Катарский газ не отобьёт у российского ни Европу, ни Азию

26
В прошлую пятницу агентство Reuters опубликовало материал под заголовком «Катар снижает цены на СПГ для азиатских клиентов» (англоязычная версия несколько более подробная). Материал — очень интересный по объёму традиционно труднодоступных данных об условиях контрактов. Что касается вынесенного в заголовок тезиса, то здесь не всё так однозначно. Учитывая важность темы для нашей страны, предлагаем об этом поговорить.
Катарский газ не отобьёт у российского ни Европу, ни Азию


История вопроса[/b]

Вот уже несколько лет нас пугали тем, что Катар завалит Европу дешёвым СПГ. С каждым годом спекулировать на этом становилось всё сложнее. Свои поставки эмират переводил в Азию, а новых европейских контрактов почти не заключал, а если и подписывал, то по таким ценам, что на эту сумму у «Газпрома» можно было купить газа в полтора раза больше; именно такие условия договора на будущие поставки СПГ в Польшу.

Но теперь и Россия намерена активно выходить на азиатский рынок СПГ. А раз так, то нашу страну нужно пугать «дешёвым катарским газом» уже не в Европе, а в Азии. И это не просто психологическое давление. Момент сейчас очень важный — идёт переговорный процесс по заключению долгосрочных контрактов (газпромовский «Владивосток СПГ», завод «Роснефти» на Сахалине, новатэковский «Ямал СПГ»), и общий информационный фон, конечно, влияет на переговоры. С формальной точки зрения, Катар действительно снижает цены на азиатском рынке. Но связано это с переходом от спотовых продаж к долгосрочным контрактам. А вот здесь ни о каком демпинге речи не идёт.

Напомним кратко историю вопроса. Катарские заводы готовились под американский рынок. Именно по этой причине, кстати, основной флот газовозов Катара — супертанкеры, которые после того никто больше и не стал строить. Но для перевозок на большие расстояния — с Ближнего Востока в США ― они казались хорошим способом сэкономить на транспортных расходах.

Что стало потом, всем известно — из-за сланцевой добычи в США катарский газ оказался там не нужен. Поэтому СПГ стал перенаправляться в Европу, на спотовый рынок. А тут ещё и кризис. В результате цены ненадолго обрушивались до 40 долларов за тысячу кубометров, что даже не покрывало стоимость сжижения и транспортировки. Но с помощью этой цифры ещё несколько лет нас будут пугать дешёвым СПГ из Катара.

Но Катар не унывал. И постепенно стал получать неплохую прибыль, перенаправляя СПГ в Азию, достигнув здесь неплохих успехов. Данных по текущему году ещё нет, но, думается, картинка будет ещё показательней.


Да и в Европе спотовые цены на газ стали выправляться. Сейчас в среднем цены в Европе — 10 долл. за млн БТЕ, в Азии — 15 долл. и выше. Возникает вопрос: а почему поначалу эмират предпочитал оставлять часть газа в Европе, ведь в Азии СПГ все последние годы был дороже?

Кто-то предпочитает объяснять это конспирологией — тем, что Катар во многом контролируется британцами, сами заводы частично принадлежат иностранцам и т.д., и т.п. Действительно, Великобритания — основной рынок для катарского газа в Европе. Но судя по тому, как Доха игнорирует просьбы англичан продать им ещё хоть немного СПГ (мы вернёмся к этому ниже), — такая версия едва ли выглядит правдоподобной.

Скорей всего, причины в другом. Объёмы СПГ, от которых фактически отказались США, выбрасывались на спотовый рынок — азиатский или европейский. И если бы Катар перевёл сразу все поставки в Азию — спотовый рынок был бы обрушен. Поэтому Катар балансировал поставки между европейским и азиатским рынком с тем, чтобы по итогам получить максимальную прибыль. И вот теперь, на волне растущего спроса в АТР, основная часть газа окончательно перебазируется в Азию.

Кроме того, была ещё одна причина. Старые азиатские терминалы по приёму СПГ часто не могли принимать супертанкеры. В результате Катару приходилось фрахтовать «чужие» газовозы, чтобы обеспечить транспортировку СПГ на прибыльные азиатские направления, или же, используя свой флот (что дешевле), — направлять СПГ в Европу. Теперь после модернизации старых терминалов (в Японии) и появления новых (в Китае) эта проблема во многом решена.

[b]Долгосрочные контракты: никакого демпинга


Так или иначе, сейчас наступает новый этап. На азиатский рынок выходит множество новых производителей (Россия, Австралия и др.), которые не могут позволить себе продавать весь свой газ на спотовом рынке. Поэтому все они будут связывать свои поставки долгосрочными контрактами. И Катар торопится завершить свои «игры» со спотовым рынком, продав свободные объёмы СПГ по долгосрочным договорам.

Все катарские мощности по сжижению сейчас — это 77 млн тонн. Законтрактовано — 61 млн тонн. Остаётся 16 млн тонн — не так уж и много. А что по ценам?

Тут Reuters прав. Катар будет получать меньше. Продажа на спотовом рынке — более рискованная стратегия, но в некоторых случаях, особенно когда наблюдается дефицит газа, этот подход позволяет получить приличную прибыль.

Но если сравнивать предложения Катара при заключении долгосрочных контрактов с общей картиной на рынке, то видно, что Доха пытается выбить максимальные цены. И ни о каком демпинге речи не идёт.

Чтобы понять, в чём тут дело, придётся немного разобраться с формулой цены контрактов на поставку СПГ в Азии.

Цена СПГ (долл. за млн БТЕ) = Цена нефти (долл. за баррель) * K + b

Где K и b — коэффициенты, и именно за них идут основные торги при подписании договоров. Основной коэффициент, естественно, K — он отображает фактически взаимосвязь между нефтяными и газовыми ценами. b играет меньшую роль, обычно это небольшое значение (например, 0,5 долл. за млн БТЕ, и это фиксированная «добавка» к основной цене.)

Допустим, пусть b = 0. Тогда, если K = 0,15, это означает, что при цене нефти в 100 долларов за баррель цена СПГ будет 15 долл. за млн БТЕ. Примерно такие цены сейчас и наблюдаются.

И ещё один важный момент. K = 0,17 отражает энергетический паритет с ценой на нефть, а потому обычно этот коэффициент не бывает выше 0,17, а скорее чуть ниже. Всё-таки у газа, даже у СПГ, есть дисконт к цене нефти. Да и b кое-что добавляет к конечной цене.

А теперь данные из сообщения Reuters: Катар предлагает покупателям заключить долгосрочные договора с коэффициентом 0,146–0,147. Австралия, где СПГ получается очень дорогой в производстве, заключала договора с коэффициентом 0,145. При цене нефти в 105 долларов за баррель, как сейчас, СПГ в таком случае будет стоить 15,2 долл. за млн БТЕ, даже без учёта фиксированной добавки (b). Это как раз на уровне нынешних спотовых цен в Азии, хотя иногда они увеличиваются до 17 долл. за млн БТЕ.

В материале есть и данные по российскому контракту между CNPC и «Ямал СПГ». K — невелик, всего 0,122, но фиксированный коэффициент b очень высокий (точное значение не указывается).

Но вернёмся к нашей теме. Конечно, Катар ставит такие цены не из солидарности с Россией и другими экспортёрами. Но каковы бы ни были причины, сама стратегия очевидна — Катар продаёт свой СПГ дорого и очень дорого. Все его комбинации продаж преследуют одну цель — максимизация прибыли, а не гипотетический захват рынка путём демпинга. Кстати, сама заметка Reuters написана достаточно объективно, но заголовок вполне может оставить неправильное впечатление. Поэтому, как представляется, важно было разобрать этот сюжет.

Что останется Великобритании?

Рассмотрим ещё один вопрос. До какой степени может продолжаться переток газа из Европы в Азию? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться. Понятно, что туда уйдут (точнее, уже ушли) почти все свободные объёмы. И, кстати, после заключения долгосрочных договоров обратно они уже не вернутся, даже если цены на СПГ в Европе повысятся.

А что с долгосрочными европейскими договорами? Бросается в глаза, что уже по итогам прошлого года в Европу было поставлено газа меньше, чем соответствует долгосрочным контрактам (см. таблицу и график). С чем это может быть связано? Основная причина в том, что и, казалось бы, гарантированные европейские поставки могут быть перенаправлены в Азию. В каких случаях это возможно, и кто бенефициар таких комбинаций?

Во-первых, следует обращать внимание — кто импортёр газа. Часто — это глобальная компания (даже с европейской пропиской) или газовый трейдер. Тогда такой импортёр может перенаправлять газ на более прибыльные рынки (конечно, если по этим поставкам у импортёра нет обязательств на рынке страны изначального назначения). Но и здесь возможны два варианта. Во-первых, СПГ может доставляться Катаром до пункта назначения, или же невозможность сменить этот пункт прописана в контрактах. Тогда для реэкспорта в Азию СПГ приходится перегружать в Европе на другие суда. Но даже такой затратный вариант часто оказывался прибыльный. Ещё выгодней, если импортёр сам забирает груз в Катаре и везёт его куда хочет, по своему усмотрению.

Такие ситуации встречались в последние годы, и всё это время Катар грустно смотрел, как другие компании получают дополнительную прибыль, фактически перепродавая его газ. Поэтому Доха и отказывалась заключать новые контракты с ЕС. Ещё бы: с одной стороны, Европа настаивает на ценообразовании с привязкой к европейским биржам, а затем сама перепродаёт топливо в Азию, где привязка цен нефтяная. Польша согласилась на нефтяную привязку — и, пожалуйста, гарантированные поставки без проблем. Хотя и дорого.

Нельзя не сказать о Великобритании. Эта страна — основной импортёр катарского газа в ЕС. Из 20 с небольшим миллионов тонн прошлогоднего импорта свыше 10 миллионов пошло именно на остров. И наоборот, именно катарские поставки составляют основную часть всего британского импорта сжиженного газа. Основная часть СПГ идёт по контрактам 2009 года (см. таблицу), и, видимо, у импортёров есть долгосрочные обязательства по доставке как минимум части этого газа исключительно на британский рынок.

Но страна, как известно, испытывает последние годы дефицит газа, а потому старается заключить дополнительные контракты. Катар упорно отказывается, ограничиваясь 3–4-летними соглашениями.

В частности, в 2011 году британская Centrica договорилась о поставках 2,4 млн тонн в год катарского СПГ в течение трёх лет. А совсем недавно истекающий в середине следующего года договор был продлён на 4,5 года и расширен до 3 млн тонн в год. Кстати, Centrica — один из импортёров, которые действительно заинтересованы получить груз в запланированной точке назначения, так как её основной бизнес — газоснабжение британских потребителей (на рынке она работает под брендом British Gas).

Но мы не включили этот договор в список европейских контрактов, и вот почему. Катар оставляет за собой право развернуть этот СПГ на азиатские рынки (хотя и заплатив небольшую неустойку). В результате по контракту 2011 года Centrica получила всего около половины запланированного объёма поставок. Недавно Катар заключил ещё несколько небольших контрактов с европейскими потребителями на таких же условиях.

Так или иначе, на фоне дефицита СПГ, Великобритания последние годы получает 10 млн тонн катарского газа из 77 млн тонн суммарного объёма катарских заводов по сжижению. И возможно, в этом году будет ещё меньше. К настоящему времени на остров пришло на 38% газовозов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Так что разговоры о британском влиянии на политику Катара, как представляется, «сильно преувеличены».
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    14 ноября 2013 07:19
    Так вот что - Россия будет давить на газ чтобы газ был в Азии - и это хорошо, перспективы гигантские.
    1. +3
      14 ноября 2013 09:18
      Цитата: Sirs
      и это хорошо, перспективы гигантские


      У сырьевой экономики перспектива только одна.......
      1. 0
        14 ноября 2013 13:55
        Цитата: APES
        У сырьевой экономики перспектива только одна.

        Следуя вашим словам Саудовская Аравия должна была давно рассыпаться в песок
        А ведь ничего подобного не происходит.
        Основу экономики Саудовской Аравии составляет экспорт нефти.
        ВВП (номинальный) 369,179 млрд. $ (2009)
        ВВП по ППС 371,5 миллиарда $ (2006)
        Место по ВВП по ППС по объёму: 30-е
        на душу населения: 73-е
        Рост ВВП 4,3% (2006)
        ВВП на душу населения по ППС 23 300$ $ (2009)
        ВВП по секторам сельское хозяйство: 3%
        промышленность: 63,6%
        сфера услуг: 33,4% (2006)
        Инфляция (ИПЦ) 5.10% (2009)
        Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) 76-е место (2006)
        Экономически активное население 43,57 миллиона
        Занятое население по секторам сельское хозяйство: 12%
        промышленность: 25%
        сфера услуг: 63% (1999)
        Уровень безработицы 11.60 % (2009)
        Внешняя торговля
        Экспорт 207,8 миллиарда $ (2006)
        Статьи экспорта нефтепродукты (90%)
        Партнёры по экспорту США, Япония
        Импорт 64,16 миллиарда $ (2006)
        Страна можно сказать, даже процветает местами. И это происходит, наверное, потому, что там нет любителей гадить на свою страну, предвещая ей неминуемую гибель.
        1. goldfinger
          0
          14 ноября 2013 14:27
          Цитата: Ежак
          Страна можно сказать, даже процветает местами.

          Из Минска. Не надо же считать всех дураками, я тоже могу натыкать из Вики. Забыли указать численность населения (29 млн.),уровень добычи нефти и газа сопоставимые с Россией, что за воровство "руки рубят". Климатзатраты почти нулевые(только кондишн). И другое. А главное - они деньги за сырье не прячут в оффшорах, а вкладывают в развитие своей страны. Почуствуйте разницу. Не буду "сыпать соль на раны", приведя цифры по вашей коррупции.
          1. -3
            14 ноября 2013 14:34
            Цитата: goldfinger
            Не буду "сыпать соль на раны",

            И заодно научитесь читать до конца!
            1. goldfinger
              0
              14 ноября 2013 15:14
              Читал и не понЯл, какие цифры вы привели. Не пляшет чегой то. Если саудитские - откуда у них столько трудосп. населения - 43,57 млн. Если их с иностранцами всего на 2012г. - 26 534 504 чела, (Вики, ЦРУ). Если русские данные - тоже не в тему. Вы уж определитесь с этим винегретом.
              Цитата: Ежак
              И заодно научитесь читать до конца!
              1. -1
                14 ноября 2013 15:49
                Цитата: goldfinger
                Читал и не понЯл, какие цифры вы привели.

                Все вопросы к автору статьи в Вики. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%EA%E0_%D1%E0%F3%E4%EE%E2%F1%E
                A%EE%E9_%C0%F0%E0%E2%E8%E8
        2. Gluxar_
          0
          14 ноября 2013 19:30
          Цитата: Ежак
          Страна можно сказать, даже процветает местами. И это происходит, наверное, потому, что там нет любителей гадить на свою страну, предвещая ей неминуемую гибель.

          И это при том какие средства СА тратит на всяких ваххабитов/салафитов.
          1. 0
            14 ноября 2013 19:40
            Да, это справедливо подмечено. Но Моей целью было просто показать, что не всякий поставщик сырья плохо живёт. Саудовская Аравия не последняя страна из этого списка, про многих я умолчал. Просто привёл пример, того, что имея сырьё прожить можно. Но Россия просто обязана заниматься и конкретным производством, высокими технологиями. Иначе нам удачи не видать!
            1. Gluxar_
              0
              14 ноября 2013 19:52
              Цитата: Ежак
              Да, это справедливо подмечено. Но Моей целью было просто показать, что не всякий поставщик сырья плохо живёт. Саудовская Аравия не последняя страна из этого списка, про многих я умолчал. Просто привёл пример, того, что имея сырьё прожить можно. Но Россия просто обязана заниматься и конкретным производством, высокими технологиями. Иначе нам удачи не видать!

              Не пойму в чем разногласия ? Только со здравым смыслом. Иметь что то полезное всегда лучше , чем не иметь. А раз ископаемые называются "полезными ископаемыми", то владеть ими желает каждый. В России развивается не только нефтегазовый сектор ,более того в России есть все виды производств. Россию нельзя сравнивать не с СА, ни с Германией. Даже США не конкурент. Россия самодостаточная цивилизация, так же как Запад в целом. У России помимо больших доходов есть и огромные расходы, как на ВС так и на науку и другие статьи.
              Страны Запада делят между собой многие статьи расходов и даже при таких условиях вынуждены постоянно занимать деньги, чтобы оставаться на плаву. Все благополучие Запада стоит на его долгах, то есть он "ворует" чужле благополучия оставляя владельцу "свой долг".
              Россия же напротив не только берет на себя все расходы, но и поддерживает соседние государства "своего ареала обитания", не получая синергетического эффекта от структурно поной экономической кооперации. При создании ТС и будущего ЕС с Украиной, объема внутреннего рынка будет достаточно для создания конкурентоспособных производственных мощностей в любом сегменте экономики. Именно поэтому политическую верхушку Украины всячески подкупают, я думаю Запад готов будет даже дать Украине те самые 200 млрд евро, лишь бы не дать Москве закончить свою партию вовремя.
              Катар в данном контексте одна из фигур ,которая своё уже отыграла.
              1. 0
                14 ноября 2013 20:08
                У нас же толпы народные готовы орать, что в России ничего, кроме сырья не добывается. Вот отсюда все разговоры и пошли тут. Всё. Ушёл до завтра. Счастливо.
      2. Gluxar_
        0
        14 ноября 2013 19:29
        Цитата: APES
        У сырьевой экономики перспектива только одна.......

        В условиях резкого сокращения запасов ископаемых на планете ,перспектива стать основой благосостояния народа владеющего этими богатствами очевидна.
        А у России помимо сырья есть еще десяток отраслей экономики ,которые развиваются лишь немного медленней сырьевых.
    2. Gluxar_
      0
      14 ноября 2013 19:26
      Цитата: Sirs
      Так вот что - Россия будет давить на газ чтобы газ был в Азии - и это хорошо, перспективы гигантские.

      Перспективы станут еще лучше , когда до Европы в конце концов доёдет что она летит в *опу.
  2. 0
    14 ноября 2013 07:19
    Против Сирии Катар настроен именно из-за природного газа. Сирия не даёт ей проложить трубу через свою территорию далее в Европу. Если бы разрешила, то часть клиентов Россия потеряет однозначно, если не большинство.
    1. +1
      14 ноября 2013 09:23
      Цитата: джамал
      Против Сирии Катар настроен именно


      офис с "громким" именем Катар может быть закрыт в течении одного дня по звонку из Кэнэри-Уорф
      1. +4
        14 ноября 2013 09:53
        Данный офис может быть закрыт одной ракетой в газовый карман. laughing
        1. 0
          14 ноября 2013 19:24
          некоторым только и лупануть ракетой без всякого поводу)))
    2. goldfinger
      0
      14 ноября 2013 20:23
      Цитата: джамал
      Если бы разрешила, то часть клиентов Россия потеряет однозначно, если не большинство.

      в САМУЮ ТОЧКУ. ЕСЛИ В СИРИИ НАСТУПИТ МИР - "ТРУБА" ГАЗПРОМУ. А ЭТО ЧРЕВАТО. ПУТИН И ДУМАТЬ ОБ ЭТОМ БОИТСЯ. ЕСЛИ АСАД РАЗОБЬЕТ МЯТЕЖНИКОВ - В ЕВРОПУ ПОЙДЕТ ГАЗ ИЗ ИРАНА. ЕСЛИ ПОБЕДЯТ МЯТЕЖНИКИ - ПОЙДЕТ КАТАРСКИЙ ГАЗ. ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ. ТО ЕСТЬ ГАЗПРОМУ НУЖНА ПОСТОЯННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В СИРИИ.
  3. 0
    14 ноября 2013 08:14
    Катар лупит цены, жадность фраера погубит, они живут с америкосами и англосами в своём мире где много распечатанных денег)))
    1. +3
      14 ноября 2013 09:25
      Цитата: ЗУ-23
      они живут с америкосами и англосами в своём мире


      только России пора прекратить рваться в этот "сказочный" мир, - надо строить свой
      1. Gluxar_
        0
        14 ноября 2013 19:38
        Цитата: APES
        только России пора прекратить рваться в этот "сказочный" мир, - надо строить свой

        Россия туда никогда и не рвалась и не рвется.
    2. Gluxar_
      0
      14 ноября 2013 19:38
      Цитата: ЗУ-23
      Катар лупит цены, жадность фраера погубит, они живут с америкосами и англосами в своём мире где много распечатанных денег)))

      Катар как СА лупит цены не от жадности. Катар вложился в свой газовый сектор по самые гланды. Он построил гфлот газовозов и терпиналы СПГ. И построил все на кредитные деньги. Теперь ему жизненонеобходимо отбить как то свои вложения. Но как "назло" ударил фин кризис, а Иран решил проложить трубу через Сирию в Европу. Россия построила свои трубопроводы в обход Европы.
      Англо-саксы вырождаются, с помощью Катара хотели повротить трюк с СА и СССР ,но второй раз не прокатило. Супердемпинг в течении пары лет привел только к росту издержек и просадке по кредитам, потому сегодня мастная шпана осознала что хватит играть в дурочку и пытается выбраться из ямы в которую сами себя загнали.
  4. ed65b
    +2
    14 ноября 2013 09:19
    Не зря наши "мечты сбываются" молча посмеиваются в усы.
    1. -1
      14 ноября 2013 11:24
      боюсь как бы эти усы при близком осмотре не превратились в лобковые волосы feel
  5. itr
    +1
    14 ноября 2013 11:43
    Мыльный пузырь !!!! дешевле природного газа топлива нет ! Единственно все таки за счет чего такая низкая цена ?????
    1. 0
      14 ноября 2013 14:06
      Цитата: itr
      Единственно все таки за счет чего такая низкая цена ?

      Часто является попутным газом при добыче нефти. Скорее всего причина кроется в этом.
    2. 0
      14 ноября 2013 14:37
      США дотируют добычу и продажу газа Катару, точно так же как многие страны содержат на дотации свое сельское хоз-во, а зеленых бумажек у США много ..станочек то свой, и он без перебоев работает.
    3. Gluxar_
      0
      14 ноября 2013 19:40
      Цитата: itr
      Мыльный пузырь !!!! дешевле природного газа топлива нет ! Единственно все таки за счет чего такая низкая цена ?????

      За счет Катара конечно. Провал в стратеги развития привел к просадке программы продаж, остановить извлечения газа из скважины сложно, нужно заливать бетон. Так что продавали за сколько брали, кто то хорошо руки на этом деле погрел. А Катар застрял в войне и кредитах.
  6. Alexandr0id
    +4
    14 ноября 2013 13:52
    не разделяю вашей ненависти к катару. если люди умеют строить нормальный бизнес, то это достойно уважения.
    летал их авиалиниями, более чем доволен. любая наша авиакомпания - это стыд и срам. у индонезийской гаруды и индийской индиго на внутренних рейсах самолеты новее и чище. а уж катар, эмирэйтс и сингапур эйрлайнс для нас ваще недостижимый уровень. когда мы начнем так же оказывать услуги, тогда и можно будет что-то из себя корчить. а наши управленцы-из-кгб умеют работать только в бесконкурентных условиях. как же так, кто-то кроме нас будет "доить нашу корову" (европу), они сразу враги, исламисты, пeндoccкие преспешники и пр.
    у нас и внутри страны конкуренцию привыкли "давить" мусорами, фэйсами, прокуратурой, на худой конец - тупо поджогами и убийствами.
    нет, друзья, так мы по-хорошему работать не научимся и нормальную экономику у себя никогда не увидим.
  7. 0
    14 ноября 2013 15:19
    Есть и другие игроки (кроме Газпрома) на мировом рынке, которые указали Катару, где он может работать. Верить на 100% озвученным запасам газа Катара я бы не стал. Обычно западные эксперты завышают наличие углеводородов для увеличения стоимости месторождения и привлекательности для инвесторов. Катар не захочет делиться деньгами со «странами транзитёрами» и ЧВК (охрана). На себестоимость СВГ влияют и толпы инвесторов и энергозатратная технология.
    Думаю, что наша власть (при всех ее недостатках деньги считать умеют) расшиблась бы, но реализовала бы проект по СПГ …
    А России надо интенсивно развивать свои «СПГ-мощности» на мировом рынке.Думаю,что СЕГОДНЯ СПГ-терминалы не дороже,но надежней ,чем газопроводы...