Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Британский авианосец R05 «Инвинсибл» выходит из Портсмута


Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

СВВП «Си Харриер» из состава 801-й аэ садится на авианосец «Инвинсибл» после выполнения боевого задания в районе Фолклендских островов



В течение марта–июня 1982 года мировая общественность пристально следила за развитием событий в Южной Атлантике в районе Фолклендских (Мальвинских) островов. Политический кризис привёл к открытому вооруженному столкновению между Великобританией и Аргентиной.

Решающую роль в восстановлении британскими правящими кругами колониального статуса над Фолклендскими островами сыграли Военно-морские силы (Royal Navy). По свидетельству иностранной печати, на них возлагались следующие задачи: переброска в Южную Атлантику сил флота, авиации ВМС, морской пехоты и подразделений сухопутных войск; завоевание господства на море и превосходства в воздухе и установление блокады островов; осуществление десантной операции; оказание поддержки войскам при десантировании и ведении боевых действий на берегу.

Отмечая успехи, достигнутые ВМС при решении данных вопросов, зарубежные военные специалисты вместе с тем указывают на тяжелые потери (прежде всего в корабельном составе), понесенные Великобританией в боях за Фолклендские острова, и называют в качестве главной причины этого недостаточную надежность ПВО направленных сюда экспедиционных сил. По их мнению, на ее эффективности отрицательно сказались следующие основные факторы: удаленность района боевых действий от Великобритании на 8000 миль (почти 15000 км), что затрудняло материально-техническое обеспечение группировки и исключало возможность использования самолетов базовой патрульной авиации и дальнего радиолокационного обнаружения в качестве средств раннего обнаружения воздушных целей и отсутствие таких средств на авианосцах; наличие сравнительно небольшого количества палубных самолетов, способных решать задачи противовоздушной обороны; слабая оснащенность кораблей зенитными ракетными комплексами (ЗРК) «Си Вулф», обладающими высокой степенью реагирования.

Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

СВВП «Си Харриер» с ракетами «воздух-воздух» взлетает с палубы авианосца «Инвинсибл»


Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Пожар на британском десантном корабле «Сэр Гэлэхэд» после атаки аргентинских самолётов 24 мая 1982 г.


Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

СВВП «Си Харриер» приземляются на палубу британского авианосца «Гермес»


Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Британские корабли экспедиционных сил под бомбами аргентинских самолётов в бухте Сан-Карлоса


Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Уникальное фото, сделанное с борта британского фрегата «Бродсуорд» 25 мая 1982 г. Аргентинские самолёты A-4B «Скайхок» приближаются к фрегату чтобы сбросить на него бомбы. Всплески на воде - падение снарядов зенитных орудий обороняющегося корабля


Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Взрыв на британском фрегате «Ковентри», атакованном аргентинскими самолётами в паре с ФР «Бродсуорд» 25 мая. После попадания бомб корабль продержался на плаву 1 час, после чего затонул


Судя по материалам иностранной прессы, для обеспечения противовоздушной обороны экспедиционных сил (кораблей и сил десанта) в районе Фолклендских островов были созданы три района ПВО (см. рисунок).

Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Организация противовоздушной обороны английских экспедиционных сил


1-й район охватывал пространство вокруг Фолклендских островов, находящееся в зоне досягаемости аргентинских ВВС. Задача раннего обнаружения воздушного противника здесь решалась в основном эскадренными миноносцами УРО и фрегатами УРО радиолокационного дозора. Эти корабли располагались в 120 милях (222 км) от главных сил корабельной группировки на угрожаемых направлениях и осуществляли наблюдение за воздушной обстановкой на средних высотах в радиусе 120 миль (222 км), а на малых – до 27 миль (50 км).

Воздушное прикрытие района обеспечивали самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой «Си Харриер», базирующиеся на авианосцах «Инвинсибл» и «Гермес». Часть этих машин находилась в воздухе, а остальные – на палубах в трехминутной готовности к взлету. Самолеты патрулировали на удалении 140 миль (260 км) и более от главных сил в пределах дальности действия РЛС дозорных кораблей в постоянной готовности к атаке по их целеуказаниям. В случае успешного преодоления аргентинскими летчиками данного рубежа с авианосцев поднимались новые машины. В действие вступали также ЗРК «Си Дарт» (дальность стрельбы 70 км) кораблей охранения.

Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Аргентинский самолёт «Супер Этандар» осуществляет запуск ПКР AM-39 «Экзосет»


Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Британский ЭМ УРО «Шеффилд» после атаки аргентинских самолётов 4 мая 1982 г. После сильного пожара корабль затонул


Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Корабельный ЗРК GWS-25 «Си Вулф» («Sea Wolf»)


Основные характеристики:
Дальность стрельбы — 5,5 км
Макс. скорость — более 2М
Масса ЗУР — 82 кг
Размеры ЗУР:
- длина — 1900 мм
- диаметр — 180 мм
- размах крыла 560 мм


2-й район включал пространство над Фолклендскими островами. Его оборона обеспечивалась кораблями, патрулирующими вокруг островов или оказывающими поддержку силам десанта. Основным средством уничтожения самолетов были ЗРК «Си Дарт», «Си Кэт» и «Си Вулф» (дальность стрельбы последних до 5 км). Для отражения массированных налетов использовались корабельные зенитные артиллерийские системы. Кроме того, применялись вертолеты в качестве постановщиков пассивных помех или ИК ловушек, противодействующих головкам самонаведения авиационных УР класса «воздух – поверхность».

3-й район охватывал пространство над северной частью Фолклендского пролива и бухтой порта Сан-Карлос. Его силы и средства (ЗРК «Рапира» с дальностью стрельбы до 7 км и «Блоупайп», переносной с максимальной дальностью перехвата 3 км) прикрывали десантируемые войска от атак с воздуха при их высадке и ведении боевых действий за расширение плацдарма.

Хотя, по мнению иностранных военных специалистов, данная система ПВО экспедиционных сил не в полной мере оправдала себя, они отмечают две ее главные положительные стороны. Во-первых, увеличение зоны радиолокационного обнаружения вынудило аргентинских летчиков осуществлять прорыв к целям и преодолевать значительную часть маршрута на малых высотах, что вследствие большого расхода топлива ограничивало радиус полета самолетов и резко снижало их возможность по разведке и уничтожению кораблей ВМС Великобритании. Во-вторых, воздушные бои, как правило, носили ограниченный по времени характер, и нередко аргентинские летчики уходили на свои аэродромы, лишь частично выполнив задачи нанесения ударов по кораблям и силам десанта противника.

В боевых действиях хорошо зарекомендовали себя самолеты «Си Харриер» и «Харриер». Они обладали более высокой маневренностью, чем аргентинские «Скайхок», и имели преимущества в скорости и вооружении. По последним сообщениям зарубежной прессы, в ходе конфликта 28 самолетов ВВС Аргентины были сбиты в воздушных боях, восемь – зенитными ракетными комплексами «Си Дарт», шесть – «Си Вулф» и 14 – «Рапира». Об эффективности применения ЗРК «Рапира» в иностранной печати приводятся такие данные. В ходе первых шести дней боев на плацдарме англичане израсходовали 45 ЗУР и сбили девять самолетов, а за два следующих выпустили 23 ракеты и уничтожили два самолета. В среднем на один сбитый самолет расходовалось шесть ЗУР.

Слабым местом в организации ПВО, как отмечается в иностранной печати, являлось то, что корабли, находящиеся в радиолокационном дозоре, сами оказались уязвимыми от ударов с воздуха. Подтверждением этому служит тот факт, что два из четырех потопленных эскадренных миноносцев и фрегатов были потеряны во время несения ими дозора.

Определенная слабость ПВО обнаружилась также при отражении налетов аргентинских ВВС на силы десанта во время их высадки в районе порта Сан-Карлос, которую прикрывала группа фрегатов, вооруженных ЗРК «Си Дарт» и «Си Вулф». Скученность английских кораблей в узком Фолклендском проливе позволила аргентинцам совершить ряд успешных атак. В результате два фрегата УРО были потоплены («Ардент» и «Антилопа») и несколько других кораблей получили серьезные повреждения. Аргентинская авиация потеряла шесть самолетов.

Недостаточно эффективной оказалась ПВО английских кораблей, осуществлявших артиллерийский обстрел аэродрома Порт-Стэнли. Самолеты ВВС Аргентины, используя данные береговых РЛС, расположенных на островах, атаковали корабли со стороны берега на предельно малых высотах (до 15 м). Налет отражался ЗРК «Си Вулф» и корабельной зенитной артиллерией. В ходе его были серьезно повреждены некоторые корабли, причем эскадренный миноносец УРО получил сквозную пробоину в корпусе от неразорвавшейся бомбы. При отражении налета были сбиты два самолета «Скайхок» и один врезался в море, выполняя противоракетный маневр.

Кроме того, подчеркивается, что наиболее подготовленные аргентинские летчики успешно преодолевали противодействие средств ПВО кораблей и истребителей, совершая полеты с продуманным маневрированием на малых и предельно малых высотах. При атаках они часто применяли заходы со стороны берега или солнца, затрудняя тем самым работу операторов и наводчиков. В результате таких атак были потоплены эскадренные миноносцы УРО «Шеффилд» и «Ковентри», фрегат УРО «Антилопа», а несколько кораблей получили повреждения.

В ходе боевых действий у Фолклендских островов выявились и другие серьезные недостатки в организации противовоздушной обороны английских экспедиционных сил, еще изучаемые зарубежными военными специалистами. Однако сразу же после завершения конфликта они указали на ряд конкретных мероприятий, которые, по их мнению, могли бы способствовать более успешному решению задач ПВО. Так, для прикрытия ударных сил на авианосцах или кораблях охранения должны были, по их мнению, находиться средства дальнего обнаружения – вертолеты, дирижабли, аэростаты и другие летательные аппараты. Отмечалась необходимость усовершенствования корабельных систем обнаружения и уничтожения низколетящих целей. Палубным самолетам, выполняющим задачи ПВО, следует иметь большую дальность действия по сравнению с «Си Харриер», а на вооружении кораблей, особенно находящихся в отрыве от главных сил (например, корабли радиолокационного дозора), должны находиться ЗРК «Си Вулф» или современные артиллерийские системы, способные уничтожать противокорабельные ракеты.

Таковы, коротко, некоторые особенности противовоздушной обороны английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского вооруженного конфликта в районе Фолклендских (Мальвинских) островов.

Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Наземный ЗРК «Рапира» («Rapier»)


Основные характеристики:
Дальность стрельбы — 7,5 км
Макс. скорость — более 2М
Масса ЗУР — 43 кг
Масса БЧ — 9 кг
Размеры ЗУР:
- длина — 2240 мм
- диаметр — 130 мм
- размах крыла 380 мм


Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Корабельный ЗРК GWS-30 «Си Дарт» («Sea Dart»)


Основные характеристики:
Дальность стрельбы — 46 км
Макс. скорость — 3,5М
Масса ЗУР — 550 кг
Размеры ЗУР:
- длина — 4360 мм
- диаметр — 310 мм
- размах крыла 910 мм


Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Корабельный ЗРК GWS-22 «Си Кэт» («Sea Cat»)


Основные характеристики:
Дальность стрельбы — 5,5 км
Макс. скорость — 0,9М
Масса ЗУР — 68 кг
Размеры ЗУР:
- длина — 1480 мм
- диаметр — 190 мм
- размах крыла 650 мм
Автор: Капитан 2 ранга Ю. Галкин
Первоисточник: http://otvaga2004.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. vthrehbq 20 ноября 2013 09:47
    Все было еще печальнее , англичан спасло только то что почти все сброшенные бомбы не взорвались ( они были сделаны в США:))) ) если бы они сработали как надо то аргентинцы потопили бы все английские корабли..
    vthrehbq
    1. Delta 20 ноября 2013 11:46
      Цитата: vthrehbq
      если бы они сработали как надо то аргентинцы потопили бы все английские корабли..


      опять "ежели бы да кабы". Если бы англичане не выключили РЛС в самый неподходящий момент, ради переговоров с Лондоном, "Шеффилд" не был бы утоплен. И не только он. Так что не будем заниматься альтернативной историей. Глупое занятие. Имеем то, что есть
  2. Strashila 20 ноября 2013 11:42
    Да еще убрать поддержку америкосов по поставке разведданных космической и радиоэлектронной разведки... что поделать Аргентина воевала не с Британией ,а с НАТО.
  3. kafa 20 ноября 2013 12:40
    аргентинцы сами не ангелы а вот опыт нужно усваивать и не допускать подобного. не знаю точно но мелькала информация что БИУОС экзосет за за свой посчитала и смотрите выше winked
  4. Andreitas 20 ноября 2013 13:13
    Да правильно про не разорвавшиеся авиабомбы аргентинцев выше было сказано. Которых они немало насовали в английские корабли . Были бы они исравные в большинстве, неизвестно как все еще закончилось.
    1. Арчибальд 21 ноября 2013 16:36
      Исправность не причем, из-за малой высоты не успевали взводиться взрыватели.
      Арчибальд
  5. Poruchik 90 20 ноября 2013 13:18
    К сожалению Аргентина успела получить на момент конфликта только маленькую партию Экзосетов, точно не помню, но что то около 7-8 шт (могу ошибаться, но читал информацию в ВЗО в 83 году). А пилоты Аргентинцев были неплохо подготовлены, один умудрился уйти в одном вылете от 7 ракет (представляю как он крутился). И еще, основной минус это удаление района боевых действий от материка, Скайхоки летали на предельном радиусе.
    Poruchik 90
  6. lordinicus 20 ноября 2013 13:22
    Читал воспоминания английского адмирала который командывал морской частью операции возле фолклендов.У меня сложилось впечатление, что это была война массовых отказов. ЗРК Си кэт, Си вулф, Си дарт массово отказывали,Рапиры например не могли догнать самолет, а на всречных курсках не могли перехватывать по какой то причине. Южная атлантика не сильно гостепреимная, плюс отсутствовали базы рядом, корабли по долгу не обслужевались. Ракеты не запускались из за отказов. Бомбы аргентинцев не попали бы в корабли если бы все ракеты вылетели с пусковых установок. Если бы радары не отказывали когда говоришь по спутниковой связи. Там таких если бы да как бы полно. Это война противоречий, главный вывод который сделали страны запада с той войны это НАДЕЖНОСТЬ, англичане начхали на супер пупер эффектиность им стало главное НАДЕЖНОСТЬ. Все ихние корабли строились после той войны с одной оговоркой НАДЕЖНОСТЬ.

    И еще я для себя открыл такую штуку, корабль практически не может вовремя заметить идущую на него ракету ее эффективная площадь рассеивания очень мала, в основном эту ракету видел соседний корабль когда по сути ракета к нему была боком. Самым эффективным средством обнаружения ракет была станции радиотехнической разведки работающих ГСН ракет,они ее называли "Джейлбрэйк", сработала станция разу полетели ракеты с диполями.
  7. makarov 20 ноября 2013 18:26
    И почти все кометы пропустили одно: довольно слабая в военной технике Аргентина не побоялась открыто выступить против Англии не имея какой либо поддержки и союзников.
    makarov
    1. MooH 20 ноября 2013 19:38
      А что толку то? Выступить то выступила, а победить то не победила.
  8. samoletil18 20 ноября 2013 22:25
    Мне тогда было 12 лет. И мы радовались, когда сообщалось о потерях британцев. А когда говорилось о потоплении аргентинского крейсера британской подлодкой, нас охватил ужас. Многие уже немало книг на военно-морскую тематику прочли. И аргентинцев было жалко, и корабль большой. Да и климат Южной Атлантики представляли. А папы-офицеры у кого были, те пацаны, сидя во дворе на бордюре с началом боевых действий предрекли поражение Аргентины, эксперты. Хотя дети гражданских иллюзий не питали тоже.
    В 2003 подростки не знали даже где Ирак находится. В 2010 - где Ливия. Сейчас - где Сирия.
    Автору+. Спасибо, за вызванные статьей воспоминания.
    Потопление "Хенераль Бельграно" было очередным бесчестным актом. Он находился за пределами 200-мильной зоны объявленной англичанами.
    P.S. Прошу прощения, что несколько не по теме. Нахлынуло что-то.
    1. Eugeniy_369 21 ноября 2013 10:58
      Цитата: samoletil18
      Потопление "Хенераль Бельграно" было очередным бесчестным актом. Он находился за пределами 200-мильной зоны объявленной англичанами.

      A la gar comme a la gar ... Англичане я думаю хотели поквитаться за свои корабли.
      Eugeniy_369
      1. Арчибальд 21 ноября 2013 16:39
        Крейсер потопили до этого.
        Арчибальд
  9. uzer 13 20 ноября 2013 23:00
    Англия как-то не показала какого-то превосходства в этой войне.Организация боевых действий оставляет желать лучшего.Вся система ПВО-откровенно слабое звено.Будь противник посерьезнее-эта группировка кораблей не вернулась бы в Англию.
    1. samoletil18 20 ноября 2013 23:09
      Группировка под конкретного противника готовилась.
  10. Poruchik 90 21 ноября 2013 18:00
    Цитата: Арчибальд
    Крейсер потопили до этого.


    Да, крейсер потопила Английская АПЛ до начала боевых действий и подхода основных сил. Акт устрашения, поэтому флот Аргентины и просидел в базе все события.
    Poruchik 90
  11. Sterlya 25 ноября 2013 23:24
    надеюсь к следующей войне аргентинцы лучше подготовятся

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня