Military Review

Research submarine 1710 Ave. Mackrel

5
In anticipation of the transfer of the Russian submarine of the 4 generation “Severodvinsk” to the Russian Navy, one can pay attention to a number of domestic submarines that were designed in the famous Malachite Central Design Bureau and are the predecessors of the 885 project. We are talking about the submarines of the 1710 "Makrel", 705 "Alpha" and 971 "Shark" projects. This article will focus on the research submarine project 1710 "Mackell".


The development of multi-purpose high-speed submarines is almost impossible to imagine without full-scale tests and experiments that would allow us to work out new technical solutions with a guaranteed high degree of success when they are introduced into the design of serial submarines. The United States already had its own research submarine Albacore in the 1960s, various experiments were carried out for a long time on this boat and scientific research was conducted in the interests of the American fleet. At about the same time in the USSR, experts realized the need for a special research submarine in the Soviet fleet. The priority in the use of such submarines should have been research in the areas of controllability, acoustic invisibility, propulsion, power plant and hydrodynamic aspects, development of new layouts of torpedo tubes.

For the first time, the idea of ​​developing a special laboratory boat, which could be used to fully evaluate the entire physical picture of the flow and record all the necessary parameters for various driving modes and using various means of reducing drag and propulsion, was proposed by SKB-143 specialists in 1960. This idea quickly received support from the Academy of Sciences of the USSR and was fully approved in 1962.

Research submarine 1710 Ave. Mackrel

Developed in the Soviet Union, the submarine was intended to carry out field tests, which were associated with new ways to reduce resistance. The boat was supposed to be part of the fleet test facility, which was created on the Black Sea. It was also planned to carry out various studies in the field of hydrodynamics. On the boat should have been installed a huge amount of newly created research equipment and apparatus.

Taking into account the rather specific operating conditions of the submarine and to obtain the highest underwater speed and the smallest displacement of the boat, its design was carried out in compliance with the following provisions: the submarine ruled out the deployment of weapons systems, it had a limited navigation area for testing and low autonomy be small in number. During the design, the Soviet designers provided for the possibility of carrying out a phased re-equipment of the ship for various types of tests. In order to accelerate the construction of the submarine, it was planned to make the most of the equipment that was already well mastered by the Soviet industry.

In 1985, the Leningrad Admiralty Association finally started building the 1710 “Mackrel” boat. 22 October 1985, the boat was laid, 5 October 1986, her launch. After this, the construction of the submarine was carried out on the territory of the Novo-Admiralty plant, the boat was completed afloat.


Mooring trials of the 1710 project research boat took place from October 14 to November 23 on the 1986 of the year, and from the end of the same year and on October 29, the factory trials of the boat began immediately after its transportation. The boat was delivered to the Black Sea in Balaclava by inland waterways. 1987 December 19, the ship was officially incorporated into the Black Sea Fleet of the USSR. Experimental studies on the boat were completed after the collapse of the country in 1987. After only a few years of operation and experiments, the ship was not needed. In 1992, the boat was taken out of service of the Black Sea Fleet and disposed of in Sevastopol.

The design of the submarine project 1710 "Makrel" was a double-piece. The light hull of the boat was made in the form of a body of rotation without the use of a cylindrical insert. The ratio of the length of the hull of the boat to its width was equal to 7 to 1. This form of hull contours ensured a minimum flow resistance and the best propulsion characteristics. The solid hull of the submarine had a cylindrical shape and had a conical aft tip. The hull of the boat with watertight bulkheads was divided into 5 compartments. The fence of all retractable devices had a so-called “limousine” shape with a smooth flow of the base into the light hull of the boat. The stern tail of the submarine was made cruciform, the nasal horizontal rudders were located in the superstructure of the boat and could be piled inside. On the boat, it was possible to replace the fairing of the main antenna of the GAK, which provided an opportunity to study various forms of the bow of the submarine.

In total, tests of 3 types of removable radomes of the main antenna of the GAK (hydroacoustic complex) were conducted on this submarine. To reduce the level of acoustic noise on the internal bulkheads and on the outer contours of the boat hull, special sonar coatings of the materials “Helmet” and “Finnik-78” were used. To reduce the level of water resistance, a special polymer solution was introduced into the boundary layer along the entire light hull of the submarine and periscope fencing, which reduced the resistance (the speed of the boat increased without changing the power of its DEU). This system consisted of a polymer paste storage tank, annular slit-like structures of a light boat hull and equipment: a centrifugal pump used to supply seawater; piping supply solution to the slots; screw pump for feeding pasta to mixers.


Special polymer paste was placed in a storage tank with elastic containers. In the cavity between these tanks and the bulkheads of the tank was sea water, which replaced the paste as it was consumed. When starting the system, pasta and seawater were supplied to the mixer. The resulting solution was transferred through pipes to precast cofferdams, after which it went to slots in the light hull of the boat, stabilizers, fence of retractable devices and to the propeller. Hydrodynamically active polymers have been developed based on acrylamide and polyethylene oxide.

All this contributed to the achievement of the main goal of the tests, which consisted in assessing the effect of the supply of polymer solutions in the boundary layer. It was found that the hydrodynamic resistance at the same time steadily decreased, and the speed of the boat could be increased while maintaining the constant power of the main power plant. At the same time, information was obtained on ways to reduce hydrodynamic interference in the operation of the SJC at a high speed boat course. Also, thanks to the 1710 boat, we were able to test new methods for calculating the acoustic field of the submarine and calculating the propellers.

Tactical and technical characteristics of the boat:
Overall dimensions: length - 64 m, width - 9 m, draft - 5,8 m.
Underwater displacement - 2480 t, surface - 1420 t.
Maximum submerged speed - 24-26 nodes, surface course - 10 nodes.
Power of the main rowing motor - 5500 hp, electric motor of an economical stroke - 50 hp
Maximum range - 1100 miles.
Extreme depth of immersion - 300 m, working depth of immersion - 240 m.
Autonomy - 3 days.
The crew of the boat - 22-30 people.

Information sources:
http://kuleshovoleg.livejournal.com/235698.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-212.html
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dss/1710/list.htm
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. crambol
    crambol 14 November 2013 11: 04 New
    +5
    Around the same time period, in the USSR, experts realized the need for a special research submarine in the Soviet fleet.

    The significance of the experimental vessels cannot be overestimated, the construction of the Losharik is a confirmation of this. Model tests, calculations, past experience cannot fully answer all the questions that arise when finding the best solution.
  2. Black Colonel
    Black Colonel 14 November 2013 15: 51 New
    +1
    And so, there are no more floating laboratories in Russia? The article is somehow unfinished.
  3. Boa kaa
    Boa kaa 14 November 2013 22: 01 New
    +2
    Black Colonel (1)
    And so, there are no more floating laboratories in Russia? The article is somehow unfinished.

    This impression would not have remained if the author had added a couple of lines. For example: "In the open press, you can also find information about the following experimental, special submarines and complexes based on submarines:
    - Complex pr.10830 "Gate" / 1083K, AGS pr.10831 / "pr.210 Losharik" - LOSHARIK;
    - pr.20120 - SAROV;
    - Ave. 09787 - DELTA-IV STRETCH;
    - Project 09852 KS-139 "Belgorod".
  4. rudolff
    rudolff 14 November 2013 22: 05 New
    +3
    From the "limousine" fence of the wheelhouse it is immediately clear that it is a Malachite product. In general, a beautiful boat. The hull lines are perfect. It's a pity I didn't have a chance to see. It is even more a pity that it became history after serving only a few years.
  5. karal
    karal 15 November 2013 04: 27 New
    0
    A special polymer paste was placed in a storage tank with elastic containers. In the cavity between these tanks and the bulkheads of the tank was seawater, which replaced the paste as it was consumed. When the system was started, paste and sea water were supplied to the mixer. The resulting solution was transferred through pipes to prefabricated cofferdams, after which it entered the cracks in the light hull of the boat, stabilizers, pull-out guards and the propeller


    Somehow, all this seems complicated to me. But on modern Russian submarines such a problem exists and how is it solved?

Научно-исследовательская подводная лодка пр. 1710 «Макрель»

В преддверии передачи российскому ВМФ подводной лодки 4-го поколения «Северодвинск» можно обратить внимание на ряд отечественных подлодок, которые были спроектированы в знаменитом ЦКБ «Малахит» и являются предшественницами проекта 885. Речь идет о подводных кораблях проектов 1710 «Макрель», 705 «Альфа» и 971 «Акула». В данной статье речь пойдет о научно-исследовательской подлодке проекта 1710 «Макрель».

Разработку многоцелевых высокоскоростных подлодок почти нельзя представить без проведения натурных испытаний и экспериментов, которые позволили бы отработать вживую новые технические решения с гарантированно высокой степенью успеха при их внедрении в конструкцию серийных подлодок. США уже в 1960-х годах обладали собственной исследовательской подлодкой «Альбакор», на данной лодке достаточно продолжительное время ставились различные эксперименты и проводились научные исследования в интересах американского флота. Примерно в этот же период времени в СССР специалисты осознали необходимость нахождения в составе советского флота особой научно-исследовательской подлодки. Приоритетным направлением в применении таких субмарин должны были стать исследования в области управляемости, акустической незаметности, ходкости, силовой установки и гидродинамических аспектов, отработки новых схем расположения торпедных аппаратов.

Впервые идея разработки особой лодки-лаборатории, на которой можно было бы натурно оценить всю физическую картину обтекания и проводить регистрацию всех нужных параметров при различных режимах хода и при применении разнообразных средств уменьшения сопротивления и движителей, была предложена специалистами СКБ-143 в 1960 году. Данная идея достаточно быстро получила поддержу Академии наук СССР и была полностью одобрена в 1962 году.


Научно-исследовательская подводная лодка пр. 1710 «Макрель»

Разрабатываемая в Советском Союзе подлодка предназначалась для осуществления натурных испытаний, которые были связаны с новыми способами уменьшения сопротивления. Лодка должна была стать частью комплекса испытательных средств флота, который создавался на Черном море. Также с ее помощью планировалось проводить различные исследования в области гидродинамики. На лодке должно было быть установлено огромное количество вновь создаваемого научно-исследовательского оборудования и аппаратуры.

Принимая в расчет довольно специфические условия эксплуатации подлодки и для получения наибольшей подводной скорости хода и наименьшего водоизмещения лодки ее проектирование осуществлялось с соблюдением следующих положений: на подлодке исключалось размещение систем вооружений, она обладала ограниченным районом плавания для проведения испытаний и малой автономностью, экипаж лодки должен был быть малочисленным. В ходе проектирования советскими конструкторами была предусмотрена возможность проведения поэтапного переоборудования корабля для проведения разнообразных видов испытаний. В целях ускорения постройки подводной лодки планировалось максимально использовать оборудование, которое уже было хорошо освоено советской промышленностью.

В 1985 году Ленинградское Адмиралтейское объединение наконец-то приступило к постройке лодки проекта 1710 «Макрель». 22 октября 1985 года лодка была заложена, 5 октября 1986 года состоялся ее спуск на воду. После этого достройка подводного корабля производилась на территории Ново-Адмиралтейского завода, лодка достраивалась на плаву.

Научно-исследовательская подводная лодка пр. 1710 «Макрель»

Швартовые испытания новая научно-исследовательская лодка проекта 1710 проходила с 14 октября по 23 ноября 1986 года, а с конца того же года и по 29 октября 1987 года проводились заводские ходовые испытания лодки, которые начались сразу же после ее транспортировки. Лодка была доставлена в акваторию Черного моря в Балаклаву по внутренним водным путям. 19 декабря 1987 года корабль был официально включен в состав Черноморского флота СССР. Экспериментальные исследования на лодке были завершены после развала страны в 1992 году. Всего лишь после нескольких лет эксплуатации и проведения экспериментов корабль оказался не нужен. В 2002 году лодку вывели из боевого состава Черноморского флота и утилизировали в Севастополе.

Конструкция подводной лодки проекта 1710 «Макрель» была двухкорпусной. Легкий корпус лодки был изготовлен в виде тела вращения без использования цилиндрической вставки. Соотношение длины корпуса лодки к ее ширине равнялось 7 к 1. Данная форма обводов корпуса гарантировала получение минимального сопротивления набегающему потоку и наилучших пропульсивных характеристик. Прочный корпус подлодки обладал цилиндрической формой и имел конусообразную кормовую оконечность. Корпус лодки водонепроницаемыми переборками был разделен на 5 отсеков. Ограждение всех выдвижных устройств имело так называемую «лимузинную» форму с плавным перетеканием основания в легкий корпус лодки. Кормовое оперение подводной лодки было выполнено крестообразным, носовые горизонтальные рули размещались в надстройке лодки и могли заваливаться внутрь. На лодке была предусмотрена возможность замены обтекателя главной антенны ГАК, что обеспечивало возможность изучения разнообразных форм носовой оконечности подлодки.

Всего на данной подводной лодке были проведены испытания 3-х типов съемных обтекателей главной антенны ГАК (гидроакустического комплекса). Для уменьшения уровня акустических помех на внутренних переборках и на внешних обводах корпуса лодки применялись специальные гидроакустические покрытия из материалов «Шлем» и «Плавник-78». Для уменьшения уровня сопротивления воды в пограничный слой вдоль всего легкого корпуса субмарины и ограждения перископов был подан специальный раствор полимеров, который уменьшал сопротивление (скорость хода лодки возрастала без изменения мощности ее ДЭУ). Данная система состояла из цистерны-хранилища полимерной пасты, кольцевых щелевидных конструкций легкого корпуса лодки и оборудования: центробежный насос, используемый для подачи забортной воды; трубопроводы подачи раствора к щелям; винтовой насос для подачи пасты в смесители.

Научно-исследовательская подводная лодка пр. 1710 «Макрель»

Специальная полимерная паста помещалась в цистерну-хранилище, имеющую эластичные емкости. В полости между этими емкостями и переборками цистерны находилась забортная вода, которая заменяла пасту по мере ее расходования. При запуске системы в смеситель подавалась паста и забортная вода. Полученный в результате этого раствор по трубам передавался в сборные коффердамы, после чего поступал к щелям в легком корпусе лодки, стабилизаторах, ограждении выдвижных устройств и к гребному винту. Гидродинамически активные полимеры были разработаны на базе акриламида и полиэтиленоксида.

Все это способствовало достижению главной цели испытаний, которая состояла в оценке эффекта от подачи полимерных растворов в пограничный слой. Было установлено, что гидродинамическое сопротивление при этом стабильно уменьшалось, а скорость хода лодки удавалось увеличить при поддержании постоянной мощности главной энергетической установки. Одновременно с этим была получена информация о путях снижения гидродинамических помех при функционировании ГАК при большой скорости хода лодки. Также благодаря лодке проекта 1710 удалось опробовать новые методики расчета акустического поля подлодки и расчета гребных винтов.

Тактико-технические характеристики лодки:
Габаритные размеры: длина — 64 м, ширина — 9 м, осадка — 5,8 м.
Водоизмещение подводное — 2480 т, надводное — 1420 т.
Максимальная скорость подводного хода — 24-26 узлов, надводного хода — 10 узлов.
Мощность главного гребного электродвигателя — 5500 л.с, электродвигателя экономичного хода — 50 л.с.
Максимальная дальность хода — 1100 миль.
Предельная глубина погружения — 300 м, рабочая глубина погружения — 240 м.
Автономность — 3 суток.
Экипаж лодки — 22-30 человек.

Источники информации:
http://kuleshovoleg.livejournal.com/235698.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-212.html
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dss/1710/list.htm
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. crambol 14 ноября 2013 11:04
    Примерно в этот же период времени в СССР специалисты осознали необходимость нахождения в составе советского флота особой научно-исследовательской подлодки.

    Значение опытовых судов переоценить невозможно, постройка "Лошарика" подтверждение этого. Модельные испытания, расчеты, прошлый опыт не могут в полной мере ответить на все вопросы, которые возникают при нахождении наилучшего варианта решения.
  2. Чёрный Полковник 14 ноября 2013 15:51
    И что же, плавающих лабораторий в России уже нет? Статья какая то незаконченная.
  3. Удав КАА 14 ноября 2013 22:01
    Чёрный Полковник (1)
    И что же, плавающих лабораторий в России уже нет? Статья какая то незаконченная.

    Такого впечатления не осталось, если бы автор добавил пару строк. К примеру: "В открытой печати вы также можете найти информацию о следующих опытовых, специальных ПЛ и комплексах на основе ПЛ:
    - Комплекс пр.10830 "Калитка" / 1083К, АГС пр.10831 / "пр.210 Лошарик" – LOSHARIK;
    - пр.20120 - SAROV;
    - пр.09787 - DELTA-IV STRETCH;
    - пр.09852 КС-139 "Белгород".
  4. rudolff 14 ноября 2013 22:05
    По "лимузинному" ограждению рубки сразу видно, что малахитовское изделие. А вообще, красивая лодка. Обводы корпуса совершенны. Жаль, не довелось увидеть. Еще больше жаль, что стала историей послужив всего несколько лет.
  5. karal 15 ноября 2013 04:27
    Специальная полимерная паста помещалась в цистерну-хранилище, имеющую эластичные емкости. В полости между этими емкостями и переборками цистерны находилась забортная вода, которая заменяла пасту по мере ее расходования. При запуске системы в смеситель подавалась паста и забортная вода. Полученный в результате этого раствор по трубам передавался в сборные коффердамы, после чего поступал к щелям в легком корпусе лодки, стабилизаторах, ограждении выдвижных устройств и к гребному винту


    Как-то сложно всё это мне кажется. А на современных российских подлодках такая проблема существует и как она решается?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня