Производство военной авиации будет сокращаться

Современные самолеты эффективны и дороги, поэтому много их не надо

Американское аналитическое агентство «Форкаст Интернешнл» (Forecast International – FI) прогнозирует, что в ближайшие десять лет производство военных самолетов будет сокращаться, в основном европейской и американской продукции. Дело в том, что нынешние изделия военно-промышленных комплексов развитых стран достигли высокого уровня цены, качества и способности выполнять широкий круг задач, к тому же они легко модернизируются, поэтому больших объемов производства не требуется. А суммарная стоимость самолетов превысит аналогичный показатель вертолетов.


Согласно прогнозам FI с 2013 по 2022 год в мире будет произведено 11 940 военных самолетов на сумму 480 миллиардов долларов. Годовой выпуск достигнет максимального значения в 2014-м – 1367 единиц. Затем последует снижение производства до 1095 единиц в 2018 году и небольшой рост до 1122 единиц в 2020-м. После этого опять ожидается спад до 2022 года. Вместе с тем отмечается, что реализация таких новейших проектов, как F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) производства «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) и A400M компании «Эрбас» (Airbus), не испытает затруднений.

Истребители и транспортники

Вообще до 2022-го истребители составят большую часть произведенной авиации как по количеству, так и по стоимости. Эксперты FI считают, что в упомянутый период будет произведено 2900 машин общей стоимостью 183 миллиарда долларов. Пик производства придется на 2022 год и составит 355 единиц, а вот в ближайшие годы оно будет идти относительно небольшими темпами.

Производство военной авиации будет сокращаться

В отличие от своих предшественников периода холодной войны современные истребители являются более надежными, процесс модернизации существенно облегчен, а круг выполняемых задач значительно шире, так что численность можно сократить без ущерба боеспособности. Другими словами, нет нужды одновременно эксплуатировать узкоспециализированные истребитель-перехватчик и штурмовик, если их легко заменит одна многофункциональная машина. К тому же возросшая стоимость самолетов не позволяет большинству наций закупать их в большом количестве.

Крупнейшими производителями истребительной авиации в 2013–2022 годах останутся «Боинг» (Boeing), «Еврофайтер консорциум» (Eurofighter consortium), «Дассо» (Dassault), «Сааб» (Saab), «Чэнду» (Chengdu) и российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Предполагается, что модели дешевых истребителей индийской HAL и южнокорейской KAI не будут обладать значительным экспортным потенциалом.

Внимание специалистов в настоящее время приковано к развитию программы F-35 «Лайтнинг-2». Самолет поступит на вооружение США и ряда европейских стран. В октябре нынешнего года Министерство обороны США и компания «Локхид Мартин» заключили контракт на поставку 71 «Лайтнинга» в рамках 6 и 7-й головных партий общей стоимостью 8,3 миллиарда долларов. Эта сделка является важной вехой в создании F-35 и результатом усилий Минобороны и производителей по снижению производственной и закупочной цены.

Суммарная стоимость 36 самолетов 6-й головной партии и затрат на их производство достигла 4,4 миллиарда долларов. Изменения в производстве самолетов F-35 7-й головной партии позволили сократить стоимость одного самолета в среднем на шесть процентов по сравнению с 5-й партией.

Сейчас 71 машина головных партий находится в различной степени готовности. «Локхид Мартин» начнет поставки заказчикам в середине 2014 года (6-я партия) и продолжит через год (7-я партия). Первыми их получат Италия и Австралия, а в 2015 году – Норвегия. В контрактах заранее оговорено, что компания покроет все производственные издержки.

Поставка двигателей к F-35 регулируется отдельным контрактом, заключенным Минобороны США с компанией «Пратт энд Уитни» (Pratt & Whitney). Условия новых соглашений являются более выгодными для Пентагона, так как они перекладывают большую часть ответственности в случае неисполнения контракта на «Локхид Мартин».

По данным «Форкаст Интернешнл», общая стоимость 71 самолета составит 8,3 миллиарда долларов. То есть одна машина обойдется в среднем в 116,9 миллиона без учета двигателя. В сумму также не входят контракты, предшествовавшие производству 6 и 7-й головных партий.

Анализируя предполагаемое развитие военно-транспортной авиации (ВТА), эксперты агентства считают, что в 2013–2022 годах в мире построят 848 самолетов общей стоимостью 66,9 миллиарда долларов. Благодаря массовому производству тяжелого A400M в 2018-м возможен пик – 102 единицы. Эта модель скорее всего составит до 25 процентов от общего производства военно-транспортных самолетов. Ее конкурентом будет C-17 компании «Боинг».

На рынке тактической ВТА основными моделями станут C-130J «Локхид Мартин», тактическая версия A400M «Эрбас» и KC-390 бразильской компании «Эмбраер» (Embraer). Последняя машина привлекает особое внимание экспертов, так как компания добилась наиболее впечатляющего прогресса среди мировых производителей. В ближайшие годы потребуется более 700 новых транспортных самолетов средней грузоподъемности, и бразильцы рассчитывают занять около 15 процентов рынка.


Специальная и учебная авиация

Самолеты ДРЛО, наземного и морского обнаружения, топливозаправщики будут произведены согласно прогнозам в количестве 538 единиц общей стоимостью 78,1 миллиарда долларов. Примерно половину из них составит продукция «Боинга» – топливозаправщик KC-46A и противолодочный/патрульный самолет P-8A «Посейдон» (Poseidon), который заменит устаревший P-3 «Орион» (Orion). «Посейдон» с нетерпением ожидают и на международном рынке вооружений. А поставку KC-46A для ВВС США специалисты считают одним из важнейших факторов рынка в ближайшем будущем.

В феврале 2011-го «Боинг» выиграл тендер в напряженной борьбе с европейской компанией «ЕАДС» (EADS), которая представила самолет на основе гражданского лайнера «Эрбас» A-330. Контракт оценивался в 4,9 миллиарда долларов, туда входят разработка самолета и производство первой партии. Ожидается, что 18 самолетов американская авиация получит к 2017 году.

Критический анализ проекта длился 10 месяцев и был первым важным этапом в осуществлении контракта с твердой оплатой стоимости работ и поощрительным вознаграждением. Представители заказчика подготовили его 21 августа 2013-го, что на месяц раньше планировавшегося срока. ВВС пришли к выводу, что перед запуском в серию серьезных изменений не потребуется, хотя в конструкции опытного образца выявлено шесть серьезных недоработок. Четыре из них, по мнению заказчика, необходимо устранить в чертежах. Оставшиеся две – это перебои связи KC-46 с командным центром самолетов-заправщиков (Air Force Tanker Airlift Control Center), а также работы на максимальной мощности в течение десяти минут без последующего наземного ремонта. Руководство ВВС посчитало: обе проблемы можно устранить без особых усилий. Так что контракт будет выполнен к 2017 году с вероятностью 90 процентов, пишут аналитики FI. На момент проведения критического анализа разработка самолета была завершена на 40 процентов.

Вместе с тем представители заказчика ожидают наибольшие трудности на этапе совместных испытаний КС-46. Для этого требуется синхронизировать усилия компании, ВВС и Федеральной авиационной администрации США (ФАА), чтобы не дублировать испытания. Дело в том, что КС-46 создается на базе гражданского лайнера «Боинг-767-2С». Его первый полет запланирован на июль 2014 года. Он же в виде воздушного танкера должен подняться в воздух в январе 2015-го.

К середине 2013 года Пентагон профинансировал проект в объеме 2,2 миллиарда долларов. Одновременно ВВС разрабатывают собственную концепцию обслуживания топливозаправочных самолетов, отличную от предлагаемой поставщиком. Теоретическая часть будет завершена к 2015-му, а по мере вступления КС-46 в строй в 2017 году начнется ее выполнение.

Что касается учебно-тренировочных самолетов (УТС), то их ожидается около 1,5 тысячи единиц общей стоимостью 18,5 миллиарда долларов. Вероятно, что до 2015-го производство УТС возрастет со 186 до 200 машин, затем отрасль ждет резкий спад. Это связано с окончанием закупок Минобороны США турбовинтовых T-6 «Тексан-2» (Texan II). Наименьший выпуск эксперты FI ожидают в 2022 году – 97 единиц. Затем возможен новый подъем производства в связи с принятием на вооружение реактивного T-X, который заменит устаревший T-38. В общей сложности авиация США готова закупить 350 самолетов T-X.

Вертолеты

Производство легких вертолетов массой до 6804 килограммов, которое в последнее время быстро росло, в ближайшее время замедлится. До 2022-го их выпустят 1425 штук стоимостью 23,3 миллиарда долларов. Сегмент средних/тяжелых вертолетов, то есть массой свыше 6804 килограммов, пострадает в большей степени. Если в текущем году построят 623 машины, то минимум до 2018-го продлится спад производства. Всего средних/тяжелых вертолетов выпустят 4728 единиц стоимостью 110,5 миллиарда долларов.

Особое внимание уделяется экспорту американских средних и тяжелых вертолетов, так как национальные производители объединяют усилия на внешних рынках. Правительство США также развивает программу военной помощи иностранным государствам Foreign Military Sales (FMS), которая координирует продвижение в мире моделей «Боинга» AH-64E «Апач» и CH-47F «Чинук», а также UH-60M «Блэк Хоук» «Сикорского». По мнению аналитиков, продажи «Апачей» и «Чинуков» составляют значительный процент американского военного экспорта.

CH-47 состоят на вооружении 18 государств. Планируются дополнительные поставки в 11 из них, а кроме того, экспорт еще в четыре страны. Тем самым «Боинг» продаст около 150 «Чинуков» по программам коммерческих поставок DCS (Direct Commercial Sales) и по государственной FMS. «Апач» поставляется в 12 государств, причем число потребителей в ближайшее время увеличится за счет Индии и Южной Кореи. Возможно, что и Индонезия закажет восемь AH-64.

Вертолетное отделение «Боинга» – одно из наиболее эффективных и стабильных в компании. Этому способствует практика долгосрочных контрактов. Руководство компании считает, что благополучие продолжится не менее пяти лет, за которые необходимо заложить основы дальнейшего роста, в основном укрепить сотрудничество с армией США. Производство CH-47F для национальных вооруженных сил завершится к 2019 году, а затем начнется поставка его усовершенствованной версии «блок-2». Все вертолеты американской армии будут доработаны до этого стандарта. Одновременно предполагается дальнейшее увеличение экспорта. Сейчас «Боинг» продает за границу до 55 машин в год. К 2020-му это число составит 40 единиц, но уже в 2023 году спрос на модернизированную версию «Чинук» возрастет до 70.

Нынешняя модель CH-47 реализуется по программам DCS и FMS. В рамках DCS обеспечивается модернизация уже эксплуатируемых вертолетов и оснащение их дополнительным оборудованием. Например, модифицированные CH-47F Канады имеют новый набор авионики в кабине и систему электроснабжения на основе двух электрогенераторов мощностью 60 кВт. А CH-47 Mk6, поставляемые в Великобританию, оснащены кабиной производства компании «Талес» (Thales), что позволит использовать их вместе с уже имеющимися в британской армии «Чинуками». Существует возможность поставки этих машин в Ливию, Турцию, Саудовскую Аравию, Катар, Марокко, Египет и ОАЭ.

После модернизации AH-64 «Апач» до версии «блок-3» его продажи на международном рынке также возросли. Одна из причин этого – заказы на поставку и модернизацию уже стоящих на вооружении государств Ближнего Востока машин. Саудовская Аравия намерена стать второй страной по количеству закупленных AH-64E, приняв этот тип на вооружение армии, национальной и королевской гвардии. ОАЭ запросили 30 комплектов модернизации для своих AH-64D и 30 новых машин.

Дальнейшее развитие экспортного потенциала вертолета может увеличить запрос на поставку 24 машин со стороны Катара. Южная Корея также разместила заказ на 36 AH-64E в рамках программы закупки тяжелых ударных вертолетов. Еще 22 вертолета будут поставлены в Индию, а восемь штук запросила Индонезия. «Боинг» уже закончил поставки «Апачей» версии «блок-3» для армии Тайваня.

Большая часть этих контрактов осуществлена через программу FMS, так как государства, разместившие заказ на AH-64, имеют достаточно тесные связи с американской армией. «Боинг» также предлагает свое изделие на экспорт через коммерческую систему DCS, однако ряд его систем и вооружений обязательно должен быть поставлен по программе FMS.

Компания «Сикорский» также предлагает на экспорт свой UH-60M «Блэк Хоук» по FMS и DCS. Бахрейн, Мексика, Швеция, ОАЭ, Саудовская Аравия приобрели эти машины. Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности Минобороны США (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) намерено поставить их по программе FMS в Катар, Тайвань и Таиланд.

Рост выпуска средних/тяжелых вертолетов после 2022 года возможен в связи с осуществлением проекта перспективной машины FVL (Future Vertical Lift). Аналитики полагают, что новые вертолеты FVL будут приняты на вооружение к 2030 году.
Автор:
Дмитрий Федюшко
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти