Герои, остановившие «Тайфун»

57
Великая Отечественная война ознаменовалась беспримерным в истории массовым героизмом советских воинов. Рядовые, командиры и генералы — все, без различия званий и чинов, старались защитить свою родину, пусть и ценой собственной жизни. Особенно важно это было в первые, самые тяжелые и страшные месяцы, когда бронированная волна войск вермахта катилась на Восток. Катилась, казалось, неотвратимо, но в результате разбилась о рифы, которым для нее стали Брестская крепость и Одесса, Киев и Севастополь, Москва и Сталинград... И, конечно же, железнодорожный разъезд Дубосеково, о котором до 16 ноября 1941 года знали разве что местные жители. Потом же о нем стало известно всей стране.

Герои, остановившие «Тайфун»
Бесстрашный командир дивизии — Герой Советского Союза, генерал-­майор Иван Васильевич Панфилов (крайний слева). По некоторым данным, снимок сделан в день его гибели


Незадолго до этого, в конце октября, был завершен первый этап наступательной операции под названием «Тайфун», целью которой было взятие Москвы. Немцы вышли на ближние подступы к столице, разбив под Вязьмой части трех советских фронтов. Тактическая победа была одержана, и гитлеровские генералы решили взять передышку — потрепанные в боях части должны были дождаться пополнения. Ко 2 ноября на Волоколамском направлении линия фронта стабилизировалась, войска вермахта временно перешли к обороне, но это обстоятельство не особо беспокоило берлинских стратегов, ведь до Москвы и впрямь, если смотреть на карту, было рукой подать. Еще один бросок, еще один удар танкового «кулака» — наподобие десятков, нанесенных по всей Европе...

После двухнедельного затишья немцы вновь начали наступление, стремясь во что бы то ни стало еще в 1941 году завершить очередную кампанию. Новый блицкриг был близок, как никогда, ведь оборонительная линия Красной Армии опасно растянулась. Но свою роль сыграло то, что не мог предусмотреть ни один штаб.

На Волоколамском направлении фронт протяженностью в 41 километр защищала 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Панфилова, фланги которой справа прикрывала 126-я стрелковая дивизия, а слева — 50-я кавалерийская из корпуса Доватора. Именно в эти «стыки» 16 ноября и был направлен основной удар двух немецких танковых дивизий, одна из которых вышла прямо в район Дубосеково, на позиции 2-го батальона 1975-го стрелкового полка 316-й дивизии.

Это подразделение ранее понесло значительные потери, однако успело подойти пополнение. Были в его распоряжении и противотанковые орудия (хотя в большинстве своем недостаточно мощные), и новинка — противотанковые ружья ПТРД. Их передали специальной группе истребителей танков в количестве примерно 30 человек под командованием 30-летнего политрука Василия Клочкова, сформированной из числа наиболее стойких и метких бойцов 4-й роты 1975-го полка. Они и стали знаменитыми панфиловцами, сорвавшими стремительное наступление танковой армады. Из 54 танков, находясь под постоянными артиллерийским обстрелом и бомбежками, во время продлившегося 4 часа боя горстка бойцов уничтожила 18 машин. Эти потери немцы сочли недопустимыми и свернули с Волоколамского направления. Враг был остановлен ценой жизни смельчаков, не сдавших последний рубеж.

Уже 27 ноября газета «Красная звезда» впервые сообщила об этом подвиге, указав, что всего красноармейцев, охранявших разъезд, было 29, но один оказался предателем и был застрелен остальными. В годы «перестройки» именно эта цифра стала поводом для попытки «отменить» бой у Дубосеково или хотя бы преуменьшить его значение. Действительно, список бойцов через несколько дней после событий по просьбе корреспондента Кривицкого составил командир роты капитан Гундилович, который впоследствии честно признавал, что мог кого-то не вспомнить или ошибиться, ведь в спецгруппе «истребителей» были не только его подчиненные, но и добровольцы из других подразделений полка. Но впоследствии, уже в 1942 году, когда участников боя представили к званию Героя Советского Союза, все обстоятельства были установлены. Только суматоха военных лет не позволила своевременно вручить награды всем панфиловцам, из которых, как оказалось, выжили 6 человек — двое были ранены или контужены, двое прошли через немецкий плен...

По сей день ведутся споры о том, говорил ли в действительности политрук Клочков, во время боя бросившийся со связкой гранат под танк, знаменитую фразу «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!». Но именно так, спиной к своей столице и лицом туда, откуда наступали вражеские танки, стоят 6 солдат на мемориале павшим в той битве — представители 6 национальностей, которых объединила перед лицом смерти любовь к великой Родине. Их поступок тогда, в 1941-м, сыграл огромную мобилизующую роль. Немцы не прорвались в Москве, сражение за которую стало одним из решающих в ходе всей Великой Отечественной и важнейшим событием ее первого года, когда гитлеровский «Тайфун» так и не набрал полную силу. А память о мужестве панфиловцев осталась жива и через десятилетия.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    18 ноября 2013 08:21
    Мой двоюродный дядя пропал без вести в октябре 1941-го под Наро-Фоминском, а призвался в сентябре, было всего 18лет. Красноармеец 1-й гвардейской мотострелковой дивизии.
  2. +22
    18 ноября 2013 08:32
    Это были достойные сыны своего народа! 316 сд была сформирована в Казахстане. И хотя степи Казахстана была далеко от Москвы они бились до конца. Осознавая что Родина она одна. И думаю нынешней молодежи надо помнить это, когда многонациональная страна сплочается ни кто не может ее победить! Спасибо нашим дедам победившим фашистские орды.
    1. Hudo
      +17
      18 ноября 2013 09:47
      Цитата: Rinat 1
      Это были достойные сыны своего народа! 316 сд была сформирована в Казахстане.


      Книга Александра Бека "Волоколамское шоссе", которую я прочитал в юношестве, и в которой речь идёт о 316 СД, генерале Панфилове, укрепила моё желание связать свою жизнь с Армией. Сильная книга о Сильных Духом Людях.
      1. +5
        18 ноября 2013 16:22
        Читал ещё книгу Бурджана Момыш-улы "За нами Москва". Вечная слава и память солдатам и офицерам, защитившим Москву в 1941 г.
        1. +6
          18 ноября 2013 17:49
          Вадим2013, добрый вечер ! Правильно будет Бауржан . Извиняюсь , если что . Молодец , не побоялся внести "новизну" в тактику боя . Применял то , чему предки учили . Только на современную войну . Тактика "волчьей стаи" или выматывание противника постоянными маневрами . На его примерах до сих пор в училищах преподают . hi
          1. +4
            18 ноября 2013 19:44
            Казым, добрый день! Извините за опечатку, я иногда не пропечатываю "а". Фамилию автора писал с книги, которую купил в 1988 г.
    2. amigo1969
      +17
      18 ноября 2013 10:03
      Это точно!! Часто бываю в Средней АЗии. И только в Казахстане и Киргизии чтят память погибших в войну предков. Все памятники на месте, всегда цветы, люди помнят и гордятся. Значительная часть подразделений, участвоваших в битве под Москвой были сформириованы в Сибири, Казахстане и Киргизии. Подразделение моего деда, вышедшее в октябре 41-го из окружения влили в дивизию из Казахстана. Спасибо Советскому народу!!!
      1. +10
        18 ноября 2013 14:30
        Слава всем кто сражался и вечная память тем кто сложил свои головы в боях за Великую страну!
  3. +7
    18 ноября 2013 08:44
    Вечная Память погибшим!
    Эти люди тогда знали, за что умирают.
    1. Hudo
      +3
      18 ноября 2013 09:51
      Цитата: a.s.zzz888
      Вечная Память погибшим!
      Эти люди тогда знали, за что умирают.


      Если бы эти Люди дОжили до нашего времени, то, боюсь, они бы умерли от горя и позора увидев нашу действительность. Я бы от стыда не смог бы посмотреть им в глаза.
      1. Marek Rozny
        +2
        19 ноября 2013 03:18
        Казахстанская группа "Мотороллер", режиссер - россиянин, актеры - украинцы. Одна из лучших песен о войне, о нас, и о том, в чем мы погрязли.
  4. +6
    18 ноября 2013 08:56
    Но именно так, спиной к своей столице и лицом туда, откуда наступали вражеские танки, стоят 6 солдат на мемориале павшим в той битве — представители 6 национальностей, которых объединила перед лицом смерти любовь к великой Родине.
    И именно эти люди спаянные великой целью спасения Отечества стали насмерть на заснеженных полях Подмосковья.
  5. amigo1969
    +11
    18 ноября 2013 09:57
    У меня дед - участник битвы под Москвой.. В январе 1942 был тяжело ранен под Ржевом. Сын раскулаченного, 22 июня вместе с братом пошел добровольцем на фронт. Лишний раз убеждаешься в стальной воле наших предков. Враг напал - иди и воюй, уничтожь его!! МОЛОДЦЫ ДЕДЫ!!!
    1. Marek Rozny
      +4
      19 ноября 2013 03:06
      Я вообще поражаюсь, как много людей из семей "врагов народа" оказались доблестными солдатами! Они своей кровью пытались доказать, что они не враги своей стране и своему народу, что произошла ошибка и что ни они сами, ни их родственники не являются пресловутыми "врагами народа".
      Дети баев, кулаков, мулл, попов, родственники "шпионов" реально молотили нацистов с дикой яростью, не уступая безупречным коммунистам.
      Я занимаюсь военной историей Казахстана (просто любитель), и часто сталкиваюсь с тем, что у нас в КЗ нет-нет бухтят, мол, а почему тому или этому казаху не дали звание Героя Советского Союза, хотя он все мыслимые и немыслимые подвиги совершил, и, ессно, начинают грить, что в Москве русские и евреи зажимали нацменов в вопросе награждения. Возможно, где-то эти претензии оправданы, но в большинстве случаев, я натыкаюсь на то, что тот или иной человек не мог быть просто так награжден Золотой Звездой, потому что был родственником "врага народа". А у нас, у казахов, все друг другу родственники. У любого казахи можно найти родственника на крутой должности, и зека, и бизнесмена, и безработного, и пьяницу, и убежденного мусульманина, и имеющего зарубежное MBA и закончившего школу с тройками. Изучая биографии казахов, не получивших самую высокую военную награду, понимаешь, что главная причина - родственная связь с репрессированными.

      З.Ы. Мой дед с маминой стороны также был представлен к званию Героя Советского Союза в начале 1945 года. Он был потомком бая (причем одного из самых богатых в южном Казахстане, да еще и получившим дворянский титул от царя). Но правда в его случае отказ он получил из-за того, что узнав о своем представлении к награде, он на радостях со своими бойцами вскрыл винный погребок в Праге и там они покуралесили. Ему было тогда 18-19 лет. Он в 15 лет ушел на войну добровольцем, стащив документы своего старшего брата. Бедовый был пацан. В 1941 ушел в армию, на фронт отправили в 1942 под Ленинград, но первый бой принял под Москвой, потом, когда немца отогнали от столицы, воевал под Ленинградом (в музее обороны Ленинграда есть его имя), потом освобождал Ржев, а под Харьковом его почти убили - его командир записал его в списки убитых, не ожидая, что он выживет после полученных ранений (документы о том, что он был убит, висят в ОБД "Мемориал"), на братской могиле в Харькове написано его имя, а он выжил и снова вернулся в строй и закончил войну весной 1945 года в Чехии. Потом воевал с японцами (недалеко от моего деда с отцовской стороны), потом с 1946 по 1948 отстраивал Подмосковье и только в 1948 вернулся домой, доказав всем, что он - настоящий сын своего народа, своей страны, а не член семьи "врагов народа".
      1. Marek Rozny
        +5
        19 ноября 2013 03:07
        Отец моего отца - тоже из семьи "врагов народа" (нашей семье пришлось даже поменять фамилию, которую мы до сих пор носим). Его младшего брата - инженера-железнодорожника - расстреляли в 1937 как "японского шпиона" (реабилитировали за отсутствие состава преступления в 50-х годах). Дед с самого начала ушел на войну. Деталей, к сожалению, не знаю, потихоньку выуживаю из архивов. Войну закончил тоже победил Квантунскую армию. Правда домой вернулся сразу после победы над японцами в 1945.
        Так что, лично я прекрасно Вас понял -
        Цитата: amigo1969
        Сын раскулаченного, 22 июня вместе с братом пошел добровольцем на фронт. Лишний раз убеждаешься в стальной воле наших предков. Враг напал - иди и воюй, уничтожь его!! МОЛОДЦЫ ДЕДЫ!!!

        И как бы ни ругались на власть, на банки, на цены, на прочее - если наступит час "Х", то мы или наши дети выложатся на 200%, чтобы защитит Родину, какой бы она не была. Мы - тюрки, славяне, кавказцы, русские евреи, "монгольцы", финно-угорцы, народы Крайнего Севера - полторы тысячи лет живем в одной стране. С одной и той же внешней границей. Одно дело друг с другом похаваться, а другое - когда наглая западно-европейская или китайская морда к нам полезет. Грузин с русским, Рабинович с Ахметовым, молдаванин с якутом общий язык всегда найдут. С внешним врагом - никогда.
        1. amigo1969
          +1
          19 ноября 2013 13:46
          Согласен! Ссоры в нашей комунальной квартире, Запад воспринимает как вражду между народами... Они глубоко ошибаются))
  6. +12
    18 ноября 2013 11:20
    Мой дед в конце 41-го пошёл добровольцем, зимой 42-го его полк где служили в основном такие же добровольцы практически полностью погиб в районе Ржева...бабулька говорила что до сих пор две трети полка считаются пропавшими без вести...вот такая вот грустная история,полк который задержал на сутки или двое немецкие танки...практически весь считается пропавшим без вести. А сколько за всю войну было таких героев пропавших без вести...большое им человеческое спасибо.
    1. Marek Rozny
      +3
      19 ноября 2013 02:21
      Пусть земля будет пухом Вашему деду и деду Amigo1969. Как говорят казахи в таких случаях - "иманды болсын".
      Ржевская мясорубка - героическая и трагическая страница в нашей истории. И хорошо, что многие сейчас понимают ее значение, которое ничем не ниже Сталинградской битвы.

      З.Ы. Три года назад казахи подо Ржевом построили (за свой гос.счет) мемориал в честь погибших казахстанцев. Там плечом к плечу с другими советскими солдатами сражалось несколько дивизий, сформированных в КазССР. Государство даже организовало специальный поезд "Казахстан-Ржев", для того чтобы ветераны и потомки казахстанских солдат, воевавших там, смогли приехать на место этих боев.
      Боевое крещение воины 100-й и 101-й национальных казахских дивизий приняли с 25 ноября по 20 декабря 1942 года на Второй Ржевско-Сычевской операции (операция "Марс"). Бились насмерть, как и другие соотечественники - из 10 тысяч казахстанцев подо Ржевом погибли восемь с половиной тысяч.
  7. ed65b
    +4
    18 ноября 2013 11:29
    А узбеки и грузины стерли память своих предков -героев ВОВ.
    1. amigo1969
      +4
      18 ноября 2013 11:42
      Да, к сожалению!! Был в Ташкенте. Все памятники уничтожены, вечный огонь погашен. вырублена аллея где стоял памятник единственному генерал-узбеку (Рахимову, если не ошибаюсь..)
      1. Marek Rozny
        +6
        18 ноября 2013 15:59
        Цитата: amigo1969
        Да, к сожалению!! Был в Ташкенте. Все памятники уничтожены, вечный огонь погашен. вырублена аллея где стоял памятник единственному генерал-узбеку (Рахимову, если не ошибаюсь..)

        Проспект переименовали, памятник перенесли в другое место - на окраины. Сабир Рахимов - этнический казах, жива его жена, жив его сын (живет в Москве). Он жил до войны в Узбекистане, поэтому его записали в узбеки. Точно также в "узбеки" записали других этнических казахов, являвшимися Героями Советского Союза - узбекистанцев Расула Исетова и Плиса Нурпеисова.
        Думается, власти Узбекистана решили убрать памятник герою "чужой национальности". Тем более, что тему Великой Отечественной войны там потихоньку затушевывают. 9 мая - это "День памяти и почести", а не День Победы.
        1. amigo1969
          +4
          18 ноября 2013 16:12
          Интересно про Рахимова. спасибо за информацию!!
    2. Hudo
      +15
      18 ноября 2013 14:16
      Цитата: ed65b
      А узбеки и грузины стерли память своих предков -героев ВОВ.


      Об Узбекистоне не скажу, один только факт как эвакуированных детей разместили на привокзальной площади(ибо разместить их было негде), к утру ни одного ребёнка не осталось -- всех приняли узбекские женщины в свои многодетные семьи, взрастив принятых как своих собственных, деля то не многое поравну между детьми. А Грузия!!! из призванных и мобилизованных 700 000(1/5 населения), вернулись 350 000!!! И плюнуть и нагадить на подвиг этих людей, могут только гнусные и никчёмные люди, чмыри последние. А мы же -- не чмыри, мы помним и чтим их подвиг!
      «Отец солдата» — художественный фильм, поставленный в 1964 году режиссёром Резо Чхеидзе по сценарию Сулико Жгенти -- пробирает до глубины души! Кто смотрел, пересмотрите ещё раз, а кто по молодости лет не смотрел, будет полезно узнать, что Грузия это не только галстукоед мишико.
  8. +4
    18 ноября 2013 11:40
    очень странное название для статьи, сразу как то отбрасывающее ильинские рубежи или оборону Тулы и другие подвиги.
    Для меня остановившие Тайфун это и они, и бойцы 50 и 26 армии, и многие многие неизвестные и прославленные. Ведь Тайфун -это не бой у д Дубосеково
    1. +5
      18 ноября 2013 12:43
      стас57"Тайфун -это не бой у д Дубосеково"
      Я Вас чуть поправлю...Не только у Дубосеково. И соглашусь. Это была огромная битва.
      Неправильно было бы думать, что немцев в боях на Волоколамском направлении встретила только героическая 316 дивизия. И только пехотинцы с гранатами остановили врага. Не умаляя заслуг 316 Панфиловской дивизии следует сказать, что ...вследствии паузы между занятием Можайского рубежа и началом боев на нем 316 стрелковая дивизия получила в свое распоряжение достаточно крупные силы артиллерии: четыре пушечных артиллерийских полка РГВК, три противотанковых артиллерийских полка.
      Вместе со штатным артиллерийским полком соединения ( шестнадцать 76,2-мм пушек, восемь 122-мм гаубиц) в составе артиллерии обороняющихся было 207 (двести семь) орудий: четыре 25-мм зенитных, тридцать два 45-мм противотанковых, четырнадцать 76,2-мм полковых пушек, семьдесят девять (!) 76-мм пушек, шестнадцать 85- мм орудий, восемь 122 мм гаубиц, двадцать четыре 122-мм пушки, тридцать 152- мм гаубиц -пушек. Такого мощного артиллерийского кулака не было ни на можайском, ни на малоярославецком направлении." СТР.253
      "Хорошо известно, что по итогам боев на волоколамском направлении дивизия И.В.Панфилова получила звание 8-й гвардейской, однако мало кто знает,что звание 1-го и 2-го гвардейских получили в тоже время 289 и 296 противотанковые артиллерийские полки. Роль артиллеристов в данном случае трудно переоценить: в отличие от многих бое летне-осенней кампании 1941 года РАЗРЕЖЕННОСТЬ боевых порядков 316-й стрелковой дивизии компенсировалось сильной артиллерийской поддержкой, как орудий калибром 76-мм и 85-мм на прямой наводке, так и навесным огнем тяжелых орудий" СТР,256 Исаев А.В. Пять кругов ада. Красная армия в "котлах".-М.: Яуза, Эксмо, 2008- 400с.
      1. Marek Rozny
        +7
        18 ноября 2013 16:24
        Да, Панфилов пробил в командовании фронтом идею о выделение усиленной артиллерии, а не разряжать ее по отдельным участкам обороны. Панфилов и Момыш-улы использовали тактику, которая до этого в Красной Армии не применялась на уровне батальонов и дивизий - они создали мобильные группы, которые постоянно "жалили" противника в неожиданных местах, после чего резко уходили из этого сектора, чтобы напасть на другом участке обороны. Немецкие части тупо не знали, где находятся основные силы дивизии, поскольку линию обороны подразделения 316-ой дивизии постоянно меняли. Короче, "азиатская стратегия кочевников" - обстрелять из луков и свалить, чтобы атаковать в другом месте. Тактика оказалась абсолютно выигрышной, несмотря на то, что немцев было в разы больше, использовать свою силу в полную мощь они не смогли. Немецкий кулак "проваливался" в пустоту. При этом когда немцы задолбались с панфиловцами, они попытались наступать на Москву с другой стороны линии фронта, но навстречу им опять отправились панфиловцы и опять начали изводить противника.
        Плюс огромную роль сыграло то, что в дивизии царила жесткая дисциплина, управляемая командирами подразделений. Дивизия реально оказалась "железной". Сталина не могло это не впечатлить, особенно учитывая то, что многие дивизии (к примеру, 52-ая первого формирования или дивизии московских ополченцев) были запросто смяты противником за несколько дней, а личный состав оказался "морально нестойким".
        Чрезвычайно доблестно себя проявила вторая казахстанская дивизия, которая в тот момент была у стен Москвы - актюбинская 312-я (после гибели 52-ой дивизии, из остатков 312-ой сформировали 52-ую дивизию второго формирования, поставив комдивом командира актюбинской дивизии).
        Эти две дивизии - оказались спасительной соломинкой для Москвы. И именно они сыграли основную роль в опасных неделях под Москвой, дав время на прибытие свежих частей с Дальнего Востока, переброски казахстанских дивизий с Ленинградского направления на Москву, а затем и сибирские дивизии прибыли.
        1. +5
          18 ноября 2013 19:02
          Из-за большого кол-ва азиатских лиц немцы ее вначале прозвали "Черной дивизией". Но потом это название получила для них двойной смысл . Она для них действительно стала черной .
          Как известно , в начальный период войны , две регулярные армии из Средней Азии были переброшены в Иран для охраны ленд-лиза и закрепления в регионе . Поэтому на фронт прибывали в основном вновь созданные подразделения , но получившие хоть какую-то подготовку . hi
      2. +2
        18 ноября 2013 19:14
        Нагайбак
        очень надеюсь, что в следующем году выйдет книга по данной теме и по данному району, с полным разбором как немецких так и советских документов разного уровня-жбд, донесения и тд.
        То что мне довелось читать по теме из того, что предоставил автор-
        очень интересные эпизоды, которые совершенно замылились с "подвигом 28".

        если получится, в ближайшее время могу выложить кое что из воспоминаний воевавших в дивизии бойцов и командиров дивизии, сделанных в 42-47 гг
        хотя не всем урапатриотам там может понравится, но пардонте 41й- это не 45й.
        1. +1
          18 ноября 2013 20:27
          Спасибо за инфу будем ждать. Документы? Это я люблю ...Согласен, что реальность несколько отличается от канонических вариантов. А автор кто? Тем интереснее... При всем этом, по правде сказать я к подвигу 28 панфиловцев отношусь с уважением. Мне в принципе не особо важно символ это чего либо. Либо подвиг. Я на их примере воспитывался. И во мне в общем то все это гармонично уживается.
          1. +1
            18 ноября 2013 21:50
            Нагайбак
            пока не могу разгласить, к сожалению, но автор очень достойный и малоизвестный специалист по 41 году.
            Уверен на 99% что срывов покровов, истерик и воплей не будет, будут только факты, подкрепленные документами с обеих сторон
  9. +9
    18 ноября 2013 12:56
    Понятно что не они одни остановили фрицев.
    Просто Панфиловцы - это Символ .Символ большого облома для немцев ,ожидающих скорой победы .
    Для наших людей они стали символом стойкости и героизма.
    Как Матросов , как Гастелло , как Павлов и Зайцев и многие другие.
    1. 0
      18 ноября 2013 15:47
      Хотелось бы только, что бы подвиги правдивые были если они символы. Журналист "красной звезды" сам потом признался, что написал статью не выходя из блиндажа, а один из героев помертно потом служил немцам
      1. Мирный военный
        +3
        18 ноября 2013 15:54
        Цитата: slava_sherb
        Хотелось бы только, что бы подвиги правдивые были если они символы. Журналист "красной звезды" сам потом признался, что написал статью не выходя из блиндажа, а один из героев помертно потом служил немцам

        Кому он признался? Вам? Это антисоветская ложь либерастнутых журналюг времён перестройки.
        1. 0
          18 ноября 2013 15:58
          вообще то военной прокуратуре МО СССР
          1. Мирный военный
            0
            18 ноября 2013 16:21
            Цитата: slava_sherb
            вообще то военной прокуратуре МО СССР

            Главная Военная Прокуратура (ГВП).
            Я читал эту муру лет 25 назад, никаких фактов с источником (документом). Вы знаете достоверный источник?
            1. 0
              18 ноября 2013 19:09
              никто не мешает сходить в РГВА и проверить, архивная ссылка есть в той же вики,
              а потом спорить
              1. Мирный военный
                0
                18 ноября 2013 20:17
                Цитата: стас57
                никто не мешает сходить в РГВА и проверить, архивная ссылка есть в той же вики,
                а потом спорить

                И что? Вы лично проверяли? Вы знаете, где именно это находится и не приводите сей линк? Почему? fool
                1. 0
                  18 ноября 2013 21:47
                  И что? Вы лично проверяли? Вы знаете, где именно это находится и не приводите сей линк? Почему?

                  вы очень ленивы.
                  вы уж простите, я же русским по белому написал- ссылка есть даже в википедии.для вас. жирно
                  Справка-доклад «О 28 панфиловцах». Государственный архив РФ. Ф.Р — 8131 сч. Оп. 37. Д. 4041. Лл. 310—320

                  если вы сходите на сайт архива, то такой документ прокуратуры реально имеется в каталоге. Ищите и обряшите.
                  а кроме него есть еще масса сопутствующих документов- карт, донесений и проч. есть мемуары, воспоминания. ОБД Мемориал вам в руки, это самое простое, больше блюдечек с каемочками у меня сегодня нет
                  Я читал эту муру лет 25 назад, никаких фактов с источником (документом). Вы знаете достоверный источник?

                  тоже либеральная мура?
                  Новый мир : журнал. — М., 1966. — № 2. — С. 237.
                  В ленинке этот номер есть

                  хотя если вы верующий- дело ваше, а если сомневающийся и ищущий правды-
                  Адреса архива:
                  Архив расположен в 2-х зданиях:
                  1. 119435, Москва, ул. Большая Пироговская, 17 (основное здание)
                  2. 121059, Москва, Бережковская наб., 26

                  http://www.statearchive.ru/contacts.html
                  повторю, никто не мешает опровергнуть эту "муру", доказав, что никакого дела о фальсификации нет
      2. amigo1969
        +6
        18 ноября 2013 16:18
        Символы и герои(даже приукрашенные) необходимы всегда!! Американцы и проч. не скупились на приукрашивание подвигов своих солдат (например пулеметчик Базилоне).. Пусть даже их было не 28, а 128 и Клочков не произнес свою знаменитую фразу - факт остается фактом! Немцы не прошли, хорошо получили по "ноздрям" и вымостили замершими трупами зимние дороги подмосковья.
      3. Сахар Мёдович
        +1
        18 ноября 2013 16:20
        Сам журналист, может, и не выходил из блиндажа,но событие отобразил верно. Военная прокуратура потом ( в 40-х годах) опросила оставшихся в живых панфиловцев и они подтвердили написанное в статье, в том числе и слова Клочкова о Москве.
    2. -3
      18 ноября 2013 15:49
      Вы представляете в живую этот дзот который закрыл Матросов, я представляю так прикрыть его телом, чтобы он не стрелял невозможно.
      1. Сахар Мёдович
        +2
        18 ноября 2013 16:21
        Ну и как же его закрыл Матросов? И 400 остальных?
        1. 0
          19 ноября 2013 09:03
          Прочитал статью и вам советую
          Немцы являлись большими доками по части создания укреплений. Долговременные огневые точки, зачастую выполненные из стали или бетона, прикрывали друг друга, за ними стояли самоходки или батареи противотанковых орудий. Все подходы к ДОТам опутывались колючей проволокой и густо минировались. В городах в такие огневые точки превращался каждый канализационный люк или подвал. Даже руины превращались в неприступные форты.

          Конечно, для взятия подобных укреплений можно было использовать штрафников — бессмысленно укладывать тысячи солдат и офицеров, доставив радость будущим обличителям «сталинизма». На амбразуру можно было бросаться грудью — конечно поступок героический, но абсолютно бессмысленный. В связи с этим Ставка, которая начала осознавать, что воевать с помощью «ура» и штыка пора прекращать, и избрала другой путь.
      2. Александр 1958
        +2
        18 ноября 2013 22:44
        Тот дзот , амбразуру которого накрыл Матросов я не видел, но сам смысл конструкции дзота состоит в том , что бы сделать его амбразуру максимально ближе к земле, буквально сантиметров 30. не больше. и лежащий перед амбразурой на земле человек просто закрывает видимость пулеметчику. Убрать тело невозможно т.к. для этого нужно выйти из дзота
    3. 0
      18 ноября 2013 19:26
      ХМ, а для меня символ остановивших "тайфун", повторю- брянский фронт, именно из за него, начало томозиться движение 2 ТГ, пока немцы с ним возились - удалось собрать 1 гвск и дать отпор за Орлом,символ- орловский десант,практически полностью выбитый в неравном бою, сутки державший оборону будучи окруженный, символ- мсб 4 тбр, бросавшийся с гранатами на танки из своих ячеек и до сих пор там валяющийся в воронках непохороненый по людски, символ, тульские курсанты и бойцы нквд, символ, 6 гв сд и 11 тбр, которая с 21 по 25 сдерживала превосходящие силы противника у Черни, силы превосходящие в 2 если не в 3 раза(3,4,17 PzDiv, GD, корпусная и армейская арта)я еще на несколько листов напишу таких событий реально Остановивших Тайфун
      Для меня остановили тайфун под Орлом и Тулой, такой вот у меня символ.
      Я вот читаю гешихту одной дивизии, а там , все хорошо, все хорошо, а потом вай-вай-вай,алярм, драпен марш.
      пс, может просто по тщательней выбирать громкие названия для статей?
      да и с символами может пора закругляться? во времена не столь далекие, у нас было принято бетонный символ в поле ставить, а потом еще лет 40 вокруг, по оврагам и воронкам, бойцов неизвестных находят, и еще лет на 50 хватит поисков. Люди через 70 лет по крохам собирают историю, находят людей, рассказывают их родственникам, где погибли их , уже теперь деды-прадеды, потому как дети не все дождались-Но зато бетонный символ стоит.
      1. Marek Rozny
        +1
        19 ноября 2013 02:04
        Стас57,
        никто не умаляет героизм солдат Брянского фронта и других солдат, вставших на пути нацистов к столице, но панфиловская дивизия действительно ярко выделяется среди остальных дивизий Красной Армии в 1941 году. И потому только она названа в честь комдива. Других советских частей, которые получили имя в честь своего командира в советской армии - просто нет (кроме Чапаевской дивизии во время Гражданской войны).
        1. 0
          19 ноября 2013 08:37
          Хм, а бригада Катукова не выделяется? А ильинсие ребята? А Тульские ополченцы?
          повторю, зачем слишком громкое название, дающее двоякое осмысление "а что делали остальные?"
  10. +12
    18 ноября 2013 14:38
    Мы казахстанцы гордимся Панфиловской дивизией но понимаем что не только она решала исход битвы, плечом к плечу рядом стояли и кремлевские курсанты и сибиряки и многие другие и лишь совместно смогли разбить такого врага.
    1. Marek Rozny
      +4
      18 ноября 2013 16:29
      В момент наступления немцев на Москву, никаких "сибирских дивизий" у стен столицы не было. Курсанты были, но их число было незначительным (не умаляя из подвига). Сибиряки были в этот момент на других участках фронта, но непосредственно у Москвы их не было.
      Свежие сибирские дивизии появились позднее, когда началось контр-наступление советских войск. Причем до них под Москву прибыли дальневосточники и казахстанские дивизии из-под Ленинграда (только прибыли туда и сразу же их перебросили на защиту столицы).
      1. +8
        18 ноября 2013 18:14
        Марек , Вы правы . Даже командующий 16 армией Рокоссовский отметил . "С начала войны я впервые вижу столь хорошо оснащенную и укомплектованную дивизию . И что особенно ценно - она обучена и подготовленна . Нельзя бросать в бой неподготовленных добровольцев .". И поставил Панфиловцев на самом опасном месте .
        За время битвы за Москву было сформированно 16 див. московского ополчения - добровольцев ( 160 000 чел .). Реально сил не хватало - добровольцы , курсанты , наспех сформированные части из отступавших и вышедших из окружения , части МВД . Это хорошо описанно в "Воспоминаниях и размышлениях" Г.К. Жуков . И это уже потом был сформирован резерв из сибиряков и др. частей для контр-удара . Панфиловцы же прибыли в самый критический момент . hi
        1. Marek Rozny
          +1
          19 ноября 2013 01:34
          312 и 316 были созданы уже во время войны ("сверх норматива"). Личный состав был из призывников и добровольцев. Если не ошибаюсь, они где-то месяц тренировались под Алма-Атой и только после этого были отправлены на фронт. Конечно, их подготовка была лучше, чем у дивизий московских ополченцев, но она не превосходила подготовку кадровых частей Красной Армии, которые находились в составе ВС перед войной (читая дневники солдат, призванных в новообразованные дивизии, часто натыкаюсь на то, что их подготовка длилась всего несколько дней, и подготовка длилась практически формально - в 1941-1943 торопились и бросали в бой очень часто просто неподготовленные части).
          Большинство солдат 316-ой дивизии были взрослыми людьми - около 30 лет, а не 18-летние мальчишки. Вообще имеются некоторые свидетельства о том, что дивизия считалась до боев "неблагонадежной", т.к. многие бойцы были из семей "врагов народа", коих в Казахстане было выше крыши, как из лиц титульной национальности, так и среди переселенцев (раскулаченные, ссыльные). И тем удивительнее факт, насколько они оказались стойкими в борьбе за Родину.

          Из донесения командующего 4-ым танковым соединением Эриха Гёпнера о 316-ой сд:
          "Это дикая дивизия, воюющая в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти".

          В книге бывшего начальника управления информации Министерства иностранных дел гитлеровской Германии Пауля Кареля «Восточный фронт», составленной на основании архивных документов и воспоминаний немецких солдат:
          "Быстро продвигаясь, танкисты ворвались на позиции монгольской бригады. Но сыны степей не бросились бежать: они принялись бросать в танки бутылки с "коктейлем Молотова".
          "С другой стороны, переброшенные под Москву с Дальнего Востока монгольские и сибирские дивизии, отличавшиеся от других частей боевым духом, сражались отважно. Отстоять Москву удалось во многом благодаря этим войскам".

          Из дневника немецкого ефрейтора: "Против нас дерутся потомственные казахские солдаты, с малых лет обученные военному делу".

          Из другого немецкого дневника о панфиловцах: “Если бы мы знали, что нам противостоит всего лишь одна “дикая дивизия”, мы бы добавили сил и смяли эту дивизию или обошли ее стороной”.
          1. Marek Rozny
            +1
            19 ноября 2013 01:36
            Не про панфиловцев, но в качестве дополнения:
            "Директивы для поведения войск в России" (памятка для немецких солдат).
            3) По отношению ко всем военнослужащим Красной армии — в том числе пленным — необходимо проявлять осторожность и самую тщательную бдительность, считаясь с их коварством при ведении войны. Особенно скрытны, непредсказуемы, коварны и бесчувственны азиатские солдаты Красной армии.

            Из воспоминаний немецкого солдата:
            "С точки зрения рядового солдата, основанной на опыте 2,5 годов ближних боев, мы могли отличать друг от друга [советские этнические группы]. Мы точно знали, состоит ли эта рота большей частью из тех, кого мы называли татарами — не мусульман, но людей с узкими глазами, отличающимися от нормального русского лица. Действительно, мы это видели. Мы захватывали их в плен — и в чем же заключалась разница? Во многих отношениях эти люди были даже более жесткими и безжалостными. Ни капли морали западного типа. Они расстреливали всех — в том числе и раненых, и поэтому мы знали, что татарин в последний миг выстрелит или бросит гранату...».

            Из письма убитого немецкого унтер-офицера: "Мы сейчас ведем бои под старым русским городом в местности, которую мы называем "коридор смерти". Это ад. Лютый холод, минус 30–40, и каждый день ожесточенный бой. Русские, несмотря на тяжелейшие потери, продолжают смертельные атаки. И это даже не русские, а какие-то узкоглазые азиаты, орды Чингисхана. Мы бьемся до конца, оставляя последний патрон, пленных они не берут. Ты помнишь моего товарища Вили? Вчера он со своим отделением был в боевом охранении. Ночью их всех вырезали. У Вили было перерезано горло и вспорот живот".

            Гальдер в своем дневнике в 1941 году сначала было написал, что азиаты Красной Армии - фигня на палочке, но уже через несколько недель, написал, что именно азиаты настолько сильно дали люлей одной из немецких дивизий, что Гальдер предположил, что это...личная охрана Сталина ))))
            1. Marek Rozny
              +1
              19 ноября 2013 01:42
              Не помню деталей, но где-то читал (можно погуглить и поискать при желании) воспоминания одного казаха, который взял в плен несколько фашистов, но был ранен, и боясь потерять сознание, и не тратя патронов, перерезал всем пленным горло, и только после этого ушел в отключку. Потом его нашли наши солдаты.

              З.Ы. Нашел по дневнику Гальдера - в своем "Военном дневнике" он 29 июня 1941 года сначала написал: "...сдаются в плен, в первую очередь там, где в войсках большой процент монгольских народностей (перед фронтом 6-й и 9-й армий)".
              Но уже 5 июля пришлось написать:
              "Во время боев с «ордами монголов» (очевидно, личная охрана Сталина), вклинившимися в тыл 6-й армии, 168-я пехотная дивизия проявила полную несостоятельность. Необходима смена командного состава"

              Для сведения: 8 июля 1941 командира 168-й немецкой пехотной дивизии сняли.
      2. +1
        18 ноября 2013 20:40
        Marek Rozny"В момент наступления немцев на Москву, никаких "сибирских дивизий" у стен столицы не было."
        К слову сказать 316 дивизия под Ленинград направлялась для удара под Тихвиным кажись. Он и был вскоре предпринят. Но уже без них. Их под Москву перенаправили. Не будь их была бы с Ленинградского направления направлена другая дивизия. Без приданной артиллерии дивизия бы была сбита с позиций раньше. Чудес не бывает. 16 и 17 октября танки выбивались зенитками 85 мм. На 24 октября были разбиты наши 17-я 53-я 312-я и 32 дивизии. У них не было столько артиллерии. К слову сказать и панфиловцев с Можайской линии сбили и они отошли. Главное они выиграли время.
        1. Marek Rozny
          +1
          19 ноября 2013 01:23
          Нагайбак, вместо панфиловской дивизии могли отправить другую дивизию. Но там все равно бы не было Панфилова - бывшего военкома города Фрунзе, которого в свое время дважды пытались отдать под расстрел за своевольный характер, и который по-военному творчески подошел к выполнению своей задачи. Именно этот комдив "заразил" свою дивизию своей тактикой, и именно этот русский человек, советский офицер, спас Москву. Со всеми вытекающими.
          1. +2
            19 ноября 2013 06:03
            Marek Rozny." Но там все равно бы не было Панфилова - бывшего военкома города Фрунзе, которого в свое время дважды пытались отдать под расстрел за своевольный характер, и который по-военному творчески подошел к выполнению своей задачи. Именно этот комдив "заразил" свою дивизию своей тактикой, и именно этот русский человек, советский офицер, спас Москву. Со всеми вытекающими."
            При всем уважении к Панфилову и его бойцам могу сказать он конечно принимал решения. Но говорить, что его решения были основными и определяющими не могу.Командующий армией Рокоссовский принимал решения и подбрасывал Панфилову артиллерийские части усилиния. Например не имея пехоты он отдал команду направить на место намечающегося прорыва одну танковую бригаду и одного пушечного полка РГВК 16-17 октября.
            Тем не менее " 18 октября заслон на шоссе был обойден наступающими, и они продвинулись на 10 км вглубь обороны 316 дивизии. Девять из двадцати 76 -мм орудий 296-го противотанкового полка были выведены из строя. Однако время, выигранное сравнительно успешной артиллерийской дуэлью 76-мм и 85-мм орудий со 2-й танковой дивизией, позволило К.К.Рокоссовскому выдвинуть на направление немецкого наступления 289-й противотанковый артиллерийский полк, 138-й пушечный артиллерийский полк РГВК и группу "катюш". Орудия пушечного артиллерийского полка (122-мм пушки А-19 обр. 1931г) были поставлены на прямую наводку для ведения огня вдоль шоссе. Попытки развивать наступление 19-20 октября успеха наступающим не принесли, и с 20 по 25 октября 2-я танковая дивизия приводила себя в порядок, ожидая подхода пехоты."Стр 254.
            Исаев А.В. Пять кругов ада. Красная армия в "котлах".-М.: Яуза, Эксмо, 2008- 400с.
            Прорыв Волоколамского УРА немцам с ходу не удался. 19 октября своим ходом из под Тулы подошла танковая бригада Катукова. Но ее в бой не бросили. А вообще Марек вы же знаете где немцы наносили основной удар в битве за Москву. Правильно на флангах. И именно там были сконцентрированы их главные силы. Под Клином и Солнечногорском на севере и в районе Тулы на юге. И именно оттуда началось наше контрнаступление. И принимал ключевые решения в битве за Москву уж извините не Панфилов, а все же Жуков. Если быть уж совсем объективным. Сводить битву за Москву к действиям одной дивизии не верно. Панфилов командовал и принимал решения на своем уровне и делал это не плохо.Но говорить, что он один спас Москву глупо. Прорвись немцы севернее или южнее обороняющимся пришлось бы туго.Я вот о чем хочу сказать. Вы же как будто не замечаете всей картины битвы. На одном участке сконцентрировались. А предположите если бы немцы взяли Тулу и начали бы с юга давить? А с севера они наиболее близко к Москве подошли. Те самые пресловутые 30 км...
  11. yan
    +4
    18 ноября 2013 15:01
    Великое в сути своей понимание РОДИНЫ! Не просто слова, а именно территории, которая для человека всё-дом, защита, уверенность! только это спасло великую страну, именно это объединило людей, независимо от национальности и места проживания. Клич же не выдуман "За Родину!" А сейчас? До горечи обидно.
  12. +4
    18 ноября 2013 15:38
    "Мужественная горстка бойцов с ПТРД против армады танков".

    Новое прочтение главпуровской статьи? Для массовых СМИ - годится, для ВО - нет.
    А между тем, разобрать бы действия дивизии стоило! Поскольку она показала действительно грамотно организованную оборону, в которой на танкоопасных направлениях было более 10 арт-стволов на 1 км фронта. Дивизия, кажись (не уверен), одна из первых использовала подвижные отряды заграждения и тактику контратак против готовящегося к атаке противника.
    Как правильно процитировал автор, соединение занимало полосу в 42 км. Т.е, участок в ТРИ раза бОльший, чем предписывал устав. И удержала участок. Благодаря чему? Вот про это нужно говорить.
    1. amigo1969
      +5
      18 ноября 2013 16:23
      ПТРД в 41-м было очень эффективным оружием. имеющиеся на тот момент у немцев танки (Т-2, Т-3, чешские, польские и проч. + БТРы) ПТРД отлично "отрабатывала". Так что говорить про безоружных солдат и свирепых НКВДшников за спиной глупо и давно не актуально..
    2. Marek Rozny
      +1
      19 ноября 2013 01:18
      Цитата: BigRiver
      Дивизия, кажись (не уверен), одна из первых использовала подвижные отряды заграждения и тактику контратак против готовящегося к атаке противника.

      Все верно. Эта тактика была в Красной Армии впервые использована панфиловской дивизией, поэтому так и называется "петля Панфилова".
  13. Комментарий был удален.
  14. Асан Ата
    +11
    18 ноября 2013 15:54
    Генерал Панфилов под Алма-Атой обкатал своих воинов тракторами - они иммитировали танки. Был настоящим генералом, погиб в сражении. А мемориалы, посвященные войне, у нас бережно охраняют.Вечная память!
    1. Marek Rozny
      +1
      19 ноября 2013 01:09
      Добавлю с Вашего позволения:
      Родная внучка генерала Панфилова - Алуа Байкадамова:
      ""Дикая дивизия" деда... Из кого она состояла? Солдаты - выходцы из аулов. Они машин-то не видели, а фашистские танки остановили! ...Как он готовил свою стрелковую дивизию к военным действиям - по его приказу в Талгаре, где шли учения, рыли окопы, а трактора, изображая танки, их “утюжили”".

      Другая внучка Панфилова - Айгуль Байкадамова:
      "...В ней были собраны представители почти всех народов Средней Азии, а не только казахи и киргизы, как принято думать. Туркмены, таджики, узбеки - 42 национальности, в основном азиаты... Трудно представить ужас немцев, которые видели перед собой смуглых солдат с перекошенными лицами, кричащими не только “Ура!”, но и крепкие ругательства на своем родном языке. И ведь наши солдаты называли танки “трактарлар” - "тракторами". Во время атаки они громкими возгласами посылали на три буквы эти немецкие “трактарлар” и нещадно били врага..."
  15. +6
    18 ноября 2013 17:46
    Книга Александра Бека "Волоколамское шоссе", которую я прочитал в юношестве, и в которой речь идёт о 316 СД, генерале Панфилове, укрепила моё желание связать свою жизнь с Армией. Сильная книга о Сильных Духом Людях.И старший лейтенант Момыш-Улы командир батальона,резерва Панфилова четкий пример настоящего Советского офицера,советую всем кто не читал "Волоколамское шоссе"прочитать там все ясно почему немец не дошел до Москвы,способны ли мы сейчас на такое,вот вопрос,а то от одного сердюкова тошнит.
    1. Marek Rozny
      +1
      19 ноября 2013 00:59
      Книга про 8-ую гсд (316 сд) является обязательной для чтения курсантов военных академий Израиля и Кубы.

      Ну, а то что мы - казахи, русские, украинцы, грузины, азербайджанцы, туркмены, якуты, армяне, белорусы и т.д. в состоянии отбить совместно любое новое нападение на нас - это то, в чем я никогда не сомневался и не сомневаюсь.

      З.Ы. Мои друзья-буряты гордятся тем, что практически ни один бурят не попал в фашистский плен. Не перепроверял их утверждение, но не сомневаюсь в их закалке.
  16. +4
    18 ноября 2013 20:00
    Вечная память ВОИНАМ ЗАЩИТНИКАМ нашей РОДИНЫ
  17. -2
    18 ноября 2013 22:06
    Воинское подразделение в котором менее 30 % русских считается не боеготовым!!! ( Маршал Багромян)
    1. Hudo
      0
      18 ноября 2013 22:23
      ь RU Сегодня, 22:06 Новый
      ( Маршал Багромян)

      Иван Христофорович (Ованес Хачатурович) Баграмян дважды Герой Советского Союза, кавалер семи орденов Ленина, Маршал Советского Союза. hi
    2. Marek Rozny
      +1
      19 ноября 2013 00:14
      Цитата: ь
      Воинское подразделение в котором менее 30 % русских считается не боеготовым!!! ( Маршал Багромян)

      В Казахстане не было ни одного подразделения, где русские бы составляли хотя бы половину от численности. Тем не менее абсолютно все казахстанские дивизии отличились высокой боеспособностью. Я вообще не уверен, что Баграмян говорил нечто подобное. Маршал должен был знать о том, что нерусские дивизии не только были не менее боеспособные, но и то, что в Красной Армии были чисто национальные дивизии, где русских было пару человек для галочки. К примеру, в Казахстане были сформированы 101-я, 102-я национальные казахские стрелковые дивизии, 105-я и 106-я национальные казахские кавалерийские бригады.

      И процитирую самого себя:
      "Интересно сравнивать упоминания о советских дивизиях в зарубежных источниках и наших. Вот, к примеру, отрывок из книги английского историка Энтони Бивора (Beevor, Anthony) "Сталинград":
      "В политотделах любили поговорить о многонациональном составе Красной Армии. И действительно, почти половину 62-й армии, например, составляли бойцы нерусской национальности. Постепенно пропаганда перестала заострять на этом внимание. Очень много хлопот доставляли выходцы из Средней Азии. Один лейтенант, командир пулеметной роты, докладывал: "Они с трудом понимают русскую речь. С ними очень трудно работать". Незнакомые с современной военной техникой, азиаты были просто шокированы авианалетами. Незнание языка затрудняло общение. Бойцы не понимали командиров и их приказы. Зачастую это приводило к большим потерям, которых можно было бы избежать. 196-я стрелковая дивизия, состоящая в основном из казахов, узбеков и татар, понесла такие тяжелые потери, что была снята с фронта и отправлена на переформирование".

      Таким образом, возникает ощущение, что непонимающие русского языка солдаты воевали так плохо, что пришлось ее отправить в тыл...
      Хм, видимо, британец не стал глубоко копать по этой дивизии - 196-ая дивизия действительно имела проблемы языкового характера, подавляющая часть дивизии (некоторые ее подразделения на 80%) состояла из казахов из Западного Казахстана и Оренбуржья, офицеры же были исключительно славянами. Так же действительно, что дивизия понесла тяжелые потери и ей пришлось отступить по приказу штаба армии - от дивизии осталось 500 человек, из них 200 человек - это командно-начальствующий состав.

      Однако дивизию не только не наказали за "плохое" умение драться, а наоборот - по представлению, подписанному командующим 62-й армией генерал-лейтенантом В.И. Чуйковым и членом военного Совета генерал-майором К.А. Гуровым, дивизия была награждена орденом Красного Знамени за проявленное упорство и отвагу.

      Дело в том, что "невнимательный" английский историк Э.Бивор, отметив, что советская дивизия плохо понимала язык командиров и, косвенно связав этот факт с ее потерями, "забыл" добавить, что только одна 196-ая стрелковая дивизия (вместе с отдельным противотанковым полком и отдельным танковым батальоном из 40 танков, половина из которых мелочь типа Т-60) умудрилась не только выстоять в сталинградских боях с несколькими германскими дивизиями, но и нанести серьезные поражения 20-й, 76-й, 100-й, 296-й, 376-й пехотным и 16-й танковой дивизиям противника".
      1. Marek Rozny
        +1
        19 ноября 2013 00:37
        Еще одна "сталинградская" казахстанская дивизия - 72-я Гвардейская дивизия, сформированная в Акмолинске (нынешняя Астана) осенью 1941 года (при рождении называлась "29-я сд").
        Когда 20 ноября 1942 года дивизия пошла в наступление, участвуя в окружении немецкой группировки под Сталинградом, за мужество и героизм, проявленные в Сталинградском сражении личным составом дивизии, ей было присвоено звание “Гвардейская”. Позже она была переименована в 72-ю Гвардейскую стрелковую дивизию.
        Сама дивизия была прозвана солдатами "Незаменяемой, Непромокаемой и Непросыхаемой" из-за того, что никогда на сколько-нибудь длительное время не отводилась с передовой ни в резерв, ни на отдых, ни на переформирование.
        1. Marek Rozny
          +2
          19 ноября 2013 00:56
          Можете порыскать дальше инфу по другим казахстанским дивизиям, и если найдете хоть одно подразделение, сформированное в казахской степи, за которое Вам и мне будет стыдно, то я отправлю ящик казахстанского коньяка. Если не найдете такого, то мне будет достаточно, чтобы Вы не писали подобные фразы, которые якобы сказал Баграмян, плюс выучите родной язык.
          1. amigo1969
            +1
            19 ноября 2013 13:52
            ..поднимите статистику призывников/дизертииров по всем республикам СССР. Особенно мрачная статистика по некоторым народам Кавказа.... Казахи воевали (массово) очень достойно. Хорошие наводчики орудий, минометов, снайпера. Очень выносливые и неприхотливые солдаты. Когда полководцы сообщали о небоеспособных национальных подразделениях, то речь шла о кавказском региона..
  18. +1
    19 ноября 2013 08:38
    статья по теме
  19. Сахар Мёдович
    0
    19 ноября 2013 09:51
    Цитата: slava_sherb
    Прочитал статью и вам советую

    Конечно, для взятия подобных укреплений можно было использовать штрафников — бессмысленно укладывать тысячи солдат и офицеров, доставив радость будущим обличителям «сталинизма». На амбразуру можно было бросаться грудью — конечно поступок героический, но абсолютно бессмысленный. В связи с этим Ставка, которая начала осознавать, что воевать с помощью «ура» и штыка пора прекращать, и избрала другой путь.

    И что это за "другой путь"? И бросаться грудью на амбразуру - видимо, не такой уж бессмысленный поступок, если его применяли с августа 1941г., когда не было штрафников и вплоть до августа 1945г., в японскую войну. В том числе так поступали и иностранцы, воюющие на нашем фронте против немцев.
  20. 0
    19 ноября 2013 18:55
    вечная слава героям, погибшим во имя нашей жизни! А в перестроечное время пятая колонна очень постаралась на благо своих хозяев
  21. +1
    21 ноября 2013 11:25
    В 282 мотострелковом полку 8-ой Панфиловской дивизии(ныне 1-я отдельная мотострелковая бригада), дислоцированном в п. Кой-Таш в 20-ти км от Бишкека, установлен памятный обелиск с именами Героев-Панфиловцев. Вечная память переломившим хребет фашизму.
    Цитата: amigo1969
    Это точно!! Часто бываю в Средней АЗии. И только в Казахстане и Киргизии чтят память погибших в войну предков. Все памятники на месте, всегда цветы, люди помнят и гордятся. Значительная часть подразделений, участвоваших в битве под Москвой были сформириованы в Сибири, Казахстане и Киргизии. Подразделение моего деда, вышедшее в октябре 41-го из окружения влили в дивизию из Казахстана. Спасибо Советскому народу!!!