Программа американских военных дирижаблей «сдулась»

В конце 2000-х годов Пентагон умудрился потратить практически 7 миллиардов долларов на довольно амбициозную программу по разработке для военных нужд дирижаблей нового поколения. Однако в результате ни один из перспективных образцов так и не был принят на вооружение армии США. Когда-то давно, еще на заре воздухоплавания, дирижабли казались людям одним из самых надежных и перспективных средств доставки грузов, а также разведки и бомбардировки с высоты. Настоящий их расцвет пришелся на годы Первой мировой войны, но катастрофа 6 мая 1937 года немецкого дирижабля «Гинденбург» фактически поставила жирный крест на развитии данных технологий.

В то же время идея разработки гелиевых дирижаблей нового поколения, которые не могли бы загореться так, как это произошло с «Гинденбургом», появились достаточно давно, хотя очередная масштабная попытка реабилитации дирижаблей военными из США, похоже, закончилась неудачей. По информации издания The Defense News, начиная с 2007 и по 2012 год Пентагон потратил на разработку различных дирижаблей 7 млрд. долларов. При этом технические неудачи и сокращения оборонного бюджета демонстрируют нам, что с задачей разработки новых дирижаблей не так-то просто оказалось справиться даже при наличии существенного объема финансирования.


Одним из наиболее крупных американских провалов стал военный дирижабль LEMV — Long Endurance Multi-intelligence Vehicle, который создавался по заказу американских сухопутных войск. Предполагалось, что данный дирижабль станет основным средством рекогносцировки для американских военных, а также универсальным средством связи. Проект стартовал в 2010 году с прицелом на то, что уже через 1,5 года первые дирижабли LEMV смогут применяться в Афганистане.
Программа американских военных дирижаблей «сдулась»
LEMV

Разработкой военного дирижабля LEMV занималась известная компания Northrop Grumman. Дирижабль даже успел совершить свой первый испытательный полет, что указывает на достижение определенных успехов в реализации данной программы. Согласно имеющейся информации, предполагалось, что дирижабль LEMV сможет в течение 21 суток находиться на высоте приблизительно в 6 километров над уровнем моря. Все это должно было привести к значительной экономии денежных средств. Каждый вылет самолетов для проведения разведки обходится американским налогоплательщикам в 10-30 тысяч долларов, в то время как дирижабль мог бы находиться в небе в течение 21 дня за те же деньги.

Однако на стадии реализации проект столкнулся с техническими трудностями. Специалистам Northrop Grumman не удалось выполнить конструкцию дирижабля LEMV такой легкой, какой они рассчитывали ее сделать первоначально. По этой причине, а также из-за возникающих утечек газа сквозь его оболочку дирижабль реально может находиться в небе не более 5-6 дней, и это несмотря на годы упорной работы и вложение огромных средств: по различным данным, на проект было потрачено от 356 до 517 млн. долларов. Программа по разработке LEMV была прекращена. При этом военные продали уже произведенный аппарат, который участвовал в испытательных полетах, обратно производителю. Аппарат обошелся Northrop Grumman в 301 тысячу долларов. Сравните эту сумму с затратами на реализацию данного проекта.

Отмена работ по проекту LEMV стала уже третьей неудачной попыткой американских военных возродить военные дирижабли. В 2012 году была заморожена программа по разработке в интересах ВМС США дирижабля MZ-3A, а в самом начале 2013 года из бюджета ВВС США исчез еще один проект — дирижабль TCOM Blue Devil 2. Последний дирижабль, на создание которого было потрачено 115 млн. долларов, даже не смог подняться в воздух из-за перевеса. Финансирование проекта Blue Devil 2 было остановлено в июне 2012 года.

Согласно проекту, дирижабль Blue Devil II представлял собой воздушное судно, обладающее грузоподъемностью в 1,13 тонны. Разработкой данной модели дирижабля занималась компания MAV6, с которой Пентагон заключил контракт в октябре 2010 года. Формальным поводом для завершения финансирования проекта стал затянувшийся процесс разработки аппарата. Дирижабль должен был приступить к программе испытаний и боевому применению в Афганистане еще в феврале 2012 года, но не смог совершить даже первого полета. Помимо этого стоимость проекта выросла почти в 2 раза. Первоначально американские военные планировали потратить на его создание сумму в 86 млн. долларов.
Blue Devil II

Однако с этим проектом все не так уж и плохо. Blue Devil II должен был стать 2-м дирижаблем, который создавался в рамках проекта Blue Devil. Его ближайший родственник — Blue Devil I, отличающийся меньшими размерами и соответственно грузоподъемностью, применяется американской армией в Афганистане. Дирижабль используется для наблюдения за местностью и ведения разведки, а также играет роль средства радиоэлектронной разведки.

Неудачей завершились работы и по разработке высотного дирижабля HALE-D, который создавался для нужд американской системы ПРО. Предполагалось, что данный дирижабль можно будет разместить на высоте примерно в 18 тысяч метров над уровнем моря. Он должен был решать задачу по координации запуска ракет системы противоракетной обороны. Но во время выполнения своего первого полета в 2011 году дирижабль просто разбился. В результате аварии дирижабля никто не погиб, но падение машины на деревья вывело из строя его солнечные батареи, которые были главной «фишкой» проекта.

Дирижабль HALE-D был беспилотным летательным аппаратом, управление которым осуществлялось с земли. Он мог в течение продолжительного времени находиться на высоте в 18,5 тысячи метров, при этом установленное на дирижабле оборудование питалось за счет солнечных батарей, которые были установлены в его верхней части. По замыслу создателей, дирижабль HALE-D мог летать выше турбореактивных самолетов, а также в течение длительного времени висеть в одной точке. Для этого на нем имеются специальные моторы, с помощью которых он может постоянно корректировать свою позицию. Это позволяет аппарату свободно обозревать территорию площадью примерно в 1000 кв. километров, играя роль средства предупреждения о ракетной атаке, проводя захват целей, наблюдая за местностью, занимаясь разведкой и мониторингом природы и решая другие задачи.
HALE-D

Уменьшение объемов бюджетного финансирования может затронуть и проект перспективного дирижабля Aeroscraft (Аэроскрафт) — прототип дирижабля нового поколения, способного поднять в воздух груз массой до 66 тонн. Впервые его прототип поднялся в небо в январе текущего года, но будущее проекта сегодня находится под вопросом. Первоначально проект планировалось финансировать на средства по экспериментальному проекту Walrus HULA, который курировался агентством DARPA. Но данный проект был остановлен еще в 2010 году. После этого создатели дирижабля Aeroscraft вынуждены были заняться поиском частных инвесторов.

Стоит отметить, что частные инвесторы пока что не рвутся вкладывать в проект дирижаблей нового поколения свои средства. Наиболее рискованными с этой точки зрения остаются проекты создания военных дирижаблей. Однако списывать эти летательные аппараты со счетов преждевременно: появление новых технологий и потенциальное снижение стоимости производства гелия могут позволить спроектировать достаточно эффективные дирижабли нового поколения, которые смогут продлить век данных летательных аппаратов.

Источники информации:
http://rus.ruvr.ru/2013_10_28/Amerikanskie-voennie-dirizhabli-sdulis-8117
http://www.dailytechinfo.org/military/4563-otmenena-programma-po-razrabotke-voennyh-dirizhabley-lemv.html
http://rrdlab.com/vvs-ssha-zakryli-proekt-bolshogo-dirizhablya

http://www.computerra.ru/15515/dirizhabl-hale-d-deshyovaya-zamena-sputniku
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти