Military Review

Andrei Savenkov - the hero of war and peace

8
Andrei Savenkov - the hero of war and peace
The war has a different impact on the personality, behavior and psyche of a soldier. In general, war "specializes" in destruction rather than creation, and, unfortunately, human beings are extremely vulnerable to its powerful stress factors, such as danger to life, death of comrades, disability and injury, physical pain, destruction of the enemy, the highest responsibility, unexpected and sometimes instant changes of events. Modern military conflicts in various hot spots (in particular, Afghanistan and Chechnya) have created in our country entire generations of people whose lives and minds have been completely destroyed or horribly distorted. Upon returning home, many participants in the hostilities could not return to the same course, to become the same people as they were before the war. Having gone through a terrible school of survival, most of them were completely lost, entangled in an atmosphere of calm and peaceful existence. They are not able to forget what happened, again and again experiencing in their thoughts the most terrible episodes of the service.


American experts dealing with the psychological effects of military campaigns based on historical studies, note that, no matter how remarkably prepared the soldiers, no matter how coordinated the actions, no matter how knowledgeable and skillful their commanders are, many fighters cannot withstand the psychological stress that falls on them during battles. And besides, evidence is given that any person who is on the battlefield for a long time cannot but suffer from a variety of mental disorders. The volumes of such diseases are acquiring truly colossal proportions. In the literature, you can find data that during the Second World War, the American army alone lost more than five hundred thousand soldiers due to psychological disorders. This number of soldiers would be enough to staff fifty infantry divisions that could change the course of any military battle.


Managing to remain a Man after the trials of war, to find a foothold that allowed to bring good and meaning to the world, only a few combatants could. One of such people was the hero of our story, a veteran of the First Chechen War, Andrei Savenkov, the owner of two Orders of Courage for participating in operations in the North Caucasus.

In the distant 1995 year, after the assault and seizure of the capital of the rebellious republic, a new task was set before the Russian troops - to establish complete control over the lowland territories. By that time, almost all key heights had already been cleared of militants. At the same time, explanatory work was carried out with the local population, in which the Russian military leadership saw one of its main allies. However, despite all efforts, huge groups of armed Chechen militants were not destroyed. They could freely leave their secret shelters, bases, camps and navigate the secret paths of a familiar area.

Local fighting also continued in the western part of the republic. After fierce battles for the village of Samashki (7 and 8 on April 1995), a combined detachment consisting of the URSN consolidated group and reconnaissance brigades of the Sofrinsky brigade (which included Andrei Savenkov) was ordered to move to the Bamut settlement on the night of 13 on April 14. Their goal was Bald Mountain, which the detachment was supposed to take up to 3: 45 nights in order to allow the twenty-first separate brigade to pass unhindered to the village. The task was successfully completed, but our guys did not have time to equip new defensive fortifications at the seized height, and therefore they had to use old militant trenches and natural stone obstacles as shelters in the future battle.

At 9 in the morning of April 14, unsuspecting “spirits” approached our team, which was entrenched on Bald Mountain. A shootout ensued. The enemy, eager to regain the conquered heights, was perfectly prepared and armed. As it turned out later, the avant-garde of the enemy, the Abkhaz group of Shamil Basayev, consisting of two hundred or three hundred militants according to various sources, opposed the Russian detachment of thirty-four soldiers. After four hours of violent exchanges with the enemy, who constantly increased their strength, the brigade was ordered to leave the battlefield. KP also reported that the forces of the twenty-first brigade entered Bamut. However, the moment, which was successful for the special forces, was missed, the militants, who had a considerable numerical superiority, had already begun to encircle the group of Russian soldiers who were keeping their height. The distance between the gangsters and our guys was reduced to twenty meters, and the commander of the joint detachment, Captain Kazakov, decided to call mortar fire on himself. Special Forces rushed for a breakthrough. When they finally managed to escape from the embittered enemy, only a few cartridges remained in the machine gun stores of most of the fighters. However, each of them left for himself one grenade ....

Received the hardest wounds (including in the head), wounded Andrei Savenkov was taken away by his comrades from the combat zone and immediately taken to the hospital. Several fragments with a total weight of just under one kilogram were extracted from his body. It so happened that during the reporting from the scene of the fighting in Chechnya, Andrei's mother saw a wounded son. After that, she called the brigade to find out about his fate. But to her incessant requests and pleas in response, only rude curses sounded, no one could sensibly explain what happened to Andrei and how seriously he was injured. In the end, after many calls and long sleepless nights, the mother heard the voice of her son in the receiver.

The battle for Bamut is one of the most dramatic episodes of the First Chechen War. In the spring of 1995, the largest enemy group in the region gathered in the village and in its district. It was here after the battles in Grozny that the Abkhaz battalion of Basayev settled down (two hundred men). In addition, there were militants of the "Gelendzhik Regiment" (two hundred and fifty people), representatives of the Gudermes, Argun and Shali groups (totaling about three hundred people), foreign mercenaries (four hundred Asians, Arabs and Europeans). By the most conservative estimates, they had about twenty units of armored vehicles and the same number of mortars and artillery systems, as well as two Grad installations.

Federal Forces Special Forces occupied nearby heights on the night of April 14. The 15 numbers began an assault, but failed to take Bamut and on April 17 troops returned to their original positions. Repeated assault on April 18 also gave nothing. On the same day, during the assault on the height of 444,4 (called “Lysa Hora”), in the vicinity of Bamut, soldiers from the Rosich special forces detachment were ambushed. During the battle, special forces soldiers managed to pick up the bodies of two Russian soldiers from the intelligence of the Sofrinsky brigade, who were killed on April 14. By their actions, the Rosich detachment diverted more than a thousand militants, thus facilitating the work of the operational brigade that conducted the operation in Bamut. In this unprecedented battle, the special forces lost ten people killed and seventeen wounded. Five of them were later posthumously awarded the title Hero of Russia. Today, the battle on “Bald Mountain” is thoroughly analyzed in military academies, it is described in magazines and books.

The fighting near the village lasted until June, and then was suspended in connection with the terrorist attack in Budennovsk. The third assault on Bamut began only on May 19, 1996. On May 24, parts of Vladimir Shamanov took the village and the dominant height of 444,4. The military officials attributed the success of such a long defense to the use by the Chechens of underground communications of a strategic missile unit located on the territory of the settlement. Shelters designed for a nuclear war were invulnerable to any Russian aviation, not for Grad.


After discharge, the whole bandaged, “decorated” with numerous scars, with a plate in his head, Andrei Olegovich Savenkov returned home to his native Kondrovo, where his family moved from Central Asia. It was in this city, located in the Kaluga region, a young man grew up and graduated from high school. Here he returned after the dismissal of special forces for disability.

In the conditions of a small town of the 1996 model, where it was hard for even a full-fledged healthy person to rise, the disabled soldier Savenkov did not sit and wait "from the sea for the weather." At first he got a job as a bodyguard, made some money and decided to marry. True, the first family experience failed - Andrei soon broke up with his wife, who bore him a daughter. Uncertainty and uncertainty did not suit the former soldier, and local businessmen were not going to help. The guy decided to take the fate in their own strong hands - organized a family taxi.

Having successfully mastered this type of business, Andrey handed it over to his comrade, and he himself found a new occupation - he decided to clean up a wild pond located near the city and build a small restaurant on its bank. Everything that he could do with his own hands, the rest - he trusted the masters. Savenkov very much wanted to create a sort of zest in his small homeland, where people could relax in a beautiful setting. There was a lot of work, but Andrei was not accustomed to retreating in the face of difficulties, with all his strength, achieving his goal. And everything went great for him until one event occurred. A veteran of the Chechen campaign, the owner of a very hot temper and a heightened sense of justice, once had a big argument with one of his clients. It came to a fight: Andrew could not stand the boorish attitude of the “businessman”, who brought his waitress to tears. The enemy was very vindictive and very influential, the restaurant Savenkova soon burned ...

Recalling Andrei’s childhood, his mother told us that he never stood out among his peers and grew up as an ordinary urban boy. And soon after being drafted into the army, he was sent to Ossetia, among other soldiers. He returned from a hot spot in the middle of the night. Vera Georgievna, who rushed to meet her son, remembered the meager words of the group commander, who uttered that “Sava” (as friends called Andrei among themselves) is a real man who you can always rely on. ”


Many in Andrei’s situation would have given up on helplessness. All that remained of the veteran after the fire - the memories of the combat past, but the cherished Order of Courage. But such an outcome, “Sava” was not up to par. He did not go and complain about the offices, he did not have such a character. I decided to start everything from scratch, literally to be reborn from the ashes. A new life began with a new family union, Savenkov ventured again to build family happiness. However, the wedding euphoria did not last long, living with a man who had passed through the war is a very complicated matter, requiring tremendous patience. As a result, a few years later, Andrew returned to his first family, where his daughter was growing up.

In parallel with this, a new responsible occupation appeared for him: the administration suggested that he should be engaged in refining the lake, whose shores had fallen into extreme desolation and were the gathering place for drunk orgies. In Savenkov, the excitement again woke up: can he cope with such a difficult plan? Soon, he already wanted to not only restore order, but to establish a beautiful recreation center here, so that fellow countrymen could have a cultural rest, and families with children spend weekends. The indefatigable, energetic nature of the veteran and the experience of past deeds helped him overcome all obstacles - not only the local brethren, but also city dwellers soon came to the lake under Kondrovo.

And Savenkov, having finished the construction, did not stop at what he had achieved. At the recreation center, he constantly organizes interesting holidays. In addition, Andrew decided to start raising a worthy shift, the future patriots of Russia. Thanks to his diligence, the children's military club "Lynx" was opened in Kondrovo. In addition, the courageous man set out to build an Orthodox church on the shore of the lake. Said - did. Vladyka Clement himself, Metropolitan of Kaluga and Borovsky, came to the opening and consecration of the temple.

Of course, the active citizenship of Andrei Olegovich Savenkov is not to everyone's liking. Many in the district like to criticize the veteran, his actions and goals. There have always been enough preachers in our country, but there was a problem with the righteous. There were also dissatisfied officials trying to put sticks in the wheels of the mobile carriage of Andrew. There were serious conflicts with summer residents from the capital, who do not miss the opportunity to complain about the veteran who “occupied” the lake. Savenkov once again participates in a kind of war for peaceful coexistence, in which a third party is now involved, some kind of influential person trying to take away his brainchild from Andrei, namely the lake in order with all the surrounding infrastructure, to which the fighter laid thirteen years of his of life. And since the current owner has repeatedly refused to sell the bidder, he began to act by his own, far from legal methods. But the veteran of the fighting has never retreated and will not retreat.

Every year in April, former members of the legendary brigade gather in Sofrino for a memorial day. Andrei Olegovich comes here too. The old fellow soldiers do not need to prove anything to each other, their common past is stronger than many other bonds. They recall with bitterness those who fell in that terrible battle near Bamut - the three colleagues of Savenkov: Dmitry Gryzak, Gennady Romanov and Sergey Lyapov. At home, Andrei occasionally looks through a cassette with material shot during the assault of Bamut in Chechnya in April of 1995. At these moments, the aged mother looks at her son with anxiety, realizing that Andrei is again plunging into those difficult, experienced events. However, Savenkov himself is well aware that, remembering the past, one cannot remain in it, for this is a dead end, in which many war veterans are stuck.

The Sofrinsk brigade dates back to the 1988 year, when the country's leadership decided to create operational military units capable of skillfully and orderly eliminating hotbeds of tension in the country's regions. The brigade was formed on the basis of the Moscow Region’s 504 training regiment of the USSR Ministry of Internal Affairs on 10 on October 1988, and on December 27 the first Sophrinians took the oath. On February 12 of the 1989 of the year, the servicemen of the newly minted unit went to Baku. It was from this city that the combat biography of the Sofrinsk brigade began. Then there were Tbilisi and Ferghana, Nagorno-Karabakh and Dushanbe, again Baku, and then Nakhichevan and Vilnius, again Karabakh .... During the events of October 1993, the White House contrary to the order, the Sofrinsk brigade refused to take part in the siege of the Supreme Council and did not moved columns of armored vehicles to Ostankino. Her servicemen remained faithful to the oath and did not participate in the fratricidal battle. In the Chechen Republic, the Sofrinsk brigade carried out operations in the most important areas: in Samashki, Argun, Achkhoy-Martan, Gudermes, Tolstoy-Yurt, Assinovskaya, Darbanha, Vinogradnoy, Belorechye, Dzhalka, Urus-Martan, Komsomolsky, Bamut. Since October 4 of the 1999 year, the brigade has been taking part in counter-terrorism operations in Chechnya. The military unit has rightfully earned a reputation as one of the most combat-ready formations, even Basayev stated that "it is better not to mess with the Soffrins." For the courage and heroism shown during the performance of military duty, more than one and a half thousand fighters of the brigade were awarded orders and medals. In the fall of the 2013 year, the Sofrinsk brigade celebrated its twenty-fifth anniversary. At the festivities, military leaders, current and former military personnel, again remembered the names of all the heroes who perpetuated the name of this illustrious military unit in glorious Russian history.


Most recently, the deputy of the local council, Andrei Olegovich Savenkov, organized a memorial day in Kondrovo, on which relatives of children who have not returned home are going. He says that one of his goals is to shake ordinary people, remind them that the world in which we live is not always easy, that for him many brave people have given their lives.

Information sources:
Military program A.Sladkova from 12.10.2013
http://kznewskondrovo.ru/
http://www.bratishka.ru/archiv/2011/2/2011_2_5.php
http://www.newstube.ru/tags/sofrinskaya-brigada
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Rinat 1
    Rinat 1 19 November 2013 08: 10
    +6
    I wish you all the best in family life. Russia lives on such worthy peasants. May God grant you health and good luck.
  2. Ols76
    Ols76 19 November 2013 09: 35
    +2
    I wish you good health and good luck!
  3. Prapor Afonya
    Prapor Afonya 19 November 2013 09: 58
    +2
    Glory to the heroes! The only few materials about army heroes, otherwise it seems that only explosives fought in Chechnya.
  4. Walking
    Walking 19 November 2013 12: 08
    +2
    However, there are bastards who do not create anything, they are only trying to take away the finished, which envy gnaws on. Hang on bro, everything will be fine!
  5. denson06
    denson06 19 November 2013 12: 18
    +4
    Health to you and loved ones, Andrew!
    My regards.. hi
  6. mountain
    mountain 19 November 2013 15: 20
    +2
    On people like you, Russia is holding on. Health, good luck, love.
  7. Sotnik77s
    Sotnik77s 19 November 2013 18: 19
    0
    Yes, it’s difficult for Andrei, but with the help of God he will overcome everything that is impossible for man, possibly God !!!!!!!!!!!!!
  8. sashka
    sashka 21 November 2013 17: 15
    0
    Choi was right. "and fall under the rays of a" star "named the Sun .." We have only one sun face .. He will bury everyone without singing. He needs a pipe ... oil and gas ...
  9. sashka
    sashka 21 November 2013 18: 27
    0
    Quote: Sasha
    Choi was right. "and fall under the rays of a" star "named the Sun .." We have only one sun face .. He will bury everyone without singing. He needs a pipe ... oil and gas ...

    There are always two options ..
  10. Lexa MEDYN
    Lexa MEDYN April 2 2014 15: 57
    0
    although I don’t personally know Andrei (I’m from a neighboring town), I respect him as a real man, a patriot !!! God grant you health! Russia is proud of people like you !!!

Андрей Савенков — герой войны и мира

Андрей Савенков — герой войны и мира
Война оказывает различное воздействие на личность, поведение и психику военнослужащего. В целом война «специализируется» на разрушении, а не на созидании, и, к сожалению, человеческие существа крайне уязвимы перед ее мощными стресс-факторами, такими как опасность для жизни, смерть товарищей, инвалидность и ранение, физическая боль, уничтожение врага, высочайшая ответственность, неожиданные и порой мгновенные изменения событий. Современные военные конфликты в различных горячих точках (в частности, Афганистане и Чечне) породили в нашей стране целые поколения людей, жизнь и психика которых была полностью разрушена или чудовищно исковеркана. По возвращению домой многие участники боевых действий так и не смогли вернуться в прежнее русло, стать теми же самыми людьми, какими они являлись до войны. Пройдя страшную школу выживания, большинство из них совершенно потерялись, запутались в обстановке спокойного и мирного существования. Они не в силах забыть случившееся, вновь и вновь переживая в мыслях наиболее ужасные эпизоды службы.

Американские эксперты, занимающиеся психологическими воздействиями военных кампаний, основываясь на исторических исследованиях, отмечают, что, как бы замечательно ни были подготовлены солдаты, какими бы согласованными ни были действия, какими бы знающими и умелыми ни были их командующие, множество бойцов не выдерживает психологических нагрузок, наваливающихся на них во время сражений. А кроме того приводятся доказательства, что любая личность, находящаяся длительное время на поле боя, не может не страдать от разнообразнейших психических расстройств. Объемы таких заболеваний приобретают воистину колоссальные масштабы. В литературе можно найти данные о том, что в ходе второй мировой войны одна лишь американская армия потеряла более пятисот тысяч солдат по причине психологических расстройств. Этого количества бойцов хватило бы, чтобы укомплектовать пятьдесят пехотных дивизий, могущих изменить ход любого военного сражения.


Суметь остаться Человеком после испытаний войны, найти точку опоры, позволившую принести в мир добро и смысл, смогли лишь немногие участники боевых действий. Одним из таких людей и стал герой нашего рассказа, ветеран Первой Чеченской войны, Андрей Савенков, обладатель двух орденов Мужества за участие в операциях на территории Северного Кавказа.


В далеком 1995-ом году после штурма и захвата столицы мятежной республики перед российскими войсками была поставлена новая задача – установление полного контроля над равнинными территориями. К тому времени практически все ключевые высоты уже были очищены от боевиков. Параллельно проводилась разъяснительная работа с местным населением, в котором российское военное руководство видело одного из своих главных союзников. Однако, несмотря на все усилия, огромные группы вооруженных чеченских боевиков не были уничтожены. Они могли беспрепятственно покидать свои тайные убежища, базы, лагеря и перемещаться по секретным тропам хорошо знакомой им местности.

В западной части республики также продолжались локальные бои. После ожесточенных сражений за село Самашки (7 и 8 апреля 1995-го года) объединенному отряду, состоящему из сводной группы УРСН и бойцов разведроты Софринской бригады (в составе которой и был Андрей Савенков), было приказано выдвигаться к населенному пункту Бамут в ночь с 13 на 14 апреля. Их целью была Лысая гора, которую отряд должен был занять до 3:45 ночи, дабы дать возможность двадцать первой отдельной бригаде беспрепятственно пройти к селу. Поставленная задача была успешно выполнена, но времени для оборудования новых защитных укреплений на захваченной высоте у наших ребят не осталось, а потому в качестве укрытий в будущем сражении им пришлось использовать старые окопы боевиков и естественные каменные преграды.

Андрей Савенков — герой войны и мираВ 9 часов утра 14 апреля к нашему отряду, закрепившемуся на Лысой горе, подошли ничего не подозревающие «духи». Завязалась перестрелка. Противник, жаждущий вернуть себе отвоеванную высоту, был прекрасно подготовлен и вооружен. Как выяснилось позднее, российскому отряду численностью в тридцать четыре военнослужащих противостоял авангард противника, абхазская группа Шамиля Басаева, состоящая по разным источникам из двухсот-трехсот боевиков. После четырех часов яростной перестрелки с противником, который постоянно наращивал свои силы, бригада получила приказ выйти из боя. С КП также сообщили о том, что силы двадцать первой бригады вошли в Бамут. Однако удачный для спецназовцев момент был упущен, боевики, имевшие значительное численное превосходство, уже начали окружение группы российских солдат, удерживающих высоту. Дистанция между бандитами и нашими ребятами сократилась до двадцати метров, и командир сводного отряда капитан Казаков принял решение вызвать минометный огонь на себя. Спецназовцы ринулись на прорыв. Когда им удалось, наконец, вырваться из лап озлобленного противника, в магазинах автоматов большинства бойцов оставались лишь считанные патроны. Однако каждый из них оставил для себя по одной гранате….

Получивший тяжелейшие ранения (в том числе и в голову), контуженый Андрей Савенков был вынесен товарищами из зоны боевых действий и немедленно доставлен в госпиталь. Там из его тела были извлечены несколько осколков общим весом чуть менее одного килограмма. Так случилось, что во время показа репортажа с места боевых действий в Чечне мать Андрея увидела раненого сына. После этого она позвонила в бригаду, чтобы выяснить о его судьбе. Но на ее непрестанные просьбы и мольбы в ответ звучали лишь грубые ругательства, никто не мог толково объяснить, что случилось с Андреем и насколько серьезные ранения он получил. В конце концов, после многих звонков и долгих бессонных ночей мать услышала в трубке голос сына.

Андрей Савенков — герой войны и мира
Битва за Бамут является одним из самых драматичных эпизодов Первой Чеченской войны. Весной 1995-го года в самом селе и в его округе собралась самая большая группировка противника в регионе. Именно здесь после сражений в Грозном обосновался абхазский батальон Басаева (двести человек). Кроме того присутствовали боевики «геленджикского полка» (двести пятьдесят человек), представители гудермесской, аргунской и шалинской группировок (общей численностью около трехсот человек), иностранные наемники (четыре сотни азиатов, арабов и европейцев). По самым скромным подсчетам у них было около двадцати единиц бронетехники и столько же минометов и артиллерийских систем, а также две установки «Град».

Спецподразделения федеральных войск заняли близлежащие высоты в ночь на 14 апреля. 15 числа начался штурм, однако с ходу взять Бамут не удалось и 17 апреля войска вернулись на исходные позиции. Повторный штурм 18 апреля также ничего не дал. В этот же день при штурме высоты 444,4 (под названием «Лысая гора») в окрестностях Бамута в засаду попали солдаты отряда спецназа «Росич». В ходе сражения бойцы спецподразделения сумели забрать тела двух российских солдат из разведки Софринской бригады, погибших 14 апреля. Своими действиями отряд «Росич» отвлек на себя более тысячи боевиков, облегчив тем самым работу бригаде оперативного назначения, проводившей операцию в Бамуте. В этом беспримерном бою спецназовцы потеряли десять человек убитыми и семнадцать ранеными. Пятеро из них позже были посмертно удостоены звания Героя России. Сегодня бой на «Лысой горе» подробно разбирают в военных академиях, он описан в журналах и книгах.

Боевые действия возле села продолжались до июня, а затем были приостановлены в связи с террористическим актом в Будённовске. Третий штурм Бамута начался лишь 19 мая 1996-го года. 24 мая части Владимира Шаманова взяли село и господствующую высоту 444,4. Успех столь длительной обороны военные чины объясняли использованием чеченцами подземных коммуникаций ракетной части стратегического назначения, расположенной на территории населенного пункта. Укрытия, рассчитанные на ведение ядерной войны, оказались неуязвимы ни для российской авиации, ни для «Градов».


После выписки весь перевязанный, «украшенный» многочисленными шрамами, с пластиной в голове Андрей Олегович Савенков вернулся домой в родной Кондрово, куда его семья переехала из Средней Азии. Именно в этом городе, расположенном в Калужской области, юноша вырос и окончил среднюю школу. Сюда же он и вернулся после увольнения в запас из спецназа по инвалидности.

В условиях небольшого городка образца 1996-го года, где даже полноценному здоровому человеку было тяжело подняться, солдат-инвалид Савенков не стал сидеть и ждать «с моря погоды». Сначала он устроился на работу телохранителем, заработал немного денег и решил жениться. Правда, первый семейный опыт не удался – Андрей вскоре расстался с женой, родившей ему дочь. Неопределенность и неизвестность не устраивала бывшего солдата, а местные бизнесмены помогать не собирались. Парень решил брать судьбу в собственные крепкие руки – организовал семейное такси.

Успешно освоив этот вид бизнеса, Андрей передал его своему товарищу, а сам подыскал себе новое занятие – решил очистить расположенный возле города дикий пруд и построить на его берегу небольшой ресторан. Все, что мог, делал собственными руками, остальное – доверял мастерам. Уж очень хотелось Савенкову создать этакую изюминку на своей малой родине, где люди могли бы отдохнуть в красивой обстановке. Работы было много, однако Андрей не привык отступать перед трудностями, всеми силами, добиваясь поставленной цели. И все у него шло замечательно, пока не произошло одно событие. Ветеран Чеченской кампании, обладатель весьма горячего нрава и обостренного чувства справедливости, однажды как-то крупно повздорил с одним из клиентов. Дело дошло до драки: не выдержал Андрей хамского отношения «дельца», который довел его официантку до слез. Противник оказался очень злопамятным и очень влиятельным, ресторан Савенкова вскоре сожгли….

Вспоминая о детстве Андрея, его мать рассказывала, что он никогда не выделялся среди сверстников, рос обычным городским мальчишкой. А вскоре после призыва в армию его в числе прочих бойцов отправили прямиком в Осетию. Вернулся он из горячей точки посреди ночи. Вера Георгиевна, примчавшаяся встречать сына, запомнила скупые слова командира группы, изрекшего, что «Сава» (так друзья называли Андрея между собой) – настоящий мужик, на которого всегда можно положиться».


Многие в ситуации Андрея опустили бы руки от беспомощности. Все, что осталось у ветерана после пожара – воспоминания о боевом прошлом, да заветные ордена Мужества. Но такой исход «Саве» был не по нутру. Ходить и жаловаться по кабинетам он не стал, не такой у него был характер. Решил все начать с нуля, в буквальном смысле возродиться из пепла. Новая жизнь началась с нового семейного союза, Савенков рискнул снова построить семейное счастье. Однако свадебная эйфория длилась недолго, жить с человеком, прошедшим войну, дело весьма непростое, требующее огромного терпения. В итоге, спустя несколько лет Андрей вернулся в свою первую семью, где у него подрастала дочка.

Параллельно с этим у него появилось новое ответственное занятие: администрация предложила ему заняться облагораживанием озера, берега которого пришло в крайнее запустение и являлись местом сбора пьяных оргий. В Савенкове вновь проснулся азарт: сможет ли он справиться с таким непростым замыслом? Вскоре ему уже хотелось не просто навести порядок, а основать здесь красивую базу отдыха, дабы земляки могли культурно отдохнуть, а семьи с детьми провести выходные дни. Неуемная, энергичная натура ветерана и опыт прошлых дел помогли ему преодолеть все препятствия, – вскоре на озеро под Кондрово стала съезжаться не только местная братия, но и городские жители.

А Савенков, закончив строительство, не остановился на достигнутом. На базе отдыха он постоянно организовывает интересные праздники. Кроме того Андрей решил заняться воспитанием достойной смены, будущих патриотов России. Благодаря его старанием в Кондрово был открыт детский военный клуб «Рысь». Помимо этого мужественный человек задался целью построить на берегу озера православный храм. Сказал – сделал. На открытие и освящение храма приезжал сам владыка Климент, митрополит Калужский и Боровский.

Разумеется, активная гражданская позиция Андрея Олеговича Савенкова не всем приходится по душе. Многие в округе любят критиковать ветерана, его поступки и цели. Проповедников в нашей стране всегда хватало, да вот с праведниками была проблема. Нашлись и недовольные чиновники, старающиеся вставлять палки в колеса подвижной тачанки Андрея. Возникли серьезные конфликты с дачниками из столицы, которые не упускают возможности пожаловаться на «оккупировавшего» озеро ветерана. Савенков в очередной раз участвует в своеобразной войне за мирное сосуществование, в которой ныне замешана и третья сторона, – некое влиятельное лицо, пытающееся отобрать у Андрея его детище, а именно приведенное в порядок озеро со всей окружающей инфраструктурой, на которое боец положил тринадцать лет своей жизни. А поскольку нынешний хозяин уже не раз отказывал претенденту в продаже, тот начал действовать своими, далеко не законными методами. Но ветеран боевых действий никогда не отступал и не отступит.

Каждый год в апреле в Софрино собираются на день памяти бывшие члены легендарной бригады. Приезжает сюда и Андрей Олегович. Старым однополчанам не нужно ничего доказывать друг другу, их крепче многих иных уз связывает общее прошлое. Они с горечью вспоминают о тех, кто пал в том страшном бою под Бамутом – трех сослуживцев Савенкова: Дмитрия Грызака, Геннадия Романова и Сергея Ляпова. Дома Андрей иногда просматривает кассету с материалом, отснятым во время штурма Бамута в Чечне в апреле 1995-го года. В эти моменты престарелая мать с тревогой смотрит на сына, осознавая, что Андрей вновь погружается в те тяжелые, пережитые им события. Однако сам Савенков хорошо понимает, что, помня о прошлом, оставаться в нем нельзя никак, ведь это тупик, в котором застряли многие ветераны войны.

Свою историю Софринская бригада ведет с 1988-го года, когда руководство страны приняло решение создать воинские части оперативного назначения, способные умело и организованно ликвидировать очаги напряженности в регионах страны. Бригада была сформирована на базе подмосковного 504-го учебного полка МВД СССР 10 октября 1988-го, а 27 декабря первые софринцы приняли присягу. 12 февраля 1989-го года военнослужащие новоиспеченной части отправились в Баку. Именно с этого города началась боевая биография Софринской бригады. Потом были Тбилиси и Фергана, Нагорный Карабах и Душанбе, снова Баку, а затем Нахичевань и Вильнюс, еще раз Карабах.... Во время событий октября 1993-го у Белого дома наперекор приказу Софринская бригада отказалась принимать участие в осаде Верховного совета и не двинула колонны бронетехники к Останкино. Ее военнослужащие остались верны присяге и не участвовали в братоубийственной схватке. В Чеченской Республике Софринская бригада выполняла операции на самых важных участках: в Самашках, Аргуне, Ачхой-Мартане, Гудермесе, Толстом-юрте, Ассиновской, Дарбанхи, Виноградном, Белоречье, Джалке, Урус-Мартане, Комсомольском, Бамуте. С 4 октября 1999-го года бригада принимает участие в контртеррористических операциях в Чечне. Воинская часть по праву заслужила репутацию одного из самых боеспособных соединений, даже Басаев заявлял, что «с софринцами лучше не связываться». За проявленные при выполнении воинского долга мужество и героизм более полутора тысяч бойцов бригады были награждены орденами и медалями. Осенью 2013-го года Софринская бригада отметила свое двадцатипятилетие. На проходящих торжествах военные руководители, нынешние и бывшие военнослужащие, вновь вспомнили имена всех героев, увековечивших имя этой прославленной воинской части в славной российской истории.


Совсем недавно депутат местного совета Андрей Олегович Савенков организовал в Кондрово день памяти погибших, на котором собираются родственники ребят, не вернувшихся домой. Он говорит, что одна из его целей – встряхнуть простых обывателей, напомнить им, что мир, в котором мы живем, далеко не всегда дается легко, что за него многие отважные люди отдали свои жизни.

Источники информации:
Военная программа А.Сладкова от 12.10.2013
http://kznewskondrovo.ru/
http://www.bratishka.ru/archiv/2011/2/2011_2_5.php
http://www.newstube.ru/tags/sofrinskaya-brigada
Автор: Игорь Сулимов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 8
  1. Rinat 1 19 ноября 2013 08:10
    Желаю вам всего наилучшего в семейной жизни. На таких достойных мужиках живет Русь. Дай Бог тебе здоровья и удачи.
  2. Ols76 19 ноября 2013 09:35
    Желаю вам здоровья и удачи!
  3. Прапор Афоня 19 ноября 2013 09:58
    Слава героям! Единственное мало материалов про армейских героев, а то складывается впечатление, что в Чечне воевали только ВВ.
  4. Пеший 19 ноября 2013 12:08
    Однако есть же мерзавцы которые не чего не создают только стараются отобрать уже готовое, которых гложет зависть. Держись братан, все будет хорошо!
  5. denson06 19 ноября 2013 12:18
    Здоровья тебе и близким, Андрей!
    Моё почтение.. hi
  6. гора 19 ноября 2013 15:20
    На таких, как ты Русь держится. Здоровья, удачи, любви.
  7. Sotnik77s 19 ноября 2013 18:19
    Да тяжеловато Андрею,но с помощью Божией все преодолеет,что невозможно человеку возможно Богу!!!!!!!!!!!!!
  8. сашка 21 ноября 2013 17:15
    Цой был прав. "и упасть под лучами "звезды" по имени Солнце.."Солнцеликий у нас один..Всех похоронит не отпевая. Ему нужна труба..Нефть и газ..
    сашка
  9. сашка 21 ноября 2013 18:27
    Цитата: сашка
    Цой был прав. "и упасть под лучами "звезды" по имени Солнце.."Солнцеликий у нас один..Всех похоронит не отпевая. Ему нужна труба..Нефть и газ..

    Вариантов всегда два..
    сашка
  10. Lexa MEDYN 2 апреля 2014 15:57
    хоть я и не знаком лично с Андреем(я из соседнего города),но уважаю как настоящего мужика,патриота!!!дай Бог тебе здоровья!Россия гордится такими как ты!!!
    Lexa MEDYN

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня