Солдаты напрокат

Достаточно быстрое расширение деятельности ЧВК (частных военных компаний), учитывая их участие в различных мировых конфликтах, вызывает сегодня немало споров. Кто они такие? Солдаты удачи, которые ищут легкий способ заработать, или все же профессионалы, обладающие ярко выраженным чувством ответственности? Ответить на эти вопросы довольно сложно, ведь лица этих людей непроницаемы (необходимое требование данного вида деятельности). В любом случае, это всегда высококвалифицированная команда специалистов. На сегодняшний день развитие ЧВК стало началом становления нового направления в военной области, в том числе и в нашей стране.

Не секрет, что в частные военные компании идут в основном для того, чтобы заработать, продолжая заниматься любимым делом, тем, чему ты был хорошо обучен. Костяк всех ЧВК составляют отставные военные, бойцы спецподразделений и другие подготовленные специалисты. Оплата специалиста при охране судна от пиратов за сутки может варьироваться от 500 до 700 долларов (возможно, уже больше), при нахождении корабля в порту оплата падает в 2-3 раза.


Согласно оценкам современных экспертов, если еще в начале 90-х годов прошлого века на 50 кадровых военных приходилось по 1 «частнику», то в наши дни данное соотношение составляет уже 10 к 1 и обладает тенденцией к дальнейшему уменьшению. В настоящее время только в Ираке и Афганистане задействовано несколько сотен ЧВК и охранных компаний, в которых работает более 265 тысяч контрактников. Вдумайтесь в эту цифру. У развития частных военных компаний есть вполне обоснованные предпосылки. Во-первых, частные военные компании обладают понятными всем преимуществами — оперативность, эффективность, ответственность, высокий профессионализм, финансовое преимущество. Сегодня ЧВК — это своеобразная альтернатива либо государству, либо криминалу. Это страховка и гарантия в зонах нестабильности, эффективное управление рисками и быстрое разрешение проблем.

Солдаты напрокат

Учитывая все это, на рынке ЧВК появились и достаточно успешно работающие (по российским меркам) российские компании, к которым можно отнести «РСБ-Групп», «Редут-Антитеррор», «Феракс», «Антитеррор-Орел», «Тигр Топ Рент Секьюрити». Данные компании работали в Афганистане и Ираке, Шри-Ланке, Курдистане, а также других не самых спокойных точках земного шара. Для того чтобы лучше представить, что они собой представляют, расскажем немного о компании «РСБ-Групп».

Компания «РСБ-Групп» — частная компания военного консалтинга, которая предоставляет своим клиентам полный спектр услуг по обеспечению безопасности и вооруженной охране за пределами России. Компания была основана профессиональными военными, офицером запаса пограничных органов ФСБ России, обладающим большим практическим командным и боевым опытом, полученным на таджикско-афганской границе.

Для решения задач на территории РФ в резерве РСБ-Групп имеется лицензированное частное охранное предприятие (ЧОП), для информационно-аналитического обеспечения — частная разведывательная компания. В составе данной компании трудится около 30 человек, которые работают в различных направлениях (юристы, операционные менеджеры, тим-лидеры, руководители направлений и так далее). Для решения оперативных и специальных задач за пределами России на территории других государств компания имеет кадровый резерв численностью около 250 человек. Кадровый резерв состоит из офицеров запаса, служивших в спецподразделениях различных родов войск и имеющих за плечами личный оперативный и боевой опыт. Для решения наиболее сложных задач, которые требуют от компании оперативного реагирования и действия в разных частях змного шара, РСБ-Групп активно сотрудничает с ЧВК из Новой Зеландии NavSec International Ltd и рядом иракских и британских охранных компаний.


Распространенной услугой компании является вооруженное и безоружное сопровождение судов (в этом случае используются средства пассивной защиты и акустические пушки) в пиратоопасных регионах планеты — в Атлантическом и Индийском океанах. Проведение сухопутных операций — сопровождение конвоев, охрана VIP, обеспечение безопасности производственной деятельности. При согласовании с легитимными правительствами других государств — помощь в поддержании общественного порядка во время ЧС, защита гособъектов от преступников и мародеров. Охрана важных гражданских объектов — морских портов, аэропортов в зонах с высокой террористической активностью. Помимо этого, компания оказывает услуги по разминированию, разведке и аналитике, обучению, технической защите. То есть спектр предоставляемых услуг достаточно разнообразен.

Исходя из этого, становится очевидным, что современные ЧВК в состоянии решать достаточно специфические задачи за границей, позволяя правительствам избегать различных неудобных вопросов. Для того, чтобы понять перспективность ЧВК для России, необходимо разобраться с задачами и смыслом их существования в целом. Прежде всего смысл частных военных компаний заключается в наличии «неподконтрольной» обществу и парламенту в целом военной силы, которая может быть использована для решения специфических задач за пределами страны. Использование ЧВК в ряде случаев позволяет избежать неудобных дебатов и долгих процедур, которые неизбежно возникли бы при привлечении регулярной армии. Помимо этого, что имеет большое значение, потери ЧВК никак не учитываются госструктурами, что позволяет избегать неудобных вопросов, которые всегда возникают, когда потери несет регулярная армия.

В ряде стран, которые обладают ослабленными государственными институтами, такие компании вполне могут заменить вооруженные силы, эффективно защищая объекты нанимателя и решая большой круг задач военного характера. Довольно часто специалисты частных компаний привлекаются для обучения местных вооруженных сил. А, к примеру, в Афганистане в наши дни ЧВК фактически взяли под полный контроль организацию снабжения находящегося в стране контингента международных сил, что позволяет НАТО избегать потерь при транспортировке грузов. Конечно, это обходится в копеечку, но уменьшение политического ущерба оправдывает денежные затраты.


Несмотря на это, по-настоящему ЧВК и смежный с ними бизнес все еще не могут прижиться в РФ. Прежде всего это связано с отсутствием в России необходимой законодательной базы. В нашей стране эта очень опасная и трудная профессия по существу приравнивается к наемничеству (ст. 359 УК РФ). Также сдерживающим фактором развития в нашей стране частных военных компаний является ст. 208 УК РФ. Создание на территории страны вооруженных формирований не предусмотрено федеральными законами, а финансирование и руководство такими формирование является преступной деятельностью.

В последние годы правовой статус ЧВК в нашей стране является предметом достаточно активных дискуссий. В 2012 году к проблеме обращался российский президент Владимир Путин, тогда еще в ранге премьер-министра. В апреле 2012 года он отмечал, что деятельность подобных компаний отвечает национальным интересам нашей страны. Тогда же депутат Митрофанов внес на рассмотрение Госдумы законопроект о государственном регулировании деятельности и создания ЧВК, но этот проект был отклонен; эксперты отмечали, что проект был «сырой». Так или иначе, интерес к проблеме есть, но без приведения ее в правовое русло радикально изменить ситуацию вряд ли удастся.

Без соответствующих законов деятельность ЧВК в России будет по-прежнему оставаться в «серой зоне». Деятельность таких компаний не регламентирована законом, но они официально зарегистрированы и работают на территории нашей страны, действуя как консалтинговые компании.


Главными заказчиками услуг частных военных компаний в России выступают судовладельцы, частные компании, крупные промышленные корпорации, такие как «Газпром», «ЛУКойл», «Татнефть», «Интер РАО ЕЭС». Информация об использовании ЧВК российскими госструктурами отсутствует. При этом говорить о стопроцентном российском происхождении всех перечисленных выше ЧВК не представляется возможным, истинные бенефициары доподлинно неизвестны. Исключением является компания «Антитеррор-Орел», но и это утверждение, как отмечают специалисты Центра стратегических оценок и прогнозов, строится лишь на основе доступных, открытых источников информации.

Очевидно, что в столь большой стране, каковой является Россия, ЧВК не в состоянии заменить регулярную армию, поэтому российским политикам при рассмотрении данного вопроса стоит четко определить цели и задачи, которые можно будет решать с помощью данных компаний, чтобы не попасть в зависимость от них. Для России в этом плане может быть полезен опыт Китая, который сегодня достаточно активно использует возможности ЧВК для проведения собственной политики, в первую очередь в Африке. В любом случае при грамотной проработке законов ЧВК могут стать очень важным и тонким инструментом, который помог бы РФ проводить собственную политику в различных регионах мира.

Активность использования ЧВК иностранными государствами обусловлена восприятием войны, изменением образа ее ведения, тактики, концепции и стратегии боевых операций. Сегодня очень важное значение имеет отношение общества к потерям в вооруженном конфликте, при этом не имеет значения, какие у этой войны причины и цели. Для России, чье общество очень болезненно реагирует на участие собственных вооруженных сил в военных конфликтах, что связано с довольно трагическим опытом Афганистана, а затем и Чечни, это более чем актуально.


На сегодняшний день спорным является вопрос об экономической эффективности применения ЧВК. Данный вопрос, по крайней мере, не является до конца изученным. При этом логичным представляется то, что осуществление краткосрочных операций является экономически эффективным ходом. Экономия в этом случае достигается за счет того, что страна не несет расходов по содержанию армии и обучению дополнительных солдат в мирное время. При этом в случае необходимости в достаточно короткие сроки государство всегда сможет получить в свое распоряжение профессиональных солдат, которых им предоставят ЧВК. Соответственно в случае ведения длительных операций экономия денежных средств нивелируется высокой стоимостью контрактов с ЧВК в сравнении с регулярными вооруженными силами — вне зависимости от принципа комплектования. Также вопрос об экономической целесообразности применения ЧВК необходимо рассматривать комплексно: данная деятельность в состоянии приносить существенную выгоду российскому бюджету только в том случае, если в России будут созданы условия для регистрации таких предприятий в нашей стране, а не в заграничных оффшорах, как это происходит сегодня.

В любом случае, главными аргументами в пользу принятия закона о госрегулировании деятельности частных военных компаний является возможность извлечения из этого экономической выгоды (налоги, а также защита интересов российского бизнеса за рубежом), получение в свои руки нового инструмента для решения достаточно специфичных задач. Помимо этого, в нашей стране ЧВК могли бы выполнять важную социальную функцию — трудоустройство бывших военнослужащих.

Источники информации:
http://csef.ru/index.php/ru/oborona-i-bezopasnost/project/504-spetsialnye-operatsii-teoriya-sily-i-sredstva/1-stati/4838-chastnye-voennye-kompanii-v-rossii-opyt-i-perspektivy-ispolzovaniya
http://army-news.ru/2012/08/chastnye-voennye-kompanii-rossii
http://rus.ruvr.ru/2012_05_03/73685747/
http://inotv.rt.com/2012-08-05/CHastnie-voennie-kompanii-v-Rossii
http://rsb-group.ru
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

33 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти