Уроки "Бурана". Полетит ли когда-нибудь российский космический челнок

86
Уроки "Бурана". Полетит ли когда-нибудь российский космический челнок

205 минут полета корабля "Буран" стали оглушительной сенсацией. И главное - посадка. Впервые в мире советский шаттл приземлился в автоматическом режиме. Американские челноки этому так и не научились: садились только в ручном.

Почему триумфальный старт оказался единственным? Что потеряла страна? И есть ли надежда, что российский челнок все-таки полетит к звездам? Об этом накануне 25-летия полета "Бурана" корреспондент "РГ" беседует с одним из его создателей, в прошлом - начальником отдела НПО "Энергия", а ныне - профессором МАИ, доктором технических наук Валерием Бурдаковым.

Валерий Павлович, говорят, что космический корабль "Буран" стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством.

Валерий Бурдаков: Безусловно. До него лидером был американский "Спейс Шаттл".

Правда, что "Буран" мог бы подлетать к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и отправить к себе в "чрево"?

Валерий Бурдаков: Да, как и американский "Спейс Шаттл". Но возможности "Бурана" были значительно шире: и по массе доставляемых на Землю грузов (20-30 тонн вместо 14,5), и по диапазонам их центровок. Мы могли бы станцию "Мир" спустить с орбиты и превратить в музейный экспонат!

Американцы испугались?

Валерий Бурдаков: Вахтанг Вачнадзе, одно время руководивший НПО "Энергия", рассказывал: по программе СОИ США хотели отправить в космос 460 военных аппаратов, на первом этапе - около 30. Узнав про успешный полет "Бурана", они отказались от этой затеи.

"Буран" стал нашим ответом американцам. Почему они были убеждены, что мы не сможем создать ничего подобного шаттлу?

Валерий Бурдаков: Да, американцы всерьез делали подобные заявления. Дело в том, что в середине 1970-х годов наше отставание от США оценивалось в 15 лет. У нас не хватало опыта работы с большими массами жидкого водорода, не было многоразовых жидкостных ракетных двигателей, крылатых космических аппаратов. Не говоря уж об отсутствии такого аналога, как Х-15 в США, а также самолетов класса "Боинг-747".

И тем не менее "Буран" оказался буквально напичкан, как сегодня говорят, инновациями?


Полет корабля "Буран" стал мировой сенсацией 1988 года. Фото: Игорь Курашов/ РГ.


Валерий Бурдаков: Совершенно верно. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета... Все было супер.

Многие помнят потрясающее фото: космический корабль "оседлал" самолет "Мрия". Крылатый гигант родился именно под "Буран"?

Валерий Бурдаков: И не только "Мрия". Ведь огромные 8-метровые в диаметре баки ракеты "Энергия" надо было доставлять на Байконур. Как? Рассматривали несколько вариантов, и даже такой: прорыть канал от Волги до Байконура! Но все они тянули на 10 миллиардов рублей, или 17 миллиардов долларов. Что делать? Денег таких нет. Нет и времени на такое строительство - более 10 лет.

Наш отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, т.е. самолетами. Что тут началось!.. Меня обвинили в фантазерстве. Но и самолет Мясищева 3М-Т (названный впоследствии его именем ВМ-Т), и самолет "Руслан", и самолет "Мрия", на которые мы вдвоем с представителем ВВС составляли техзадания, взлетели.

А почему даже среди конструкторов оказалось так много противников "Бурана"? Феоктистов прямо говорил: многоразовость - это очередной блеф, а академик Мишин даже называл "Буран" не иначе как "Бурьяном".

Валерий Бурдаков: Их незаслуженно обидели, отстранив от многоразовой тематики.

Кто первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной схемы и самолетных возможностей посадки на взлетно-посадочную полосу?

Валерий Бурдаков: Королев! Вот что я слышал от самого Сергея Павловича. В 1929 году ему 23 года, и он уже известный планерист-паритель. Королев вынашивал идею: поднять планер на 6 км, а потом, с герметичной кабиной, в стратосферу. Он решил поехать в Калугу к Циолковскому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого высотного полета.

Циолковский подписал?

Валерий Бурдаков: Нет. Он раскритиковал идею. Сказал, что без жидкостного ракетного двигателя планер на большой высоте будет неуправляем и, разогнавшись при падении, сломается. Подарил книжечку "Космические ракетные поезда" и посоветовал подумать о применении ЖРД для полетов не в стратосферу, а еще выше, в "эфирное пространство".

Интересно, как отреагировал Королев?

Валерий Бурдаков: Он не скрывал досады. И даже отказался от автографа! Хотя книжечку прочитал. Друг Королева, авиаконструктор Олег Антонов рассказывал мне, как на планерных слетах в Коктебеле после 1929 года многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Мол, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД. Подбил летчика Анохина специально сломать планер в воздухе во время "испытания на флаттер"...

Королев и сам спроектировал какой-то сверхпрочный планер?

Валерий Бурдаков: Да, "Красная звезда". Летчик Степанченок впервые в мире на этом планере сделал несколько "мертвых петель". И планер не сломался! Любопытный факт. Когда первая пятерка космонавтов поступила в академию Жуковского, им решили предложить темы диплома по кораблю "Восток". Но Королев категорически возразил: "Только орбитальный корабль самолетной схемы! Это наше будущее! Пусть на примере маленького космического кораблика с крыльями поймут, что к чему".

А что за казус случился тогда с Германом Титовым?

Валерий Бурдаков: Тот по наивности посчитал, что действительно все понял, и попросил Королева принять его. "Мы, - говорит, - летаем на плохих кораблях. Большие перегрузки, при спуске как на булыжной мостовой трясет. Нужен корабль самолетной схемы, и мы его уже спроектировали!". Королев улыбнулся: "А инженерный диплом ты уже получил?". "Нет еще" - ответил Герман. "Вот когда получишь, тогда и приходи - поговорим на равных".

Когда вы начали заниматься "Бураном"?

Валерий Бурдаков: Еще в 1962 году, при поддержке Сергея Павловича, я получил свое первое авторское свидетельство на многоразовый космический носитель. Когда поднялась шумиха вокруг американского шаттла, вопрос о том, надо или не надо делать такой же у нас, еще не был решен. Однако так называемая "служба N 16" в НПО "Энергия" под руководством Игоря Садовского в 1974 году была сформирована. Проектных отделов в ней было два - мой по самолетным делам и Ефрема Дубинского - по носителю.


Сборка макета корабля "Буран" для авиасалона МАКС-2011 в Жуковском. Фото: РИА Новости www.ria.ru


Мы занимались переводами, научным анализом, редактированием и изданием "букварей" по шаттлу. И сами, без лишнего шума, разрабатывали свой вариант корабля и носителя для него.

Но ведь Глушко, который после снятия Мишина возглавил "Энергию", тоже не поддерживал многоразовую тематику?

Валерий Бурдаков: Он всюду твердил, что заниматься челноком не будет. Поэтому, когда Глушко однажды вызвали в ЦК к Устинову, сам не поехал. Отправил меня. Там обрушился шквал вопросов: зачем нужна многоразовая космическая система, какой она может быть, и т.д. После этого визита я подписал у Глушко Техническую справку - основные положения по теме "Буран". Устинов в кратчайший срок подготовил решение, которое утвердил Брежнев. Но понадобились еще десятки совещаний с руганью и обвинениями в некомпетентности, пока не выработали единое мнение.

А какую позицию занимал ваш основной авиационный смежник - главный конструктор НПО "Молния" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский?

Валерий Бурдаков: В отличие от авиационного министра Дементьева, Лозино-Лозинский всегда был на нашей стороне, хоть вначале и предлагал свои варианты. Мудрый был человек. Вот, например, как он положил конец разговорам о невозможности беспилотной посадки. Он сказал управленцам, что больше к ним обращаться не станет, а попросит сделать систему автоматической посадки... пионеров с Тушинского аэродрома, поскольку неоднократно наблюдал, с какой точностью приземляются их радиоуправляемые модели. И инцидент был исчерпан к неудовольствию его начальства.

Космонавты тоже были недовольны. Думали, что верх возьмет позиция Дементьева. Письмо в ЦК написали: им автоматическая посадка не нужна, они хотят сами управлять "Бураном".

Говорят, что свое имя "Буран" получил перед самым стартом?

Валерий Бурдаков: Да. Глушко предлагал назвать корабль "Энергией", Лозино-Лозинский - "Молнией". Появился консенсус - "Байкал". А "Буран" предложил генерал Керимов. Надпись еле-еле отскребли уже перед стартом и нанесли новую.

Точность приземления "Бурана" сразила всех наповал...

Валерий Бурдаков: Когда корабль уже показался из-за облаков, один из начальников, как в бреду, повторял: "Щас разобьется, щас разобьется!". Правда, он употреблял другое слово. Все ахнули, когда "Буран" стал разворачиваться поперек ВПП. А на самом деле этот маневр был заложен в программу. Но тот начальник этого нюанса, по-видимому, не знал или позабыл. Корабль вышел точно на полосу. Боковое отклонение от осевой линии - всего 3 метра! Это высочайшая точность. 205 минут полета "Бурана", как и все полеты самолетов со сверхгабаритными грузами, прошли без единого замечания к проектантам.

Что вы почувствовали после такого триумфа?

Валерий Бурдаков: Это словами не передать. Но впереди нас ждала другая "сенсация": успешный инновационный проект закрыли. 15 миллиардов рублей - оказались потраченными зря.

Будет ли когда-нибудь использован научный и технический задел "Бурана"?

Валерий Бурдаков: "Буран", как и шаттл, применять было нерентабельно из-за дорогой и неуклюжей системы выведения. Но уникальные технические решения могут быть развиты в "Буране-М". Новый, модифицированный с учетом последних достижений, корабль может стать очень быстрым, надежным и удобным средством для межконтинентальной авиакосмической перевозки грузов, просто пассажиров и туристов. Но для этого надо создать многоразовый одноступенчатый всеазимутальный экологичный носитель МОВЭН. Он придет на смену ракете "Союз". Причем для него не нужно будет такого громоздкого старта, поэтому он сможет запускаться и с космодрома "Восточный".

Заделы по "Бурану" не пропали. Автоматическая самолетная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и многочисленным беспилотникам. Просто мы, как это было и с искусственным спутником Земли, оказались первыми.

У Королева вы работали в 3-м отделе, определяющем перспективы развития космонавтики. Какая перспектива у космонавтики нынешней?

Валерий Бурдаков: На смену углеводородной грядет эра атомной и солнечной энергетики, немыслимой без широкого использования самых разных космических средств. Для создания космических солнечных электростанций, подающих энергию земным потребителям, потребуются носители на полезный груз в 250 тонн. Они будут созданы на базе МОВЭН. А если говорить о космонавтике в целом, то она будет обеспечивать все потребности человечества, а не только информационную, как сейчас.

Кстати

Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".

Корабль 1.01 "Буран" - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.

Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией "Мир". Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.

Корабль 2.01 - был готов на 30 - 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.

Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. makarov
    +17
    15 ноября 2013 07:50
    Семейство "Буранов" как научный задел не пропадет, и обязательно и не раз поднимется в космическую пучину. Всему свое время. В этом мое убеждение.
    1. +2
      15 ноября 2013 12:03
      Еще одна статья на эту тему.
      http://www.vz.ru/society/2013/11/14/659658.html
      Советую почитать.
      1. Лёхин63
        0
        17 ноября 2013 21:49
        "Наши «Союзы», при всех их замечательных достоинствах, крайне устарели."
        Из вашей ссылки на эту крайне интересную статью. Я не согласен с такой плоской констатацией. В чем устарели?
        Владимир Мейлицев или вы можете сказать, в чем "устаревание" "семерки" от других ракет среднего класса? В надежности или стоимости вывода 1 кг полезной нагрузки?
    2. +1
      15 ноября 2013 20:39
      Если только не уничтожили всю документацию.
      1. +3
        15 ноября 2013 22:47
        Цитата: Петрович
        Если только не уничтожили всю документацию.

        боюсь, что всю документацию продали американцам request
        1. +3
          15 ноября 2013 23:24
          Цитата: 0255
          боюсь, что всю документацию продали американцам

          Был приказ по ведомствам - уничтожить техдоки и задел...
          Так положено.
          Но, Россия не та страна, где скурпулезно исполняются указания свыше laughing
          Вспомним НК-33 Кузнецова...
          1. +1
            15 ноября 2013 23:29
            Цитата: Rus2012
            Но, Россия не та страна, где скурпулезно исполняются указания свыше


            Выстрел в яблочко! "Не спеши выполнять приказ, его отменят". good

            Вот только прошу напомнить какой датой приказ о ликвидации задела и чертежей был подписан? what
            1. 0
              15 ноября 2013 23:39
              Цитата: studentmati
              Вот только прошу напомнить какой датой приказ о ликвидации задела и чертежей был подписан?

              ...увы, счас не вспомнить...
              Но, скорее всего, после полного закрытия темы...
              Получается при ЕБН...
              1. Комментарий был удален.
                1. +1
                  15 ноября 2013 23:51
                  Цитата: rudolff
                  А разве тему Бурана официально закрывали?


                  Потому и задал свой вопрос?
                  1. Комментарий был удален.
                    1. +1
                      16 ноября 2013 00:35
                      Цитата: rudolff
                      Вечер добрый! Я слышал ее просто финансировать прекратили и дали тихонько умереть. Официально никто грех на душу брать не захотел.

                      ...ну...после отмены л2 (сначала несколько раз переносили дату) и далее, после определенного этапа "голодного финансирования", прихода в негодность НППЭО в солончаках Тюратама, Приказ о закрытии был формальностью. Последним кажется распустили отряд космонавтов МАП. Когда на самом деле и МАПа давно уже не было.
                      Но, я помню разговор с одним из главных конструкторов системы, так он в 90хх как раз и говорил об Указании уничтожить всю конструкторскую техдокументацию и оставшиеся заделы и оборудование для выпуска элементов и агрегатов по нашей части.
                      Спросил его, - ну и как типа?
                      Он - ты же знаешь, всё учтенное уничтожили... laughing
                      Кстати, тут нужно добавить...
                      Ведь раньше для закрытия темы (и для открытия тоже) требовалось совместное Решение ЦК КПСС и Правительства.
                      А раз не было партии, то и инциатора для закрытия тоже не было. Посему официального указания видимо и небыло.
                      Что касается указания уничтожить. Тут видимо речь шла о закрытии производства, т.е. изготовления дополнительных партий элементов, агрегатов, - сверх выпущенных для л1, л2...м.б.л3
                      1. 0
                        16 ноября 2013 02:09
                        Цитата: Rus2012
                        Что касается указания уничтожить. Тут видимо речь шла о закрытии производства, т.е. изготовления дополнительных партий элементов, агрегатов, - сверх выпущенных для л1, л2...м.б.л3


                        Вся советская экономика была плановой, и всё шло размеренной поступью. Деньги на программу выделялись по принципу "говори сколько надо, забирай и уходи". Благо, что тогда за 2-х этажные дачи ещё сажали, и распилов ещё не было, все выделяемые средства (почти все) шли на производство. Говорю это к тому, что все 14 комплектов были изготовлены. Заказов на дополнительные серии не было.
                      2. 0
                        16 ноября 2013 10:58
                        Цитата: studentmati
                        Говорю это к тому, что все 14 комплектов были изготовлены.

                        Не уверен...
                        Т.к. многие элементы предполагали доработку и переосанащение. В частности ДО 17д16, которые в первом полете вообще не включали.
                        Слова Лозина-Лозинского: "Я фугас на борту возить и взрывать не позволю!" Все дело в том, что иногда, оч.редко между прочим (1на сотни тыс.включений), случались "хлопки" в головке ДО...
                        Прелполагалось ко 2-му, 3-му довести, оснастить и использовать по полной.
                        Был вариант, если не получиться - сделать "струйный двигатель" на одном из компонентов. Также и с некоторыми другими элементами...
                        А это значить они по полной программе не были произведены.
                    2. +2
                      16 ноября 2013 00:36
                      Цитата: rudolff
                      Вечер добрый! Я слышал ее просто финансировать прекратили и дали тихонько умереть. Официально никто грех на душу брать не захотел.


                      У меня такая же информация!
                      1. алекс 241
                        +2
                        16 ноября 2013 00:43
                        Саш привет,я предполагал что будет такой ответ.Лучший способ "удавить"лишить финансирования,что и было сделано.
                      2. 0
                        16 ноября 2013 01:10
                        Цитата: алекс 241
                        Саш привет,я предполагал что будет такой ответ.Лучший способ "удавить"лишить финансирования,что и было сделано.


                        Саш, привет! Время затянулось, страна уже летела в пропасть... Но гордость генсека не позволяла признать полный крах системы. Слова секретаря ЦК КПСС по оборонке Бакланова О.Д. как нельзя лучше подтверждают "необходимость закрытия программы" - "Пусть будет ужасный старт, чем ужас без конца!". И решение о старте было принято, в полной уверенности, что произойдёт трагедия! Но всё прошло по "плану". И отменить в то время решение генсека никто не посмел, программу пришлось "спустить на тормозах"...
    3. timer
      0
      17 ноября 2013 15:58
      Очень хочу в это верить, но что-то мешает это вере.А мешает,например,доклад Минэкономразвития о том, что сырьевая направленность экономики России консервируеться до 2030 года.Это раз.Мешает ПОВАЛЬНОЕ ВОРОВСТВО,РАЗГИЛЬДЯЙСТВО И НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ!Нынешняя система власти в стране не собираеться это менять.Это два.И это я перечислил в кратце.
      1. Evgenij.
        +1
        20 ноября 2013 17:57
        Я извиняюсь, но достали на власть ныть, идите и работайте, во власть в конце концов- изнутри исправьте ситуацию
  2. +2
    15 ноября 2013 08:43
    А зачем такой челнок нужен, тяжелый груз проще одноразовой ракетой вывести, и никакого дорогого межполетного обслуживания не надо, целей для него нет и вряд ли появятся
    1. +10
      15 ноября 2013 11:28
      А зачем такой челнок нужен, тяжелый груз проще одноразовой ракетой вывести, и никакого дорогого межполетного обслуживания не надо, целей для него нет и вряд ли появятся

      "Вахтанг Вачнадзе, одно время руководивший НПО "Энергия", рассказывал: по программе СОИ США хотели отправить в космос 460 военных аппаратов, на первом этапе - около 30. Узнав про успешный полет "Бурана", они отказались от этой затеи."
      Такой ответ Вас устроит?
    2. +6
      15 ноября 2013 14:31
      Не забываем, что в первом полете Энергия вывела на орбиту макет боевого лазера. Это отрезвило американцев.
      1. 0
        15 ноября 2013 20:44
        Груз - Да!
        А если говорить о ребятах, которые должны там сидеть и не иметь возможности, хоть как-то повлиять на ситуацию................
    3. 0
      15 ноября 2013 20:42
      Вы же должны понимать, что сидя в капсуле и не имея возможности повлиять на спуск приводит к к тому, что мы получим на "выходе" пилотов с полностью разрушенной психикой.
  3. +3
    15 ноября 2013 09:04
    Будущее за гиперзвуковыми самолётами и космическим лифтом.
    1. +3
      15 ноября 2013 11:13
      Так ведь Антонов, прежде чем к "Руслану" и "Мрии" приступить, планеры делал. А вам - раз, и гиперзвук!
    2. 0
      15 ноября 2013 20:45
      Я с Вами полностью согласен, вот только где опубликовать свои мысли, ВПК-name для меня закрыто, честь для меня не пустое слово.......
  4. +5
    15 ноября 2013 09:07
    А ведь делали его всем союзом...
  5. +10
    15 ноября 2013 09:29
    Всех приветствую! hi А ведь Буран разрабатывался параллельно с другим не менее грандиозным проектом. В дополнение
    1. +4
      15 ноября 2013 13:31
      Г.Е.Лозино-Лозинский: "Этот принципиальный переход к самолёту-носителю - это генеральная линия развития многоразовых транспортных космических систем XXI века."
    2. +2
      15 ноября 2013 21:29
      Спасибо. Там служил, видел и технику, и людей. Горжусь этим.
  6. +1
    15 ноября 2013 09:37
    мда...в 60-х еще ... это не трубы тянуть. Нагуглил вот, буду изучать ресурс по теме. Рекомендую http://www.buran.ru/htm/spiral.htm
    http://www.buran.ru/htm/spiral_5.htm#interceptor
  7. +5
    15 ноября 2013 09:44
    Ну какое возражение Бурана...
    Новое руководство Роскосмоса только предложило возродить производство спутников связи в России. Сразу Путинские министры на Остапенко набросились с криками "Это же нарушение норм ВТО", читаем между строк "как же наши откаты".
    Менять надо слабое политическое руководство вначале. Возвращаться к честным выборам... А потом думать про возрождение Российского космоса.
    1. +6
      15 ноября 2013 11:15
      Возвращаться к честным выборам...

      И выбрать Навального? laughing
      1. -2
        15 ноября 2013 11:50
        Если бы создатели "Бурана" так же рассуждали. Выбирать не из кого, давайте оставим все как есть - ничего бы не получилось.
        Кроме Навального, есть национально-ориентированное крыло: Дёмушкин, Белов...
        1. +2
          15 ноября 2013 19:20
          Цитата: ism_ek
          есть национально-ориентированное крыло: Дёмушкин, Белов...


          попали в вожди националистов по поручению ...далеко не националистов.
    2. +4
      15 ноября 2013 11:18
      Сразу Путинские министры
      Окститесь! Министры как раз не Путинские, а "айфоновские".
  8. Wild_Grey_Wolf
    +1
    15 ноября 2013 10:45
    Такая мощная техника, на сколько опережала свое время и теперь столько времени упущено ...
  9. +9
    15 ноября 2013 11:01
    Что потеряла страна?

    Что потеряла? Себя она потеряла. Точнее - мы ее потеряли.
    ...Было в славном Чернигове предприятие со скромным названием ЧРПЗ - Черниговский радиоприборный завод. Сверхрежимное, союзного значения, работавшее на космос и оборонку. Не успела Украина стать "нэзалэжной", как у него появились новые хозяева - голландцы. Клепали что-то там, к космосу, разумеется, отношения никакого не имевшее, потом голландцы смекнули, что в этой стране, с ее "постоянным" законодательством делать нечего, кинули это грязное дело и сейчас по территории некогда мощного предприятия только одичалые собаки бегают. Нет, работает пара цехов - сапки да лопаты клепают, вот и все, что осталось.
    А вы говорите - что потеряла...
    1. +5
      15 ноября 2013 18:59
      во Владим. области в г. Александров был ВНИИСИМС (синтеза минерального сырья) где сделали плитки для обшивки Бурана. Теперь - торговый центр.
      Развалил предприятие его последний советский директор. Технологии продали в Китай.
      1. +5
        15 ноября 2013 19:22
        Развалил предприятие его последний советский директор.
        Так и ЧРПЗ развалил бывший советский директор, ставший президентом акционерного общества. Вообще, как я заметил, с развалом СССР у советских и партийных функционеров развилась не здоровая тяга к президенству. Шо не прыщь - то президент!
    2. +1
      15 ноября 2013 21:47
      Почему-то я не удивляюсь!
  10. -4
    15 ноября 2013 11:05
    Буран бессмысленное техническое чудо. Он показал, что СССР ещё много чего может, но сам не понимает зачем это нужно. Для чего создавался РН Энергия? Под какие цели? До сих пор никто не дал нормального ответа. При этом все соглашаются,что Шатл изначально был убыточен, но когда речь заходит о Буране, так здравый смысл сразу покидает голову...
    1. 0
      15 ноября 2013 15:17
      буран-эксперимент. перспектива его изначально была туманна. это как су-47 "беркут". где он? ждет своего часа! равно как и ту-144.
    2. +2
      15 ноября 2013 20:29
      Цитата: Nayhas
      но когда речь заходит о Буране, так здравый смысл сразу покидает голову...

      Тяжелый носитель "Энергия" сразу под множества грузов - кораблей на Марс,на Луну...под тяжелые спутники антиСОИ. Буран - по меньшей мере "чистильщик" околоземного пространства. Причем,заметьте, роковых и неустронимых ошибок шаттла (две потери) не имел...
      1. -5
        15 ноября 2013 20:55
        Цитата: Rus2012
        Тяжелый носитель "Энергия" сразу под множества грузов - кораблей на Марс,на Луну...под тяжелые спутники антиСОИ

        Вы пошли в статистику -- красиво , в таком случае -- Энергия -- 66% удачных запусков , 50% выполненных задач успешно ( из трёх запусков -- 1 отменён по тех причинам( 2-0й пуск ) , 1- иммитатор спутника (1-ый запуск) не вышел на заданныю орбиту и был потерян .т.е вывод спутников с Энергии - 100% неудачны
        Буран ( 2 -а запуска ) удачный - один ( первый отменён и перенесён на 2 недели , отменён кстати за 70 сек до старта - если не ошибаюсь , но где то так (я как раз был на смене ), торой удачный .

        Цитата: Rus2012
        Причем,заметьте, роковых и неустронимых ошибок шаттла (две потери) не имел...

        т.к. ни летал . а уж исходя из статистики 9 которую Вы так любите )_ Буран -- необитаемый летательный аппарат ,с КПД равным нулю ( т.к. вообще ничего ни сделал ) и вся программа -- один сплошной провал -- т.к. ничего их этого не вышло --- космический экраноплан -- грубо говоря , аппарат есть .спорят 30 лет . толку на выходе ноль
        Не увлекайтесь статистикой ею можно красиво манипулировать . Знаете сколько каждый из нас двоих ( с Вами ) сегодня купался в Средиземном море ? ПО разу каждый laughing
    3. 0
      17 ноября 2013 11:08
      буран лишь одна из ступенек комплекса спираль
  11. -11
    15 ноября 2013 11:13
    Беспилотная посадка на американских шатлах была - это если автор не в курсе.
    1. +3
      15 ноября 2013 11:25
      Беспилотная посадка на американских шатлах была - это если автор не в курсе.
      С этого места поподробней, пожалуйста.
      1. алекс 241
        0
        15 ноября 2013 19:37

        NASA планировало построить беспилотный Shuttle-C. За счет отсутствия экипажа хотели увеличить полезную нагрузку челнока. К сожалению, из-за недостатка финансирования в 90-х годах проект закрыли.
    2. avt
      +1
      15 ноября 2013 12:11
      Цитата: Пупырчатый
      Беспилотная посадка на американских шатлах была - это если автор не в курсе.

      Она не была ,она стала и уже не на шатлах ,а только вот на Хсовом беспилотнике последнем что на орбиту выводили уже после развала СССР.
    3. Башкаус
      +2
      15 ноября 2013 12:17
      Первый раз об этом слышу, поэтому прошу предоставить факты, в противном случае ваше заявлению буду рассматривать как пустые слова.
    4. +4
      15 ноября 2013 19:07
      Цитата: Пупырчатый
      Беспилотная посадка на американских шатлах была


      Первый беспилотный шаттл X-37B совершил полностью автоматизированное возвращение и посадку на взлетно-посадочную полосу только в 2010г. Буран это проделал в 1988г.
  12. ed65b
    +2
    15 ноября 2013 12:17
    Эх Буранушка, обязательно полетит только позже. За такими машинами будущее, просто пока это понимают только спецы.
  13. +1
    15 ноября 2013 13:45
    Всему свое время и часть технологий,которые вошли в Буран будут использованы в новых подобного плана программах.Хотелось бы верить,что космическая эра в связи с последними событиями не обойдёт нашу страну стороной.У нас до сих пор остаётся потенциал космической державы вопреки всем неудачам последнего времени.И у меня еще остаётся надежда,что эффективные управляющие действительно будут такими,а не обычными ворами,использующие свои возможности для своего непомерного обогащения.
    1. +2
      15 ноября 2013 20:24
      Цитата: lotar
      часть технологий,которые вошли в Буран будут использованы в новых подобного плана программах.

      Вот тут точно!
      После первого полета Бурана, в Обнинске остались горы отбракованных керамических плиток, которые не знали куда деть...
      Но, после перестройки и развала, они все изчезли неведомо куда. Надо думать нашли неплохое применение! это как-бы шутка, конечно же многое что было создано нашло применение.
      Но, мечту похерили...вот это обидно!
  14. 0
    15 ноября 2013 16:06
    Начудили с техзаданием и все дела. Я читал где-то, что на совещании в ЦК Брежнев сказал, чтобы сделали как в США и никто не посмел возразить. Вот и вертелись вокруг габаритов и забрасываемого веса. А если бы послушали Лозино-Лозинского и сделали машину меньших размеров и под цели не вывода грузов, а обслуживания спутников, то до сих пор бы Буран летал.
    1. 0
      15 ноября 2013 17:11
      А если бы послушали Лозино-Лозинского и сделали машину меньших размеров и под цели не вывода грузов, а обслуживания спутников, то до сих пор бы Буран летал.

      А что ему мешает сейчас обслуживать? А заодно и грузы выводить. А-а-а... Денег нет. Ну так и нечего тень на плетень наводить.
    2. +2
      15 ноября 2013 20:20
      Цитата: Jurkovs
      А если бы послушали Лозино-Лозинского и сделали машину меньших размеров и под цели не вывода грузов, а обслуживания спутников, то до сих пор бы Буран летал.

      Вы несколько неправы...
      Был проект и меньшей соразмерности. ИС-истребитель спутников. Но...он обладал и меньшей функциональностью. В то же время после Бурана, проекту ИС были открыты все двери...Но, уже наступали другие времена...:(
      1. 0
        16 ноября 2013 16:20
        Судя по фото, Вы имеете в виду "Спираль" (ЭПОС). Эта тема была закрыта до Энергии-Буран. К тому времени летал дозвуковой аналог орбитальной ступени(на фото), строился сверхзвуковой аналог. До гиперзвука было ещё очень далеко. К гиперзвуковому самолёту-разгонщику ещё не приступали. С учётом могущественных противников темы (Устинов, Гречко) и прохладного отношения МАП (космос не его епархия) перспектив не было.
        А проектов и до и после Бурана было множество. В этом Вы правы.
    3. +1
      16 ноября 2013 16:45
      Один политобозреватель, приближённый к власть предержащим СССР,(к сожалению забыл фамилию) в году эдак в 1982 читал лекцию по поводу вышедшей в США книги "Советская военная мощь" перед студентами. Его донимали вопросами когда в Союзе появится свой шаттл. Сначала он говорил, что шаттл нам не нужен, наша генеральная линия - это орбитальные станции. Потом не выдержал и сказал: что всё, что есть у потенциального противника должно быть и у нас.
      Политическое руководство действительно потребовало создать многоразовую систему такую же как у американцев исходя из такой логики.
      1. 0
        17 ноября 2013 11:10
        вполне могло быть, учитывая логику администраторов
  15. Комментарий был удален.
  16. avt
    +3
    15 ноября 2013 16:24
    Цитата: Jurkovs
    Я читал где-то, что на совещании в ЦК Брежнев сказал, чтобы сделали как в США и никто не посмел возразить.

    Нет ,путаете с высказыванием Гречко по авианосцам ,он тогда говорил чтоб делали как ,,Нимиц". ,,Буран "только для публики такой же как шатл .На деле это две разные машины .У амеров два ускорителя и ,,самолет" c баком,у нас отдельно носитель и отдельно ,,самолет".
    1. -2
      15 ноября 2013 19:06
      именно поэтому Буран и не летал больше.
      У амеров сгорали в атмосфере топливный бак и два ускорителя, а у нас сгорала супер ракета Энергия, а это не просто бак с ускорителями.
      Вот и получалось, чтобы Бурану слетать - ракета сгорает в атмосфере.
      Хотя в советские времена именно наличие у нас системы Буран: сам челнок + ракета как отдельная система, способная работать как отдельный от челнока носитель, подавалась за огромный плюс
      1. алекс 241
        +3
        15 ноября 2013 19:50
        ...................................................
        1. алекс 241
          +3
          15 ноября 2013 20:04
          Ракетный блок Энергии ступени занимает особое место среди новых проектно-конструкторских решений, так как проектировался унифицированным для семейства ракет-носителей среднего, тяжелого и сверхтяжелого классов. В соответствии с техническими требованиями, выдвинутыми к ракетно-космическому комплексу, «Энергия-Буран» должен быть многоразовым и использоваться в полете не менее десяти раз. Применительно к ракетному блоку с жидкостным ракетным двигателем такое требование было предъявлено впервые в мировой практике. В результате всесторонних исследований была выбрана парашютно-реактивная схема возвращения блока после его отделения от ракеты-носителя.

          Элементы средств возвращения (парашютная система, твердотопливные ракетные двигатели мягкой посадки и разделение параблока на моноблоки, посадочное устройство, система управления возвращением) расположены частично внутри отсеков блока «А», большей частью — под крупногабаритными обтекателями, установленными на его наружной поверхности.
          1. 0
            16 ноября 2013 16:29
            Очень сомнительно, что удалось бы реализовать парашютную просадку блоков 1-ой ступени на сушу без повреждений. Всё таки по сравнению с твёрдотопливными ускорителями шаттла они ажурные и хрупкие. Да и шаттловские ускорители после приводнения доставлялись на завод, где при заправке топливом разбирались на секции и потом снова собирались. если я не ошибаюсь.
          2. почтальон
            0
            17 ноября 2013 23:43
            Цитата: алекс 241
            » должен быть многоразовым и использоваться в полете не менее десяти раз.

            Не читайте ДО ОБЕДА советских газет

            Вернуть ЖРД( и РН с ЖРД) с высоты 70-100 км..
            НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ (сейчас и в ближайшее время)
            Это тонкостенная конструкция ,переменной( по высоте) толщиной, "вафельное" фрезерование,которая и "живет то" под наддувом и терпит только осевые нагрузки
            =============
            АМЕРИКАНЦАМ НЕ УДАВАЛОСЬ(да они и не пробовали) вернуть ЛИШЬ ПУСТОТЕЛЫЙ БАК, без "нежных" ЖРД и ТНА

            ========
            можно "лечить" престарелое Политбюро времен "Очакова и покорения", что бы получить длинный руПь, НО ПРОБЛЕМУ ТО НЕ РЕШИТЬ
            И БОКОВЫЕ РН НЕ СПАСАЛИ,СПАСТИ НЕ МОГЛИ И САМОЕ ГЛАВНОЕ(!) НИЧЕГО ДЛЯ ЭТОГО(спасения) СДЕЛАНО НЕ БЫЛО
      2. +2
        15 ноября 2013 19:57
        Цитата: павел72
        У амеров сгорали в атмосфере топливный бак и два ускорителя, а у нас сгорала супер ракета Энергия, а это не просто бак с ускорителями

        Вся и проблемва , что у Шатла не сгорает ничего , и оба ускорителя и топливный бак ( центральный ) всё смногоразово и возвращаемо.

        Цитата: павел72
        Хотя в советские времена именно наличие у нас системы Буран: сам челнок + ракета как отдельная система, способная работать как отдельный от челнока носитель, подавалась за огромный плюс

        Все офицеры служившие вместе со мной ( точнее я служил вместе с ними , как и присутствовал на запуске Бурана и первом и втором (с первго раза не полетел ), говорили , что пустая трата денег, запалили столько бабок , а были идеи и по проще и перспективней. В этом случае просто пришгёл приказ -- делать как у них.
        1. почтальон
          +1
          18 ноября 2013 01:37
          Цитата: atalef
          и топливный бак ( центральный ) всё смногоразово и возвращаемо.

          Топливный бак, центральный -СГОРАЛ
          С высоты 113 км -НЕ СПАСТИ конструкцию , даже бронированную, не говоря о "фольге"
          ТРЫНДЕТЬ НЕ НАДО
      3. 0
        15 ноября 2013 20:06
        Цитата: павел72
        а у нас сгорала супер ракета Энергия

        Не нужно грязи!
        РН изначально планировался ОДНОРАЗОВЫМ!!! А значит дешовым в производстве!
        Тут другие проблемы, больше политического свойства. Ибо до Л3-задел был практически готов!!!
        1. 0
          15 ноября 2013 20:25
          а в чём вы увидели грязь?
      4. 0
        16 ноября 2013 17:04
        Цитата: павел72
        Хотя в советские времена именно наличие у нас системы Буран: сам челнок + ракета как отдельная система, способная работать как отдельный от челнока носитель, подавалась за огромный плюс


        А это и в самом деле плюс. РН Энергия могла бы выводить помимо Бурана ещё и орбитальные станции, лунный и марсианский корабли или их части массой до 100 тн. А Спэйс шаттл мог только 29,5 тн в грузовом отсеке ОК. Поэтому в конце 1980-х гг для вывода более тяжёлых нагрузок (до 75 тн) разрабатывался беспилотный и бескрылый одноразовый Шаттл-С. Правда от него оказались.
        А в общем обе системы бесспорно выдающиеся творения. Но к сожалению громоздкие и экономически неэффективные. Но на то время это единственное, что можно было реально создать. Все остальные тогдашние проекты многоразовых систем были либо нереализуемой фантастикой либо для их реализации требовались гораздо больше времени и денег. Да ещё полезная нагрузка (спутники ) становилась всё миниатюрнее и легче.
  17. Волхов
    -3
    15 ноября 2013 17:52
    За последние месяцы потеряно 2 Протона по электрическим причинам - у Бурана тоже плохо с наружной электрикой - он переразмерен, покрытие не то и на спуске он получил тлеющий разряд, что вызвало кольцевую трещину в носовом обтекателе и разрушение нескольких плиток. Он чудом не дошёл до перехода разряда в лавинный и спуска в виде метеоритного дождя - поэтому ему создали рекламу и положили на полку - вся программа тупик, заказанный америкой. У них так разрушилась Колумбия, а остальные знали, что проходят по краю.
    1. +1
      15 ноября 2013 19:26
      вся программа тупик, заказанный америкой.
      Целой Америкой? О как! Источником не поделитесь7
    2. +1
      15 ноября 2013 20:03
      Цитата: Волхов
      разрушение нескольких плиток.

      ...не смешите мои тапочки:)))))))))))))))))))))))))))))
      Каждый спуск шаттла сопровождалсЯ потерей большего количества керамических плиток!
      На Буране выпали всего-то 6 плиток! Кстати, их клеили мои коллеги.Как и все корабли этой серии...
      1. Волхов
        -1
        15 ноября 2013 20:48
        Дело не плитках отвалившихся вообще, а в причине их разрушения - тлеющем разряде, следующая стадия - лавинный и обломки. Трещина обтекателя - показатель риска.
        Оптимистов в отрасли полно, но толку от этого нет - этой команде надо много одинаковых аварий чтобы задуматься, а американцы понимают сразу, немцы - до того, в соответствии с этим немцы господствуют в космосе без рекламы, американцы стараются их догнать в рамках доступного, а Роскосмос строит в Сибири бетонную табуретку для ракеты с возрастом за 60 и поёт песни про Буран.
        1. 0
          17 ноября 2013 11:13
          откуда инфа?
          1. Волхов
            +1
            19 ноября 2013 00:13
            Не волнуйтесь, не из сейфа - есть книги по теплозащите, там фото и Бурана и Бора, только стоят денег и тираж маленький.
            1. 0
              19 ноября 2013 00:17
              Цитата: Волхов
              Не волнуйтесь, не из сейфа - есть книги по теплозащите, там фото и Бурана и Бора, только стоят денег и тираж маленький.


              Интригуете!
              1. Волхов
                0
                19 ноября 2013 07:59
                Никаких интриг - "Теплозащитные материалы и покрытия", авторы из Молнии и МАТИ, в середине 90-х вышла, продавалась на МАКСе.
        2. Evgenij.
          0
          20 ноября 2013 19:06
          Вы откуда? не знать географию родной страны- преступно! Сибирь не включает в себя Амурскую область!
  18. +1
    15 ноября 2013 19:42
    Статья интересная. Меня зацепило, что оказывается мы были первыми в испытаниях больших беспилотных систем.

    Буран - это же вам не какая-то мелкота!
    1. +1
      15 ноября 2013 20:00
      Цитата: Enot-poloskun
      оказывается мы были первыми в испытаниях больших беспилотных систем.

      Эххх, Enot, Енот:))))
      Посадке Бурана, тогда "Молнии", учили ребята с "волчей стаи", легендарного летчика испытателя Игоря Волка с отряда космонавтов легендарного МАП. Мы же, практически каждую неделю за этим наблюдали от Жука до Люберец и Дзержинки...
      Более причастные и лично знали Волка. Да он и счас ещё жив-здоров...
      1. +1
        15 ноября 2013 22:07
        Подтверждаю.
    2. +2
      15 ноября 2013 20:15
      Цитата: Enot-poloskun
      Статья интересная. Меня зацепило, что оказывается мы были первыми в испытаниях больших беспилотных систем.

      Буран - это же вам не какая-то мелкота!

      Я думаю современные БПЛА ( если вообще их можно сравнивать ) на порядок сложнее . Ткб в безпилотном режиме свалиться с орбиты ( это вещь отработанная , на всех необитаемых спускаемых аппаратах ) , некоторое торможение управляемой баллистикой ( если кто понимает о чём речь , что Шатл , что Буран -- тормозят при входе в атмосферу ( на первом этапе ) как бы нижней плоскость и хвостом вперёд ) потом уже в более плотных слоях переворачивается и идёт носом )-- отработано при испытаниях управляемых боеголовок ЯР, ну а дальше --- все современные БПЛА --- делают то жу самое . только могут садиться на любой аэродром , маневрировать и т.д.
      Если кто думает , что Буран мог садиться куда угодно -- ошибка , были всего 3 полосы - Симферополь . Улан-Удэ . Сары Шаган ( Байконур ) и на выходе из неконтролируемого спуска ( когда вокруг плазменное облако ) его тут же поймали на контроль , контрольно измерительные пункты ВКС и прекрасно вели. Так, что поверьте мне и тогда это сделать могли (Штаты ) , только если мне кто то докажет , что приземление одного необитаемого Бурана ( просто людей ещё было страшно посылать , не была система надёжна , боялись завалится )круче , чем 25 лет обитаемых пролётов Шатлов -- извините посмеюсь.
      Я сам служил в ВКС , и горд за советский космос , за офицеров ( действительно знающих ) с кем служил и вообще , я наверное один из не многих , который про Армию не скажт ниодного плохого слова , а только то , что как я жил в Армии , уже не буду жить никогда и нигде. , но тем ни менее -- надо смотреть фактам.
      Программа была во многом провальной ,как и многие ( в том числе ) Фобос 1 и Фобос -2 ( 1989г) Тоже были потеряны - а нас тогда на целых 7 месяцев в гражданку переодели . У нас же космос мирный и военным вроде делать нечего ( программа была международной )повыдавали костюмы , ботинки . рубашки ( с воротниками 50-х годов ) и клетчатые кепки .Вот и ходили иностранцы и наверное хренели , кто это такие молодые специалисты ( числом человек 400 ,больше на тех территорию солдат не пускали в те дни , только деж.смена ) ходят строем . коротко стриженные и в КЕПКАХ ( одинаковых ) wassat
  19. +3
    15 ноября 2013 19:55
    Лично мне, как и всем причастным, горько именно за этот проект...
    Торжествовали после первого пуска. Готовились к Л2. Получили премии в зависимости от "виновности и причастности". Мне с боссом, кстати, королевцы выписали по 160руб., по тем временам - неплохо. Конечно более причастные получили больше, но мы не завидовали. Гл.конструктору одной из систем, достался Москвич-2141, правда не бесплатно, а "право покупки", причем свой старый - 2140 - должен был отдать очереди на авто надальнейшую реализацию...:)
    Но, мы радовались искренне!
    Потом, бац - и отбой..Смерть Глушко...ну а дальше пошло-поехало...:(((
    1. 0
      15 ноября 2013 22:09
      Эх!
      Если бы вернутся тогда... с сегодняшним послезнанием......
      Мишку-предателя - убрал - а дальше трава не гори.
  20. wlad59
    0
    15 ноября 2013 20:19
    Двойственное впечатление от статьи: с одной стороны гордость за страну и людей которые все это создавали, а с другой... там такие ДЕНЬГИ были закопаны в землю (в прямом и переносном смысле) просто жуть!!!
    P.S. площадка 113 - МИК (монтажно-испытательный корпус), площадка 250 - стартовый стол Энергии.
    1. +1
      15 ноября 2013 22:10
      Да не были они закопаны в землю.
      Их закопали, а скорее они пропали, только после предательства Горбачева.
  21. +1
    15 ноября 2013 21:01
    Цитата: atalef
    Я думаю современные БПЛА ( если вообще их можно сравнивать ) на порядок сложнее . Ткб в безпилотном режиме свалиться с орбиты ( это вещь отработанная , на всех необитаемых спускаемых аппаратах ) , некоторое торможение управляемой баллистикой ( если кто понимает о чём речь , что Шатл , что Буран -- тормозят при входе в атмосферу ( на первом этапе ) как бы нижней плоскость и хвостом вперёд ) потом уже в более плотных слоях переворачивается и идёт носом )-- отработано при испытаниях управляемых боеголовок ЯР, ну а дальше --- все современные БПЛА --- делают то жу самое . только могут садиться на любой аэродром , маневрировать и т.д.

    Вы противоречите сами себе. Сравнивать современные беспилотники(которые летают в атмосфере) и Буран прошлого века, но с выходрм в космос? Вы так упрощенно описали его вход в атмосферу, а на самом деле не так все просто, но ладно "прохали"Я думаю нам придется вернуться к Бурану, только уже используя более современные технологии(но учитывая опыт). Штаты отказались от Шатлов ,но и они уже делают многоразовые корабли причем коммерческие, что тоже доказывает их перспективу.
  22. 0
    15 ноября 2013 21:07
    Цитата: Андрей Питер
    Я думаю нам придется вернуться к Бурану, только уже используя более современные технологии(но учитывая опыт).

    Зачем тащить сто тонн конструкций в космос, и потом возвращать на землю, который в случае чего абы где не посадишь? Может для начала с электроникой класса "космос" как то решить вопрос, тоже кстати непростой?
  23. +1
    15 ноября 2013 21:46
    Творческая дерзость советских конструкторов просто восхищает!
  24. Эрик
    +1
    15 ноября 2013 21:46
    Цитата: rotor
    Г.Е.Лозино-Лозинский: "Этот принципиальный переход к самолёту-носителю - это генеральная линия развития многоразовых транспортных космических систем XXI века."


    Выдающийся конструктор, от Бога... Видел его в кино документальном. Жалко. Забвению был предан он...
    1. +2
      15 ноября 2013 23:09
      Цитата: Эрик
      Выдающийся конструктор, от Бога... Видел его в кино документальном. Жалко. Забвению был предан он...


      Глеб Евгеньевич, как Вы совершенно точно выразились, выдающийся конструктор от Бога!

      А Выдающиеся не могут быть забыты!
      Забвение конструкторов и директоров экстра-класса, каковым являлся Глеб Евгеньевич невозможно по определению. Да, Лозино-Лозинский был "грифованным", но это не может говорить о его забвении! Для сотен тысяч соотечественников Лозино-Лозинский был отцом и сыном, и одновременно кормителем семей.
    2. Шур
      0
      16 ноября 2013 22:07
      Еще вспомнят, все вспомнят. Оценки ставит время. Новые поколения (не 90-х и не 0-х)придут к простой мысли, что либо будет революция в умах, либо.. как и все банановые эмираты-станут рабами.
  25. 0
    16 ноября 2013 22:25
    Был ещё проект "Альбатрос". Я раскопал его в сборнике научных трудов какой-то конференции (что-то вроде Циолковских чтений) в начале 80-х.
    Там первой ступенью было судно на подводных крыльях (вероятно, КБ Алексеева), второй - самолёт разгонщик, а третьей уже орбитальный самолёт.
    Эту схему вполне можно реализовать сейчас. Она, безусловно, экономичнее связки "Энергия"-"Буран" и даст толчок и экранопланщикам, и гиперзвуковикам и авиаторам.
    1. 0
      17 ноября 2013 11:16
      технически-сложнее.. там много ньюансиков, при таких стартах
  26. почтальон
    0
    17 ноября 2013 23:32
    Автор Наталия Ячменникова.....
    дешЁвка,статья конечно.
    ОЙ, предупреждаю, дую на воду (ждЮ минусов): Я не американофил,не русофоб; русския я , и связан был с Бураном, да и с космической программой СССР(чуток).
    НЕ ЛЮБЛЮ пустобрёхов и шапкозакидателей( "если завтра война ,бум на чужой территории...")
    1.
    Цитата: Наталия Ячменникова
    Впервые в мире советский шаттл приземлился в автоматическом режиме. Американские челноки этому так и не научились: садились только в ручном.

    А У АМЕРИКАНЦЕВ БЫЛИ беспилотные полеты Шаттлов?
    А У НАС БЫЛИ ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЁТЫ (Бурана)? ( Как ребята с отряда не просились, готовые рисковать своими жизнями- ИМ НЕ РАЗРЕШИЛИ)- шансы вернуться живыми около 7%
    КАК НАСЧЁТ ВОЯДЖЕРОВ? скоко там? более 30 лет? За пределами солнечной системы? летятЬ? БЕЗ ПИЛОТОВ!
    А НА ЧЁМ У НАС ЛЕТАЕТ(Ь)АЭРОФЛОТ,ТРАНСЭЭРО,РОССИЯ И прочие...
    чЁт запамятовал ,склероз наверное. Как насчет автопилотов?Чьи они?
    2.
    Цитата: Наталия Ячменникова
    Что потеряла страна?

    Благодаря "Буран(у)" и "Энергия(и)" страна потеряла себя и развалилась, фантазии маразматиков замшелых с МО и ЦК воплощенные в металл СОЖРАЛИ бюджет космонавтики и страны... и? и оказались НИКОМУ НЕ НУЖНЫ! ,ну даааа,ишо Глушко удовлетворил свои амбиции.
    3.
    Цитата: Наталия Ячменникова
    И есть ли надежда, что российский челнок все-таки полетит к звездам?

    если это не аллегория, то вопрос,в принципе соответствует уровню мозговой деятельности НЯ. полетит Наталия, ессно полетит,курнуть и вперёд.
    4.
    Цитата: Наталия Ячменникова/Валерий Бурдаков
    " что космический корабль "Буран" стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством.

    Валерий Бурдаков: Безусловно"
    Валерий Павлович как насчёт " Вояджеров?
    Валерий Павлович как насчет 135(!) полетов МКТС "Шаттл"? Напомнить скока космонавтов/астронавтов доставлено на орбиту и сколько груза ВЫВЕДЕНО?
    Валерий Павлович,как насчет того,что в системе Буран -Энергия( позиционируемой как МНОГОРАЗОВАЯ) СГОРАЛО ВСЁ,акромя планера и дешевой ОДУ маневрирования.А?
    5.
    Цитата: Наталия Ячменникова
    Правда, что "Буран" мог бы подлетать к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и отправить к себе в "чрево"?

    неправда. Манипулятор? Натурные испытания? (Ой сравните его(манипулятор) с канадским и успокойтесь)
    1. почтальон
      0
      17 ноября 2013 23:35
      6.
      Цитата: Наталия Ячменникова/Валерий Бурдаков
      : Да, как и американский "Спейс Шаттл". Но возможности "Бурана" были значительно шире: и по массе доставляемых на Землю грузов

      кааанеШна, ведь на буране НЕ БЫЛО МАРШЕВОЙ( самой дорогой ДУ)- ОНА ТУДА -в Буран просто не влезла, она сгорала с блоком Ц.А что ОДУ ? да она и не весит не фига.
      А вот вопрос(Ы)
      - НАДО ЛИ НА ЗЕМЛЮ ВОЗВРАЩАТЬ 30тонн? / чего возвращать то? хлам, после окончания ЖЦИ или Хелий 3 ?
      - Дурь пишет Валерий Павлович (или Наталия?) !!! АБСОЛЮТНУЮ, БУРАН не смог бы сесть с 30 тоннами груза.
      6.
      Цитата: Наталия Ячменникова
      Узнав про успешный полет "Бурана", они отказались от этой затеи.

      гыыыы. РЖУНЕМаГУ.Как статья на топвар :" как я сбивал в Ираке(?) на комплексе С-200(?) истребители Торнадо на 14км(?) и Гэлакси с пушЬкой(?)

      7.
      Цитата: Наталия Ячменникова Валерий Бурдаков
      : Совершенно верно. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета... Все было супер.

      чего супер то?
      8. .
      Цитата: Наталия Ячменникова/ Валерий Бурдаков
      Наш отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, т.е. самолетами. Что тут началось!..

      ? ДА
      А как насчет энтого?

      ==========
      стоит ли продолжать "разбирать по винткам" эту глупую статью, стакими же глупыми безаппеляционными заявлениями?
      ПАТРИОТИЗМ (и воспитание его) это конечно же ХОРОШО, но ПАТРИОТИЗМ, основанный на лживых хвастливых заявлениях... ну это преступление(моральное) во всяком случае.
      1. почтальон
        0
        17 ноября 2013 23:45
        "пару фото",это конечно "шлак", это ведь не посадка в полностью БЕЗпилотном режиме












      2. 0
        18 ноября 2013 02:19
        Цитата: почтальон
        Наш отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, т.е. самолетами. Что тут началось!..


        Цитата: почтальон
        ПАТРИОТИЗМ (и воспитание его) это конечно же ХОРОШО, но ПАТРИОТИЗМ, основанный на лживых хвастливых заявлениях... ну это преступление(моральное)

        Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет.
    2. 0
      18 ноября 2013 02:14
      Цитата: почтальон
      чЁт запамятовал ,склероз наверное. Как насчет автопилотов?Чьи они?

      Автопилоты НЕ РАБОТАЮТ на посадке
      Посадка ВСЕГДА происходит в ручном режиме.

      Исключение, разве что этот:
      1. почтальон
        0
        18 ноября 2013 13:56
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Автопилоты НЕ РАБОТАЮТ на посадке

        http://alsedov.ru/kapitan-boinga-737-otvechaet-na-voprosy/
        19 августа 2009 г., 12:30
        Компания Rockwell продемонстрировала комплекс автоматического управления полетом Athena, который способен посадить обычный самолет без участия человека. Работа автопилота Athenf была наглядно показана на примере небольшого одномоторного самолета, который несколько раз выполнил взлет и посадку только по координатам взлетной полосы.

        Система Athena создана совместными усилиями компаний Rockwell и Hawker Beechcraft Corporation (HBC). Новая технология, по мнению разработчиков, может стать электронным парашютом для гражданской авиации для случаев, когда пилот по разным причинам не может выполнить посадку.
        1. 0
          18 ноября 2013 17:30
          Угу, через 20 лет после полета Бурана

          БПЛА упраялются дистануционно. А как управлялся Буран?
  27. Комментарий был удален.
  28. 0
    22 ноября 2013 19:18
    главное-не железо, а технологии, которые требуется сберечь для будущего многоразового корабля,он будет очень нужен.
  29. nastran123
    +1
    27 ноября 2013 17:55
    Жалко программу. Сейчас чтобы её восстановить столько вложений необходимо, что скорее всего осуществимо в далёком и светлом будущем.
  30. 0
    1 декабря 2013 02:21
    Такое детище инженерной мысли угробили! За державу обидно(
  31. 0
    2 февраля 2014 15:53
    Немного документалистики...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»