Military Review

Air-to-air missile Ruhrstahl X-4 (Germany)

2
By the beginning of 1943, the command of Nazi Germany realized that the threat from enemy bombers required the search for a new means of dealing with it. Fighter aviation with guns and anti-aircraft artillery could effectively resist the attacks of bombers, but the effectiveness of such a fight in the future was doubtful. In this regard, the Imperial Ministry of Aviation initiated several promising projects to create rocketry designed to destroy enemy aircraft. German engineers began developing several anti-aircraft missiles and air-to-air guided munitions. One of the new developments was the Ruhrstahl X-4 aircraft missile.




The development of the X-4 guided missile began in the first months of 1943, at Ruhrstahl Allgemeine Gesellschaft. The project manager appointed Dr. Max Kramer, who was previously actively involved in control systems for the future aviation industry. weapons. A number of developments on previous projects were used in the development of the X-4 rocket.

Analysis of several preliminary projects allowed to determine the most convenient aerodynamic appearance of the rocket and the layout of its internal volumes. It should be noted that the used layout solutions with some modifications later actively used by designers from different countries. All the main elements of the equipment were placed inside the body of a cigar-shaped form. A characteristic elongated fairing was placed in its nose, four wings in the middle, and an X-shaped stabilizer in the tail. The design of the hull, wings and rudders of the promising X-4 rocket was created taking into account the fact that the product will be assembled by workers with low qualifications. Probably, this particular feature of the project allowed to collect a fairly large number of new missiles in 1944-1945.

The X-4 rocket, in comparison with other German guided weapons, turned out to be relatively light and compact. With a total length of just over two meters, the fueled rocket weighed 60 kg. The diameter of the largest part of the hull was equal to 0,22 m, and the wingspan exceeded 0,72 m. The rocket body was proposed to be made of three extruded aluminum parts, and the wings were made of plywood.

Acoustic fuse Kranich was placed in the characteristic nose deflector of the rocket. It was assumed that this device, tuned to the frequency of the sound of the B-17 bomber engines, would undermine the warhead at a distance of about 7 meters from the target aircraft. At this distance, the 20-kilogram warhead could seriously damage or destroy the target. In case of failure of the acoustic fuse, the X-4 rocket received an additional pin.

Air-to-air missile Ruhrstahl X-4 (Germany)


In the middle of the hull placed tanks for fuel (capacity 2 liters) and oxidant (4,5 liters). Next to the tanks, we made room for a cylinder of compressed air, which was used by the fuel and oxidant pressure system. This placement of tanks has reduced the centering changes as the fuel production. During the flight, the rocket's center of gravity almost did not move along its longitudinal axis. The pipelines brought fuel and oxidizer to the liquid-propellant rocket engine placed in the tail section of the rocket.

The BMW-Flugmotorenbau 109 448 engine was selected as the power plant. This engine, using R-Stoff fuel and S-Stoff oxidizer, could provide thrust up to 17 kg for 140 seconds. Despite the acceptable characteristics, the liquid engine did not look too comfortable for use in the military. The use of aggressive fuel components (for example, the S-Stoff oxidant on 95% consisted of nitric acid) could significantly complicate the operation of missiles in parts of the Luftwaffe. For this reason, from the very beginning, attempts were made to equip the X-4 rocket with a solid-fuel engine. There is information about the work on the modification of the rocket using the Schmidding 109-603 engine with thrust parameters at the 109-448 liquid level, but with shorter duration of work.

Due to the complexity and cost of other options, the X-4 rocket received a wired FuG 510 / 238 remote control system. At the ends of the two wings there were end fairings, inside of which there were reels with wires. After the launch of the rocket, the wires were unwound and ensured the transmission of the signal from the control panel to the rocket equipment. For control of roll and pitch used steering wheels located on the tail stabilizer. The pilot of the carrier, using his control panel, had to direct the rocket using the three-point method. The task of the pilot was to remove the rocket to the minimum distance from the target. After the distance was reduced to a minimum, the automatic rocket independently produced undermining the warhead. For the convenience of the pilot at the ending of the two wings there were signal lights.



The characteristics of the BMW 109-448 fluid engine allowed the X-4 rocket to accelerate to 1100-1150 kilometers per hour. The effective target destruction range did not exceed 1,5-2 kilometers, but the calculated value of this parameter was much higher. So, on two coils placed on 5500 meters of wire with a total weight of about 5 kilograms. However, the main problem associated with the increase in flight range was not the length of the wires, but the observation of ammunition.

In conditions of real air combat, the Ruhrstahl X-4 rocket was proposed for use as follows. The fighter pilot had to go to the tail of a group of enemy bombers and, having approached a distance of no more than 2-2,5 kilometers, to launch a rocket. Then, using the control lever, it was necessary to hold the rocket on a trajectory, the end point of which was the target. Acoustic fuse significantly simplified the work of the pilot.

11 August 1944, the first test launch of the new X-4 missile took place. A modified FW-190 fighter was used as a carrier aircraft. These tests showed the advantages and some disadvantages of the applied technical solutions. First of all, once again the complexity of the operation of liquid rockets was confirmed. In addition, the X-4 rocket was not very convenient for use on single-seater fighters: simultaneous control of the aircraft and pointing the rocket at the target turned out to be quite a challenge. In this regard, there was a proposal to use the modified Ju-88 bomber as a missile carrier. At the same time, plans for equipping the Me-262 fighter jet with the necessary equipment remained relevant. In the future, the Ruhrstahl X-4 missiles were to become the main armament of the Focke-Wulf Ta-183 Huckebein fighter, which, however, remained on paper.

Tests of the new air-to-air missile lasted until February of the 1945 year. In December, 44 was decided to start mass production of new ammunition. It should be noted that before the tests began, more than 200 new missiles were manufactured. According to various sources, Ruhrstahl Allgemeine Gesellschaft managed to assemble several hundred X-4 missiles in total, but their exact number remains unknown. The total number of manufactured products in different sources ranges from 1000 to 1300 pieces. It was supposed to produce more missiles, but the anti-Hitler coalition bombers destroyed the plant, which produced liquid rocket engines. In this regard, the production of missiles Ruhrstahl X-4 stopped. Shortly before the production of the X-4 missiles was stopped, in February 1945, the assembly of other controlled air-to-air weapons was discontinued. According to the results of comparisons rocket Henschel Hs-298 was recognized as less promising and discontinued. Thus, the destruction of the BMW plant led to the complete cessation of the manufacture of German aircraft missiles.

Information about the combat use of guided missiles Ruhrstahl X-4 is missing. Probably because of the problems at the front and in the rear, these munitions never arrived in units. The finished missiles were destroyed during the fighting, and the few remaining items became Allied trophies.

After the war, the French designers, using the obtained missiles and documents, attempted to create their own version of the X-4 guided missile. Project AA-10 turned out to be ambiguous. In 1947-1950, the French industry manufactured about 200 rockets, after which the project was closed. Already at the stage of testing individual units, French specialists faced exactly the same problems as the Germans several years earlier. The fuel and oxidizer used were too aggressive for use in aircraft weapon systems. Due to safety issues, the AA-10 rocket was declared unsuitable for use.


On the materials of the sites:
http://airwar.ru/
http://luft46.com/
http://lonesentry.com/
http://raigap.livejournal.com/
Author:
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Su-9
    Su-9 20 November 2013 09: 16
    +4
    Thank you for the article.
    To me, as a pilot, the idea of ​​controlling a rocket in a battle by wire always seemed and seems wild.
    Even if the operator controls.
    Wasn’t it better to shoot with stabilized NARs? If on the back, but on the box of Fortresses, then quite. He shot back and turned away ...
    What did the Germans have there? P4M from a kilometer it was possible to shoot, and it was possible to aim as from a cannon.
    That's not what they invested, although of course the train of thought and the level of technology for 43 years is amazing ...
    1. Argon
      Argon 20 November 2013 12: 23
      +2
      I was always shocked by the stupidity and incompetence of the top of the Reich, in a critical period for the state. Caring for one's own skin left no room for making optimal decisions in terms of efficiency in weapons issues. However, it is worth noting Kramer's sagacity, the fundamentals of control by the method of "three points" of the missile platform at subsonic speeds were determined correctly. Suffice it to recall our ATGM "Malyutka" - a really workable complex (even outwardly missiles are somewhat similar), the creation of which took more than 10 years, despite the fact that more advanced structural technologies were used (God forbid someone to think By the way, using this example, it is possible to analyze the approximate effectiveness of a German toy, which in my opinion tends to 0, taking into account that the carrier (a rather large aircraft) must go for a rather long time in a parallel course with the "target" ...

Управляемая ракета «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4 (Германия)

К началу 1943 года командование гитлеровской Германии поняло, что угроза со стороны вражеских бомбардировщиков требует искать новое средство борьбы с ней. Истребительная авиация со ствольным вооружением и зенитная артиллерия могли эффективно противостоять налетам бомбардировщиков, но эффективность такой борьбы в будущем вызывала сомнения. В связи с этим имперское министерство авиации инициировало сразу несколько перспективных проектов по созданию ракетной техники, предназначенной для уничтожения самолетов противника. Немецкие инженеры начали разработку нескольких зенитных ракет и управляемых боеприпасов класса «воздух-воздух». Одной из новых разработок стала авиационная ракета Ruhrstahl X-4.

Управляемая ракета «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4 (Германия)


Разработка управляемой ракеты X-4 началась в первых месяцах 1943 года на фирме Ruhrstahl Allgemeine Gesellschaft. Руководителем проекта назначили доктора Макса Крамера, ранее активно занимавшегося системами управления для перспективного авиационного оружия. Ряд наработок по предыдущим проектам использовался при разработке ракеты X-4.


Анализ нескольких предварительных проектов позволил определить наиболее удобный аэродинамический облик ракеты и компоновку ее внутренних объемов. Стоит отметить, использованные компоновочные решения с некоторыми доработками в дальнейшем активно использовались конструкторами разных стран. Все основные элементы оборудования размещались внутри корпуса сигарообразной формы. В носовой его части разместили характерный удлиненный обтекатель, в средней – четыре крыла, а в хвостовой – Х-образный стабилизатор. Конструкция корпуса, крыльев и рулей перспективной ракеты X-4 создавалась с учетом того, что изделие будут собирать рабочие с низкой квалификацией. Вероятно, именно эта особенность проекта позволила в 1944-1945 годах собрать достаточно большое количество новых ракет.

Ракета X-4, в сравнении с другими немецкими управляемыми вооружениями, получилась сравнительно легкой и компактной. При общей длине чуть более двух метров заправленная топливом ракета весила 60 кг. Диаметр самой крупной части корпуса равнялся 0,22 м, а размах крыльев превышал 0,72 м. Корпус ракеты предлагалось делать из трех штампованных алюминиевых деталей, а крылья – из фанеры.

В характерном носовом обтекателе ракеты разместили акустический взрыватель Kranich. Предполагалось, что этот прибор, настроенный на частоту звука двигателей бомбардировщика B-17, будет подрывать боевую часть на расстоянии около 7 метров от самолета-цели. На такой дистанции 20-килограммовая боевая часть могла наносить цели серьезные повреждения или уничтожать ее. На случай отказа акустического взрывателя ракета X-4 получила дополнительный контактный.

Управляемая ракета «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4 (Германия)


В средней части корпуса разместили баки для топлива (емкость 2 литра) и окислителя (4,5 литра). Рядом с баками предусмотрели место для баллона со сжатым воздухом, использовавшимся вытеснительной системой подачи топлива и окислителя. Подобное размещение баков позволило уменьшить изменения центровки по мере выработки топлива. В течение полета центр тяжести ракеты почти не перемещался вдоль ее продольной оси. По трубопроводам топливо и окислитель подавалось в жидкостный ракетный двигатель, помещенный в хвостовой части ракеты.

В качестве силовой установки был выбран двигатель BMW-Flugmotorenbau 109 448. Этот двигатель, используя топливо R-Stoff и окислитель S-Stoff, в течение 17 секунд мог обеспечивать тягу до 140 кг. Несмотря на приемлемые характеристики, жидкостный двигатель выглядел не слишком удобным для использования в войсках. Использование агрессивных компонентов топлива (к примеру, окислитель S-Stoff на 95% состоял из азотной кислоты) могло значительно затруднить эксплуатацию ракет в частях Люфтваффе. По этой причине с самого начала предпринимались попытки оснастить ракету X-4 твердотопливным двигателем. Имеются сведения о работах над модификацией ракеты, использующей двигатель Schmidding 109-603 с параметрами тяги на уровне жидкостного 109-448, но с меньшей продолжительностью работы.

Ввиду сложности и дороговизны прочих вариантов, ракета X-4 получила проводную систему дистанционного управления FuG 510/238. На законцовках двух крыльев имелись концевые обтекатели, внутри которых располагались бобины с проводами. После запуска ракеты провода разматывались и обеспечивали передачу сигнала с пульта управления на аппаратуру ракеты. Для управления по крену и тангажу использовались рули, расположенные на хвостовом стабилизаторе. Летчик самолета-носителя, используя свой пульт управления, должен был наводить ракету по методу трех точек. Задачей летчика было выведение ракеты на минимальное расстояние от цели. После того, как дистанция сокращалась до минимума, автоматика ракеты самостоятельно производила подрыв боевой части. Для удобства работы летчика на законцовках двух крыльев имелись сигнальные огни.

Управляемая ракета «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4 (Германия)


Характеристики жидкостного двигателя BMW 109-448 позволили ракете X-4 разгоняться до 1100-1150 километров в час. Эффективная дальность поражения целей не превышала 1,5-2 километров, но расчетное значение этого параметра было гораздо выше. Так, на двух катушках помещалось по 5500 метров провода общим весом около 5 килограммов. Однако, основной проблемой, связанной с увеличением дальности полета, была не длина проводов, а наблюдение за боеприпасом.

В условиях реального воздушного боя ракету Ruhrstahl X-4 предлагалось использовать следующим образом. Пилот истребителя должен был заходить в хвост группе вражеских бомбардировщиков и, приблизившись на дистанцию не более 2-2,5 километров, производить пуск ракеты. Далее при помощи рычага управления нужно было удерживать ракету на траектории, конечной точкой которой была цель. Акустический взрыватель ощутимо упростил работу летчика.

11 августа 1944 года состоялся первый испытательный запуск новой авиационной ракеты X-4. В качестве самолета-носителя использовался доработанный истребитель FW-190. Эти испытания показали преимущества и некоторые недостатки примененных технических решений. В первую очередь, в очередной раз была подтверждена сложность эксплуатации жидкостных ракет. Кроме того, ракета X-4 оказалась не слишком удобной для использования на одноместных истребителях: одновременное управление самолетом и наведение ракеты на цель оказалось достаточно сложной задачей. В связи с этим появилось предложение использовать в качестве носителя ракет доработанный бомбардировщик Ju-88. При этом планы относительно оснащения необходимой аппаратурой реактивного истребителя Me-262 остались актуальными. В будущем ракеты Ruhrstahl X-4 должны были стать основным вооружением истребителя Focke-Wulf Ta-183 Huckebein, который, однако, так и остался на бумаге.

Испытания новой ракеты класса «воздух-воздух» продлились до февраля 1945 года. В декабре 44-го было принято решение о начале серийного производства новых боеприпасов. Необходимо отметить, что до начала испытаний было изготовлено более 200 новых ракет. Согласно различным источникам, фирма Ruhrstahl Allgemeine Gesellschaft в общей сложности успела собрать несколько сотен ракет X-4, однако их точное число остается неизвестным. Общее количество изготовленных изделий в разных источниках колеблется от 1000 до 1300 штук. Предполагалось изготовить большее количество ракет, однако бомбардировщики антигитлеровской коалиции уничтожили завод, на котором производились жидкостные ракетные двигатели. В связи с этим производство ракет Ruhrstahl X-4 прекратилось. Незадолго до остановки производства ракет X-4, в феврале 1945 года, была прекращена сборка другого управляемого оружия класса «воздух-воздух». По результатам сравнений ракета Henschel Hs-298 была признана менее перспективной и снята с производства. Таким образом, уничтожение завода BMW привело к полному прекращению изготовления немецких авиационных ракет.

Информация о боевом применении управляемых ракет Ruhrstahl X-4 отсутствует. Вероятно, по причине проблем на фронте и в тылу эти боеприпасы так и не поступили в части. Готовые ракеты были уничтожены в ходе боев, а несколько оставшихся изделий стали трофеями союзников.

После войны французские конструкторы, используя полученные ракеты и документы, предприняли попытку создать свой вариант управляемой авиационной ракеты X-4. Проект AA-10 получился неоднозначным. В 1947-1950 годах французская промышленность изготовила около 200 ракет, после чего проект закрыли. Уже на стадии испытаний отдельных агрегатов французские специалисты столкнулись ровно с теми же проблемами, что и немцы несколькими годами ранее. Используемые топливо и окислитель были слишком агрессивными для применения в системах авиационного вооружения. Из-за проблем с безопасностью эксплуатации ракету AA-10 признали непригодной для принятия на вооружение.


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://luft46.com/
http://lonesentry.com/
http://raigap.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 2
  1. Su-9 20 ноября 2013 09:16
    Спасибо за статью.
    Мне, как лётчику, идея управления ракеты в бою по проводам всегда казалась и кажется дикой.
    Даже если управляет оператор.
    Неужели не лучше было стабилизироваными НАРами стрелять? Если сзади, да по коробочке Крепостей, то вполне. Отстрелялся, и отвернул...
    Что там у немцев было? Р4М с километра стрелять было можно, и целиться можно было как из пушки.
    Не в то они инвестировали, хотя конечно ход мысли и уровень техники на 43 год потрясный...
    Su-9
    1. Argon 20 ноября 2013 12:23
      Всегда потрясал тупизм и некомпетентность верхушки рейха,в критический период для государства.Забота о собственной шкуре,не оставила возможностей для принятия оптимальных по эффективности решений,в вопросах вооружений.Однако стоит отметить прозорливость Крамера,основы принципов управления по методу"трех точек" ракетной платформы на дозвуковых скоростях были определены верно.Достаточно вспомнить наш ПТРК"Малютка"-действительно работоспособный комплекс(даже внешне ракеты несколько похожи),на создание которого ушло более 10лет,при том,что использовались более совершенные,конструкционные технологии(боже упоси кого-то подумать о какойто приемственности двух комплексов).Кстати,на этом примере можно,проанализировать и примерную эффективность немецкой игрушки,на мой взгляд стремящуюся к 0,с учетом того,что носитель(довольно крупный самолет)должен идти довольно длительное время паралельным курсом с "целью".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня