Линкор «Новороссийск» потопили по приказу Хрущева

Линкор «Новороссийск» потопили по приказу Хрущева


В октябре 1955 года произошла одна из самых страшных трагедий в истории Черноморского флота – взрыв на борту линкора «Новороссийск». В результате взрыва и последующего опрокидывания судна погибло 604 человека. Согласно официальной версии, взрыв произошел из-за столкновения с немецкой миной времен Второй мировой войны. Однако среди профессиональных моряков эта версия никогда не считалась состоятельной сразу по целому ряду причин, и в офицерских кругах более популярным считалось, что линкор был потоплен в результате диверсии итальянских боевых пловцов. С момента гибели «Новороссийска» прошло более 60 лет, и сейчас уже начинают приоткрываться новые факты, позволяющие узнать реальную причину гибели линкора, и появляется все больше оснований полагать, что приказ на уничтожение линкора был выдан лично Н.С. Хрущевым.

Перед тем, как указать на несостоятельность подрыва линкора итальянскими диверсантами, предлагаю ознакомиться с тем, что представлял собой «Новороссийск» в 50-е годы прошлого века.


Корабль был спущен на воду в 1911 году, а тремя годами позже официально вошел в строй ВМФ Италии под названием «Джулию Чезаре». Водоизмещение линкора составляло 29 тысяч тонн. На вооружении после проведенной в 1932-1937 годах модернизации находилось тринадцать 305-мм, восемнадцать 120-мм и девятнадцать 76-мм зенитных орудий, а также 12 зенитных пулеметов. Отметим, что если для 30-х годов такое вооружение считалось довольно неплохим, то в 1955 году оно являлось, мягко скажем, устаревшим.

По информации военного историка А. Кленова, в период с 1943 по 1948 год корабль не покидал пределов ВМБ Таранто, при этом, не получая необходимого техобслуживания, так как за ним следила крайне малочисленная команда. Перед передачей Советскому Союзу на линкоре был произведен лишь косметический ремонт, а все основные узлы и агрегаты судна либо требовали серьезнейшего ремонта, либо и вовсе подлежали полной замене.

Линкор «Новороссийск» потопили по приказу Хрущева

"Новороссийск" в момент опрокидывания


В общем, в 50-е годы «Новороссийск» не представлял собой какой-то реальной боевой силы и являлся морально и технически устаревшим кораблем. Кстати, линкоры подобного класса были выведены из строя ВМФ СССР уже в 1956 году, то есть всего спустя год после гибели «Новороссийска». Это делает крайне несостоятельной версию, что линкор стал жертвой итальянских диверсантов и также опровергает более поздние и еще более экзотические версии, что линкор был затоплен сверхмалыми английскими подводными лодками или и вовсе израильскими спецслужбами.

Интересный факт: когда непосредственный участник расследования гибели «Новороссийска» капитан первого ранга в отставке Норченко встретился в 1995 году в Италии с местными ветеранами диверсионных морских отрядов и задал им вопрос об их причастности к гибели линкора, те ответили буквально следующее:

«Да что вы, синьор! Зачем нам этот ржавый сундук, чтобы из-за него так рисковать? Даже если бы кто-то из наших и участвовал в этом деле, то про него уже завтра все бы знали. Италия не та страна, где что-то можно скрыть, это не Россия. Уже через день об этих людях болтали бы во всех кафе. Поверьте, мы знаем, что говорим».

Теперь попытаемся разобраться в истинной причине гибели «Новороссийска». Как уже неоднократно говорилось выше, линкор не представлял никакой особой значимости для ВМФ СССР и более того, год спустя после трагедии все корабли подобного класса были списаны. Взрыв на линкоре произошел 29 октября, а уже 9 декабря с должности Главкома ВМФ был снят адмирал Кузнецов. Однако отставка неудобного адмирала не была главной целью Хрущева, таким образом он хотел запугать генералитет перед XX съездом партии, по итогам которого планировалось значительное сокращение армии. Дабы избежать столкновений с оппозицией в лице генералитета и протолкнуть запланированное сокращение вооруженных сил, и был сделан подобный акт устрашения. Высший генералитет наверняка понимал всю абсурдность версии с немецкой миной и итальянскими диверсантами и понимал, чьих рук это дело, а конкретно, советских спецслужб. И наверняка генералы осознавали, что если вступят в открытую конфронтацию с Хрущевым, то и на их объектах могут случиться подобные трагедии, после которых о дальнейшей службе говорить не приходится.

Однако не стоит думать, что Хрущев сознательно пошел на убийство 600-т человек. Спецслужбы тщательно подготовились к операции и по возможности попытались избежать большого числа жертв, но сделать это так и не получилось.

Линкор «Новороссийск» потопили по приказу Хрущева

На фотографиях линкора видно, что взрыв произошел в передней части корабля и не вызвал детонации боеприпасов. Это несмотря на то, что мощность заряда была довольно большой и сделала пробоину размером в 150 кв. метров и пробила сразу 8 палуб. Если бы подрыв и впрямь производили иностранные диверсанты, то наверняка заряды были бы заложены под артиллерийские башни судна, что привело бы к гораздо более мощному взрыву, который не только бы полностью уничтожил «Новороссийск», но вызвал бы разрушения близ стоящих кораблей и портовых сооружений. Одно только это уже наводит на мысль, что взрыв был осуществлен людьми, не хотевшими масштабных разрушений и большого числа жертв.

Правильно было подобрано и время подрыва. По воспоминаниям шифровальщика «Новороссийска» Теплова, 28 октября была суббота, и в 5 часов вечера большинство матросов было отпущено на берег в увольнение. Офицеры тоже разошлись по своим домам, и из личного состава на линкоре остались единицы. В это время на корабль в Севастополь прибыла большая группа призывников-новобранцев, которых было решено разместить на «Новороссийске» в пустующих носовых кубриках. Эти призывники по чистой случайности и стали основными жертвами при взрыве, так как организаторы подрыва никак не ожидали, что в обычно пустой носовой части линкора будет такая масса людей.

Стоит сказать, что от самого взрыва погибло лишь примерно 150 человек, остальные же утонули при опрокидывании корабля из-за того, что командование так и не дало сигнал покинуть «Новороссийск» и до последней минуты пыталось спасти устаревший линкор.
Автор: Дмитрий Хавроничев
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. datur 3 апреля 2011 22:01
    идиотская версия.Хрущев был -удалено-,но не неумный человек.боевых генералов прошедших войну это бы не испугало,а разозлило бы.
  2. Палата № 6 18 декабря 2012 07:48
    Да!!! Дела...
    Что то больно смахивает на выдержку из популярной, в наших стенах, методички "Как управлять вселенной, не привлекая внимания санитаров"!
  3. justas-914 23 декабря 2012 00:29
    Как говорится - факты в студию! А их и нет. В качестве гипотезы принять, конечно , можно, но... Где-то читал, что итальянский князь Боргезе (главный диверсант-подводник), когда узнал, что "Юлия Цезаря" (Дж. Чезаре") передают СССР, поклялся утопить его. В итальянской штаб-квартире ветеранов-подводных диверсантов вроде бы даже есть мемориальная доска с датой подрыва "Новороссийска". А то что он, якобы устарел... орудия 305 мм калибра , стоявшие на острове Русский ещё в начале 80-х годов стреляли на дистанцию 40км с точностью 50х50см 343 кг снарядом. По буйкам. Цель уничтожалась первым залпом. А у "Новороссийска" калибр был 320 мм и снаряды массой около полутонны... выводы делайте сами.
  4. xomaNN 17 апреля 2013 19:01
    Чрезвычайно поверхностный материал. Тем паче за прошедшие годы много аргументированных с хорошим анализом материалов на эту тему уже прошло.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня