Украинский национализм: левый курс и правые колебания

Украинский национализм: левый курс и правые колебания

Митинг в Киеве во время Февральской буржуазно-демократической революции в 1917 году. Фото: архив РИА Новости


Национализм на Украине возник как леводемократическое движение, но со временем эволюционировал в «третий путь»

Советская пропаганда приучила нас к тому, что социалистическому интернационализму в СССР противостояли буржуазные национализмы. Так, Сталин писал в одной из своих работ об этом противостоянии в годы Гражданской войны: «Борьба окраинных "правительств" была и остается борьбой буржуазной контрреволюции против социализма. Национальный флаг пристегивается к делу лишь для обмана масс, как популярный флаг, удобный для прикрытия контрреволюционных замыслов национальной буржуазии».


Некоторые противостоявшие большевикам национальные движения, действительно, были правоконсервативными, но далеко не все. Грузинское государство, например, возглавляли социал-демократы, только не большевики, а меньшевики, которые, как теперь понятно, были не меньшими, а то и большими марксистами. Левой, близкой по программе к эсерам была и Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн», боровшаяся с коммунистами.

Но особый интерес представляет собой Украина, которая в отличие от других национальных окраин бывшей империи все еще продолжает восприниматься значительной частью россиян как часть «русского мира». В этом смысле в отношении украинского национализма существуют сразу два взаимосвязанных мифа.

Первый, что он представлял собой искусственный проект, созданный иностранными спецслужбами и не имеющий поддержки у народа — «малороссов», считающих себя исключительно частью «триединого русского народа». Второй, что это был «реакционный буржуазный национализм», враждебный чаяниям и интересам украинского «трудового народа». Собственно, два этих клише во многом определяют восприятие украинского национализма и поныне, что позволяет некоторым надеяться на то, что в один прекрасный день он испарится, как дым.

Левые корни украинского национализма

Что же на самом деле представляет собой украинский национализм и как ему всего за один век удалось стать силой, вызвавшей к жизни одно из крупнейших и по территории, и по численности населения государств Европы?

Вопреки советским пропагандистским мифам украинский национализм изначально был левым и народническим. Русская общественная мысль XIX и начала XX века, как известно, распалась на три основных направления: консервативное, либеральное и леводемократическое. У украинцев тоже были представители собственной либеральной (Драгоманов) и консервативной (Липинский) мысли, но для их развития не было серьезных объективных предпосылок, потому что и дворянство и буржуазия в этих землях были малорусскими, то есть не имели украинского национального самосознания или и вовсе были ему враждебны. Показательно в этом смысле, что малороссы составляли большую часть членов Союза русского народа и других русских правоконсервативных организаций, а с 1905 года именно Киев был столицей русского черносотенства и национализма.

Поэтому украинское национальное самосознание развивалось в рамках третьего, социал-демократического направления или в неразрывной связи с ним. Однако в отличие от русской социал-демократии на Украине, которая делала ставку на городской — русский, смешанный и русифицированный пролетариат, украинская социал-демократия опиралась на моноэтническое украинское село.

Певцом украинского села и первым ярким провозвестником украинского национализма был, безусловно, левый Тарас Шевченко. Социалисткой национального направления была вторая по значимости для украинской литературы того времени Леся Украинка. Эсером был основатель украинской национальной исторической школы Михаил Грушевский, который после капитуляции перед советской властью продолжил свою работу в структурах коммунистической Украины. Первый политический идеолог украинского национализма Николай Михновский студентом начинал свою политическую деятельность в социал-демократическом кружке, но пришел к выводу, что украинцам нужна организация, сочетающая социалистические и национальные идеи, основав Братство тарасовцев (в честь Тараса Шевченко). Наконец, основатель первой независимой Украины Симон Петлюра был активным участником Революционной украинской партии, чья программа за вычетом национальных требований была почти идентична программе российских меньшевиков и эсеров.

Украинский национализм: левый курс и правые колебанияСимон Петлюра, 1926 год.

Впрочем, есть ли смысл «вычитывать» эти требования? Ведь российские левые партии признавали право народов на защиту своих национальных интересов в рамках федеративного государства, в которое должна была быть превращена после революции Россия. Интересно, что Петлюра, являющийся в России олицетворением сепаратизма, и не претендовал на большее. После Февральской революции образованная его Революционной украинской партией Украинская центральная рада настаивала на предоставлении Украине автономии, а ее председатель Грушевский был избран в российское Учредительное собрание, что никак не свидетельствует о непримиримом сепаратизме. И только после разгона большевиками Учредительного собрания, в котором, напомним, большинство депутатов также были левыми (эсерами и меньшевиками) Рада объявила о создании независимой Украины.

Штрихом к той же картине является и то обстоятельство, что во время Первой мировой войны Симон Петлюра в отличие от украинских националистов-эмигрантов под кураторством Австро-Венгерского генштаба выступил не с антироссийских, а с пророссийских позиций, считая, что украинцы должны защищать общую родину, но Россия при этом должна признать их национальные права.

Таким образом, политический украинский национализм не просто был левым, но изначально рождался как часть идейно единого для всей имперской России революционно-демократического движения. Лишь со временем он вступает в конфликт даже не со всеми своими русскими коллегами, а лишь с одной из их фракций — большевиками, и после их победы встает на однозначно сепаратистские позиции.

Однако, что интересно, первыми серьезными врагами для украинских левых националистов стали не московские большевики, которые для этого были еще слишком слабы, а украинские правые — консерваторы во главе с гетманом Скоропадским. Его проект, под который так романтично была подведена идейная база (украинского гетманизма) одним из немногих украинских консерваторов Липинским, был весьма интересной задумкой, аналогом проекта другого российского офицера — Карла Густава Маннергейма, не изменившего присяге государю императору.

Маннергейм, видя, что большая страна скатывается в хаос и тиранию, создал эффективное государство благодаря альянсу финляндской шведской аристократии и финской интеллигенции и буржуазии. Нечто подобное пытался сделать на Украине и Скоропадский, объединив вокруг сильной власти гетмана украинцев и русских. Однако проект Скоропадского подвис в воздухе — великодержавно настроенному русскому офицерству, на которое он рассчитывал как на костяк своей армии, проект претил как «самостийнический», для украинских же крестьянских масс он был в первую очередь социально чуждым.

Социальные чаяния украинских крестьянских масс выражали украинские левые, левые националисты во главе с Петлюрой, создавшим Украинскую Народную Республику. Однако украинских левых погубили даже не столько русские левые — это было уже следствием, а не причиной. Украинских левых погубило появление украинских крайне левых: махновцев и боротьбистов, которые раскололи их силы, когда им приходилось воевать — причем долгое время успешно — на два фронта: с русскими правыми имперцами (деникинцами) и русскими левыми имперцами (большевиками). Дело в том, что Махно опирался ровно на те же социальные слои, что и основные украинские левые революционеры (петлюровцы), оттягивая их на себя.

Есть теория, согласно которой, наиболее ожесточенная борьба разгорается между самыми близкородственными видами — никак иначе нельзя объяснить ту ненависть, которую Махно испытывал к таким же народно-украинским силам петлюровцев, клеймя их буржуазными. Петлюровцы, конечно, никакими буржуазными не были, но они были националистами, боровшимися за единую Украину, тогда как Махно, действовавший на ее юге, был анархическим регионалистом, не признававшим власть ни Киева, ни Москвы. Тем не менее в их схватке он фактически невольно поддержал большевиков, что закономерно закончилось разгромом обоих украинских левых проектов: и национального, и анархо-регионалистского.

Правый поворот

Победа большевиков повлекла за собой начало идейной эволюции многих людей и сил не только в России, но и во всей Европе. Показательна в этом смысле судьба русского революционера Бориса Савинкова, который большую часть своей жизни был эсером, но в ее конце стал симпатизировать итальянскому фашизму. Впрочем, не будем забывать и того, что самый первый фашизм — итальянский — возник на основе социалистической газеты «Avanti» и был создан ее редактором, членом социалистической партии Италии Бенито Муссолини.

Фашизм принято рассматривать как отдельное политическое направление, «третий путь», отличающийся рядом самостоятельных признаков вроде активизма, корпоративизма, вождизма, национализма и милитаризма. В этом смысле он складывается из двух источников: правого и левого, становясь продуктом их радикализации и синтеза. Правым был присущ милитаризм и национализм, но не массовый активизм и социализм. Левые, напротив, традиционно апеллировали к массам, но им не был присущ, по крайней мере, идейный милитаризм и авторитаризм — они повсеместно возникали по факту, но везде их пытались закамуфлировать и оправдать как вынужденные и временные явления.

Украинский национализм: левый курс и правые колебанияДмитро Донцов.

Украинский национализм, как уже было сказано, изначально был левым — ничему правому, консервативному там было просто неоткуда взяться, особенно после разгрома Скоропадского силами украинских же левых националистов. Однако после поражения от своих левых российских коллег он начинает эволюционировать в том же направлении, в котором эволюционировали изначально левые Савинков и Муссолини — к фашизму. Ключевой фигурой этой эволюции становится яркий политический мыслитель, публицист, философ, идеолог украинского интегрального национализма Дмитро Донцов.

Интерес представляет уже сам генезис этого человека, как политический, так и этнический. Донцов начинает свою деятельность как классический социал-демократ, причем не национальной направленности как РПУ, но членом Украинской социал-демократической рабочей партии, отколовшейся от нее. Этот факт вкупе с русской фамилией (рос он в немецко-итальяно-украинско-русской таврической семье) позволял некоторым на тот момент клясть как «москаля» человека, который через какое-то время станет самым воинствующим идеологом украинского национализма.

Как и в случае с российскими социал-демократами и лидером их радикального крыла Лениным толчком к радикализации Донцова стала его политическая эмиграция. Петлюра и на фоне репрессий остался в Империи и, как мы помним, во время Первой мировой войны выступил с оборонческих позиций. Для Донцова же отрыв в эмиграцию означает ставку на формирование воинствующего украинского национализма под эгидой врага России — Австро-Венгрии. Он становится националистом, для которого в отличие от того же Петлюры партийные и идеологические пристрастия уже не имеют принципиального значения — этим, по-видимому, объясняется тот факт, что он равно успешно работает сперва на гетманскую Украину Скоропадского, в которую возвращается вместе с немецкими войсками, а потом на петлюровскую УНР.

Такая надпартийность остается присущей Донцову и в дальнейшем, когда он, то сближаясь с теми или иными организациями, то отдаляясь от них, становится сам себе величиной — идеологом, влияющим на весь украинский национализм. Последний формируется и заново реорганизуется после разгрома УНР, что важно — не на Украине, где он рос из левой идеи, а в украинской эмиграции, которая формировалась на принципах радикального, всеподчиняющего национализма.

ОУН — УПА: левый реванш

Донцов был голосом своего времени, эстетом, украинским ницшеанцем и в этом смысле его влияние на умонастроения украинских националистов было эпохальным. Однако все же это влияние, подобно переменчивой моде, было, скорее, эстетическим, культурным, но неспособным изменить «политического ДНК» украинского национализма. Донцовский «интегральный национализм», вождизм и мистицизм были движущей силой легендарной Организации украинских националистов, хотя, по воспоминаниям его сестры, сам Бандера до того, как случился Голодомор, считал своим политическим идеалом Ленина.

Однако очень быстро романтическо-фашистская идеология ОУН начинает размываться под воздействием левых настроений масс. Этому способствовали два обстоятельства.

Во-первых, ОУН, не будучи политически лидирующей силой Западной Украины, сумела завоевать это лидерство своей отчаянной и эффективной революционной борьбой, притянувшей к ней наиболее радикальные силы украинцев. А среди них немалую часть составляли бывшие коммунисты и другие левые, разочаровавшиеся в людоедской (Голодомор) и империалистической (пакт Молотова — Риббентропа) политике красной Москвы.

Украинский национализм: левый курс и правые колебанияАгитационный плакат УПА, 1948 год

Во-вторых, с вторжением немцев в СССР, которое ОУН пыталась использоваться для разворачивания национально-освободительной борьбы, в последующем на два фронта (так потом и получилось), ее эмиссары стремительно продвигались на восток Украины, где им приходилось на ходу корректировать свою идеологию. С исчезновением безальтернативных в однопартийном обществе коммунистов, заполнявшая этот вакуум ОУН была по факту единственной украинской политической и национальной силой. Однако настроения вчерашнего подсоветского населения существенно отличались от романтическо-фашистских идей ОУН, взращенных в эмиграции, и — надо отдать должное их стратегической прозорливости — лидеры ОУН, имевшей мощную контрразведку, сумели оценить этот факт и сделать из него выводы.

Руководство бандеровской ОУН (а была еще конкурирующая «меньшевистская» ОУН Мельника) проводит организационную и теоретическую реформу, итогом которой становится проведение Третьего чрезвычайного Великого Сбора ОУН в августе 1943 года. На нем принимаются программные заявления и требования, возвращающие украинское движение к идейным истокам левого национализма Петлюры. Изначально лево-демократической по идейным установкам была самая первая УПА (Украинская повстанческая армия), чей исток — армия «Полесская сечь» была создана Боровцом, сторонником петлюровских идей — их последователи «интегрального национализма» Донцова, вождисты и корпоративисты фашистского типа, считали «провансализмом», то есть мещанством.

И несмотря на то что ОУН сумела поглотить УПА, причем жестоко устранив ее старое руководство, этот процесс не мог происходить без идейной трансформации. Одним из ее проявлений было то, что в некоторых местах бандеровцы предпочитали действовать не под брендом ОУН, а под брендом специально созданной для аккумулирования левых симпатий Народно-освободительной революционной организации.

Нейтральное название Украинской повстанческой армии в ряде случаев было более эффективным, чем национал-фундаменталистское ОУН. Более того, в условиях тяжелой борьбы на два фронта с немцами и советами и сталкиваясь с реалиями большой Украины, а не ее западной части, ортодоксальные националисты идут на интернационалистские маневры. Так, через несколько месяцев после третьего съезда ОУН украинские националисты проводят Первую конференцию угнетенных народов Восточной Европы и Азии. Если донцовским идеям был присущ имперский пафос по аналогии с вдохновлявшим его итальянским фашизмом, то теперь украинскому национализму придается антиимпериалистический характер и провозглашается курс на интернационал-националистов всех народов, противостоящих угнетению.

В УПА создаются инонациональные подразделения, в том числе русские («российские»). В этом смысле характерна и еще одна идейная корректировка — если донцовские идеи были русофобскими в полном смысле этого слова, то новый курс УПА разделяет русских и российский империализм, признавая за русскими, как и за любой другой нацией право на самоопределение в национальных границах, а также их права как национального меньшинства Украины.

Вторая мировая война закончилась в 1945 году, но, как известно, очаговое партизанское сопротивление бандеровцев продолжалось почти до середины пятидесятых годов. Однако в эти послевоенные годы происходит фактический раскол между политическим руководством ОУН во главе с Бандерой, перенесшим свою деятельность в эмиграцию, и теми лидерами УПА, которые сдвинулись еще левее резолюций 1943 года. Левое крыло УПА, оставшееся на Украине, фактически перешло на национал-марксистские позиции, провозгласив своей целью построение в независимой Украине бесклассового общества.

Остатки ОУН, которые в отличие от УПА уцелели от разгрома в эмиграции, отвергли такую «ересь», благо теперь снова можно было вернуться к рафинированному национализму, не оглядываясь на настроения подсоветских масс. Тем не менее, хотя полевению украинского национализма в эмиграции пришел конец, идеологические основы полевевшего украинского национализма, заложенные в 1943 году, делающие его продолжателем дела Петлюры, уже не пересматривались.

Постсоветский этап: от национал-демократии к социал-национализму

Третья волна украинского национализма, на этот раз вылившаяся в создание наиболее долговечного на данный момент независимого Украинского государства, пришлась на постсоветские годы. Справедливости ради, однако, надо сказать, что независимая Украина была создана украинской партноменклатурой, а не идейными националистами, чьи заслуги в этом деле были признаны чисто символически.

При этом идейные украинские националисты в постсоветский период были представлены правыми — национал-либералами и национал-демократами от движения «РУХ» до Виктора Ющенко. Левый же, социалистический вектор стал достоянием антинационалистических, ориентированных на союз с Россией сил.

Так продолжалось до поражения Оранжевой революции, которое одновременно стало и поражением ветхих постсоветских националистов — национал-демократов вроде Ющенко. Однако правление Януковича вызвало к жизни новый украинский национализм, более радикальный и продолжающий социальную линию петлюровцев, бандеровцев и даже позднего УПА, пошедшего на раскол с ОУН. Представителями последней стали «автономные националисты», стоящие на позициях бесклассового общества и отрицания государства, то есть, по сути национал-анархизма, мода на которых пришла в СНГ именно через Украину (не секрет, что русская «Вольница» была по сути дочерним проектом украинских «автономов»).

Таких радикальных социал-националистов можно было бы считать абсолютно маргинальным явлением, если бы не тот факт, что в скором времени их представитель Юрий Михальчишин становится одним из лидеров «Свободы», стремительно ворвавшейся в украинскую политику уже в десятых годах наступившего века.

Это неслучайно, потому что одиозная «Свобода» есть не что иное, как новый бренд еще более одиозной Социал-националистической партии Украины, существующей в общей сложности двадцать лет. Эта партия унаследовала донцовскую эстетику 1920—30-х, считая себя, впрочем, продолжателем дела всего ОУН-УПА. Однако выход из ниши маргинального неофашистского движения, локализованного в Западной Украине, в большую общеукраинскую политику для украинских националистов в очередной раз был связан с полевением, а именно ставкой на социал-популизм и социалистический национализм.

Впрочем, несмотря на все успехи, радикальные украинские националисты вряд ли имеют шансы придти к власти в стране, почти половина населения которой имеет постсоветскую ментальность и мировоззрение. Новые бандеровцы имели бы шансы только в компактной Украине, без советского Востока и Юга, уже не говоря о Крыме, однако, как и их коллеги — русские националисты-державники они не готовы жертвовать «единой-неделимой» ради «национальной чистоты». А раз так, значит, для завершения дела украинского национально-государственного строительства нужен скорее новый гетман Скоропадский, чем Петлюра или Бандера. Впрочем, он вполне сможет опираться и на образы и идеи последних, вписанные в более широкий государственный контекст.
Автор: Вадим Сидоров
Первоисточник: http://rusplt.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 20
  1. РусскийРу 14 ноября 2013 09:37
    Новые бандеровцы имели бы шансы только в компактной Украине, без советского Востока и Юга, уже не говоря о Крыме, однако, как и их коллеги — русские националисты-державники они не готовы жертвовать «единой-неделимой» ради «национальной чистоты». А раз так, значит, для завершения дела украинского национально-государственного строительства нужен скорее новый.....

    Не получится, по причине того что:
    Украинских левых погубило появление украинских крайне левых: махновцев и боротьбистов, которые раскололи их силы.Дело в том, что Махно опирался ровно на те же социальные слои, что и основные украинские левые революционеры (петлюровцы), оттягивая их на себя.
    Не умеют дружить даже между собой.
    ....почти половина населения которой имеет постсоветскую ментальность и мировоззрение. ....без советского Востока и Юга, уже не говоря о Крыме.

    Не совсем согласен, с тем что "постсоветская ментальность". Не забываем кто и откуда бежал в запорожскую сечь. Также заселение крыма и юга Украины после войны с асманами. Ментальность и мировозрения берет свое начало именно оттуда.
    1. Николай С. 14 ноября 2013 09:54
      Очередная пропаганда свидомитизма. На всю ложь отвечать не вижу смысла - не стоит она того. Пару штришков. Если уж пишете, что ваши националисты - социалисты, то сопоставьте одно с другим. Было уже национал-социалистическое государство, которому ваши из-за Збруча, претендующие, на истинное украинство, активно добровольцами служили и в СС, и в карателях, и в концлагерных командах, и, само-собой, в полиции.

      Грушевский - "основатель исторической школы"!!!!!!??? Ну разве что той, которая сейчас дебилизирует украинских школьников свидомыми сказками про 140 000 летний украинский народ и т.п.
      1. Karlsonn 14 ноября 2013 14:56
        Цитата: Николай С.
        Очередная пропаганда свидомитизма. На всю ложь отвечать не вижу смысла - не стоит она того.



        Цитата: Николай С.
        Грушевский - "основатель исторической школы"!!!!!!??? Ну разве что той, которая сейчас дебилизирует украинских школьников свидомыми сказками про 140 000 летний украинский народ и т.п.


        Согласен.
    2. Walker1975 14 ноября 2013 15:35
      Цитата: РусскийРу
      Не умеют дружить даже между собой.


      А кто тогда дружил? Разве левые не громили монархистов, затем большевики меньшевиков и эссеров и, в конце концов, вспомним первое советское правительство - Каменев, Троцкий, Зиновьев, Бухарин... разве их потом не перестреляли свои же?
      Walker1975
  2. avt 14 ноября 2013 10:29
    ,,Так, Сталин писал в одной из своих работ об этом противостоянии в годы Гражданской войны: «Борьба окраинных "правительств" была и остается борьбой буржуазной контрреволюции против социализма. Национальный флаг пристегивается к делу лишь для обмана масс, как популярный флаг, удобный для прикрытия контрреволюционных замыслов национальной буржуазии»."--------- Ну вот что тут добавить или убавить в свете событий развала СССР и построения после беловежской пьянки новых нацгосударств !?? Только с либероидной пеной у рта орать про кровавого тирана ,авось за этим криком вот такие мысли и не услышат . Сколько издевались над Сталиным - говорить не умеет ,водичку на трибуне пьет ,а вот если по сути ,так коротко и и ясно ,без словесной шелухи ,когда за словоблудием интеллигентским скрывают отсутствие мысли .
    avt
  3. Cristall 14 ноября 2013 12:51
    Интересно кто эти статьи про ЭТо читает?
    Мне лично это не интересно, я прекрасно помню что это.
    Зачем лишний раз ворошить эту труху?
    1. Корсар 14 ноября 2013 13:00
      Цитата: Cristall
      Мне лично это не интересно, я прекрасно помню что это.
      Зачем лишний раз ворошить эту труху?

      Из этой "трухи" в Украине культивируемое Западом вырастает НЕЧТО.
      Раз об этом молчит Украина,то будем говорить мы.
      1. Karlsonn 14 ноября 2013 15:05
        Цитата: Корсар
        Раз об этом молчит Украина,то будем говорить мы.


        Приветствую! hi

        На Украине об этом не молчат, просто гниды более активны и их поддерживает украинское правительство. angry am

        Вожди «сволоты» – Ильенко, Мохнык, Тягныбок.
      2. Korben 14 ноября 2013 15:34
        Адекватные люди всерьез их не воспринимают и не будут! Адекватных людей большинство!
        Korben
      3. Варчун 14 ноября 2013 19:22
        А это у вас и где же твоя правда,говорить вы только и умеете ,а у самих такие же.
        Варчун
        1. Karlsonn 14 ноября 2013 21:39
          Цитата: Варчун
          А это у вас и где же твоя правда,говорить вы только и умеете ,а у самих такие же.


          Суть в том, что таких уродов везде хватает. sad
  4. Пух 14 ноября 2013 13:19
    Для сведения..В 1917 году никакой РУП не существовало. Она доблестно раскололась ещё в 1905 году. Следовательно и учредителем Центральной рады она являться не могла. Петлюра в 1917 году являлся членом УСДРП (Украинской социал-демократической рабочей партии). Ну, а в принципе, статья познавательная. Пы.сы. желаю всем петлюрам и иже с ним царствия немецкого)
    Пух
  5. atos_kin 14 ноября 2013 14:06
    Ну не надо делать из сайта политический рупор (националистов и их "исследователей"), пожалуйста!
  6. Sergey_K 14 ноября 2013 16:59
    Бог мой, неужели на топваре появляются объективные статьи?? Предрекаю бешанку у местных ненормальных и, конечно же, минуса мне.
    Спасибо автору.
  7. Егоза 14 ноября 2013 17:00
    К сожалению, о таких "гражданах", говорить надо, чтобы быть готовыми ко всему...в том числе и к таким соседям под самым боком. Короче говоря...
    « Как только вознамерившийся воевать с Российской империей, минует первый пограничный столб на западной русской границе, к нему тут же побегут толпы диковатого вида людей, с похожими на дуэльные пистолеты ружьями (т. н. «обрезы»), выказывающие полную
    преданность оккупантам и готовность «идти на Москву» хотя бы в качестве обслуги и даже тягловой силы. Это одичавшее карпатское племя, невесть как затесавшееся в дебрях Европы, всегда готово целовать первый подставленный сапог, будь он выделан из турецкой, немецкой или
    польской кожи. И всегда готово стрелять в спину тем, перед которыми еще вчера пласталось в самых верноподданических заверениях. Нет точки в Европе к которой эти язычники были хоть сколько-нибудь привязаны историческими и этнокультурными нитями... «Шляхта» их
    презирала, превращая в рабочую скотину, «кайзеры» и «курфюрсты» обносили «гиблое место» от греха подальше колючей проволокой. Сегодня Советы пытаются купить их лояльность едва ли не христианским всепрощением и предоставлением полных гражданских, социальных и культурных прав этим людям. Но зачем культурные права там, где нет и никогда не было культуры? Зачем людям, не знающим что такое «гражданин» гражданское общество?...»

    ( Швейцарский историк А.Ган)
    1. Варчун 14 ноября 2013 19:28
      Ешё была Австро-Венгрия или Угорщина,вот их то там и не любят,я за венгров.Там есть люди в Карпатах,не все там гниды,но что говорить если сама продажная власть на это закрывает глаза.Галиция Украиной не когда не была,вот и не любят они не кого.
      Варчун
      1. Karlsonn 14 ноября 2013 21:40
        Цитата: Варчун
        Ешё была Австро-Венгрия или Угорщина,вот их то там и не любят,я за венгров.Там есть люди в Карпатах,не все там гниды,но что говорить если сама продажная власть на это закрывает глаза.Галиция Украиной не когда не была,вот и не любят они не кого.


        Разрешите подписаться! drinks
  8. Кислый 14 ноября 2013 18:26
    Совершенно правильно названы среди основоположников украинского национализма Т. Шевченко, М. Грушевский и С. Петлюра. Кстати, они не галичане. Грушевский, правда, родился в Холме, но его корни на Днепре.
    Если что, и Ющенко с Кучмй не галичане. И основатели "народного руха", Драч и Чорновил, оголтелые русофобы, тоже не "западенцы".
    Невероятная глупость - считать украинский национализм сугубо галицким явлением. Его родина именно восточная Украина. Понятно, что со временем он расцвёл в Галиции. Но зародился на востоке. И я хорошо помню службу в СА. Восточные украинцы страдали национализмом не меньше западных. А по-русски говорили даже хуже их.
    1. Варчун 14 ноября 2013 19:38
      Ты помнишь?Сколько же Вам лет?
      Варчун
      1. Кислый 14 ноября 2013 20:27
        Цитата: Варчун
        Сколько же Вам лет?

        Сколько есть - все мои.
      2. Karlsonn 14 ноября 2013 21:41
        Цитата: Варчун
        Ты помнишь?Сколько же Вам лет?


        Это нам из альтернативной реальности пишут. laughing
    2. Sashko07 15 ноября 2013 00:26
      Вы Черновола хоть не трогайте, это единственно нормальный человек был, который хотел возродить страну а не нахапать себе побольше в карман. За что и убили.
      По поводу вашей службы - я сильно сомневаюсь что вам сколько лет что бы вы служили в Советской Армии, я даже сомневаюсь что бы вы вообще служили.
      А по поводу националистов и фашистов так вон "парубок" выложил наглядное фото в какой стране сейчас больше процветает национализм и фашизм - и это явно не Украина.
      Sashko07
  9. Прутков 14 ноября 2013 19:35
    Хотелось бы все-таки от себя добавить, что в те "весёлые" годы 20-го столетия существовало два националистических течения(различные крестьянско-анархические, типа Махно, не будем рассматривать), абсолютно противоположные по вектору противодействия. Что, собственно, вылилось в создании Западной УНР (на территории бывшей Австро-Венгрии) с антиавстрийским, а потом и антипольским вектором, и УНР во главе с Петлюрой, на территории принадлежавшей до этого Российской империи, где главный враг виделся на востоке. При всём том, что представители ЗУНР Россию (независимо - красную или белую) рассматривали как союзницу. Да, и сами российские силы, действовавшие на Украине, деникинцы, относились очень лояльно к представителям ЗУНР, а представителей УНР рассматривали как предателей. И вот, две эти республики под действием внешних сил (австрийцы, поляки с Антантой, большевики, белые) вынуждены были объединиться в единую УНР. На Украине до сих пор отмечается государственный праздник - День Злуки УНР и ЗУНР. Но Петлюра, став во главе единой УНР попросту говоря "кинул" своих западных соратников, отдав западную Украину Польше в обмен на перемирие на Западе. В общем, националисты на Украине были как "антирусские" на востоке, так и "антизападные" на западе страны. Вот-такая "каша".
    1. Кислый 14 ноября 2013 20:32
      Цитата: Прутков
      В общем, националисты на Украине были как "антирусские" на востоке, так и "антизападные" на западе страны. Вот-такая "каша".

      Примерно так и было.
      Цитата: Прутков
      Но Петлюра, став во главе единой УНР попросту говоря "кинул" своих западных соратников, отдав западную Украину Польше в обмен на перемирие на Западе

      У Петлюры просто не было выбора. Со своими чахлыми и не очень боеспособными войсками воевать с Польшей у него просто не было возможностей. Он и так поссорился и с красными, и с белыми, и с махновцами, а тут ещё и поляки, которые тогда набирали силу.
    2. Егоза 14 ноября 2013 20:57
      Цитата: Прутков
      На Украине до сих пор отмечается государственный праздник - День Злуки УНР и ЗУНР.

      Только кто ж его празднует? laughing Разве что Кравчук с Ющенко! laughing
      1. -gnuhc- 14 ноября 2013 23:58
        Ну кто-то ж празднует такое
        -gnuhc-
  10. Cristall 15 ноября 2013 00:35
    Юг, пожалуйста не вмешивайте, в эту заварушку.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня