полета с полной бомбовой нагрузкой – 8200 км.; экипаж – 12 человек; стрелково-пушечное вооружение – 10х23-мм автоматических пушек.

Проведение проектных работ убедило создателей в том, что лучше всех из традиционных самолетов на роль летающей лодки подойдет Ту-85, оснащенный двигателями АШ-2К, который в итоге и был выбран в качестве базы для проведения работ. Проведенные экспериментальные расчеты, которые основались на данных гидродинамических испытаний модели АНТ-44 и иностранных материалах по гидродинамике и аэродинамике летающих лодок, спроектированных в 1930-40-е годы, показали, что межконтинентальная летающая лодка с силовыми установками и крылом самолета проекта «85» сможет достичь нужной бомбовой нагрузки и дальности полета, но не сможет достичь требуемой скорости полета, так как данной скорости еле удовлетворял сам бомбардировщик проекта «85», отличающийся существенно лучшей аэродинамикой.

Более реальная максимальная скорость полета над целью составила бы 580 км/ч. Максимальная взлетная масса самолета могла составить 104 000 кг, при такой массе длина разбега составила бы 4000 метров, а дальность полета могла быть доведена до 10 000 км. При массе в 90 000 кг разбег самолета существенно сокращался – до 2300 метров. Также конструкторы прорабатывали 2 различных варианта, которые отличались монтажом крыльевых поплавков: в 1-м варианте поплавки, которые по своей конструкции повторяли поплавки АНТ-44, ставились на консолях крыла и были неубирающимися. Во втором случае поплавки планировалось поворачивать в полете по размаху крыла, они занимали свое место на законцовках крыла.

Межконтинентальная летающая лодка Туполева – объект 504

Первый из вариантов летающей лодки проекта 504 должен был обладать следующими геометрическими характеристиками: длина самолета – 44 м., высота – 12 м., размах крыла – 56 м. Более подробной информации о данном проекте найти сегодня в открытых источниках не представляется возможным. Следует отметить, что хотя проектные работы по созданию данного самолета были остановлены в 1953 году, после того как начались испытания опытного самолета Ту-95, способного без проблем долететь до США, полученные по проекту наработки и результаты исследований широко применялись при строительстве летающих лодок Бе-10 и Бе-12.

Источники информации:
http://alternathistory.livejournal.com/1486728.html
http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_1997_07/p3.php
http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2007_10/p3.php
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. svp67 13 ноября 2013 10:19
    "Лодка" очень на грузовые Аны похожа, хотя Антонов, то же - "туполевский птенец..."
    1. avt 13 ноября 2013 13:12
      Цитата: svp67
      хотя Антонов, то же - "туполевский птенец..."

      Да ? А я полагал что яковлевский ,по крайней мере начинал работу в КБ Яковлева .
      avt
      1. Гамдлислям 13 ноября 2013 20:35
        Вы правы, коллега avt, Антонов начинал у Яковлева. Затем, перед войной, возглавлял самостоятельное конструкторское бюро (готовил к запуску в серию копию Аиста (Шторха). В годы войны был замом у Яковлева. Когда, в конце войны, родил проект будущего АН-2, то Яковлев отпустил его в самостоятельное плавание.
        А вот, чтобы Антонов работал у Туполева, впервые слышу.
        По поводу летающих лодок Туполева, увы, практически все они были неудачными, с кучей дефектов, а потому и выпущены были в единичных экземплярах, либо остались только на ватмане.
        svp67
        "Лодка" очень на грузовые Аны похожа
        1. Гамдлислям 13 ноября 2013 20:59
          Произошёл сбой, а потому приходиться в дополнительном посту дописывать.
          Цитата: svp67
          "Лодка" очень на грузовые Аны похожа

          Нос и хвост на летающей лодке от Ту-85. Туполев практиковал использование на на новых машинах элементов конструкций и других удачных решений, ранее отработанных, либо опробованных в производстве.
  2. karal 13 ноября 2013 11:21
    Великие "Тушки" спасшие мир от ядерной войны!
  3. волк1945 13 ноября 2013 13:17
    Много оставил СССР после себя и техники и проектов уже 22 года живем заделом ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ! soldier
    1. dag 05.ru 13 ноября 2013 14:54
      Воистину ВЕЛИКАЯ страна была и люди были ВЕЛИКИЕ. hi
      dag 05.ru
  4. DronZA 13 ноября 2013 18:19
    По своему очень красив и интересен.
  5. DronZA 13 ноября 2013 18:19
    По своему очень красив и интересен.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня