Непростое прошлое и неоднозначное будущее бронетранспортера БТР-4

После распада Советского Союза независимая Украина получила большое количество оборонных предприятий. Часть украинской оборонной промышленности стала жертвой экономических и политических проблем, но несколько организаций существуют до сих пор и создают новую военную технику. Одним из самых известных проектов военной техники, созданных украинскими инженерами, является бронетранспортер БТР-4. Используя имеющийся опыт, конструкторы Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. А.А. Морозова смогли создать свой вариант современного бронетранспортера. Однако в силу различных причин боевая машина БТР-4 больше известна не как достойный современный бронетранспортер, но как тема многочисленных ожесточенных споров.


Ранний вариант БТР-4 (первый опытный образец) с боевым модулем "Гром" (с) ХКБМ им. А.А. Морозова



Дискуссии вокруг проекта БТР-4 начались сразу после демонстрации первого опытного образца в 2006 году. Вскоре после показа прототипа перспективной боевой машины заинтересованная общественность разделилась на два лагеря с диаметрально противоположными позициями. Сторонники машины БТР-4 радуются каждому успеху украинской оборонки, а в спорах напирают на преимущества бронетранспортера. Противники проекта, в свою очередь, используют в качестве подтверждения своей позиции новости или даже слухи, касающиеся неудач технического или экономического характера. Ввиду свой продолжительности этот спор от противостояния аргументов нередко переходит к банальной ругани.

Харьковское предприятие, не обращая внимания на споры, продолжает реализацию проекта. За несколько лет был создан ряд модификаций перспективного бронетранспортера, и некоторые из них стали предметом контрактов. К настоящему времени известно о подписании трех соглашений. В 2009 году с разницей в несколько месяцев были заключены два контракта. В соответствии с первым 10 бронетранспортеров БТР-4 должны отправиться служить в вооруженных силах Украины, а второй подразумевает поставку 420 машин нескольких версий в Ирак. Стоимость иракского контракта превысила 450 миллионов долларов США. Весной 2012 года Украина и Казахстан подписали договор о совместном строительстве 100 новых боевых машин общей стоимостью около 150 млн. долларов. Также интерес к БТР-4 выразили Кувейт и Македония.

Нельзя сказать, что выполнение контрактов был полностью сорвано, но при этом необходимо отметить тот факт, что определенный успех был достигнут лишь в отношении иракского заказа. Украинская армия по экономическим причинам до сих пор не смогла купить даже десять ранее заказанных бронетранспортеров новой модели. Куда более успешным можно считать договор с Ираком. С марта 2011 года по февраль 2013-го иракская комиссия приняла свыше 120 новых боевых машин, однако армия Ирака фактически получила менее сотни бронетранспортеров.


Компоновка, и комплектация узлов и систем. (с) http://sfw.so


В начале этого года в ряде средств массовой информации появились сведения о том, что Ирак намерен отказаться от имеющегося контракта с Украиной. Тем не менее, в марте появилось своеобразное опровержение этих сведений – 42 бронетранспортера, принятые комиссией в феврале, были погружены на судно SE Pacifica и отправлены в Ирак. В конце апреля судно прибыло в иракской порт, но военные ближневосточного государства так и не получили новую технику. Министерство обороны Ирака отказалось разгружать судно и забирать бронетранспортеры. По имеющейся информации, иракская сторона отказалась принимать машины из-за большого количества брака, а именно из-за трещин в корпусах. В связи с этим судно SE Pacifica было вынуждено уйти в нейтральные воды и встать на якорь, ожидая окончания сложившейся ситуации.

Ожидание продлилось несколько месяцев, в течение которых компания-судовладелец White Whale Shipping грозила санкциями отвечающей за поставки военной техники зарубежным странам организации «Укрспецэкспорт». Из-за простоя судна и отсутствия оплаты владельцы SE Pacifica обещали выгрузить бронетранспортеры в третьей стране и, при необходимости, инициировать судебный процесс, в результате которого техника будет продана, а вырученные деньги пойдут на компенсацию затрат перевозчика. В начале сентября 42 бронетранспортера были арестованы властями Индии. Стоит отметить, судно SE Pacifica кроме 42 БТР-4 везло крупный груз металла, который нужно было доставить в Индию. Из-за простоя в Персидском заливе 70 тыс. тонн металла были доставлены заказчику на три месяца позже оговоренного срока. В связи с этим общая сумма неустойки, затребованная индийской стороной, составила 500 тыс. долларов.

В конце сентября индийские власти сняли арест с судна и оно вновь отправилось в Ирак. Но и на этот раз иракские военные отказались принимать бронетехнику. По некоторым данным, в самое ближайшее время контракт на поставку 420 бронемашин будет окончательно аннулирован, а в армии Ирака останутся лишь несколько десятков бронетранспортеров, поставленные ранее.


Интерьер машины, случай применения обитаемых боевых модулей таких как "БАУ 23х2", "Гром", "Шквал". (с) http://sfw.so


Историю с плаванием судна SE Pacifica можно считать настоящей катастрофой для проекта БТР-4. Из-за того, что Ирак отказался принимать заказанные ранее бронемашины, компания «Укрспецэкспорт» оказалась в крайне сложном положении. Деньги за бронетранспортеры не получены, компания-судовладелец выставила счет не только за перевозку груза, но и за несколько месяцев простоя судна, а индийские бизнесмены требуют выплатить колоссальную неустойку. По имеющимся данным, споры вокруг финансовой стороны сложившейся ситуации продолжаются до сих пор.

Ситуация с выполнением иракского контракта стала новым поводом для ожесточенных споров. Как и ранее, сторонники и противники проекта БТР-4 трактуют эту ситуацию в соответствии со своей позицией. Отказ Ирака принять третью партию бронемашин называется и небольшой неувязкой, которую можно легко решить, и поводом для закрытия проекта по причине окончательной гибели его перспектив в глазах потенциальных заказчиков. Что будет с бронетранспортером БТР-4 в ближайшем будущем, говорить трудно. Вероятно, украинская оборонка предпримет попытку подписать контракт со странами, выразившими свой интерес к этому проекту.


БТР-4 с модулем БАУ 23х2 на водных испытаниях. (с) http://sfw.so


Необходимо признать, что, несмотря на все проблемы политического, экономического и технологического характера, бронетранспортер БТР-4 стоит внимания. В отличие от предыдущих украинских машин аналогичного назначения, БТР-94 и БТР-3, он не является дальнейшим развитием или модернизацией образцов техники, созданных еще в Советском Союзе. В конструкции БТР-4 применены некоторые технические решения, свойственные современным зарубежным бронетранспортерам. В первую очередь, это компоновка корпуса со средним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Подобное размещение агрегатов позволило оставить отделение управления в передней части корпуса и перенести десантное отделение в корму. Таким образом, по своей компоновке БТР-4 отвечает требованиям, предъявляемым к современным бронетранспортерам, поскольку десант может высаживаться через кормовую дверь, будучи прикрытым от пуль и осколков всей машиной.

Еще одна немаловажная особенность БТР-4 касается его комплекса вооружения. В проекте изначально предусматривалось использование различных боевых модулей, в том числе и с дистанционным управлением. К настоящему времени разработано несколько новых боевых модулей, пригодных для использования на БТР-4. Изначально в качестве комплекса вооружения рассматривался боевой модуль «Гром». В конструкции этого модуля применены некоторые уже освоенные решения. Так, оператор вооружений располагается внутри бронированного корпуса, однако его голова находится внутри небольшой башенки. Рабочее место оператора жестко связано с остальными агрегатами модуля и вращается вместе с ними. Над крышей башенки оператора размещается наблюдательное и прицельное оборудование, а также характерная система монтажа вооружения. Боевой модуль «Гром» несет одну автоматическую пушку калибра 30 мм, 30-мм автоматический гранатомет и пулемет винтовочного калибра. Кроме того, возможна перевозка и использование четырех противотанковых ракет «Конкурс» или «Барьер». Вооружение и боекомплект, за исключением ракет, расположены в бронированном кожухе.

Немного позже появился боевой модуль «Парус», имеющий такое же вооружение. При этом новый модуль построен иначе: рабочее место оператора неподвижно, а вращается лишь верхняя турель. Управление вооружением осуществляется при помощи пульта. По желанию заказчика пультом управления может оснащаться рабочее место командира. Использование новой архитектуры помогло оптимизировать компоновку агрегатов модуля, что в частности привело к увеличению боекомплекта автоматической пушки.

С самого начала проекта предполагалось, что на базе БТР-4 можно будет делать машины различного назначения. К примеру, контракт с Ираком подразумевал поставку 270 бронетранспортеров БТР-4Е с боевым модулем «Парус», 80 командирских БТР-4К, 30 командно-штабных машин БТР-4КШ, 30 санитарных БСЭМ-4К и 10 ремонтно-эвакуационных БРЭМ-4. Кроме того, существуют варианты проекта, предусматривающие установку новых двигателей и систем вооружения.

В феврале 2013 года Харьковское конструкторское бюро машиностроения представило свою новую разработку – бронетранспортер БТР-4МВ. Главным отличием этой модификации является усиленное бронирование. Как утверждается, корпус обеспечивает защиту третьего уровня по стандарту НАТО STANAG 4569. Заявлена возможность установки дополнительного бронирования, увеличивающего уровень защиты до 4 или 5 уровня. Для повышения уровня защиты большим доработкам подверглась передняя часть корпуса. Верх лобовой части корпуса теперь состоит из одной плиты, на которой установлены наблюдательные приборы командира и люк механика-водителя.

Непростое прошлое и неоднозначное будущее бронетранспортера БТР-4
БТР-4МВ на выставке вооружений IDEX 2013 (с) www.militaryparitet.com


Интересной особенностью обновленного БТР-4МВ является аппарель десантного отделения. На базовом БТР-4 в кормовом листе корпуса устанавливалась дверь. На модернизированной машине почти вся задняя стенка десантного отделения выполняет функцию опускаемой аппарели. Тем не менее, в ней сохранена дверь. Как показывает практика, в некоторых ситуациях сравнительно небольшая дверь может быть недостаточной для посадки и высадки или погрузки раненых.

Вооружение БТР-4МВ аналогично оружию базового бронетранспортера. В будущем возможна разработка новых боевых модулей или использование существующих зарубежных.

Представленный в феврале на выставке IDEX-2013 образец бронетранспортера БТР-4МВ был оснащен дизельным двигателем немецкого производства Deutz BF6M1015CP мощностью 450 л.с. Применение подобной силовой установки, обеспечивающей машине подвижность на уровне базового БТР-4, вызвало некоторые вопросы. Дело в том, что одним из поводов для гордости украинской оборонной промышленности было использование на БТР-4 дизельного двигателя 3ДТ. Однако на прототипе машины новой модификации по некой причине использовали двигатель зарубежного производства.

Доработки, примененные в проекте БТР-4МВ, как ожидается, заинтересуют зарубежных покупателей. Однако сейчас новый бронетранспортер находится на стадии испытаний и доводки, из-за чего пока не предлагается заказчикам. Отсутствие точной информации не позволяет в полной мере оценивать перспективы модернизированной версии БТР-4, но заявленные улучшения могут оказаться полезными.

В контексте проекта БТР-4 неоднократно появлялись слухи и проверенные сведения о некоторых проблемах технологического характера. В качестве примера такой информации можно привести высказывания иракских заказчиков, сопровождавшие отказ от привезенных бронемашин. Кроме того, в конце февраля этого года представитель комиссии по безопасности иракского парламента раскритиковал качество украинских бронетранспортеров, а также обвинил Украину в срыве сроков поставки.

Из-за подобных заявлений официальных лиц дальнейшая судьба проекта БТР-4 продолжает оставаться предметом споров. Ирак уже имеет некоторый опыт эксплуатации украинских бронетранспортеров и поэтому может считаться достойным источником информации о характеристиках этих машин. Оглашенные чиновниками сведения, а также отказ от приема уже построенной техники оказываются серьезным ударом по репутации проекта, который может иметь самые большие последствия, вплоть до исчезновения интереса со стороны потенциальных заказчиков.

На данный момент дальнейшее будущее украинских бронетранспортеров остается неясным. Существующая ситуация может вызывать самые разные эмоции, в том числе и жалость. Печально наблюдать, как интересный и многообещающий проект не смог в полной мере реализовать свой потенциал. Заявленный облик БТР-4 способен заинтересовать небольшие небогатые страны, нуждающиеся в новых сравнительно недорогих бронетранспортерах. Тем не менее, ряд производственных и технологических проблем, которые могли стать причиной иракских претензий, не позволяет завершить выполнение первого крупного контракта. Новейший проект БТР-4ВМ в таком случае оказывается главной надеждой Украины в отношении полноценного выхода на международный рынок бронетранспортеров. В течение ближайших нескольких лет мы узнаем, смогут ли украинские оборонные предприятия представить заказчикам достойную современную бронетехнику или нет.


По материалам сайтов:
http://morozov.com.ua/
http://lenta.ru/
http://vesti.ua/
http://army-guide.com/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти