Military Review

Armor from the present and future

12
Since 2005, Red Star has repeatedly told about unique personal protective equipment created by specialists of the Arkomok High Strength Materials Center of the Central Research Institute of Special Engineering: helmets and body armor made of discrete-fabric and organic-ceramic armor accepted for procurement by the Ministry of Defense and the FSB Russia, on anti-cutting and camouflage suits (the latter has optical-visual and radar protection) ... Scientists and designers of this research and production team succeed in retaining to gain a leading position in their field of activity due to the creation of special materials with amazing protective properties.


Will the Armocom Center start using nanotechnologies, which today, as they say, are widely known in the manufacture of personal protective equipment? Is it even possible to effectively use them in this area? These and other questions of the Krasnaya Zvezda correspondent are answered by the general director of the Arkomok Center for High-Strength Materials, the winner of the USSR State Prize and the RF Government Prize, Professor Evgeny KHARCHENKO.

- Yevgeny Fyodorovich, for a start, help determine the concepts. What are nanomaterials and nanotechnologies that have been talked about so much lately?

- By nano-substances usually imply small particles, the size of which is smaller than 0,1 micron (micron is 0,001 millimeter), that is, does not exceed 100 nanometers. In the simplest representation, it is a finely ground powder. For example, many paints are nano-substances, since the pigments in them are crushed to very small sizes. However, the most common nanoparticles that are specifically grown in a gaseous environment are carbon nanotubes. They got this name because these small particles are several times longer than the diameter. Although in shape they can be fibers.

The world's carbon nanotubes are widely used, there is enough information about this ...

- Have you tried to use non-substances for the manufacture of personal protective equipment?

- The basis of all body armor equipment is aramid fiber. Its diameter is about 12 microns, which is 1 / 6 of the diameter of a human hair. Due to the small diameter and special structure of its molecules, it has a very high strength and lightness. Today, conventional aramid fiber with a 1 section of mm2 is able to withstand 500 kg load.

- Do you mean longitudinal stress?

- Yes. In the transverse direction, this fiber does not hold the tensile load as well as in the longitudinal direction, and if it is tied in a knot, the strength will be reduced by half. Nevertheless, it will hold a quarter of a ton, which, you see, is also a lot.

Threads are made of these fibers, fabrics are made of threads, helmets and body armor are formed from fabrics.

- Is this just Russian technology or do personal protective equipment in the same way abroad?

- Not all countries have this technology. But where there is this technology, it is not much different from ours. True, the final product is different in its characteristics everywhere ...

- Can this product be improved through the use of nanomaterials?

- In Mytishchi, at the “Heat-resistant Textile Research and Production Enterprise”, which is headed by Igor Vladimirovich Tikhonov and which produces aramid fibers, several years ago we tried to connect carbon nanotubes with aramid fibers. Fiber is a collection of very small fibrils, or packs of macromolecules. There are no chemical bonds between the fibrils, because all the molecular chains run along the fiber axis, therefore it does not have a large transverse strength. So, at the fiber spinning stage, we tried to introduce nanoparticles into them, assuming that these particles, as if holding the longitudinal fibrils together with bricks, would improve the properties of the fibers, ensuring transverse strength. The bullet hits across the fibers.

- The hypothesis was confirmed?

“As a result, on the samples we obtained an 20-percent increase in strength and about a quarter increase in the elastic modulus, that is, the stiffness that does not allow the fiber to stretch (the ability of the fiber to stretch, but withstand a large load, is called strength. - Auto.) . Thus, we have seen the main point: there are great opportunities in this direction, but it is extremely technologically complex. After all, it is necessary with the utmost clarity to choose the sizes of nano-additives, their very precise concentration, the stage of introduction into the fiber in the process of its formation ...

On this point of view, in practical terms, we suspended the case and put the obtained results in reserve, now clearly presenting the existence of such a method.

- How can the use of aramid fibers reinforced with nanoparticles affect the performance of personal protective equipment?

- The stronger the unit cell of the protective equipment, that is, the fiber (and millions of fibers in a bulletproof vest), the greater the chances of obtaining the best protective properties. Body armor can be made thinner and lighter while maintaining the same class of protection. Or, while maintaining weight and size, increase the level of protection.

“Why did you put aside the results of your research?”

- As I have already said, to create advanced materials on their basis is very difficult technologically. This requires great effort and money. The technology of mass production of nanofibers, whose diameter is hundreds of times smaller than that of aramid polymers, is not yet available. The existing technology, which is used in pilot production, is very expensive.

In general, in applied science it happens that it is expedient (or necessary) to leave some innovative ideas for later. As for fundamental research, our Armokom center is still not the Academy of Sciences.

“Since you and your colleagues have established that nanomaterials are capable of enhancing the protective properties of body armor and helmets, will it be appropriate to postpone the use of these materials to protect the lives of our soldiers and officers?” And if tomorrow is war, if tomorrow is a hike?

- To this day, more than half of the army wears steel helmets of the 1968 model of the year! Everything costs money ... Recently we began to massively supply 6B7-1М helmets from the new materials to the Ministry of Defense. They were created on the instructions of the Main Directorate of the Ministry of Defense of the Russian Federation when they were led by generals Nikolai Svertilov and the head of the department Boris Ruchkin. We manufacture these helmets from aramid composite materials. If we began to make them using nanosubstances, they would become twice as expensive, although at the same time, perhaps, percent on 20 is easier.

However, for this, you first need to completely refine the technology. So far we have only shown the fundamental possibility of improving the protective properties of aramid armor through the use of nano-substances. Fundamental research is needed in this area.

- It turns out that the locomotive of the domestic production of personal protective equipment - the Arkomok center is now forced to stop?

- No, we do not stand still and continue to improve personal protective equipment for our fighters. We have developed a new helmet for equipping a fighter according to the “Warrior” program and a new protective kit for the crews of combat vehicles. Compared to the 6B7-1M helmet, this helmet is lighter by almost a third, it weighs only 1 kg. It has the same level of protective properties as its predecessor. Reducing the mass of the helmet without loss in the class of protection is very important for the soldier, since night vision equipment, radio communication equipment, etc. should be placed on the helmet.

Preliminary tests of the helmet have been successfully completed, state tests are now underway, and I hope the army will receive it next year as part of the Ratnik outfit.

- As I understand it, you managed to reduce the weight of the helmet without using nanotechnology?

- Yes, we used in this case the possibilities of fiber-composite technology and constructive technologies of our enterprise for the manufacture of products.

- Is it possible that you postpone the topic of nanotechnology in individual means of protection for the future, and in other technologically and technologically advanced countries, for example in the USA, they will invest huge amounts of money in this direction, and as a result Russia will not happened in storiesagain have to catch up?

- This is if the Americans do something. And if not? Can you imagine at what level - almost at the molecular (!) - it is necessary to improve the material, which already has a fairly perfect structure. By the way, American Kevlar is still significantly inferior to our “Ruslan”. Fabrics from domestic aramid fibers possess unsurpassed ballistic characteristics, this has been proven experimentally (read more about this in the article “Golden Helmet for the Queen of the Fields”, published in the December 7 Red Star 2011 of the Year. - Auth.). So while our overseas colleagues are in the role of catching up in the production of ballistic aramid fibers. And the use of nanotechnology to enhance them is the next, even more difficult level.

- Evgeny Fedorovich, at the beginning of our conversation you gave an example of the use of nanoparticles in paints ...

- It is obvious that the dyeing of the uniform of a soldier is of great importance on the battlefield. A soldier must always merge with the terrain, so any armored suit must be camouflaged. In particular, a protective kit for the crew of combat vehicles, which we developed and produce for the Armed Forces. Indeed, in the event of a hit tank or IFV crew, if left alive, leaves the car, and it is important for him to immediately merge with the environment.

It is also obvious that this kit should not burn. And to make it incombustible, we used fibers of special fire resistance for the production of the fabric from which the sets are made. But the trouble - these fibers, this fabric did not take the dye. That is, after painting faded under the sun for three to four days (in the photo on the right). But when they began to apply nano-dyes, which penetrate into the structure of the fibers themselves and are fixed there, the coloring became stable and did not burn out in the sun (in the photo on the left). At the same time, the flame retardant properties of the fabric did not decrease.

- What colors can be painted uniform nanokrakraski?

- In different. For example, in white, which allows the fighter to merge with the terrain in winter.

- Are there any other areas of application of nanomaterials in the production of personal protective equipment?

- There is. The most effective armor to date - composite ceramic. It consists of a very solid screen made of ceramic (boron carbide, silicon carbide, aluminum oxide) and a substrate of aramid organoplastic. On the screen, comparable in hardness to diamond, a bullet is shattered (in the picture - what remains of the bullet after it gets into ceramic armor). These broken pieces have enormous kinetic energy, but they are effectively absorbed by the aramid substrate.

The total specific weight of the composite ceramic armor is 2,5 g / cm2. And steel armor of the same class of protection is about 8 g / cm2, that is, more than three times heavier. True, steel has a slightly higher survivability, and the second bullet, hitting almost the same place in a steel bulletproof vest as the first one, may not pierce it. But show me the shooter who, from an assault rifle in a feverish battle at a distance of 100 and more than a meter, will put two bullets or the entire automaton burst into a cigarette pack! In real combat with the use of the now existing mass rifle weapons it is almost impossible. So the advantage of personal protective equipment made of composite-ceramic armor in less weight is undoubted. Agree, there is a difference: wear a chest panel weighing 3,2 kg of steel or 1,7-kilogram of composite ceramics.

- I agree, especially since in battle one of the main conditions for survival and achievement of victory is the maneuverability of forces and means. Protected by heavy armor, but at the same time a barely moving soldier is a convenient target for the enemy.

- And composite ceramic armor, protecting against all handguns, including from armor-piercing incendiary bullets of caliber 7,62 mm, at the same time, due to its lightness, allows to maintain maneuverability. However, there is a small nuance - it is not easy to make this pottery. In order to obtain a uniform and durable ceramic material, it must be very carefully, at the nanoscale level, crushed at the production stage. Then it dries, burns and gains amazing hardness. The smaller the original products of this ceramics - and in a simplified representation this is clay, although it is special, in which several components are mixed, the better protective properties will be provided by its products. And we produce products with such ceramics.
Author:
Originator:
http://redstar.ru/
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. svp67
    svp67 21 November 2013 12: 06
    +9
    Stop SPEAKING and SHOWING. It is time to PRODUCE and TEST, and if it’s a worthwhile thing, then TAKE IT INTO WEAPONS and urgently SECURE the needs of the Armed Forces.
    1. Max_Bauder
      Max_Bauder 21 November 2013 13: 27
      +1
      Agree with you
    2. winkiller
      winkiller 21 November 2013 13: 50
      +1
      Clearly, the article says, give me money :)
      1. AVV
        AVV 21 November 2013 15: 56
        0
        Not money, but orders for production, the engine of everything new, and even more so in the sun!
  2. Stiletto
    Stiletto 21 November 2013 12: 06
    0
    God grant good luck to the manufacturers - each such kit in the long run is the saved life of a fighter.
  3. Volodya Sibiryak
    Volodya Sibiryak 21 November 2013 12: 07
    +2
    It may not be the topic, but when it comes to nano technologies, I immediately represent Medvedev and Rusnano and this does not add optimism.
    1. makarov
      makarov 21 November 2013 15: 12
      0
      Rosnano, as far as I remember, a feeding trough for feeding the red beast of Chubais. They drove him with a stick, and beckoned for a dollar, stuck powerfully - see by nanotechnology
  4. sasska
    sasska 21 November 2013 12: 16
    +1
    "Expert Online" / Sep 28, 2006 17:26 p.m. http://expert.ru/2006/09/28/brona/

    The financial and industrial venture capital fund of the military-industrial complex, registered in the Sverdlovsk region, began financing a project called "Liquid Armor".

    "Liquid Armor" is a new type of protective coating that, thanks to nanotechnology, turns into impenetrable armor upon impact. Studies have shown that the effect of such protection is achieved through the use of solutions with superhard nanoparticles in a non-volatile liquid. As soon as high-energy mechanical pressure occurs, the nanoparticles gather into clusters, thereby changing the structure of the liquid solution, which turns into a solid composite. This phase transition occurs in less than a millisecond, which makes it possible to create protection against various mechanical influences.

    The new technology was developed by a group of scientists from one of the branch institutes of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. "The scope of application of 'liquid armor' is huge," says Nikolai Viktorov, director of the MIC Foundation (established in the Sverdlovsk region specifically to search for innovative technologies). At the first stage, we intend to invest a million dollars in the project. After testing and obtaining a patent, a legal entity will be created and production will be organized, possibly on the basis of one of the defense enterprises of the Sverdlovsk region. appear on the market in the first half of 2007, and in about two years the fund plans to sell the company and receive a tenfold return on investment. "


    but with this development as of now?
    1. 528Obrp
      528Obrp 21 November 2013 13: 29
      0
      Quote: sasska
      but with this development as of now?

      I don’t know with this, but with a similar (high molecular weight polyethylene under high pressure) problems. The higher the speed of the bullet, the better it protects. But at low speeds it easily breaks through. http://www.arms-expo.ru/049051124051049055050051.html
      It’s like starch on water: in the usual state it’s liquid, but you hit it like a stone (school joke)
  5. olegff68
    olegff68 21 November 2013 13: 02
    +1
    Since 2005, the Red Star has repeatedly talked about unique personal protective equipment,

    Well, where are they in the troops!?!?
  6. makarov
    makarov 21 November 2013 13: 09
    +3
    The talking room and all. I know. I am sure. Many readers will not like what I will say next. In the early 80s, all of the above work to improve the protective properties of body armor was carried out in the Kharkov Research Institute at the Academic Town. Both ceramic nanomaterials and composite ones based on titanium were used. A tremendous scientific and practical work was carried out. No real results were obtained.
    The reasons:
    When shooting from AK bullets did not penetrate body armor. But bulletproof vests dressed in pigs showed that from a high-speed dynamic impact with a non-penetrating wound, a temporarily pulsating area formed with damage to internal organs and tissues to a depth similar to a penetrating wound with traumatic damage to internal organs. The severity of non-penetrating wounds led either to the instant death of animals, sometimes death occurred after 2-3 days. Some animals survived.
    I won’t say anything more. Draw your own conclusions.
    1. sasska
      sasska 21 November 2013 14: 17
      +2
      from personal: they hung an army armor on a chair and slammed it from a "bitch" (AKS74U) from a meter and a half - the bullet went through the chest and left the shell in the back, and the core went into the wall.
      but, from M16, the sidekick got a bullet from 300 meters - he threw him back and the bruise was huge.
  7. sub307
    sub307 21 November 2013 14: 20
    0
    Something I realized: which of the models breaks when it hits the same spot again - composite ceramic or steel?
    1. EdwardTich68
      EdwardTich68 21 November 2013 14: 37
      0
      ceramics break through, steel or titanium is not always.
  8. Navy7981
    Navy7981 21 November 2013 14: 45
    +1
    "But show me that shooter who will put two bullets from a machine gun in the heat of battle at a distance of 100 meters or more" ??? just for such purposes - the Nikonov automatic machine ...
  9. tchoni
    tchoni 21 November 2013 16: 38
    +1
    It’s not enough to make an impenetrable armor. It is also necessary to dissipate the kinetic energy of the impact. Here, just a steel plate is preferable - it works on a large area. (the problem, by the way, is not new. from ancient times, under chain mail, canoes, etc., they wore a sub-armor that extinguished part of the blow)
    In this case, certain advantages are in liquid armor. In theory, it distributes the blow to the entire area.

    By the way, here, for some reason, the topic of ball armor was not raised. For fifteen years they have been procrastinating. They say that the "Ratnik" will include ball armor plates.
  10. voliador
    voliador 21 November 2013 21: 08
    0
    The main thing is not to stop there and continue to develop.

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Броня из настоящего и будущего

Броня из настоящего и будущегоНачиная с 2005 года «Красная звезда» неоднократно рассказывала об уникальных средствах индивидуальной защиты, созданных специалистами Центра высокопрочных материалов «Армоком» Центрального НИИ спецмашиностроения: о шлемах и бронежилетах из дискретно-тканевой и органо-керамической брони, принятых на снабжение в Министерстве обороны и ФСБ России, о противопорезном и маскировочном костюмах (последний обладает оптико-визуальной и радиолокационной защитой)... Учёным и конструкторам этого научно-производственного коллектива удаётся удерживать лидирующие позиции в своей сфере деятельности благодаря созданию особых материалов с потрясающими защитными свойствами.

Приступят ли в центре «Армоком» к использованию нанотехнологий, которые сегодня, что называется, на слуху, в производстве средств индивидуальной защиты? Возможно ли вообще их эффективное применение в данной области? На эти и другие вопросы корреспондента «Красной звезды» отвечает генеральный директор Центра высокопрочных материалов «Армоком» лауреат Государственной премии СССР и премии Правительства РФ доктор технических наук профессор Евгений ХАРЧЕНКО.

- Евгений Фёдорович, для начала помогите определиться в понятиях. Что такое наноматериалы и нанотехнологии, о которых в последнее время так много говорят?


- Под нановеществами обычно подразумевают мелкие частицы, размер которых меньше 0,1 микрона (микрон - это 0,001 миллиметра), то есть не превышает 100 нанометров. В самом простом представлении это мелко истёртый порошок. К примеру, многие краски являются нановеществами, поскольку пигменты в них измельчены до очень маленьких размеров. Однако самые распространённые наночастицы, которые специально выращивают в газовой среде, - это углеродные нанотрубки. Такое название они получили потому, что у этих мелких частиц длина в несколько раз больше диаметра. Хотя по форме они могут представлять собой и волокна.

Углеродные нанотрубки в мире применяются широко, информации об этом достаточно...

- А вы пробовали использовать нановещества для изготовления средств индивидуальной защиты?

- Основа всей бронежилетной экипировки - арамидное волокно. Его диаметр - порядка 12 микрон, что составляет 1/6 диаметра человеческого волоса. За счёт малого диаметра и особого строения своих молекул оно обладает очень высокой прочностью и лёгкостью. Сегодня обычное арамидное волокно сечением 1 мм2 способно выдержать нагрузку 500 кг.

- Вы имеете в виду продольное напряжение?

- Да. В поперечном направлении это волокно не так хорошо держит нагрузку на растяжение, как в продольном, и если его завязать в узел, то прочность уменьшится наполовину. Тем не менее четверть тонны оно удержит, что, согласитесь, тоже немало.

Из этих волокон делают нити, из нитей - ткани, из тканей формуют шлемы и бронежилеты.

- Такова только российская технология или точно так же делают индивидуальные средства защиты и за границей?

- Этой технологией владеют не во всех странах. Но там, где есть эта технология, она мало чем отличается от нашей. Правда, конечный продукт по своим характеристикам всюду разный...

- Можно ли этот продукт улучшить за счёт использования наноматериалов?

- В Мытищах на «Научно-производственном предприятии «Термостойкий текстиль», которым руководит Игорь Владимирович Тихонов и которое производит арамидные волокна, несколько лет назад мы попытались соединить углеродные нанотрубки с арамидным волокном. Волокно представляет собой совокупность очень мелких фибрилл, или пачек макромолекул. Между фибриллами нет химических связей, потому что все молекулярные цепи идут вдоль оси волокна, поэтому у него нет и большой поперечной прочности. Так вот, на стадии формования волокон мы попробовали ввести в них наночастицы, предположив, что эти частицы, как бы кирпичиками скрепив продольные фибриллы, улучшат свойства волокон, обеспечив поперечную прочность. Пуля ведь бьёт поперёк волокон.

- Гипотеза подтвердилась?

- В результате на образцах мы получили 20-процентное увеличение прочности и где-то на четверть увеличение модуля упругости, то есть жёсткости, которая не даёт волокну растягиваться (способность волокна растягиваться, но при этом выдерживать большую нагрузку, называется прочностью. - Авт.). Таким образом, мы убедились в главном: в этом направлении есть большие возможности, но оно крайне сложное технологически. Ведь нужно с предельной чёткостью выбрать размеры нанодобавок, очень точную их концентрацию, стадию ввода в волокно в процессе его формования…

На этом в практическом плане мы дело приостановили и положили полученные результаты себе в резерв, теперь чётко представляя наличие такого метода.

- Как может повлиять на характеристики индивидуальных средств защиты использование арамидных волокон, укреплённых наночастицами?

- Чем прочнее элементарная ячейка средства защиты, то есть волокно (а в одном бронежилете - миллионы волокон), тем больше шансов получить лучшие защитные свойства. Бронежилет при сохранении того же класса защиты можно будет сделать более тонким и лёгким. Или при сохранении массы и размеров повысить уровень защиты.

- Почему же результаты своих исследований вы отложили про запас?

- Как я уже сказал, создать на их основе усовершенствованные материалы очень сложно технологически. Для этого требуются большие трудозатраты и средства. Технологии массового получения нановолокон, диаметр которых в сотни раз меньше, чем у арамидных полимеров, пока нет. Существующая же технология, которая используется в опытном производстве, очень дорогая.

Вообще, в прикладной науке бывает так, что какие-то новаторские идеи целесообразно (или приходится) оставлять на потом. Что же касается фундаментальных исследований, то наш центр «Армоком» всё-таки не Академия наук.

- Поскольку вы с коллегами установили, что наноматериалы способны усилить защитные свойства бронежилетов и шлемов, то разве правильно будет откладывать применение этих материалов для защиты жизни наших солдат и офицеров? А если завтра война, если завтра в поход?

- У нас по сей день больше половины армии носит стальные каски образца 1968 года! Всё стоит денег... Недавно мы начали массово поставлять Министерству обороны шлемы 6Б7-1М из новых материалов. Они были созданы по заданию ГРАУ Минобороны РФ, когда им руководили генералы Николай Свертилов и начальник управления Борис Ручкин. Мы производим эти шлемы из арамидных композитных материалов. Если бы мы начали делать их с использованием нановеществ, они стали бы в два раза дороже, хотя при этом, возможно, процентов на 20 легче.

Впрочем, для этого сначала надо полностью доработать технологию. Пока мы только показали принципиальную возможность улучшения защитных свойств арамидной брони за счёт использования нановеществ. Необходимы фундаментальные исследования в этой сфере.

- Получается, у локомотива отечественного производства средств индивидуальной защиты - центра «Армоком» сейчас вынужденная остановка?

- Нет, мы не стоим на месте и продолжаем совершенствовать индивидуальные средства защиты для наших бойцов. Мы разработали новый шлем для экипировки бойца по программе «Ратник» и новый защитный комплект для экипажей боевых машин. По сравнению со шлемом 6Б7-1М этот шлем легче почти на треть, он весит всего 1 кг. При этом обладает тем же уровнем защитных свойств, что и его предшественник. Снижение массы шлема без потери в классе защиты очень важно для солдата, поскольку на шлеме должны размещаться приборы ночного видения, средства радиосвязи и т.д.

Предварительные испытания нового шлема успешно завершены, сейчас идут государственные испытания, и, надеюсь, в следующем году армия его получит в составе комплекта экипировки «Ратник».

- Как я понимаю, вес шлема вам удалось снизить без применения нанотехнологий?

- Да, мы использовали в данном случае возможности волоконно-композитной технологии и конструктивных технологий нашего предприятия по изготовлению изделий.

Броня из настоящего и будущего- А не получится ли так, что вы отложите тему нанотехнологий в индивидуальных средствах защиты на перспективу, а в других передовых в техническом и технологическом отношении странах, например в США, в это направление вложат огромные деньги, и в результате России, как это не раз случалось в истории, опять придётся догонять?

- Это если у американцев что-то получится. А если нет? Представляете, на каком уровне - почти на молекулярном (!) - надо улучшить материал, который и так имеет достаточно совершенную структуру. Кстати говоря, американский кевлар пока существенно уступает нашему «Руслану». Ткани из отечественных арамидных волокон обладают непревзойдёнными баллистическими характеристиками, это доказано экспериментально (подробно об это читайте в материале «Золотой шлем для «Царицы полей», опубликованный в «Красной звезде» 7 декабря 2011 года. - Авт.). Так что пока наши заокеанские коллеги в роли догоняющих при производстве баллистических арамидных волокон. А использование для их усиления нанотехнологий - это уже следующий, ещё более сложный уровень.

- Евгений Фёдорович, в начале нашей беседы вы привели пример использования наночастиц в красках…

- Очевидно, что окраска ткани обмундирования военнослужащего имеет большое значение на поле боя. Солдат всегда должен сливаться с местностью, так что любой бронекостюм должен быть закамуфлирован. В частности, защитный комплект для экипажа боевых машин, который мы разработали и выпускаем для Вооружённых Сил. Ведь в случае подбития танка или БМП экипаж, если остался в живых, покидает машину, и ему важно тут же слиться с окружающей средой.

Очевидно и то, что этот комплект не должен гореть. И чтобы сделать его негорючим, для производства ткани, из которой шьют комплекты, мы использовали волокна особой огнестойкости. Да вот беда - эти волокна, эта ткань никак не принимали на себя красящее вещество. То есть после покраски выцветали под солнечными лучами за три-четыре дня (на фото справа). А вот когда начали применять нанокрасители, которые проникают в структуру самих волокон и закрепляются там, окрашивание стало устойчивым и не выгорало на солнце (на фото слева). При этом огнезащитные свойства ткани не уменьшались.

- В какие цвета можно покрасить обмундирование нанокрасками?

- В разные. Например, в белый, который позволяет бойцу сливаться с местностью зимой.

- Есть ещё какие-то сферы применения наноматериалов в производстве средств индивидуальной защиты?

- Есть. Самая эффективная броня на сегодняшний день - композитно-керамическая. В её составе очень твёрдый экран из керамики (карбид бора, карбид кремния, оксид алюминия) и подложка из арамидного органопластика. Об экран, сопоставимый по твёрдости с алмазом, вдрызг разбивается пуля (на рисунке - то, что осталось от пули после её попадания в керамическую броню). Эти разбитые части имеют огромную кинетическую энергию, но они эффективно поглощаются арамидной подложкой.

Суммарный удельный вес композитно-керамической брони - 2,5 г/см2. А стальная броня такого же класса защиты - около 8 г/см2, то есть более чем в три раза тяжелее. Правда, у стали несколько выше живучесть, и вторая пуля, попав почти в то же самое место в стальной бронежилет, что и первая, может его и не пробить. Но покажите мне того стрелка, который из автомата в горячке боя на расстоянии 100 и более метров положит две пули или всю автоматную очередь в сигаретную пачку! В реальных боевых действиях с применением ныне существующего массового стрелкового оружия это практически невозможно. Так что преимущество средств индивидуальной защиты из композитно-керамической брони в меньшем весе несомненно. Согласитесь, есть разница: носить грудную панель весом 3,2 кг из стали или 1,7-килограммовую из композитной керамики.

- Соглашусь, тем более что в бою одно из главных условий выживания и достижения победы - это манёвренность сил и средств. Защищённый тяжёлой бронёй, но при этом еле-еле двигающийся солдат - удобная мишень для противника.

- И композитно-керамическая броня, защищающая от всего ручного огнестрельного оружия, в том числе от бронебойно-зажигательных пуль калибра 7,62 мм, в то же время благодаря своей лёгкости позволяет сохранить манёвренность. Однако есть маленький нюанс - эту керамику изготовить непросто. Для того чтобы получить равномерный и прочный керамический материал, его надо очень тщательно, на наноуровне измельчить на стадии производства. Затем он сушится, обжигается и приобретает удивительную твёрдость. Чем мельче исходные продукты этой керамики - а в упрощённом представлении это глина, хотя и особая, в которой смешано несколько компонентов, - тем лучшими защитными свойствами будут обладать изделия из неё. И мы производим изделия с такой керамикой.
Автор: Александр Тихонов
Первоисточник: http://redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. svp67 21 ноября 2013 12:06
    Хватит ГОВОРИТЬ и ПОКАЗЫВАТЬ. Пора ПРОИЗВОДИТЬ и ИСПЫТЫВАТЬ и если стоящая вещь, то ПРИНИМАТЬ НА ВООРУЖЕНИЕ и срочно ОБЕСПЕЧИВАТЬ потребности Вооруженных Сил.
    1. Max_Bauder 21 ноября 2013 13:27
      Согласен с тобой
    2. winkiller 21 ноября 2013 13:50
      Четко же в статье написано, дайте денег :)
      1. AVV 21 ноября 2013 15:56
        Не денег ,а заказы на производство,двигатель всего нового,а в ВС тем паче!
        AVV
  2. Stiletto 21 ноября 2013 12:06
    Дай Бог удачи производителям - каждый такой комплектик в перспективе - спасенная жизнь бойца.
  3. Володя Сибиряк 21 ноября 2013 12:07
    Может не в тему, но когда заходит речь о нано технологиях сразу представляю Медведева и Роснано и это оптимизма не добавляет.
    Володя Сибиряк
    1. makarov 21 ноября 2013 15:12
      Роснано, насколько помню, кормуха для кормления рыжей бестии Чубайса. Его уж и палкой гнали, и долларом манили, приклеился мощно,- видать по нанотехнологии
      makarov
  4. sasska 21 ноября 2013 12:16
    «Expert Online» /28 сен 2006, 17:26 http://expert.ru/2006/09/28/brona/

    Финансово-промышленный венчурный фонд ВПК, зарегистрированный в Свердловской области, начал финансирование проекта под названием "Жидкая броня".

    "Жидкая броня" -- новый вид защитного покрытия, которое благодаря нанотехнологиям превращается в непробиваемую броню при ударе. Исследования показали, что эффект такой защиты достигается благодаря применению растворов со сверхтвердыми наночастицами в неиспаряющейся жидкости. Как только происходит механическое давление высокой энергии, наночастицы собираются в кластеры, изменяя при этом структуру раствора жидкости, который превращается в твердый композит. Этот фазовый переход происходит менее чем за миллисекунду, что и позволяет создать защиту от различных механических воздействий.

    Новую технологию разработала группа ученых одного из отраслевых институтов Уральского отделения РАН. "Сфера применения "жидкой брони" огромна, - рассказывает директор Фонда ВПК (учрежденного в Свердловской области специально для поиска инновационных технологий) Николай Викторов. - Она может применяться как в военных целях (например, производство гнущихся бронежилетов), так и в гражданских - для спасателей, пожарных, в горнодобывающей отрасли, автомобильной, аэрокосмической. На первом этапе мы намерены инвестировать в проект миллион долларов. После проведения испытаний и получения патента будет создано юридическое лицо и организовано производство, возможно, на базе одного из оборонных предприятий Свердловской области. Продукт должен появиться на рынке в первой половине 2007 года, а примерно через два года фонд планирует продать компанию и получить десятикратный возврат вложенных средств».


    а с этой разработкой как сейчас?
    sasska
    1. 528Obrp 21 ноября 2013 13:29
      Цитата: sasska
      а с этой разработкой как сейчас?

      С этой не знаю, а с похожей (высокомолекулярный полиэтилен под высоким давлением) проблемы. Чем выше скорость пули, тем лучше он защищает. Но при низких скоростях легко пробивается. http://www.arms-expo.ru/049051124051049055050051.html
      Это как крахмал на воде: в обычном состоянии жидкий, а ударишь он как камень (школьный прикол)
  5. olegff68 21 ноября 2013 13:02
    Начиная с 2005 года «Красная звезда» неоднократно рассказывала об уникальных средствах индивидуальной защиты,

    Ну и где они в войсках !?!?
  6. makarov 21 ноября 2013 13:09
    Говорильня и все. Знаю. Уверен. Многим читателям не понравится что скажу далее. В начале 80-х все вышеописанные работы по улучшения защитных свойств бронежилетов проводились в харьковском НИИ при Академ городке. Применялись как керамические наноматериалы, так и композитные на основе титана. Была проведена колоссальная научная и практическая работа. Реальных результатов получено не было.
    Причины:
    При отстреле из АК пули не пробивали бронежилетов. Но бронежилеты одетые на свиней показали, что от высокоскоростного динамического удара при непроникающем ранении образовывалась временно пульсирующая область с повреждениями внутренних органов и тканей на глубину аналогичной проникающему ранению с травматическим повреждением внутренних органов. Тяжесть непроникающих ранений приводила либо к мгновенной смерти животных, иногда смерть наступала через 2-3 суток. Часть животных выживала.
    Более говорить ничего не буду. Сами делайте выводы.
    makarov
    1. sasska 21 ноября 2013 14:17
      из личного: повесили армейский броник на стул и шарахнули по нему из "сучки" (АКС74У)с полутора метров - пуля прошла грудь и оставила оболочку в спине, а сердечник в стену ушел.
      а вот, из М16 кореш получил пулю метров с 300 - откинуло на спину и синячина был огроменный.
      sasska
  7. sub307 21 ноября 2013 14:20
    Чего то я н понял: какая из моделей пробивается при повторном попадании в одну точку - композитно-керамическая или стальная?
    1. EdwardTich68 21 ноября 2013 14:37
      керамика пробивается , сталь или титан не всегда.
      EdwardTich68
  8. ВМФ7981 21 ноября 2013 14:45
    "Но покажите мне того стрелка, который из автомата в горячке боя на расстоянии 100 и более метров положит две пули"??? как раз для таких целей - Автомат Никонова...
  9. tchoni 21 ноября 2013 16:38
    Мало сделать непробиваемый броник. Надо еще как то кинетическую энергию удара рассеять. Вот здесь как раз стальная пластина предпочтительней - она на большую площадь работает. (проблема, кстати не новая. с древних времен под кольчуги, байданы и пр. одевали поддоспешник, который гасил часть удара)
    В этом случае определенные преимущества у жидкой брони. Она по идее удар на всю площадь распределяет.

    Кстати, здесь, почему то тему шариковой брони не подняли. Лет пятнадцать уже мусолят. Говорят в составе "Ратника" будут шариковые бронепластины.
  10. voliador 21 ноября 2013 21:08
    Главное - не останавливаться на достигнутом и продолжать разработки.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня