105-мм самоходная артиллерийская установка М7 «Priest»

6
Самоходная гаубица, проектировалась на базе среднего танка М3, а позднее — М4. Данная машина проектировалась для обеспечения мобильной огневой поддержки танковым дивизиям. В феврале 1942 года техническое задание 2 стандартизировали как M7 HMC. Серийное производство было начато в апреле 1942 г. им занимались фирмы American Locomotive Company, Federal Machine and Welder Company и Pressed Steel Car Company. В период с апреля 1942 по февраль 1945 года изготовили 4316 самоходных артиллерийских установок данного типа в двух основных модификациях: базовый вариант — M7 и модификации М7В1.



M7 служила основной САУ Соединенных Штатов Америки во Второй мировой войне. САУ M7 являлась стандартной артиллерией танковых дивизий, а также использовалась корпусной артиллерией и пехотными частями. M7 применялась американскими войсками на всех театрах военных действий, в первую очередь на Западноевропейском, где действовало множество танковых дивизий. Кроме того, более 1000 САУ было передано по программе ленд-лиза Франции и Великобритании.

Свою историю самоходная артиллерийская установка M7 начала в октябре 1941 года, после того как генерал-майор Дж. Деверс, глава Бронетанковых войск, рекомендовал разработку 105-миллиметровой самоходной гаубицы на базе нового среднего танка M3. Что интересно, производство танка M3 началось всего за три месяца до этого. По данному заданию прототипы, которые получили обозначение 105mm Howitzer Motor Carriage T32, изготавливались компанией Baldwin Locomotive Works. Испытания проходили на Абердинском полигоне. Первый прототип 5 февраля 1942 года, после предварительных испытаний, перевели в Форт-Нокс, где в течение трех дней продолжились испытания. Бронетанковый комитет Армии США по результатам испытаний заключил, что после доработки T32 будет отвечать выдвинутым армией требованиям.


Средний танк M3


Толщину брони рубки в соответствии с рекомендациями Бронетанкового комитета уменьшили до 13 мм. Также гаубицу сдвинули вправо для обеспечения сектора горизонтального наведения в 45 градусов. Для снижения высоты самоходки Бронетанковый комитет разрешил уменьшить максимальный угол возвышения до 35 градусов в сравнении с 65, указанными в изначальном ТЗ. Еще одним требованием стало оснащение самоходки 12,7-миллиметровой зенитной пулеметной установкой. Прорабатывались различные варианты размещения складной вертлюжной установки над моторным отделением, или турельной установки в углу рубки. В результате предпочтение отдали второму варианту, что повлекло изменения в конфигурацию лобовой части. Высоту кормы и бортов рубки уменьшили на 280 мм, лобовой части — увеличили на 76 мм. Возимый боекомплект увеличили до 57 выстрелов благодаря изменению боеукладок.

В феврале 1942 года все эти изменения на Абердинском полигоне были внесены во второй прототип T32, отправленный затем на завод American Locomotive Company для использования в качестве образца во время серийного производства. T32 в апреле 1942 года был принят на вооружение под обозначением 105mm Howitzer Motor Carriage M7.

САУ M7 сохранила компоновочную схему базового танка М3. В кормовой части располагалось моторное отделение, в средней части в открытой сверху неподвижной рубке — боевое отделение, в лобовой части — отделение управления и трансмиссионное. Экипаж самоходки состоял из 7 человек: командир отделения, механик-водитель, наводчик и четыре номера расчета. Кроме этого, в состав отделения M7 входили механик-водитель машины снабжения и двое подносчиков боеприпасов.

Дифференцированная бронезащита самоходной артиллерийской установки M7 была рассчитана на защиту от огня стрелкового оружия и осколков. На машинах ранних выпусков нижняя часть корпуса состояла из литой трехсекционной лобовой детали цилиндрической формы. Толщина — от 51 до 108 мм, углы наклона — от 0 до 56 градусов. Толщина катаных вертикальных бортовых листов составляла 38 мм, кормового листа — 13 мм. Углы наклона — от 0 до 10 градусов. В районе моторно-трансмиссионного отделения толщина днища составляла 13 мм, в лобовой части — 25 мм. При производстве первых самоходок при сборке нижней части корпуса использовались заклепки, однако в дальнейшем данные соединения выполнялись сваркой. Кроме того, на машинах поздних выпусков трехсекционную лобовую деталь заменили цельной. Начиная с 1944 года на M7 нижнюю часть корпуса изготавливали из неброневой стали (толщина 13 и 25 мм), а цилиндрическую лобовую деталь заменили деталью клиновидной формы.

На всех M7 верхняя часть корпуса, включая пространство над моторным отделением, собиралась из 13-мм катаных листов гомогенной броневой стали и имела в лобовой части наклон 30 градусов. Борта и корма устанавливались вертикально. 13-мм листы крыши моторного отделения, устанавливались под углом 83 градуса. Корма и борта рубки имели в сравнении с лобовой частью меньшую высоту, однако на самоходках поздних выпусков данная разница была компенсирована за счет использования откидных панелей. В правом борту имелся цилиндрический спонсон для кольцевой пулеметной турели, в лобовой части — орудийная амбразура, закрываемая изнутри подвижным щитом. Чтобы защитить боевое отделение от непогоды использовался брезентовый тент. Посадка/высадка экипажа осуществлялись через верх рубки. Доступ к трансмиссии и агрегатам двигателя обеспечивался через люки в корме и крыше моторного отделения, а также съемную лобовую деталь корпуса.

На базовой модификации САУ M7 устанавливался радиальный авиационный 9-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением компании «Континенталь», модели R975 C1. Данный двигатель при рабочем объеме 15945 см³, развивал объектовую мощность 350 л.с. и максимальную 400 л.с. при 2400 об/мин. Объектовый и максимальный крутящий момент при 1800 об/мин составлял 1085 и 1207 Н•м (111 и 123 кгс•м) соответственно. Четыре топливных бака (общий объемом 662 литра) устанавливались в моторном отделении: два вертикальных 112-литровых бака — у перегородки между боевым и моторным отделениями, два бака емкостью 219 литров — в спонсонах корпуса. В качества топлива для двигателя использовался бензин с октановым числом более 80.

В качестве силовой установки модификации M7B1 служил 8-цилиндровый V-образный авиационный четырехтактный карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением компании «Форд», модели GAA. Рабочий объем 18026 см³. При 2600 об/мин двигатель GAA развивал объектовую мощность в 450 л.с. и максимальную 500 л.с. При 2200 об/мин объектовый и максимальный крутящий момент составлял 1288 и 1410 Н•м (131 и 144 кгс•м) соответственно. Требования к топливу были аналогичны требований к двигателю R975. Общий объем топливных баков уменьшили до 636 литров.

Трансмиссия САУ M7 состояла из: двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (тип D78123), карданного вала, механической пятискоростной (5+1) коробки передач, механизма поворота по типу двойного дифференциала, ленточных бортовых тормозов, однорядных бортовых передач типа с шевронными шестернями (передаточное число 2,84:1).

С каждого борта ходовая часть самоходной установки M7 состояла из 6 обрезиненных односкатных опорных катков (диаметр 508 мм), 3 поддерживающих обрезиненных катков, ленивца и ведущего колеса оснащенного съемными зубчатыми венцами. Подвеску опорных катков типа VVSS попарно сблокировали. Два балансира с опорными катками, закрепленными на них, шарнирно соединенные с корпусом тележки подвески, связываются через скользящие опоры с коромыслом, через буферную площадку соединенным с упругим элементом в виде двух конических рессор расположенных вдоль оси танка. На корпусе тележки подвески крепился поддерживающий каток. Балансир при работе подвески через скользящую площадку поднимает конец коромысла, через сжимающую рессоры буферную площадку и равномерно распределяющего на оба катка нагрузку. На первых M7 устанавливались тележки подвески D37893, однако в декабре 1942 года самоходные артиллерийские установки начали оборудоваться усиленными тележками типа D47527. Главное отличие — расположение поддерживающего катка не над центром тележки, а над задним опорным катком.

Стальные гусеницы M7 мелкозвенчатые, цевочного зацепления, резинометаллическим шарниром состояли из 79 траков (ширина — 421 мм, шаг — 152 мм) каждая. На САУ M7 применялись 4 модели гусениц: с обрезиненными траками с шевроном — T48, со стальными траками с грунтозацепами — T49, с плоскими обрезиненными траками — T51, со стальными траками с шевроном — T54E1.

В качестве основного вооружения САУ M7 служила модифицированная 105-мм гаубицы M2A1. Длина ствола M2A1 составляла 22,5 калибра. У гаубицы имелся гидропневматические противооткатные устройства и ручной горизонтальный клиновой затвор. Длина отката гаубицы составляла 1066 мм. Пушка размещалась в лобовой части корпуса (смещение к правому борту) на стандартном лафете полевого орудия. Данное размещение орудия в самоходку ограничивало предельные вертикальные углы наведения до −5…+35 градусов и в горизонтальной плоскости по левому борту до 15 градусов и по правому до 30 градусов. Наводку осуществляли с помощью ручных винтовых механизмов. При стрельбе прямой наводкой наведение орудия осуществлялась с помощью перископического оптического прицела M16, стрельба с закрытых позиций осуществлялась и помощью квадранта M4 и артиллерийской панорамы M12A2.

105-мм самоходная артиллерийская установка М7 «Priest»
105-мм гаубица M2A1


При ведении огня функции экипажа распределялись следующим образом: общее руководство расчетом осуществлял командир, механик-водитель удерживал тормоза самоходки при произведении выстрела, наведение по горизонтали и внесение поправок осуществлял наводчик, № 1 расчета оперировал вертикальным наведением орудия и затвором, № 2 заряжал орудие, №№ 3 и 4 устанавливали взрыватель и изменяли заряд, а также производили стрельбу с помощью перископического прицела при стрельбе прямой наводкой.

При непрерывной стрельбе скорострельность орудия в первые полторы минуты ведения огня составляла 8 выстрелов в мин., в первые четыре минуты — 4 выстрела и в первые 10 минут — 3 выстрела. В течение часа орудие могло произвести до 100 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы дымовыми и осколочно-фугасными снарядами составляла 10424 м.

На ранних САУ M7 боекомплект состоял из 57, а на последующих — 69 выстрелов. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные снаряды, а также кумулятивные снаряды, которые пробивали 102-мм гомогенную стальную броню. Для гаубицы M2A1 использовались полуунитарные выстрелы для различных типов боеприпасов, кроме кумулятивного, в котором использовались унитарные выстрелы с фиксированным зарядом. Из 69 выстрелов 19 и 17 размещались в левом и правом спонсонах корпуса, остальные 33 — под полом боевого отделения в ящиках. Также самоходка могла буксировать прицеп M10, перевозивший дополнительные 50 выстрелов.


Первый прототип T32 на испытаниях в Форт-Ноксе


В качестве вспомогательного вооружения САУ M7 использовался 12,7-мм зенитный пулемет M2HB, размещенный в турельной кольцевой установке, которая обеспечивала круговой обстрел. Боекомплект пулемёта — 300 патронов размещавшихся в 6 снаряженных в магазин-коробки лентах. Первоначально ленты снаряжались 90 % бронебойных и 10 % трассирующих пуль. В дальнейшем данное соотношение изменили на 80/20 процентам. Для самообороны экипажа имелось три 11,43-мм пистолета-пулемета M1928A1 или M3 с 1620 патронами в 54 коробчатых магазинах. Кроме этого имелись ручные гранаты: две осколочные Mk.II и шесть дымовых.

На марше механик-водитель САУ M7 наблюдал за местностью через смотровой люк, на который устанавливалось съемное ветровое стекло. Для обзора во время боя использовался смонтированный в крышке люка призматический смотровой прибор. Остальные члены экипажа не имели специальных средств наблюдения, кроме прицельных устройств. Также в M7 отсутствовали специальные средства внутренней связи, средства внешней связи — сигнальные флаги Flag Set M238. САУ также комплектовалась сигнальными знаками Panel Set AP50A. С центром управления огнем M7 на оборудованных огневых позициях обычно связывалась путем прокладки полевых телефонов. В британских войсках «Priest» благодаря уменьшению боекомплекта на 24 выстрела могли оснащаться радиостанцией для внешней связи.



M7 для тушения пожаров оборудовалась стационарной углекислотной ручной противопожарной системой однократного действия, которая состояла из двух 5,9-литровых баллонов, установленных в боевом отделении под полом и соединенных трубами с соплами находящимися в моторном отделении. Также самоходка комплектовалась двумя переносными огнетушителями, которые содержали по 1,8 кг углекислоты и размещались в спонсонах корпуса. В комплект САУ также входило три 1,42-кг дегазационных прибора M2.

В свое время САУ М7 заинтересовала руководство английской армии. Британцы, едва увидев «пилотную» модель, заказали 5500 единиц. Первые 2500 САУ М7 британская танковая миссия заказала в США в марте 1942 года. Их поставку должны были осуществить до конца 1942 года. Еще 3000 самоходок должны были поступить в течение 1943 года. Но приоритет в получении самоходных артиллерийских установок принадлежал американской армии, в связи с чем британцам не удалось получить желаемого количества М7. В сентябре 1942 года англичане получили первые 90 самоходок М7. Англичанами М7 была переименована в «105mm SP, Priest» (Прист, священник). Машины поступали в артиллерийские батальоны танковых дивизий. Главной задачей «Priest» являлась осуществление огневой поддержки с удаленных позиций при наступлении пехоты и бронетехники. В связи с этим броневая защита самоходки составляла не более 25 мм и защищала лишь от осколков и пуль.



Самоходные установки М7 в ноябре 1942 года приняли участие в составе пятого полка Королевской конной артиллерии в сражении у Эль-Аламейна. Данное сражение привело к поражению германских войск в пустыне. В 1943 г. данные самоходки в составе 8-й армии участвовали в высадке в Италии. Британская армия к этому времени дополнительно получила 700 машин, часть из которых использовалась для операций в Нормандии.

В 1942 году британский генштаб распорядился создать собственную САУ поддержки на основе М7. Американское 105-мм орудие было заменено 87,6-мм гаубицей. В качестве основы, рассмотрев возможные варианты модернизации, выбрали шасси танка «Ram», смонтировав на него новую бронированную рубку. Рабочее место механика-водителя было смещено вправо, а орудийная установка — влево. В связи с теснотой боевого отделения небольшой боезапас укладывался около левого борта, пришлось убрать зенитный пулемет. Опытная самоходка была собрана в конце 1942 года на Montreal Locomotive Works. Машина сразу была отправлена в Великобританию на испытания. В 1943 году было начато серийное производство самоходной установки под названием «Sexton». К концу 1943 года было построено 424 машины, до весны 1945 года (прекращение производства) было сдано 2150 самоходных установок, причем для последних партий использовалось шасси среднего танка М4. «Sexton» постепенно вытеснили американские М7, однако на вооружении армии Великобритании обе самоходки остались и после окончания войны.



САУ М7 летом 1944 года начали постепенно заменять на самоходными артиллерийскими установками «Sexton». Частично отказ от самоходных артиллерийских установок М7 обуславливался желанием унифицировать снабжение боеприпасами. Британские инженеры взяли М7 за основу при разработке бронетранспортеров «Priest» OP и «Priest Cangaroo». С М7 была демонтирована гаубица, лобовую амбразуру закрыли бронелистами, а отсек обустроили для перевозки 20 человек. Американская армия во время боев на Западном фронте охотно использовала М7, однако в январе 1945 года они были переведены во вторую линию и заменены самоходными артиллерийскими установками М37.

САУ M7 в послевоенный период состояли на вооружении в американской армии, а также в некоторых других государств. M7 принимали участие в корейской войне. Во время арабо-израильской войны 1967 года эти САУ применялись Армией обороны Израиля.

Израилем 36 самоходных установок М7 «Прист» были получены в 1959 году, а в следующем году прибыло еще 40 данных самоходок без орудий. По-видимому, корпуса последних использовались при производстве 160-мм самоходных минометов и/или 155-мм самоходных артиллерийских установок. САУ «Priest» стояли на вооружении трех дивизионов — регулярного «Шфифон» (ранее вооружался самоходками AMX Мк 61) и два резервистских (включая 822-й). Всего вначале 1960-х годов в Израиле имелось 5 дивизионов вооруженных 105-миллиметровыми самоходными артиллерийскими установками (2 Мк 61 и 3 «Прист»), один из которых — регулярный «Шфифон».



Самоходные артиллерийские установки «Priest» применялись в Битве за воду 1964-1965 годов, Шестидневной войне 1967 года и Войне на истощение 1969-1970 годов (в то время все эти самоходки уже числились в резерве). Известно, что 26 июля 1969 года, во время атаки египетской авиации на позиции батареи «Бет» 822-го дивизиона 209-го артполка две самоходки «Прист» были уничтожены.

Два дивизиона «Priest» в 1973 году воевали на сирийском фронте — в 213-м и 282-м артиллерийских полках 146-й и 210-й дивизий. Вскоре после войны оба дивизиона перевооружили на самоходные установки М107, а все САУ «Прист» перевели на хранение.

На этом история использования САУ «Priest» в Армии обороны Израиля не закончилась.

Командующим СВО в апреле 1974 года стал Рафаэль Эйтан (Рафуль), который уделял много внимания укреплению территориальной обороны. Среди других машин было 10 САУ «Прист» которые изъяли со складов и переоборудовали. Из самоходок вытащили трансмиссию и двигатели заменив их дополнительной боеукладкой. Машины попарно установили в 5 поселениях, чтобы вести обстрел заранее выбранных критических целей, каких как переправы через Иордан. Неясно, насколько долго «Priest» поддерживались в рабочем состоянии — вероятно до смены командующего СВО произошедшей в августе 1978 года. Не исключено, что данные 10 самоходных установок еще долго не покидали своих позиций.



Израиль по Jane's имел на 2003 год 35 М7 «Прист», которые при этом стояли в графе «на вооружении», по IISS 34 таких самоходные артиллерийские установки числились у Армии обороны Израиля до 1999/2000 годов включительно. На 2008 год «Прист» в списках Jane's уже не было.

В Армии обороны Израиля эта самоходка не имела специального названия, и обозначалась «ТОМАТ Прист».

Технические характеристики:
Боевая масса — 22,9 т.
Экипаж — 7 человек.
Производство — 1942—1945 годы.
Количество выпущенных — 4316 шт.
Длина корпуса — 6020 мм.
Ширина корпуса — 2870 мм.
Высота — 2946 мм.
Клиренс — 430 мм.
Тип брони: литая гомогенная и стальная катаная.
Лоб корпуса — 51…114 мм/0…56 град.
Борт корпуса — 38 мм/0 град.
Корма корпуса — 13 мм/ 0 град.
Днище — 13—25 мм.
Лоб рубки — 13 мм/ 0 град.
Борт рубки — 13 мм/ 0 град.
Корма рубки — 13 мм/0 град.
Крыша рубки — открытая.
Вооружение:
105-мм гаубица M2A1 с длиной ствола 22,5 калибров.
Углы вертикального наведения — от −5 до +35 град.
Углы горизонтального наведения — от −15 до +30 град.
Дальность стрельбы — 10,9 км.
Боекомплект пушки — 69 выстрелов.
12,7-мм пулемет M2HB.
Прицельные приспособления:
Телескопический прицел M16.
Панорамный прицел M12A2.
Двигатель — 9-цилиндровый радиальный карбюраторный воздушного охлаждения мощностью 350 л. с.
Скорость по шоссе — 38 км/ч.
Запас хода по шоссе — 190 км.



Подготовлено по материалам:
http://www.dogswar.ru
http://pro-tank.ru
http://bukvoed.livejournal.com
http://milday.ru
http://vn-parabellum.com
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Володя Сибиряк
    +3
    18 ноября 2013 09:41
    Глядя на американские танки и сау времен второй мировой возникает ощущение посещения цирка уродцев, хотя с тех пор мало что изменилось, чисто эстетически, не касаясь ттх.
  2. +5
    18 ноября 2013 10:36
    Отличный девайс.Советской армии очень не хватало такой машины.Или как Веспе.
    1. 0
      18 ноября 2013 12:41
      Была СУ-122.
      1. +2
        18 ноября 2013 13:26
        У СУ-122 был мал угол вертикальной наводки, она была скорее штурмовой самоходкой.
        1. 0
          18 ноября 2013 17:44
          СУ-122 могла решать такие же задачи, что и M7. И чем "штурмовая САУ" отличается от просто САУ? В принципе, ничем. Большой угол вертикальной наводки нужен, если на малом углу возвышения ствола дальность выстрела ничтожно мала или чтобы "перекинуть" высокое препятствие, но таких случаев немного.
          1. +4
            18 ноября 2013 19:50
            Цитата: the47th
            СУ-122 могла решать такие же задачи, что и M7

            Не могла.
            Цитата: the47th
            И чем "штурмовая САУ" отличается от просто САУ?

            Хотя бы закрытой рубкой.
            Цитата: the47th
            Большой угол вертикальной наводки нужен, если на малом углу возвышения ствола дальность выстрела ничтожно мала или чтобы "перекинуть" высокое препятствие, но таких случаев немного.

            Большой угол вертикальной новодки очень нужен полевой гаубице.А про ничтожно мала --это сколько?

            Открываем самую простую Вики и смотрим
            СУ-122 — средняя по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий (с некоторыми ограничениями могла использоваться и в качестве самоходной гаубицы).

            И нормальной самоходной гаубицы СССР так и не получил до появления Гвоздики с Акацией.
            Цитата: the47th
            "перекинуть" высокое препятствие, но таких случаев немного.

            Или попасть в окоп с верху,или на обратный скат высотки(даже не очень высокой)
          2. +2
            18 ноября 2013 20:01
            СУ-122 скорее аналог Stug (штурмовое самоходное орудие).
            Она должна была действовать за танками метрах в 500-ах и подавлять огневые точки.

            M7 ближе к Wespe (самоходная легкая полевая гаубица)
            Ох уж эти дотошные немцы с их классификацией smile
  3. 0
    20 ноября 2013 13:11
    Скажите, что за зверь - полуунитарный выстрел?