Город-государство как морская держава

ВМС Сингапура: от деревянного патрульного корабля до десантного Endurance 160

Став независимой в 1965 году, бывшая британская колония сумела совершить скачок, превратившись из страны третьего мира в высокоразвитое государство с высоким уровнем жизни. Наиболее развитая отрасль промышленности – судостроение. На момент обретения независимости у нищего Сингапура было всего два деревянных патрульных корабля, которые вошли в состав Добровольческих сил Сингапура. Сегодня сингапурские ВМС считаются одними из лучших в регионе.


Официальный статус военно-морские силы Сингапура получили 1 апреля 1975 года. Их основная задача – защита от нападения с моря и охрана торговых морских путей в водах Сингапурского пролива. Сингапур входит в состав военного альянса с Австралией, Малайзией, Новой Зеландией и Великобританией.

Фрегаты и корветы

Наиболее современные корабли ВМС Сингапура – шесть фрегатов типа Formidable (модификация фрегатов La Fayette). Это самые высокотехнологичные боевые корабли в Юго-Восточной Азии, которые могут выполнять функции информационного центра соединения кораблей. Формируют 185-ю эскадру.

Контракт на разработку и постройку шести фрегатов Министерство обороны Сингапура заключило с французской компанией DCNS в марте 2000 года. Ключевой пункт контракта – передача технологий. Первый фрегат построен во Франции, остальные пять – в Сингапуре. Дальнейшее техническое обслуживание и модернизация обеспечиваются сингапурской компанией ST Marine (STM).

Основной особенностью конструкции корпуса фрегата являются конструктивные меры по снижению эффективной поверхности рассеяния. Они включают наклонные поверхности бортов, фальшбортов и надстроек, часть оборудования скрыта в корпусе, широко применены композитные материалы и специальные радиопоглощающие покрытия. По сравнению с прототипом фрегаты демонстрируют лучшие мореходные качества и большую автономность, а также сниженную радиолокационную заметность.

Фрегаты спроектированы как узлы интегрированной сети командования и управления вооруженных сил Сингапура, построенной по аналогичному американским сетецентрическим системам принципу. Главными компонентами сети являются разработанная в Сингапуре боевая информационно-управляющая система (БИУС) и двойная система передачи данных на основе протокола Fast Ethernet (общее название для набора стандартов передачи данных в компьютерных сетях по технологии Ethernet со скоростью до 100 Мбит/с в отличие от исходных 10 Мбит/с).

Каждый фрегат имеет зону ответственности радиусом 360 километров. Выступая как мобильный оперативный центр, он получает информацию от однотипных кораблей и воздушных объектов, находящихся в зоне досягаемости. Боевая управляющая система интегрирует всю имеющуюся информацию, создавая полную картину зоны боевых действий и передавая ее береговым операторам и другим участникам операции. Расширение контролируемого пространства и минимальное время реакции на угрозу не оставляет противнику времени на ответные действия.

Особенность строительства серии этих боевых кораблей – проведенная сингапурскими специалистами интеграция в единый боевой комплекс систем оружия, произведенных в разных странах: противокорабельная ракета Harpoon и гидроакустический комплекс ALOFTS (США), зенитный ракетный комплекс Aster и радиолокационная станция Herakles (Франция), 76-мм артустановка Oto Melara (Италия), электронно-оптическая СУАО (ФРГ). Корабль приспособлен для базирования на нем вертолета Seahawk.

В 1983 году Сингапур заказал шесть корветов типа Victory по немецкому проекту MGB 62. Первый построила немецкая Lurssen Werft, остальные строились уже в Сингапуре на верфи ST Marine. В состав ВМС они вошли в 1990–1991 годах. Имеют противолодочное вооружение и формируют 188-ю эскадру, часть Первой флотилии.

В 1996 году на корветы установили ПУ ракет Barak I, а также дополнительное радиоэлектронное вооружение. В 2011-м началась замена РЛС Sea Giraffe 150HC на Sea Giraffe AMB. В 2012-м в рамках программы продления срока службы корабли прошли модернизацию, основными моментами которой стала установка новых БИУС, радиоэлектронного вооружения и БЛА ScanEagle.

Корветы типа Fearless спроектированы и построены на сингапурской верфи ST Marine. Поступили на вооружение в 1996–1998 годах. Первые пять кораблей формируют 189-ю эскадру, остальные шесть – 182-ю. Корпус выполнен из стали, надстройки – из легкого сплава. Конструкция позволяет монтаж дополнительного оборудования, РЛС и вооружения. Первые шесть кораблей имеют на вооружении противолодочные торпеды. На некоторых вместо 25-мм АУ установлены средства ПВО в виде ЗРК Simbad на корме. Водометные движители Kamewa обеспечивают высокую маневренность.

Всего в составе ВМС Сингапура одиннадцать корветов этого типа. Изначально их было двенадцать, но в 2003 году противолодочный корвет RSS Courageous (корабли и суда ВМФ Сингапура имеют префикс RSS от англ. Republic of Singapore Ship – Корабль Республики Сингапур) столкнулся с торговым судном, получил значительные повреждения и выведен из состава флота. Для усиления готовности каждый корабль имеет дублирующий экипаж. RSS Unity используется в качестве испытательного стенда для новых технологий.


30 января 2013 года Министерство обороны Сингапура заключило контракт с ST Marine на строительство восьми новых кораблей на смену корветам типа Fearless. Поставка первых запланирована на 2015–2016 годы. Всего до 2020-го предполагается поставить восемь кораблей. По некоторым оценкам, стоимость контракта может дойти до двух миллиардов долларов США.

В 2012 году Султанат Оман заключил контракт с ST Engineering на строительство четырех кораблей на основе проекта Fearless. Длина нового корабля (тип Al-Ofouq) – 75 метров, сумма контракта – около 535 миллионов евро. Движителем станут винты, а не водометы. Также благодаря увеличенной на 20 метров длине на этих кораблях помимо БЛА будет размещен вертолет.

Десантные корабли, тральщики и подлодки

Самые большие корабли ВМС Сингапура – десантно-транспортные Endurance. Планы по их созданию впервые озвучили в 1996 году, когда возникла необходимость замены старых десантных кораблей (LST) типа County, полученных от США в 70-х годах. Формируют 191-ю эскадру.

Проектирование новых кораблей стало важной вехой в истории сингапурского судостроения ввиду масштабности проекта. Строительство велось на верфи ST Marine. В 2000–2001 годах корабли типа Endurance введены в состав флота.

Они имеют док-камеру на четыре десантно-высадочных средства, а также полетную палубу с возможностью размещения двух вертолетов. Комплексная система ASIST позволяет осуществлять посадку и перемещение вертолета без присутствия личного состава на полетной палубе.

На борту RSS Resolution размещаются два беспилотных катера Protector производства израильской компании Rafael. Они выполнены на базе жесткокорпусного надувного катера, имеют надстройку из композитных материалов, несколько видеокамер и гиростабилизированную инерциальную систему навигации. Также на катере установлены автоматическая АУ, микрофоны и громкоговоритель.

Город-государство как морская держава

11 ноября 2008 года подписан контракт на сумму 200 миллионов сингапурских долларов на поставку одного корабля типа Endurance Таиланду. В 2011-м этот корабль, получивший имя HTMS Angthong, спущен на воду, а через год передан заказчику.

В конце 2010-го ST Marine сообщила о новом проекте десантного корабля Endurance 160 водоизмещением более 14 000 тонн с полноразмерной полетной палубой. Планируется, что его экипаж будет вдвое больше, чем существующих Endurance, плюс 150 человек летчиков и техперсонала. Также корабль обретет возможности госпитального судна, для чего на нем предусмотрен вместительный лазарет и необходимое медицинское оборудование.

Строительство подобного корабля выведет ВМС Сингапура на абсолютно новый уровень. Полноразмерная полетная палуба с перспективой установки трамплина позволит принимать не только вертолеты, но и СУВВП. Опыт строительства кораблей такого класса, формально являющихся десантными вертолетоносцами, а фактически легкими авианосцами, имеется в Японии (тип Hyuga).

В конце 1995 года в состав сингапурского флота вошли четыре тральщика типа Bedok, которые формируют 194-ю эскадру. По оценке специалистов, в случае реальной минной угрозы, которая повлечет за собой остановку работы сингапурского торгового порта, ущерб будет составлять примерно 1,2 миллиарда долларов США в день. Таким образом, эти корабли играют важную роль в обеспечении безопасности экономики Сингапура.

Головной корабль Bedok построен на шведской верфи Karlskonavarvet (сейчас Kockums) по проекту Landsort. Блоки остальных строились в Швеции и собирались в Сингапуре на предприятии ST Marine.

Корабли построены из армированного стеклопластика, что обеспечивает низкую магнитную сигнатуру. Оборудование мостика, двигатели и основные системы установлены на амортизаторах.

Каждый корабль снабжен крыльчатыми движителями Фойта-Шнайдера, которые обеспечивают им хорошую управляемость и маневренность.

В ноябре 2008 года была озвучена программа модернизации кораблей типа Bedok. Тендер выиграла компания Thales, которая в мае 2009-го объявила, что научно-техническое агентство Сингапура по обороне заключило с ней контракт на осуществление программы продления срока службы кораблей Bedok. Два из четырех планировалось модернизировать полностью, остальные частично.

Thales установит интегрированный противоминный комплекс с информационной системой по минному оружию, корпусную и буксируемую ГАС, самоходные аппараты – искатели-уничтожители мин. Также Thales отвечает за внесение конструктивных изменений для размещения нового оборудования.

В состав ВМС Сингапура входит пять подводных лодок (ПЛ): три типа Challenger (Sjoorman) и две типа Archer (Vastergotland), построенные шведской верфью Kockums.

ПЛ типа Challenger построены в конце 60-х в Швеции. В свое время они считались одними из самых передовых неатомных подводных лодок. Изначально предназначались для действий в Балтийском море. В начале 90-х выведены из состава шведского флота. В Сингапуре их подвергли «тропикализации» для использования в теплых водах. Модернизированы системы кондиционирования и защиты от обрастания корпуса морскими организмами, а также смонтирована более коррозиестойкая система трубопроводов. Кроме этого, установлены новые перископы. К 2004 году три лодки вошли в состав ВМС Сингапура. Одна ПЛ типа Challenger – собственно RSS Challenger в состав флота не вводилась и используется как учебный корабль. Возраст лодок сейчас составляет более 40 лет.

ПЛ типа Archer построена в начале 80-х годов. Всего в Швеции сделаны четыре лодки этого типа. Две первые ПЛ серии в ноябре 2005 года проданы Сингапуру. При передаче они прошли процедуру модернизации для использования в тропических водах. Оборудованы воздухонезависимой главной энергетической установкой.

Высокий судостроительный потенциал

Существование у Сингапура мощного судостроительного потенциала, активно работающего не только на внутреннем рынке, но и на экспорт, позволяет говорить об относительной промышленной независимости государства в этой отрасли.

Сингапур является единственной страной мира, в судовой регистр которой внесен экраноплан, причем собственной постройки (Airfish-8).

Строительством военных кораблей занимается государственная компания ST Marine. Производственные мощности двух основных верфей STM, расположенных в районах Джуронг и Туаз, позволяют строить военные корабли класса фрегат, а также торговые суда тоннажем до 70 тысяч тонн. За период с 2007 по 2010 год заключен ряд контрактов на строительство грузовых, пассажирских и специальных судов для ведущих транспортных компаний мира.

Сингапуро-австралийским предприятием Asia-Рас Geraldton Ltd осуществляется строительство скоростных патрульных катеров для службы береговой охраны ВМС и полиции.

К производству военно-морской техники привлекается также частная сингапуро-британская компания Wasper Private Ltd, которая строит ракетные катера типа Waspada для сингапурских ВМС и иностранных заказчиков, в частности для Бахрейна, Брунея, Гонконга, Саудовской Аравии, Кувейта, Малайзии, Омана.

В 2004 году Сингапур приобрел находящееся на грани банкротства американское дочернее предприятие судоверфь VT Halter Marine. Усилиями сингапурского менеджмента верфь возвращена в разряд рентабельных и в настоящее время выполняет ряд долгосрочных заказов американского военного ведомства. Помимо этого, на период с 2008 по 2012 год заключено соглашение с ВМС Египта о строительстве серии ракетных катеров стоимостью более 640 миллионов долларов США.

Среди крупных иностранных заказов необходимо выделить строительство десантных кораблей для ВМС Индии, Таиланда, Кувейта и Брунея, а также патрульных катеров для индийской береговой охраны. Согласно действующим межправительственным договоренностям на верфях STM ремонтируются также боевые корабли США и Таиланда.

В целом ВМС Сингапура представляют собой передовую в техническом смысле компоненту ВС, способную выполнять актуальные задачи по обеспечению безопасности страны, а военные союзники, такие как США и Израиль, делают их весьма серьезным игроком в регионе.

Судостроительная промышленность государства в состоянии самостоятельно удовлетворять нужды ВМС.

Все корабли флота весьма современны либо недавно прошли программу модернизации или продления срока службы. Однако обращают на себя внимание отсутствие легких ударных сил и слабая составляющая подводных сил.

Справочник Jane’s Fighting Ships 2013–2014 говорит об отсутствии в составе флота ракетных катеров. Вместе с тем таковые успешно строятся (по лицензии) на экспорт, поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что промышленность Сингапура обеспечит потребности флота в данном секторе.

Что касается подводных лодок, следует ожидать в ближайшее время новых закупок за рубежом (для замены ПЛ типа Challenger) с постепенным ориентированием национальной промышленности и на это направление.
Автор:
Дмитрий Курочкин
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти