Сорок пятая экспедиция к Марсу

Сорок пятая экспедиция к Марсу

— Что такое минимум информации при максимуме затрат?
— Это запуски космических станций на Марс.


18 ноября 2013 года с мыса Канаверал был осуществлен запуск ракеты-носителя «Атлас-V» с автоматической межпланетной станцией MAVEN, предназначенной для исследования атмосферы Марса.


Все системы стартовой площадки SLC-4 сработали идеально — в 13:18 по местному времени окрестности космодрома содрогнулись от мощного гула РД-180 (в обеих ступенях РН «Атлас-V» используются двигатели российского производства). 300-тонная огнедышащая упряжка оторвалась от стартового стола и, резко увеличив свою скорость, устремилась ввысь, навстречу звездам. Через 27 минут после выхода на опорную околоземную орбиту запустились двигатели разгонного блока «Центавр»: MAVEN набрал вторую космическую скорость и вышел на отлетную траекторию к Марсу.
Первый корректирующий маневр намечен на 3 декабря. Через 10 месяцев, 22 сентября 2014 года, станция, пролетев в ледяной черноте 300 млн. километров, должна выйти на марсианскую орбиту. Начнется научная миссия расчетной продолжительностью 1 земной год.

Запуск по программе MAVEN стал одной из главных интриг в области космических запусков 2013 года — полная или частичная приостановка работы государственных учреждений США с 1 октября 2013 года поставила запланированную экспедицию к Красной планете под угрозу, несмотря на полную готовность всех технических систем ракетно-космической системы, а также удачное «временное окно» для запуска к Марсу. Возникла реальная угроза срыва всех намеченных сроков и переноса запуска MAVEN на 2016 год.

И это при том, что сам космический аппарат уже с августа находился на мысе Канаверал, проходя интенсивную подготовку к полету, а внутри сборочного цеха космодрома ждала готовая ракета-носитель «Атлас-V»!

Сорок пятая экспедиция к Марсу


Абсурдную ситуацию спасли юристы NASA, нашедшие в законах «лазейку», согласно которой запуск межпланетного зонда соответствует критериям, исключающим MAVEN из списка вынужденных бюджетных сокращений. Пятилетний труд сотрудников университета Колорадо и лаборатории космических исследований университета Беркли не пропал даром — межпланетная станция стоимостью 671 млн. долл. (в 485 млн. обошлось создание самого зонда, еще 187 млн. были потрачены на предстартовую подготовку и закупку РН «Атлас-V») была благополучно отправлена к намеченной цели.

MAVEN стал 45-ой миссией к Марсу и десятым по счету орбитальным разведчиком NASA в окрестностях Красной планеты. Название зонда является сложной аббревиатурой Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN, что полностью отражает задачи предстоящей экспедиции. MAVEN предназначен для исследования атмосферы Марса — тонкой газовой оболочки, чье давление в приповерхностном слое составляет всего 0,6% атмосферы Земли, а газовый состав совершенно непригоден для дыхания человека (марсианская атмосфера практически полностью — на 95% — состоит из углекислого газа).

Сорок пятая экспедиция к Марсу

Снимок аппарата "Викинг", 1976 год

Но даже эта хлипкая атмосфера продолжает непрерывно исчезать — малая гравитация Марса не способна удержать газовую оболочку вокруг планеты. Ежегодно космический ветер «сдувает» в космос её верхние слои, обрекая Марс на превращение в застывшую каменную глыбу, подобную Луне или Меркурию.

Но когда это должно произойти? И каким был Марс в далеком прошлом, когда его газовая оболочка еще не была настолько сильно разряжена? Каковы темпы исчезновения марсианской атмосферы в абсолютных значениях?

Именно это должен выяснить аппарат MAVEN: двигаясь вокруг Марса по эллиптической орбите с перицентром 150 км и апоцентром 6200 км, он должен определить текущее состояние верхних слоев и характер их взаимодействия с солнечным ветром. Установить точные темпы потери атмосферы, а также факторы, влияющие на этот процесс. Определить соотношение стабильных изотопов в атмосфере, что должно «пролить свет» на историю марсианского климата. Косвенно, это сможет дать ответ на вопрос: существовали ли в прошлом условия, допускающие наличие на поверхности Марса жидкой воды?

Единственное, чем опечалены специалисты NASA, — новый орбитальный зонд ввиду своей чрезвычайно вытянутой орбиты не может быть использован в качестве ретранслятора сигналов марсоходов.

Сорок пятая экспедиция к Марсу

MAVEN проходит испытания на центрифуге


На борту зонда 8 самых современных приборов:
— комплект для изучения частиц и полей (три анализатора частиц «солнечного ветра», датчик ленгмюровских волн (колебаний плазмы) и пара индукционных магнитометров);
— ультрафиолетовый спектрометр, позволяющий дистанционно определить параметры атмосферы и ионосферы далекой планеты;
— нейтральный и ионный масс-спектрометр для изучения изотопного состава атмосферы Марса.

Впечатляющее научное оборудование и системы жизнеобеспечения, включающие в себя систему ориентации, бортовой компьютер, солнечные батареи и аппаратуру связи с Землей, обеспечивающую обмен данным со скоростью до 10 Мбит/с — все поместились в корпусе размерами 2,3 х 2,3 х 2 м (ширина зонда с раскрытыми панелями солнечных батарей — 11 м). Масса приборов, систем и научного оборудования — 809 кг.

Был ли Марс похож на Землю в далеком прошлом? MAVEN обязательно выяснит этот вопрос. Главное — благополучно добраться до места назначения. А это, как свидетельствует практика, очень непросто…

Хроники полетов к Марсу

Марс является самым посещаемым и наиболее изученным небесным телом, обгоняя по этим критериям даже близкую к нам Луну. Исследователей привлекает многое: относительно короткое время перелета (даже с существующими технологиями — меньше года). Подходящие условия на поверхности: отсутствие экстремальных давлений и температур, приемлемые радиационный фон, освещенность и гравитация. Из всех планет Марс наиболее подходит для поисков внеземной жизни (пусть даже в далеком прошлом), а в перспективе годится для высадки на его поверхности пилотируемой экспедиции.

Однако путь к Красной планете усеян авариями и обломками космических аппаратов: из 45 запущенных экспедиций до Красной планеты добралось чуть более половины. А полностью выполнить запланированную программу смогли лишь единицы.

Космос не прощает спешки и малейших ошибок. Многие из «исследователей Марса» завалили свою миссию еще на старте. В основном это относится к космической гонке 60-х, когда по заданию партии и правительства требовалось во что бы то ни стало запустить аппарат и добиться приоритета в космосе. В результате станции «Марс 1960А», «1960В», «Маринер-8» погибли в атмосфере Земли из-за аварий ракет-носителей.

Еще больше станций смогло выбраться на опорную орбиту, но не смогло выйти на отлетную траекторию: кто-то застрял на НОО, как «Фобос-Грунт», и позже возвратился на Землю в виде ослепительно яркого болида; кто-то не набрал необходимой скорости для полета к Марсу и бесследно сгинул на просторах гелиоцентрических орбит («Маринер-3»). Всего из 45 запущенных зондов на расчетную траекторию к полета к Марсу смог выйти лишь 31 (включая MAVEN). К чести нашей страны, первым из космических аппаратов, взявшим курс к Красной планете, был советский зонд Марс-1 (запущен 1 ноября 1962 г.). К сожалению, о нем повествует следующий абзац.

Сорок пятая экспедиция к Марсу

Макет межпланетной автоматической станции "Марс-1"

Настоящий кошмар начинается во время многомесячного перелета к Красной полете. Одна неверная команда — и аппарат, потеряв ориентацию, утрачивает возможность связи с Землей, превращаясь в бесполезный космический мусор. Со станцией «Марс-1» произошла похожая неприятность — утечка азота из баллонов системы ориентации: связь со станцией была потеряна на расстоянии 106 млн. км от Земли. Другой аппарат — «Зонд-2» — пострадал от неполного раскрытия панелей солнечных батарей: возникшие перебои с электропитанием стали причиной выхода из строя бортовой аппаратуры, «Зонд-2» тихо угас на глазах своих создателей. Согласно баллистическим расчетам, 6 августа 1965 г. неуправляемый зонд должен был пройти в окрестностях Марса.

Очень тяжко и страшно погибал на просторах космоса японский зонд «Нодзоми». Отсутствие собственной ракеты-носителя необходимой мощности стало плохой приметой при отправке экспедиции к далекой планете, тем не менее, хитроумные японцы надеялись набрать необходимую скорость за счет сложных гравитационных маневров в окрестностях Земли и Луны. Разумеется, все пошло не по плану — «Нодзоми» сбился к курса. Японцам удалось вычислить новую траекторию и вновь направить станцию к Марсу, пусть даже с опозданием по графику на 4 года. Теперь главное — продержаться в открытом космосе в течение длительного времени. Увы… Мощная солнечная вспышка повредила хрупкую начинку зонда. К моменту приближения к Марсу в баках замерз гидразин — выдать тормозной импульс не удалось, и «Нодзоми» в отчаянии прошла в 1000 км над поверхностью Красной планеты, так и не выйдя на околомарсианскую орбиту.

При очень обидных обстоятельствах был потерян американский зонд «Марс Обсервер» (1993 г.) — связь с ним прервалась всего за несколько дней до прибытия к Марсу. Наиболее вероятной причиной считается взрыв двигателя из-за утечки компонентов горючего.

Первым, кому удалось преодолеть сложную дистанцию и передать фотографию Красной планеты вблизи, стал американский зонд «Маринер-4», пролетевший в окрестностях Марса в июле 1965 г.

Ряд аппаратов был потерян уже на орбите Марса.

27 марта 1989 года была потеряна связь с советской станцией «Фобос-2», к тому времени уже 57 дней находившейся на орбите Марса. За время своей работы «Фобос-2» передал на Землю уникальные научные результаты о тепловых характеристиках Фобоса, плазменном окружении Марса и эрозии его атмосферы под воздействием «солнечного ветра». Увы, выполнить главную задачу миссии — высадку на поверхность Фобоса мини-зондов ПрОП-Ф и ДАС — не удалось.

В 1999 году при курьезных обстоятельствах погибла американская станция «Марс Климат Орбитер», сгорев на первом же витке в атмосфере Красной планеты. Внутреннее расследование NASA показало, что рабочие группы специалистов пользовались разными системами измерений — метрической и традиционной англосаксонской (футы, фунты, дюймы). С тех пор в NASA действует запрет на американские единицы измерения — все расчеты производятся исключительно в килограммах и метрах.

Сорок пятая экспедиция к Марсу

Створки посадочной платформы смыкаются вокруг сложенного марсохода "Оппортьюнити", 2003 г.

Очень большие неприятности ожидают того, кто отважится высадиться на поверхность Марса — коварная атмосфера слишком слаба, чтобы положиться на прочность парашютных строп, но все еще слишком плотна, чтобы приблизиться к поверхности на космической скорости. Это прозвучит необычно, но Марс в плане посадки является одним из самых сложных небесных тел!

Посадка происходит в несколько этапов: тормозные двигатели, аэродинамическое торможение в верхних слоях атмосферы, замедляющий парашют, вновь тормозные двигатели, двигатели мягкой посадки/надувные «подушки безопасности» или уникальный «воздушный кран». Отдельной строкой стоит проблема стабилизации.

Самый тяжелый из рукотворных объектов, который удалось доставить на поверхность планеты, стал марсоход MSL, более известный как «Кьюриосити» — аппарат массой 900 кг (вес в гравитационном поле Марса — 340 кг). Но, признаемся честно, специалисты полета и сторонние наблюдатели были ошарашены сложностью схемы посадки и возникшими проблемами при спуске в атмосфере планеты. 500 тысяч строк программного кода, 76 пиропатронов в определенной последовательности, отделение марсохода от висящей в воздухе при включенных реактивных двигателях платформы и мягкое опускание с высоты на нейлоновых тросах. Фантастика!

Сорок пятая экспедиция к Марсу

Планета Марс: воды нет, растительности нет, населена американскими роботами.
Автопортрет марсохода "Кьюриосити"

Немало героев смогло пережить вибрацию и огромные перегрузки на этапах запуска и разгона к Марсу, выдержало жестокий холод космического пространства, но погибло при попытке приземления на коварное небесное тело. Так, например, разбился советский «Марс-2», став первым рукотворным объектом на поверхности Марса (1971 год).

Первой станцией, совершившей мягкую посадку на поверхность Марса, стала советская «Марс-3». Увы, из-за возникшего коронного разряда, через 14 секунд после посадки станция вышла из строя.

Бесследно исчез в 2003 году европейский зонд «Бигль-2» (посадочный модуль орбитального зонда «Марс-Экспресс») — аппарат смело шагнул в малиновую атмосферу планеты, но после на связь с Землей так и не вышел…

Марс надежно хранит свои тайны.

P. S. По состоянию на 21 ноября 2013 г. на поверхности Красной планеты работают два марсохода — «Оппортьюнити» (MER-B) и «Кьюриосити» (MSL). Первый проработал в тех условиях уже 3586 дней — в 39 раз дольше расчетного срока и прополз за это время по поверхности 38 километров.
На орбите Марса находятся три аппарата: «Марс-Одиссей», «Марсианский орбитальный разведчик» (MRO), а также европейский зонд «Марс-Экспресс». Дольше всех продержался «Одиссей» — его миссия продолжается уже тринадцатый год.

На помощь ветеранам мчится новая смена — индийский зонд Mangalyaan (запущен 5 ноября 2013 г.), а также вышеупомянутый МAVEN. Будем надеяться, что в ближайшем будущем Россия также примет активное участие в «марсианской регате» — на 2016 и 2018 гг. запланированы две совместные российско-французские экспедиции «Экзомарс» (соглашение о сотрудничестве было подписано 14 марта 2013 г.). В том же 2018 году к Марсу должна отправиться обновленная и более совершенная станция «Фобос-Грунт 2». На этот раз все пройдет успешно.

Сорок пятая экспедиция к Марсу

Камера высокого разрешения HiRISE на борту "Марсианского орбитального разведчика" (MRO)


Сорок пятая экспедиция к Марсу

Следы марсохода "Оппортьюнити", заснятые камерой MRO


Сорок пятая экспедиция к Марсу

Панорама района Грили-Хейвен. Вид на Кейп-Йорк и на кратер Индевор. Панорама получена марсоходом "Оппортьюнити" во время зимовки в 2012 году.
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 14
  1. Apollon 21 ноября 2013 09:14
    цитата-18 ноября 2013 года с мыса Канаверал был осуществлен запуск ракеты-носителя «Атлас-V» с автоматической межпланетной станцией MAVEN, предназначенной для исследования атмосферы Марса.
    Видеоматериалы в тему

    1. xetai9977 21 ноября 2013 11:02
      Желаю успехов всем научным экспедициям,отправляющихся на просторы безбрежнего космоса!
  2. ленивый 21 ноября 2013 09:27
    ну дай бог чтоб долетел, в пути всякое бывает.мне вот что интересно, почему ни один из спускаемых аппаратов не посадили в районе полярных шапок не ужели учёным не интересно сколько там замёрзшего углекислого газа, а сколько воды? или это серьёзная техническая проблема ? может нашим стоит попробовать? полярники у нас в почёте wink
  3. Nitarius 21 ноября 2013 09:28
    Врут НАСА и не крайнеют!
    Что наши с ЛУНОЙ МОЛЧАТ и не говорят, что НАСА за счет налогов людей -НАЕБ..ет.
    Ни кто правды не говорит!
  4. Veter 21 ноября 2013 12:15
    В том же 2018 году к Марсу должна отправиться обновленная и более совершенная станция «Фобос-Грунт 2». На этот раз все пройдет успешно.


    3 раза Тьфу! Чтоб не сглазить
  5. Арон Заави 21 ноября 2013 16:05
    Для лучших умов человечества есть бескрайнее по сложносности и интересности поле деятельности. Освоение космоса! А вместо этого они разрабатывают ресурсы для взаимного уничтожения. Бред какой то.
    1. SWEET_SIXTEEN 21 ноября 2013 18:41
      Цитата: Арон Заави
      А вместо этого они разрабатывают ресурсы для взаимного уничтожения.

      Чем не звездолеты?
      1. saturn.mmm 21 ноября 2013 23:08
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Чем не звездолеты?

        Ага, с дозвуковой скоростью. А так конечно НЛО не меньше, если где увидеть.
        Автор Планета Марс: воды нет, растительности нет, населена американскими роботами.
        Автопортрет марсохода "Кьюриосити"

        Автопортрет? Интересно, а кто зеркало ему там подставил.
        1. SWEET_SIXTEEN 22 ноября 2013 01:59
          Цитата: saturn.mmm
          Автопортрет? Интересно, а кто зеркало ему там подставил.

          Это вырезка из снимка PIA16239 High-Resolution Self-Portrait by Curiosity Rover Arm Camera square, сделан на 84 день пребывания на Марсе.

          Панорама представляет собой коллаж из нескольких снимков (ну Вы наверное заметили - там, как "рыбий глаз", пропорции немного искажены)
  6. saag 21 ноября 2013 16:24
    Цитата: Арон Заави
    бескрайнее по сложносности и интересности поле деятельности. Освоение космоса!

    Действительно, а все из-за углеводородов, не знают поди, что к примеру на Титане их просто кидаешь шланг в ближайшее озеро, включаешь насос и качаешь, никаких тебе буровых с сероводородом, акциями Гринпис и прочего:-)
  7. JustMe 21 ноября 2013 18:52
    И теперь хотелось бы увидеть развернутую статью на тему
    И когда наша космическая промышленность вернется в дееспособное состояние
  8. studentmati 21 ноября 2013 20:04
    Радостно за мировую науку! Радостно за создателей РД-180!
    Печально, что мы падаем, в прямом и переносном смысле...
  9. Комментарий был удален.
  10. Pashhenko Nikolay 21 ноября 2013 20:19
    Кажется еще на Марсе Спирит жив,застрял только.Стоит лупает по сторонам,ждет помощи.
    1. SWEET_SIXTEEN 21 ноября 2013 21:25
      Цитата: Pashhenko Nikolay
      Кажется еще на Марсе Спирит жив,застрял только.Стоит лупает по сторонам,ждет помощи.

      такое было, застрял в песчаной дюне
      Последний сигнал Спирита был получен весной 2010 года
  11. uzer 13 22 ноября 2013 00:58
    Поверхность Марса.Кадр из видеоролика,смонтированного из спутниковых фотографий.
  12. Bersaglieri 22 ноября 2013 01:11
    Цитата: Арон Заави
    Для лучших умов человечества есть бескрайнее по сложносности и интересности поле деятельности. Освоение космоса! А вместо этого они разрабатывают ресурсы для взаимного уничтожения. Бред какой то.

    +10000
    Марсианская пилотируемая экспедиция на корабле с ЯЭРДУ оценивается примерно в 100-150 млрд. долларов.
    1/4...1/6 годового военного бюджета США или сумма, равная тратам на косметику в Китае за год :)
  13. abdrah 22 ноября 2013 04:30
    Если омериканцы не солгали и не наклепали фото и фильмов,как про полёты на луну то как-то это подозрительно.При таком обилии насущных финансовых проблем отправлять который по счёту корабль на марс. Может они чего там уже нашли интересное и хотят в одну харю поиметь всё? Например оружие марсиан.. smile
    1. почтальон 22 ноября 2013 12:44
      Цитата: abdrah
      как про полёты на луну то как-то это подозрительно.

      а у вас есть эти "наклепали"?

      Цитата: abdrah
      Если омериканцы не солгали

      2014 (по моему) финиширует гугл конкурс,не один а мин три лунохода отправятся к месту посадки Апполонов и к луноходу СССР.
      Прикольно будет ,когда увидим фотки Апполонов. Вот интересно,что будут мычать Велюров и апологеты?
      Наверное про весо-габаритный макет?
      почтальон
  14. почтальон 22 ноября 2013 12:39
    Цитата: Автор
    Марса — коварная атмосфера слишком слаба, чтобы положиться на прочность парашютных строп, но все еще слишком плотна, чтобы приблизиться к поверхности на космической скорости. Это прозвучит необычно, но Марс в плане посадки является одним из самых сложных небесных тел!

    Эту ошибку ты продолжаешь повторять из статьи(коммента) в статью (коммент)
    1. О посадке
    1.1.Устройство надувной пассивной системы торможения последней ступени ракеты-носителя

    1.2. В один из сентябрьских дней 1966 года 20 000 северовьетнамских солдат, державшие в полном окружении части американской морской пехоты в деревушке Хе Сан, с удивлением наблюдали в свои оптические прицелы удивительное зрелище. Из облаков вывалился американский транспортный самолет C-130, резко спикировал к окруженным пехотинцам и снизился над расчищенной от обломков ровной полосой земли до высоты около двух метров, что само по себе было рискованным фокусом. Но на этом чудеса не закончились: из раскрытого грузового люка показался небольшой парашют, подобно мощной руке выдернувший из недр транспортника поддон с грузом, который спустя мгновение уже бороздил землю под самолетом.
    2. О приближении к поверхности на космической скорости?
    не очень понятно а где (к какому небесному телу) можно приблизится на космической скорости?
    Силы гравитации не порвут?
    Можно конечно и так: "попадание космическим аппаратом в Луну было совершено еще в 1959 г., но это произошло в отсутствие спускаемого аппарата, и удар о поверхность Луны окончился полным разрушением космического аппарата. Однако особое (объемное) расположение вымпелов позволило части из них оказаться не поврежденными."
    А смысл?
    3.Об одном из самых сложных для посадки
    Да?
    вас бы на Юпитер...
    почтальон
  15. почтальон 22 ноября 2013 12:40
    Цитата: Автор
    Марса — коварная атмосфера слишком слаба, чтобы положиться на прочность парашютных строп, но все еще слишком плотна, чтобы приблизиться к поверхности на космической скорости. Это прозвучит необычно, но Марс в плане посадки является одним из самых сложных небесных тел!

    Эту ошибку ты продолжаешь повторять из статьи(коммента) в статью (коммент)
    1. О посадке
    1.1.Устройство надувной пассивной системы торможения последней ступени ракеты-носителя
    http://img.findpatent.ru/56/562353-s.gif
    1.2. В один из сентябрьских дней 1966 года 20 000 северовьетнамских солдат, державшие в полном окружении части американской морской пехоты в деревушке Хе Сан, с удивлением наблюдали в свои оптические прицелы удивительное зрелище. Из облаков вывалился американский транспортный самолет C-130, резко спикировал к окруженным пехотинцам и снизился над расчищенной от обломков ровной полосой земли до высоты около двух метров, что само по себе было рискованным фокусом. Но на этом чудеса не закончились: из раскрытого грузового люка показался небольшой парашют, подобно мощной руке выдернувший из недр транспортника поддон с грузом, который спустя мгновение уже бороздил землю под самолетом.
    2. О приближении к поверхности на космической скорости?
    не очень понятно а где (к какому небесному телу) можно приблизится на космической скорости?
    Силы гравитации не порвут?
    Можно конечно и так: "попадание космическим аппаратом в Луну было совершено еще в 1959 г., но это произошло в отсутствие спускаемого аппарата, и удар о поверхность Луны окончился полным разрушением космического аппарата. Однако особое (объемное) расположение вымпелов позволило части из них оказаться не поврежденными."
    А смысл?
    3.Об одном из самых сложных для посадки
    Да?
    вас бы на Юпитер...
    почтальон
    1. SWEET_SIXTEEN 22 ноября 2013 16:24
      Цитата: почтальон
      .Устройство надувной пассивной системы торможения последней ступени ракеты-носителя
      http://img.findpatent.ru/56/562353-s.gif

      Если все так просто - для чего янки понадобился феерический "воздушный кран"
      Или посадка "Следопыта" - тормозили, тормозили - а всеравно врезались на скорости 100 км/ч, только надувные подушки уберегли
      Цитата: почтальон
      Эту ошибку ты продолжаешь повторять из статьи(коммента) в статью (коммент)

      Какая ошибка? Я это в выводах комиссии Огастина читал.
      Цитата: почтальон
      О приближении к поверхности на космической скорости?

      В 73 часа 35 минут, совершив два витка по эллиптической селеноцентрической орбите, астронавты произвели включение основного двигателя корабля, который проработал 9 секунд и перевёл корабль на почти круговую орбиту с высотой периселения 112,1 км, высотой апоселения 112,7 км и периодом обращения примерно 2 часа.
      Во время полёта по круговой орбите астронавты продолжали съёмку Луны, Земли и навигационные эксперименты. На шестом витке Борман приказал прекратить все эксперименты в связи с переутомлением экипажа.


      попробуй соверши такой фокус вокруг Марса.
      Этож какая экономия топлива! - при спуске на Марс придется полчала висеть на ЖРД в гравитационном поле планеты. А тут можно приблизиться почти к самой поверхности
      Цитата: почтальон
      вас бы на Юпитер...

      Ну ты бы еще альфу центавра вспомнил
      Тот же Ганимед, Луна или Титан гораздо проще в плане посадки
      1. почтальон 22 ноября 2013 21:12
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        - тормозили, тормозили - а всеравно врезались на скорости 100 км/ч, только надувные подушки уберегли

        ВСЕ НОРМАЛЬНО:

        ТЫ НЕ УЧИТЫВАЕШЬ:
        Еще следует отметить одну принципиальную сложность всех экспедиций на Марс – это задержка сигнала. Время, за которое сигнал с Земли доходит до «красной планеты» (или обратно), 14 минут, а это значит что, даже захотев вмешаться в процесс посадки, скорее всего, будет поздно.
        Не использовали парашютную(чисто) из -за этого и и за ветров

        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        попробуй соверши такой фокус вокруг Марса.

        сравнил попу(марс) и палец(луна), ничего так о силе тяготения (разнице)

        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        А тут можно приблизиться почти к самой поверхности

        Марс это вам не Луна и не астероид, такой фокус не пройдет


        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Тот же Ганимед, Луна или Титан гораздо проще в плане посадки

        СИЛА ТЯЖЕСТИ, ты вечно пытаешься сравнить лилипутов (спутники) с Гуливерами(планеты)

        А АТМОСФЕРА (для посадки ,для торможения)- ЭТО ВСЕГДА БЛАГО!!!!
        - бесплатно и на месте
        - теплоотвод и теплозащита
        - архимедова сила
        почтальон
        1. SWEET_SIXTEEN 22 ноября 2013 21:53
          Цитата: почтальон
          ты вечно пытаешься сравнить лилипутов (спутники) с Гуливерами(планеты)

          И каким же образом соотносятся размеры Титана и Ганимеда с размерами планет "земной группы"? Того же Марса или Меркурия? wink
          Цитата: почтальон
          ВСЕ НОРМАЛЬНО:

          Что нормально? Pathfinder на скорости 100 км/ч врезался в песок, пять раз подпрыгнул на воздушной подушке.
          Цитата: почтальон
          сравнил попу(марс) и палец(луна), ничего так о силе тяготения (разнице)

          Космическая скорость там тоже не 8 км/с

          ИСЗ способны летать на любых высотах (сколько там минимальная орбита с краткосрочной стабильность - менее 200 км?) - опасность ведь не в том, что их разорвет гравитация. а в том, что они сгорят в атмосфере.
          Цитата: почтальон
          даже захотев вмешаться в процесс посадки, скорее всего, будет поздно. Не использовали парашютную(чисто) из -за этого и и за ветров

          fool
          А как же Гюйгенс на Титане? там вообще была задержка пара часов.
          Или многочисленные посадки на Венеру, где ветры покруче
          Цитата: почтальон
          - теплоотвод и теплозащита

          Это хорошо
          Цитата: почтальон
          - архимедова сила

          На Марсе пренебрежима мала
          1. почтальон 23 ноября 2013 15:06
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Того же Марса или Меркурия? wink

            чЁт мы путаем.

            Во сколько раз вес человека на Юпитере превышает вес того же человека на Земле?
            ОТВЕТ: Всего лишь 2,55 раза.
            А во сколько раз Юпитер крупнее Земли?

            НЕ РАЗМЕРЫ,а сила тяжести (g) НУ И МАССА:
            Ускорение свободного падения на экваторе МАРСА равно 3,711 м/с² (0,378 земного);




            Теперь условимся, что на Земле космонавт-путешественник весит ровно 70 кг. Тогда для других планет получим следующие значения веса (планеты расположены в порядке возрастания веса):
            Плутон 4,5
            Меркурий 26,5 (сравни РАЗМЕР с МАРСОМ)
            Марс 26,5
            Сатурн 62,7
            Уран 63,4
            Венера 63,4
            Земля 70,0
            Нептун 79,6
            Юпитер 161,2
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Космическая скорость там тоже не 8 км/с

            Ну ты ппппёХХХл!! Надо
            ж отчудить так:

            (сюда подставь М-массу планеты и ЕЕ радиус)
            первая космическая скорость для
            МАРСА составляет 3,6 км/с и вторая — 5,027 км/с.

            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            А как же Гюйгенс на Титане? там вообще была задержка пара часов.

            Ускорение свободного падения (G) на Титане =1,352 м/с (в кв),при Р=1,5атм Земной.

            НАДО ЛИ ПРОДОЛЖАТЬ? (В его атмосфере плавать можно)

            Атмосфера Титана составляет около 400 километров в толщину и содержит несколько слоёв углеводородного «смога», из-за чего Титан является единственным спутником в Солнечной системе, поверхность которого невозможно наблюдать в телескоп.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            На Марсе пренебрежима мала

            Да ладно ,
            Закон Архимеда: FA=Vρg.
            Давление атмосферы на Марсе в 200 раз меньше, чем на Земле.
            Поскольку давление атмосферы p=ρgh (а g на Марсе в 3 раза меньше), то плотность воздуха будет в 67 раз меньше.
            почтальон
            1. SWEET_SIXTEEN 23 ноября 2013 15:36
              Цитата: почтальон
              Меркурий 26,5 (сравни РАЗМЕР с МАРСОМ)
              Марс 26,5

              А на Титане - 10 кг! А как насчет более тяжелого Ганимеда?
              Цитата: почтальон
              Космическая скорость там тоже не 8 км/с
              Ну ты ппппёХХХл!! Надо ж отчудить так:

              А че не так? Как я и говрил - в разы меньше. Гравитация не опасна.
              Цитата: почтальон
              НАДО ЛИ ПРОДОЛЖАТЬ? (В его атмосфере плавать можно)

              Как насчет посадок на Венеру. Где бывают и ветры, и проблема со стабилизацией (при g = земному!) и задержка связи 10 минут. И тем не менее - успешно садились на парашютах
              Цитата: почтальон
              то плотность воздуха будет в 67 раз меньше.

              Коту под хвост такую силу Архимеда.
      2. почтальон 22 ноября 2013 21:24
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Если все так просто - для чего янки понадобился феерический "воздушный кран"

        Технология оказалось достаточно простой, но в тоже время и гениальной! Здесь используется огромный парашют, «воздушный кран» и прочие интересные вещи. На посадку потребуется всего 7 минут, эти минуты прозвали «7 минут ужаса»

        ВСЁ(!) то же самое как в "БРОНЯ ПАДАЕТ С НЕБА"
        Вспышка ракетного тормоза

        Фазы приземления боевой техники, десантирующейся с помощью парашютно-реактивной системы. Недалеко от земли твердотопливные реактивные двигатели резко затормаживают спуск. Благодаря «ракетным» тормозам появляется возможность увеличить скорость снижения, что делает машину при десантировании менее уязвимой.


        http://www.popmech.ru/article/14076-bronya-padaet-s-neba/photo/30738/#foto
        почтальон
        1. studentmati 22 ноября 2013 21:27
          Цитата: почтальон
          Недалеко от земли твердотопливные реактивные двигатели резко затормаживают спуск.


          Благодаря механическому щупу? Как в десанте?
  16. почтальон 22 ноября 2013 21:16
    Сорок пятая экспедиция к Марсу
    Марсианские хроники



    В последнее время отмечен необычайный интерес NASA к исследованию Марса, создается ощущение готовящейся скорой высадки астронавтов на Красную планету. Многочисленные аппараты вдоль и поперек исследовали Марс, специалистов NASA интересует все: орбитальные разведчики проводят подробное картографирование поверхности и замеры полей планеты, спускаемые аппараты и марсоходы изучают геологию и климатические условия на поверхности. Отдельным вопросом стоит наличие на Марсе нефти воды – согласно последним данным, аппараты все-таки обнаружили признаки водяного льда. А значит дело за малым – отправить туда человека.

    С 1996 года NASA организовало 11 научных экспедиций к Марсу (из которых 3 закончились провалом):

    - Mars Global Serveyor (1996 г.) - автоматическая межпланетная станция (АМС) 9 лет находилась на марсианской орбите, позволив собрать максимум информации об этом далеком загадочном мире. После завершения миссии по картографированию поверхности Марса, АМС перешла в режим ретранслятора, обеспечивая работу марсоходов.

    - Mars Pathfinder (1996 г.) - «Следопыт» работал на поверхности 3 месяца, в ходе миссии впервые использовался марсоход.

    - Mars Climate Orbiter (1999 г.) - авария на орбите Марса. Американцы перепутали в расчетах единицы измерения (Ньютон и фунт силы).

    - Mars Polar Lander (1999 г.) – станция разбилась при посадке

    - Deep Space 2 (1999 г.) – третья неудача, АМС потеряна при невыясненных обстоятельствах.

    - Mars Odyssey (2001 г.) – искал следы воды с марсианской орбиты. Нашел. В настоящее время используется как ретранслятор.

    - Mars Exploration Rover A (2003 г.) и Mars Exploration Rover B (2003 г.) – два зонда с марсоходами «Спирит» (MER-A) и «Оппортьюнити» (MER-B). «Спирит» застрял в грунте в 2010 году, после чего вышел из строя. Его близнец до сих пор подает признаки жизни на другой стороне планеты.

    - Mars Reconnaissance Orbiter (2006 г.) – «Марсианский орбитальный разведчик» ведет съемки марсианских ландшафтов камерой высокого разрешения, выбирает оптимальные места для будущих посадок, исследует спектры горных пород, замеряет радиационные поля. Миссия активна.

    - Phoenix (2007 г.) – «Феникс» исследовал приполярные области Марса, проработал на поверхности меньше года.

    - Mars Science Laboratory – 28 июля 2012 года марсоход «Кьюриосити» приступил к выполнению задания. 900-килограммовый аппарат должен проползти 19 км по склонам кратера Гейла, определяя минеральных состав марсианских пород.
    почтальон
    1. SWEET_SIXTEEN 22 ноября 2013 21:56
      в ту пору я еще не знал про Огастина и тактику flexible Path
  17. twister 28 ноября 2013 13:38
    Я считаю что достаточно отправить на Марс одну экспедицию чтобы понять, что не хрен там делать!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня