Military Review

Was Lunex better than Apollo?

9
The satellite crisis that followed historical the launch of 1957, spawned not only the Apollo, but also the not-so-famous US Air Force program 1958-1961. In many respects, it seems no less attractive, and its ultimate goal - the deployment of a secret underground base of the Air Force on the Moon - looks like a triumph of democracy and philanthropy.


... But did not grow together. Why? And could it be otherwise?

The Lunex project was only formally launched in the 1958 year - in fact, then it became clear only that the US lag in the space race had to do something, so the first year it was all about setting targets for the lunar program. It now seems that the desire to fly first to a particular celestial body was based only on considerations of prestige: the military of that era, on the contrary, it was absolutely clear that any space project could simultaneously be a powerful carrier weapons mass destruction. Remember at least P-36orb, fifteen years standing in service in the USSR.

Was Lunex better than Apollo?

Above, from left to right: BC-2720 LV, A-410 LV and B-825 LV are carriers for Lunex. Below: the Dyna Soar space bomber, developed in 1959 – 1963 for the United States Air Force, an attempt to copy the German Zilberfogel. (Illustrations by NASA, USAF.)


The US Air Force was expecting something similar, although it did not have any information on this matter, nor the possibility of creating its own funds of this kind. It was the suspicions of the military coloring of a part of the Soviet space program that drove the final version of Lunex, presented a few days after Kennedy’s well-known appeal about the space race made in 1961.

The delivery of a triple 61-ton command and hardware module to the Moon was assumed with the help of a certain launch vehicle with the “original” name of the Space Launch System. Neither the type of engines in the rocket, nor the fuel, nothing at all, except for the number of stages, was not specified by the program: it all just had to be developed (NASA was waiting for the same thing with its Apollo program presented in the same year with approximately the same detail). However, no, there were some abstract wishes: the first degree would be good to make solid-fuel, while the subsequent ones - working on liquid oxygen and hydrogen. It is worth noting that the fuel used by the various steps of the Saturn, which did fly to the Moon, was also not finally chosen in the 1961 year.

To get to the moon, it was supposed to use the "right ascension" method. Simply put, the carrier delivered the module to the satellite. Then for landing the engines were used in the tail section (alternatively, landing on the manufactured chassis). After completing all the necessary research, the ship left the moon and headed towards Earth. The entrance to the atmosphere of the command and hardware module, close to the Dyna Soar project, was carried out at an angle with subsequent damping of speed. The module had a flat bottom, wings with upturned ends and a shape that allows you to manage to plan for landing in the right place. There was no detail concerning the means of rescue of the crew: in 1961, events were whipping up American space efforts with such force that there was simply no time to think and talk about “little things”.

Key in the project - the timing and cost. Of course, unreal. The landing on the moon was promised in six years - by 1967. And the cost of the program is only $ 7,5 billion. Do not laugh: Apollo on 1961 also promised a good leap in six years for $ 7 billion.

Of course, in the form in which these projects existed in the 1961 year, they could not be implemented for either $ 7 or $ 27 billion. Right ascension was considered reasonable, since it did not require maneuvering in the lunar orbit, which then the appearance of methods for calculating such maneuvers were feared like fire. But just the descent to the moon and the ascent from it of a hefty module with astronauts and a returning rocket required much more fuel and a much heavier rocket. To "ascend" from the Earth, it was necessary to send a carrier that was superior to the Saturn-5 in thrust and price, and this is the most powerful rocket in human history.

It is obvious that, faced with real numbers, the US Air Force would have abandoned this direct option in favor of delivering the ship to the moon and landing on it without a returning module to Earth. This is exactly what happened in the 1962 year with the Apollo, when NASA realized that even the super-heavy rocket (of the Nova project) was too weak to "right ascension."

And yet the project has several interesting features. To ensure entry into the atmosphere at a speed close to the second space (11,2 km / s), the returned apparatus entered the atmosphere at a significant angle, “slowing down” without excessive overheating in many respects even in the upper layers. And here is the most important thing: the planning of Lunex did not stop at “sending people to the moon before the Russians”; The ultimate goal of the program was to create an underground (“subsurface”) Air Force base there with personnel at 21, which were periodically replaced. Alas, we are not yet very familiar with the documents of this particular part of the project: it is not entirely clear what exactly they were going to occupy this platoon.

Most likely, the motives of Lunex were close to another concept, which belonged to the US Army and was presented in 1959 year. The Army Project Horizon provided for a "lunar outpost that was necessary for the development and protection of potential US interests on the moon." It is not difficult to guess what these interests are: “Development of the technology of observing the Earth and the cosmos from the Moon ... for the sake of its further research, as well as space exploration and for military operations on the Moon, if they become necessary ...”

Well, well, reconnaissance from the moon, conducting military operations on the satellite, a sublunary secret base ... Anyone who watched "Doctor Strangelove" has no doubt: there were indeed generals in the US Air Force who would hardly lag behind in terms of such plans from army commanders . In the end, the US Air Force, and not the army, offered to shy away with an atomic bomb on the lunar terminator, so that it could be better seen from Earth: to frighten, so to speak, Russian Papuans. From such people, and not that can be expected: for them, the military base in 400 000 km from the enemy is normal. But what good would it be in all this clowning for humanity?

No matter how ridiculous, the sense from Lunex could be very much. Yes, the program did not have two main advantages that Apollo had: the excellent administrator James Webb did not work for it, and its carriers did not design the notorious SS Sturmbannführer. And he, of course, showed himself to be the best rocket designer than any of his other contemporaries in the United States.

However, the whole gift of von Braun largely went into the “whistle”, because his monstrous “Saturns” were ultimately not in demand by the American space industry. Created in the fever of the lunar race, without special attention to the price of the issue, they were too expensive to use outside the context of a ruthless cosmic confrontation. Collapsing flights to the moon in the version of von Braun - Webb was inevitable: each landing there of a ship with people cost more than the largest hydroelectric station ever built by mankind. Or even this: the cost of 700 of such flights would exceed the current US GDP, not to mention the fact that its size in 60 – 70's were much less.

After collapsing, the US space program, however, tried to partially return to the idea of ​​Brown’s rival in Nazi Germany - Eugen Zenger: the ship should be reusable, they decided at NASA. It was this ideology that was penetrated by the later shuttle - like the earlier Dyna Soar.

If Lunex had won in the 1961 year, the development of the lunar ship could take longer than the Apollo project, which was relatively simpler and also created by the von Braun team, and not by local personnel. Of course, politically it was unacceptable: the United States could not lose in the lunar race. But Lunex would be a job for the future, and not for winning the lunar race: having received ships that look like shuttles, one could organically use them for further development.

Finally, the Lunex program offered flights to the moon that which Apollo did not have. Purpose! Yes, yes, that very military base. One may laugh at the American aviators as much as necessary, but such a base would objectively make for the development of the human space presence much more than all the flights to the Moon that were realized.


Unlike the single Dyna Soar, Lunex was supposed to be triple, with the astronauts landing one after the other.


We all remember how the Soviet comrades reacted to the appearance of the first information about the shuttles: “This is clearly a weapon, we need the same immediately!” And they did it, and even better (although at the cost of eliminating the more promising Spiral). Let's go back mentally to the end of 60-x - the beginning of 70-x. Did American imperialism have a secret military base on the moon? Soviet would have been there, most likely in the same decade. The solution of the problem of life support of people in such conditions would stimulate a very vigorous development of a number of new technologies.

Needless to say, the world would know about the presence of water in the lunar soil (as well as ice at the poles) much earlier, and the use of lunar materials for construction would clearly have to start in 1970's. Again, it is difficult to imagine the elimination of such a base by any of the parties: both the Soviet and American military would immediately cry out that without it (and if the enemy has a base), “our chances in the upcoming nuclear conflict are insignificant.” And it is absolutely unimportant that it would not have a direct relationship to reality ...

Let us recall one more fact: at that time both the USSR and the USA believed that the nuclear arsenals of the opposite side were much larger than their own. The intensity of hysteria was such that, with a high degree of probability, the bases would have existed until the end of the Cold War. Who knows, perhaps, during this time, it would still be possible to work out reusable systems for delivering goods to the Moon — inexpensive enough that at least the American (or international) base in space would still function.

And in this case, the farthest outpost of manned cosmonautics would be now not in 400 kilometers from Earth, but in 400 000!
Author:
Originator:
http://compulenta.computerra.ru/
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Yun Klob
    Yun Klob 14 November 2013 09: 31
    +1
    It is high time to have a base on the moon, and to collect and refuel spaceships in space.
  2. Sadikoff
    Sadikoff 14 November 2013 13: 00
    +2
    Moonlords are not allowed, we are still unorganized into a single humanity.
    1. ziqzaq
      ziqzaq 1 December 2013 14: 05
      0
      Quote: Sadykoff
      Moonlords are not allowed, we are still unorganized into a single humanity

      You mean liberals?
  3. The comment was deleted.
  4. Van
    Van 14 November 2013 19: 40
    0
    Yes, and the Olympic torch would also be carried along the moon ... lol
    But I think this whole thing remains to be done by us in the future, somewhere in 2048. winked
  5. The comment was deleted.
  6. biglow
    biglow 14 November 2013 20: 24
    +1
    the whole problem is that the chemical engines have exhausted themselves, and the orbit of the earth is their limit. And new engines working on different principles have not yet been seen even in the form of experimental models ...
    1. timer
      timer 17 November 2013 17: 02
      0
      It is on them, new engines running on fuel-free technologies, that we need to focus on (for example, refer to N. Tesla’s experiments).
  7. studentmati
    studentmati 14 November 2013 22: 18
    0
    Was Lunex Better than Apollo?

    Based on logic, if they were better, would they fly, and not Apollo?

    In any technical solution there are + and -. Only the designer and engineer who could combine + and - are worthy of respect and memory for centuries!
  8. chunga-changa
    chunga-changa 15 November 2013 01: 14
    0
    There was such a time, they poked in different ways, and they and we. At that time, the USSR was also weird with projects, which they didn’t think of, they simply did not have enough resources.
  9. kush62
    kush62 15 November 2013 04: 39
    +1
    its ultimate goal - the deployment of a secret underground base of the Air Force on the Moon - looks like a triumph of democracy and philanthropy.

    On the moon and the underground base. It sounds like a moon base on Earth.

Был ли Lunex лучше «Аполлона»

«Спутниковый кризис», последовавший за историческим запуском 1957 года, породил не только «Аполлон», но и не столь известную программу ВВС США 1958–1961 гг. По многим параметрам она кажется не менее привлекательной, а уж её конечная цель — развёртывание на Луне секретной подземной базы ВВС — и вовсе выглядит триумфом демократии и человеколюбия.

...Но не срослось. Почему? И могло ли быть иначе?

Проект Lunex лишь формально был начат в 1958 году — по сути же тогда стало ясно только то, что с отставанием США в космической гонке надо что-то делать, поэтому в первый год речь шла исключительно о выработке целей для лунной программы. Это сейчас кажется, что стремление первым полететь к тому или иному небесному телу основывалось лишь на соображениях престижа: военным той эпохи, напротив, было абсолютно ясно, что любой космический проект одновременно может быть мощным носителем оружия массового поражения. Вспомните хотя бы Р-36орб, пятнадцать лет простоявшие на вооружении в СССР.


Был ли Lunex лучше «Аполлона»

Вверху, слева направо: BC-2720 LV, A-410 LV и B-825 LV — носители для Lunex. Внизу: разрабатывавшийся в 1959–1963 годах для ВВС США космический бомбардировщик Dyna Soar, попытка скопировать немецкий «Зильберфогель». (Иллюстрации NASA, USAF.)


ВВС США ожидали чего-то подобного, хотя и не располагали ни информацией на этот счёт, ни возможностью создания собственных средств такого рода. Именно подозрения в военной окраске части советской космической программы двигали конечным вариантом Lunex, представленным через несколько дней после известного обращения Кеннеди по поводу космической гонки, сделанного в 1961 году.

Доставка трёхместного 61-тонного командно-аппаратного модуля к Луне предполагалась при помощи некоей ракеты-носителя с «оригинальным» названием Space Launch System. Ни тип двигателей в ракете, ни топливо, вообще ничего, кроме количества ступеней, программой не уточнялось: всё это лишь предстояло разработать (то же самое ждало НАСА с его программой «Аполлон», представленной в том же году примерно с той же детализацией). Впрочем, нет, были кое-какие абстрактные пожелания: первую степень хорошо бы сделать твердотопливной, в то время как последующие — работающими на жидком кислороде и водороде. Тут стоить заметить, что топливо, используемое разными ступенями «Сатурна», полетевшего-таки к Луне, в 1961 году также не было окончательно выбрано.

Чтобы попасть на Луну, предполагалось использовать метод «прямого восхождения». Попросту говоря, носитель доставлял модуль к спутнику. Затем для прилунения применялись двигатели в хвостовой части (альтернативный вариант — посадка на выпускаемое шасси). Выполнив все положенные исследования, корабль покидал Луну и направлялся к Земле. Вход в атмосферу командно-аппаратного модуля, близкого к проекту Dyna Soar, выполнялся под углом с последующим гашением скорости. У модуля был плоский низ, крылья с загнутыми вверх законцовками и форма, позволяющая управляемо планировать для посадки в нужном месте. Никакой детализации, касающейся средств спасения экипажа, не было: в 1961 году события подхлестывали американские космические потуги с такой силой, что о «мелочах» просто не было времени думать и говорить.

Ключевое в проекте — сроки и стоимость. Разумеется, нереальные. Высадка на Луну обещалась через шесть лет — к 1967 году. А стоимость программы — лишь $7,5 млрд. Не смейтесь: «Аполлон» в 1961-м тоже сулил прилунение через шесть лет за $7 млрд.

Само собой, в том виде, в котором эти проекты существовали в 1961 году, их нельзя было реализовать ни за $7, ни за $27 млрд. «Прямое восхождение» считалось разумным, поскольку не требовало маневрирования на лунной орбите, коего тогда, до появления методов расчёта таких манёвров, боялись как огня. Вот только спуск на Луну и подъём с неё здоровенного модуля с астронавтами и возвращающей ракетой требовал куда больше топлива и намного более тяжёлой ракеты. С Земли для «прямого восхождения» нужно было отправить носитель, превосходящий по тяге и цене «Сатурн-5», а это самая мощная ракета в человеческой истории.

Совершенно очевидно, что, столкнувшись с реальными цифрами, американские ВВС отказались бы от этого прямого варианта в пользу доставки корабля к Луне с посадкой на неё без возвращающегося на Землю модуля. Именно так произошло в 1962 году с «Аполлоном», когда в НАСА осознали, что даже сверхтяжёлая ракета (проекта «Нова») слишком слаба для «прямого восхождения».

И всё же у проекта есть несколько интересных черт. Чтобы обеспечить вхождение в атмосферу на скорости, близкой ко второй космической (11,2 км/с), возвращаемый аппарат входил в атмосферу под значительным углом, «притормаживая» без излишнего перегрева во многом ещё в верхних слоях. А вот и самое важное: планирование Lunex не останавливалось на «послать людей на Луну раньше русских»; конечной целью программы было создание там подземной («подповерхностной») базы ВВС с персоналом в 21 человек, периодически сменяемым. Увы, мы пока не очень хорошо знакомы с документами именно этой части проекта: чем конкретно собирались занять этот взвод, не вполне ясно.

Скорее всего, мотивы Lunex были близки к другой концепции, принадлежавшей армии США и представленной в 1959 году. Армейский Project Horizon предусматривал «лунный аванпост, необходимый для развития и зашиты потенциальных интересов США на Луне». Что это за интересы — догадаться нетрудно: «Развитие техники ведения наблюдения за Землёй и космосом с Луны... ради дальнейшего её исследования, а также исследований космоса и для военных операций на Луне, если в них возникнет необходимость...»

Ну хорошо, разведка с Луны, ведение военных операций на спутнике, подлунная секретная база... Любой, кто смотрел «Доктора Стрейнджлава», не сомневается: в американских ВВС действительно были генералы, которые вряд ли отстали бы в части таких планов от армейских начальников. В конце концов, ВВС США, а не армия предложили шарахнуть атомной бомбой по лунному терминатору, чтобы было лучше видно с Земли: напугать, так сказать, русских папуасов. От таких людей и не того можно ждать: для них военная база в 400 000 км от врага — это нормально. Но что хорошего было бы во всей этой клоунаде для общечеловечества?

Как ни смешно, толку от Lunex могло быть очень много. Да, программа не имела двух главных преимуществ, которыми располагал «Аполлон»: на неё не работал отличный администратор Джеймс Уэбб, и её носители не проектировал небезызвестный штурмбаннфюрер СС. А тот, безусловно, показал себя лучшим ракетным конструктором, чем любой другой его современник на территории США.

Однако весь дар фон Брауна в значительной степени ушёл в «свисток», поскольку его монструозные «Сатурны» оказались в конечном счёте не востребованы американской космической индустрией. Созданные в горячке лунной гонки, без особого внимания к цене вопроса, они были слишком дороги для применения вне контекста безжалостного космического противостояния. Сворачивание полётов к Луне в версии фон Брауна — Уэбба было неизбежно: каждая посадка туда корабля с людьми стоила больше, чем крупнейшая из когда-либо построенных человечеством ГЭС. Или даже так: стоимость 700 таких полётов превысила бы нынешний ВВП США, не говоря уже о том, что его размеры в 60–70-х были намного меньше.

После сворачивания космическая программа США, правда, попыталась частично вернуться к идее конкурента Брауна ещё по нацистской Германии — Ойгена Зенгера: корабль должен стать многоразовым, решили в НАСА. Именно этой идеологией был проникнут более поздний шаттл — как и более ранний Dyna Soar.

Если бы в 1961 году Lunex победила, разработка лунного корабля могла бы занять больше времени, чем у проекта «Аполлон», который был сравнительно проще и к тому же создавался коллективом фон Брауна, а не местными кадрами. Само собой, политически это было неприемлемо: проиграть в лунной гонке США не могли. Зато Lunex была бы работой на перспективу, а не на выигрыш лунной гонки: получив корабли, по облику близкие к шаттлам, можно было бы органично использовать их для дальнейшего развития.

Наконец, программа Lunex предлагала полётам на Луну то, чего не было у «Аполлона». Цель! Да-да, именно ту самую военную базу. Можно сколько угодно смеяться над американскими авиаторами, но такая база объективно сделала бы для развития космического присутствия человека много больше, чем все реализованные полёты на Луну.

Был ли Lunex лучше «Аполлона»

В отличие от одноместного Dyna Soar, Lunex предполагался трёхместным, с посадкой астронавтов друг за другом.


Все мы помним, как советские товарищи отреагировали на появление первой информации о шаттлах: «Это явно оружие, нам немедленно нужно такое же!» И сделали, причём даже лучше (хотя и ценой ликвидации более перспективной «Спирали»). Вернёмся мысленно в конец 60-х — начало 70-х. У американского империализма появилась секретная военная база на Луне? Советская оказалась бы там же, скорее всего, в то же десятилетие. Решение задачи жизнеобеспечения людей в таких условиях простимулировало бы очень энергичное развитие целого ряда новых технологий.

Нет нужды говорить и о том, что мир узнал бы о наличии воды в лунном грунте (равно как и льда на полюсах) намного раньше, да и использование лунных материалов для строительства явно пришлось бы начать уже в 1970-х. Опять же, трудно представить себе ликвидацию такой базы любой из сторон: и советские, и американские военные немедленно завопили бы о том, что без неё (и при наличии базы у противника) «наши шансы в грядущем ядерном конфликте ничтожны». И совершенно неважно, что это не имело бы прямого отношения к действительности...

Напомним ещё один факт: и СССР, и США в это время считали, что ядерные арсеналы противоположной стороны намного больше их собственных. Накал истерии был таким, что с большой степенью вероятности базы просуществовали бы до конца холодной войны. Кто знает, быть может, за это время всё же удалось бы отработать многоразовые системы доставки грузов на Луну — достаточно недорогие, чтобы по меньшей мере американская (или международная) база в космосе всё ещё функционировала бы.

А в этом случае самый дальний форпост пилотируемой космонавтики находился бы нынче не в 400 километрах от Земли, а в 400 000!
Автор: Александр Березин
Первоисточник: http://compulenta.computerra.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Юн Клоб 14 ноября 2013 09:31
    Давно пора и базу на Луне иметь, и космические корабли в космосе собирать и заправлять.
  2. Садыкоff 14 ноября 2013 13:00
    Лунаты не пускают,неорганизованы мы ещё в единое человечество.
    Садыкоff
    1. ziqzaq 1 декабря 2013 14:05
      Цитата: Садыкоff
      Лунаты не пускают,неорганизованы мы ещё в единое человечество

      Вы хотели сказать - либерасты?
  3. Комментарий был удален.
  4. Ван 14 ноября 2013 19:40
    Да, и олимпийский факел тоже пронесли бы по луне... lol
    Но думаю это все дело еще предстоит нам выполнить в будущем, где-то в 2048 году. winked
  5. Комментарий был удален.
  6. biglow 14 ноября 2013 20:24
    вся проблема в том что химические двигатели себя исчерпали , и орбита земли это их предел . А новых двигателей , работающих по иным принципам пока не видать даже в виде экспериментальных моделей ...
    biglow
    1. timer 17 ноября 2013 17:02
      Вот на них,новых двигателях,работающих на безтопливных технологиях, и надо сосредоточиться(например обратиться к экспериментам Н.Теслы).
      timer
  7. studentmati 14 ноября 2013 22:18
    Был ли Lunex лучше «Аполлона»?

    Исходя из логики, если бы были лучше, то полетели бы они, а не Аполлон?

    В любом техническом решении имеются + и -. Только тот конструктор и инженер, который смог сочетать + и - достойны уважения и памяти в веках!
  8. chunga-changa 15 ноября 2013 01:14
    Время было такое, тыкались разными путями и они и мы. СССР тогда тоже чудил с проектами, чего только не по напридумывали, просто на всё ресурсов не хватило.
  9. kush62 15 ноября 2013 04:39
    её конечная цель — развёртывание на Луне секретной подземной базы ВВС — и вовсе выглядит триумфом демократии и человеколюбия.

    На Луне и подземная база. Звучит , как на Земле подлунная база.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня