Тренажер Су-35

Недавно удалось побывать в КБ "Сухой" и посмотреть на новый процедурный тренажер, разработанный для обучения пилотов многоцелевого истребителя Су-35.

Су-35 является глубокой модернизацией Су-27 и относится к поколению 4++. Самолет предназначен для завоевания превосходства в воздухе, а также для уничтожения воздушных наземных и надводных целей.

Тренажер Су-35



2. В самолете использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями Су-35 от Су-27 являются: новые двигатели повышенной тяги с УВТ, широкая номенклатура авиационных средств поражения, новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, новый комплекс бортового радио-электронного оборудования с фазированной антенной решеткой и двухстепенным гидроприводом. Данная антенна позволяет обнаруживать цель типа истребитель с эффективностью полетного рассеивания в три квадратных метра на расстоянии порядка 400 км.

Тренажер Су-35


3. Самолет обладает сверхвысокой маневренностью на малых и околонулевых скоростях. Данная возможность обеспечивается за счет применения специальной аэродинамической компоновки и новейших двигателей с управляемым вектором тяги.
Высокая информативность кабины снижает функциональную нагрузку на летчика.

Тренажер Су-35



4. ОКБ "Сухого" планирует выпускать Учебно-тренировочный комплекс. В его составе комплексный тренажер, процедурный и учебный компьютерный класс летного и инженерного технического состава, которые объединены в одну информационно-методическую структуру, которая позволит проводить подготовку летного и инженерного состава от простого к сложному.

Тренажер Су-35



5. В классе идет теоретическая подготовка с автоматизированным контролем знаний, элементы отрабатываются на процедурном тренажере и далее на комплексном, который максимально приближен к настоящей кабине (закрывающийся фонарь, привязная система, купол со сферической визуализацией 270х110 гр.) и на нем можно отрабатывать практически все задачи.

Тренажер Су-35


6. В единую сеть можно объединить до 16 тренажеров и при этом выполнять групповую подготовку пилотов. Со временем можно будет соединять разные типы тренажеров в одну информационную среду – тренажерно-моделирующий комплекс. В перспективе предполагается объединять тренажеры других российских разработчиков.
Комплексный тренажер намеренно не оборудован системой подвижности потому, что система сможет имитировать лишь незначительную их часть большого диапазона перегрузок высокоманевренных истребителей, что приведет к привитию ложных навыков.

Тренажер Су-35


7. На тренажере можно выполнять практически все те же задачи, что и на самолете, в том числе изображать дозаправку и, самое главное – отработку нештатных ситуаций. В этом тренажер даже превосходит самолет, потому что сымитировать некоторые отказные ситуации в реальности опасно, а иногда невозможно. И это одна из ключевых функция тренажера.

Тренажер Су-35


8. Как выглядит тренажер
Рабочее место летчика Су-35 в комплексном тренажере представляет собой закрытую кабину вентилируемого типа, где есть все необходимое для комфортного выполнения боевых заданий.
Здесь у нас процедурный тренажер, он без фонаря. Стол с мониторами на заднем плане - РМИ.

Тренажер Су-35


9. Основными органами управления являются: ручка управления самолетом, рычаги управления двигателем и педали.

Тренажер Су-35


10. Средствами информационного обеспечения летчика являются коллиматорный авиационный индикатор с пультом управления индикацией, на котором выводятся полетная информация, два МФИ-35 (многофункциональных индикатора) каждый по 15'', пульт интегрированная система резервных приборов (ИСРП), многофункциональный пульт-индикатор с рабочим полем 4х5'', нашлемная система индикации и система речевого оповещения.

Тренажер Су-35


11. Многофункциональный пульт-индикатор с рабочим полем 4х5'' (прячется на боковой панели за ручкой управления самолетом) служит для настройки всех систем самолета, в том числе РЛС, прицельно-навигационного оборудования, вооружения, системы видеорегистрации.

Автомат управления тягой и система автоматического управления. Позволяет без участия пилота поддерживать заданную скорость движения при любых маневрах и в любых условиях или полностью автоматически вести самолет по маршруту в соответствии с полетным заданием. При этом задача пилота сводится лишь к выполнению взлета и посадки, а также принятию решения о применении оружия.

Тренажер Су-35


12. Монитор слева - многофункциональный дисплей МФИ-35 15". С помощью кнопочного обрамления пилот может делить дисплей на несколько частей и выводить на них любую необходимую информацию о полетном задании, навигации, вооружении и техническом состоянии самолета. назначение многофункциональных кнопок меняется в зависимости от характера отображаемой информации, соответствующие подсказки выводятся на экран рядом с кнопками.

Нижняя часть с информацией на мониторе слева - строка управления режима КБО (комплекс бортового оборудования). существует всего пять режимов КБО - ближний и дальний бой по воздуху, ближний и дальний бой на земле плюс режим навигации. Каждый режим предусматривает определенный набор информации, выводимой на дисплеи и предустановленный выбор оружия.

Тренажер Су-35


13. Ручка управления самолетом.

1 – Кнопка отключения системы автоматического управления (САУ). Также под мизинцем пилота располагается рычаг временного отключения САУ: двигаясь на автопилоте, летчик нажимает на рычаг и вручную выполняет маневр, после чего САУ продолжает вести самолет по новому курсу.
2 – Четырехпозиционный переключатель режимов КБО для выбора боевых и навигационных режимов комплекса бортового оборудования.
3 – Кнопка приведения к горизонту. В случае потери ориентации в пространстве , в том числе при плохом самочувствии после перегрузок, пилот может нажать эту кнопку чтобы самолет автоматически вернулся к прямолинейному движению с нулевым креном и тангажом.
4 – Кнопка стрельбы для пушечного вооружения. Ракеты запускаются гашеткой.
5 – Переключатель «Маневр-траекторное управление» переводит самолет в режим сверхманевренности.
6 – Кнюппель (джойстик) управления маркером отвечает за положение курсора на экране.

Тренажер Су-35


14. Как происходит полет? Сначала инструктор составляет сценарий выполняемого упражнения, задается тактическая и метео- обстановка на реальной карте в заданном районе, расставляются свои-чужие на земле, «вешаются» самолеты в воздухе и т.д. Также инструктор может оперативно вводить в задание те или иные отказы и неисправности, контролируя действия летчика.

Тренажер Су-35


15. На РМИ (рабочее место инструктора) несколько мониторов. На трехмерной карте обозначены опорные точки, поворотные точки маршрута, какие-то цели. На другом мониторе он наблюдает действия летчика, органы и управления и параметры полета. На третьем общий вид тренажера и т.д..

Тренажер Су-35


16. В текстовом виде инструктору представлена экспресс-обработка действий летчика – какие режимы включал, какие ограничения нарушал (если нарушал) и какие задачи выполнял. Все приборы и панели можно виртуально приблизить.

Тренажер Су-35


17. Далее, собственно, происходит сам полет. Обучаемый находится в кабине, а инструктор на своем рабочем месте. После выполнения задания происходит разбор полетов.
На фото летчик-испытатель ОКБ "Сухой" Сергей Чернышев выполняет тестовый полет и делится впечатлениями с корреспондентами.

Тренажер Су-35


18. По словам Сергея, философия современной боевой миссии такова: пилот производит взлет и ожидает, пока самолет автоматически достигнет заданной точки; затем он принимает решение о применении оружия в соответствии с боевым заданием (жмет кнопку "победить противника"), ждет, пока самолет вернется на базу и сажает машину. Всё.

Тренажер Су-35


19. "Перечень задач, которые должен решать и уже решает этот самолет, огромен. Его характеризует колоссальный диапазон высот и скоростей, впечатляющая дальность и продолжительность полета, огромная номенклатура вооружения, которую можно применять в любое время суток и в любых погодных условиях. И всеми этими возможностями управляет всего один человек!"

Тренажер Су-35

]
20. Корреспонденты тоже смогли поучаствовать в выполнении простого, на первый взгляд, задания - посадки. Но из шести или семи это удалось сделать всего одному. Я тоже посадила, но мне поздно сказали, что на земле самолет управляется педалями, а не ручкой и в результате я выкатилась на грунт.

Тренажер Су-35


21. Вот такая красота!

Тренажер Су-35
Автор: фотограф Марина Лысцева
Первоисточник: http://fotografersha.livejournal.com


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. d1m1drol 14 ноября 2013 09:06
    А ничего так кабинка) Мне по нраву! Главное чтоб не забывали небо!
    1. Туркестанец 14 ноября 2013 22:32
      Чтоб не забывать небо. Для этого не нужно иметь такой массивный тренажёр. Достаточно иметь дома компьютер и аиаигру FS2004. Эффект один и тоже надежно и дёшева, практично. Эффект один и тоже.
  2. DocKlishin 14 ноября 2013 09:24
    Статье +. Понравилось. Только 2 вопроса. 1 - чьи комплектующие были использованы в производстве тренажера (Наши или других стран), если наши, тогда снимаю шляпу. 2- а вообще можно показывать устройство кабины таких самолетов, как су 35?
    DocKlishin
    1. donavi49 14 ноября 2013 10:03
      1) Сами комплексы наши, но собраны не из наших комплектующих, но это общемировое.
      2) Да, кабину Су-35 сфоткали еще года этак 3 назад.
  3. Zerstorer 14 ноября 2013 10:32
    По-моему в статье ошибка. Это не процедурный тренажер. Это скорее тренажер 4-5 уровня по ИКАО.
  4. Wiruz 14 ноября 2013 10:32
    Вот побольше бы таких тренажеров, а то много шума возникает что мол самолёты есть, а инструкции к ним нет!
  5. Kubatai 14 ноября 2013 10:43
    Шикарно!
    Даже несмотря на свою стоимость он будет экономить дофига денег..
    Ну а летчикам - успехов! И небо не забывать..
  6. Bigfoot_Sev 14 ноября 2013 11:37
    насколько удобно такое положение многофункциональных дисплеев? просто кнопки расположены именно ЗА ручкой. имхо, не совсем удобно с ними работать.

    =^_^=
    1. Sturm 14 ноября 2013 12:34
      Думаю, что кнопки "затеняемые" ручкой менее удобны чем остальные. Но в целом больших проблем не возникнуть не должно, достаточно немного наклонить голову и заветную кнопку, которую нужно нажать, становится видно. Руку тоже можно подвести как надо.
      Sturm
  7. Sirop 14 ноября 2013 11:40
    Интересно сколько стоит один такой тренажер?
  8. denson06 14 ноября 2013 12:24
    Цитата: DocKlishin
    Статье +. Понравилось. Только 2 вопроса. 1 - чьи комплектующие были использованы в производстве тренажера (Наши или других стран), если наши, тогда снимаю шляпу. 2- а вообще можно показывать устройство кабины таких самолетов, как су 35?

    У меня такая же мысль возникла... но я уверен, что эти моменты в ОКБ "Сухого" продуманы и согласованы... это тренажер... это компьютерное моделирования реальных условий и поведения машины... когда ты знаешь как это работает, но не знаешь при помощи каких решений это достигнуто - то это допустимо... Главное то что внутри реальных машин...
    А иначе как вы хотите выйти на мировой рынок вооружений без Пи-ар акций... кто захочет купить кота в мешке в будущем.. все правильно..
    Нашим конструкторам и работникам предприятий ОАК моё глубокое уважение за труд и преданность народу своей страны.. hi
  9. sergey158-29 14 ноября 2013 21:08
    Статье +

    Если ЕГО поставят на поток ++

    А обеспечат ИМ центры переподготовки +++
  10. Ахмед Османов 14 ноября 2013 21:51
    Вот это я понимаю тренажер - супер! Была бы еще в боевом СУ-35 такая кабина.
    Ахмед Османов
  11. Vladi_S 14 ноября 2013 22:50
    В Lock On бы такое...
    Vladi_S
  12. сашка 17 ноября 2013 04:15
    Служил я на тренажёре Л-29. В Ряжске.Просто пикантность ситуации в том. "Не верь глазам своим" Все приборы могут изменить показания одним движением инструктора. Налёт около 5-ти тысяч часов.По себе знаю как трудно "летать" на тренажёре. Это всё для рекламы. Пока реально не полетишь нихрена не поймёшь..И все разговоры сводятся к мысли о "экономии" средств.Летать надо а не болтовнёй заниматься..
    сашка
  13. manyak 20 ноября 2013 10:16
    класс! а где такой купить можно?
  14. wanderer 22 ноября 2013 18:33
    Я бы на даче у себя такой поставил.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня