Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705

Появление ядерных реакторов кардинально изменило облик и методы боевой работы подводных лодок. Теперь можно было неделями не подниматься на поверхность, выслеживая корабельное соединение противника. Кроме того, мощность новых энергоустановок позволила значительно увеличить размеры подлодок и благодаря этому оснастить их новым вооружением. Ряд новых технологий привел к тому, что в пятидесятых годах прошлого века ведущие страны мира активно создавали новые проекты подводных лодок и вооружений для них. Настолько активно, что с завидной регулярностью стали появляться самые смелые идеи, которые теперь можно было воплотить в жизнь.

Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705
К-64. Проект 705


Идея


В конце пятидесятых годов СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») одновременно разрабатывало сразу несколько проектов подводных лодок, в которых применялись те или иные новые конструкторские решения. В 1959 году конструктор А.Б. Петров предложил создать проект малогабаритной одновальной атомной подводной лодки (АПЛ) с уменьшенным составом экипажа и большим количеством средств автоматизации. Кроме того, предложение подразумевало обеспечение высоких ходовых характеристик: при подводной скорости свыше 40 узлов перспективная субмарина могла бы в кратчайшие сроки выходить в необходимый район мирового океана и выполнять поставленные перед ней задачи. Интересной особенностью такой подлодки стала бы возможность уходить от торпед противника за счет высокой скорости.

Руководство СКБ-143 заинтересовалось новой идеей и выдвинуло ее для обсуждения. Обсуждение предложения с участием представителей военно-морского флота, судостроительной промышленности и руководства страны получилось достаточно длительным и бурным. Дебаты привели к корректировке некоторых нюансов облика будущей подлодки. В доработанном виде предложение получило поддержку министра судостроительной промышленности Б.Е. Бутомы и главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова.

В июне 1960 года ЦК КПСС и Совмин СССР издали совместное постановление о начале разработки проекта с кодовым обозначением «705» и названием «Лира». В проекте АПЛ предполагалось использовать массу оригинальных технических решений и новых технологий, призванных обеспечить выполнение технических требований. Из-за этого в мае 1961 года появилось новое постановление, в соответствии с которым конструкторам СКБ-143 разрешалось отступать от существовавших в то время норм и правил военного судостроения, если они смогут доказать необходимость подобных мер. Майское 1961 года постановление фактически развязало руки инженерам и позволило воплотить в жизнь все или почти все планы.

Главным конструктором проекта 705 «Лира» стал М.Г. Русанов, а общее руководство программой разработки и строительства подлодки стало задачей академика А.П. Александрова. От военно-морского флота за проектом наблюдали В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Проект создания атомной подводной лодки «705» имел высокий приоритет и к его созданию были привлечены несколько научных и конструкторских организаций.

Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705
Проект 705 и 705К


Проект 705

По результатам анализа нескольких вариантов общей архитектуры был выбран наиболее удачный. АПЛ проекта 705 предполагалось строить по двухкорпусной одновальной схеме. Для улучшения гидродинамических характеристик и повышения скорости подводного хода к проекту привлекли специалистов московского филиала ЦАГИ. Группу ученых-гидродинамиков, занимавшихся расчетом облика перспективной подлодки, возглавил К.К. Федяевский. В результате появилась рекомендация выполнить корпус лодки в виде тела вращения с небольшим обтекаемым ограждением рубки на верхней части.

В качестве основного материала для конструкции корпусов предлагались сталь и титан. В течение некоторого времени параллельно шла разработка двух вариантов корпуса, отличавшихся лишь материалом. Титановый корпус имел лучшие характеристики в сравнении со стальным. Поэтому проектирование последнего прекратилось, а титан стал основным материалом корпуса подлодки. В процессе разработки титанового корпуса активное участие приняли специалисты ЦНИИ металлургии и сварки во главе с академиком И.В. Горыниным.

Внутренний объем прочного корпуса при помощи герметичных переборок разделили на шесть отсеков. При этом третий отсек, в котором размещались бытовые помещения и главный командный пункт, имел переборки сферической формы. Благодаря этому третий отсек мог выдерживать такое же давление воды, как и сам прочный корпус. Еще одной мерой, принятой для обеспечения безопасности экипажа, стала всплывающая рубка. В случае аварии рубка могла стать спасательной камерой для всего экипажа. Конструкция рубки позволяла всплывать с предельной глубины и при большом крене или дифференте.

Предварительный проект перспективной АПЛ подразумевал сокращение экипажа до 16 человек. Однако отсутствие ряда важных приборов, способных взять на себя часть работы экипажа, привело к значительным изменениям. По требованию флота экипаж увеличили до 29 человек, а затем довели до окончательного значения – 32 офицера и мичмана. Запасов продовольствия должно было хватать на автономное плавание продолжительностью до 50 суток.

Надводное водоизмещение подлодки проекта 705, согласно расчетам, должно было превысить 2250 тонн, подводное – 3180 т. Максимальная длина подлодки составила 79,6 метра, ширина корпуса – 10 метров. На ранних стадиях проекта предполагалось, что водоизмещение субмарины не превысит 1500-2000 тонн.

Требования по максимальной скорости подводного хода с учетом габаритов и веса лодки потребовали создать новую мощную энергетическую установку. Из нескольких вариантов был выбран вариант с одним реактором, использующим жидкометаллический теплоноситель. По сравнению с существовавшими на тот момент водо-водяными реакторами такая энергетическая установка получалась компактнее и легче. Согласно расчетам, экономия веса достигала 300 тонн.

Реактор ОК-550, разработанный в горьковском ОКБМ под руководством И.И. Африканова, установили на балочном фундаменте, применявшемся в предыдущих проектах. Для турбозубчатого агрегата с мощностью на валу до 40 тыс. л.с. была разработана новая амортизационная установка, что позволило снизить уровень шума, производимого подлодкой. Еще несколько шумных агрегатов установили на отдельных пневматических амортизаторах. Основой электрической системы подлодки стали два генератора мощностью по 1500 кВт (напряжение 400 В, частота 400 Гц). Кроме того, лодку оснастили вспомогательным дизель-генератором (500 кВт) и аварийной аккумуляторной батареей.

Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705
Проект 705 и 705К


Сокращение экипажа до минимально возможного уровня было возможно только при условии создания нового комплекса электронного оборудования. В связи с этим ЦКБ завода им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») создало новую боевую информационно-управляющую систему «Аккорд», позволившую управлять всеми техническими средствами и системами с центрального поста. Различные компоненты системы «Аккорд» предназначались для сбора и обработки информации об окружающей обстановке, управления системами вооружения, кораблевождения и т.д.

Использование автоматизированной информационно-управляющей системы позволило изменить методы эксплуатации оборудования. Так, проект 705 не предусматривал постоянное дежурство членов экипажа у отдельных агрегатов и механизмов. Вместо этого предполагалось периодически производить профилактический осмотр отсеков. Боевая смена подлодки состояла всего из восьми человек.

Главным средством обнаружения целей АПЛ проекта 705 должен был стать гидроакустический комплекс «Океан». Для навигации лодку оснастили комплексом «Сож», для управления оружием – комплекс «Сарган». Честь своих функций эти системы выполняли в автоматическом режиме, что позволило значительно снизить нагрузку на экипаж. Помимо указанных систем перспективная подлодка должна была получить ряд другой аппаратуры, предназначенной для управления различными системами.

Перспективная подлодка получила шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Пневмогидравлические аппараты позволяли производить стрельбу на любой глубине, от перископной до предельной. Боезапас АПЛ проекта 705 состоял из 20 торпед САЭТ-60 или САТ-65. При необходимости субмарины могли брать на борт до 24 мин ПМР-1 или ПМР-2.

Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705
На атомной подводной лодке проекта 705 были впервые установлены пневмогидравлические торпедные аппараты, обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения


Подлодки проекта 705 должны были иметь следующие характеристики. Максимальная скорость в надводном положении должна была достигать 14 узлов, в подводном – превышать 40 узлов. Рабочая глубина погружения – 320 метров, предельная – 400 м. Для управления по курсу подлодка получила рули на вертикальных кормовых стабилизаторах. Одна пара рулей глубины размещалась на горизонтальных стабилизаторах, вторая – в носовой части корпуса, при необходимости ее можно было убирать под легкий корпус.

2 июня 1968 года на стапеле Ленинградского адмиралтейского объединения была заложена первая подлодка проекта 705. Уже 22 апреля 1969 года лодку К-64 спустили на воду. 31 декабря 1971 году она вошла в состав Северного флота. Необходимо отметить, что во время ходовых испытаний новую субмарину, в конструкции которой использовалось большое количество смелых и оригинальных идей, постоянно преследовали различные технические проблемы. Неоднократно возникали неполадки реактора, а также были выявлены трещины в титановом корпусе. В 1972 году во время выполнения учебно-боевой задачи снова начались проблемы с реактором. В этот раз жидкометаллический теплоноситель начал застывать, из-за чего пришлось заглушить реактор. Проблемы с реактором привели к тому, что в августе 1974 года подлодку К-64 вывели из боевого состава Северного флота.

До начала серьезных проблем с реактором К-64 промышленность успела начать строительство еще трех подлодок проекта 705. В связи с неполадками реактора головного корабля было принято решение о приостановке строительства до выявления и исправления имеющихся недостатков.

На решение имеющихся проблем ушло достаточно много времени. Из-за этого серийные лодки проекта вошли в состав флота лишь в конце семидесятых годов.
В строительстве новых подлодок участвовали как ленинградские корабелы, так и рабочие северодвинского завода «Севмаш». Серийные корабли, последовавшие за лодкой К-64, отличались от нее длиной корпуса. При доработке, проведенной в начале семидесятых, реакторный отсек подлодок проекта 705 стал немного длиннее. Из-за этого общая длина подлодок выросла до 81,4 м. По проекту 705 было построено лишь четыре субмарины, после чего новые корабли строились в соответствии с обновленным проектом 705К.

Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705


Проект 705К

Три построенные подлодки проекта 705К были заложены в начале семидесятых годов. Их предполагалось строить в соответствии с проектом 705. В некоторых источниках упоминается строительство четвертой подлодки проекта 705К, которая была заложена, но позже разобрана на стапеле.

Примененный на подлодке К-64 ядерный реактор не устроил военных, из-за чего для новых субмарин «705К» пришлось разработать новую энергетическую установку. Одновременно с реактором ОК-550 шла разработка другой энергоустановки. Конструкторы ОКБ «Гидропресс» во главе с В.В. Стекольниковым создали предварительный проект реактора БМ-40А, однако для использования на подлодках была выбрана другая система. После анализа проблем, возникших в ходе эксплуатации АПЛ К-64, было решено продолжить проект БМ-40А. Новая главная энергетическая установка имела другой состав агрегатов и монтировалась на фундаменте с двойной амортизацией. Реактор, использующий теплоноситель в виде свинцово-висмутового сплава, развивал тепловую мощность до 150 МВт. Использование новой энергоустановки позволило уменьшить длину подлодки в сравнении с серийными кораблями проекта 705.

Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705
Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705
Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705
Формирование опытной автоматизированной атомной подводной лодки проекта 705 на стапеле


Эксплуатация

Седьмая подлодка проекта «Лира» (К-463) вошла в состав ВМФ в последних числах декабря 1981 года. Новые субмарины произвели настоящий фурор в соответствующих кругах. Несмотря на проблемы с различными системами, новые подводные корабли имели высочайшие характеристики. Во время испытаний субмарины проектов 705 и 705К развивали подводную скорость до 41 узла. Таким образом, по скорости подводного хода «Лиры» уступали лишь подлодке К-222, построенной по проекту 661 «Анчар» и развивавшей скорость свыше 42 узлов. Новая ядерная энергетическая установка могла переходить на максимальные параметры работы без специальных процедур. Благодаря этому подлодка была способна набирать полный ход всего лишь за 1-1,5 минуты и производить поворот на 180° за 40-45 секунд.

Уникальные ходовые характеристики подлодок «Лира» позволили создать несколько новых методик ухода от торпед противника. Вовремя обнаружив атаку, субмарина могла быстро набрать нужную скорость и уйти от торпеды. Кроме того, в ходе уклонения от атаки противника АПЛ могла развернуться и контратаковать. С четом того, что единственным оружием подлодок проектов 705 и 705К были торпеды, подобные возможности стали одним из главных факторов, определившим их боевой потенциал.

Появление новых советских подлодок с высочайшими скоростными характеристиками произвело большое впечатление на командование вероятного противника. Самые современные противолодочные вооружение резко утратили свою эффективность и не могли гарантированно поразить новые советские субмарины, получившие в НАТО обозначение Alfa. Ряд зарубежных противолодочных ракет и торпед, используемых до сих пор, обязаны своим существованием именно советским лодкам проектов 705 и 705К.

Как всегда бывает с новыми смелыми проектами, эксплуатация субмарин «Лира» сопровождалась рядом проблем. Прежде всего, необходимо отметить принципиально неустранимый недостаток, связанный с применением в реакторе жидкометаллического теплоносителя. Чтобы сплав-теплоноситель не застыл, требовалось постоянно поддерживать определенную температуру реактора, что соответствующим образом сказалось на эксплуатации подлодок. В частности, затруднялось базирование с использованием существующей инфраструктуры. Кроме того, требовалось постоянно следить за состоянием жидкометаллического теплоносителя и регулярно проводить его регенерацию – очистку от окислов. Наконец, предполагалось сформировать по два экипажа для каждой подлодки проекта. Один из них должен был работать на субмарине в море, второй – следить за состоянием систем при нахождении на базе. Тем не менее, до конца службы все «Лиры» так и остались с одним экипажем.

Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705


Несмотря на недостатки конструкции или проблемы с эксплуатацией, АПЛ проектов 705 и 705К активно использовались моряками Северного флота. Субмарины регулярно участвовали в учениях и совершали автономные походы. Во время одного из походов лодка «Лира» наглядно показала свои боевые возможности. Согласно некоторым источникам, в середине восьмидесятых годов одна из подводных лодок этого типа, находясь в Северной Атлантике, в течение 22 часов преследовала субмарину НАТО. Лодка вероятного противника неоднократно предпринимала попытки уйти от преследования, но высокие характеристики «Лиры» не позволили ей сделать это. Советские моряки оставили натовцев лишь после соответствующей команды из штаба.

В середине восьмидесятых годов в Советском Союзе начались серьезные экономические и политические реформы. Их результатом, среди прочего, стало значительное снижение количества учений и походов. Одной из первых жертв начавшейся Перестройки стала подлодка К-123. В середине 1983 года ее отправили на капитальный ремонт, который предполагалось завершить за несколько лет. Однако сокращение финансирования привело к тому, что ремонт закончился лишь в конце лета 1992 года. Незадолго до этого, в начале июня, все семь подлодок проектов 705 и 705К получили новые наименования. В соответствии с обновленной номенклатурой, в названии кораблей литера «К» была заменена на «Б». Цифры остались прежними.

После завершения ремонта АПЛ К-123, переименованная в Б-123, осталась единственной субмариной проекта, находившейся в боевом составе ВМФ. Все остальные лодки были выведены из него еще в 1990 году. Б-123 оставалась в строю до 1997 года. В девяностых годах, из-за финансовых проблем и невозможности своевременного обслуживания, началась утилизация всех субмарин проектов 705 и 705К. Процесс разборки лодок и утилизации радиоактивных материалов продолжается до сих пор.

Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705


Атомные подводные лодки проектов 705 и 705К прослужили не более 15-20 лет, в течение которых эффективно выполняли учебно-боевые задачи и несли дежурство в заданных районах мирового океана. К сожалению, из-за технических и экономических проблем военно-морской флот Советского Союза получил лишь семь таких кораблей, но и столь небольшое количество субмарин могло оказать большое влияние на ход гипотетического конфликта.

Высокие боевые качества подлодок «Лира» были обусловлены большим количеством новых оригинальных технических решений. Применение максимально автоматизированных систем управления реактором, вооружением и т.д. позволило не только сократить экипаж, но и получить большой опыт в деле создания корабельной электроники. Вероятно, именно широкое применение автоматики позволило избежать серьезных аварий и жертв. Так, за годы службы было несколько аварий разного рода, в том числе два нарушения работы реактора с загустением и затвердением жидкометаллического теплоносителя. Тем не менее, во время борьбы за живучесть экипажи подлодок не потеряли ни одного человека. Все лодки были сохранены, хотя головная К-64 всего через несколько лет после начала службы была выведена из состава флота.

Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705


Нереализованные проекты на основе «Лиры»

В 1963 году начались работы по глубокой модернизации проекта 705. В ходе проекта с новым обозначением «705А» планировалось создать на базе «Лиры» подводный корабль, способный уничтожать корабли противника при помощи крылатых ракет «Аметист». Помимо изменения компоновки корпусов требовалось доработать ряд систем различного назначения, а также создать боевую информационно-управляющую систему, способную управлять ракетным вооружением. Отдельно требовалось обеспечить целеуказание для ракет при помощи гидроакустического комплекса.

Эскизный вариант проекта 705А разрабатывался в СКБ-143. Однако в дальнейшем командование ВМФ и руководство судостроительной промышленности решили закрепить все проекты АПЛ с ракетным вооружением за одним конструкторским бюро. В середине шестидесятых годов все материалы по новому проекту были переданы горьковскому ЦКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»), где проект 705А получил новый индекс – 686. По ряду причин проект 705А/686 так и не был завершен, но некоторые наработки использовались в более поздних проектах многоцелевых атомных субмарин.

В начале шестидесятых годов появилось предложение создать на базе проекта «Лира» подводную лодку, способную нести баллистические ракеты. Проект с индексом «705Б» создавался конструкторами СКБ-143. Уже первые анализы возможностей показали, что подлодка проекта 705 будет способна нести баллистические ракеты лишь после ряда крупных доработок, следствием которых должно было стать увеличение ее габаритов и ухудшение ходовых характеристик. Решением проблемы могла стать новая баллистическая ракета с размерами, вписывающимися в габариты «Лиры», наподобие американской Polaris. В таком случае можно было незначительно увеличить габариты подлодки и оснастить ее восемью ракетами, сохранив достаточно высокую скорость подводного хода.

Подлодки проекта 705Б могли нести и использовать ракеты Р-27К комплекса Д-5. К 1964 году сотрудники СКБ-143 создали несколько вариантов эскизного проекта, отличавшиеся друг от друга различными деталями, в том числе и количеством ракет: боекомплект одного из них составлял 12 единиц. Уже в 1962 году документацию по проекту 705Б передали в ЦКБ-16 (позже переименовано в ЦПБ «Волна», ныне входит в состав СПМБМ «Малахит»), где разработка получила новый индекс «687». Проектирование перспективного подводного ракетоносца стратегического назначения продолжался до 1969 года, после чего его закрыли в пользу проекта 667А.

В конце шестидесятых годов СКБ-143 начало работы по созданию проекта 705Д. Литера «Д» означала «довооруженный», что полностью отражало назначение проекта. Предполагалось, что новые субмарины в дополнение к шести торпедным аппаратам получат четыре или шесть пусковых установок ракетоторпед калибра 650 мм. Для упрощения проекта и исключения серьезных доработок прочного корпуса контейнеры с ракетами должны были размещаться внутри ограждения рубки. Основой для проекта 705Д стал проект 705К.

Эскизный вариант проекта 705Д был готов в 1970 году, а через два года командование ВМФ утвердило техническое задание. Помимо дополнительного вооружения в виде ракетоторпед модернизированные подводные лодки должны были получить еще несколько новых систем и агрегатов, улучшающих характеристики и облегчающих работу экипажа. В первом квартале 1974 года СКБ-143 представило на рассмотрение технический проект перспективной АПЛ с усиленным вооружением. Проект был утвержден, но на этом все работы остановились. Из-за затянувшейся разработки перспективная лодка уже не выглядела пригодной для эксплуатации в будущем.


По материалам сайтов:
http://deepstorm.ru/
http://voencomrus.ru/
http://army.lv/ru/
http://русская-сила.рф/
http://oosif.ru/
http://kuleshovoleg.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 69
  1. Гражданский 26 ноября 2013 09:23
    Хитрый реактор, однако в перспективе можно было бы вернуться к этой идее, водно металической, хотя с учетом упадка культуры производства.... не факт
  2. Nayhas 26 ноября 2013 09:24
    Вообще изначально Лира должна быть первой однокорпусной АПЛ в СССР, но ... Автор также забыл указать, что случилось с первой АПЛ, она прожила не долго, застыл теплоноситель и лодка умерла...
    П.С: мы до сих пор строим двухкорпусные ПЛ...
    1. vthrehbq 26 ноября 2013 09:47
      Не совсем так, новые бареи однокорпусные
      vthrehbq
      1. doktor_alex 26 ноября 2013 16:19
        Да ну правда? Так чтобы вы знали, новые бореи, набраны все из задела валявшегося не севмаше от антеев и акул, только третья лодка построена из своего железа, так с какого перепугу борей может быть однокорпусным? Даже ясень и тот если я конечно не ошибаюсь полуторокорпусный.
        1. skiff-1980 26 ноября 2013 19:01
          Не совсем верно. На бореи пошел задел проектов 971 и 949а. Проектом 941 там и не пахло. Во первых такого задела просто не и ни когда не было. Все что хотели то построили. Ну а во вторых задел это секции прочного корпуса (цилиндры если хотите) и в его использовании ни чего нет криминального
          1. saturn.mmm 26 ноября 2013 22:36
            Цитата: skiff-1980
            Проектом 941 там и не пахло. Во первых такого задела просто не и ни когда не было.

            Не факт. Корпус 7-ой АПЛ пр.941 мог как то использоваться.
          2. doktor_alex 27 ноября 2013 11:17
            Я где то сказал что задел это плохо?
      2. spravochnik 2 декабря 2013 16:25
        Бореи все двухкорпусные. Ясени полуторакорпусные.
    2. Арберес 26 ноября 2013 10:53
      Интересно, а как у нее с шумностью дела обстояли? Я как то уже находил публикацию об этих супер-лодках но там указывалось, что по шумности они оставляли желать лучшего.
      Кто в теме, может поделитесь своими знаниями? Буду очень благодарен!!!
      1. Sirocco 26 ноября 2013 12:09
        Цитата: Арберес
        Кто в теме, может поделитесь своими знаниями?

        Во время испытаний обнаружили новое явление в подводном плавании: на скорости более 35 узлов возникал внешний шум от турбулентных потоков воды при обтекании корпуса, это было как рёв самолёта с уровнем до 100 децибеллов! Во время 12-часового полного хода сорвало либо изуродовало различные внешние элементы. (Как всегда приходится чем то жертвовать.) На лодке отработали эффективные маневры уклонения от торпед противника с последующей контратакой, в частности, для разворота на 180 градусов на максимальной скорости ей требовалось всего 42 cекунды! При таком маневре противник терял цель, а «Лира» по-истребительному заходила ему в хвост.
        1. yehat 25 февраля 2016 15:33
          на ходе, близком к максимальному, не просто срывало элементы, еще и шлифовался корпус, что несколько улучшало характеристики лодки.
          что касается шума и скорости, мне кажется, на тот момент просто не было разработано технологий совместить эти два компонента.
          Полагаю, нужен как минимум винт с изменяемым шагом, как на самолетах
      2. Сержант 26 ноября 2013 12:38
        Запишите в нете 174 серии "Ударная сила" там обо всём вооружении СССР рассказывается достаточно подробно и понятно. очень советую.
        Сержант
      3. rolik 26 ноября 2013 12:41
        Цитата: Арберес
        Кто в теме, может поделитесь своими знаниями? Буду очень благодарен!!!

        По шумке, на больших ходах, шумела сильно. Но и скорость у нее, на такой скорости тихо никогда не будет. На малых и средних ходах , шум был нормальный.
        На мой взгляд, самая красивая лодка. Ничего лишнего, все четко, выверено и зализано. Порше среди других субмарин, лодка-сама в себе.
        rolik
        1. carbofo 26 ноября 2013 18:59
          Красивая не то слово :) , а подвижность вообще песня.
          Проект интересный и то что он все таки был реализован несмотря на риски , огромный плюс инженерной науке и руководству.
          Плюсы , постоянная боевая готовность, если я правильно помню Лира могла уже в течении часа уйти в экстренный поход.
          Высокая скорость , совершенно иная техника ведения боя , основанная на скорости, маневре, и огневом воздействии. (только тарана не хватает :) .)
          Высокая боевая устойчивость , достигаемая высокой маневренностью и скоростью.
          Высокая готовность реактора к работе на полную мощность.
          Небольшой экипаж, что позволяет комплектовать экипаж полностью кадровыми моряками, что повышает слаженность экипажа и профессиональные навыки.
          Минусы - в основном эксплуатационные и конструкционные:
          Высокая шумность, даже не в режиме полного хода.
          Требование постоянного поддержания теплоносителя в жидком состоянии, весь срок эксплуатации лодки, с сопутствующими проблемами.
          Высокая стоимость содержания по предыдущей причине.
          Высокие требования к экипажу, по причине высокой автоматизации лодки.

          Мне лично проект нравится как обывателю.
          Проекты такого типа должны быть во флоте, они хорошее дополнение к "Варшавянкам" , и ракетным лодкам.
          Если инструмент правильно использовать то свое место есть у каждого !.

          Активность любого врага будет минимальна , если он будет знать что его догонят и накажут, и под боком всегда может быть более тихая лодка , например "Варшавянка" которая не так заметна но не менее кусачая.
          1. rolik 26 ноября 2013 19:19
            Цитата: carbofo
            Плюсы , постоянная боевая готовность, если я правильно помню Лира могла уже в течении часа уйти в экстренный поход

            Можно добавить вынужденная боевая готовность. Так как реактор всегда был горячим, так сказать работал на малых оборотах. Там теплоноситель на свинце и чтобы он не застыл, надо было держать температуру, плюсом регенерация теплоносителя, очистка от окисла. Но это была плата за скорость и ее быстрейший набор.
            rolik
            1. carbofo 26 ноября 2013 19:50
              rolik
              Если начну перечислять все известные мне проблемы это уже потянет на статью, я не задаюсь такой целью, так как не настолько в курсе деталей проекта, что-бы что-то авторитетно утверждать.
              Сложный и интересный проект как с точки зрения боевого применения, так и с инженерной, никто в мире не имеет столько информации по реакторам с ЖМТ, это стоило того что было потрачено, жаль только что тема умирает только родившись.
              Малая размерность корабля в значительной мере достигнута благодаря автоматизации и компактному мощному реактору.
              Корабль получился как авто формулы-1, сверх-технологичная машина опередившая время на десятки лет, но со своими сложностями, которые массового применения не найдут, хотя кто знает.
            2. spravochnik 2 декабря 2013 16:28
              Сплав свинца с висмутом, если точно.
        2. Aleks тв 26 ноября 2013 20:05
          Цитата: rolik
          На мой взгляд, самая красивая лодка. Ничего лишнего, все четко, выверено и зализано. Порше среди других субмарин, лодка-сама в себе.

          Ага, Роман.
          yes
          Очень красивая лодка.
          Я не профи во флоте, но 705 всегда завораживала.
          1. andrey-ivanov 27 ноября 2013 15:35
            Поддерживаю! Мисс АПЛ мира! wink
  3. archi.sailor 26 ноября 2013 09:48
    жаль все попили,а так лодка была отличная. Лично знаю людей,кто успел послужить на 705 проекте(автомате)
    1. Old_Kapitan 26 ноября 2013 10:53
      Нас такая под лед провожала и обратно встречала. Смотрел, как швартовится - красава!!!
  4. Stiletto 26 ноября 2013 09:55
    Эх, какую страну потеряли! В кратчайшие сроки возродиться из пепла Великой Отечественной войны, создать задел технологий, которыми и до сих пор кормятся все, кому не лень, строить такие корабли, что аж дух захватывает - все это мы могли, и все променяли на "западные ценности"...
    1. Ингвар 72 26 ноября 2013 10:33
      Но ничего,отольются кошке мышкины слезки. А лодка очень красивая.
    2. yehat 25 февраля 2016 15:34
      потому что никто в стране не знал, что у нас есть, все было секретно
  5. Евгений46 26 ноября 2013 10:00
    и только сейчас у нас возобновили постройку реактора с металлическим теплоносителем. А Запад даже не вышел из стадии разработок. Проект 705 минимум на 30 лет опередил своё время. Доработанный под "Оникс" и "Калибр", он мог стать страшной попаболью для НАТО и Китая
    1. Nayhas 26 ноября 2013 12:38
      Цитата: Евгений46
      А Запад даже не вышел из стадии разработок.

      Эксплуатация реакторов с ЖМТ довольно сложная вещь. Большие расходы.
      1. vadson 26 ноября 2013 15:17
        с первым вашим мнением согласен, со вторым нет. когда это у амeров денег для военных было мало?
    2. туранчокс 28 ноября 2013 17:42
      американцы и тут впереди планеты всей, 1957 г. построили лодку "Сивулф" с реактором на ЖМТ (калий)в эксплуатации огребли кучу головняков и навсегда забили на это направление для лодочных реактров
  6. Володя Сибиряк 26 ноября 2013 10:40
    Единственная страна которая могла себе позволить строить лодки из титана.
    Володя Сибиряк
    1. Комментарий был удален.
  7. Западная Лица 26 ноября 2013 11:43
    Спасибо автору за хорошую статью, хотелось бы немножко добавить:
    1). 705 и 705К поекты отличались еще компановкой ППУ. На 705 (Постойка ЛАО) было 3 петли 1 контура, а на 705К (постройка СМП) только 2.
    2). Для обслуживания кораблей в базе были созданы 2 технических экипажа, по 1 на кажжную серию (705 и 705к)состоящие из 3-х подразделений (по 1 на корабль).
    3).Особенностью эксплуатации данных кораблей в базе являлось то, что тыловые службы флота не могли обеспечить корабли паром необходимых параметров(для подогрева 1 контура), приходилось постоянно держать реакор на мощности 0,5 %.
    Западная Лица
  8. Stiletto 26 ноября 2013 11:46
    У фантаста Рэя Брэдбери (1920–2012) как-то спросили: почему люди до сих пор не живут на Марсе? Писатель ответил: «…люди — и.диоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и IPhone… А если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».
    1. vadson 26 ноября 2013 15:21
      вы это к чему?
      1. Stiletto 26 ноября 2013 15:53
        Цитата: vadson
        вы это к чему?


        К тому, что пора избавляться от западных ценностей в виде "сладко кушать - мало думать" и возвращаться к советской модели мировоззрения.
        1. vadson 26 ноября 2013 17:06
          я имел в виду при чем здесь тема статьи?
          1. Stiletto 26 ноября 2013 17:22
            Цитата: vadson
            я имел в виду при чем здесь тема статьи?



            Вадим, смотрите, по теме статьи. Создание Советским Союзом "Лир" стало настоящим шоком для Штатов - они едва ли не искренне полагали, что столкнулись в океане с инопланетными технологиями. Насколько я помню, даже торпеды не могли догнать эту лодку, настолько быстро она маневрировала. В момент первой встречи военные НАТО полагали, что столкнулись в океане не с одной, а с целой стаей новейших лодок вероятного противника.
            Во времена Союза, который пережил Великую Отечественную, и сумел в кратчайшие сроки восстановить свою экономику, и нарастить военную мощь, страна Советов была лидером - ее прорывные технологии лидировали во всем. Сейчас, когда мы взяли за основу модель политического, социального и экономического устройства западного мира, мы постепенно сдаем эти позиции. Нельзя совместить несовместимое, одновременно идти в русле и быть лидером. И далее я вновь повторю: пора избавляться от западных ценностей в виде "сладко кушать - мало думать" и возвращаться к советской модели мировоззрения. Строить, мечтать о космических полетах к дальним мирам, правильно, по-советски, а не гейропейски, воспитывать своих детей. Не ограничиваться "Домом-2" и "Битвой экстрасенсов". Наряду с миллионами думающих людей, все больше и больше становится таких, кто живет проблемами заключения очередного выгодного контракта для своей кампании, покупкой новой машины, иного потреблятства. Это не наши ценности, они навязаны нам извне. Простите за сумбур, но как-то так.
            1. vadson 26 ноября 2013 17:40
              да я согласен с вами, просто вы свою мысль завуалировали что лира и рей бредбери как то не сразу вяжутся.
              1. Stiletto 26 ноября 2013 17:42
                Цитата: vadson
                да я согласен с вами, просто вы свою мысль завуалировали что лира и рей бредбери как то не сразу вяжутся.


                Есть такое дело, не обессудьте... hi
            2. clidon 26 ноября 2013 20:09
              "Лиры" так гудели на весь океан, что в США скоро поняли с кем имеют дело и поуспокоились. Лодки были шумные, глючные во всех отношениях и жутко дорогие, отчего их ветвь в советском ВМФ быстро поувяла, ровно как и интерес к ней. Решили добиваться подводных "рекордов" другими методами, да только тут и Союз развалился.

              Я честно скажу, что к советским рекордам в виде гиганстких подводных катамаранов, титановых глубоководников и сверхскоростных подлодок автоматов отношусь несколько неприязненно. Такое впечатление, что шальные деньги вбрасываемые в ВПК жгли конструкторам ляжки и "можно было реализовать любые мечты". При этом недалёкие, невыразительные американцы, спокойно и без метаний просто строили партии отработанных субмарин и в итоге "поимели всё стадо".

              Что касается потребительства, то есть понятие "золотая середина". Пустые полки, затапливаемые подъезды и безасфальтная грязь в военных городках вряд ли оказывала благотворное влияние на умы и веру в человеческий подвиг. За что и поплатились.
              1. ytqnhfk 26 ноября 2013 22:27
                Вы,чувствуется уже нового покаления человек просто на досуге сядьте и подумайте про то что безопасность не имеет цены!Просто потому что если не доплатили то после этого жалеть уже головы не будет !А тот кто идет впере6ди и ищет всегда может ошибиться!
                ytqnhfk
                1. voffchik7691 27 ноября 2013 00:43
                  Как там у умных? Кто не хочет содержать свою армию, тот кормит чужую!
                2. clidon 27 ноября 2013 05:39
                  Безопасность имеет цену. Это бюджет государства и его сбалансированность. В советском ВПК просто на какой то момент потеряли всякое чувство меры.
                  1. andrey-ivanov 27 ноября 2013 15:45
                    Вообще-то военный бюджет США всегда был больше советского, и различных нереализованных и жутко затратных проектов в Штатах тоже была уйма. Да и сектор промышленности работающий в военной сфере у них был и есть никак не меньше , чем в СССР.
                    1. clidon 27 ноября 2013 17:28
                      Ну если смотреть липовую советскую статистику, то конечно он был много больше (у нас 20 миллиардов рублей на всё про всё). А вот в реальности....
                      Давайте сравним "на пальцах". Сколько гражданских автомашин выпускал "Крайслер"? При этом сколько он выпускал танков?
                      Программы ВПК по умолчанию не дешевы, но у нас это принимало форму беспредела. США строили одну серию атомных стальных субмарин и одну "ракетную". У нас только стратегических параллельно могли строить две, плюс тип с крылатыми ракетами (отдельный проект), плюс пара-тройка торпедных атомных субмарин (отдельный проект), плюс дизельные ПЛ плюс атомные станции.
                      То же касалось танков - на конвейерах держали одновременно три (а иногда и четыре) типа основных танков.
                      То же самое царило в авиации. У американцев B-52 летают с начала 60-х...

                      Впрочем мне и так сложно ткнуть в советский или действующий завод и не попасть в "ящик".
              2. saturn.mmm 26 ноября 2013 22:53
                Цитата: clidon
                При этом недалёкие, невыразительные американцы, спокойно и без метаний просто строили партии отработанных субмарин и в итоге "поимели всё стадо".

                В смысле кинули всех на деньги, 17 триллионов долга который никто не собирается отдавать.
                1. clidon 27 ноября 2013 05:41
                  И да, построили такую систему, которая позволяет им иметь госдолг в 17 трлн и стоять на ногах. Но это другая история...
              3. voffchik7691 27 ноября 2013 00:42
                При этом недалёкие, невыразительные американцы, спокойно и без метаний просто строили партии отработанных субмарин и в итоге "поимели всё стадо".
                Уважаемый, если бы не горбатый со своей бандой, хрен бы они кого поимели! Без пятой колонны ничего они не могли.
                1. clidon 27 ноября 2013 05:51
                  Это всё сказки для бедных. Горбачёвскую перестройку поддержало абсолютное большинство. Потом так же яро стали выстапать за сепаратиста Ельциан, против Горбачёва и союза. Впрочем я вообще о другом.
                  1. andrey-ivanov 27 ноября 2013 15:50
                    Ну да. Перестройку поддержали - это факт. Только вот с реализацией было как всегда - "до основания, а затем..." Но в итоге пришли другие и ... снесли даже основание, совсем уж до "грунта". А народ оказался даже не у разбитого корыта, а совсем и без оного. Как говорил классик - дураки и дороги извечная беда России-матушки. Дороги-то построить можно, а вот от второй беды как избавиться?
  9. Ivan79 26 ноября 2013 12:20
    Я думаю что технология строительства и эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах с ЖМТ у нас
    достаточно отработана ( БЭАС ). Почему бы не вернутся к проектам таких лодок?
  10. air wolf 26 ноября 2013 13:16
    Думаю, что такие наработки ни как нельзя забрасывать и вообще при современных технологиях, экипапаж может уменьшен до 10 человек.
  11. МЧПВ 26 ноября 2013 13:41
    Иногда СССР создавал проекты, которые сводили к нулю дорогостоящие затеи американцев.Так один единственный полет "Бурана" заставил отказаться америкосов от СОИ , а пр.705 тоже успел сделать свое дело за столь недолгую жизнь по флотским меркам,ну и плюс как у Пушкина:
    О сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг,
    И случай, бог изобретатель...
    1. atalef 26 ноября 2013 13:47
      Цитата: МЧПВ
      Иногда СССР создавал проекты, которые сводили к нулю дорогостоящие затеи американцев.Так один единственный полет "Бурана" заставил отказаться америкосов от СОИ , а пр.705 тоже успел сделать свое дело за столь недолгую жизнь по флотским меркам,ну и плюс как у Пушкина:
      О сколько нам открытий чудных
      Готовят просвещенья дух
      И опыт, сын ошибок трудных,
      И гений, парадоксов друг,
      И случай, бог изобретатель...

      А американцы СОИ и не развивали( если Вы уточните) , пиарили и не развивали ( копейки вкладывали) , А СССР повелся, и вложил хреновы тучи бабок( сам служил в ВКС)
      американцы делали все , что бы экономически убить СССР - СОИ, Першинги в европу, уронили цены га нефть, эмбарго на нефтегазовое и продвинутое оборудование, поставки душманам- что бы СССР плотнее сел в Афгане, новые АПЛ - и результата своего добились, нравиться Вам это или нет- СССР конца 80-х начала 90-х практически всеобщий дефицит и рушащаяся экономика
      1. МЧПВ 26 ноября 2013 14:53
        Одним из реальных побочных результатов создания МКС "Энергия-Буран" явилось существенное продвижение переговоров по ограничению вооружений, прежде всего между США и СССР. Ведь ОК "Буран" создавался в том числе и для комплексного противодействия планам использования космического пространства в военных целях. Тот научно-технический потенциал, который был продемонстрирован при первом беспилотном полёте, подтвердил наши стратегические возможности и необходимость соглашения.

        http://www.buran.ru/htm/gud%2021.htm
        1. atalef 26 ноября 2013 16:33
          [quote=МЧПВ][quote]Одним из реальных побочных результатов создания МКС "Энергия-Буран" явилось существенное продвижение переговоров по ограничению вооружений, прежде всего между США и СССР. Ведь ОК "Буран" создавался в том числе и для комплексного противодействия планам использования космического пространства в военных целях. Тот научно-технический потенциал, который был продемонстрирован при первом беспилотном полёте, подтвердил наши стратегические возможности и необходимость соглашения.[/quote]
          http://www.buran.ru/htm/gud%2021.htm[/quote
          Я присутствовал , что на первом , что на втором запуске, уже тогда офицеры говорили о непомерных затратах на программу и цену запуска под 100 лимонов в тех ценах, поэтому не факт и далеко , а с учетом того , что к тому времени американцы уже вовсю летали , Ваши утверждения как то не имеют под ногами достойных фактов, беспилотный полет? Ну если вы мне докажете, что беспилотный единственный полет , лучше чем 7 лет пилотируемой программы
          Шатлл( к тому времени) Может я с вами и соглашусь
  12. moreman78 26 ноября 2013 14:14
    Цитата: МЧПВ
    Иногда СССР создавал проекты, которые сводили к нулю дорогостоящие затеи американцев.Так один единственный полет "Бурана" заставил отказаться америкосов от СОИ , а пр.705 тоже успел сделать свое дело за столь недолгую жизнь по флотским меркам,ну и плюс как у Пушкина:
    О сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг,
    И случай, бог изобретатель...


    А можно поподробнее - ЧТО ИМЕННО успел сделать за столь недолгую жизнь пр.705?
    - понять что из-за высокой скорость подводного хода лодка теряет свое преимущество в скрытности?
    - или что невозможно обойтись на АПЛ маленьким экипажем (как задумывалось изначально - типа экипаж в 16 человек)?
    - или что время реактора с металлическим теплоносителем еще не настало (а может и не настанет вообще)?

    Именно такие проекты как АПЛ пр 705 - И УБИВАЛИ ЭКОНОМИКУ СССР!
    1. Кот 26 ноября 2013 15:29
      Цитата: moreman78
      А можно поподробнее - ЧТО ИМЕННО успел сделать за столь недолгую жизнь пр.705?
      - понять что из-за высокой скорость подводного хода лодка теряет свое преимущество в скрытности?
      - или что невозможно обойтись на АПЛ маленьким экипажем (как задумывалось изначально - типа экипаж в 16 человек)?
      - или что время реактора с металлическим теплоносителем еще не настало (а может и не настанет вообще)?

      более-менее справедливо только последнее утверждение, да и то не факт. Что же касается остальных:
      Шумность на высоких скоростях - так никто и не заставляет все время идти полным ходом. А вот быстренько смыться после атаки, или же увернуться от вражьей торпеды - очень даже полезное качество. И даже если вражеская ПЛО и услышит лодку, так ее ж еще и угробить чем-то надо. А если нечем - держать контакт, пока не подойдут силы у которых это "что-то" имеется. Только вот проблема: зачастую корабли на скоростях 20+ ничего, кроме собственных винтов, и не слышат вовсе. А если бы и услышали - много ли кораблей смогут выдать 40 узлов? Вот именно. Соответственно, 705-я сможет благополучно оторваться от супостата, после чего сбросить ход и затаиться, или медленно и тихо уползти в совсем другом направлении. И ищи ее потом...
      В итоге - даешь новые противолодочные средства, новую тактику, новую структуру ПЛО, и т.д. и т.п. И все это - на корабли и соединения, количество которых на пару порядков больше количества 705-х. То есть - деньги, деньги, деньги... время, мозги, ресурсы.
      Что же касается маленького экипажа - так все буржуи сейчас только тем и заняты, что клепают разного рода "беспилотники". Янкесы вон, суперпуперэсминец "Зумвальт" сочинили, на 15 тыщ тонн водоизмещения - 150 человек экипажа. Получается что концепция, придуманная (и реализованная) в СССР 40 лет назад, оказалась очень и очень прогрессивной.
  13. moreman78 26 ноября 2013 16:05
    Цитата: Кот

    Что же касается маленького экипажа - так все буржуи сейчас только тем и заняты, что клепают разного рода "беспилотники". Янкесы вон, суперпуперэсминец "Зумвальт" сочинили, на 15 тыщ тонн водоизмещения - 150 человек экипажа. Получается что концепция, придуманная (и реализованная) в СССР 40 лет назад, оказалась очень и очень прогрессивной.


    Вообще то концепция, придуманная (и реализованная) в СССР 40 лет назад в пр. 705 - это НЕ БЕСПИЛОТНИК! Так что не надо передергивать. А буржуи не только беспилотники клепают. Про экипажи всех современных АПЛ если сами не знаете, то можете погуглить.
    1. Кот 26 ноября 2013 16:39
      Цитата: moreman78
      Вообще то концепция, придуманная (и реализованная) в СССР 40 лет назад в пр. 705 - это НЕ БЕСПИЛОТНИК! Так что не надо передергивать. А буржуи не только беспилотники клепают. Про экипажи всех современных АПЛ если сами не знаете, то можете погуглить.

      Концепция, в данном случае - это меньший экипаж при больших (или равных) возможностях техники (АПЛ, корабля, самолета, танка и т.д.). Ну а беспилотник - всего лишь пример этой самой концепции, ее, скажем так, идеал. И будь подводная связь такой же простой и надежной как атмосферная - можете не сомневаться, глубины океанов давно бы бороздили толпы какихнить подводных Предаторов и ГлобалХавков.
      Что же касается современных АПЛ - так мериканцы, думаю, с огромным удовольствием ограничили бы экипаж свого Сивулфа 30-ю моряками вместо 130-ти. Тем более что лодка-то поновее 705-х будет, да и уровень буржуйской техники - по сравнению с советской - очень даже ого-го. Официально, по крайней мере. А неофициально - экипажи у штатовских АПЛ помногочисленнее будут, чем у советских/российских. Видать у них там, в Америке, слишком много лишних подводников...
  14. moreman78 26 ноября 2013 17:31
    Цитата: Кот
    А неофициально - экипажи у штатовских АПЛ помногочисленнее будут, чем у советских/российских. Видать у них там, в Америке, слишком много лишних подводников...


    Не надо держать амеров за идиотов! Именно из-за того, что у них как вы выразились "слишком много лишних подводников" - количество аварий на американских АПЛ в разы (а то и в десятки раз) меньше, чем на наших. Кстати одна из причин трагедии "Комсомольца" - именно в этом! Так что иногда лучше не экономить на количестве экипажа.
    1. Кот 26 ноября 2013 17:56
      Цитата: moreman78
      Не надо держать амеров за идиотов! Именно из-за того, что у них как вы выразились "слишком много лишних подводников" - количество аварий на американских АПЛ в разы (а то и в десятки раз) меньше, чем на наших ........ Так что иногда лучше не экономить на количестве экипажа.

      согласен, что чем больше экипаж - тем проще, в случае чего, бороться за живучесть. Да и в обычных условиях нагрузка на каждого члена экипажа поменьше будет, а значит ниже вероятность сделать какую-нибудь ошибку. Вот только я там выше про Зумвальт упоминал, это чего же - янкесы сознательно собираются самоновейший дорогущий корабль угробить? Экипаж, по сравнению с тем же Бёрком, меньше в два с лишним раза - при том что водоизмещение в полтора раза больше. Если следовать Вашей логике насчет взаимосвязи между численностью экипажа и вероятностью ЧП, получается: или американцы таки идиoты, или одно из двух.

      Цитата: moreman78
      Кстати одна из причин трагедии "Комсомольца" - именно в этом!

      ИМХО, правильнее было бы писать не "одна из причин", а "по одной из версий". Потому что что и как там происходило на самом деле - никто, к сожалению, до сих пор не знает, и не факт что когда-либо узнает вообще.
  15. moreman78 26 ноября 2013 18:29
    [quote=Кот]
    Кстати одна из причин трагедии "Комсомольца" - именно в этом![/quote]
    ИМХО, правильнее было бы писать не "одна из причин", а "по одной из версий". Потому что что и как там происходило на самом деле - никто, к сожалению, до сих пор не знает, и не факт что когда-либо узнает вообще.[/quote]

    А именно поэтому и не узнает, так как про пожар в отсеке успел доложить один единственный матрос, который и погиб первым.
    Суть то в том что на лодке огромное количество кабелей, паро и водопроводов, электрического и электронного оборудования и т.д. - все это требует "живых глаз" для присмотра за состоянием всего хозяйства, да и за состоянием внутреннего корпуса тоже надо следить. Уже не помню, но встречал норматив, что все отсеки должны осматриваться помоему каждые пол часа! Соответственно вы правильно заметили, что это под силу только многочисленному экипажу. Поэтому - будь на Комсомольце экипаж побольше, то и обнаружили бы возгаранее раньше и потушили.

    Относительно Зумвольта - поживем как говориться, увидим, что у амеров получиться. Но все таки служба на надводном корабле более безопасна, по сравнению с подводной лодкой. С лодки на глубине при аварии, на спасательных шлюпках и плотах на спасешься.
  16. макс702 26 ноября 2013 21:26
    Из статьи сделал несколько выводов ,как всегда сэкономили на людях "Наконец, предполагалось сформировать по два экипажа для каждой подлодки проекта. Один из них должен был работать на субмарине в море, второй – следить за состоянием систем при нахождении на базе. Тем не менее, до конца службы все «Лиры» так и остались с одним экипажем." это как ? Лодка из титана , реактор новейший и сложнейший, а для обслуживанмя этого богатства на берегу нет денег на квалифицированных 30-60 человек?ИДИОТИЗМ! Вот почему и сегодня самолеты и ракеты падают, не хотим платить рабочему люду. А так же " Чтобы сплав-теплоноситель не застыл, требовалось постоянно поддерживать определенную температуру реактора, что соответствующим образом сказалось на эксплуатации подлодок. В частности, затруднялось базирование с использованием существующей инфраструктуры. " Это как? Неужель нвозможно было построить ТЭЦ недалеко от места базирования с мощностью 10кратно превышающую потребность на разогрев теплоносителя на лодке.. очень дорого или очень сложно ? Думаю не то не другое ,а обыкновенный идиотизм из серии "солдат должен стойко переносить.." ,а тут техника как бы не сложней космической ,и такого отношения не терпит, вот и сэкономили . Жаль нет цифр стоимости лодки так бы можно было бы посчитать что по чем..
    рс:Когда США в 30е годы поставляли нам массу оборудования на миллионы если не миллиарды долларов , присылали своих специалистов на отладку оборудования и обучения персонала, очень удивлялись " вы тратите такие громадные деньги на оборудование. станки, трактора, прочее .. чтож сотню другую долларов на туалеты и душевые потратить не хотите.." Это я к тому что у нас всегда так, лодка стоит 1-2 миллиарда , а на док и обслугу для нее 1-2миллиона потратить не хотим. и это касается абсолютно всей техники и персонала , гляньте в каких условиях стоят, ту160. ту95, ту22 и прочая авиация, а уж про наземную технику даже говорить не охота, а про людей что ее обслуживают в каких условиях они живут тем паче.
  17. moreman78 26 ноября 2013 23:07
    Цитата: макс702
    Из статьи сделал несколько выводов ,как всегда сэкономили на людях "Наконец, предполагалось сформировать по два экипажа для каждой подлодки проекта. Один из них должен был работать на субмарине в море, второй – следить за состоянием систем при нахождении на базе. Тем не менее, до конца службы все «Лиры» так и остались с одним экипажем." это как ? Лодка из титана , реактор новейший и сложнейший, а для обслуживанмя этого богатства на берегу нет денег на квалифицированных 30-60 человек?ИДИОТИЗМ! Вот почему и сегодня самолеты и ракеты падают, не хотим платить рабочему люду. А так же " Чтобы сплав-теплоноситель не застыл, требовалось постоянно поддерживать определенную температуру реактора, что соответствующим образом сказалось на эксплуатации подлодок. В частности, затруднялось базирование с использованием существующей инфраструктуры. " Это как? Неужель нвозможно было построить ТЭЦ недалеко от места базирования с мощностью 10кратно превышающую потребность на разогрев теплоносителя на лодке.. очень дорого или очень сложно ? Думаю не то не другое ,а обыкновенный идиотизм из серии "солдат должен стойко переносить.." ,а тут техника как бы не сложней космической ,и такого отношения не терпит, вот и сэкономили . Жаль нет цифр стоимости лодки так бы можно было бы посчитать что по чем..
    рс:Когда США в 30е годы поставляли нам массу оборудования на миллионы если не миллиарды долларов , присылали своих специалистов на отладку оборудования и обучения персонала, очень удивлялись " вы тратите такие громадные деньги на оборудование. станки, трактора, прочее .. чтож сотню другую долларов на туалеты и душевые потратить не хотите.." Это я к тому что у нас всегда так, лодка стоит 1-2 миллиарда , а на док и обслугу для нее 1-2миллиона потратить не хотим. и это касается абсолютно всей техники и персонала , гляньте в каких условиях стоят, ту160. ту95, ту22 и прочая авиация, а уж про наземную технику даже говорить не охота, а про людей что ее обслуживают в каких условиях они живут тем паче.

    А как вы думали? На обслуге и экономили! Экономика СССР - то же не резиновая! Не могла столько всего потянуть - сотни подлодок, тысячи самолетов, десятки тысяч танков и т.д. Поэтому главное было наклепать всю эту технику - получить премии за выполнение и перевыполнение плана, за новые проекты и т.п.! А обслуживать - да зачем, хрен с ней с техникой, сдохнет - промышленность еще наклепает, а бабы солдат/матросов нарожают ...
  18. erofich 26 ноября 2013 23:58
    К Вашему сведению на экономике СССР Украина дожила до сегоднешнего дня продажей танков. Неужели эти танки были построены? К сожалению, не моему, все было построено еще при СССР. А сейчас продажи падают и скоро вообще заглохнут.
  19. BBM 27 ноября 2013 03:26
    Цитата: Евгений46
    и только сейчас у нас возобновили постройку реактора с металлическим теплоносителем

    да ну и кто это возобновил? Энергетическая установка Лиры была одним из самых слабых мест этого проекта. На той же "золотой рыбке" абсолютной вундервафле даже на сегодняшний и завтрашний день обошлись водо-водяним реактором. По сравнению с водой по безопасности и энергоэффективности все остальное галимый отстой. Так что эти жидкометалические фантазии годятся максимум для реакторов на быстрых нейтронах и то в результате полувекового "прогресса" в этой области большинство новых идей крутится вокруг идеи как заставить реактор БН работать с водой в качестве теплоносителя.
    Использования жидкого металла в реакторе на АПЛ иначе как бредовой не назовеш.
    BBM
    1. carbofo 27 ноября 2013 18:02
      А в чем проблема нагреть до 120 с , никакой , у ВВЭР свои проблемы, для боевой подлодки компактный динамичный реактор это возможность кардинально нарастить боевой потенциал корабля, эксперимент который все таки считают удачным , хоть и дорогим .
      Надеюсь только что в перестройку не продали эти секреты , это изыскания целой отрасли , это колоссальные средства и инженерно-научный проект , такое не всякая страна способна потянуть.
      Тем более такие реакторы могут быть интересны и для других проектов , при условии решения некоторых ключевых проблем ЖМТ реакторов.
  20. sivuch 27 ноября 2013 10:28
    Так уже сказали -лодка не всегда прет на полной скорости,как грузин за блондинкой.Интересно было бы сравнить шумность на скоростях 3-6 узлов с пр.671.А максимальная -для случая,когда скрытность уже утеряна,например,после торпедного залпа,причем важна не только сама скорость,но время выхода не нее,а также маневренность.И,насколько я знаю,очень быстрый разгон -именно за счет реакторов с ЖМТ
    1. carbofo 27 ноября 2013 17:55
      Интересная мысль , осталось только кому то взяться за реализацию отчета .
      максимальная скорость может использоваться для наведения хаоса в группировке противника с целью развести ордер охранения на противолодочные действия, с целью ослабить тыл группы для действий менее шумных подлодок.
      Так же подобный засвет можно использовать для сковывания действий корабельной группы, из за невозможности пресечь действия столь скоростной подлодки в связи с тем что просто ни один корабль такую скорость не развивает, придется ползать компактной группой в полной боевой готовности, даже если подлодка ушла.
      Слабая способность современных подлодок уйти от атаки современных торпед, и невозможность сбросить такого охотника с хвоста , так и малый шанс просто догнать торпедой Лиру , делает действия вражеских подлодок сильно ограниченными.
      Мне это видится как встреча с бешеным быком в чистом поле ! если заметит то крантец.
      1. clidon 27 ноября 2013 18:01
        и в связи с тем что просто ни один корабль такую скорость не развивает, придется ползать компактной группой в полной боевой готовности, даже если подлодка ушла.

        Интересно, что быстрее противолодочный самолёт (вертолёт) или подлодка? А ракета?
        1. carbofo 28 ноября 2013 13:18
          Цитата: clidon
          Интересно, что быстрее противолодочный самолёт (вертолёт) или подлодка? А ракета?

          Я немного не про то писал.
          Но о капитан очевидность самолет конечно быстрее, и ракета.
          Но как я уже сказал, изменение тактического рисунка боя данного корабля на атакующий, и низкая эффективность использования обычных средств поражения (торпед), по "Лире" в связи с её высокими маневренными и скоростными характеристиками.
          Это сильно ограничивает индивидуальные возможности обороны как подлодок противника так и его кораблей, поскольку вероятность поражения при контратаке со стороны Лиры - близится к 100%. Вероятность поражения "Лиры" торпедами и ракето-торпедами оценивается как низкая, так как требует идеальной точности для выхода на позицию атаки-перехвата, потому что в догон пускать нечего, не хватает скорости.
          Единственный эффективный метод это плотный ордер эскадры с перекрытием зон ПЛО отдельных кораблей, что бы была возможность перехвата, как мне кажется только перехватом до "Лиры" добраться можно с приемлемой эффективностью
          И по сути будет напоминать налет истребителей на бомбардировщики , которые для обороны сбивались в кучу, для более плотного прикрытия друг друга от атак.
          Примерно это имелось в виду.
          1. clidon 28 ноября 2013 17:44
            Не стоит преувеличивать возможности лодки, которая быстрее чем её аналоги аж на 10 узлов. Это не является каким элементом супероружия (никто не догонит, никто не поймает). Лодку обнаружат за счёт шумности и в район её нахождения прилетит ракета или вертолёт или самолёт. На этом боевой путь субмарины будет закончен. Безо всяких контратак и "заманиваний".
            Преимущества данного типа субмарин проявлялись во время подводных дуэлей с вражескими субмаринами, когда расстояния малы, а роль манёвренности возрастает. Впрочем эти преимущества были не столь велики, поэтому саму линию скоростных подлодок на сегодняшний день подсеквестировали.
            1. carbofo 29 ноября 2013 21:36
              Цитата: clidon
              Не стоит преувеличивать возможности лодки, которая быстрее чем её аналоги аж на 10 узлов

              Никто не преувеличивает , я прекрасно понимаю что американцы не сидели сложа руки 40 лет что бы не создать ракето-торпеду с приемлемыми характеристиками для перехвата "Лиры".
              Но и тактический рисунок боя меняется если цель все таки хоть и шумная но весьма быстрая. Да и потом не забывайте про психологический эффект, немало американцев с флота списали из за проблем с нервами, когда они ждали атак камикадзе.
              Даже незначительное преимущество, при грамотном применении можно обернуть джокером в рукаве.
              Да и потом, я же не предлагаю влетать как ковбой в салун с торпедами наголо!
              В истории нашей армии и ВМФ даже ради незначительного преимущества строили целые комплексы из сотен ракет которые стоили очень дорого, корабли- преимущества которых не были очевидны, мы постоянно тратили колоссальные средства, на в том числе и на по сути экспериментальные проекты. Р-7 в дальнейшем космическая ракета "Союз", она разрабатывалась как баллистическая ракета, хотя ракетчики прекрасно понимали всю сложность запуска и практически нулевую боевую устойчивость до выхода в верхние слои атмосферы.
              Военные не получили супер-оружия, но получили гемор с реактором, им это не понравилось,к тому-же подлодка дорогая и требует не только высококвалифицированного обслуживания но и практически офицерский экипаж, то-же недешевый.
              Я считаю проект удачным.
              1. clidon 1 декабря 2013 08:53
                В том то всё и дело, что рисунок боя при таком незначительном повышении скорости не менялся никак. Это была надежда именно на преимущество в первую очередь подводного боя и не более того. Которое обернулось проблемами со стоимостью, эксплуатацией и шумностью. В итоге от программы таких субмарин отказались.
                Я уже писал выше - советский ВПК был избалован огромными суммами денег и дорогостоящими программами, что не пошло стране на пользу.
                С "семёркой" было хоть понятно, что альтернативы практически нет. Но делали и её (крылатые ракеты большой дальности, ядерные бомбардировщики), тут стоимость ошибки была слишком высока.
                1. carbofo 2 декабря 2013 15:25
                  Ну так никто и не говорит что скорость панацея, военные поняв что все выходит не слишком радужно, интерес потеряли.
                  Да и техники рапорта только и писали по траблам с реактором, но раз построили надо хоть ресурс выгнать, иначе зачем лодки такие что построили и не плавают , да и посмотреть как можно такие лодки использовать в перспективе.
                  ВПК делал свое дело , разрабатывал и строил, немцы тоже немало хороших и перспективных образцов делали во время войны , современное оружие оно должно быть инновационным , иначе никак, а это дорого.
                  Ну семерка стала политическим оружием , поскольку Королев развел военных, по сути делая изначально космическую а не баллистическую ракету , но технологии нарабатывал именно ОН. Военные пошли своим путем а Королев стал инструментом пропаганды, если бы не было так ,не было-бы космоса.
                  А вообще я считаю что такой вот скоростной , автоматизированный , ударный подводный корабль, нужен , хотя бы для охраны ракетоносцев, необязательно атомный, наши присматриваются к замкнутым системам норвежцев, истребитель дожен быть истребителем.
                  У нас как-бы лодки специализацию имеют, но судя по некоторым статьям часто посылают кого бог на душу положит, невзирая на пригодность проекта для тех задач на которые его нацеливают !.
  21. sivuch 2 декабря 2013 15:35
    Почитайте параллельную статью на этом же сайте Тревога под льдом,в частности,этот отрывок
    Только командир мгновенно дал команду: «Поднять мощность ГЭУ до ста процентов». Включение звука торпеды на громкоговорящую связь мгновенно отрезвило всех, но время-то прошло! Подскочил командир, вахтенный офицер, посыпались команды: «Лево на борт, турбине самый полный». Без выведенной на 100 процентов мощности реактора это было бы невозможно.
    1. carbofo 3 декабря 2013 11:22
      http://topwar.ru/36630-trevoga-podo-ldom.html
      Странно что не выяснили кто пустил торпеду, хотя почему-то я догадываюсь.
  22. федок 6 ноября 2014 23:33
    Товарищи знатоки! Смотрите на YouTube фильм АПЛ 705 проекта.С Алексеем Потехиным учились в одном взводе в ВВМУ им. Фрунзе, сейчас ежегодно встречаемся на День ВМФ, так вот он, прослужив на 705пр. от лейтенанта до кап.1р., до сих пор любит этот корабль...
    федок

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня